Научная статья на тему 'Философско-полемические заметки о компетенциях и не только'

Философско-полемические заметки о компетенциях и не только Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА / УНИВЕРСИТЕТ / СОЗНАНИЕ / REFORM / UNIVERSITY / CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окулов Станислав Михайлович

Сделана попытка осмыслить проводимую реформу высшего образования с точки зрения изменения сознания человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical Polemical Notes on Competences and Not Only on Them...

The author attempts to comprehend the contemporary higher school reform from the point of view of changes in public consciousness.

Текст научной работы на тему «Философско-полемические заметки о компетенциях и не только»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 101.1:316

С. М. Окулов

ФИЛОСОФСКО-ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О КОМПЕТЕНЦИЯХ И НЕ ТОЛЬКО ...

Сделана попытка осмыслить проводимую реформу высшего образования с точки зрения изменения сознания человека.

The author attempts to comprehend the contemporary higher school reform from the point of view of changes in public consciousness.

Ключевые слова: реформа, университет, сознание.

Keywords: reform, university, consciousness.

В настоящее время происходит реформа высшего образования России. Сделаем попытку анализа этих преобразований с точки зрения сознания человека, точнее, тех изменений в сознании человека, к которым приведет это реформирование.

В качестве методологической схемы примем следующий простой принцип [1]. У человека возникает мысль. Естественно, что с этим связаны определенные процессы, происходящие в мозге последнего, но не только. Любая наша мысль соотносится с тем, если так можно выразиться, культурным фоном, в котором «обитает» человек. Мысли человека не просто влетают ему в голову из ниоткуда, база их - это культура (среда) его обитания. Человек действительно может «приподняться», выйти за пределы (иначе не было бы нового) культурного слоя своего обитания, но влияние последнего очевидно, и без него ни одна мысль не зародилась бы в его мозге. Примеры людей, воспитанных животными, наглядно показывают, что мозг человека, лишенный культуры, не мыслит самостоятельно на вербальном уровне.

Однако и культура не есть некая абстракция, она не подвешена в воздухе сама по себе, она связана тысячами нитей с материальной (социальной) составляющей нашего бытия. Эта составляющая включает и производственные силы, и типы используемых технологий, и место обитания, и своды существующих законов, и типы по-

© Окулов С. М., 2011

ведения человека и так далее. Назовем эту составляющую для краткости социумом. Итак, любая наша мысль, индивидуальная мысль, имеет, если так можно выразиться, четыре измерения (см. рисунок). Между измерениями нет жестких следственно-причинных связей типа «материя -первична, сознание - вторично». Имеет место переплетение связей, причем переплетение во времени. Например, некое «силовое» социальное решение, претворяемое в жизнь, приводит к культурным изменениям, к появлению новых мыслей у человека, реализуемых в социуме. А если человек не один, а их много? Тогда говорят о массовом (социальном) сознании. Но это исходное решение есть результат чьей-то мыслительной деятельности. Каждое явление (мысль) есть и причина и следствие. Все движется по кругу, причем по многослойному кругу, и «ходить» по этому кругу можно в любом направлении. «Разгрести» эту мешанину сверхсложно и обычно, человеку проще оставаться (мыслить) в рамках определенных схем, называемых редукционистскими. Упрощая наш исходный принцип, исключим физиологическую основу мысли - мозг. Анализ того, как наши мысли влияют на мозг (его структуру, развитие определенных участков и т. д.), - предмет специальных исследований (в этом направлении наукой получены, вероятно, только некие частные зависимости), но то, что такая зависимость есть, как и обратная, примем как факт, подтвержденный практикой.

Итак, вернемся к теме нашего обсуждения. В социуме принято решение о переходе на двухуровневую систему обучения в высшей школе, что,

согласно утверждениям идеологов, обеспечит вхождение России в образовательное пространство Европы (а были ли другие способы вхождения?). Анализ причин этого решения - проблема отдельного исследования. Такие силовые решения были в истории страны, это не первое. Достаточно вспомнить приход к власти коммунистов и время их правления. Было заявлено, что дети пролетариев получат неограниченные возможности в части образования. И действительно, в первое время Россия получила тысячи плохо подготовленных инженеров и ученых (достаточно вспомнить фамилию Т. Д. Лысенко). Одним из последствий этого явления стало лидерство России по растрате природных ресурсов, загрязнению среды обитания и так далее. В какой-то степени высшее образование со временем «выправилось», особенно в естественнонаучном направлении. Однако последствия идеологии «кухарка может править государством», или, что то же самое, принадлежность партии является необходимым, а иногда и достаточным, условием принадлежности к правящей элите во всех видах деятельности, продолжают сказываться во всем. Выделим ряд ключевых моментов на уровне социума при принятии решения о новой структуре высшего образования:

- в конце прошлого века в России помимо всего прочего произошла идеологическая революция (произошел и происходит массовый сдвиг в сознании людей), ключевым моментом которой является понятие «рынок», рынок во всем, с его основополагающим принципом потребления «получить как можно больше, а заплатить при этом как можно меньше»;

- сохранившаяся тенденция (уже на уровне менталитета) - высшее образование любой ценой, уверенность родителей в том, что диплом о высшем образовании позволит их детям занять более достойное место в жизни (понятие «достойное» все больше связывают с понятием «обеспеченное»);

- коммерциализация высшего образования при низком уровне финансовой обеспеченности основной массы населения;

- «затратность» для государства как структуры содержания существовавшей бесплатной системы получения высшего образования (сюда входят и затраты на поддержку всех систем, стоящих над вузами - управленческих, исследовательских и так далее).

В чем же суть образовательных стандартов высшего образования нового поколения? В основе их, особенно в основе первого уровня, лежат два «кита»: так называемая компетентност-ная модель подготовки студента (ориентированное на компетенции образование, слово «модель» явно лишнее) и модульно-рейтинговая схема оцен-

ки знаний. Попробуем понять, в чем суть этого реформирования, «сильно ли обстригается дерево» высшего образования или, наоборот, оно разрастается. А главное, к каким трансформациям в сознании оно может привести или уже приводит.

Компетенция (лат. сошре1еге - добиваться, соответствовать, подходить) - знания, опыт человека в определенной области, дающие ему возможность глубоко понимать сущность явлений, событий и тому подобное [2].

Из истории понятия. Оно идет из теории обучения языкам [3], затем распространяется на профессионализм в управлении, в обучении общению, в целом, начинают говорить о социальной компетенции - Дж. Равен, 37 видов компетентности [4]. И, конечно, понятие «подхватывается» педагогикой - Н. В. Кузьмина, пять видов профессионально-педагогической компетентности [5]. А затем процесс идет по нарастающей, но грань между классическими знаниями, умениями, навыками (академический подход к образованию и оценке его результатов) и профессиональной компетентностью остается расплывчатой. Наряду с понятием «компетентность» используют его синоним «базовый навык» [6]. Итог можно было бы подвести следующим «содержательным» определением: «Ключевые компетентности суть самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе» [7], но оно не проясняет ситуацию. Еще вариант: «Компетент-ностная модель освобождает от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса» [8].

Снимем «пенообразующий» слой (высказывание не носит негативного оттенка - любое явление при его обсуждении, разработке имеет эту составляющую), а попытаемся углядеть суть.

Определенный разрыв между профессиональной подготовкой выпускника вуза и требованиями, предъявляемыми, скажем так, производством, был всегда и до проводимой реформы. Идеологи преобразований, используя данный факт как исходное утверждение, говорят о том, что в результате внедрения новой схемы подготовки этот разрыв будет фактически устранен за счет формирования новых качеств специалиста. Эти качества появятся у выпускника в результате развития многих личностных (компетенции: здоро-вьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданственности, самосовершенствования и т. д.) и социальных компетенций (социального взаимодействия с обществом, общения и т. д.), определяющих его конкурентоспособность на рынке. Предположим, что это действи-

тельно так. Но как достичь этих компетенций? Фактически перечень компетенций спускается свыше по каждому направлению подготовки специалиста, и перечень дисциплин учебного плана также задан. Устанавливается некое соответствие между дисциплинами и компетенциями - и все. Найден исключительно «красивый» выход из положения. Мы, по большому счету, не знаем, чего достигать, тем более как этого достигать, но мы можем условно сформулировать то, чего хотелось бы достичь. Исходя из этого, свяжем наши желания с тем, что есть, и будем считать, что желаемое достигается («хотели как лучше, получилось как всегда»).

Второй «кит» реформирования основан на введении модульно-рейтинговой схемы оценки достижений студентов с последующей проверкой этих достижений путем тестирования. По большому счету, все виды деятельности студента оцениваются условными баллами и при сумме баллов, превышающей некое пороговое значение, считается, что предмет изучен, а если еще и пройден тест, то все замечательно. При этом система баллов известна заранее, и можно просчитать, как получить результат, затрачивая минимальные усилия (получаем то, что требуется, платим минимум умственных усилий - рынок). Системы тестирования имеют некую общую составляющую - с их помощью оценивается некий минимум знаний. Не требуется мыслить критично, независимо, продуктивно, не требуется самостоятельно (дополнительно) разбираться в глубинах изучаемого предмета. Это не оценивается. Студент и до университета долгие годы в школе «работал» на оценку. Многим и в голову не приходит, что учение может иметь какую-то другую ценность, помимо оценок.

А сейчас обратимся к сознанию человека, определяемому как совокупность мыслей, возникающих при его деятельности. Человека можно заставить делать все что потребуется, единственное, что невозможно заставить - это «впадать» в состояние мысли, пребывать в состоянии мысли, а по-простому - мыслить. Человек может делать это только сам. И по большому счету предназначение преподавания не в том, чтобы сообщать некую заданную сумму фактов по изучаемому предмету (хотя и это требуется), а в том, чтобы студент захотел «впадать» и «впадал» в состояние мысли по проблематике предмета. Очевидно, что только в этом случае на выходе системы высшего образования мы получаем действительно профессионала в конкретной области деятельности, легко адаптирующегося к условиям внешней среды, а не человека с документом о высшем образовании, в лучшем случае помнящего некую сумму фактов, связанных с выбранной специальностью.

Требует ли вводимая система пребывания студента в состоянии мысли? Нет. Изучается предмет. Заранее просчитываются те усилия, которые следует приложить, для получения желаемого результата (а это может быть и пресловутое «удовлетворительно»), и все (рыночный механизм). Мы имеем некую сделку как по отдельному предмету, так и в целом - некий конвейер по выдаче документов, подтверждающий наличие у выпускника знаний, а не сами знания. Из высшего образования «вынимается душа», университет превращается в фирму по распродаже уцененных дипломов.

«Изъятие души» проявляется и в следующем. Требуется ли от преподавателя достойная работа? Просчитываем те усилия, которые необходимы для успешного прохождения тестирования. «Обставляем» свой предмет всей необходимой бумажной документацией, требуемой не для деятельности, а для отчетности по деятельности, которой может и не быть. И все. Высшему образованию в этом случае не требуется преподаватель - личность, профессионал по удержанию студента в состоянии мысли в рамках своего предмета, требуется инструмент для совершения сделки, он и оценивается социумом как инструмент (зарплата доцента вуза - 9000 рублей, начинающего ассистента - около 5000 рублей в месяц).

В итоге произойдет трансформации сознания, и не только студента, но и преподавателя. А задачи? Они выполняются. Запрос родителей о получении их детьми высшего образования будет выполнен, коммерциализация образования продолжится, и оно будет функционировать строго по рыночным законам, государство сократит расходы.

Университеты в последние 20-30 лет в результате попыток бюджетной экономии, противоречивых реформ теряют способность не только к развитию, но и к простому воспроизводству (особенно педагогические вузы), что несет в себе угрозу для страны в целом. Тольке те страны, в которых студент будет пребывать в состоянии мысли, будет уметь думать и решать проблемы, имеют будущее.

Примечания

1. Уилбер К. Краткая история всего. М.: ACT: Аст-рель, 2006.

2. Захаренко Е. Н. Новый словарь иностранных слов. 3-е изд., испр. и доп. / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. М.: ООО Изд. центр «Азбуковник», 2008.

3. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Коги-то-Центр, 2002.

5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990.

6. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования: Доклад 5 / под общ. ред. В. И. Байден-ко, Дж. ван Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. М., 2001.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

8. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М.: 2002. С. 22-46.

УДК 101.1(091)(430)

Н. А. Пленкова

ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ РОЛИ ОБОНЯНИЯ

Статья посвящена рассмотрению важности чувства обоняния в трудах Георга Зиммеля. За возможность распознавать мельчайшие оттенки ароматов человек вынужден расплачиваться возрастанием индивидуализации и изолированности, ставших уже обычным явлением для современной культуры. Кроме того, Георгом Зиммелем была исследована роль искусственных ароматов как способа социальной адаптации.

The article is devoted to considering Georg Simmel's conception of olfactory sensitivity. For the possibility to identify nuances of the finest flavors, mankind has to pay with an increase in individualization and in isolation which has become a common phenomenon in modern culture. Georg Simmel has also investigated the role of artificial flavors in social adaptation.

Ключевые слова: язык запахов, чувство обоняния, обонятельные впечатления, искусственные запахи.

Keywords: the language of smell, the olfactory sensitivity, olfactory impressions, artificial smells.

Проблемы ольфакторной чувствительности долгое время рассматривались лишь с точки зрения естественных наук, однако в последнее время эта тема привлекает внимание гуманитарных дисциплин: антропологии, культурологии, лингвистики. Одним из первых свою концепцию восприятия запахов предложил выдающийся философ и культуролог Георг Зиммель. Небольшое философское эссе «Экскурс о социологии чувств» представляет собой попытку культурософского осмысления роли обоняния в жизни человека. Философские воззрения Г. Зиммеля окажут влияние на все последующие размышления о роли ольфакции, поэтому они, безусловно, заслуживают внимательного изучения.

© Пленкова Н. А., 2011

Эссе «Экскурс о социологии чувств» автор, обладающий ольфакторной сверхчувствительностью, включил в работу «Социология пространства» (1890), однако оно обособлено от основного текста. «Социология чувств» относится к тому подразделу, где речь идет о значении дистанции, пространственной близости и удаленности в жизни человека. Отдельные размышления, касающиеся ольфакторной чувствительности, содержатся и в других работах Г. Зиммеля: «Социологическое значение чужака» (1890), «Философия денег» (1900), «Большой город и психическая жизнь» (1903), «Философия моды» (1905).

Исследователь философских и социологических воззрений Зиммеля Л. Ионин отмечал, что философу на начальном этапе его научной деятельности были свойственны познавательные установки, характерные для позитивистски настроенного натурализма. До наступления эпохи Нового времени обонянию не придавалось большого значения, его роль в жизни человека существенно принижалась. Именно Георг Зиммель вернул обонянию «статус-кво». В своих трудах Г. Зиммель отмечал, что по сравнению со зрением и слухом социологическое значение низших чувств второстепенно, но подчеркивал, что значение обоняния не настолько мало, как это предполагалось ранее [1]. В современном мире люди разучились получать информацию с помощью обоняния, как это было в первобытном обществе, но подсознательно они продолжают остро реагировать на обонятельные впечатления.

Поскольку каждый человек имеет свой индивидуальный аромат, общение между людьми происходит на чувственном уровне. Философ подчеркивает важность обонятельного впечатления в восприятии субъекта по сравнению с познанием, направленным на объект.

Пять чувств, одинаково важных для человека на физиологическом уровне, имеют совершенно разное общественное и культурное оформление. Слух и зрение обслуживаются особыми сигнальными системами - языком и музыкой, текстом и изображением. Соответствующие системы складываются в институциональные конструкции -язык, литературу, искусство, образование. Г. Зим-мель, говоривший о подчинении «безграмотных» чувств - вкуса, обоняния, осязания - чувствам более высоким: зрению и слуху, замечал, что обоняние не может претендовать на обеспеченность такими же абстрактными знаковыми системами, какими оперируют слух и зрение. «Обоняние не создает объект, как это делают зрение и слух, а остается, так сказать, заключенным в субъекте, что символически проявляется в отсутствии самостоятельных, объективных называющих выражений для различных запахов», - утверждал философ [2]. Мы часто говорим, что пахнет вкусно,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.