Научная статья на тему 'Философско-методологические принципы проектирования процесса обучения руководителей образовательных учреждений'

Философско-методологические принципы проектирования процесса обучения руководителей образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / ФИ-ЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ КОГНИТИВНОГО СУБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / THE SYSTEM OF SCHOOL HEADS' PROFESSIONAL SKILLS' IMPROVEMENT / THE SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH / THE MODULAR AND COMPETENCES APPROACH / THE MARKETING APPROACH / THE POS-NON-CLASSICAL COGNITIVE APPROACH / THE PHILOSOPHICAL AND METHODOLOGICAL TRAINING PRINCIPLES / THE TRANSFORMATION OF THE COGNITIVE SUBJECT IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY PROCESS / MARKETING OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яркова Ирина Викторовна

В статье приведены результаты исследования проблемы формирования маркетинговых знаний и умений руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации. Рассмотрено оптимальное для успешного решения поставленных задач сочетание частных конкретно-методологических и общих научно-философских принципов обучения с точки зрения системно-деятельностного, маркетингового и модуль-но-компетентностного подходов. Ориентация на потребителя образовательных услуг, теоретическое осмысление и обоснование взятых за основу подходов позволяет реализовать последовательное проектирование процесса обучения, выстроить взаимосвязанную систему действий, направленных на получение прогнозируемого результата и способствующих дальнейшему развитию управленческой компетентности слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яркова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and methodological principles of designing of the school heads' training process

The results of marketing knowledge and skills' development of school heads in the system of professional abilities' improvement are considered in the article. The particular concrete and methodological, general scientificallyphilosophical training principles in the framework of system and activity, marketing, modular and competences' approaches are combined optimally for the successful solution of presented problems. Orientation to the educational services user, the theoretical comprehension and the substantiation of basic approaches are realized the step by step design of the training process; the action system is erected for the forecasted results' obtaining and contributed to management competences' development.

Текст научной работы на тему «Философско-методологические принципы проектирования процесса обучения руководителей образовательных учреждений»

НАУЧНАЯ ШКОЛА

И.В. Яркова

Философско-методологические принципы проектирования процесса обучения руководителей образовательных учреждений

В статье приведены результаты исследования проблемы формирования маркетинговых знаний и умений руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации. Рассмотрено оптимальное для успешного решения поставленных задач сочетание частных конкретно-методологических и общих научно-философских принципов обучения с точки зрения системно-деятельностного, маркетингового и модуль-но-компетентностного подходов. Ориентация на потребителя образовательных услуг, теоретическое осмысление и обоснование взятых за основу подходов позволяет реализовать последовательное проектирование процесса обучения, выстроить взаимосвязанную систему действий, направленных на получение прогнозируемого результата и способствующих дальнейшему развитию управленческой компетентности слушателей.

Ключевые слова: система повышения квалификации руководителей школ, системно-деятельностный подход, модульно-компетентностный подход, маркетинговый подход, постнеклассический когнитивный подход, философско-методологические принципы обучения, трансформация когнитивного субъекта в процессе образовательной деятельности, маркетинг образовательных услуг.

Осуществляемая в стране модернизация образования, изменение целей и приоритетов в условиях рыночной экономики требуют в настоящее время повышения эффективности работы и качественных изменений в управлении не только конкретным образовательным учреждением, но и в целом в системе дополнительного профессионального образования. В числе основных задач системы повышения квалификации выделяются:

1) подготовка управленцев к решению новых задач в условиях конкуренции со стороны других образовательных учреждений и расширения самостоятельности школы;

© Яркова И.В., 2010

2) пополнение их знаний в смежных областях: менеджмент, экономика и финансы, маркетинг и связи с общественностью, а также формирование управленческих умений для их практического применения;

3) освоение наиболее эффективных способов принятия управленческих решений, позволяющих перевести школу в новое качественное состояние — режим развития и саморазвития, обеспечив тем самым успех всей системы образования.

Система повышения квалификации руководителей образовательных учреждений представляет субъектно-ориентированную среду формирования управленческих знаний и умений. Основными сложностями в обучении маркетингу можно считать ряд факторов, характеризующих дополнительное профессиональное образование:

• наличие стереотипов и предпочтений относительно стилей и методов обучения;

• влияние способностей, потребностей и готовности слушателей, их мотивации к различным видам учебно-познавательной деятельности (в том числе внеаудиторной самостоятельной работе);

• ориентация руководителей школ в большей степени не на изучение теоретических основ общего маркетинга, а на получение конкретных рекомендаций на возникающие в школьной практике проблемы;

• комплектование групп с разным уровнем управленческой компетентности (владение содержанием маркетинговой деятельности);

• трудности оценки воплощения маркетинговых компетенций после обучения на курсах повышения квалификации в реальной практике управления образовательным учреждением;

• невозможность непосредственного применения инфомодели общего маркетинга, используемой в системах производства и потребления товаров и услуг, к модели управления маркетингом в образовательной среде (см. коммент. 1).

Для успешной реализации программы обучения требуется решить проблему отбора предметного содержания обучения и его структурирования, выделить основополагающие принципы (см. коммент. 2) [2] и спроектировать систему повышения квалификации в виде последовательных этапов управления учебной деятельностью:

• определение путем диагностики в соответствии с принципом осмысленности обучения потребностей слушателей в решении управленческих проблем и достижении конкретных профессиональных целей, оценка уровня готовности обучающихся к изучению основ маркетинга;

• формирование в соответствии с принципом комплексного подхода к мотивации в обучении (перевода внешней мотивации во внутреннюю) осознанного поведения слушателей в процессе обучения, определяющего направленность их действий. Оценка на основе мотивации (см. коммент. 3) слушателей их когнитивных способностей, опыта управленческой деятельности и уровня осведомленности о предмете изучения (см. коммент. 4);

• построение в соответствии с принципом индивидуализации обучения (см. коммент. 5) процесса обучения для каждой категории слушателей с учетом их потребностей, возможностей и особенности восприятия путем оптимизации временных затрат при модульном обучении [5], выбора подходящих к конкретной ситуации учебных методов и использования разнообразных, включая дистанционные, форм обслуживания;

• ориентация (в соответствии с принципом осознанной перспективы) на соотнесение актуальности овладения маркетинговыми знаниями и умениями с личными профессиональными целями и задачами слушателей путем рефлексивного анализа в процессе обсуждения материала с преподавателем, выполнения заданий, проверки степени усвоения материала при подведении итогов;

• следование принципу контекстности обучения предполагает решение значимых для слушателей проблем развития образовательных учреждений на основе анализа социального опыта, элементом которого является их собственный опыт (см. ком-мент. 6), деятельностное описание нормативных систем, обеспечивая трансформацию познавательной активности в профессиональную деятельность и соответствующую смену потребностей, мотивов, целей, действий и результатов;

• соблюдение принципа системности и целостности обучения за счет взаимодействия общих целей, задач, содержания, методов всей учебной дисциплины «Управление образовательными системами» и ориентации на конечный результат, зафиксированный в квалификационной характеристике управленца. Именно процессный подход (см. коммент. 7) «позволяет целостно представить деятельность в виде управленческого цикла, осознать сущность и технологию составляющих ее видов (функций). Знание специфики видов управленческой деятельности обеспечивает руководителям школ ее целесообразное построение с учетом особенностей объектов управления» [6]. При этом маркетинговая деятельность, состоящая из серии взаимосвязанных действий, рассматривается как одна из функций управления образовательным учреждением (см. коммент. 8), в

рамках которой осуществляется анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, коррекция, регулирование рыночной деятельности. В отличие от существующих практик обучения маркетингу предлагаемый модуль не является независимой дидактической системой экономической подготовки руководителей школ, хотя имеет все признаки таковой (см. коммент. 9). Подобным образом достигается целостность учебного процесса как педагогической системы;

• задание схемы деятельности по принципу дифференцированного подхода с учетом социально-психологической готовности слушателей (включая мотивационные, когнитивные и операционно-поведенческие компоненты). В зависимости от целей, этапа обучения и категории слушателей (руководители, их заместители, резерв) необходимо дифференцировать в деятельностном контексте обучения (см. коммент. 10) образцы действий (показ), описание способов выполнения действий, опорные точки правильного выполнения действий (подкрепление) с четким разделением функций и ролей участников;

• реализация принципа совместной деятельности преподавателя и слушателей, а также между самими обучаемыми путем постановки проблем, связанных с отсутствием необходимых знаний в управлении маркетингом образовательных услуг, активизации внутренних ресурсов слушателей курсов повышения квалификации на преодоление когнитивных провалов, проектирования схем организации будущей совместной деятельности;

• построение процесса обучения в соответствии с принципом опоры на имеющийся опыт обучающегося, используя сложившуюся базу знаний слушателей в части управления образовательными учреждениями (любая поступающая информация оценивается ими только с точки зрения своего профессионального опыта), перевод обучения на субъект-субъектную основу;

• ориентация на принцип актуализации результатов обучения, то есть акцент на погружение в информацию, создание учебных ситуаций, контроль и оценку результатов обучения на каждом этапе, оценку качества обучения действий слушателей, имеющих прямое отношение к их дальнейшей профессиональной деятельности. В процессе практической деятельности проводится анализ социально-экономической ситуации, базовых документов для отработки маркетинговых умений принятия управленческих решений.

Построение взаимосвязанной системы действий, направленной на получение прогнозируемого результата, возможно только путем

соотнесения основных закономерностей деятельности слушателей и преподавателя с логикой процесса познания. Основу цикла трансформации когнитивного субъекта [4] составляют отношения тринитар-ности: контента (содержательные характеристики знания), смысла и знания. Образовательная деятельность системы повышения квалификации на схеме представлена проекцией этой трансформации в виде замкнутой триады: перехода контента (содержания предметной области — маркетинга образовательных услуг) в управленческие знания и умения, наполненные новым значением, ценностями и смыслом. Цикличность этапов обучения предполагает, что каждый последующий ее этап должен быть логически обусловлен предшествующим и являться базой для формирования компетентностей следующего уровня. Тем самым происходит пополнение информационного потенциала руководителя школы и перевод его на следующий мета-уровень.

При этом постнеклассический когнитивный подход позволяет реализовать последовательное моделирование процесса обучения и «эксплицирует представления об отношениях когнитивных объектов путем задания на них операций экземплификации и трансцендентации» [3]. Такой подход, на наш взгляд, является чрезвычайно важным, так как сама структура образовательного процесса оказывается связана с возможностями сознания и призвана обеспечить понимание происходящих процессов и их последствий: от конкретной ситуации в управлении образовательным учреждением к формированию концепции развития школы в новых социально-экономических условиях, от осмысления передового опыта к использованию идей в практике.

В этом случае учитываются такие основные принципы постне-классической методологии, как принцип межуровневого подобия (операции: экземплификации — выстраивание взаимоотношений или способа действия на примерах собственного опыта субъектов образовательного процесса; трансцендентации — интуитивный уровень познания субъектов, определение смысловых сущностей познаваемого), неэлиминируемости (причастности) субъекта (самотрансцен-дентации — внутренней мотивации к изучению предлагаемой проблемы и трансформация идей в управлении образовательным учреждением).

Операция трансцендентации контента (Тк) способствует осмыслению приобретенного опыта в области управления маркетингом образовательного учреждения и встраиванию содержания обучения во внутренний мир слушателя в виде субъективных форм (цели и этапы обучения, образы объекта изучения).

Цель операции — найти такую форму выражения объектного знания, которая позволила бы на уровне предметных значений (что

это?) и операционных смыслов (для чего?) стать знанием субъектов образовательного процесса, и далее сконструировать новое знание на основе приобретенного опыта. Именно сочетание значений и смыслов определяет успешность понимания и принятия изучаемой проблемы.

Задачи трансцендентации контента:

• определение необходимых и достаточных условий: региональных и личностных запросов и возможностей системы повышения квалификации, имеющегося управленческого опыта, времени изучения, посильности изучения, внутренней мотивации к совместной деятельности;

• формирование представлений о целях, планах и средствах реализации формируемой деятельности; создание искусственной мотивации путем организации деятельности по определению целей обучения и соотнесение текущей изучаемой задачи с другими задачами управленческой деятельности;

• преобразование контента во внутренний смысл;

Схема. Цикл трансформации когнитивного субъекта (руководителя образовательного учреждения) в процессе образовательной деятельности

• формирование когнитивной мотивации, выработка управленческих воздействий;

• формирование системы ориентиров и указаний с требуемыми качествами и в заданном диапазоне уровня осведомленности обучаемых об изучаемом предмете: с неполной системой ориентировки («проб и ошибок»), полной системой ориентировки, полной ориентацией на принципы самостоятельного поиска новых знаний;

• сопоставление идеализированных и реальных маркетинговых знаний и умений;

• проектирование изменений контента с учетом коррекции деятельности на каждом ее этапе и уровня усвоения каждого учебного элемента.

Операция экземплификации смыслов (Эс) включает восприятие входящей информации извне и во время обучения как абстрактного объекта (образа), а также предварительное распознавание и понимание воспринятого материала, то есть сопоставление значений изучаемых понятий, имеющихся в памяти обучаемого и воспринимаемых от преподавателя. Осуществляется актуализация знаний, которыми владеют слушатели, и преобразование внутренних (субъективных) смыслов во внешние (объективные) формы. Здесь очень важно понимать, что человек может воспринимать информацию фрагментарно, особенность кратковременной памяти такова, что не каждый может удержать совокупность предложенных фрагментов в том виде, в каком была предложена слушателям. Поэтому наиболее приемлем путь закрепления новых значений изучаемого материала (управления маркетингом) в виде комбинации системы значений и смыслов в логике функционального подхода к управлению образовательным учреждением, а также обращение слушателей к невербальному опыту различных информационных источников (Интернет, публикации, конференции, семинары и др.). Для того чтобы значения, объединенные в смысловые единицы, перешли во внутренний опыт обучаемого в виде единого целого, преподавателю курса необходимо сгладить различия субъективных смыслов путем распространения и переноса (экстраполяции) технологий маркетингового управления из сферы производства товаров и услуг в сферу управления маркетингом образовательного учреждения.

Цель операции — конструирование целостного и осмысленного понимания изучаемого предмета.

Задачи экземплификации смыслов:

• определение связи между значениями и смыслом, смысловое строение внутреннего опыта слушателей, выстраивание

смысловых конструкций, самоидентификация в пространстве смыслов, в которых содержатся знания;

• функциональное структурирование новых знаний;

• формулирование практической ценности результатов обучения;

• разработка и описание структуры формируемой деятельности.

Операция экземплификации маркетинговых знаний (Эз) и умений позволяет оценить, какими операционными системами овладели слушатели на конкретном уровне обучения, есть ли необходимые и достаточные условия для их инициации. Смысл этой операции заключается в формировании системы действий в различных моделируемых и жизненных ситуациях с учетом приобретенного знания и опорой на имеющийся управленческий опыт слушателей.

Цель операции — преобразование субъектных знаний в профессиональные умения.

Задачи экземплификации знаний:

• определение путей достижения цели деятельности на каждом этапе учения и на заданном уровне сложности;

• анализ степени сформированности достигнутых результатов (действий);

• коррекция оценочных суждений субъектов об уровне усвоения маркетинговых знаний и умений.

Опираясь на исследуемую в философии и психологии теорию познавательной деятельности индивида и исходя из намеченных ориентиров при проектировании процесса обучения в системе повышения квалификации, можно сделать вывод, что формирование когнитивной деятельности руководителей образовательных учреждений представляет собой циклический процесс последовательного перехода от одного этапа к другому путем комбинации субъектных значений, операционных смыслов и преобразования их в новые формы, новое осмысленное понимание и новый субъективный опыт. При этом нужно четко понимать, что в результате несоответствия построенной модели обучения познавательным способностям, личностным потребностям и профессиональным ожиданиям слушателей происходят частичные, неудачные или отложенные попытки трансформации, то есть «когнитивный провал» (В.С. Меськов) или «искаженная мыследеятельностная система» (Г.П. Щедровицкий) субъекта и субъект-субъектных отношений, а впоследствии неудовлетворенность слушателей полученными результатами обучения в системе повышения квалификации.

В целях эффективности повышения квалификации необходимо учесть следующие положения.

1. Педагогическими условиями формирования маркетинговых знаний и умений руководителей школ в системе дополнительного

профессионального образования являются: управленческая компетенция слушателя курса, готовность к обучению, методическое обеспечение учебного процесса на основе модульного содержания обучения и межпредметной понятийной и функциональной интеграции маркетинга и менеджмента в сфере образования.

2. Модель процесса формирования маркетинговых знаний и умений руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации строится на основе исследования организационной деятельности управленца, является структурно-процессуальной, представляет собой совокупность относительно самостоятельных и преемственно взаимосвязанных этапов, которые обеспечивают целостность и целесообразность образовательного процесса, а именно:

• диагностико-ориентировочный, оценивающий когнитивные способности слушателей: ценности, интересы, психологические установки, представления слушателей о маркетинге образовательных услуг, сложившуюся базу управленческих знаний, которыми владеют слушатели;

• мотивационно-целевой, формирующий опоры убеждения;

• информационно-познавательный, ориентированный на профессиональные задачи с учетом функциональных особенностей управленческой деятельности и выстраивание системы взаимодополнения материалом, подлежащим усвоению;

• репродуктивно-тренировочный, способствующий решению проблем и задач путем организации коллективного и индивидуального мышления в обучении и действий в специально организованных средах;

• конструктивно-вариативный, провоцирующий постановку проблем, связанных с отсутствием необходимых знаний, активизирующий внутренние ресурсы слушателя курсов повышения квалификации на преодоление когнитивных провалов, проектирующий схемы совместной организации мыследе-ятельности;

• рефлексивно-оценочный, определяющий уровень сформирован-ности маркетинговых умений на основе критического осмысления приобретенного в ходе обучения опыта.

Комментарии

1. Первоначально нужно извлечь исходные объекты рассмотрения имеющегося бизнес-опыта, сопоставить с наработками в сфере бизнес-образования, к ним подобрать методологические приемы управления знаниями и средства осуществления различных процессов образовательной деятельности, а далее представить их в виде учебно-методического комплекса.

2. В своей работе [2] С.И. Змеев проанализировал мировой опыт становления андрагогики как самостоятельной науки и сформулировал основные принципы обучения взрослых.

3. Методологические положения о возникновении мотива в процессе деятельности человека изложены в работах А.Н. Леонтьева, Н.В. Елфимовой, Ю.И. Ребрина и др. Три типа обучающихся, ориентированных на цель, деятельность и учебу, выделили Р.С. Силкин, С.А. Лорец, С.А. Тюренева.

4. С учетом опыта управленческой деятельности и по уровню осведомленности о предмете изучения слушателей можно условно разделить на начинающих, опытных управленцев и активно использующих традиционные приемы маркетинга образовательных услуг (Панкрухина А.П., Шевченко Д.А., Попова Е.Н., Лю-бавцева А.В. и др.), а также внедряющих собственные маркетинговые проекты.

5. Проблема индивидуализации обучения взрослых была рассмотрена С. Брукфилдом, М.Ш. Ноулзом, Д.М. Савичевичем и др.

6. Вопросы взаимосвязи обучения с профессиональной деятельностью рассматривались Е.Н. Тонконогой (принцип взаимосвязи обучения с профессиональной деятельностью), Н.А. Масюковой и Б.В. Пальчевским (принцип практико-ориентированной научности), А.А. Вербицким (знаково-контекстная технология обучения).

7. Описан В.И. Зверевой, Ю.А. Конаржевским, М.М. Поташником, П.И. Третьяковым, Т.К. Чекмаревой, Т.И. Шамовой и др.

8. В своей работе [7] П.И. Третьяков определил системные, процессные, информационные, коммуникационные, координационные и мотивационные основания управленческой деятельности.

9. По мнению И.Е. Домогацкой, при модульном обучении «содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические построения, что способствует созданию условий для выбора индивидуального образовательного маршрута в повышении квалификации» [1], определяются промежуточные и конечные цели обучения в соответствии с требованиями к контингенту слушателей, производится отбор и структурирование содержания учебного материала в виде законченного самостоятельного блока, проектируется желаемая дидактическая технология, создаются средства обучения и учебно-методическое обеспечение и т.д.

10. Наиболее эффективным П. Образцов, Т. Дмитриенко считают внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей.

Литература

1. Домогацкая И.Е. Компетентностный подход в повышении квалификации руководителей детских школ искусств: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Е. Домогацкая. М., 2006. 189 с.

2. Змеев С.И. Становление андрагогики (Развитие теории и технологии обучения взрослых): Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / С.И. Змеев. М., 2000. 179 с.

3. Меськов В.С. От логики рассуждений к методологии когнитивной деятельности // Труды Всероссийского научного семинара «Модели рассуждений — 3: когнитивный подход». Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010.

4. Меськов ВС, Мамченко А.А, Смирнова И.В. От возможного мира и возможного индивида к инфомиру и когнитивному субъекту // Возможные миры. Семантика, онтология, метафизика. М.: Ка-нон+, 2010. С. 204—217.

5. Методологические основы системы модульного формирования

содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей (по материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orensau.ru/component/option,com_docman/task,doc_

download/gid,306/

6. Третьяков П.И. и др. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева; под ред. П.И. Третьякова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.

7. Третьяков П.И. и др. Педагогический маркетинг в управлении развитием образовательных систем / П.И. Третьяков, С.И. За-харенков, М.В. Туберозова, Н.А. Шарай. М.: Перспектива, 2010. 232 с.

8. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. ... д-ра пед. наук / П.А. Юцявичене. Вильнюс, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.