Научная статья на тему 'Философско-религиозные аспекты проблемы отчуждения в высшем образовании в современной России'

Философско-религиозные аспекты проблемы отчуждения в высшем образовании в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
324
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ / ОТЧУЖДЕНИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕЛИГИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ALIENATION / EDUCATION IN MODERN RUSSIA / ORTHODOXY / RELIGION / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калугин Алексей Сергеевич, Терехова Грета Леоновна

С позиций философии и религии и в историко-философском плане рассмотрена проблема отчуждения в современном образовании России. Акцентировано внимание на двух взаимосвязанных проблемах, существующих в образовании: отчуждение учащихся высшей школы в процессе образования от системы ценностей, которые исторически сложились в России, и отчуждение преподавательского состава от процесса передачи знаний и от научной творческой деятельности. Указаны причины отчуждения: вхождение России в мировую рыночную экономику, отсутствие воспитательного начала, компьютеризация и другие. Рассмотрены позитивные изменения в российском образовании, связанные с принятием Правительством России программ, направленных на духовно-нравственное воспитание молодежи. Отмечена важная роль православия в деле воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and Religious Aspects of Alienation in Higher Education in Modern Russia

The article investigates the problem of alienation in modern education in Russia from the standpoint of philosophy and religion. The article focuses on the two interrelated problems that exist in education: the alienation of students of higher education from the school system of values, which was historically developed in Russia, and the alienation of the teaching staff from the transfer of knowledge from the scientific and creative activity. The reasons for alienation include: Russia’s entry into the global market economy, the lack of educational start, computerization and others. The authors mention some positive changes in the Russian education related to the adoption by the Russian Government programs aimed at spiritual and moral education of young people, and note the important role of Orthodoxy in the education of younger generations.

Текст научной работы на тему «Философско-религиозные аспекты проблемы отчуждения в высшем образовании в современной России»

Экономические и гуманитарные науки

УДК 378:215

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТЧУЖДЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А. С. Калугин, Г. Л. Терехова

Кафедра «История и философия», ФГБОУ ВПО «ТГТУ»; hist@nnn.tstu.ru

Ключевые слова и фразы: образование в современной России; отчуждение; православие; религия; философия.

Аннотация: С позиций философии и религии и в историко-философском плане рассмотрена проблема отчуждения в современном образовании России. Акцентировано внимание на двух взаимосвязанных проблемах, существующих в образовании: отчуждение учащихся высшей школы в процессе образования от системы ценностей, которые исторически сложились в России, и отчуждение преподавательского состава от процесса передачи знаний и от научной творческой деятельности. Указаны причины отчуждения: вхождение России в мировую рыночную экономику, отсутствие воспитательного начала, компьютеризация и другие. Рассмотрены позитивные изменения в российском образовании, связанные с принятием Правительством России программ, направленных на духовно-нравственное воспитание молодежи. Отмечена важная роль православия в деле воспитания подрастающего поколения.

Проблема отчуждения человека от самого себя, человека от человека, отчуждения от самой сущности человека - проблема, которая возникла с его появлением на Земле. Проблема эта сложна и проста одновременно. При попытке понять ее, найти ее истоки, проследить в ходе исторического развития и у разных народов, она представляется сложной, так как путь исследования проблемы проходит сквозь лабиринты мыслей конкретных представителей философской науки, признающих наличие проблемы отчуждения, но решающих ее в русле различных учений и течений, таких как коммунизм, секуляризм, позитивизм, нигилизм, социализм, пессимизм.

Очень хорошо выразил свое отношение к истине Преподобный старец Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного» [10, с. 151]. И в этой простоте и глубине открыты все ответы на наши вопросы, только современный секуляризованный ум не хочет с этим мириться и идти той дорогой, за которую заплачено кровью Спасителя. «Просвети ум мой светом разума святого Евангелия Твоего» [6, с. 24]. И Он просвещает, и Он лечит, и Он ведет по дороге истинного познания.

Но человечество в большинстве своем по разным причинам жаждет своего ума, своего творчества, своего познания. И, как следствие, бесконечна эта проблема отчуждения человека от истинного Света, истинного знания, истинного понимания самого себя, внутреннего покоя, радости.

В книге старца Силуана написано: «Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню. Душа его терзалась от мысли: "любимого Бога я оскорбил". Не так жалел он о рае и красоте его, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу.

Так всякая душа, познавшая Бога Духом Святым, но потом потерявшая благодать, испытывает Адамово мучение. Больно душе, и сильно жалеет она, когда оскорбит любимого Господа.

Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила» [7, с. 81].

Проблема отчуждения - проблема не только общечеловеческая, но и личная. Это личная история каждого живущего на планете Земля. Она начинается от точки грехопадения, точки ухода от Бога, Света, Добра. Это проблема одиночества человека, живущего без Бога, без его любящей и руководящей руки. Собственно, это и есть состояние изгнания из Рая, ведущее к общему падшему состоянию.

«Отчуждение - это крайняя форма социального перерождения человека, потеря им своей родовой сущности» [1, с. 205], - совершенно верно замечает современный мыслитель Н. Д. Абсава. Здесь обнаруживается еще один парадокс: в ходе человеческой деятельности, которая должна была бы быть направлена на реализацию личности, происходит чаще всего отчуждение человека от результатов своей деятельности. С развитием современных технологий в постиндустриальном обществе появляются все новые формы отчуждения.

История философской мысли не оставила, да и не могла оставить, данную тему в стороне. Сколько бы мыслители разных эпох и народов ни пытались смоделировать идеальное человеческое общество, в котором будет мир и благоденствие (например, модели государственного устройства в античности, в эпоху Возрождения, теории общественного договора Нового времени и французских просветителей и др.), сколько бы ни проводилось социальных реформ, духовные изъяны в человеке остаются всегда.

На рубеже XVIII - XIX веков проблема отчуждения стала очень значимой в западноевропейском обществе. Ей посвятили немало строк в своих сочинениях представители немецкой классической философии. Сам термин «отчуждение» как философский термин принадлежит Гегелю, для которого категория «отчуждение» имеет под собой историю развития абсолютного духа и является ключевым онтологическим понятием.

Необходимо отметить, что немецкий мыслитель чувствовал состояние существования человека как состояние отчуждения. В своих ранних произведениях он описывал жизненные процессы, которым присуще изначальное единство, нарушенное из-за расщепления на объективное и субъективное. Вследствие этого, произошла замена любви законом. «Любовь же единичного есть чувство, в котором своекорыстие и обособленность единичного подвергается отрицанию и, значит, единичное образование погибнет, не будучи в силах сохранится», - напишет Гегель позднее [4, с. 540]. По-видимому, человек отчужден от основания своего бытия, от других сущих и от самого себя, - так рассуждает Гегель. Переход от сущности к существованию имеет своим результатом личностную вину и универсальную трагедию.

В работе не рассматривается задача детального анализа проблемы отчуждения Гегеля, но следует отметить, что осмысление проблемы отчуждения в гегелевской трактовке как в онтологическом аспекте, так и в гносеологическом, не является тождественной с религиозным христианским представлением этой проблемы, хотя философ оперирует христианскими текстами. Находясь в поисках средств ликвидации отчужденного состояния, Гегель обращается к сфере познания. Гносеология Гегеля действенна, практична, в ней познающий разум превращает телесные вещи во всеобщие. В это время раскрываются нематериальные, идеальные сущности вещей. Тем самым человек, выступающий как исполнитель устремлений Бога, абсолютной идеи, ликвидирует конечное, чувственное, отчужденное от Бога, или идеи, состояние мира и присваивает конечное, предметное, вещное духу. Этот процесс ликвидации отчужденного состояния мира Гегель считает одновременно процессом идеализирования мира, поскольку свести вещи к их сущности, по Гегелю, означает свести вещи к их всеобщей идеальной основе. Здесь и происходит возвращение к Богу. Здесь, по мнению немецкого философа, заканчивается отчуждение.

Гегель во все периоды своего творчества сохранит понимание единородно-сти Бога и человека, что, собственно противоречит христианскому учению о Боге и человеке. В Библии есть прямое указание на сотворение человека Богом: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» [2, с. 2]. Тогда как Единородным Его Сыном был лишь Христос. Такая точка зрения объясняется тем, что для Гегеля религия есть несовершенная форма знания Абсолюта. Это дало ему возможность рассматривать все христианские догматы в чисто философских понятиях и тем самым полностью лишить их религиозно-таинственного содержания.

После Гегеля проблемой отчуждения занимались многие мыслители. В социально-философском аспекте она разрабатывалась философами Нового времени, французскими просветителями, К. Марксом, представителями диалектического материализма. В Х1Х - ХХ веках ее разрабатывали как русские, так и зарубежные философы. Из русских мыслителей можно отметить Л. Карсавина, К. Леонтьева, Н. Лосского, Д. Мережковского, В. Розанова, П. Флоренского, С. Франка и др. Немалый вклад в разработку проблемы отчуждения внесли работы А. Швейцера, М. Вебера, М. Шелера, О. Шпенглера. Франкфуртская школа (Т. Адорно, А. Гелен, Э. Фромм) рассматривала отчуждение как проблему внешнего и внутреннего мира человека.

Проблема отчуждения в современном образовании в России и, в частности, в высшем образовании является одной из точек проявления общей проблемы социального отчуждения. Ее исследуют такие российские мыслители, как А. А. Запесоцкий, Г. Л. Ильин, Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова, Н. С. Лады-жец, П. Г. Щедровицкий, М. С. Каган, А. П. Булкина, В. Н. Томалинцева и др.

Отметим существующие сегодня в образовании две взаимосвязанные проблемы: отчуждение учащихся высшей школы от очень большого объема информации, от системы ценностей, которые исторически сложились в нашей стране; отчуждение преподавательского состава либо от процесса передачи знаний, либо от научной творческой деятельности. Здесь необходимо указать ряд причин.

За последние несколько десятилетий (начиная с «перестройки») наша система образования претерпела значительные изменения. И эти опыты продолжаются до сих пор. Напомним, что опыты эти проводятся над возрастом, к которому должно быть самое бережное отношение: подростки и юношество. Важную роль в выработке мировоззрения в данном возрасте играют гуманитарные предметы,

такие как отечественная история, философия, культурология и другие. Если в перестроечные годы молодежь с удивлением и радостью открывала для себя еще недавно закрытых для чтения мыслителей (например, И. Ильина, П. Флоренского, Н. Бердяева и др.), интересовалась историей России, то с наступлением периода вхождения России в мировую рыночную экономику, открытия и внедрения в процесс образования новейших технологий срабатывает другая тенденция. В систему образования для оптимизации ее деятельности, увеличения технических возможностей входит в огромном масштабе компьютеризация, что на первый взгляд должно облегчить деятельность на всех уровнях образования. Но практика показывает другие результаты.

Особенности психики человека известны давно. Душа консервативна, она меняется не так быстро, как ритм современной жизни. Обработка информации происходит у каждого человека по каким-то своим ритмам и не каждый учащийся вписывается в те требования, которые определяются стандартами образования. Появившиеся информационные системы (Интернет) предлагают огромное количество информации. Она как на ладони, стоит только открыть нужный сайт. Но информацией нужно уметь пользоваться. Вследствие легкой доступности, с одной стороны, и требуемого большого объема при снижении часовой нагрузки на предмет, с другой, она меньше стала обрабатываться на духовном уровне. Ритм, заданный учащимся в системе высшего образования, - стремительный, возраст - юный, предметы - серьезные. В итоге имеем поверхностное изучение научных дисциплин и совершенно механическую проверку знаний в форме тестирования. Большинство студентов негативно относится к тестированию. Они предпочитает сдачу экзаменов традиционным способом, так как во время общения с преподавателем становятся ясными многие вопросы, и меняется в нужную сторону мировоззрение. И только небольшая часть студентов предпочитает тестирование в силу того, что можно случайно, не готовясь к экзамену, сдать его хорошо.

И, естественно, тестирование, которое сегодня стало являться итоговой оценкой при проверке знаний, поднятию духовного уровня нисколько не способствует, а, наоборот, приводит к инфантильности при подготовке к занятиям, экзаменам и зачетам. Факторами снижения уровня образования являются также сокращение преподавателей, увеличение нагрузки на одного преподавателя, низкая заработная плата. Отсюда - снижение качества преподавания.

В результате исследования общего культурного уровня сделан вывод о том, что у современных учащихся почти нет знаний об исконно русских традициях. Чтобы изменить ситуацию, необходимо в программу ввести большее количество часов на изучение именно русской культуры, отечественной истории, русской философии, а в качестве проверки знаний предложить подготовку творческих работ, где учащиеся будут заниматься поиском серьезного научного материала. Соответственно, число студентов на преподавателя должно быть снижено, чтобы можно было вести такую работу.

Отсутствие воспитательного начала, которое было выброшено из образовательного процесса, влечет за собой ряд проблем: потерянный патриотизм, непонимание истоков своей культуры, неспособность отличить нравственное от безнравственного. К тому же современные средства массовой информации сегодня предлагают как раз совершенно противоположное нравственности, чистоте, духовности.

В России существует богатый опыт в сфере образования, который можно применить в современных условиях. Вот данные из книги С. Волкова [3]: «Многие вузы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым и др.). Обучение, по сравнению со странами Европы или США, было недорогим. Даже на престижных юридических

факультетах России оно стоило во много меньше, чем в США или Англии. Неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии».

«Университеты при Николае II имели такую свободу, какой они никогда не имели при советской власти, не имеют таковой и ныне. По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала первое место в Европе, если не в мире.

Качественный уровень этого слоя был, в общем, весьма высок... Дореволюционные русские инженеры, в частности, превосходили своих зарубежных коллег именно по уровню общей культуры, ибо в то время в России на это обращали серьезное внимание, не рассматривая инженерную специальность как узкое "ремесло"» [3].

Вспомним, как проходило обучение в медицинских образовательных учреждениях. «Дореволюционная медицина в России опиралась "на три кита", - пишет К. Зорин, - западноевропейскую науку и философию, достижения отечественного естествознания и православную этическую культуру» [5, с. 31]. Лучшие деятели отечественной медицины - Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и другие - воспитывали в своих подопечных нравственный облик российского врача. Они и сами были не только докторами, но и просветителями, гуманистами, общественными деятелями.

Поэтому возрождение отечественного образования, да и всей российской культуры в первую очередь должно опираться на этическую составляющую. А последнее в нашей стране всегда имело основание в православном христианском мировоззрении, которое первостепенным считает самого человека, его духовность, а не технические достижения, которые заслонили самого человека.

Последствия компьютеризации образования и других сфер современной деятельности с точки зрения медицины не вызывают оптимизма. В своей книге [5] К. Зорин описывает следующие заболевания ненормированной работы за компьютером: соматические расстройства, которые проявляются «. в нарушении зрения, общем недомогании, ослаблении иммунитета и болезнях, обусловленных сидячим образом жизни. Избыточный уровень электромагнитных полей и излучений провоцирует появление или обострение онкологических заболеваний (лейкозов). Сильно поражается и опорно-двигательный аппарат. Помимо остеохондроза позвоночника, выявлено множество профессиональных заболеваний. Страдают также центральная нервная система и психика. <.> Крайне опасны и стойкие духовные нарушения ввиду энерго-информационного воздействия компьютера на личность» [5, с. 152 - 153]. Так что достойная техническая база образования, по словам А. Шулепко, является «ложной прогрессивностью» [9] в современной педагогике.

Хотелось бы отметить и позитивные изменения, происходящие в современном образовании в последнее десятилетие. В 2007 году был принят закон «Об образовании», который, прежде всего, акцентировал внимание на формирование духовно-нравственной личности. Здесь же можно отметить принятую правительством России программу «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», которая вернула наше образование к восстановлению воспитательного начала как в школьном, так и в высшем образовании. Федеральная целевая программа "Молодежь России" основной целью современного образования также называет «духовно-нравственное воспитание молодежи, среди задач -создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, при этом уточняется, что особую роль играет изучение отечественной истории и культуры» [8]. И, наконец, в декабре 2012 года принят закон «Об образовании в Российской Федерации», являющийся продолжением ранее принятых законов и проводящий основную линию в образовании, которая есть единство процессов воспитания и образования.

Будем надеяться, что все эти программы у нас заработают и в высших учебных заведениях, но для этого необходимы конкретные меры для их осуществле-

ния, например, введение таких предметов, как «Православная культура», «Этика и психология семейной жизни», основанные на серьезных научных исследованиях, и т. п. Введение этих предметов станет серьезным шагом на пути решения проблемы отчуждения в образовании, а также в личной и социальной жизни.

Необходимо понимать простую и очевидную истину: наша страна всегда процветала на почве православия, которое было объединяющим фактором русской земли во времена св. князя Владимира. Св. князь Дмитрий Донской призывал всех стойко биться за веру православную, не страшиться умереть за имя святое Иисуса Христа. Православие определяло наши крепкие семейные узы, воспитание и просвещение. Интеллигенция Х1Х века после кризисных периодов духовных исканий обращались к православию, искали в нем спасение: это Вл. Соловьев, С. Булгаков, М. Гоголь, И. Киреевский, К. Леонтьев и многие другие. На страницах книг по отечественной истории встречаются повествования о личностях, которые подвигом во имя Христа одерживали победу над врагом (Ф. Ушаков, М. Суворов и др.). Истинное образование всегда есть просвещение, духовное питание, которое одновременно и воспитывает. В Русской Православной Церкви «Просвещением» называется праздник Богоявления, или Крещения Господня, которое открывает каждому человеку путь к просвещению истинной верой.

Список литературы

1. Абсава, Н. Д. К вопросу об отчуждении и некоторых его формах / Н. Д. Абсава // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира : сб. ст. / под ред. Б. В. Маркова, Ю. Н. Солонина, В. В. Парцвания. - СПб., 2001. - Вып. I. -С. 204 - 222.

2. Ветхий Завет. Бытие [Электронный ресурс] // Библия. - Режим доступа : Шр ://ИЬ.ргаут1г.гиМа1а/Ше5/В1Ь1е.р^. ().

3. Волков, С. Интеллектуальный слой в советском обществе [Электронный ресурс] / С. Волков. - М. : Некоммерческая орг. фонд «Развитие» : Ин-т науч. ин-форм. по обществ. наукам РАН, 1999. - 250 с. - Режим доступа : http://swo1kov. о^/1ш/01.Ь1т (дата обращения: 13.12.2013).

4. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук : пер. с нем. В 2 т. Т. 2. Философия природы / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1975. - 694 с.

5. Зорин, К. В. Встань и ходи / К. В. Зорин. - М. : Русский Хронограф, 2011. -336 с.

6. Православный молитвослов / сост. В. И. Данчук. - С. Николо-Погост (Ни-жегор. обл.) : Родное пепелище, 2009. - 224 с.

7. Старец Силуан Афонский. Часть II. Писания старца Силуана [Электронный ресурс] / Архимандрит Софроний (Сахаров) // Православие и современность : электрон. б-ка. - Москва, 1996. - 105 с. - Режим доступа : http://1ib.eparhia-saratov.ru/books/17s/sofronii_saharov/Si1uan_Afonskiy_2/Si1uan_Afonskiy_2.pdf (дата обращения: 13.12.2013).

8. Моторин, А. О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания [Электронный ресурс] / А. Моторин // Православие.Яи : интернет-портал. -11.06.2008. - Режим доступа : http://www.pravos1avie.ru/jurna1/1365.htm (дата обращения: 13.12.2013).

9. Шулепко, А. Личностно-ориентированное образование на основе христианских традиций / А. Шулепко // Донбасс Православный : интернет-портал. - Режим доступа : http://www.ortodox.donbass.com/obrasovanye/statya.htm. - Загл. с экрана.

10. Филякова, Е. Г. Старцы и предсказатели Оптиной пустыни / Е. Г. Филя-кова. - М. : РИПОЛ классик, 2008. - 320 с.

Philosophical and Religious Aspects of Alienation in Higher Education in Modern Russia

A. S. Kalugin, G. L. Terekhova

Department "History and Philosophy", TSTU; hist@nnn.tstu.ru

Key words and phrases: alienation; education in modern Russia; orthodoxy; religion; philosophy.

Abstract: The article investigates the problem of alienation in modern education in Russia from the standpoint of philosophy and religion. The article focuses on the two interrelated problems that exist in education: the alienation of students of higher education from the school system of values, which was historically developed in Russia, and the alienation of the teaching staff from the transfer of knowledge from the scientific and creative activity. The reasons for alienation include: Russia's entry into the global market economy, the lack of educational start, computerization and others. The authors mention some positive changes in the Russian education related to the adoption by the Russian Government programs aimed at spiritual and moral education of young people, and note the important role of Orthodoxy in the education of younger generations.

References

1. Absava N.D., in Markova B.V., Solonina Yu.N., Partsvaniya V.V. (Eds), Otchuzhdenie cheloveka v perspektive globalizatsii mira (Alienation of the individual in the future globalized world), St. Petersburg, 2001, issue I, pp. 204-222.

2. http://lib.pravmir.ru/data/files/Bible.pdf (accessed 13 December 2013).

3. Volkov S., available at: http://swolkov.org/ins/01.htm (accessed 13 December 2013).

4. Hegel G.W.F. Hegel's Philosophy of Nature, trans. Perry M.J., 3 vols, London: George Allen and Unwin, 1970.

5. Zorin K.V. Vstan' i khodi (Get up and walk), Moscow: Russkii Khronograf, 2011, 336 p.

6. Danchuk V.I. (Ed.) Pravoslavnyi molitvoslov (Orthodox Prayer), Nikolo-Pogost (Nizhny Novgorod region): Rodnoe pepelishche, 2009, 224 p.

7. Archimandrite Sofronii (Sakharov), available at: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/ 17s/sofronii_saharov/Siluan_Afonskiy_2/Siluan_Afonskiy_2.pdf (accessed 13 December 2013).

8. Motorin A., available at: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1365.htm (accessed 13 December 2013).

9. Shulepko A., available at: http://www.ortodox.donbass.com/obrasovanye/ statya.htm (accessed 13 December 2013).

10. Filyakova E.G. Startsy i predskazateli Optinoi pustyni (Elders and diviners Optina), Moscow: RIPOL klassik, 2008, 320 p.

Philosophiereligiöse Aspekte des Problems der Entfremdung in der Hochschulbildung in modernen Russland

Zusammenfassung: Von den Positionen der Philosophie und der Religion und im geschichtsphilosophischen Plan ist das Problem der Entfremdung in der modernen Bildung Russlands betrachtet. Es ist die Aufmerksamkeit auf zwei untereinander

verbundenen Problemen betont, die in der Ausbildung existieren: die Entfremdung der Schüler der höchsten Schule im Laufe der Bildung vom System der Werte, die sich in Russland, und die Entfremdung des Lehrbestandes vom Prozess der Sendung des Wissens und von der wissenschaftlichen kreativen Tätigkeit historisch gebildet haben. Es sind die Gründe der Entfremdung angegeben: der Eintritt Russlands in die weltweite Marktwirtschaft, die Abwesenheit des erzieherischen Anfanges, die Computerisierung und andere. Es sind die positiven Veränderungen in der russischen Bildung, verbundene. mit der Annahme von der russischen Regierung der Programme, die auf die geistigmoralische Erziehung der Jugend gerichtet sind betrachtet. Es ist die wichtige Rolle der orthodoxen Religion in der Erziehung der heranwachsenden Generation bemerkt.

Aspects philosophiques et religieux du problème de l'aliénation dans l'enseignement supérieur de la Russie contemporaine

Résumé: Du point de vue philosophique et religieuse et dans l'aspect hystorico-philosophique est examiné le problème de l'aliénation dans l'enseignement contemporain de la Russie; son actualité extrême. L'acccent est mis sur deux problèmes interreliés existant dans l'enseignement: aliénation des étudiants du systèmeme des valeurs qui s'est formé historiquement en Russie et aliénation des professeurs du prossus du transfert des connaissances et de l'activite créatrice. Sont indiquées les raisons de l'aliénation: entrée de la Russie en économie mondiale du marché, absence de l'éducation, informatisation et autres. Sont examinés les changements positifs dans l'enseignement russe. Est noté le rôle de l'orthodoxie dans l'éducation des jeunes.

Авторы: Калугин Алексей Сергеевич - аспирант кафедры «История и философия»; Терехова Грета Леоновна - кандидат философских наук, доцент кафедры «История и философия», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».

Рецензент: Юдин Александр Ильич - доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.