Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РУССКИХ МАСОНОВ КОНЦА XVIII -ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА'

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РУССКИХ МАСОНОВ КОНЦА XVIII -ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
233
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКОЕ МАСОНСТВО / RUSSIAN FREEMASONRY / ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ МАСОНОВ / PHILOSOPHICAL IDEAS OF FREEMASONS / ПРАВОВЫЕ ИДЕИ МАСОНОВ / LEGAL IDEAS OF FREEMASONS / МАСОНСКИЕ ДОКУМЕНТЫ / MASONIC DOCUMENTS / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дмитриев А.В., Слобожанинов О.К.

В статье дается характеристика философским и правовым идеям русских масонов, содержащимся в масонских документах и масонской литературе XVIII-XIX вв. Русское масонство находилось под влиянием западноевропейского масонства, в том числе немецкого. Русские масоны создали собственную философско-правовую картину мира, в которой органично соединяются философия, религия и право. Философские и правовые идеи масонов состояли в деятельной вере в Бога, в добросовестном служении Отечеству и своей семье, в послушании (общественной дисциплине и самодисциплине).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND LAW IDEAS OF RUSSIAN FREEMASONS OF THE LATE XVIII -FIRST QUARTER OF THE XIX CENTURY

The article describes the philosophical and law ideas of Russian Freemasons, contained in Masonic documents and Masonic literature of the XVIII - XIX centuries. Russian Freemasonry was influenced by Western European Freemasonry, including German. Russian Masons created their own philosophical and law picture of the world, in which philosophy, religion and law are mixted. The philosophical and law ideas of the Freemasons consisted in active faith in God, in conscientious service to the Homeland and his family, in obedience (social discipline and self-discipline).

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РУССКИХ МАСОНОВ КОНЦА XVIII -ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА»

УДК 141.331.5[130.2:34]

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РУССКИХ МАСОНОВ КОНЦА XVIII -ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

А.В. Дмитриев, О.К. Слобожанинов

Гуманитарный университет (г. Екатеринбург)

В статье дается характеристика философским и правовым идеям русских масонов, содержащимся в масонских документах и масонской литературе XVIII-XIX вв. Русское масонство находилось под влиянием западноевропейского масонства, в том числе немецкого. Русские масоны создали собственную философско-правовую картину мира, в которой органично соединяются философия, религия и право. Философские и правовые идеи масонов состояли в деятельной вере в Бога, в добросовестном служении Отечеству и своей семье, в послушании (общественной дисциплине и самодисциплине).

Ключевые слова: русское масонство, философские идеи масонов, правовые идеи масонов, масонские документы, гражданское общество.

Период расцвета русского масонства - 1770-1820-е гг. В это время Российская Империя испытывает западное культурное влияние Века Просвещения, в стране среди дворян распространяются тексты Вольтера, Гельвеция, Руссо и прочих «энциклопедистов», считается модным знать английский, немецкий, французский языки - языки просвещенных народов. Русская православная церковь во главе со Священным Синодом находится под контролем государственной власти, церковный раскол (старообрядцы, сектанты и др.) сотрясают русское общество. Неудовлетворенность религиозного чувства, неудовольство социальным бытом толкнули русских дворян в масонские общества и собрания. В отличие от западного, русское масонство в основном выступило мощной промонархической силой, защищающей церковь и государственные устои от буржуазных революций (которые ранее прошли в Англиии, Голландии, Франции). Вовлекая в свой круг художников (В.Л. Боровиковского,

© Дмитриев А.В., Слобожанинов О.К., 2017

К.П. Брюллова, Д.Г. Левицкого), писателей и поэтов (В .А. Жуковского, В.И. Майкова, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, М.М. Хераскова, М.М. Щербатова), музыкантов (М.Ю. Виль-егорского, Ф.Н. Глинку), архитекторов (В.И. Баженова), масонство дало миру век русской живописи, литературы, музыки.

Масонская деятельность заключалась в собраниях масонских лож, куда допускались только свободные люди, достигшие совершеннолетнего возраста (21 год, сыновья масона - с 18 лет), имеющие личное время для «масонских работ» [5, с. 3]. Вне ложи масон должен был всячески заниматься усовершенствованием общества, в котором он живет: преданно отправлять обязанности государственной службы, заниматься благотворительностью и просвещением, упражняться в искусствах, науке, ремесле.

Философия русских масонов складывалась на основе сразу нескольких источников: а) масонских законов и уставов; б) мистической и богословской литературы; в) существующих государственных и религиозных институтов (западноевропейских и отечественных). Масонство смогло примирить и объединить в единой мировоззренческой системе религию, государство и масонские институты, или, другими словами, секулярное и религиозное сознание на новой философской (масонской) основе.

Для характеристики масонских законов обратимся к трудам И.А. Фесслера, доктора богословия и восточных языков, профессора философии и юриста, - одного из лидеров немецких (ложа «Пифагор к пламенеющей звезде» в Берлине) и русских масонов (ложа «Полярная звезда» в Санкт-Петербурге) конца XVIII - начала XIX в. По И.А. Фесслеру, основным документом масонских лож является конституция (устав), содержащая установления о масонских законах и начальниках, выработанные единой волей масонов. Конституция определяет пределы частного волеизъявления, а также случаи, когда члены должны подчиняться общей воле ради общей цели и сохранения масонского общества. Там, где нет конституции, нет правовой основы для учреждения масонской ложи. Никакой закон не может изменять или отменять конституцию. На первом месте стоят правила, касающиеся ритуала или литургии, и лишь за ними располагаются охранительные и экономические правила. Целью масонского братства и его сохранения как общества 63

являются естественные пределы, которые законодательная масонская власть не имеет права нарушать. Внутренние действия (мысли, эмоции и чувства), пока они не выражают себя вовне, принадлежат человеческой совести каждого. Никакая ложа, никакая масонская власть не уполномочены заниматься расследованием внутренних действий своих членов или навязывать им определенную модель поведения. [7, 8. 73-77].

В русских масонских ложах были распространы варианты масонских законов, которые, во-первых, являлись единственным основанием (наряду с патентом и актами) для масонских работ, и, во-вторых, многократно переписывались, переходили из рук в руки. «Устав или Правило вольных Каменщиков» [1] -один из таких законов, он устанавливал нижеследующее.

Масон есть истинный христианский верующий: «евангелие есть основание наших Обязательств»; «если ты ему не веришь, ты не каменщик»; «христианство не заключается в Одних истинах умозрительных».

Масон добропорядочный гражданин своего Отечества: «чувствительный человек, чти ты родителей своих равно как и отцов Государства. Они суть особы, представляющие Божество на земле сей; есть ли они ошибаются, сами они отвечать будут пред судией царей, но твое собственное рассуждение, почасту несправедливое не может уволить тебя от повиновения, молися о их сохранении, обнажи со рвением все способы твои для великого блага, блага отечества»; «потому что общие и обыкновенные обязанности гражданина освящены и подтверждены свободными и произвольными каменщика обетами, и что презря оные, он к слабости присоединит и клятвопреступство».

В «Речи об обязанностях розенкрейцеров древней системы 1782 года» [2], распространяемой среди русских братьев-розенкрейцеров в начале XIX в., части которой именовались «конвенциями», утверждались свобода мысли, мнений как неотъемлемые и естественные: «ежели ты просвещен, то благодари Бога, и не возненавиди брата твоего, который еще не твоего мнения. Паче же люби его, и по любви молись за него дабы и он просветился»; «безумие и тиранство» навязывать свое мнение в вопросах веры, так как вера - это дар, данный от Бога. Вместе с тем подчеркивалась важность общественной дисци-

плины и самодисциплины: «ничто в мире стоять не может без послушания, что безсмысленные животные и дикие люди признают сие, и для того согласны на послушание»; ... «понеже без послушания не может быть ни страх Божий, ни человеколюбие, ни верность, ни вера, ни правота, ни порядок; ибо самое творение /: если бы оно могло воспротивиться всемощному назначению :/ выступило бы не достигнув цели своей, единому только Богу известной, из своих пределов, впало бы в замешательство, и навеки разрушилось до основания».; а поскольку «безпоря-дочные склонности удобны естественному человеку», страсть к беспорядку нужно обуздать и научиться послушанию.

Законы братьев-масонов - это фактически санкционированная масонскими правилами система религиозных, социальных, государственных обязательств, за неисполнение которых следовало исключение из ложи. Согласно «Законам великой провинциальной Ложи на Востоке Санкт-Петербурга», «истинный свободный каменщик признает святость христианской религии, и есть во всех случаях самый усерднейший и вернейший, своему Законному Государю подданный, чтущий его Законы, повинующийся властям от него установленным и любящий свое отечество. Посему, великая провинциальная немедленно извергает из союза своего того члена, который забыв свой обет покусится возставать противу христианской религии, окажется неверным Государю, ослушным его законам и злоумышленным против отечества своего» [4].

Масонами ставился приоритет внешних обязанностей брата (государственные, семейные) над внутренними обяанно-стями в ложе: «От ревности каждого члена ожидать надлежит, что одни токмо законные причины как то: Государственная служба, Гражданские или Семейственные важные обстоятельства также болезнь, могут для него быть препятствием к участвованию в работах; ибо желающий приобресть познания наивысшую плату, должен быть прилежен и почитать работы в ложе самым полезнейшим препровождением времени». [3].

На основе рассмотренных документов и материалов можно сделать вывод, что русское масонство представляло собой фор-65

му гражданского общества, управляемого по своим собственным правилам конституционного (учредительного), организационного, регулятивного и охранительного характера. Масоном мог стать только совершеннолетний свободный гражданин (подданный), полностью разделяющий философские и правовые идеи масонов: 1) искренной и деятельной веры в Бога (Создателя Вселенной), 2) добросовестного служения Отечеству и своей семье, 3) послушания (общественной дисциплины и самодисциплины).

Данные идеи носят концептуальный, сквозной характер во всех масонских документах и произведениях. Эти идеи были популярно развернуты в системе лекций одного из лидеров русских масонов - ординарного профессора философии Московского Университета (с 1780 г.) И.Г. Шварца: 1) «О трех познаниях: любопытном, приятном и полезном» (1782), которые читались закрытому числу слушателей, 2) публичных лекций, на которых присутствовали все желающие (1782-1783); 3) лекций в университете, читаемых студентам (1782); 4) лекций в виде «разсуждений в собраниях Дружеского ученого общества» (1782), происходящих на собраниях студенческого общества [6].

Библиографический список

1. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки Ф. 014 (Арсеньев Василий Сергеевич: собрание, XVIП-XIX в.) № 1.1-2 (Устав или правило свободных каменщиков). Тетрадь 1-я, л. 3 об. 6, тетрадь 2-я, л. 5.

2. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки Ф. 014 (Арсеньев Василий Сергеевич: собрание, XVIII-XIX в.) № 1657 (Речи /13/ об обязанностях розенкрейцеров древней системы, чит. Хризофироном). Лл. 146-173.

3. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки Ф. 014 (Арсеньев Василий Сергеевич: собрание, XVIII-XIX в.) № 32.1-2 (Законы Великой провинциальной ложи на Востоке Санкт-Петербурга). Л. 9-10.

4. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки Ф. 014 (Арсеньев Василий Сергеевич: собрание, XVIII-XIX в.) № 34 (Законы Государственной всероссийской великой ложи). Л. 2.

5. Уложение Великой масонской ложи Астреи на В... С. Петербурга; Законы Великой масонской ложи Астреи на Востоке Санкт-

Петербурга или, Под конституциею Великой ложи Астреи состоящего Масонского союза: в 2 ч. Репринтное издание 1815 г. СПб.: Альфарет, 2010. 388 с.

6. Шварц И.Г. Лекции / сост. А. Д. Тюриков. Донецк: Вебер, 2008. 172 с.

7. Fessler 's sämmtliche Schriften über Freymaurerey. Wirklich als Manuckript für Brüder. Berlin, 1801. 499 S.

PHILOSOPHICAL AND LAW IDEAS OF RUSSIAN FREEMASONS OF THE LATE XVIII -FIRST QUARTER OF THE XIX CENTURY

A. V. Dmitriev, O.K. Slobozhaninov

Humanitarian University (Ekaterinburg)

The article describes the philosophical and law ideas of Russian Freemasons, contained in Masonic documents and Masonic literature of the XVIII - XIX centuries. Russian Freemasonry was influenced by Western European Freemasonry, including German. Russian Masons created their own philosophical and law picture of the world, in which philosophy, religion and law are mixted. The philosophical and law ideas of the Freemasons consisted in active faith in God, in conscientious service to the Homeland and his family, in obedience (social discipline and self-discipline).

Keywords: Russian Freemasonry, philosophical ideas of Freemasons, legal ideas of Freemasons, Masonic documents, civil society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.