Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА СОФЬИ АСГАТОВНЫ ГУБАЙДУЛИНОЙ'

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА СОФЬИ АСГАТОВНЫ ГУБАЙДУЛИНОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
372
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
современная музыка / Софья Асгатовна Губайдулина / философия музыки / религиозные координаты твор-чества. / modern music / Sofia Asgatovna Gubaidulina / philosophy of music / religious coordinates of creativity.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрова Е.Ю.

В статье выявлена философско-религиозная основа творческой позиции выдающегося отечествен-ного композитора Софьи Асгатовны Губайдулиной через анализ ее высказываний о природе художе-ственного творчеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND RELIGIOUS FOUNDATIONS OF CREATIVITY SOFIA ASGATOVNA GUBAIDULINA

The article reveals the philosophical and religious basis of the creative position of the outstanding Rus-sian composer Sofia Asgatovna Gubaidulina through the analysis of her statements about the nature of artistic creativity.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА СОФЬИ АСГАТОВНЫ ГУБАЙДУЛИНОЙ»

10

ART /

ART

УДК 786.2

Петрова Е.Ю.

Доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

(Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва DOI: 10.24412/2520-2480-2020-2880-10-11 ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА СОФЬИ АСГАТОВНЫ

ГУБАЙДУЛИНОЙ

Petrova E.Y.

Russian state University. A.N.Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow

PHILOSOPHICAL AND RELIGIOUS FOUNDATIONS OF CREATIVITY SOFIA ASGATOVNA

GUBAIDULINA

Аннотация.

В статье выявлена философско-религиозная основа творческой позиции выдающегося отечественного композитора Софьи Асгатовны Губайдулиной через анализ ее высказываний о природе художественного творчеств.

Abstract.

The article reveals the philosophical and religious basis of the creative position of the outstanding Russian composer Sofia Asgatovna Gubaidulina through the analysis of her statements about the nature of artistic creativity.

Ключевые слова: современная музыка, Софья Асгатовна Губайдулина, философия музыки, религиозные координаты творчества.

Keywords: modern music, Sofia Asgatovna Gubaidulina, philosophy of music, religious coordinates of creativity.

Что объединяет искусство и религию? По мнению композитора, таким объединяющим фактором выступает общность позиций в определении целей и смысла как религиозного, так и художественного творчества. «Смысл искусства, - отмечает С. Губайдулина, - в сущности религиозный, хотя религиозность может и не осознаваться авторами художественного произведения» [7, с. 15]. По мнению композитора, существует взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов естественной физической структуры мира, так и в системе духовных отношений Творца и его творения. «Религия и искусство относятся друг к другу как естественное и искусственное в жизни человеческого общества вообще: религия - это наша естественная духовная жизнь... Религия - это то, что нам дано, а искусство-то, что нам задано. Хотя оба рода деятельности не идентичны, но цель у них общая» [7, с. 17].

Философия и религия являлись основой искусства на протяжении всей истории культуры. В определенные этапы развития культуры искусство пыталось автономизироваться от религии, найти свои, не зависящие от внешних факторов, законы и принципы. Эта тенденция, наметившаяся в эпоху европейского Возрождения, усилилась в период Нового времени, получила теоретическую разработку в различных направлениях философского материализма. Однако уже на рубеже Х1Х-ХХ веков происходит возвращение к синтезу философии и религии, послужившее обоснованием расцвета в этот период русской философской школы, получившей название русского духовного ренессанса, «школы всеединства».

Современное искусство решает непростые задачи вхождения в динамику социокультурной жизни и выработки ответов на насущные вопросы

соотношения массового и элитарного, индивидуального и серийного в процессе художественного творчества [6, с. 21]. Еще более остро стоит вопрос об энтропии человеческих ценностей в современной культуре [5, с. 18]. Музыкальное искусство обладает большими возможностями для формирования духовно-нравственных ориентиров современного человека [4, с. 185]. Определить творчество Губайдулиной в истории культуры не совсем просто. Справедливо считается, что основа основ музыки, ведущая к настоящему времени, сложилась в эпоху барокко. Своей кульминации достигли и музыкальные эмоции, и живописное начало, и символика. Ярчайшим представителем этой эпохи по праву считается И.С. Бах. Известно, что И.С. Бах имел непосредственное и прямое отношение к церкви и религии. Это было то пристанище, что питало его духовные силы, поэтому большинство его произведений написаны с религиозным уклоном для церкви, но и они имеют определенный подтекст всех произведений с его собственной символикой. У Губайдулиной же, при всей важности религиозной темы, музыка для церкви практически отсутствует (единственное исключение - хор «Ликуйте пред Господа», написанный в 1989 году по просьбе священнослужителя).

В барочный период произошло становление оперы, ставшей наиболее популярным жанром в творчестве многих композиторов XVIII и последующих веков. В ХХ веке к этому жанру обращались такие выдающиеся отечественные композиторы как А. Шнитке, и Э. Денисов, и Р. Щедрин. Однако С.А. Губайдулину этот жанр не привлекал. В молодости она писала лишь балеты, и в Генуе на ее музыку был поставлен хореоспектакль «Молитва к эре Водолея» 1991 год. Вместе с тем, отказавшись

/ ART

от сценической музыкальной драмы, она поставила себя вне ведущего жанра европейского искусства.

Если не церковь и не театр, то что же? Остается концертная эстрада. Но и к ней у Губайдулиной отношение особое. Феерически-виртуозных произведений, с блестящими пассажами, прямо «направленных» на аплодисменты публики, Губайдулина не писала. Следующее направление - введение в оркестр «виртуального» слоя звучания, со сдвигом на четверть тона - например, струнного квартета в партитуре Альтового концерта. Еще одно - создание полностью иллюзионной, беззвучной пьесы; такова «Ночная песнь рыбы» в «Висельных песнях», где певица мимирует пение, а инструменталисты - свою игру. Еще радикальнее - вовсе не концертная обстановка исполнения: премьера пьесы «...Рано утром перед самым пробуждением...» исполнение которого состоялась в японском каменном саду, слушатели сидели на подушечках. Губай-дулина ищет новые варианты артиста на сцене.

Определяя координаты своей творческой позиции, Софья Губайдуллина отмечает их широту: «Душа моя скорее универсальная... и поэтому я стремлюсь к Баху, Бетховену, Моцарту, то есть к универсальному языку» [3]. Композитор стремится к выразительному языку, отвечающему изменениям самой жизни. Полагая, что музыкальный язык подобен живому организму, который развивается, изменяется, постепенно теряет свою актуальность и правдивость. В такие периоды, считает С. Губайдулина, необходимо «твердую массу», «жесткий асфальт» художественного языка «разбивать для соприкосновения с землей», это позволит освободиться от лжи, найти искреннюю современную интонацию, дыхание правды [2, с. 10]. Композитор отмечала: «Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio, восстановление связи, восстановление legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность - это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки» (С. Губайдулина) [9, с. 94].

Особенно близки творческим позициям композитора философские концепции представителя русского «духовного ренессанса» Н.А. Бердяева. Его книга «Смысл творчества» стала для С.А. Губайду-линой настоящим духовным учением. Бердяев привлекал ее, в частности, тем, что внес в старый христианский канон истинно гуманистическую новацию. «Но наступает пора писать оправдание человека - антроподицею... Книга моя и есть опыт антроподицеи через творчество... Творчество - не допускается и не оправдывается религией, творчество - само религия» [1, с. 82]. Губайдулина считает, что искусство и творчество - это боль. Ее боль. И именно ее, боль, она выражает в каждом своём произведении. По-разному, иногда чуть ярче или приглушённее, но каждое ее произведение -это ее связь с божественным, её разговор со своей душой и Всевышним.

Так же интерес вызывала антропософия - духовное течение, вовсе не благословляемое христианской церковью. Оно, в частности, в целях создания новой духовности, оккультно истолковывало

_11_

то же христианство («христософия») и устами Р. Штайнера критиковало католическую церковь. Антропософия декларирует определенный стиль и образ жизни (особые детские школы, лечебные учреждения и т.д.). Таким образом, в вопросах верования Губайдулиной руководит индивидуально-личностный выбор, открывающий ей самые разнообразные духовные сферы. Та же позиция у нее и по отношению к национально-региональным культурам мира, с их устоявшимися свойствами. Секрет здесь в том, что культивируемые ею природность, натуральность делают ее творчество, применяя выражение М. Глинки, «равнодокладным» для культур разных наций и континентов, обнажают родство корней всякой человеческой культуры, наподобие антропологической устойчивости самого человека. Ее принимают и уважают в Германии и России, в Японии, США и Австралии. После переезда в Германию, в 1990-х годах, ее композиторская фигура становится своеобразным пунктом связи Запада с Востоком.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М.: АСТ-Астрель, 2010. - 414 с.

2. Губайдулина, С. О музыке, о себе... (беседу вел Д. Смирнов) // Музыкальная академия. - 2001.

- № 4. - С. 10-12.

3. Губайдулина, С.А. Сквозь тернии к нотам // Литературная газета. - 2002, №22. [Электронный ресурс] / Режим доступа: lgz.ru/archives/html_arch/lg222002/...

4. Зайцева М.Л., Чекменев А.И. Влияние русской пианистической школы в формировании и развитии творческих принципов Люки Дебарга // Музыкознание: Искусство. Культура. Образование: Сборник статей по материалам I Международной научно-практической конференции Института «Академия имени Маймонида» Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 10 января 2020 года / под общ. науч. ред. Я. И. Сушковой-Ириной.

- М., 2020. - С. 185-192.

5. Маричев А.В., Зайцева М.Л. Проблема исполнительского стиля в фортепианном искусстве XX века // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» (Санкт-Петербург, Август 2018). - СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2018. - С. 18-20.

6. Нечаев Г. А., Зайцева М.Л. Особенности исполнительского стиля Михаила Плетнева // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» (Санкт-Петербург, Август 2018). - СПб: ГНИИ «Нацразвитие», 2018. - С. 20-22.

7. Холопова В.Н. Концепция творчества Софии Губайдулиной // Музыкальная академия. -2001, № 4. - С. 12-19.

8. Холопова В.Н., Рестанъо, Э. София Губайдулина: Монографическое исследование. - М.: Композитор, 1996. - 346 с.

9. Холопова, В., Рестанъо, Э. София Губайду-лина: Монографическое исследование. - М.: Композитор, 1996. - 217 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.