Н. В. Ситкевич
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета
им Д. И. Менделеева Е. О. Ситкевич Московский авиационный институт
ФИЛОСОФСКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А. Т. БОЛОТОВА
В статье анализируются мировоззренческая позиция, философские и просветительские взгляды, педагогическая деятельность А. Т. Болотова. Показана важность суждения Болотова о взаимосвязи познания себя и познания мира. Делается вывод о том, что литературное наследие А. Т. Болотова имеет непреходящее значение для дальнейшего развития и построения философско-аксиологических и педагогических концепций.
Ключевые слова: философско-просветительские взгляды; мораль; деятельность; А. Т. Болотов; познание.
N. V. Sitkevich
Novomoskovsk Institute D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia (Novomoscovsk, Russia) E. O. Sitkevich MATI
(Moscow, Russia)
PHILOSOPHICAL AND EDUCATIONAL VIEWS AND A. T. BOLOTOV'S ACTIVITY
The article analyzes the ideological position, philosophical and educational views, the pedagogical activity of A. T. Bolotov. The importance of Bolotov's judgment on the relationship between self-knowledge and cognition of the world is shown. It is concluded that the literary heritage of A. T. Bolotov has an enduring significance for the further development and construction of philosophical-axiological and pedagogical concepts.
Keywords: philosophical and educational views; morality; activity; A. T. Bolotov; knowledge.
Андрей Тимофеевич Болотов относится к той плеяде замечательных людей, которые своей мировоззренческой позицией и деятельностью оказали существенное влияние на прогрессивное развитие российского общества и становление его самосознания. Его имя еще сравнительно недавно мало что говорило даже специалистам. Лишь изредка его имя встречалось в работах, связанных с экспериментальной частью при изучении электромагнитной картины мира, по садово-парковому и архитектурному ансамблингу, сельскому хозяйству. И почти ничего не известно о нем как о педагоге и просветителе. Вместе с тем, его энциклопедические познания поражают своей широтой и всеохватностью: его пытливый ум был жаден до всего, что трогало душу, проникало вглубь сознания и создавало образы эпохи. Отсюда, по всей видимости, и возникает его интерес к эпистолярному жанру, а литературный
стиль Болотова оказывается неповторимым и трогателеным. При этом, весь жизненный путь Андрея Тимофеевича являет собой образец естественного жития человека, сосредоточенного на повседневных заботах и трудах, человека «государственного» и в тоже время простого, «приземленного», сумевшего из «местечка», «деревни» создать просвещенный, культурный центр.
В Тульской области находятся два замечательных места, непосредственно связанные с именем этого замечательного человека, - город Богородицк, в котором учёный служил в должности управителя 20 лет (17761796 гг.), и дом-музей «Дворяниново» - родовое имение, в котором А. Т. Болотов прожил до своих последних дней 1833 года, а в общей сложности половину всей своей большой 95-летней жизни. С этими же местами связаны и его научно-практическая, просветительская и литературная деятельность, важным источником информации о которых, стали в том числе и его «Записки...», вызывающие исследовательский интерес биографов, историков, краеведов, филологов.
Изначально «Записки...» увидели свет как «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» и были представлены общественности историком-исследователем М. И. Семевским. Они имели вид приложения к ежемесячному историческому изданию «Русская старина». Но очень скоро их популярность распространилась не только на профессиональные, исторические круги, но и вызвала неподдельный интерес среди обыкновенных читателей, о чем свидетельствует многократные переиздания некоторых частей: мемуары Болотова выходили отдельными книгами, в виде дополнений к основному журнальному изданию.
По стилистическому изложению «Записки.» представляют собой «избранные» письма. При этом сам Болотов считал свое творчество исключительно историческим повествованием и начинает он его таким предуведомлением: «Не тщеславие, и не иныя какия намерения побудили меня написать сию историю моей жизни» [2, с. 8]. И далее продолжает: «.мне не достанется другого делать, как пересказывать вам только то, что действительно со мною случилось и вы сами того верно не похотели б, чтоб я для украшения моего сочинения, или для придания ему более приятности, стал выдумывать небылицы, или затевать и прибавлять что-нибудь лишнее, к бывшим действительно приключениям» [2, с. 10-11]. Такое вступительное слово сразу дает установку читающему на восприятие излагаемой автором информации, как сугубо достоверной, доверительной и требующей вдумчивого восприятия.
История создания «Записок.» началась в Кёнигсберге. Тогда А. Т. Болотов впервые начал заниматься переводами нравоучительных и философских книг, осознанно преследуя самообразовательные и самовоспитательные цели. Наряду с изложением различных мировоззренческих концепций, в книге собран ряд интереснейших этнографических и исторических фактов, описаны быт и нравы разных слоев русского и прусского общества. Многое из рассказанного мемуаристом смотрится весьма парадоксальным. Там, к примеру, Болотов описал чудесное спасение уральским казаком Пугачевым в сражении под Гросс-Егерсдорфом генерала Панина. Дальнейшая же история их отношений, как мы
знаем, не столь позитивна: фигура генерала была ключевой в подавлении пугачевского восстания.
Не столь воинственной, как принято считать, показана на страницах «Записок...» и сама Пруссия. Читая мемуары Болотова, складывается впечатление, что в XVШ веке там проживали исключительно мирные люди, главными жизненными ценностями которых были труд, стремление к знаниям, дружбе. Они стремились выстраивать добрые соседские отношения в том числе и с русскими, с которыми вовсе не собирались воевать и совершенно не испытывали к ним неприязненных чувств. По всей видимости, подобное восприятие, основано, прежде всего, на идеях просвещения и гуманизма, которые Болотов впитал, общаясь в Кенигсберге с прогрессивно мыслящими для того времени людьми, и которые повлияли на его собственное личностное становление и легли в последствии в основу его педагогических взглядов.
Вместе с тем, в мемуарах мы не находим упоминаний об отношениях русского офицера Болотова с молодым преподавателем Кенигсбергского университета Иммануилом Кантом. При этом, немало русских дворян и офицеров стояло на квартире Канта в период российского господства над Восточной Пруссией, и Андрей Тимофеевич мог оказаться среди прочих. Однако, как отмечал В. Антонов в предисловии, возможно, это связано с тем, что Болотов, не разделяя философских воззрении Канта, не предугадывая диалектики их развития, просто не придал должного внимания этому, в будущем великому философу, а возможно, ему просто не посчастливилось с ним встретиться. Ведь как известно, жизнь Канта была подчинена строгой регламентации и даже у пунктуальных немцев его четкое следование режиму порождало непонимание. В тоже время, в «Записках.» мы находим суждения, которые могли бы стать основой для разговора с великим философом. Так, к примеру, описывая службу своего отца, А. Т. Болотов отмечает важность для установления отношений с другими людьми моральных оснований, «начал мой отец мало-помалу приходить в честь. Он и действительно чрез хорошие свои поступки и умное поведение сделался известным. Одним словом, его почитали человеком, должность свою довольно знающим и заведенные им в полку порядки доказывали его способность» [2, с. 32]. И еще находим одну тему, уже о себе: «Упрямство было первое, которое тогда корень свой и пустило, умалчивая о прочих. Блаженны дети, о коих родители их в самом младенчестве о них пекутся, и о исправлении их нравов старание прилагают» [2, с. 33].
Однако, непостижимым образом Болотов стал приверженцем идей Канта в отношении материальной природы мироздания. Подтверждением этого являются размышления Болотова о природе недоступного для понимания в то время электричества. Он видел возможность управлять этим явлением, основываясь на материальном толковании его природы и отмечая его вполне объективный характер.
Очевидно, что идеи о познании у Канта и у Болотова имеют общие контексты. Так, Андрей Тимофеевич все объекты человеческого познания делил на три вида - познание самого себя, познание мира и познание Бога, замечая при этом, что все эти три познания нужны, важны и связаны друг с другом.
Размышляя над их диалектикой, он не решался отдавать приоритет одному из них, не находя различий между постижением Бога и познанием собственного внутреннего мира, самого себя. Такая позиция соответствовала миропониманию и духу эпохи Просвещения, когда считалось, что истоки и основы познания Бога сосредоточены в самом человеке, в его духовности и чувственно-созерцательном мире и раскрываются через духовного обновление. Отсюда и основополагающая тема, красная нить педагогической энциклопедии «Детская философия» Болотова - познание Бога, человека и мира. Эти неразделимые для А. Т. Болотова сегменты познания, отвечающие вместе с тем идеям гуманизма эпохи Просвещения, он использовал, пусть и не в явной форме, в разработке новых для того времени методологических подходов в образовании.
Педагогика в чистом виде не была его профессией, как и все, чем он интересовался. Несмотря на то, что в некоторых исследованиях его называют «стихийным» педагогом, ему удалось создать достаточно стройную систему образования [6]. Она являлась выражением его души и стремлением объять необъятное. Именно на это он распределял свой талант и душевные силы, посвящая этому делу все свое свободное от «насущных трудов» время, будучи при этом искренне уверенным - всё, что он делает призвано служить пользе Отечеству и будущим поколениям. Отсюда берет начало и его литературное творчество, имеющее выраженное просветительское и педагогическое значение. В его литературном наследии исследователи выделяют следующие разделы: философские сочинения; нравоучительные труды; сочинения для детского чтения. Педагогический талант Болотова раскрывается уже в самом стиле повествования: он стремился в научении «снисходить к детским умам», а чтобы ненароком не загубить дальнейший познавательный интерес у детей, Андрей Тимофеевич говорил с ними «просто», «коротко», «не скучно», но «приятно» [1, с. 38-39]. Он считал, что книга для детей должны содержать только доказанные и проверенные знания-истины, чтобы не навредить юному существу, не заронить в нем недоброе, негативное.
Историк-краевед Левшин В. А. отмечал, что воспитанием в Тульском крае с детства вообще пренебрегалось. «Дети до 7-15-летнего возраста имеют полную свободу бегать повсюду и предаваться врождённым страстям беспрепятственно. От сего выходят упрямы и дерзки» [5, с. 221]. А. Т. Болотов и сам также с горечью признавал факт вопиющего невежества крестьян в рукописном очерке «О незнании нашего подлого народа».
Воспитание подрастающего поколения, будущих ответственных граждан страны - процесс очень важный. В силу чего в XVIII просвещенном веке приходит понимание того, что это удел не только дворянского сословия. Наступило время подумать и об образовании для крестьян: «да сие и неоспоримо, ибо предметы воспитания, заключающие в себе чистое и разумное понятие о творце и его святом законе и основательные правила непоколебимой верности к государю и истинной любви к отечеству и своим согражданам, суть главные подпоры общего государственного благосостояния» [4, с. 112].
Потому передовые люди той эпохи, желая видеть просвещённый народ, обращают внимание на проблемы воспитания, на необходимость пробуждать
разум человека различными познаниями, которые украсят его душу; будут склонять его волю к деланию добра, наполнят человека такими понятиями, которые ему будут необходимы в общественной жизни.
Не остался в стороне от этой идеи и А. Т. Болотов. В 1776 году в качестве управителя он переехал в Богородицк. Из мемуаров А. Т. Болотова видно, что занятие педагогической деятельностью не было его самоцелью. Но с появлением собственных детей возникла такая необходимость. И А. Т. Болотов стал учителем своих детей. Затем он увеличил число своих учеников: «.. .восхотелось мне употребить кой-когда оное (время) на пользу детей моих богородицких друзей и приятелей. и хотелось мне им обратить на пользу и употребить на обучение их тому, чему они в пансионе не обучались и не могли быть обучаемы, а именно, геометрии, физике и нравоучению, и тем и им произвести существительную пользу, и отцам их, с своей стороны, оказать дружескую и такую услугу, которою они были бы весьма довольны. К. чтению избрал я опять мою «Детскую философию, которой сочинено было уже у меня много частей».» [3, с. 31-32].
«Детская философия» интересна не только педагогам, поскольку в ней содержатся научения по педагогической методологии, но также она приковывает внимание исследователей с точки зрения философии. Первая часть «Детской философии» посвящена идее Бога. Ее А. Т. Болотов предваряет словами: «Познание Бога, мира и человека есть.превосходнейшее.., полезнейшее и нужнейшее сознание из всех прочих познаний человеческих» [1, с. 35]. При этом он утверждает, что познание самого себя не менее важно, чем познание мира. Вторая же сосредоточена на идее мироздания.
А. Т. Болотов видел основополагающей задачей философии конкретизацию проблемы обоснованности ценностей. Философия отвечает на вопрос, почему необходимо отдать предпочтение одним ценностям перед другими, используя при этом знание, получаемое посредством рефлексии. В разговоре госпожи Ц с детьми Феоной и Клеоном звучит следующее: «..Сия наука самая важная, и всего для вас нужнее!» [1, с. 51]. Не получив систематического образования, тем не менее, А. Т. Болотов считал науку, образование и самообразование важнейшими ценностями. Несмотря на явную прогрессивность во взглядах, Болотова, вместе с тем, его изыскания отличает глубокая религиозность, не помешавшая тем не менее оставить заметный след в более чем двадцати отраслях науки, техники, истории и литературы. Как отмечает Н. В. Шамедько, исследуя специфику философских взглядов А. Т. Болотова, он являлся приверженцем «физикотеологии», «натуртеологии, «космотеологии», в которых концептуально соединялись вера и разум, теология и философия. Причем, их синтез осуществлялся на фоне научных достижений той эпохи [6].
Как следует из «Записок.», важной задачей своей педагогической деятельности А.Т. Болотов, помимо формирования знаниевого багажа, ставил воспитание личности, которая должна обладать и современными знаниями, и в тоже время, быть высоконравственной, что составляло целокупность. Болотов проводил с детьми и нравоучительные беседы, используя для этого свою
собственную книгу «Детская философия или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и её детьми, сочинённые для поспешествования истинной пользы молодых людей». Диалогическая форма, в которой написана книга, даёт возможность в наивных рассуждениях детей разъяснить «вечные вопросы»: «Что такое мы?», «Откуда и отчего появились?», «В каких обстоятельствах и зачем живём?», «Что с нами впредь будет?» Такие беседы, безусловно, были интересны и полезны слушателям, а его философия стала философией - «путеводителем в мир спокойной, созерцательной и счастливой жизни» [1, с. 4], она помогала развитию интереса у детей к учёбе, к постижению новых знаний о мире, к постижению своих собственных возможностей и достижению своих целей в учёбе. Он старался подбирать книги для своих учеников с учётом их возраста и способностей, а также для развития памяти и интеллекта.
Еще одной новаторской для того времени педагогической формой, придуманной Болотовым, было соединение учения и увлечения. Он полагал, что для того чтобы дети хорошо учились, больше читали, им необходимо одновременно с постижением наук играть. Сейчас педагогика активно использует различные игровые формы, а во времена Болотова это было ново. Так, 7 октября 1779 года у А. Т. Болотова (в день его рождения) появилась идея создания первого в России детского театра. А 24 ноября 1779 года во дворце успешно прошла премьера спектакля по пьесе М. М. Хераскова «Безбожник». В современной литературе детских пьес тогда ещё не было, и А. Т. Болотов для своего театра в два дня написал пьесу «Честохвал», содержание которой (согласно эпохе классицизма) наполнено говорящими именами, четким делением на положительные персонажи и отрицательные. Роль Благонрава сыграл сам автор, а роль его сына Клеона играл Павел, сын А. Т. Болотова. Пьеса родилась из готового материала. А именно: Болотову часто под именем Чистосердов писал некто Алексей Алексеевич Владыкин: «Сей человек с особливою ревностию за меня вступился и, одобряя от всей души и сердца всё моё предприятие, не только сообщал мне многие известные ему и нужные в домоводстве вещицы, но и других поощрял к тому же...» [3, с. 37].
Идея Болотова об устроении коллективной формы обучения (пансионе) имела две цели. Первая, менее масштабная, состояла в том, чтобы не только своим детям дать образование или создать круг общения для них. Вторая более грандиозная - воспитать достойных людей, которые должны были составить образованное провинциальное дворянство, и как следствие принести этим пользу Отечеству.
Оставив после себя многотомное эпистолярное литературное наследие, которое до сих пор вызывает большой научный интерес, А. Т. Болотов на сегодняшний день является одной из самых интересных и многогранных личностей ХУШ века. Историческая роль А. Т. Болотова состоит в том, что в свое время и в своем он месте, несмотря на трудности, он занимался любимым делом, тем, что вызывало у него любопытство при соприкосновении с непознанным, радел о благе Отечества и будущем поколении. Он считал, что счастье человека в просвещении: наука сама придёт на помощь человеку, поможет ему и сделает его жизнь счастливей. Для Андрея Тимофеевича
Болотова человек как личность должен сочетать в себе такие компоненты натуры как одаренность, разум, саморефлексия, совершенствование через самообразование, высокоморальный нрав, гражданственность, религиозность и почтение к Богу. Обладание подобными чертами позволило самому Болотову занять видное место в российской истории.
Литература
1. Болотов А. Т. Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и ея детьми, сочинённые для поспешествования истинной пользы молодых людей / вст. ст., подг. текста, комм. Т. В. Артемьевой, М. И. Микешина. СПб.: Петрополис, 2012. 854 с.
2. Болотов А. Т. Записки Андрея Тимофеевича Болотова. 1737-1796. В 2 т. / предисл., прим. В. Н. Ганичева. Тула: Приок. кн. изд-во, 1988. Т. 1. 526 с.
3. Болотов А. Т. Записки Андрея Тимофеевича Болотова. 1737-1796. В 2-х т. / предисл., прим. В. Н. Ганичева. Тула: Приок. кн. изд-во, 1988. Т. 2. 527 с.
4. Корнетов Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: учеб. пособие. М.: АСОУ, 2011. 260 с.
5. Левшин В. А. Топографическое описание Тульской губернии. 1803 год. Тула: Пересвет, 2006. 391 с.
6. Шамедько Н. В. Андрей Тимофеевич Болотов как педагог-просветитель : автореф. дис... канд. пед. наук [Электронный ресурс] // disserCat : электронная библиотека диссертаций. М.: 2016-2018. URL: http://www.dissercat.com/content/andrei-timofeevich-bolotov-kak-pedagog-prosvetitel (дата обращения: 05.01.2018).
References
1. Bolotov A. T. Detskaya filosofiya, ili Nravouchitel'nyye razgovory mezhdu odnoyu gospozhoyu i yeya det'mi, sochinonnyye dlya pospeshestvovaniya istinnoy pol'zy molodykh lyudey [Children's philosophy, or Moral conversations among a lady and one of her children, composed for assistance to true use of young people] / foreword art., prep. text, comm. by T. V. Artem'yeva, M.I. Mikeshin. Saint-Petersburg: Petropolis, 2012. 854 p.
2. Bolotov A. T. Zapiski Andreya Timofeyevicha Bolotova. 1737-1796 [Andrey Timofeyevich Bolotov's Notes. 1737-1796]. In 2 vols. / foreword, comments by V. N. Ganichev. Tula: Priok. kn. izd-vo, 1988. Vol. 1. 526 p.
3. Bolotov A. T. Zapiski Andreya Timofeyevicha Bolotova. 1737-1796 [Andrey Timofeyevich Bolotov's Notes. 1737-1796]. In 2 vols. / foreword, comments by V. N. Ganichev. Tula: Priok. kn. izd-vo, 1988. Vol. 2. 527 p.
4. Kornetov G. B. Istoriya pedagogiki: vvedeniye v kurs «Istoriya: Vvedeniye v kurs «Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoy mysli» [History of Pedagogy: Introduction to the course "History of Education and Pedagogical Thought"]: tutorial. Moscow: ASOU, 2011. 260 p.
5. Levshin V. А. Topograficheskoye opisaniye Tul'skoy gubernii. 1803 god [Topographical description of Tula province. 1803]. Tula: Peresvet, 2006. 391 p.
6. Shamed'ko N. V. Andrey Timofeyevich Bolotov kak pedagog-prosvetitel' [Andrey Timofeyevich Bolotov as a teacher-educator]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Abstract of Cand. Dis. ... Cand. Ped. Sciences] [Electronic resource] // disserCat: electronic library of theses. Moscow: 2016-2018. URL: http://www.dissercat.com/content/andrei-timofeevich-bolotov-kak-pedagog-prosvetitel (reference date: 05.01.2018).
Статья поступила в редакцию 10.03.2018 Статья допущена к публикации 30.03.2018
The article was received by the editorial staff10.03.2018 The article is approved for publication 30.03.2018