Научная статья на тему 'Философско-методологическое обоснование концепции налоговой безопасности государства в условиях экономического кризиса'

Философско-методологическое обоснование концепции налоговой безопасности государства в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеева И.Ю.

В статье дается философско-методологическое обоснование концепции налоговой безопасности государства, ее понятийного аппарата, позволяющего раскрыть сущность, место и роль налоговой безопасности в системе национальной экономической безопасности Российской Федерации. Сделан вывод о том, что в условиях кризиса необходимо усиление роли государства в определении стратегии и тактики процесса воздействия налоговых механизмов на всех участников экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-методологическое обоснование концепции налоговой безопасности государства в условиях экономического кризиса»

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

И.Ю. ТИМОФЕЕВА, кандидат экономических наук, майор милиции, старший ревизор Управления по налоговым преступлениям УВД по Смоленской области,

доцент Международного юридического института

В условиях экономического кризиса государство должно в первоочередном порядке соблюдать свои национальные интересы, обеспечивать свою территориально-экономическую целостность и развивать налоговые взаимоотношения на основе равноправного сотрудничества всех участников экономической деятельности. В настоящем исследовании автор дает философско-методологическое обоснование концепции налоговой безопасности государства, ее понятийного аппарата, позволяющего раскрыть сущность, место и роль налоговой безопасности в системе национальной экономической безопасности Российской Федерации. Сделан вывод о том, что в условиях кризиса необходимо усиление роли государства в определении стратегии и тактики процесса воздействия налоговых механизмов на всех участников экономических отношений для обеспечения налоговой безопасности государства.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, концепция налоговой безопасности, налоги.

В философской науке сегодня дискутируется вопрос о том, движется ли мир к единой цивилизации, ценности которой станут достоянием всего человечества, или сохранится и даже усилится тенденция к национально-историческому многообразию, и общество будет представлять собой совокупность ряда развивающихся цивилизаций. По мнению ряда исследователей, цивилизации всегда отличались и отличаются друг от друга, так как основываются на несовместимых системах социальных ценностей. В

таком случае любая цивилизация характеризуется специфической общественно-производственной технологией, которая влечет за собой соответствующее социально-экономическое развитие.

Современная Россия в условиях экономического кризиса должна в первоочередном порядке соблюдать свои национальные интересы, обеспечивать свою территориально-экономическую целостность, осуществлять антикоррупционную декриминализацию экономики и развивать налоговые взаимоотношения на основе равноправного сотрудничества всех участников экономической деятельности, учитывая жизненно важные интересы российского общества. Налоговая безопасность — одна из качественных характеристик того конкретного исторического социума, существующего в определенных пространственных, временных и финансово-экономических условиях, составные элементы которого — личность, общество и государство.

Трансформация российского общества на основе либеральных идей и демократических ценностей привело к изменению качества всего социально-политического процесса, а обеспечение безопасности в условиях кризиса требует обращения ученых к разработке инновационных финансово-экономических инструментов. Такая направленность в исследованиях всегда сопровождается терминологической неоднозначностью, что требует конкретизации от научного сообщества. В процессе научного обоб-

щения в средствах массовой информации, официальных документах четко обозначены категориальные варианты «безопасности», которые в работах иностранных ученых дополняются научными и практическими исследованиями. Все это связано с процессами глобализации, которые стимулируют взаимодействие национальных компонентов и обеспечивают формирование глобального информационного пространства, быстрое осуществление научно-технического прогресса, взаимообусловленности социально-политических систем, что изменяет сущность и роль экономических структур государства.

В последнее время категория «безопасность» активно входит в научный оборот, но точное определение в российских изданиях появилось совсем недавно. В России длительное время это понятие употреблялось редко. И только после революции 1917 г. в основу существования нового коммунистического государства была положена доктрина подчинения интересов личности интересам общества и государства. С этого периода любое покушение на государственные интересы преследовалось более сурово, чем аналогичные действия против личности, т. е. категория безопасности обеспечивалась в пользу государственной безопасности на долгие годы.

Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации в 1997 г., дает официальное нормативно-правовое определение национальной безопасности Российской Федерации, под которой понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

В «Словаре терминов и определений» дано такое определение: «Безопасность государства национальная — состояние, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов государства и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и другихобластях» [1,с. 60].

Исходя из этого, категория «национальная безопасность» для современной России является более узким, чем понятие «безопасность», так как объектом национальной безопасности выступает «многонациональный народ», а в соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» объектами являются общие категории личности, общества и государства.

Проведенный сравнительно-правовой анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферу безопасности, показал, что в государстве существует множество различных

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

видов угроз, противодействие которым закреплено в следующих федеральных законах:

• «О безопасности дорожного движения»;

• «О пожарной безопасности»;

• «О радиационной безопасности»;

• «Об охране окружающей среды»;

• «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

• «О техническом регулировании», Воздушного кодекса;

• «О защите прав потребителей»;

• «Олекарственныхсредствах»;

• «О безопасности гидротехнических сооружений»;

• «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

• «О газоснабжении в Российской Федерации». Кроме того, в Законе РФ «О милиции» закреплены такие виды безопасности, как «безопасность личности» и «общественная безопасность».

Указанный перечень законов, изданных Российской Федерацией, по своей сути призван детализировать и конкретизировать в отдельных сферах положения Конституции РФ, а также общеправовое понятие безопасности, закрепленное в Законе РФ «О безопасности».

Отметим особо, что неоднозначность понятийного аппарата приводит к появлению в процессе анализа современными российскими специалистами в этой области различных точек зрения.

Свое трактование национальной безопасности России дает Е. А. Олейников, понимая под этим состояние государства обеспечивать адекватное реагирование в условиях постоянного дестабилизирующего воздействия военных, экономических, политических, экологических, социальных, техногенных, информационных, демографических и психологических факторов [10, с. 34—35]. При этом интересы общества и личности отошли на второй план. А ведь согласно ст. 2 Конституции РФ именно человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

Юридическую природу безопасности, ее место и роль в правовой системе Российской Федерации отражает определение, данное А. И. Стаховым: «Безопасность — урегулированное правом состояние защищенности конституционных и законных интересов личности, общества, государства и нации, при котором отсутствуют природные и техногенные факторы окружающей среды, создающие опасность конституционным и законным интересам личности, общества, государства и нации, а также исключены правонарушения и юридические казу-

-й- 23

приоритеты и безопасность

сы, способствующие возникновению и (или) развитию таких факторов» [7, с. 18].

В то же время A.B. Возжеников предлагает две противоречивые формулировки: «В общем случае под национальной безопасностью понимается состояние страны, при котором отсутствуют или устранены (парированы) реальные внешние и внутренние угрозы ее национальным ценностям, интересам и национальному образу жизни, то есть обеспечивается реализация жизненно важных интересов личности, общества и государства» [3, с. 25]. И вторая — под термином «национальная безопасность» автор понимает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей (угроз), характеризующихся таким положением государства, при котором обеспечивается ее целостность, внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным, полноправным субъектом международных отношений.

Рассматривая в своем исследовании налоговый аспект категории «национальная безопасность», отметим, что осмысление данного понятия вполне обоснованно и логично, когда под национальной безопасностью рассматривается определенное состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности, обеспечивающих их устойчивое развитие, в том числе в сфере налогообложения.

Такое определение, как считает автор, является самым удачным из всех существующих в научной литературе, так как теоретико-методологический и практический подходы данной категории имеют универсальный характер при исследовании различных видов национальной безопасности, в том числе и налогового аспекта. При этом не выделяются исключительные приоритеты государства обеспечивать адекватное реагирование на внешние и внутренние угрозы.

Современная история показывает, что если слабое государство не может защитить свой народ, общество само становится на защиту своих экономических и политических интересов. Лишь в исключительных случаях государство выступает критерием ограничения основных прав и свобод человека и гражданина, а значит, определяет смысл и содержание деятельности государственных органов в Российской Федерации. Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов социально-экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает фор-

24 -

мирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

По нашему мнению, доктринальное понятие национальной безопасности должно консолидировать интересы как представителей государства, так и представителей бизнеса, общественных организаций, а также каждого отдельного гражданина в сфере обеспечения безопасности от внешних и внутренних угроз.

Таким образом, безопасность является правовой категорией и должна обладать достаточно высокой степенью абстракции. С этой точки зрения безопасность в правовой системе Российской Федерации представляет собой урегулированное правом состояние защищенности личности, общества и государства, соизмеримое с угрозами безопасности.

Вместе с тем налоги являются экономической категорией, которая возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях создания государства начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношения, которые были неписаным законом для древних людей. Уже в те времена были установлены определенные ставки налогов. Так, в Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу» [4, с. 4].

Исходя из логико-позитивного анализа, можно утверждать, что налоговая составляющая национальной безопасности (налоговая безопасность) представляет собой финансово-правовую дефиницию и должна раскрывать юридическую природу безопасности относительно экономической сущности налогов. При этом угрозы в сфере налогообложения представляют собой совокупность определенных источников опасности при безвозмездном изъятии части собственности в пользу государства жизненно важным интересам личности, общества и бизнеса, которые по своей сути имеют социально-экономическую природу. Так, согласно Указу Президента «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации», интересы личности состоят «в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина». В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации интересы общества состоят «в

упорядочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России».

Поэтому выделение налогового аспекта в системе национальной безопасности Российской Федерации, который является основой существования государства, позволяет уточнить и расширить в концептуальных нормах точной и ясной дефиницией налоговой безопасности в сочетании с такими понятиями, как «налоговая безопасность личности», «налоговая безопасность общества и бизнеса», «налоговая безопасность государства». Целенаправленные и добросовестные налоговые взаимоотношения государства, всего общества и каждого гражданина в отдельности должны быть направлены на защиту национальных интересов, национальных ценностей и реализацию стратегических целей государства.

Этим и обосновывается актуальность концептуального подхода к социально-философскому осмыслению понятийного аппарата, позволяющего раскрыть сущность, место и роль налоговой безопасности в системе национальной экономической безопасности Российской Федерации, а также установить тенденции правового регулирования налоговой безопасности.

Универсальный характер категории «безопасность», взятой нами за методологическую основу построения концепции исследования, многообразие проявлений налоговых отношений приводит к выводу, что налоговая безопасность должна исследоваться не какой-то одной отраслью знания, а их системой. Такая система, следовательно, должна охватывать: философские и другие общенаучные методологические принципы исследования налоговой безопасности; методологию и конкретные методы исследования этого понятия с позиций тех наук и научных дисциплин, предметом которых являются налоги во всем многообразии своего проявления; специальные методы исследования, обеспечивающие предметное исследование налогов, в том числе их оценку с помощью количественных методов.

Но при всем многообразии научные дисциплины имеют между собой много общего и, прежде всего, обобщенные методологические установки, делающие знания не только истинными, но и научными.

Современное наукознание располагает достаточно эффективными результатами, интеграция и дифференциация которых дает возможность всесторонне исследовать проблему налогового аспекта в системе национальной безопасности. С одной стороны, каждая из наук на уровне своего предме-

та выявляет определенные закономерности своей стороны процесса безопасности в налоговой сфере и на основе этого определяет возможности для ее оптимизации. Вместе с тем многоаспектность проблемы обусловливает развитие и противоположной тенденции, заключающейся в интеграции совместных усилий заинтересованных наук. На этой основе возможно комплексное ее исследование.

Таким образом, фокус приложения усилий вбирает как междисциплинарное интегративное знание по данной проблеме, так и знания отдельных наук. Методология, рассматривая ее в широком и узком смысле, предполагает, с одной стороны, совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих принципов, которые отражают концептуальную, исходную позицию в познании налоговой безопасности.

С другой стороны, методология видится как учение о методах, методике и процедуре познания в прикладном понимании, как представление о «различных уровнях методологического анализа» [3, с. 165]. Такой широкий диапазон привлечения методологического основания обусловлен сложным, многоаспектным характером экономических отношений и предполагает его применение как минимум на четырех уровнях.

Тезис о многоуровневом характере методологии научного исследования в нашей литературе впервые сформулирован В. А. Лекторским и В. С. Швыревым [3, с. 27], а затем развит в работах Э. Г. Юдина. Согласно выдвинутой ими концепции методология процесса познания складывается из четырех составляющих — философской методологии, общенаучных принципов и конкретных форм исследования, атакже конкретно-научной методологии, методики и техники исследования.

Содержание философской методологии раскрывают общие принципы познания, представляя их в виде определенной системы предпосылок, ориентиров познавательной деятельности, обеспечивающих, с одной стороны, научные ориентации и ценностные установки исследователя, а с другой — конструктивную критику наличного знания с целью его совершенствования и развития. Основной акцент необходимо сделать на решениях основных финансово-экономических проблем с учетом взаимосвязей, существующих между всеми элементами экономической системы.

Применительно к исследованию проблемы налоговой безопасности использование философской методологии обязывает:

• рассматривать это понятие как конкретно-

историческое явление, неразрывно связан- 25

ное с общественно-экономическими формациями, с теми материальными и духовными потребностями государства и общества в виде различных, в том числе экономических и пра-вовыхучений;

• оценивать с определенных мировоззренческих позиций формы, методы и результаты осуществления налоговой политики, используемые для этого средства, их эффективность и соответствие потребностям общества;

• подходить конструктивно-критически к наличному знанию о целях, формах и методах регулирования налоговых отношений государством, их законодательной и нормативно-правовой регламентации, организационно-экономическому обеспечению.

Уровень общенаучных принципов и форм исследования образуют как содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или достаточно большую совокупность фундаментальных наук, так и формальные разработки и теории, связанные с решением достаточно широкого круга методологических задач.

В современной философии существует мнение, что процесс познания противоречив и многозначен, так как представления человека о системности существующей реальности и ее составляющих свидетельствует о кризисе философского знания и необходимости разработки новых социально-экономических парадигм. Социально-экономические проблемы актуальны и приобретают сегодня основополагающее значение в связи с активностью личности в современном обществе. Современные саморазвивающиеся системы образуют «человеко-размерные объекты — системы, включающие чело-векав качестве своего компонента» [8, с. 21].

К типу человекоразмерных саморазвивающихся систем можно отнести, по нашему мнению, систему налоговой безопасности, рассмотренную в аспекте не только функционирования, но и развития. Системный подход сам по себе не деформирует научные представления о взаимосвязях явлений и процессов, происходящих в существующем социально-экономическом пространстве, так как познающий субъект — это активно действующий и мыслящий человек, представляющий собой субстанциональное основание всей существующей реальности.

Во второй половине ХХв., когда в различных областях науки начинают активно осваиваться сложные саморазвивающиеся системы, возникает новая ситуация взаимодействия наук. Стратегии познания и деятельности таких систем имеют целый ряд об-

26 -

щих характеристик. Возникает необходимость экспликации связей внутринаучных ценностей (поиск истины) с вненаучными ценностями общесоциального характера. В современных программно-ори-ентированых исследованиях налогового аспекта в системе экономической безопасности такая экспликация осуществляется при экономическо-правовой экспертизе различных национальных проектов и программ развития налоговых взаимоотношений между государством, бизнесом и гражданином.

Оценка роли налогов и налоговой политики в системе экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической, в том числе финансовой, безопасности. Налоговый потенциал государства определяется общим экономическим потенциалом. Поэтому выделение налоговой безопасности в системе экономической и финансовой безопасности обосновывается требованиями «... такого развития экономики, при котором будут созданы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз» [9].

По нашему мнению, использование принципов системного подхода позволяет рассмотреть налоговую безопасность как системное образование, имеющее внутреннее строение и иерархию образующих ее элементов, представить ее в структурном и функциональном разрезах, вычленить и описать конкретные компоненты и механизмы обеспечения экономической безопасности государства.

К уровню общенаучных принципов и форм исследования относятся эволюционная теория и синергетика (теория самоорганизации/ По мнению И. Р. Пригожина, в нашей Вселенной налюбом уровне происходит слияние порядка и беспорядка, закономерности и хаоса [6, с. 29—35]. Связь между порядком и беспорядком, которая характеризует диссипативные (рассеянные) структуры, характерна и для общества, для социума, в котором диалектически переплетаются норма и патология, порядок и беспорядок, созидание и разрушение, мир многомерен и не поддается описанию одной истиной [5, с. 48—52].

Использование основных положений теории самоорганизации позволяет выявить разнонаправленный характер налоговых отношений между государством, бизнесом и гражданином. Проблемы современной российской экономики во многом связаны с нестабильностью мирового экономического развития. Проблемы эти сложны, они

остаются нерешенными как в теоретико-методологическом, так и в практическом планах. Стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить их в меньшем размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет государство, и налоги являются основным источником его существования. Разнополярность интересов проявляется в том, что участниками налоговых отношений являются плательщики налогов (юридические и физические лица) и государство, которые преследуют свои определенные цели, обусловленные интересами, потребностями и задачами каждой стороны. С одной стороны — это стремление налогоплательщика получить максимальную прибыль и избежать затрат на уплату налогов, а с другой — стремление государства обеспечить стабильное пополнение бюджетов всех уровней за счет налоговых платежей. При этом конфликт интересов углубляется в условиях нестабильных и кризисных явлений.

Российское реформирование, на первых этапах жестко ориентированное на «вытеснение» государства из экономики, привело к хаотическому развитию социально-экономических процессов. Были утрачены многие важные традиции государственного управления, а глобальный экономический кризис закономерно потребовал усиления роли государства и выработки новых эффективных методов управления в экономике.

Таким образом, жизнь убедительно доказала, что именно государство должно определять стратегию и тактику процесса развития налоговых механизмов и осуществлять контроль за их реализацией. Функционально-ориентированный подход к налоговым взаимоотношениям между государством и обществом перемещает проблемы налоговой безопасности в иную плоскость, поскольку позволяет проследить с иных мировоззренческих позиций само содержание этих отношений, характер взаимосвязи и взаимозависимости его принципов осуществления.

При этом экономическая теория является базисной научной дисциплиной для данного уровня исследования. Ее первый раздел — макроэкономика, изучающая формы и методы деятельности государства в экономике (финансовая, денежно-кредитная, налоговая и другие виды государственной политики), — помогает исследователю налоговой безопасности учесть общие перспективы развития страны, региона, отрасли. Уже на стадии составления проектов бюджетов важное значение имеют макроэкономические показатели, оценка их эффективности в соответствии с целевой установкой. Второй—мик-

роэкономика, исследующая систему экономических отношений в процессе производства, обращения и потребления факторов производства — позволяет установить закономерности движения денежных средств, структуру доходов и расходов экономических субъектов хозяйствования, спроса и предложения на товары, рабочую силу и т.д. Исследование налогового аспекта национальной безопасности должно опираться на методологические принципы и процедуры различных отраслей знания и научных дисциплин. Это обеспечивает действительно всестороннее рассмотрение проблемы, в том числе, при анализе сфер государственного вмешательства в сегодняшней российской экономике. Изучение и освоение сложных человекоразмерных, развивающихся систем сближает основные принципы исследования экономических, правовых и социально-гуманитарных наук, которые могут выступать основополагающими для построения концепции налоговой безопасности государства в условиях экономического кризиса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безопасность России: правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: сло-варьтерминов и определений. — М. 1999. С. 60.

2. ВозжениковА. В. Национальная безопасность в контексте современного политического процесса России: теория и политика обеспечения. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. докт. полит, наук. - М. 2002. С. 25.

3. Лекторский В. А., Швырев В. С. Методологический анализ науки (типы и уровни). // Философия, методология, наука. — М. 1972. С. 27, 165.

4. Налоги: Учебное пособие. / Под ред. акад. Д. Г. Черника. - М. 1995. С. 4.

5. Пригожий И. От существующего к возникающему. -М. 1985. С. 48-52.

6. Пригожий П., Стингере И. Порядок из хаоса. - М. 1986. С. 29-35.

7. Стахов А. И. Безопасность в правовой системе Российской Федерации //Безопасность бизнеса. 2006. № 1.С.18.

8. Степин В. С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты). //Вопросы философии. 2004. № 3. С. 21.

9. Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 №608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».

10. Экономическая и национальная безопасность: учебник. / Под ред. Е. А. Олейникова. — М.: Экзамен. 2004. С. 34-35.

- 27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.