Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ «ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ КРИТИКИ И. КАНТА. (АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)'

ФИЛОСОФСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ «ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ КРИТИКИ И. КАНТА. (АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / И. КАНТ / РАСИЗМ / BLACK-LIVES-MATTER / СОВРЕМЕННАЯ ГЕРМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Погорельская Светлана Вадимовна

«Постколониальные штудии», новое междисциплинарное направление, целенаправленно размывают философский фундамент современного Запада, стремясь доказать, что практически все столпы его философии причастны к расизму и поэтому не могут быть актуальными ни для философской науки нашего времени, ни для учебного процесса. Среди немецких философов первым попал под огонь критики Иммануил Кант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHICAL DIMENSION OF «POSTCOLONIAL STUDIES» ON THE EXAMPLE OF MODERN CRITICISM OF I. KANT. (ANALYTICAL ARTICLE)

Postcolonial Studies, a new interdisciplinary movement, purposely erodes the philosophical foundation of the modern West, seeking to prove that virtually all the pillars of its philosophy are implicated in racism and therefore cannot be relevant to the philosophical science of our time or to the educational process. Among German philosophers, Immanuel Kant was the first to come under fire of criticism.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ «ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ КРИТИКИ И. КАНТА. (АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)»

УДК 141.3

DOI: 10.31249/rphil/2022.02.02

ПОГОРЕЛЬСКАЯ С.* ФИЛОСОФСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ «ГОСТ-КОЛОНИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ КРИТИКИ И. КАНТА. (Аналитическая статья).

Аннотация. «Постколониальные штудии», новое междисциплинарное направление, целенаправленно размывают философский фундамент современного Запада, стремясь доказать, что практически все столпы его философии причастны к расизму и поэтому не могут быть актуальными ни для философской науки нашего времени, ни для учебного процесса. Среди немецких философов первым попал под огонь критики Иммануил Кант.

Ключевые слова: постколониальные исследования; И. Кант; расизм; Black-Lives-Matter; современная германская философия.

POGORELSKAYA S. The philosophical dimension of «postcolonial studies» on the example of modern criticism of I. Kant. (Analytical article).

Abstract. Postcolonial Studies, a new interdisciplinary movement, purposely erodes the philosophical foundation of the modern West, seeking to prove that virtually all the pillars of its philosophy are implicated in racism and therefore cannot be relevant to the philosophical science of our time or to the educational process. Among German philosophers, Immanuel Kant was the first to come under fire of criticism.

Keywords: Postcolonial Studies; I. Kant; Racism; Black-Lives-Matter; Modern German Philosophy.

* Погорельская Светлана Вадимовна - кандидат политических наук, доктор философии Боннского университета, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: pogorels@mail.ru

Постколониальные исследования (postkolonial studies) как направление исследований и как учебный предмет в вузах, изучающий процессы колонизации, деколонизации и неоколониализма в их взаимосвязи, зародился и постепенно окреп в англоамериканском языковом и научно-исследовательском пространстве в 80-е годы ХХ века, являясь в наше время неотъемлемой частью научного и преподавательского процесса на Западе

От истории колониализма это междисциплинарное направление отличается тем, что рассматривает колониализм и его последствия комплексно, не как однонаправленный процесс колонизации и (цивилизующего или, наоборот, негативного) влияния Европы («Запада») на колонизируемые народы «Юга» и даже не как борьбу народов «Юга» за независимость, но в его влиянии одновременно на развитие колонизирующих наций, т.е. на все культуры и общества, вовлеченные в данный процесс. Постколониальные исследования занимаются широким спектром вопросов, от государственно-политического развития до гендерной и лингвистической проблематики. Основоположники данного подхода к исследованию исторических и современных реалий, находясь в наше время преимущественно в западном исследовательском пространстве, свои этнические корни имели в бывших колониях Европы. Эта тенденция преобладает и поныне.

В оценках данного предмета преобладало мнение, что он является своего рода интеллектуальной реакцией колониальных народов на глобальные постколониальные реалии, в которых они стремятся сохранить свою этно-религиозную самобытность и найти свою культурную идентичность. Однако это не совсем так.

Например, в постколониальной культурологической и философской мысли представлено мнение, что европейский модерн как таковой неразрывно связан с колониализмом. Колонии освободились лишь политически. Духовно же и культурно они невольно продолжают оставаться в европейской (колонизаторской) цивили-зационной парадигме, от которой им следует освободиться.

1 Начало предмету положил американский исследователь палестинского происхождения Эдвард Саид в работе «Ориентализм», обратившись к западному восприятию ориента и указав на его необъективность и предвзятость. См.: Edward W. Said. Orientalism. - New York, 1978.

Поэтому при чтении иных, очень наступательно и в то же время весьма квалифицированно написанных философских текстов, создается ощущение, что здесь не столько ищется собственная идентичность, сколько разрушается «чужая», «западная», причем разрушается в ее мировоззренческих и культурных основах под предлогом того, что вся она была колониалистской, «расистской» и поэтому в наше время уже не может претендовать на универсальность своих ценностей, какими бы разумными они ни казались. Интересно, что подобный подход активизировался и в западном научно-исследовательском и преподавательском процессах по мере укрепления политических «антирасистских» движений, подобных Black-Lives-Matter1.

Между тем современные западные нации измеряют свое величие не завоеваниями прошлого, а как раз своим вкладом в мировое культурное наследие, т.е. мерой, в которой их мысль, их культура в те или иные века определяли направление цивилизационного процесса.

Поэтому составной частью гибридных войн современности является ниспровержение культурных и научных авторитетов потенциального противника. Интересно, что, ведя такие войны против геополитических соперников, как, например, Россия или Китай, западные нации «пасуют», будучи атакованными изнутри собственных обществ, из постколониального угла.

Символические коленопреклонения в политическом мире, демонстрирующие извинения «грешных» колониализмом наций за свое историческое прошлое и за свой расизм по отношению к «южному» миру, сопровождаются аналогичными коленопреклонениями в западной философской дискуссии. Современная полит-корректность в очередной раз, после критики Лютера, столкнулась не просто с историей западной мысли, но с тем, что создавало Ок-цидент, с его краеугольными камнями, ниспровержение которых обрушило бы все здание современного либерального Запада.

1 Движение, основанное в 2013 г. в защиту черной расы, в 2020-м решило заняться изменением «культуры воспоминаний».

24

Ниспровержение памятников исторических деятелей, пик которого пришелся на 2020 г.1, сопровождалось очередным всплеском ниспровержения идей.

Для исследователей из стран, не втянутых в постколониальный дискурс, интересно было наблюдать, до какого предела дойдет этот небезопасный процесс. В Германии, где первая кафедра постколониальных исследований открылась в 2014 г. и где эта дисциплина широко представлена в исследовательском и преподавательском процессе, он приостановился, потерял однозначность, поляризовался, когда постколониальная философская мысль, угнездившаяся в немецкоязычном пространстве, уже из него замахнулась на И. Канта, инкриминировав ему зоологический расизм и попытавшись, в связи с этим, аннулировать действенность его знаменитого трактата «О вечном мире», входящем в Германии даже в школьную программу.

Следует заметить, что критиковали его таким образом еще в конце 90-х XX в., но не из Германии, а из англо-американского культурно-языкового пространства. Как правило, это были философы, этнические корни которых, как уже отмечалось выше, были в бывшем колониальном мире - в основном, афроамериканцы или африканцы. Одним из первых Канта еще в 1997 г. атаковал американский философ нигерианского происхождения Эммануил Чук-вуди Езе. Ему принадлежит знаменитое высказывание, соединяющее «расизм» Канта с его «Критикой чистого разума» - «Слишком белый, чтобы быть чистым»2.

Критика кантовского «расизма» питалась в основном всем известными и считающимися с философской точки зрения малозначимыми текстами Канта по естественной истории и антропологии, которые, до формирования предмета «постколониальных исследований», особого исследовательского интереса ни у кого не вызывали.

Курс физической географии, который с 1756 и до 1797 г. Кант читал студентам, включал вопросы антропологии. Между

1 В этот год, после убийства в США афроамериканского преступника Д. Флойда белыми полицейскими при его задержании, в западном мире прошла волна протестов, сопровождавшаяся демонтажем или разрушением памятников историческим «расистам».

2 Цит. по: ^е Е., 1997].

1764 и 1788 гг. философ опубликовал ряд наработок к этим лекциям, в частности текст «Определение понятия человеческой расы» [Kant I. Bestimmung ...]. Этот текст возник в полемике с Гердером, в своей работе «Идеи к истории философии человечества»1 критиковавшего цвет кожи как критерий разделения людей на расы.

Именно на этот полемичный текст Канта в основном и ссылаются критики. Призывая «точно определить понятие расы» [Kant I. Bestimmung ..., S. 91], Кант, в отличие от Вольтера и Юма2, обращается к концепции моногенеза. Как и ряд естествоведов тех лет3, он полагал, что люди, изначально общего происхождения, изменились с течением времени под влиянием условий проживания, так, что сложилось четыре «расы» - «белые, индийцы, черные и американцы». Постепенное удаление фенотипов от изначального типа («белого брюнета») он называет «мутацией» (Abartung) [Kant I. Von den ..., S. 430-432].

Размышляя, как систематизировать расовые различия помимо внешних признаков, философ берет критериями прилежность, разумность и способность нести культуру, полагая, что эти качества полностью выражены лишь у белых, сложившихся, как раса, в умеренной климатической зоне. Им следуют индийцы и черные, последнее место отдано американским индейцам. Негр, в своей расе наилучшим образом отвечающий тем климатическим условиям, в которой она сложилась, «может быть дисциплинирован и окультурен, но никогда не цивилизован окончательно. Будучи предоставлен себе он дичает» [Kant I. Collegentwürfe], причем дикость у Канта понимается отнюдь не как желанное возвращение к природе, но как отпадение от цивилизации. Разумеется, с современной точки зрения подобные положения скандальны.

Однако они присущи лишь вышеназванному периоду творчества философа и снимаются его поздней моральной философией и философией права. Он считал «торговлю неграми» нелегитим-

1 Гердер полагал, что следует говорить о народах или нациях, а не о расах, так как есть один единственный человеческий род, развивающийся в различных формах в связи с природными условиями, в которых живет. Поэтому не следует возвышать одни культуры над другими [Herder].

2 Эти философы обосновывали неравенство рас и колониальное господство исходя из модного тогда полигенизма.

3 Например французский естествовед Луи Леклерк де Буффон.

ной с правовой точки зрения, да и порядки в Америке, где, после ее «открытия», последовало обращение ее коренного населения в рабство или же изгнание из мест поселения, тоже, по его мнению, отнюдь не отвечали критериям цивилизованности [Kant I. Vorarbeiten ..., S. 174]. В трактате «О вечном мире» он критикует колониальную политику как нарушение естественного права народов [Kant I. Zum ..., S. 358]. Перейдя от евроцентризма к неприятию европейского колониализма, в 90-е годы XVIII в. он уже тематизи-рует республиканские порядки единого космополитического мира. Это логичный процесс развития философской мысли, в ее подвижности, изменчивости, восхождении к высшему.

Однако именно в этом развитии отказывают Канту его нынешние критики, селективно выбирая из его ранних произведений «расистские», по нынешним критериям, высказывания и возводя их в абсолют его философии. Они стремятся доказать, что антропологические труды Канта, являясь составной частью его мировоззрения, характеризуют весь его философский труд, включая его универсалистскую этику свободы и равенства. Их универсализм обманчив. Они написаны для белых. Так поясняют свои нападки современные критики Канта, предлагая историфицировать Канта как идейного предтечу европейского расизма и удалить как философа из современного университетского процесса. Ибо, по мнению критиков, работающих в основном на междисциплинарном стыке «постколониальных исследований» и «истории философии», его расовая теория вовсе не стоит особняком и не является чем-то маргинальным по сравнению с его «Критикой чистого разума» или «О вечном мире» - она, один раз появившись, заражает с тех пор все его мышление, определяет его личное мировоззрение и тем самым непосредственно связана с его моральной философией, которая, следовательно, распространяется лишь на белую расу, на Европу. Причем, по мнению африканских и афроамериканских исследователей, осознать этот факт сами белые европейцы не могут, ибо и их разум тоже слишком «бел». Чтобы выявить всю глубину и масштабы белого расизма кёнигсбергского философа, нужно взглянуть на него новым, «черным» взглядом.

Подобное мнение продвигал, например, камерунский историк и политолог Ахилл Мбембе, затронувший тему Канта в рамках своей объемной работы о рабстве и капитализме «Критика негри-

тянского разума» [Mbembe, 2016]. Ямайкинский исследователь Чарльз В. Миллс в своей статье «Недочеловеки Канта» [Mills Ch.] полагал, что расизм полностью определял взгляд Канта на личность и предлагал в связи с этим пересмотреть всю историко-философскую парадигму этой эпохи. А индийская исследовательница гендерных проблем, политолог Никита Дхаван, работающая в Германии, упорно и последовательно продвигает свою точку зрения о том, что его труды в особой мере - по сравнению с другими мыслителями эпохи Просвещения - являются философским обоснованием европейского колониализма [Dhawan, 2016]. С этим нередко связывают и «евроцентризм» Канта (как-никак в «Идее всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784) он утверждает, что, возможно, «наша», европейская часть мира в конечном итоге даст законы остальным частям мира). Даже категорический императив «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом» и ««поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого - как к цели, и никогда - только как к средству» [Kant I., 1900], который в европейском пространстве по праву считается выражением универсальной человеческой морали, в афроамери-канском научном дискурсе был сочтен расистским.

Так, афроамериканская профессор философии Майша Чер-ри, считает, что категорический императив в сочетании с расовой теорией Канта исключает чернокожих. Назвав характеристикой человека «способность рационально думать и действовать», он своим отношением к чернокожим людям («неграм»), по сути исключил их из человечества. В противовес «инклюзивному универсализму» кантовской морали Черри вводит в оборот понятие «Othering», подразумевающее дискриминацию других социальных групп через возвышение собственной [Cherry, 2018].

Подобные теории подхватывались внутри Германии преимущественно в леволиберальной интеллектуальной среде, выносились в СМИ и через них попадали в философскую дискуссию. Например, левая по убеждениям профессор из Кёльна Гудрун Хентегс всю философию Канта считает «легитимацией территориальных захватов, колониализма и всемирного угнетения» [Hentges, 2004].

Тем не менее ниспровергнуть философский авторитет Канта значительно сложнее, чем, например, Хайдеггера. Кант - часть немецких культурно-исторических основ, часть того наследия, которое позволяет немцам не просто называть себя «культурной нацией» (Kulturnation), но и гордиться своим вкладом в мировой цивилизационный процесс. Более того, этот философ, глубоко исследовавший понятие «достоинство», в известной степени считается отцом нынешнего немецкого Основного закона (Конституции ФРГ), начинающегося словами «Человеческое достоинство неприкосновенно». Ниспровергнуть его можно лишь в рамках общего ниспровержения столпов европейского культурного наследия. Однако именно это и происходит в последние годы все активнее в постколониальных штудиях, взявших целью ревизию, а, если возможно, и ниспровержение «культуры белой расы», навязанной постколониальным народам и затемняющей их аутентичное развитие. Культура, корнями своими уходящая в эпоху Просвещения и поэтому возросшая на «расизме и рабовладении», не имеет права претендовать на «общечеловеческий» статус даже там, где она претендует мыслить в «общечеловеческих» измерениях. Об этом теоретики постколониальных исследований напоминают при каждом подходящем случае и, в рамках нынешнего идейного мейн-стрима западных стран, получают все больше поддержки не только от общественности, но иной раз и от политики.

Однако в основном навязываемое современным англоамериканским культурно-философским мейнстримом новое прочтение Канта встречает в Германии резкие отповеди. Это не удивительно - в ранге немецких философов Кант занимает первое место, опережая даже Гегеля. Защитники Канта указывают, в частности, что в трактате «О вечном мире», входящем в Германии даже в школьную программу, речь идет о равенстве людей независимо от рас и четко осуждается колониализм и рабство. Таким образом, его философия не носит цвета расы, она не белая и не черная, она прозрачная и поэтому универсальна, и пригодна для всех. Разумеется, защитники Канта обращаются в первую очередь к его поздним трудам, к вершине и итогам его философского творчества, разумно полагая, что критический взгляд на колониальные порядки, к которому Кант пришел в своих последних работах, наиболее четко укоренен в его философии права [Kleingeld, 2007].

Анализируя творчество любого философа в его совокупности, следует учитывать жизненный путь и изменение взглядов. Обоснованный с правовых и моральных точек зрения антиколониализм позднего Канта, не перечеркивает, но релятивирует его ранние антропологические изыскания, именно в силу своей универсальности.

К сожалению, теоретики «постколониальных исследований» не ищут консенсуса, они, как показывают последние годы, все чаще не столько исследуют, сколько воюют, чтобы ниспровергнуть. Философские исследования все сильнее политизируются.

Например, в 2020 г. в процессе активизации движения Black-Lives-Matter после убийства белым полицейским афроамерикан-ского правонарушителя и последовавшей за ней чередой протестов, погромов и ниспровержений памятников сначала в США, а потом и в Европе, критическая общественность Германии испытывала потребность не просто духом солидаризироваться с протестующими в Америке, но и показать эту солидарность делом, ниспровергнув своих немецких исторических «расистов».

Историк Михаэль Цойске, сын партийного функционера из ГДР, учившийся в США, специализирующийся на истории рабства и ныне преподающий в Бонне, выступил на Немецком радио с призывом, в рамках формирования новой культуры исторической памяти, пересмотреть роль Канта в немецкой истории философии, учитывая его поддержку ретроградной расовой теории и тем самым рабовладения. Назвав Канта «Сооснователем европейского расизма», он призвал «повнимательнее к нему приглядеться» в том случае, если «просвещение о расизме и ниспровержение памятников» будет проводиться всерьез [Antirassistischer Denkmalsturm]. За ним последовала и Никита Дхаван, повторившая на всю Германию свой тезис о Канте как «отце-основателе научного расизма» [Dhawan, 2020]. Год спустя, в 2021 г. в режиме онлайн стартовала междисциплинарная дискуссия «Кант - расист?» [Kant - Ein Rassist?], инициированная Академией наук Берлина / Бранденбур-га в рамках издательского проекта «Новое издание, ревизия и завершение трудов И. Канта» [Neuedition...].

На профессиональном, философском уровне аргументы ниспровергателей Канта малосостоятельны прежде всего в силу их селективности. Разумеется, и во время Канта были мыслители бо-

лее прогрессивного, по нынешним критериям, толка в вопросах «расизма», например Дидро. По мнению критиков, Кант мог бы прислушаться к ним, во всяком случае, имел такой шанс. Но должен ли был?

Широкого распространения обвинения против философа не получили. «Мы не можем применять наше сегодняшнее знание к тому, кто родился 300 лет назад», - писали его защитники. В те времена разработка понятия «раса» не имела политического выхода и поэтому исследования не могут быть в прямом смысле названы расистскими. Их следует понимать скорее как полемичный вклад в научную дискуссию тех лет [Bahners, 2020].

За Кантом, вероятно, наступит очередь Гегеля. Ведь в его философии истории «каждый народ представляет собой особую степень развития духа», «Африка не является исторической частью мира», а ее народы не «имеют личностное сознание; их дух спит, остается глубоко внутри, не имеет никаких подвижек, и таким образом соответствует плотной, неупорядоченной массе африканского континента» [Гегель ... ].

Что ж говорить о современности. Юрген Хабермас, когда-то икона левых европейских интеллектуалов, рассуждая пару лет назад в традиции «К вечному миру» Канта о «всемирном государстве Европы» [Habermas, 2011] вряд ли представлял, насколько критично посмотрят на его «постколониальный Евроцентризм» исследователи из Африки.

В заключение следует заметить, что сам факт критичного и даже недоброжелательного изучения наследия Канта в Африке и в афроамериканском научном сообществе не удивляет - их интерпретации, несомненно, обогащают палитру мировых исследований. Странным представляется, что Европа, из солидарности с США подхватившая и перенесшая к себе внутриамериканские расовые разногласия, выискивая и обличая «расизм» своего культурного наследия, не осознает, что предав анафеме Просвещение и его философов, она расстанется не с «позорным прошлым», а с собой, поскольку все нормативное, чем обладает нынешняя Европа и на чем она строит фундамент своего единства, берет истоки в той эпохе.

Великие философы не могли не быть интегрированными в контекст своих времен. Поэтому изучение их наследия не может не учитывать особенностей тех лет, в которые они творили, усло-

вия, окружавшие их, политический климат, уровень науки. С именем Канта в Германии связывают такие понятия, как «просвещение», «автономия», «категорический императив», «человеческое достоинство», «всемирный мир», «универсализм», но никак не «расизм», который, заметим, как понятие вообще возник лишь в ХХ в.

Так что обличений Канта в Германии, во всяком случае, не ожидается. Страна уже сейчас готовится к его 300-летнему юбилею 22 апреля 2024 г.

Список литературы

1. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. - Москва : Юрайт, 2019. - 378 с.

2. Antirassistischer Denkmalsturm. Auch der Philosoph Immanuel Kant steht zur Debatte. - URL: https://www.deutschlandfunkkultur.de/antirassistischer-denkmal sturm-auch-der-philosoph-immanuel.1013.de.html?dram%3Aarticle_id=478593& (accessed: 13.06.2021).

3. Bahners P. Kant und die Stammtischwahrheiten // Frankfurter Allgemeine Zeitung. -2020. - 20.06. - URL: https://www.faz.net/aktuell/feuilleton/debatten/denkmal sturz-debatte-rassismusvorwuerfe-gegen-immanuel-kant- 16821689.html

4. Cherry M. Wir wären so gerne normal // Süddeutsche Zeitung. - 2018. - 21.12. -URL: https://www.sueddeutsche.de/kultur/othering-ausgrenzung-1.4258072?redu ced=true

5. Dhawan N. Die Aufklärung retten // Zeitschrift für Politische Theorie. - 2016. -N 7. - S. 249-255.

6. Dhawan N. «Ignoranz gegenüber der eigenen Ignoranz» // Beitrag. - 2020. - 27.06. -URL: https://www.deutschlandfunkkultur.de/nikita-dhawan-zu-kolonialismus-und-rassismus-ignoranz.990.de.html?dram:article_id=478995

7. Di Cesare D. Heidegger, die Juden, die Shoah. - Frankfurt a.M. : Vitorio Klostermann, 2016. - 440 S.

8. Eze E. The color of reason: The idea of 'race' Kant's anthropology // Postcolonial African Philosophy: A Critical Reader / Ders. (Hrsg.). - Cambridge, 1997. -S. 103-141.

9. Habermas J. Die Krise der Europäischen Union im Lichte einer Konstitutiona-lisierung des Völkerrechts - Ein Essay zur Verfassung Europas. - Berlin : Suhrkamp, 2011. - 140 S.

10. Hentges G. Die Erfindung der >Rasse< um 1800 - Klima, Säfte und Phlogiston in der Rassentheorie Immanuel Kants» / Birgit Tautz (Hrsg.) // Colors 1800, 1900, 2000: signs of ethnic difference. - Amsterdam, 2004. - S. 47-67.

11. Herb K. Unter Bleichgesichtern. Kants Kritik der kolonialen Vernunft // Zeitschrift für Politik. - 2018. - N 4. - S. 381-398.

12. Herder Johann G. Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit. - URL: http://www.zeno.org/Literatur/M/Herder,+Johann+Gottfried/Theoretische+Schrifte n/Ideen+zur+Philosophie+der+Geschichte+der+Menschheit

13. Kant I. Bestimmung des Begriffs einer Menschenrasse. Werkausgabe in 12 Bänden. XI. Schriften zur Anthropologie, Geschichtsphilosophie, Politik und Pädagogik. -Berlin : Suhrkamp Verlag, 1977. - Band 1. - 408 S. - См. также академическое издание онлайн: I. Kant AA VIII : Abhandlungen nach 1781. - URL: https://korpora.zim.uni-duisburg-essen.de/Kant/aa08/089.html

14. Kant I. Collegentwürfe aus den 80 er Jahren // Kant. AA XV. Handschriftlicher Nachlaß. - URL: https://korpora.zim.uni-duisburg-essen.de/kant/aa15/878.html

15. Kant I. Von den verschiedenen Racen der Menschen. - URL: https://korpora. zim.uni-duisburg-essen.de/kant/aa02/430.html

16. Kant I. Vorarbeiten zu «Zum Ewigen Frieden». - URL: https://korpora.zim.uni-duisburg-essen.de/kant/aa23/174.html

17. Kant I. Zum Ewigen Frieden. - URL: https://korpora.zim.uni-duisburg-essen.de/ kant/aa08/358 .html

18. Kant I. Gesammelte Schriften. Akademie der Wissenschaften zu Göttingen. -Berlin, 1900. - URL: https://korpora.zim.uni-duisburg-essen.de/kant/aa04/421.html

19. Kant - Ein Rassist? Wie umgehen mit Kants Schriften in Forschung und Lehre? Interdisziplinäre Diskussionsreihe der BBAW. - 2021. - URL: https://lisa.gerda-henkel-stiftung.de/wie_umgehen_mit_kants_schriften_in_forschung_und_lehre?nav_ id=9681. - См. также: перечень дискуссионных раундов: Alle Videos in der Mediathek der Berlin-Brandenburgischen Akademie der Wissenschaften (BBAW). -URL: https://www.philosophie.uni-jena.de/arbeitsbereiche/praktische+philosophie/ aktuelles+in+der+praktischen+philosophie/kant+-+ein+rassist_

20. Kleingeld P. Kant's Second Thoughts on Race // The Philosophical Quarterly. -2007. - N 57. - S. 573-592, hier: S. 574.

21. Lieder M. Kant und der Rassissmus // Philomag. - 2021. - 2.01. - URL: https://www.philomag.de/artikel/kant-und-der-rassismus-0

22. Mbembe A. Critique de la raison nègre. - Paris, 2013. - 272 p. - Интересно, что в немецком переводе название звучит «Критика черного разума». Mbembe A. Kritik der schwarzen Vernunft. - Bonn, 2016. - 331 S.

23. Mills Ch. Kants Untermenschen // Ders.: Black Rights/White Wrongs: The Critique of Racial Liberalism. Black Rights/White Wrongs: The Critique of Racial Liberalism. - URL: https://www.oxfordscholarship.com/view/10.1093/acprofoso/ 9780190245412.001.0001/acprof-9780190245412-chapter-6

24. Neuedition, Revision und Abschluss der Werke Immanuel Kants. - Berlin : Brandenburgische Akademie der Wissenschaften. - URL: https://www.bbaw.de/for schung/neuedition-revision-und-abschluss-der-werke-immanuel-kants

25. Wollf M. Wer Kant als Rassisten bezeichnet, müsste ihn erst einmal lesen: Wie eine wissenschaftliche Akademie den Aufklärer an den Pranger stelltant - Ein Rassist? Wie umgehen mit Kants Schriften in Forschung und Lehre? Interdisziplinäre Diskussionsreihe der BBAW. - 2021. - URL: https://www.philosophie.uni-jena. de/arbeitsbereiche/praktische+philosophie/aktuelles+in+der+praktischen+philoso phie/kant+-+ein+rassist

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.