Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ'

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5093
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РАЦИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Доттуева Ф.С., Дадашев А.А.

В статье рассматривается и раскрывается тема мировоззрения как особого вида философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL OUTLOOK

The article discusses and reveals the theme of worldview as a special kind of philosophy.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ»

УДК 101.1

Доттуева Ф. С. студент магистратуры Дадашев А.А., доктор философских наук

профессор

Кабардино-Балкарский ГАУ им. В.М. Кокова

Россия, г. Нальчик ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация: в статье рассматривается и раскрывается тема мировоззрения как особого вида философии.

Ключевые слова: философия, мировоззрение, философское мировоззрение, рационализм.

Dottuevaa F.S. magistracy's student Dadashev A.A.

Doctor Of Philosophical Sciences, Professor

Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after. V.M. Kokov

Nalchik, Russia

PHILOSOPHICAL OUTLOOK.

Abstract: the article discusses and reveals the theme of worldview as a special kind of philosophy.

Key words: philosophy, worldview, philosophical outlook, rationalism.

У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений, так как "вода" Фалеса и "число" Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся "атомы" как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У Платона тоже были свои "атомы", только не материальные, а духовные, именно "идеи". Они тоже принципиально неделимы.

Таким образом, мир "атомов" Демокрита и мир "идей" Платона- это уже не "вода" Фалеса и не "число" Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого вполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные. Что то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр, высказав мысль, что в основе всего лежит некий "апейрон", неопределенное по отношению к любым из возможных своих состояний и модификаций материальное основание. А это была уже

серьезная "заявка" на то, что видимый мир не сводится к своей сущности, а содержит в глубине этой "видимости" некую сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать кажущееся за действительное.

Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставление мировоззрений определяется противопоставлением политических целей и интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены на построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные мировоззренческие подходы.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов на мир в целом, на собственное место в нем, а также обусловленные этими взглядами ценностные ориентации, убеждения, идеалы, принципы деятельности и познания, т.е. - целостный взгляд на мир и место в нем человека.

Мировоззрение может быть:

- идеалистическим;

- материалистическим.

Материализм - философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир - движущаяся материя, а духовное начало - это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм - философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

В истории человечества выделяют 3 основные формы мировоззрения:

- мифология;

- религия;

- философия.

Миф - это упорядоченное, определенным образом систематизированное мировоззрение, передающее представление разных народов о происхождении мира, о явлениях природы, о фантастических существах, о делах богов и героев.

Сутью любой религии является вера в сверхъестественное. Ею определяются такие компоненты религиозного мировоззрения, как вера во всемогущество Бога-творца, представление о бессмертии души, вера в "спасение". Опирается на веру как на способы существования религиозного сознания , особое настроение, переживание и эмоции.

Философия- рационально-теоретическая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир , на место человека в нем. Она опирается на разум, реальные наблюдения, логический анализ, обобщение, выводы и доказательства.

В философском мировоззрении выделяются 4 компонента:

1) познавательный-включает в себя прежде всего знания, полученные самым различным способом - повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.

2) ценностно-нормативный- основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях.

3) эмоционально-волевой- представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.

4) практический- это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Философское мировоззрение имеет определенную структуру.

1-й уровень (элементарный) - совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания.

2-й уровень (концептуальный) включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.

3-й уровень (методологический) - включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.

Основным отличием философского мировоззрения от мифологии и религии является высокая роль разума : если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательства. Философия так же является не только формой мировоззрения, но и формой человеческой деятельности и особыми способом познания, теории или науки. . Он включает в себя:

-общие принципы существования (к ним относится онтология и метафизические знания);

-развитие общественности (история и социум); антропологическое познание; творчество;

-эстетический аспект;

-культурологию.

Философия как особая форма мировоззрения дает миру оценку всех существующих знаний, представляя картину мира как целостную систему со взаимосвязанными параметрами. Рассматривая типы и формы мировоззрения, философия - самая наивысшая ступень, наделенная логическим мышлением, теоретическим фундаментом и систематизированным блоком знаний. Убеждения придают достоверности стремлению к истине.

Философия как мировоззрение сформировалась тогда, когда человек отошел от мифических форм мышления, прошел этап становления религии и постепенного отклонения от нее. Действительно, глубокое философское познание мира началось тогда, когда человек стал задумываться о природных процессах не с мистической точки зрения, а с точки зрения естественных процессов на планете. Это, так называемые, разные уровни отражения действительности.

Из вышесказанного делаем вывод, что первый, самый примитивный,

путь к становлению философии как мировоззрение - это уровень созерцания, ощущений. Ничего не объясняется, нет никаких попыток, понять реальность. Мир воспринимается только как совокупность непонятных явлений, как неизбежное, как неоспоримое.

Второй уровень уже включает в себя элементы осмысления. Теперь это можно назвать мировосприятием. Делаются попытки понять взаимосвязь между событиями и явлениями. Но тяжело назвать это венцом человеческой мысли, так как этот процесс не основан на рационализме, а больше построен на чувствах. Все обусловлено субъективным эмоциональным состоянием, опытом, через призму которого анализируются явления. Так невозможно выделить общее объективное понятие мироустройства, основанное на каких-то законах, которые будут работать независимо от человека и места.

Но вот третий уровень, на котором происходит полное осмысление явлений, построение причинно-следственных связей, сухое рациональное мышление без доли эмоций, вот тогда в действие вступает философия как мировоззрение. Тогда делаются попытки вскрыть все секреты происходящего вокруг, создать законы природы, которые бы помогли что-то предсказать, спрогнозировать, предотвратить. Такой понятийный подход основан на глубоких естественных познаниях и абстрактном, не всегда стандартном и традиционном, мышлении.

Таким образом, можно сказать, что философия как мировоззрение представляет собой высший уровень восприятия мира, его понимания. Она представляет систему рационализма и теоретических оснований под любое размышление о мире и его строении.

В разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем.

• Космоцентризм - отличительная черта наиболее древней философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы (7 - 6 в. до н. э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должно быть и их общественный мир и их нравственность.

• Для философии и культуры средних веков характерен геоцентризм. Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы сознания были подчинены ей.

• Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения ( 14 -16 в.). Человек ощутил и осознал себя центром вселенной. Антропоцентризм означал реабилитацию не только духа, но и тела человека. Ни в одну другую эпоху идеал целостной, универсально развитой личности не был так близок к его реальному, действительному воплощению в жизнь, как в эту великую, яркую эпоху, когда, освободившись от идеологического и морального пресса средневекового аскетизма, человек не оказался еще во власти порабощающей силы - жестко - одномерного, буржуазного разделения труда.

Как мировоззрение философия вырабатывает идеальные модели развития общества и человека, а также пути их осуществления. Она раскрывает смысл человеческого бытия, очерчивает ценностные параметры политического, правового , нравственного, эстетического и научного отношения человека к миру.

Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения, предстающего ныне как система абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе. В философии получили теоретическое выражение социальное самосознание людей, общественные идеалы и ценности. Вместе с тем философия явилась интегративным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса культуры и цивилизации. Справедливо замечание английского ученого-философа Б.Рассела: чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять их философию.

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.

Универсальная картина мира- это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто

логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов.

В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

Итак, мировоззрение- это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.

Для научного мировоззрения характерна высокая интеграция знаний в его практической направленности. Но кроме потенциала знаний, в мировоззрении присутствует также и потенциал эмоционально ценностного отношения человека к миру: восприятия, переживания, интересы, нормы поведения, идеалы. Это совокупно делает мировоззрение действенным духовно- практическим непосредственным отношением личности к миру. Поэтому мировоззрение можно представить как органическое единство эмоций и воли человека, знаний, убеждений, поступков.

Философия выступает теоретической основой мировоззрения и в каждую историческую эпоху обосновывает соответствующее "свое" мировоззрение.

Мировоззрение обобщает и интегрирует данные различных форм и областей общественного познания, создавая на их основе целостный образ действительности и места в ней человека. Включая и объединяя различные сферы общественного сознания, мировоззрение является и опосредующим звеном, через которое осуществляется воздействие этих сфер сознания друг на друга.

Поэтому мировоззрение представляет собой интегрирующий фактор не только отдельных сфер, но и всего общественного сознания.

Мировоззрение представляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей природе и социальной действительности но, и, исходя из определенного понимания этой действительности, своего места и назначения в ней, сознательно регулировать и контролировать свою деятельность.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: Философия- это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Использованные источники:

1. Введение в курс философии: Учебное пособие / Под ред. акад. Файзуллина Ф.С. - Уфа: УГАТУ, 2006. - 412 с.

2. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: СЛОВО, 2003. - 672 с.

3. Лазарев Ф. В., Трифонова М. К. Философия. - Симферополь: СОНАТ, 2005. - с. 352.

4. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2009. - 736 с.

5. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 2004.- 510 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.