Научная статья на тему 'Философско-религиозные основы вероучения апокалиптических культов'

Философско-религиозные основы вероучения апокалиптических культов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
411
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТ АПОКАЛИПСИСА / ПРОБЛЕМЫ ВЫЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ / ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / CULT OF APOCALYPSE / THE PROBLEM OF SURVIVING IN A MODERN WORLD / ESCHATOLOGICAL TENDENCY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оленич Тамара Станиславовна

Рассматриваются общие черты новых религиозных вероучений апокалиптических культов относительно проблемы выживания человека в современном мире. Новые религиозные апокалиптические культы являются религиозно безопасными для создания экопоселений, скиний, родовых поселений. При этом отмечается, что часто такой «выход» из технократического мира приводит к изоляционизму и фанатизму, «коллективному уходу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The philosophical and religious creed apocalyptic cult

In this article concerns some general traits of personal surviving in new religious cults. The new religious cults present religious safety for creation ecosettlements and family settlements/ but quite often such escape from the technocratic world leads to isolation, fanaticism and "social escape".

Текст научной работы на тему «Философско-религиозные основы вероучения апокалиптических культов»

ФІЛОСОФІЯ

УДК 298.9:291.22

Т. С. Оленич ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ АПОКАЛИПТИЧЕСКИХ КУЛЬТОВ

Розглядаються загальні риси віровчень нових релігійних апокаліпсичних культів стосовно проблеми виживання людини в сучасному світі. Нові релігійні апокаліпсичні культи є релігійно безпечними для створення екопоселень, скиній, родових поселень. При цьому відзначається, що часто такий «вихід» із технократичного світу призводить до ізоляціонізму і фанатизму, ««колективного залишення».

Ключові слова: культ апокаліпсису, проблеми виживання у сучасному світі, есхатологічні тенденції

Ф. Достоевский назвал человека тайной. Он хорошо чувствовал многосложность и многосоставность человеческого существа, его бескрайнюю широту, которую он в минуты отчаяния и бессилия схватить и понять желал даже «сузить». Но внутренний рост человека и его нынешняя космическая мощь наводят на мысль, что мы подходим к рубежу, когда возможны подлинный диалог и взаимодействие со всем миром, со всеми его действительностями. Как пишет профессор В. А. Кувакин человек начинает говорить с миром, как звезда со звездою, как микрокосм с космосом бытия, ничто и неизвестности, как субстанция со всеми известными и неизвестными, существующими и несуществующими субстанциальными действительностями.

Человек из жизни постсоветского пространства оказался духовно «потерянным», склонным к восприятию любых ненаучных концепций. Этот факт сочетается с таким наследием советского прошлого как своеобразный социальный инфантилизм. Будучи оторванным, выгоды господства тоталитарной политической системы от мирового социального развития народ во многом оказался неподготовленным к ситуации, когда каждый человек сам должен был осуществлять свой выбор. Хлынувший в период «перестройки и гласности» поток псевдонаучных измышлений, «воинствующего невежества» дестабилизировал психику многих людей. Отказавшись от «здравого смысла» и научно обоснованных убеждений, они легко отрекались от своих прежних знаний. Вера в НЛО, «снежного человека», телепатию, астрологию, кармические идеи, надвигающийся апокалипсис, была связана с ценностями первого периода радикальнодемократического движения - антикоммунизмом, желанием быстрее «похоронить» СССР, приоритетом прав человека и рынка. Угроза ядерной войны, демографическая, экологические глобальные проблемы никогда не представляли такой непосредственной опасности.

В религиозном сознании нарастали мистические настроения, усугублялась эсхатологическая направленность, усилился интерес к катастрофам и трагедиям, их апокалипсическая трактовка. Как следствие, обозначилось новое предназначение, его смысл жизни, вернее, его бессмысленность существования. «...Картины

обесцененного бытия решено было не демонстрировать в явном виде, так как это лишает людей перспективы. Поэтому правящими элитами опосредствованно поддерживались различные религиозные и квазирелигиозные идеологемы и мифологемы, помогающие тем, кого пугает бессмысленность бытия, находить в жизни

какой-либо смысл, с помощью которого они могли бы раскрашивать свое бытие, не пугаясь реальности [1].

В экологии возникли «языческие мотивы», а в биосфере некоторые ученые стали усматривать наличие особых информационных принципов, ведущих к созиданию упорядоченности, что, по их мнению, согласуется с современной наукой. Стали создаваться так называемые «экопоселения», практикующие языческое «лечение природой и космическим разумом» с мистическим призванием сил, «дремлющих в природе».

В начале 90-х годов возникли такие религиозные формирования, как «союз венедов», «Тезаурус», пропагандирующих два, казалось бы, не связанных направления - этническую избранность и экологию. Комментируя данные факторы, Б. Фаликов выдвинул концепцию, согласно которой, любая культура в той или иной форме репрессивна, культурные ценности и нормы воспринимаются человеком, как гнет и насилие, а потому в культуре периодически возникает состояние «усталости» от «нее и попытки бегства в сторону «большей природности», но это только «бунт на коленях». Внутри самого культурного состояния возникают контркультурные тенденции, которые питают неоязыческий миф.

В первые годы после «разрешения религии» более мощными были культы иностранного происхождения. Однако, «культ Анастасии» с самого начала составил достойную конкуренцию иностранцам. Основа вероучения представлена в книге основателя неокульта, «президента ассоциации предпринимателей Сибири» Владимира Мегре (Пузакова) под общей рубрикой «Звенящие кедры России». Мегре призывает к сохранению природы, защите окружающей среды путем выращивания в городах, так называемых «Звенящих кедров». Люди должны помочь друг другу жить радостно и счастливо, в экологически чистой местности. Возрождая язычество, автор обещает своим последователям исцеление души и тела, «счастье в лоне природы». Под предлогом реализации программ по восстановлению природы и жизни без войн и преступности, отказа от всех вредных производств, Мегре воспевает Творца -«межпланетный Разум, Интеллект», сосредоточенный «в Природе». В роли воплощенной "божественной" силы или "Луча", который "может" изменить сознание людей для построения всемирного счастья, выступает главная героиня его книг Анастасия. Она поручила Владимиру рассказать о встречах с ней, о ее «невероятных» способностях и «заповедях» всем людям. Все «неприятности и беды, происходящие с человеком», Анасиасия объясняет тем, что люди порывают связь с природой. Предназначение Анастасии состоит в том, «чтобы объяснить людям пагубность технократического пути развития» и «указать путь к первоистокам» [2, с.147].

В своих книгах Мегре призывает общаться с «биологом земли» через мысли, ощущения или внутренний голос. Выращенные с особыми молитвами ростки кедров -священного дерева, по мнению Мегре, позволяет научиться выстраивать новые взаимоотношения между людьми и природой. В частности, он призывает хоронить родственников в родовом гнезде - устраивать родовые кладбища. Приписывая Анастасии божественные свойства всемогущества и всеведения, автор называет ее «совершенным человеком, подобным Богу, который обещает сжечь лучом «в одно мгновение тьмы постулатов вековых». Предлагаемые способы выживания в «век погибели» имеют конкретные предложения Анастасии: устал от болезней - три кедровую древесину, решил снизить загрязнение воздуха - повесь под бамперами автомобилей «коробочки с дырочками» и загрязнение снизиться до 40 %.

Проблему ядерной безопасности Владимир Мегре решает путем «рассредоточения хранилищ с радиоактивными отходами» в родовых поместьях «закопанной в земле» капсулы «не менее чем на девять метров...» [3, с.18-19].

У многих «анастасийцев» возникает вопрос: нужно ли сейчас «все бросать и

уходить в лес»? Понимая опасность последствий такого призыва, Мегре учит работать своих последователей с органами местной власти, в частности, просить их о бесплатном выделении 1 гектара земли родовых поместий в пожизненное владение с правом наследования. В то время, когда новые собственники будут выращивать кедры и «заговаривать» семена, кто-то должен позаботиться о духовности. В этом аспекте возникает еще одна категория последователей культа - барды, потомки, «кельтов-прародителей».

Являясь неотъемлемым атрибутом действительности, новые религиозные направления зачастую скрываются под самыми неожиданными «вывесками» - курсов по изучению Библии, курсов ускоренного изучения английского языка, благотворительного фонда, общества по защите духовности, охране природы. В российской тайге, под Минусинском, продолжает строить поселение секта последователей Виссариона, и специалиств-сектоведы предупреждают о высоком уровне «апокалиптических» настроений в ее среде. Сущность культа можно описать словами «духовного учителя и организатора крупнейшего в России экологического поселения» Виссариона: «Я есть Учитель Жизни, и ныне. моя задача научить вас заново. увидеть все то в вашей жизни, что вы в качестве опыта своего накопили за всю историю свою на Земле этой,. чтобы правильно начать формирование основы будущего человечества, обязательно требуется приблизить вас к Земле-Матушке наибольшим образом»[4, с.156-157]. Виссарион в своем «Последнем завете» указывает на признаки «великого времени», разделившего людей на силы света и мрака (третьего не дано), ведь «человечество пошло по прямой к пропасти,. путь, пролегающий по царству силы, вел человечество к самоуничтожению» [5, с.3-5]. В условиях современной цивилизации «подлинно человеческие отношения невозможны», поэтому Виссарионна юге Краснодарского края строит эконоосферное поселение «Тиберкуль», где «все стараются жить во благо друг друга» [5, с.163].

Проблема выживания человека в техногенном мире четко выделяется в учении «неизвестного пророка», основателя культа богородичников (БЦ) Вениамина Яковлевича Береславского. В 1984 г. В Смоленске перед иконой Одигитрии ему было «видение», которое он трактовал как посещение Богородицы. Береславский утверждает, что с той поры он ежедневно слышит голос божией Материя и является пророком. Сегодня, по учению богородичного Центра, человечество вступает в завершающий этап христианской истории. Наступают «последние времена» и «преображение мира». Но «марианская эсхатология» обещает не конец, а трансформацию мира. Если «произойдет покаяние» и все «обратятся в истинную марианскую веру», Богородица заменит Страшный суд «тихим сном преображения». «Пока, ходите в храмы прежние и принимайте слова в тишине благословенной. Беда наша в том, что мы ищем воскресения, не пожелав умереть, а может ли воскреснуть живой? Должно прежде умереть, дабы потом воскреснуть. Смерть же наша - на Кресте сораспятия и сопогребения со господом» [6, с.164]. В течение грядущего

«Тысячелетнего царства» мир будет устроен «правильным духовным образом», так что «государственное христианство» сменится «христианским государством».

В конце ХХ века активизировали свою деятельность эзотерические и гностические группы, в проповеди которых «сценарии экологической катастрофы стали все больше занимать современных сектантов, ждущих апокалипсиса, особенно среди тех, кого вдохновляют идеи «Нового века» [7, с.6]. Одна из них - религиозный культ современности - «Храм Солнца» считалась престижной экологической организацией, вхожей во многие экологические круги Европы, до самого своего «прорыва» в 1994 году, когда по приказу своего лидера 53 «эколога», в том числе 10 несовершеннолетних, ритуально покончили с собой самосожжением, принеся себя в жертву «глубинным доктринам», прикрываемым до той поры экологическими.

Известно, что руководители культа создавали проповеди «органического земледелия», выдвигали лозунги в защиту окружающей среды, формировали экологически чистые «земли обетованные». Но в то же время, адепты «Храма Солнца» верили, что действительно настанет Судный день и что культ позволит им «очиститься» космическим пламенем и вознестись «из пепла гибнущего человечества» к более высоким формам жизни. Психологи утверждают, что подобные культы Нового века, «управляемые в соответствии с современными законами рынка, привязанные к экологическому морализму, распространяются быстрее, чем более старые культы милленариев, основанные на протестантизме и на буквальной интерпретации Апокалипсиса., но при этом доходят до той же степени экстремизма, которая привела к гибели сотен людей в Джонстауне и в Уэйко» [7, с.355].

Мы лишь обобщили содержание вероучения некоторых новых религиозных культов апокалипсической направленности по проблеме выживания человека в современном мире. Необходимо ответить на вопрос Почему действия деструктивных культов так успешны? Для вербовки новых последователей многие культы применяют серьезные исследования в области «мозг — компьютер», которые находятся в настоящее время на той стадии развития, когда технически возможно проводить эксперименты с внедрением в подсознание. Наглядным примером служат различные гипнотические сеансы и некоторые другие психогенные воздействия, «блокирующие» сознательно-волевую сферу и корректирующие ее в соответствии с целью проводимого сеанса. При помощи некоторых несложных технических приемов возможна кодировка или затушевывание визуальных (зрительных) и семантических образов (двойное Фурье-преобразование, 25-й кадр Фишера), которые при предъявлении не осознаются человеком, т.к. являются незаметными.

Компьютерное тестирование человека может продемонстрировать его социальную ориентацию, психические установки, скрытые в глубинах подсознания даже от него самого. Современное состояние науки и техники позволяет совершенно незаметно для сознания человека вводить в его память любую информацию без его согласия, которая усваивается, как пища, и определяет его потребности и желания. Лидеры объясняют своим адептам, что законы, мораль, этика, принятые в обществе, дурны, и только принципы культа достойны того, чтобы им следовать.

Особенно опасным является их вторжение в область медицины. Вторжение сект в область медицины часто носит противозаконный преступный характер. Многие культы ведут вербовку под видом борьбы с наркоманией и алкоголизмом (муниты, Объединенная Церковь Христа, сайентология и др.). Общение с такими больными показало, что сектантское «лечение» не только неэффективно, но и опасно. Таким образом, обзор нарушений, возникающих у адептов деструктивных культов, представил следующую картину. Контроль над поведением и эмоциями своих членов, беспощадная эксплуатация личности, манипулирование сознанием — все это приводит к потере человеком его индивидуальных особенностей, коллективным моделям реагирования на окружающее, потере критичности к предлагаемым сектой духовным суррогатам.

Различные нарушения психики: зависимое расстройство личности,

индуцированный психоз, посттравматические стрессовые расстройства, депрессия, кошмары, дезадаптация в обществе возникают у большинства культистов. Не говоря уже о негативных социальных факторах, таких, как распад семьи, страдания детей, спекуляция на чувствах, лишение имущества и т.д. Среди расстройств можно выделить психозы, часть которых возникла остро в ответ на запугивания адептов скорым концом света, их неготовностью войти в «Небесные Обители», совершенными тяжкими грехами. Выход из таких состояний относительно быстр. В других случаях психозы были затяжными и могли возобновляться при виде какой-либо атрибутики секты.

Формирование образа врага часто приводит к трагедиям, как в случае с молодой женщиной, убившей свою малолетнюю дочь (адепта «Общества

Фиолетового Пламени»).

С 2001г. в Украине уголовные дела против деструктивных религиозных объединений возбуждаются по статьям: «Посягательство на здоровье людей под предлогом проповедования религиозных вероучений или совершения религиозных обрядов», «Организация массовых беспорядков», «Незаконное содержание,

осквернение или уничтожение религиозных святынь», «Повреждение религиозных сооружений или культовых зданий» (статьи 178-181 УК Украины). Санкции за нарушения личных прав и свобод человека и гражданина в области религии свидетельствуют, что гуманизм права не сводится только к жалости и сочувствию, а любое противоправное деяние будет пресекаться. Однако зачастую лидеры сект привлекаются к ответственности как обычные граждане.

Юридическая практика показывает, что людям, попавшим в секту, наносится серьезный вред, доказать который практически невозможно: у них наблюдаются различные фобии, депрессии, нарушение идентичности, потеря спонтанности, расстройство сна, сексуальные проблемы, приступы паники, галлюцинации, паранойя и т.д. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуются два(!) года.

Решение глобальных экологических проблем в новых религиозных образованиях апокалипсических направлений является иллюзорным, однако, если кто-то решился отдать себя заботливые руки какой-либо церкви, религиозного культа, - «это, конечно, его личный выбор, который следует уважать. Хочется толко, чтобы выбор этот был сознательным» [8].

Список использованной литературы

1. Славин Е. Язычество и еколопя [электронный ресурс]. - Режим доступа. -//www.славянское язычество

2. Иванов П. Культ Анастасии: лесной соблазн постсоветской ителлегенции / П. Иванов // Материалы международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2001.

3. Мегре В. Новая цивилизация / В Мегре. - Москва; Санкт-Петербург, 2006.

4. Виссарион. Последняя надежда. Обращение к современному человечеству / Виссарион. - Балашов, 2003.

5. Малая крупица слова Виссариона являющего последний завет от пославшего его отца небесного. - Санкт-Петербург, 2003.

6. Белов Л. Неизвестный пророк / Л. Белов. - М., 2004.

7. Шапарь В.Б. Психология религиозных сект / В.Б. Шапарь. - Харьков, 2004.

8. Каранцевич В. Л. 50 знаменитых сект / В. Л. Каранцевич. - Харьков, 2004.

T. S. Olenich THE PHILOSOPHICAL AND RELIGIOUS CREED APOCALYPTIC CULT

In this article concerns some general traits of personal surviving in new religious cults. The new religious cults present religious safety for creation ecosettlements and family settlements/ but quite often such escape from the technocratic world leads to isolation, fanaticism and "social escape".

Key words: cult of apocalypse, the problem of surviving in a modern world, eschatological tendency

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.