Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ГЕРМЕНЕВТИКИ В УЧЕНИИ М. ХАЙДЕГГЕРА'

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ГЕРМЕНЕВТИКИ В УЧЕНИИ М. ХАЙДЕГГЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ГЕРМЕНЕВТИКА / ПРАВОВЕДЕНИЕ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ТОЛКОВАНИЕ ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ястребова Е.Ю.

Статья посвящена анализу ряда теоретических конструктов учения Мартина М. Хайдеггера, стремящегося осмыслить человеческое существование в контексте правовой реальности и его причастности к бытию через язык. Автор акцентирует внимание на важности некоторых выводов указанного философа применительно к области юридической герменевтики, способствующей осмысленному толкованию юридического текста, и как следствие, более осмысленному и более эффективному его применению в процессе правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND LEGAL APPROACH TO UNDERSTANDING HERMENEUTICS IN THE STUDY OF M. HEIDEGGER

The article is devoted to the analysis of a number of theoretical constructs of the teachings of Martin M. Heidegger, who seeks to comprehend human existence in the context of legal reality and its involvement in being through language. The author focuses on the importance of some of the conclusions of this philosopher in relation to the field of legal hermeneutics, which contributes to a meaningful interpretation of the legal text, and as a result, its more meaningful and more effective application in the process of law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ГЕРМЕНЕВТИКИ В УЧЕНИИ М. ХАЙДЕГГЕРА»

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ГЕРМЕНЕВТИКИ В

УЧЕНИИ М. ХАЙДЕГГЕРА

Е.Ю. Ястребова, канд. юрид. наук

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-4-44-46

Аннотация. Статья посвящена анализу ряда теоретических конструктов учения Мартина М. Хайдеггера, стремящегося осмыслить человеческое существование в контексте правовой реальности и его причастности к бытию через язык. Автор акцентирует внимание на важности некоторых выводов указанного философа применительно к области юридической герменевтики, способствующей осмысленному толкованию юридического текста, и как следствие, более осмысленному и более эффективному его применению в процессе правоприменительной практики.

Ключевые слова: философия права, герменевтика, правоведение, юриспруденция, толкование текста.

Актуализация ряда вопросов, в части постижения подлинного смысла подчас неоднозначного юридического текста, неотделима от разрешения проблемы сущности языковой конструкции, на основе которой строится каркас отмеченного текста. Указанное обстоятельство предопределяет несомненную значимость апеллирования к герменевтическому подходу при анализе нормативно-правовых актов. В этой связи следует обратиться к некоторым выводам немецкого философа Мартина Хайдеггера. В отличие от классической герменевтики, ориентированной во многом на идеал объективного понимания, Мартин Хайдеггер обращает внимание на первичность самого феномена понимания. В «Бытии и времени» (1927 г.) М. Хайдеггер ставит вопрос о «действительности» мира, который в качестве окружающего» главным образом принадлежит самому человеку. Человека невозможно изображать как некий принципиально изолированный от мира субъект познания, который теоретически познает мир как объект. Конкретный человек суть изначальное бытие в мире. Человек без его отношения к миру невозможен.

Хайдеггер описывает два способа изначального бытия в мире: во-первых, Befindlichkeit, под которым имеется в виду «находимость», настроенность, непосредственность сознания; во-вторых, Verstehen,

т.е. понимание, бытие как возможность. Таким образом, речь идет о феноменах, лежащих в основании всех теоретических и практических действий: человек в непосредственности своего бытия-в- мире уже заранее «понимает» свое положение в нем. Понимание обладает двумя существенными характеристиками. Оно имеет структуру проекта (нем. Entwurf) и заброшенности (нем. Geworfenheit), которая предполагает неизбежность ответственности за свое существование. Для человека не существует твердых, предписанных природой целей, а сам он не является готовым существом, могущим понять вещи во всей их определенности. Человек скорее представляет собой открытое будущему существо. Само это существо задает для себя пространство свободы действий и возможностей. Такое «задавание» и есть проект, а то, что человек проектирует, является смыслом, в свете которого становятся понятными все вещи. Таким образом, понятие проекта манифестирует для М. Хайдеггера идею, что человек сам полагает план своей жизни, и только в свете проектируемого смысла вещи становятся для человека понятными. Понимание мира не определено раз и навсегда, но зависит от меняющихся проектов. К структуре первоначального понимания относится и заброшенность, невозможность для человека абстрагироваться

от собственного бытия. Его бытие, его происхождение предшествуют ему и определяют его. Мы определены в нашем понимании нашим прошлым. Таким образом, понимание не может существовать без предпонимания. Такое понимание понимания исключает любые претензии на универсальную и абсолютную истину. Истина всегда связана с первоначальной открытостью миру. М. Хайдеггер развил идею аллегорического метода толкования текста. В этом смысле термин «герменевтика» имеет для него два значения. Во-первых, общее значение: еще в «Бытии и времени» М. Хайдеггер назвал герменевтику методом общефилософским [1]. В этом смысле герменевтикой можно считать все творчество философа. Во-вторых, в более узком смысле герменевтика для него-метод толкования поэтических текстов [2].

Важное значение в философии М. Хайдеггера имеет его концептуальный подход относительно герменевтического круга, суть которого связывается не с формальными условиями понимания как метода познания, а с онтологическими его условиями как основного определения человеческого существования. Учитывая то обстоятельство, что герменевтический круг выражает взаимную зависимость истолкования бытия человеком и его самоистолкование, задача герменевтики состоит не в том, чтобы выйти из герменевтического круга, а в том, чтобы в него войти. Герменевтический круг имеет не методологический, а онтологический характер. Следует заметить, что данные идеи нашли отражение в философской герменевтике Х. Гадамера, который трактует особенности герменевтического круга посредством конкретизации учения М. Хайдеггера о понимании. Проблема герменевтического круга исследуется М. Хайдеггером в 32 параграфе «Бытия и времени» [3]. Центральным здесь является тезис о фундиро-ванности любого толкования (понимаемого принципиально широко) в предшествующем ему и всегда уже заранее определяющем его понимании. Соответственно, это предполагает, что не существует непредвзятых толкований: «Толкование-никогда

не беспредпосылочное схватывание пред-данного». Этот тезис далее конкретизируется на примере толкования текста: когда, говорит Хайдеггер, интерпретатор апеллирует к тому, что сказано в самом тексте, это «в самом тексте» оказывается не чем иным, как «само собой разумеющимся, необсуждаемым предмнением толкователя». Таким образом, толкование оказывается хождением по кругу: оно должно уже заранее что-то предположить, чтобы иметь возможность раскрыть нечто, будь то текст, какое-то сущее или само Dasein. Любое «Da» оказывается коррелятом некоторого «Vor», некоторой заранее принятой точки зрения или смыслового горизонта. Разумеется, понимание не определяет предметы толкования исчерпывающе (иначе исчезла бы потребность в самом толковании), но задает границы, в которых толкование развертывается. Если мы сравним толкование с видением, то окажется, что его предпосылкой является, естественно, наличие точки зрения (позиции), но также и ограниченность зрительного поля. Понимание, по определению Хайдеггера, тем самым неизбежно конечно.

Языковая традиция, в которой укоренен познающий субъект, составляет одновременно предмет понимания и его основу: человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится. С проблемой своего рода герменевтического круга сталкивается философия науки: факты, из которых строится теория, всегда концептуально нагружены, их отбор и интерпретация обусловлены той самой теорией, которую они должны обосновать.

Вопрос, как относиться к наследию М. Хайдеггера, весьма непрост. Положения его философии отличаются от тех, что даны Г.Г. Гадамером, Ф.-В. Херрманном, П. Рикером. При ответе на вопрос как действовать - «по идее» или «по ситуации» М. Хайдеггер отвечает, что стратегические установки могут оказаться неверными, поэтому долженствование человека рассматривается немецким мыслителем не иначе как через призму «волевой решимости». Для дальнейшего прояснения ситуации М. Хайдеггер поднимает вопрос о поиске бытия. «Нехватка реальности» ощущалась

после И. Канта - и поэтому в философии произошел возврат к онтологического вопросу, вопросу о смысле Бытия. Философия (метафизика) - это вопрошание о Бытии, в котором «мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос» [4]. Резюмируя изложенное,

следует отметить особое значение идей М. Хайдеггера для восприятия юридической наукой и практикующими специалистами в области юриспруденции концептуальных основ герменевтических суждений немецкого философа в части толкования юридических текстов и более предметного восприятия бытия окружающего нас мира.

Библиографический список

1. Heidegger M. Sein und Zeit §7. Die phänomenologische Methode der Untersuchung. - Tübingen: Max Niemeyer, 1986. - S. 27-36.

2. Heidegger M. Erläuterungen zu Hölderlins Dichtung, Frankfurt a. M., 1963; Wozu Dichter? // Holzwege, Frankfurt a. - M., 1950. - S. 63-126.

3. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. В.В. Бибихина. - М.: Ad Marginem, 1997. - 452 c.

4. Источникова А.В. М. Хайдеггер. Метод герменевтического анализа текста // Вестник МГТУ. - 2010. - Т. 13. - № 2. - С. 316-320.

PHILOSOPHICAL AND LEGAL APPROACH TO UNDERSTANDING HERMENEUTICS IN THE STUDY OF M. HEIDEGGER

E.Yu. Yastrebova, Candidate of Legal Sciences

Northwestern Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article is devoted to the analysis of a number of theoretical constructs of the teachings of Martin M. Heidegger, who seeks to comprehend human existence in the context of legal reality and its involvement in being through language. The author focuses on the importance of some of the conclusions of this philosopher in relation to the field of legal hermeneu-tics, which contributes to a meaningful interpretation of the legal text, and as a result, its more meaningful and more effective application in the process of law enforcement practice.

Keywords: theory of law, hermeneutics, history of hermeneutics, jurisprudence, text interpretation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.