www.volsu.ru
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu5.2016.3.27
УДК 177.9:343.131.8 ББК 87.7
ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Сергей Николаевич Зеленский
Кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения,
Кировоградский государственный педагогический университет им. Владимира Винниченко
ул. Шевченко, 1, 25006 г. Кировоград, Украина
Аннотация. Статья посвящена исследованию справедливости в уголовном правосудии. Необходимость такого философско-правового обоснования действия одного из основополагающих принципов уголовного процесса обусловлена изменениями, происходящими в жизни государства. Переход Украины к информационному обществу связан с упадком гуманистических идей, взглядов в обществе и праве. Появляется скептическое отношение и к возможному достижению справедливости в уголовном производстве.
Гносеологическая природа уголовного процессуального права позволяет применять в исследовании уголовно-правовых явлений философские категории истины и справедливости. Установление истины в уголовном процессе достигается путем доказывания, способом познания явлений окружающего мира. Справедливость и сегодня проявляет свои незаурядные свойства в обеспечении прав человека, установлении равного и непредвзятого отношения к людям. Равенство перед законом и судом в уголовном правосудии при наличии достоверных доказательств, полученных в предусмотренном законом порядке, служит справедливому и законному разрешению уголовного дела по существу.
Справедливость способствует установлению субординации между людьми, поддерживает равновесие в обществе. В уголовном правосудии служит сохранению правовых ценностей и одновременно определяющим элементом, доминирующим при конфликтном столкновении этих ценностей. Судебная власть выступает гарантом обеспечения прав и законных интересов человека. Основополагающая идея справедливости в уголовном правосудии применяется для правовой оценки поведения человека и для критической оценки самих правил, на основе которых осуществляется такая оценка.
Ключевые слова: справедливость, принцип, правосудие, уголовное производство, истина, познание, право.
Часто в быту можно слышать высказы-^ вания об абстрактности философии, ее ото-О рванности от действительности. Мы же рас-| сматриваем философию как одну из наиболее ^ практичных дисциплин. Предметом ее изучения во все времена был человек, его сущность, © роль в мире, основы человеческого мышле-
ния, познания. Целью познания было и остается установление истинного знания, истины. Истина отождествляется с правдой, нравственным идеалом, справедливостью.
Познание события прошлого перед независимым судом происходит в процессе доказывания, в ходе специфической уголовной про-
цессуальной деятельности, через установление доказательств по уголовному делу, которые со временем искажаются, исчезают или становятся непригодными. Время безжалостно к истине, которая интересует суд, от которой зависят решения, права и судьбы [5, с. 130]. Уголовный процесс направлен на получение достоверного знания. Чтобы быть справедливым, он должен утверждаться через обеспечение познавательной деятельности (доказывания) надежными законными средствами и методами установления истины.
Концепт справедливости в его собственно юридическом смысле, в том или ином государстве и обществе, в те или другие времена, наряду с внешними и внутренними социальными и экономическими факторами всегда занимал важное место в общественной жизни. В частности, мы исследуем справедливость, которая означает упорядоченность, законность, способствует развитию правовых основ государства. Этические ценности на протяжении всей истории развития человечества неизменно играют роль конечных ориентиров, обеспечивающих преемственность и последовательность, гуманистическую направленность в этом развитии.
Право действием своих собственных механизмов стремится достичь реализации справедливости в ее духовном и нравственном измерении. Украинское право, его концепция формировались под влиянием высокого уровня правосознания украинского народа, его духовности, будучи элементом глубинной жизненной мудрости, оставленной нашими предками. Право мы рассматриваем как одно из явлений внешнего мира. Юриспруденция как наука, изучающая право и определенный порядок, который сложился в обществе, выступает прикладной философией, общественной наукой. Все три области философии, - обращал внимание Е.В. Спекторский, - этика, метафизика и гносеология - тесно связаны с юриспруденцией [11, с. 92]. Исследование уголовного процессуального права с философской точки зрения приносит пользу как для него самого, так и для философии, выступая своеобразной философской саморефлексией, связывая его с действительностью, показывая, что его (уголовного процессуального права) категориальный аппарат не абстракция, не пу-
стые схемы, а средство преобразования общества с помощью права.
Выявив, таким образом, гносеологическую природу уголовного процессуального права, считаем целесообразным применять в исследовании уголовно-правовых явлений те же категории, которые мы используем, рассматривая, изучая, анализируя явления окружающего нас мира. Право, в том числе и уголовное процессуальное, выступает источником жизненной энергии для философии, поскольку вытекает из непосредственных жизненных ситуаций, влияя на них. Философия, в свою очередь, придает науке уголовного процессуального права осмысленный, всеобщий характер, приближая ее категории к абсолютным истинам добра и справедливости.
Обеспечение справедливости выдающийся римский юрист Ульпиан понимал как постоянный процесс. Книга первая Кодекса Юстиниана «Дигесты» или «Пандекты» (Digest), где отражены правовые доктрины, высказывания известных римских юристов, открывается установкой Ульпиана. Тем, кто изучает право, по мнению Ульпиана, следует помнить о происхождении слова «право» (jus). Оно получило свое название от правосудия (justitia) и в соответствии с точным определением Цельса является искусством добра и справедливости (jus est ars boni et aequi). Именно так звучит девиз института права Волгоградского государственного университета.
Ульпиан определял правосудие (justitia -то, что отождествляется с правдой, справедливостью) как постоянную и непрерывную волю предоставлять каждому его право. Из такого общего понимания правовой справедливости он выводил следующие детальные предписания права: жить честно, не наносить вред другому. В соответствии с этим и правосудие он определял как познание божественных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого (см.: [7, с. 84]). Уже в основе древних законов лежат представления о концепте справедливости, который и обусловливает поддержание упорядоченной жизни общества. Подтверждением этому служит использование понятий «справедливое право» и «справедливое правосудие». В правосознании народов определено генетическое родство и взаимное влияние морали и права.
Однако О.А. Омельченко отмечает, что сначала в латинском слове jus в его исходном, филологическом смысле (посредством чего выражается и общее духовное представление национальной культуры о той или иной категории) отсутствовало какое-либо сопряжение с представлением о справедливом, подобно тому как в аналогичное русское слово «право» вошло понятие правоты, правды [6, с. 8]. Можем добавить, что составители Большого толкового словаря современного украинского языка, разъясняя значение украинского слова «справедливють» (рус. справедливость), отмечают, что социально обусловленное понимание справедливости находит свое выражение в слове «правда», означающем то, что соответствует действительности, истину. Справедливость они разъясняют как свойство по значению слова «справедливый» или тот, который действует на основании объективных фактов, лишен предубеждения. Справедливость основана на правильном, объективном отношении к кому-, чему-либо. Основанное на требованиях справедливости - это то, что имеет законные основания, достаточно подтверждено, обосновано. Справедливое - это то, что выражает объективность, отвечает морально-этическим и правовым нормам, правильное, объективное, непредвзятое отношение к кому-, чему-либо. Человеческие отношения, действия, поступки, которые соответствуют морально-этическим и правовым нормам [2, с. 1180]. Справедливость - важнейшая категория социальной философии и морали, политического и правового сознания. Понятие справедливости рассматривается в качестве основного смыслового ядра многих религиозных, философских и политических учений, содержит в себе меру соответствия «должного» и «сущего» в свете моральных, политических, правовых и иных норм и ценностей. Социальная философия рассматривает справедливость как элемент социальной связи или же саму социальную связь как таковую, которая существовала еще до установленных норм и ценностей и осуществлялась без единой для всех меры [9, с. 486].
Справедливость для настоящего юриста прежде всего является предметом уважительного отношения. Так писал Е.В. Спектор-ский, юрист, социальный философ и культуро-
лог, уроженец г. Острог, которому суждено было стать последним ректором Университета святого Владимира. Его отец был мировым судьей, что, очевидно, могло повлиять на избрание им права предметом своих научных исследований. Настоящий юрист в понимании Е.В. Спекторского не только почитает справедливость, ей поклоняясь, но и требует такого же отношения к ней от других. Он ее культивирует. Применяя справедливость, он как бы совершает таинство, обряд. Проводя параллель между правом и религией, основой которых являются нравственные ценности, Е.В. Спекторский отмечает, что поскольку право является предметом уважительного отношения, то у него есть свой миф (учение об источниках права), свой догмат (юридическая догматика) и свой обряд (процессуальные формы). Поэтому ученый соглашался на то, что право зарождается не из идеи справедливости, а просто из религии [10, с. 230].
Современные исследования ученых также подтверждают то, что сущность правосудия основывается на религиозных обрядах, задачей которых было под страхом «божьей кары» обеспечить справедливое рассмотрение конфликтов со стороны судей [1, с. 54]. Д.Д. Лылак отмечает, что мудрость древних и сейчас помогает судьям воспитывать в себе такие необходимые чувства справедливости, профессиональной чести и достоинства, потому что потеря в обществе уважения к судьям разрушает государство [4, с. 5].
Общим компонентом всех современных концепций справедливости является идея прав человека. Гуманистическое направление в уголовном процессуальном праве непременно связывается с системой мировоззренческих социально-правовых идей, основу которых составляют представления о чести и достоинстве человека. Признание гуманизма основой культуры непременно требует признания справедливости уголовного правосудия основополагающей ценностью, которая побуждала, способствовала и сопровождала уголовное процессуальное право на всех этапах его развития.
Справедливость как принцип в уголовном правосудии обусловлена формированием и развитием, а иногда и упадком гуманистических идей, взглядов в обществе и праве. Современ-
ное состояние украинского общества неразрывно связано с изменениями, происходящими в правовом сознании и культуре людей, обусловленными глобализационными процессами, переходом Украины от индустриального к информационному обществу. Поэтому к экономическому и социальному неравенству добавляется и информационное. Появляются проблемы справедливости, понимаемой в широком смысле как идеи оправданности того или иного порядка в распределении различных социальных благ и тягот, в информационной области [3, с. 50].
При господстве легистского (позитивистского) понимания природы права и непризнании существования самостоятельной независимой судебной власти как одного из госу-дарствообразующих институтов деятельность суда при рассмотрении дел и вынесении судебного решения может называться правосудием только как дань понятию, что имеет значительную историю, являющемуся на бытовом уровне принятым в сознании людей. Если быть терминологически точным, то содержание деятельности, осуществляемой судом при таких условиях, является законосудием: суд только применяет закон, на что указывает Н.В. Сибилева [8, с. 190].
Справедливость выступает мерой ценности человеческого достоинства и степени его важности в установлении субординации между людьми. Она является той силой, которая поддерживает равновесие в обществе. В уголовном правосудии как особом механизме государства она служит сохранению правовых ценностей и одновременно определяющим элементом, доминирующим при конфликтном столкновении этих ценностей.
Судебная власть формируется, чтобы стоять между двух других ветвей государственной власти, сдерживая и уравновешивая их в стремлении к абсолютизации, а также между ними и человеком, выступая гарантом обеспечения прав и законных интересов человека. Основополагающая идея справедливости, назначением которой традиционно считается поддержание и восстановление равновесия или равной меры, применяется как для правовой оценки поведения человека, так и для критической оценки самих правил, на основе которых осуществляется его оценка.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Бринцев, В. Д. Оргатзацшне забезпечення дiяльностi сущв на репональному piBHi: нормат. база, пробл. та шляхи Гх виршення / В. Д. Бринцев. -КиГв : Юститан, 2003. - 394 с.
2. Великий тлумачний словник сучасноГ ук-раГнськоГ мови / уклад. i голов. ред. В. Т. Бусел. -КиГв ; 1ртнь : Перун, 2004. - 1440 с.
3. Карчагин, Е. В. Справедливость в информационной области: этический аспект Big Data / Е. В. Карчагин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. -2016. - №№ 1 (31). - С. 50-58.
4. Лилак, Д. Д. Мудреть прадавтх про право, закон, владу, правосуддя / Д. Д. Лилак. - КиГв : Орь яни, 2000. - 144 с.
5. Мурадьян, Э. М. Истина как проблема судебного права / Э. М. Мурадьян. - М. : Былина, 2002. - 287 с.
6. Омельченко, О. А. Римское право / О. А. Омельченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ТОН - Остожье, 2000. - 208 с.
7. Орач, £. М. 1стс^я полггачних i правових вчень / £. М. Орач. - КиГв : Апка, 2005. - 560 с.
8. Обшьова, Н. В. Еволющя поняття «правосуддя» / Н. В. Обшьова // Питання боротьби 3i зло-чиншстю : зб. наук. праць. - Х. : Право, 2005. -Вип. 10. - С. 186-196.
9. Социальная философия : словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. - М. : Академ. проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2006. - 624 с.
10. Спекторский, Е. В. Христианство и культура / Е. В. Спекторский. - М. : Центр стратег. конъюнктуры, 2013. - 360 с.
11. Спекторский, Е. В. Юриспруденция и философия / Е. В. Спекторский // Юридический вестник: Журнал Московского юридического общества, издаваемый при содействии Санкт-Петербургского юридического общества и Общества им. А. И. Чуп-рова для разработки общественных наук. - 1913. -Кн. II. - С. 60-92.
REFERENCES
1. Brintsev VD. Organizatsiyne zabezpechennya diyalnosti sudiv na regionalnomu rivni: normat. baza, probl. ta shlyakhi ikh virishennya [Organizational Support of Courts at Regional Level: Normative Base Problems and Solutions]. Kiev, Yustinian Publ., 2003. 394 p.
2. Busel V.T., ed. Velikiy tlumachniy slovnik suchasnoi ukrainskoi movi [Great Dictionary of Modern Ukrainian]. Kiev, Irpin Publ., Perun Publ., 2004. 1440 p.
3. Karchagin E.V. Spravedlivost v informa-tsionnoy oblasti: eticheskiy aspekt Big Data [Justice in the Field of Information: the Ethical Aspect of Big Data]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5, Yurisprudentsiya [Science Journal of Volgograd State University. Jurisprudence], 2016, no. 1 (31), pp. 50-58.
4. Lilak D.D. Mudrist pradavnih pro pravo, zakon, vladu, pravosuddja [The Wisdom of Ancient Right, Law, Power, Justice]. Kiev, Orijani Publ., 2000. 144 p.
5. Muradyan E.M. Istina kak problema sudebnogo prava [Truth as a Problem of Judicial Law]. Moscow, Bylina Publ., 2002. 287 p.
6. Omelchenko O.A. Rimskoe pravo [Roman Law]. Moscow, TON - Ostozhye Publ., 2000. 208 p.
7. Orach £.M. Istoriyapolitichnikh ipravovikh vchen [History of Political and Legal Doctrines]. Kiev, Atika Publ., 2005. 560 p.
8. Sibilova N.V. Evolyutsiya ponyattya "pravo-suddya" [The Evolution of the Concept of "Justice"]. Pitannya borotbi zi zlochinnistyu: zb. nauk. prats [Questions of Struggle Against Criminality: Coll. of Sci. Works]. Kharkiv, Pravo Publ., 2005, iss. 10, pp. 186-196.
9. Kemerov VE., Kerimov T.H., eds. Sotsialnaya filosofiya: slovar [Social Philosophy. Dictionary]. Moscow, Akademich. proekt Publ.; Ekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 2006. 624 p.
10. Spektorskiy E.V. Khristianstvo i kultura [Christianity and Culture]. Moscow, Tsentr strate-gicheskoy konyunktury Publ., 2013. 360 p.
11. Spektorskiy E.V Yurisprudentsiya i filosofiya [Jurisprudence and Philosophy]. Yuridicheskiy vestnik: Zhurnal Moskovskogo yuridicheskogo obshchestva, izdavaemyy pri sodeystvii Sankt-Peterburgskogo yuridicheskogo obshchestva i Obshchestva im. A. I. Chuprova dlya razrabotki obshchestvennykh nauk, 1913, iss. 2, pp. 60-92.
PHILOSOPHICAL AND LEGAL JUSTIFICATION OF CRIMINAL JUSTICE
Sergey Nikolaevich Zеlenskiy
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Department of Jurisprudence,
Kirovograd State Pedagogical University named after V. Vinnichenko
Shevchenko St., 1, 25006 Kirovograd, Ukraine
Abstract. The article is devoted to the study of fairness in criminal justice. The need for such a philosophical and legal basis of the actions of one of the fundamental principles of the criminal process due to changes in the life of the state. The transition of Ukraine to the information society is associated with the decline of humanistic ideas, beliefs in society and law. Skepticism and possible achievement of justice in criminal proceedings are observed.
The epistemological nature of the criminal procedural law allows to apply the philosophical category of truth and justice to the study of criminal law phenomena. The truth in the criminal process is achieved by proving the method of cognition of the phenomena of the world. Justice today shows its remarkable properties in promoting human rights, establishing equal and impartial treatment of people. Equality before the law and the courts in the criminal justice system when there is credible evidence, is obtained in the manner prescribed by law, promotes the fair and lawful resolution of the criminal case on the merits.
Justice contributes to the establishment of subordination between people, supports a balance in society. In criminal justice is the preservation of legal values and at the same time defining element, dominant in the conflict of these values. The judicial power is the guarantor of the rights and legitimate interests of man. The basic idea of fairness in criminal justice is applied to legal assessment of human behavior and critical evaluation of rules that underpin this assessment.
Key words: justice, principle, courts of justice, criminal proceedings, truth, knowledge, law.