Научная статья на тему 'Философско-сотериологические аспекты буддизма Ваджраяны'

Философско-сотериологические аспекты буддизма Ваджраяны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
447
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИЗМ / ВАДЖРАЯНА / ТАНТРА / МУДРА / МАНТРА / САМАДХИ / МАНДАЧА / УПАЯ / ПРАДЖНЯ / BUDDHISM / VAJRAYANA / TANTRA / MUDRA / MANTRA / SAMADHI / MANDALA / UPAYA / PRAJNA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ветлужская Лидия Леонидовна

В статье рассматривается система философско-сотериологических приягцтов буддизма Ваджраяны, раскрывается принцип тождественности природа адепта и природы Будды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHICAL AND SOTERIOLOGICAI. ASPECTS OF VAJRAYANA BUDDHISM

In this paper a system of philosophical and soteriological principles of Vajray>ana Buddhism is considered, the identity principle of the nature of the adherent and the nature of Buddha are analyzed.

Текст научной работы на тему «Философско-сотериологические аспекты буддизма Ваджраяны»

Л.Л. Ветлужская. Философско-сотериологические аспекты буддизма Ваджраяны

признать этот факт. Но раз, признав его и доверив себя Богу, он становится Его избранником, субъектом Его бесконечного милосердия. Будучи верным Богу, человек становится ни много, ни мало Его наместником на земле. Признавая свое несовершенство, свою слабость, человек ставит себя на свое место. Всемогущество Бога сделает все остальное. «И полагайся на Всемогущего, который видит тебя», - утверждается в Коране.

Литература

1. Cf. L. Gardet. La Cite musulmane. - P.. 1976.

2. Массе А. Ислам (очерк истории). - M., 1982.

Николаев Эдуард Афанасьевич, доктор исторических наук, заведующий научно-

организационным отделом Института

монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ, e-mail: edsabr@yandex.ru. Николаев Юрий Эдуардович, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ.

Nickolaev Eduard Afanasievich, doctor of historical science, the head of department of science and organization, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, Siberian Branch, Russian Academy of Science, Ulan-Ude, e-mail: edsabr@yandex.ru. Nickolaev Yuriy Eduardovich, postgraduate student, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, Siberian Branch, Russian Academy of Science, Ulan-Ude.

УДК 294.3 © JLJL Ветлужская

ФИЛОСОФСКО-СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУДДИЗМА ВАДЖРАЯНЫ

*Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 12-13-03002 а/Т

В статье рассматривается система философско-сотериологических принципов буддизма Ваджраяны, раскрывается принцип тождественности природа адепта и природы Будды.

Ключевые слова: буддизм, Ваджраяна, тантра, мудра, мантра, самадхи, мандола, упая, праджня.

L.L. Vetluzhskaya

THE PHILOSOPHICAL AND SOTERIOLOGICAL ASPECTS OF VAJRAYANA BUDDHISM

In this paper a system of philosophical and soteriological principles of Vajrayana Buddhism is considered, the identity principle of the nature of the adherent and the nature of Buddha are analyzed\

Key words: Buddhism, Vajrayana, tantra, mudra, mantra, samadhi, mandala, upaya, prajna.

Буддизм в философско-онтологическом и сотериологическом планах сформировался в пределах трех направлений: Хинаяны («Малая колесница»), Махаяны («Великая колесница») и Ваджраяны («Алмазная колесница»). В настоящей работе предполагается осветить основополагающие философско-

сотериологические принципы буддизма Ваджраяны. Концепция трех ян (санскр. уапа -«колесница», «путь») также служит базой для глобальной перодизации истории буддизма. С этой концепцией теоретически совпадает концепция «трех поворотов колеса Учения» (санскр. ^агта-сакга-ргауаЛапа). Три поворота колеса Дхармы толковались как формы проповеди Будды, в которых он, ориентируясь на зрелость аудитории, проповедовал сначала хинаяну (Бенаресская проповедь), потом йогачару (проповедь под Раджагрихой) и, наконец, самую глубокую мудрость -

мадхьямику (другая проповедь под Раджагрихой). Буддийские историки Будон (1290-1364) и Таранатха (1574-1608) связывают с тремя поворотами колеса Дхармы выдвижение на первый план тех или иных религиозно-философских доктрин. Первый поворот колеса Учения представляют доктрины анатма («недуши») и теории реального существования дхарм, которые актуализировались школами тхеравада и сарвастивада. Второй поворот колеса Учения связан с выдвижением мадхьямикой доктрины шуньяты-пустоты, третий - идеи абсолютного сознания, или «сознания-хранилища» (санскр. а1ауа-уупапа) школы виджнянавада [7, с. 15]. Однако следует понимать, что концепция и трех ян, и трех поворотов Дхармы учитывает лишь некоторые эволюционные, историко-философские и религиозно-философские нововведения в период от основания буддизма и до УН-УШ вв.,

2012/6А

дальнейшее же развитие буддийской мысли остается вне поля вышеназванных концепций. Тем не менее, говоря о религиозно-философских установках буддизма Ваджраяны, мы, конечно же, обращаемся к концепции ян - колесниц Учения.

Итак, формально буддизм подразделяется на три Колесницы, в равной степени ведущих к одной и той же высшей цели - нирване. Ваджраяна, будучи частью Махаяны, разделяет все ее основные философские установки. Однако, в силу специфики принципов и методов, которыми руководствуются адепты Ваджраяны и которые применяют на пути достижения высшей религиозной цели, следует выделить их в отдельный комплекс проблем, требующих изучения и анализа.

Датирование зарождения, становления и окончательного формирования направления Ваджраяны в Индии до настоящего времени определяется неоднозначно. Мы полагаем, что приблизительное время оформления Ваджраяны в Индии можно и следует соотнести со временем активного проникновения элементов Ваджраяны из Индии в Китай в VIII в. н.э. Отсюда можно заключить, что единый доктринально-ритуальный комплекс Ваджраяны сформировался в Индии к концу VII в. н.э.11

Радикальным отличием Великой колесницы от Малой является ее социальный аспект -провозглашение широкого пути спасения как для монахов, так и для мирян. В Хинаяне на первый план были выдвинуты доктрины страдания и непостоянства бытия. В Махаяне они не потеряли своей актуальности, однако первостепенной по значению становится концепция шуньяты (sünyatá - «пустота»). Под «пустотой» подразумевается пустота Я (эго) от независимого существования. В буддизме Махаяны декларируется наличие природы Будды в каждом живом существе, реализация природы Будды аналогична достижению нирваны. Таким образом, нирвана стала результатом познания живым существом своей собственной природы. С точки зрения Махаяны,

14По данному вопросу см.: Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. - СПБ., 2003; Торчинов Е.А. Введение в буддизм: Курс лекций. - СПб.. 2005; Пахомов C.B. Индуистская тантрическая литература // Восток. - №2. - 2005; Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М, 1980. - С. 246.: Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. - М., 1985; Лама Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма (согласно эзотерическому учению великой мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ). - С-П., 1993; Золотые письмена: тексты традиции Дзогчен с комментариями / Пер. с тиб., коммент. и примечания Д.М. Рейнолдса. - М.: «Цасум Линг», 1999.

религиозная практика необходима не столько ради собственного просветления, сколько для спасения всех живых существ.

Философским основанием Ваджраяны послужило учение идеалистической махаянской школы виджнянавады, которая, по словам известного буддолога Ф.И. Щербатского, «развивала учение о том, что действительно существуют лишь представления, а внешний мир, который мы думаем познавать в наших восприятиях, не существует вовсе, иначе как в нашем воображении» [10, с. 18].

В буддизме Ваджраяны акценты в практике достижения освобождения сместились от постепенного пути накопления заслуг к возможности достижения буддовости в течение настоящей жизни. Это направление объединило основные моменты махаянского учения с применением тантрийских практик. В частности, в практике медитации присутствие природы Будды в человеке может быть раскрыто путем задействования трех аспектов его жизнедеятельности - трех таинств: тела (санскр. kaya), речи (санскр. vac) и ума (санскр. citta). Активизировать природу будды на уровне тела надлежит выполнением мудр (санскр. mudra), на уровне речи - мантр (санскр. mantra), и на уровне ума — с помощью медитации (санскр. samadhi).

Мудра в переводе с санскрита означает «печать», «знак». Мудра обычно означает определенное положение пальцев, которое символизирует какое-либо понятие в сфере риту ала. Понятие «мудра» охватывает не только предписания касательно положений рук, все тело адепта при сидячей медитации должно принимать определенную позицию. Лучше всего для этой цели подходит поза лотоса, имеющая семь характеристик.

«Мантра» в переводе с санскрита означает «стих», «заклинание». Многие ученые приводят прямой перевод данного термина «заклинание», «тайная формула». Генрих Циммер четко обозначил раздел между мантрами и заклинаниями. «В слове «мантра» -пишет он, - корень «ман» - «мыслить» соединен с окончанием «тра», образующим слова -инструменты. Таким образом, мантра - это «инструмент для мышления», «то, что создает умственный образ» [13, с. 81]. Мантра суть сила, а не обычная речь, своим звучанием она вызывает и свое содержание. Однако мантры действуют не в силу своей магической природы, а исключительно в силу и посредством воспринявшего их разума. Хотя рецитацией мантр достигается некоторая вибрация на

Л.Л. Ветяужская. Философско-сотериологические аспекты буддизма Ваджраяны

физическом уровне, ее действие нельзя свести к чисто механическому. Если бы эффективность мантр зависела лишь от точности их произнесения, то в Тибете, Монголии, Китае, Японии они утратили бы свою силу из-за того, что произносятся не в соответствии с фонетическими правилами санскрита. Сила воздействия мантр зависит от духовной установки человека, от степени его переживаний и опыта, обретенного с помощью данной мантры. Мантры действуют не в силу своей собственной магической природы и сами по себе не обладают каким либо количеством энергии, они - лишь средство для концентрации сил уже присутствующих в человеке [6, с. 210].

Поскольку для достижения высшей цели -нирваны, освобождения, достижения состояния Будды, постижения собственной буддовости, требуется познание самого себя, то ключевое значение приобретает работа с собственным сознанием, доведение его до устойчивого состояния, успокоение бушующего океана мыслей. Основной же практикой для достижения этой цели является медитация. Медитация представляет собой практику, приводящую к состоянию мысленного сосредоточения, которая включает в себя «мудрость знания вещи как она есть» и «мудрость всезнания» [12, с. 201-202]. Высшая степень концентрации мысли - самадхи -достигается с помощью дхъяны (санскр. сШуапа). Состояние дхъяны характеризует полное сосредоточение внимания практика на объекте медитации и успокоение волнения мыслей. Самадхи является состоянием, в котором медитирующий отождествляет себя с объектом медитации. Три аспекта жизнедеятельности человека - его тело, речь и ум задействуются в

и т

йогической практике. Йога (санскр. уи) -«взнуздывать», «объединение», «объединять») представляет религиозную практику, включающую мудры, мантры и самадхи, в процессе которой адепт идентифицирует себя в трех своих проявлениях с визуализируемым божеством. Ум практикующего (санскр. с1йа), таким образом, идентифицируется с природой ума Будды.

Самый распространенный в буддизме Ваджраяны объект для медитации - это мандала пяти Дхъяни-будд. Мандала (санскр. тапс1а1а -«круг», «диск», «сфера», «круговой») - это проекция космоса, олицетворение вселенной в ее чистом аспекте. Мандала может быть визуализирована, нарисована на ткани, выполнена в трехмерном изображении или сделана из цветных порошков. Термин «Дхъяни-

будда» был введен в востоковедную литературу в XIX в. для обозначения визуализируемых в процессе медитации пяти Татхагат (санскр. ТаЙ1^а1а - «так пришедший» или «так ушедший», эпитет Будды). Представление о Татхагатах сложилось в первые века н.э. в Северной Индии и затем было принято многими школами Махаяны. Представление о Татхагатах тесно связано с теорией трикаи. Трикая (санскр. 1:пкауа - «три тела») - одно из основных понятий Махаяны и Ваджраяны. Согласно концепции трикаи принцип просветления имеет три уровня: абсолютный - дхармакая (санскр. сШагтакауа - «тело закона»), идеальный -самбхогакая (санскр. затЫю£акауа - «тело блаженства»), конкретный - нирманакая (санскр. шгтапакауа - «обретенное» или «явленное тело»). Со временем эти первоначально абстрактные «три тела» персонифицировались и на их основе возникли образы Дхъяни-будд, бодхисаттв.

Всю вселенную, все ее сферы, все живое и неживое пронизывает дхармакая. Дхъяни -будды - это образы самбхогакаи - тела блаженства. Появление будд на земле, обретение ими зримого и ощущаемого земного тела - проявление нирманакаи - явленного тела [2, с. 498]. По «Гухьясамаджатантре» Татхагат пять: Акшобхья, Вайрочана, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи. В позднейшей литературе Тантр (УШ-1Х вв. н.э.) к названным Татхагатам добавились Ваджрасаттва («Алмазная сущность»), Ади-будда

(«Изначальный будда»), отождествлявшийся с дхармакаей. Учение буддийской Ваджраяны является в высшей степени символичным и иносказательным. Большинство медитативных практик строится на отождествлении элементов одного порядка с элементами другого. В результате практики медитации приверженец Ваджраяны должен осознать, прочувствовать и осуществить тождественность своей природы с природой Будды. Для этой цели он отождествляет элементы своего тела с различными аспектами будды Махавайрочаны [8, с. 280], а пять скандх (БкапсШа - «группа») - с пятью Дхъяни-буддами.

Одним из важнейших символических отождествлений в Ваджраяне является соотнесение высших духовных принципов буддизма с сексуальной символикой, что способно задействовать самые глубокие чувственные переживания человека и призвано произвести впечатление, оставить отпечаток в его сознании. Постижение состояния Будды достижимо при условии слияния праджни

2012/6А

(санскр. рга]па - «мудрость», «интуиция») и упаи (санскр. ирауа - «метод»). Праджня достигается в процессе медитации - это интуитивная мудрость, осознание глубинной сути всех вещей, их пустотной природы. Упая представляет собой метод, с помощью которого осуществляется реализация праджни, чем достигается совершенство будды. Праджня считается женским пассивным началом, упая — активным мужским, в практике достижения состояния Будды их значение важно и равновелико. Их соединение символизирует достижение состояния недвойственности субъекта и объекта, сансары и нирваны.

В учении Ваджраяны имеет особое значение духовный Учитель, гуру. Он не просто выдающаяся личность, ведущая ученика по опасному пути Ваджраяны. Учитель представляет традиционно-преемственную линию великих учителей той или иной традиции. Как правило, такая линия-цепочка уходит во времени вглубь веков. 11о этой причине существует целая система правил взаимоотношений «Учитель-ученик», согласно которым Учитель узнает в ученике сосуд, достойный нектара Учения, а ученик избегает опасности вверить себя недостойному человеку, действующему из эгоистических побуждений. В некоторых школах, например в Дзогчен, наравне с Буддой, Дхармой и Сангхой принимается прибежище в Гуру, поскольку источником первых трех является не кто иной как компетентный учитель. Гуру неотделим от проявлений Трех драгоценностей, поэтому в практике взаимоотношений учителя и ученика роль гуру считается наиважнейшей [4, с. 44-45].

В заключение нужно выделить ряд основополагающих принципов пути спасения в Ваджраяне:

1) обязательное непосредственное руководство компетентного учителя - Гуру,

являющегося звеном в линии передачи того или иного эзотерического метода;

2) использование методов, включающих чувственные стороны жизни для достижения высшей духовной цели;

3) применение методов йоги;

4) наличие символической сексуальной бинарной оппозиции: Праджня - Упая.

Литература

1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. -М, 1980.

2. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. - М., 1985.

3. Его Святейшество Далай-лама XIV о дзогчен. - М.. 2007.

4. Золотые письмена: тексты традиции Дзогчен с комментариями / пер. с тиб., коммент. и примечания Д.М. Рейнолдса. - M.: «Цасум Линг», 1999.

5. Конзе Э. Буддизм; сущность и развитие. - СПБ., 2003.

6. Лама Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма (согласно эзотерическому учению великой мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ). - C-IL, 1993.

7. Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия // Лысенко В.Г., Терентьев A.A., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. -М.. 1994.

8. Пахомов C.B. Индуистская тантрическая литература // Восток. - №2. - 2005.

9. Торчинов Е.А. Введение в буддизм: Курс лекций. -СПб.. 2005.

10. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. 4.2. Источники и пределы познания.-СПб, 1995.

11. Chang С.С. Garma. The Practic ofZen.-N.Y., 1959.

12. Zimmer H. Ewiges Indien. - Zurich, 1930.

Ветлужская Лидия Леонидовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры филологии стран Дальнего Востока восточного факультета Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: vetl@list.ru.

Vetluzhskaya Lidia Leonidovna, candidate of history science, associate professor, department of philology of Far East countries, Buryat State University, Ulan-Ude, email: vetl@list.ru.

УДК 299.52 © E.C. Лепехова

КЛАССИФИКАЦИЯ БУДДИЙСКИХ ШКОЛ В КОНЦЕПЦИИ КУКАЯ

В данном исследовании рассматривается проблема классификации буддийских учений в сочинениях Кукая (Кобо-дайси) (774-835) — основателя японской буддийской школы Сингон. В ходе сравнительного анализа классификации буддийских учений в других японских буддийских школах Риссю, Хоссо и Кэгон автор выдвинул предположение, что система классификации буддийских учений в школе Сингон отличалась от аналогичной концепции других буддийских школ. В доктринах Сингон, помимо периодизации буддийских учений, указывалось положение различных буддийских школ в пространстве буддийского мира, выраженное в их связи с Буддами и Бодхисаттвами, изображенными на мандолах, которые были объектами ритуального поклонения в школе Сингон.

Ключевые слова: Кукай (Кобо-дайси), Риссю, Хоссо, Кэгон, Сингон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.