РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЫУРЫ
УДК 146.80/80
ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА
А. Н. АГАЛЬЦОВ
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
e-mail:
Ключевые слова: мировоззрение, язычество, религиозные, опыт, кодексы, обряды, объединения.
Цель статьи - религиозно-философский анализ феномена современного российского язычества. В связи с этим будут рассмотрены культурные и мировоззренческие характеристики современного российского язычества. Феномен язычества предполагает рассмотрение его как мировоззрения (религиозные основания и моральные идеалы и нормативные установки), которые формируют образ жизни, его обычаи и обряды.
Современное российское язычество представляет собой новое религиозное движение, которое в религиоведческой литературе обозначается термином «неоязычество», представители современного российского язычества именуют учение язычества в его современном варианте "Родноверием" или "Традицией", "язычеством", "ведизмом" или ("Инглиизмом", "Луггарианством" и пр. Сходные движения за рубежом именуют свое учение "Nature Religions", "Native Religions" ("Естественные" и "Родные" религии), этнические религии, "Deep Ecology" ("глубинная экология") и др.
Известный исследователь язычества Б. А. Рыбаков в своем фундаментальном исследовании «Язычество древних славян» подчеркивал, что язычество - феномен национальной культуры, одно из ее самобытных оснований. «Познание народной культуры, -подчеркивает исследователь, - всех видов крестьянского творчества невозможно без выявления его архаичной языческой подосновы. Изучение язычества - это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа». 1 В этом смысле язы-
В статье проанализированы культурные, мировоззренческие и нравственные черты российского язычества, определены характеристики данного религиозного движения, которое представлено как мировоззрение (философско-религиозный и этический аспекты), практика российского неоязычества связана не только с религиозными обрядами, религиозным опытом, но также определяется через институциональность, выраженную в кодексах, различных общинных объединениях.
1 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., «Наука», 1981.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13
ческая религия представляет собой синтез верований и культов древних славян, которые сохраняют свои традиции в современной культуре славянских народов. Славянское язычество имеет свою уникальную и неповторимую мифологию, которая сохранилась в мифах и волшебных сказках, традициях и обычаях славянских народов»...2
Современное российское язычество представляет собой попытку продолжить мировоззренческие основания русского язычества, представляя собой феномен, ярко иллюстрирующий особенности современной российской религиозности, характерные черты которой сформированы в условиях активного духовного поиска в атмосфере идеологического плюрализма. Обращение к язычеству связано в России с перестроечными процессами 90-х гг. прошлого столетия, когда в поисках ценностных ориентиров в связи с ростом национального самосознания в обществе возник интерес к языческой религии, основанной на вере и обычаях предков, выражающей самобытность русского духа, содержащей корни национальной идеи.
Современное российское язычество как феномен может быть представлено как мировоззрение и как организованное религиозное движение, имеющее свои институты, регламентирующие документы: кодексы, уставы и.д.
В данной статье на основе «Книги природной веры» будут проанализированы мировоззренческие позиции современного российского язычества, выделены его религиозные и морально-этические характеристики.
Критика современной цивилизации.
Основные аргументы, на которых основываются апологеты современного российского язычества - критика современной технологической цивилизации, которая оторвала человека от его природного естества.3 Подчеркивается утилитаристский, потребительский характер современной культуры, так как «техническая цивилизация дает свои ценности человеку только взамен на ценности, данные от Природы». Автор делает вывод, что современная технологическая цивилизация, с ее ценностями потребительства и утилитаризма, по сути, есть вызов человеку, в основе которого - угроза его подлинному существованию, ведь «цивилизация оторвала человека от естественной среды обитания, лишила его этим жизненного тонуса и постаралась компенсировать его своими благами -техническими средствами. Это почти то же, что отрезать ногу и поставить вместо нее совершенный протез. С любым протезом оказываешься обделенным».4 В то же самое время Н. Сперанский подчеркивает бессмысленность ухода от цивилизации5. Противодействие
2 По отношению к мифологии и религии славян употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией. Слово «язык» означало, в том числе и «отдельный народ, племя». Русский летописец, рассказывая об истории славян, придерживался мнения, что все славяне произошли от единого корня: «Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю <...> От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест на которых осели... И так разошёлся славянский язык...». Таким образом, слово «язычество» можно использовать как синоним народной, племенной религии славян.
3 В данной статье будут проанализированы труды Н. Сперанского, или волхв Велимир языческой общины «Родолюбие Коляды Вятичей». «Книга природной веры. Глава 1. Философские вопросы язычества». «Агрессия технической цивилизации», http://www.kapishe.ru Подчеркивая потребительский характер современной цивилизации, автор замечает подмену ценностей как сакральную причину: «Казалось бы, цивилизация создает, например, асфальтовое покрытие потому, что надо ездить автомобилям, а в дождь не пачкать ноги. Это разумная и естественная причина не может быть оспорена. Но, есть еще и другая причина, носящая сакральный смысл. И сила цивилизации (как и любой большой общности людей) состоит в том, что сакральность сопутствует тому, что называют пользой. Сакральная тайна асфальтового покрытия, состоит в том же, в чем тайна и всех других благ. Она, как и всякая тайна, лежит значительно глубже представлений о потреблении. В результате создания асфальтового покрытия, человек обретает бесспорное удобство, но лишается прямого контакта с землей, и это ведет к утрате его природных сил, даваемых землею.
5 Нам никуда не деться от пороков цивилизации. Цивилизация разрушает монастыри и возвращает Робинзонов обратно в свое лоно. Свойственный некоторым нашим друзьям бескомпромиссный конфликт с потребительским мышлением ведет к тому, что аристократ духа становится добровольным Робинзоном, оказывается живущим вне цивилизации и в нищете. Дальнейшая его жизнь уже оказывается от него не зависящей. Его потомки с таким образом жизни не соглашаются и уходят обратно в цивилизованный мир, где предаются всем порокам, думая, что в этом и есть истина, а боровшийся с цивилизацией родитель был не прав. Там же.
4 Там же.
ее пагубным для человеческой природы вызовам он видит в возрождении веры как «способу мышления», «обращенная к силе своей земли, к Природе».
Согласно учению Н. Сперанского в основе мироздания Бог Рода, который «закрепил в Природе свой Нравственный Закон», определяющий «равновесие сил созидания и разрушения». Именно этот Нравственный Закон обозначает пантеон позитивных и негативных Божеств, действующих в природе и в человеческой жизни: «соответственно, в мире есть духовные сущности, следящие за соблюдением этого Закона. Есть и сущности обратного толка. В их задачу входит препятствовать действию Нравственного Закона и стирать память о нем. Сущности, исполняющие и хранящие Нравственный Закон, не однозначны. По своей природе, они могут быть как созидателями, так и разрушителями». В понятие добра вмещается все то, что содействует Природе и жизни. Зло проявляется как насилие над Природой и как «конфликт внутри Мировой Воли». Соответственно этому выстраивается пантеон Божеств. К злым божествам относятся божества разрушения, которые имеют так называемых «агентов разрушения» 6.
Борьба божеств, представляющих добрые, созидательные и разрушительные силы, проявляется и на человеке, который поставлен перед выбором линии жизни, участия или неучастия в творчестве, борьбе божеств. Ценностный смысл жизни человека заключается в том, насколько он ориентирован на «оправдание замысла Рода» как высшей Божественной цели.
Смысл земной жизни состоит в выборе человеком своей позиции и участия в творчестве и борьбе богов. У подавляющего большинства людей этот выбор производится неосознанно и является позитивным. Позитивным в том смысле, что обыденная жизнь в действительности может быть результатом божественной цели, может оправдывать замысел Рода. Согласно «Книги природной веры» смысл земной жизни человека заключается в том, чтобы «поддерживать свою жизнь, продолжать род, помнить заветы предков и совершать деяния, которых требует высшее начало. Тот, кто чувствует присутствие великих богов и сознательно живет в согласии с этими четырьмя положениями - счастлив, а смерть в конце пути не пугает. Тот, кто выбирает служение черным богам, которые нарушают установленный Родом закон жизни, неважно, осознанно или нет, тот смысла своего бытия не находит, и связанный с этим страх скрывает беспутной жизнью»... Таким образом, религиозное учение современного российского язычества ориентирует человека на созидание, смысл которого раскрывается как «исполнение нравственно позитивного деяния, направленного не на эгоистические, личные интересы, а на интересы Рода и Природы» 7.
Институциональность движения современного российского язычества Современное российское язычество проявилось как новое религиозное движение в таких организационных формах как: 1. клубы исторической реконструкции, общины; 2. культурные центры, партии и общинные объединения — городское явление, развивающееся в интеллигентской, преимущественно естественнонаучной образовательной среде. В дальнейшем во второй половине 90-х гг. обозначилась линия институализации языческого движения — создания «религиозной славянской конфессии», которая потерпела неудачу.
В настоящее время славянское язычество представляет собой религиозное движение, состоящее из небольших автономных общин, оформился ряд языческих организаций, претендующих на лидерство, которые объединили вокруг себя небольшое число общин. ("Велесов круг", Москва; "Союз Венедов", Санкт-Петербург; "Древлеправославная Церковь Староверов-Инглингов", Омск; "Союз Славянских общин", один из организаторов которого - Вадим Казаков, Калуга). В 2008 году численность сторонников Союза точно не определена ввиду непостоянного состава присутствующих на мероприятиях. По словам В. С. Казакова, «численность ССО вместе с прихожанами составляла на 2007 год
6 То, что действительно та или иная сила работает в интересах богов-разрушителей и подпитывается ими, мы понимаем по двум признакам. Во-первых, результат ее действия, в конечном итоге, ведет к гибели людей и вообще жизни. Во-вторых, эта сила относительно быстро пресекается какой-то другой силой. Либо она губит сама себя, ибо не может долго существовать из за своей нежизнеспособной организации, т.е. является химерой.... Там же. «Книга природной веры». Глава 1. Философские вопросы язычества. О добре и зле.
7Тамже.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13
порядка 2000 человек. Точный подсчёт прихожан не ведётся8». Союз проповедует древнее вероучение славян и проводит работу по объединению Славянских Общин в различных государствах.
Круг Языческой Традиции» КЯТ как альтернатива и оппозиция ССО придерживается интернационалистической идеологии. КЯТ возник не так давно — в 2002 году, но темпы роста этого союза не в пример больше, чем у ССО. На данный момент в него входит 23 общины.
Такая популярность обусловлена демократическими принципами деятельности объединения: отсутствие единоначалия и рекомендательный характер главного органа жреческо-волховского Совета «Круга Языческой Традиции». Начало созданию единого координационного органа славянских и не только (договор подписали представители германского, скандинавского и финно-угорского нативизма) неоязыческих организаций было положено еще в 2000 г., когда был подписан первый официальный документ — «Коломенское Обращение». В «Коломенском Обращении» были зафиксированы вечевой принцип внутри и межобщинных взаимоотношений, который стал основой для создания Совета КЯТ, утверждение исключительно религиозного статуса языческих общин и формирование единого неоязыческого информационного пространства. Заключение Битцевского договора через два года стало подтверждением серьезности намерений, заявленных в «Коломенском Обращении». Битцевский договор о создании «Объединенного Жреческо-волховского Совета Круга Языческой Традиции» был подписан главами 15-ти языческих общин и организаций 17 марта 2002 года в Москве на капище в Чертановском парке. Документ свидетельствовал о создании объединенного Совета для координации взаимодействий коллективных членов, подписавших договор. В нем содержалось заявление о создании и регистрации двух языческих объединений, религиозного и светского, с одинаковой конечной целью — восстановление и широкое распространение «Славянской Языческой Традиции», отстаивание общественного и государственного признания ее исконным и традиционным вероисповеданием и мировоззрением. Решения Совета для поддержавших договор языческих организаций должны были носить рекомендательный характер. К Битцевскому договору прилагалось «Битцевское Обращение» — декларация основных положений идеологии неоязыческого объединения родноверов, которые
8 Материал из Википедии — свободной энциклопедии: Круг Языческой Традиции принятии. К основным документам, отвечающим на вопросы развития КЯТ в настоящее время, был приложен план-максимум под названием «Цели природной веры». В нем видный идеолог российского нативизма
H.H. Сперанский (волхв Велимир, «Коляда вятичей») сформулировал социальные задачи неоязыческого движения на будущее: «Первый этап — это объединение и обогащение традиции через обмен опытом». «Второй этап — русский народ должен сознательно понять, в чем суть его языческой веры, и навсегда отбросить тот жупел, который в его сознании сложило христианство. Суть язычества до народа должны донести не отрешенные святые и не ушедшие в себя волхвы. Это должны сделать живые активисты, ибо наша вера дана для того, чтобы жить с нею, а не отрешаться от жизни. Так что второй этап становления — это формирование слоя наших активистов, которые будут идти в народ». Третий этап становления — «это решение основных экологических проблем и создание общества, находящегося в равновесии со своей природной средой обитания. Этот этап предполагает перестройку экономики и полную переориентацию человеческих потребностей от насильственного стимулирования потребительства — к духовным и природным ценностям.... Не теряя тех жизненных гарантий, которые дает техническая цивилизация, нужно суметь отказаться от всех ее излишних благ и взамен них вернуться к почитанию своей Природы.Таковы этапы развития природной веры и такова ее цель — спасти человечество от самоуничтожения. Все описанное может произойти только плавно, без каких-либо социальных потрясений. Единственное, что может резко подвигнуть россиян, да и все человечество, к такому новому бытию в равновесии с Природой — это очевидная угроза глобальной экологической катастрофы». Судя по содержанию этих документов, деятельность Круга имеет характер жесткой экспансии, которая в результате должна привести к диктатуре неоязычества в России.
Обращает на себя внимание «благовидный» предлог такой агрессивной политики. Если ССО хочет спасти русских от потери собственной национальной идентичности, то КЯТ спасает от экологической катастрофы. Экологизм, действительно, — одна из самых главных пропагандистских идей КЯТ, широко эксплуатируемая для вовлечения новых людей. Члены КЯТ принимают участие на конференциях «зеленых», устраивают многочисленные экологические акции по очищению парковых зон Москвы и Подмосковья. Но без сомнения, муссирование данной темы используется ими с целью привлечь внимание общественности прежде всего к самим себе.
должны разделять все его настоящие и потенциальные члены. Основные формулировки документа имеют пространный характер. В обращении «язычники — это люди одного языка, принадлежащие одной Традиционной культуре, одному роду-племени». Просторечное «роду-племени» становится более понятным в следующем пояснении, где появляется понятие о некоем «родовом целом», которое представляется в виде своеобразной субноосферной совокупности: «Земля, народ, ее населяющий, другие формы жизни и Боги». Язычник не только хранит и передает традиционные знания прошлого, но и сам является творцом традиции: он «почитает своих богов (Обожествленные предки — эвгеме-рические боги, и мы их потомки — «Даждьбожи внуци», однако, есть Боги как фундаментальные Силы Мира) — пращуров, знание о которых раскрывается богами лично ему». Языческая Традиция славян — «родноверие», по мнению создателей, документа составляет одну из ветвей «родственных по духу» родоплеменных природных мировоззрений индоевропейских народов. Именно отнесение «родноверия» к разряду индоевропейских верований дает возможность и в декларации своей веры, и в ее реконструкции апеллировать к древней религии Вед как корням славянской Традиции и именовать свою веру «ведической». Отсюда происходит открытость родноверов языческим представлениям других индоевропейских народов.
Преимущества родноверия видятся в его тесной взаимосвязи с природой, оно «дает возможность почувствовать себя нераздельной частью огромной вселенной, и в тоже время личностью, ценной и уникальной в мире, естественным микрокосмом.... Она направляет к раскрытию могучих механизмов в управлении своим организмом, своим разумом и учит жить в согласии с Силами Мира — Богами — на благо Рода и Земли - Матери, как живой Сущности». В силу возрождения «родоплеменных» отношений язычники принимают такие понятия как «род, семья, община, племя, народ» (хотя понятие «народ» включает в себя уже более широкий спектр отношений, чем только «родоплеменные»), но отвергают понятие нации и национальности. Поэтому идеологи КЯТ всячески отрицают возможность связей славянского нативизма и национализма, обосновывая это тем, что языческая традиция вообще изначально не знала понятия нации, а принцип по-литеистичности предполагает не только мирное сосуществование людей, отдающих предпочтение разным богам, но и мир между различными народами и культурами.
Поверхностно очерченный пантеизм и демократические условия деятельности Совета КЯТ, отраженные в документах, несомненно, расширяют круг лиц и неоязыческих организаций, заинтересованных в их принятии.
Список литературы
1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., «Наука», 1981.
2. http://www.kapishe.ru
CHARACTERISTICS OF RUSSIAN PAGANISM BASED ON PHILOSOPHY AND WORLD OUTLOOK, ETHICS AND RELIGION
A N. AGALTSOV
e-mail:
Tula State Pedagogical University
In the article cultural, world outlook and moral features of Russian paganism are analyzed, the characteristics of the given religious movement which is presented as the outlook (philosophical and religious, ethical aspects) are discussed; the practice of Russian neo-paganism is connected not only with the religious practices and experience, etc., but is also defined through the institutionalism, expressed in the codes, various communal associations.
Key words: outlook, paganism, religious, experience, codes, ceremonies, associations.