Научная статья на тему 'Философско-правовой анализ обычно-правовой системы'

Философско-правовой анализ обычно-правовой системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫЧНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА / СОЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА ПРАВА / ШКОЛА НОРМАТИВНОГО ПРАВА / ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА / ОБЫЧАЙ / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / COMMON JUS / TRADITIONAL JURIDICAL SYSTEMATIZATION / TRADITIONAL SOCIETY / HISTORICAL SCHOOL OF LAW / SOCIAL SCHOOL OF LAW / SCHOOL OF NORMATIVE LAW / SCHOOL OF NATURAL LAW / PSYCHOLOGICAL SCHOOL OF LAW / TRADITION / COMMON LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурлуцкий Андрей Николаевич, Небратенко Геннадий Геннадиевич

Статья посвящена актуализации философско-правового познания феномена обычно-правовой системы, которая определяется плюрализмом научных подходов к обычному праву. Приемлемыми для исследования феномена обычно-правовой системы являются историческая и социологическая школы права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophic-lawful analysis of common jus

The article is devoted to actualization of the philosophic-lawful cognition of the common jus phenomenon which is determined by the pluralism of scientific approaches to the common law. Both historical and sociological law schools are considered appropriate as grounds for the research of the common jus phenomenon.

Текст научной работы на тему «Философско-правовой анализ обычно-правовой системы»

А.Н. Бурлуцкий, Г.Г. Небратенко

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОБЫЧНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Статья посвящена актуализации философско-правового познания феномена обычно-правовой системы, которая определяется плюрализмом научных подходов к обычному праву. Приемлемыми для исследования феномена обычно-правовой системы являются историческая и социологическая школы права.

Ключевые слова: обычно-правовая система; юридическая традиционная систематизация; традиционное общество; историческая школа права; социальная школа права; школа нормативного права; школа естественного права; психологическая школа права; обычай; обычное право.

Институционализация социально-нормативных систем в обществе на любой стадии его развития является объективной эволюционной реальностью. Реализация общественных отношений приводит к трансформации подобных систем и форм (источников) регуляции. В архаичном обществе мононорма служит базовым источником формализации накопленного опыта, в традиционном особое место отводится обычаям, причем их внутренняя структура уже сопоставима с нормой права, но вербальная форма не позволяет провести абсолютного отождествления. Однако в индустриально развитом обществе легизм признается основой законотворчества, при этом не приветствуются несовершенные с технико-юридической точки зрения источники права. Нельзя не учитывать и наличие переходных трансформационных конструкций. Например, в традиционном обществе, имеющем государственную надстройку, получают базовое развитие нормативные правовые акты, в то же время многие из них строятся на основе обычного права и предоставляют широкую «автономию» вербальным юридическим формам.

Многоаспектность развития социально-нормативных систем обусловливает их познание как с философской, социологической, антропологической, этнологической, политологической, так и юридической точек зрения. Однако позиционирование не только обществоведческой, но и правовой природы обычая актуализирует важность отклонения познавательного процесса в юридическую сторону, начало которого апробируется философско-правовыми учениями. Важность проведения философско-правового анализа определяется тем, что в науке разработан ряд док-тринальных подходов к обычному праву, использование которых распространяется на обычно-правовую систему. Исходя из этимологического содержания рассматриваемого феномена, в его основе лежит вербальная форма права.

Естественно-правовая доктрина в контексте основных теорий правопонимания разрабатывалась Т. Гоббсом, Дж. Локком, А.Н. Радищевым и другими классиками юридической науки, послужив базой для формирования научных воззрений представителей других школ права. Классификация права на естественное и позитивное концентрировала внимание на правах человека, предоставленных не только законом, но и непосредственно полученных при рождении. Производилось отождествление права и морали, что, конечно же, в большей степени относилось к толкованию категории правосознания, чем к толкованию категории права. Источник права определялся в человеческой природе, а не в законе. Внимание концентрировалось на несовершенстве

многих формальных предписаний, что объясняло факты произвола представителей публичной власти, руководствующихся нормативными предписаниями.

Важность естественно-правовой доктрины права детерминируется ее постулатом о существовании помимо закона (нормативного правового акта) еще и неформального права (иных источников права), не связанных с публичной властью, а значит и с государством, тем самым создав почву для развития юридических представлений о негосударственном праве и правовых системах. Естественное право, прежде всего, - явление идеальное, совокупность нравственных требований к действующему позитивному праву, а не самостоятельная нормативная правовая система, коей может быть обычно-правовая. Естественное и обычное право не являются тождественными образованиями, в то же время они не конкурируют и не противопоставлены друг другу, имея общую социальную природу возникновения. Обычное право ограничено, а естественное не имеет границ и распространено везде, где рождаются и умирают люди. Естественное право не учитывало коллективный характер правоотношений, поэтому заложенные доктринальные постулаты были деконструированы в рамках исторической школы права. Как отмечал профессор Л.И. Петражицкий, «учение исторической школы быстро получило всеобщее признание и вытеснило учение школы естественного права, и с этого времени вера в существование иного права, кроме положительного, считается сданным в архив истории заблуждением» [1, с. 378].

Историческая школа права, представленная трудами Г. Гуго, Г. Пухта, Ф. Савиньи, З.А. Горюшкина, А.Ф. Кистяковского, Н.П. Загоскина, признает правогенезис обычного права, на основе или с учетом которого в последующем формируется законодательство. При этом детерминируется историческая, этническая и культурная сущность права, основанная на народной ментальности. «Для права нет мгновения абсолютного покоя, оно подвержено такому же движению и развитию, как каждое иное отношение народа, и также это развитие пребывает под тем же законом внутренней потребности» [2, с. 168]. Поэтому существование обычно-правовой системы этноса или прочего антрополого-группового сообщества непосредственно интерактировано с состоянием обеспечения народной ментальности и самоидентификации.

Историческая школа отводит особую роль языку как способу формализации общественных отношений, что юридизирует обычное право, материализованное в вербальной форме. Стремлением раскрыть механизм эволюции обычного права несколько преувеличивается роль внутреннего убеждения в императивности правовых норм, детерминируется рассмотрение соотношения обычая и закона, государства и народа. В этом смысле представляется ценной позиция Г. Пухты, утверждавшего, что для регуляции общественных отношений, связанных с функционированием государства, требуется вмешательство законодателя, а в случаях, связанных с жизнедеятельностью общин, разработка норм осуществляется ее членами под надзором государства [3, с. 31-32]. Таким образом, выдвигается парадигма правовой классификации, в которой «начальствующая» роль принадлежит национальной правовой системе, но при этом допускается существование «подчиненных» систем, базирующихся на местных обычаях. Причем в рамках этой конструкции находятся не только материальные, но и процессуальные отношения.

В подходах к исследованию права выдвигается тезис о вторичности закона и что вербальное право более эффективно как средство регулирования общественных отношений. Поэтому в случае, когда правовая система состоит из разнообразных источников, включая законы, законодатель должен придерживаться обычно-

правовых принципов и установок. Первостепенная задача законодателя состоит в том, чтобы систематизировать уже сложившиеся обычно-правовые нормы и институты [4, с. 26].

Особую ценность в доктрине исторической школы права приобретает правосознание. Оно представляет собой психическое отношение индивидуумов к обычно-правовым нормам, функциональным проявлением которого выступает выполнение общественных предписаний. Последнее определяется необходимостью общества следовать устоявшимся предписаниям, а также инертной силе повторения, присущей человеку. Изменение внутреннего убеждения в целесообразности обычая приводит к его регулятивной гипертрофии и упразднению. Этот процесс связан с трансформацией ментальности этноса, изменениями в его культурно-правовых обусловленностях.

С развитием буржуазных отношений выявилось несовершенство «традиционного уклада» в праве, так как преувеличение роли правового обычая было невозможно в новых экономических условиях. В то же время положения исторической школы стали основой для дальнейшего углубления юридических знаний, составили теоретическую базу для изучения обычного права отдельных народов, областей, социальных групп и т. п. Этот гносеологический рывок в «кодификации» обычаев можно сравнить с серебряным веком обычного права. Золотым веком являлась кодификация варварских правд раннего средневековья (Салическая, Рипуарская, Вандальская, Вестготская, Бургундская, Аламаннская, Баварская, Саксонская, Тюрингская, Помезанская, Польская, Русская Правда). Однако если в первом случае кодификация носила преимущественно доктринальный характер, то во втором объяснялась объективной необходимостью описания содержания основных обычаев и судебных прецедентов. Причем «сборники законов, которые время от времени издавали короли и в которых излагались обычаи, которые следовало лучше знать или тверже установить, не были законодательством в нынешнем смысле слова - скорее, это были увещания хранить мир, блюсти справедливость и воздерживаться от преступлений» [5, с. 78].

С учетом недостатков исторической школы в науке была выдвинута психологическая теория права, родоначальниками которой выступали Л.И. Петражицкий, А. Росс, М. Рейснер и др. В основе ее содержания - особая значимость внутреннего психоэмоционального восприятия действительности, которое предопределяет поступки индивида, при этом имеет значение формализация права в сознании человека, прочие же образы права сюрреалистичны. В связи с этим правовая норма формируется на психологической основе как результат «юридического переживания».

Обычное право признавалось источником права, имеющим ретроспективный характер. В нем закреплялись привилегии сильного и угнетение слабого. Чем выше ступень культуры общества, тем меньше у такого права возможности поспевать за современной действительностью. Оно классифицировалось на неофициальное и официальное. Генезис неофициального права непосредственно происходит в психике индивида, переживающего поведение других лиц вне зависимости от содержания их поступков. Поэтому данный источник права представляет собой субъективную реальность, содержащую мыслительно-эмоциональные формулы конкретного человека. «Официальный же статус обычное право приобретает тогда, когда орган публичной власти пронизывает это право в деловом быту, в торговле, где разные притязания, не предусмотренные торговыми законами, что так было принято в торговле и т. д.» [6, с. 442]. В то же время приобретают значение не только мыслительно-

эмоциональное содержание, но и убеждения в виде словесных и письменных формул восприятия права. Важно также то, что обычаи, имея вербальный характер, формализованы в «народной памяти», что также актуализирует психоэмоциональный фактор в их восприятии и интерпретации.

Психологическая школа права рассматривала возможность не только разнородных сочетаний обычного права с законодательством в рамках существующей правовой системы, но и возникновения антагонизмов, порой перерастающих в неповиновение публичной власти. «... действующее реальное право, определяющее психику данного класса, приходит в столкновение с правом позитивным, в частности с официальным, и на этой почве борьбы двух прав разыгрывается трагедия бунта и усмирений, революций и поворота вспять» [7, с. 159-161]. Происходит это в том случае, если позитивное право ограничивает естественный ход эволюции общественных отношений и вступает в противоречие с обычаями, укоренившимися в психике народных масс.

Оценивая содержание рассматриваемой доктрины, следует отметить ее уязвимость, впрочем, как и всех предыдущих, по причине преувеличения психологического аспекта в развитии права, при этом несправедливо затушевываются политические и социально-экономические факторы. Кроме того, в психологической концепции интуитивное право оторвано от государства, детерминируя аморфность юстициабель-ности своих границ. В то же время, как и в учениях исторической школы, генезис права каузаируется феноменом правосознания.

Этатическая доктрина права, представленная учениями Г. Кельзена, Р. Штаммле-ра, П.И. Новгородцева, Д. Остин, Г.Ф. Шершеневича, И. Бентам и других, отрицает обычное право в качестве самостоятельного юридического явления, признавая государство единственным легальным субъектом нормотворчества. Юридическая природа обычая наступает только с момента его санкционирования органами публичной власти, и, по мнению Г. Кельзена, субъективный смысл актов, составляющих обычай, может быть истолкован как объективно действующая норма лишь в том случае, если обычай вводится в качестве нормотворческого фактора более высокой нормой. Отсюда вытекает дуализм права и закона, и третьего быть не может. Соответственно не может быть плюрализма в истолковании непосредственных догматических категорий.

Право в учениях этатической школы рассматривается только с формально-догматической точки зрения, при этом отрицается его связь с социально-экономическими, политическими, антропологическими, этнологическими и прочими факторами. Догматы и достижения этатической концепции практически не пригодны для детерминации обычно-правовой системы. Если же они и представляют интерес, то только с точки зрения познания механизмов внедрения норм и институтов обычного права в законодательство [7, с. 50]. Так, правовая система рассматривается в качестве государственного явления, прочие же системы (например, региональные и местные) имеют неюридический характер, за исключением тех случаев, когда признаются государством, легализуясь в формальном порядке. Однако в этом случае происходит вливание в существующую правовую систему некой иной соподчиненной подсистемы.

Дальнейшее развитие этатическая школа получила в материалистической теории права с той разницей, что в отличие от «первой» она учитывала влияние социально-экономических факторов, но в той же степени отрицала юстициабельность несанкционированных государством обычно-правовых норм.

Последней доктриной правопонимания является социальная теория права (Е. Эр-лих, Ф. Жени, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяков-ский, П.Л. Карасевич, Ф.В. Тарановский и др.). Она полностью деконструирует эта-тическую концепцию, отвергая формально-логические догматы позитивизма, рассматривая право как социальный феномен в сочетании с различными факторами развития общества (политическими, экономическими, мировоззренческими и др.). Как полагал С.А. Муромцев, обычное право - продукт общественного развития, в основе которого лежат социальные законы, а само право выступает историческим продуктом постоянно развивающихся законов [8, с. 222, 234]. Точно так же осуществлялась критика исторической школы, отождествляющей традиционное право с «народными убеждениями». По мнению ученого, право представляет собой совокупность применяемых в обществе норм, и в этом смысле обычное право - это и есть живое право, эффективность которого проверяется жизнью.

В контексте социально-правового учения актуализируется научное исследование обычно-правовой системы, так как юридическими признаются обычаи, имеющие в обществе общеобязательный характер, а не только санкционированные государством. Для признания общеобязательности требуется повтор одинаковых действий. В связи с разделением права и закона обычное право занимает место полноценного источника права. Вместе с обычным правом апробируется юридический прецедент. «Писанное право состоит из общих, абстрактных, безличных и схематических постановлений. Напротив, жизнь так богата, многостороння и разнообразна, что она не может ... целиком подчиняться контролю закона и органов, наблюдавших за его исполнением... Таким образом, правовая жизнь может уклониться от действующего писанного права, что, однако, до известного момента не будет влиять на формальную силу права» [9, с. 75]. Особый акцент в рассматриваемой доктрине делается на правовое регулирование общественных отношений, а не на ценность закона, при этом противопоставляются правовые и неправовые явления, стираются границы между юридическими и социальными сферами.

Таким образом, актуализация философско-правовой эпистемологии феномена обычно-правовой системы определяется плюрализмом доктринальных подходов к обычному праву. Начало философско-правового исследования эксплицируется учениями естественно-правовой школы, осуществившей деконструкцию сложившегося понимания права и для своего времени носившей революционный характер. Важно отметить, что эта школа не занималась проблемами обычно-правового регулирования и не касалась обычного права, но результаты исследований, проведенных в рамках естественно-правовой школы, оставили задел для познания «народного права», тем самым предопределив юстициабельность научных подходов к неписанным правовым источникам.

Наработками в рамках данной доктрины воспользовались представители исторической школы, которые оценили потенциал обычая как предтечи позитивного права. Поэтому законотворческий процесс предполагалось осуществлять с учетом этнокультурного потенциала общественных (народных) предписаний. Права человека в учении исторической школы отрицались, но придавалось значение некоторым социокультурным особенностям, детерминирующим общественные отношения, например языку.

Рассматриваемая доктрина имеет большое значение в контексте научного анализа обычно-правовой системы, так как она определяет обычное право как раннюю форму

права, существующую не только в предгосударственном обществе, но и после этатиче-ского генезиса, а также легализует политико-правовое взаимодействие национального законодательства и народных обычаев. Этим предопределяются возможности классификационного сочетания национальных правовых систем и обычно-правовых систем.

Историческая школа права в части, касающейся роли правосознания и правового мышления в юридическом контексте, имеет тождественные позиции с психологической школой. Последняя рассматривает внутреннее психоэмоциональное восприятие действительности в виде словесных и письменных формул восприятия права, которые предопределяют поступки индивидов. В связи с этим выдвигается парадигма юридической нормы как переживания права, а с учетом того, что вербальные обычаи формализовались в памяти индивидов, «извлекаясь» из нее в персональной интерпретации, представляется справедливой экстраполяция некоторых выводов этого учения для изучения обычного права и обычно-правовой системы. Также заслуживает внимания идея неофициального и официального обычного права, пережитого индивидом в эмоциональном плане и признанного органами публичной власти соответственно.

Этатическая доктрина права отрицает плюрализм мнений в подходах к различным юридическим категориям, признавая правовыми только те институты и нормы, которые получили официальное санкционирование публичной власти. В связи с этим детерминизм обычно-правовой системы представляется невозможным, так как она не санкционирована государством, существует на основе обычного права, а юридическая роль последнего в нормативистских учениях крайне нивелирована.

Социальная теория права предоставляет широкий простор юридическому познанию обычно-правовых явлений, поскольку возвышает не формально-логическую природу закона, а практику реализации нормативных предписаний императивного характера. Данная школа правопонимания фундаментализировала базу изучения обычного права как полиспектрального явления общественной жизни, признавая интеграцию с политическими, экономическими, культурологическими и иными факторами. В связи с этим представляется возможным детерминизм догм права как взаимосвязанных явлений. Таким образом, результаты исследования доктринальных положений обычно-правовой системы могут обусловить создание специализированной типологии права.

Использованные источники

1. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.

2. Омельченко О.А. Манифест исторической школы права // Фемис: ежегодник истории права и правоведения. 2002. № 3.

3. Пухта Г.Ф. Энциклопедия права. Ярославль, 1872.

4. Ломакина И.Б., Дашин А.В. Обычное право и правовой обычай: от социальной мононорма-тики к правовой нормативности. СПб., 2005.

5. Берман Г.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

6. Рейснер М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. СПб., 1908.

7. Ломакина И.Б. Обычное право: институциональный аспект (теоретико-правовой анализ). СПб., 2005.

8. Муромцев С.А. Очерки общей теории гражданского права. М., 1877. Ч .1.

9. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право (очерки по методологии социальных наук и общей теории права). М., 1916.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.