Научная статья на тему 'Философско-методологические основы модернизации персонализированного обучения алгебре в открытой (сменной) общеобразовательной школе'

Философско-методологические основы модернизации персонализированного обучения алгебре в открытой (сменной) общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PHILOSOPHY OF EDUCATION / PERSONALIZED TRAINING / MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филичева Н.П.

В статье рассмотрены философско-методологические основы модернизации обучения алгебре в открытой школе, дан критический анализ идей философов образования, а также проанализирована модернизация целей, содержания, средств, методов и организационных форм обучения. Выявлена эвристическая значимость этой критики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with philosophical and methodological bases of the modernization of teaching algebra in the open school. It also analyzes the ideas of philosophers of education and the modernization of purposes of training, the contents, means, methods and organizational forms of education. Heuristic significance of this criticism is revealed

Текст научной работы на тему «Философско-методологические основы модернизации персонализированного обучения алгебре в открытой (сменной) общеобразовательной школе»

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ В ОТКРЫТОЙ (СМЕННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н.П. Филичева

Аннотация. В статье рассмотрены философско-методологические основы модер низации обучения алгебре в открытой школе, дан критический анализ идей философов образования, а также проанализирована модернизация целей, содержания, средств, методов и организационных форм обучения. Выявлена эвристическая значимость этой критики.

Ключевые слова: философия образования, персонализированное обучение, модер низация образования.

Summary. The article deals with philosophical and methodological bases of the modernization of teaching algebra in the open school. It also analyzes the ideas of philosophers of education and the modernization of purposes of training, the contents, means, methods and organizational forms of education. Heuristic significance of this criticism is revealed.

126

Keywords: philosophy of education, personalized training, modernization of education.

Современный этап развития российской школы характеризует переоценка приоритетных целей математического образования, в результате которой в качестве ведущей сегодня выступает формирование личности выпускника школы. Эффективные возможности для реализации указанной цели представляет персонализированное обучение, создающее все необходимые условия для действенного преобразования интеллектуальной и нравственной сферы личности в деятельности и общении. Особое значение персонализированное обучение

имеет в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы (О(С) ОШ), ученики которой в силу различных причин отторгнутые массовой школой, нуждаются в личностно-деятельностном подходе к организации учебного процесса, реализации потенциала совместного обучения, обучения в общении, в совместной деятельности.

Необходимость модернизации образования вызвана преодолением опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Главная за-

ЕК

дача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Родители и ученики теперь гораздо требовательнее, и школа должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему должна быть впереди. Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом фундаментальное математическое образование [1].

Необходимость модернизации методической системы обучения алгебре должна быть основана на современных достижениях в философии образования, методологии, психологии, дидактики, закономерностях развития личности, ее репрезентациях.

Философия образования направлена на постановку, анализ и решение коренных вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир образования и на место в нем человека.

Философия образования реализует функцию рефлексии образования и эвристическую функцию. На конкретном историческом материале была прослежена эвристическая роль философских идей в становлении фундаментальных точных теорий. Следующим этапом стало обоснование этой роли. Удалось выявить механизмы формирования матриц для теоретического осмысления новых типов объектов в философской деятельности, раскрыть двоякую функцию философских знаний в научном исследовании - эвристическую, способствующую рождению новых научных идей, и

функцию обоснования, обеспечивающую включение фундаментальных достижений науки в поток культурной трансляции [2].

В странах Европы и США модернизация образования подверглась критике в философии образования. В качестве философско-методоло ги че ско-го обоснования модернизации обучения алгебре в О(С)ОШ проведем критический анализ идей философов образования в отношении модернизации целей обучения, его содержания, средств и методов, организационных форм, а также определим эвристическую значимость этой критики.

Один из основных элементов методической системы - цели обучения. Анализ литературы по философии образования показал, что три ключевых термина - личность, становление, коммуникация - влияют на формирование основной цели. Личность российскими психологами понимается как системное социальное качество индивида (А.Н. Леонтьев), она тесно связана с коммуникацией и предстает в трех репрезентациях: интра-, интер-и метаиндивидной (А.В. Петровский).

Сократ, тесно связывавший образование с воспитанием высоких моральных качеств, видел смысл существования человека и всей общественной жизни в нравственном характере каждой отдельной личности. Главной темой XX Всемирного философского конгресса (Бостон), собравшего более 3000 философов из разных стран мира, стала «Paideia: Роль философии в воспитании человечества». Вновь исследовались различные философские проблемы, в том числе философия и будущее образование. Общий итог - осознание того, что главной ценностью является «уже не научное

127

128

знание, а человеческая жизнь и свобода». Таким образом, все больше осознается та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек [3].

Западная философия образования, возникшая в конце 70-х гг. XX в., выдвинула идеи коммуникативной природы знания, границ общеобязательности научных истин, способов легитимации знания, осознания роли коммуникации в жизни человека, осмысления фундаментальной роли языка в познании и в самом бытии человека. Она позволила расширить концептуальный аппарат педагогики.

Появилось осознание того, что человек не должен искать каких-либо форм самоидентификации, и он никогда не может быть тождественным себе. Он всегда есть непрерывный поток становления и изменений, момент в коммуникации с другими людьми [4]. Поэтому главное внимание стало обращаться не на самоидентификацию, а на становление. Отсюда и критическое отношение философии образования к цели европейского образования, заключающейся в автономии личности (Р. Юшер, Р. Эдвардс).

В политических сочинениях древнегреческих авторов термин «автономия» обозначал независимость от тирании или от правления иноземцев. В Западной цивилизации категория автономии человека обсуждается со времен Канта, в работах которого впервые встречается мысль о том, что автономия - это в первую очередь свойство индивидуального субъекта, а не государства (в Законе Российской Федерации об образовании принцип автономии заявлен именно как автономия образования, а не субъекта).

У каждого субъекта автономия развита в разной степени. У некоторых людей она может быть выражена довольно ярко - в виде сознания необходимости выдвинуть главную цель своей жизни. Огромное большинство довольствуется в своей жизни ситуативными целями. Автономия содержит в себе имманентную устремленность, предпочтения, направленность на некое воображаемое иное положение дел, а не просто на цель. Цель становится ориентиром для выбора деятельностей, которые расцениваются как могущие обеспечить ее достижение [5].

Приведем результаты анонимного опроса учащихся 7-9 классов. Их попросили указать свое понимание цели и смысла своей собственной жизни. Среди ответов учащихся 7 класса (в классе обучаются опекаемые дети -мальчики) были следующие:

1. Получив образование, заработать капитал; как следует воспитать своих детей и научить их быть счастливыми!

2. Окончить школу, поступить в училище, устроиться в автосервис, пожениться, посадить дерево, завести детей и построить им дом.

3. Я просто хочу спокойно жить.

4. Я никогда не понимал математику, неужели так и не пойму ничего?

5. Хочу добиться в жизни многого: получить высшее образование, стать инженером - строителем, построить семью и стать нужным человеком.

8 класс (в классе обучаются мальчики из крайне неблагополучных семей):

1. Получить образование, но пока мне очень хорошо в школе!

2. Я люблю всех, пусть меня тоже полюбят.

3. Окончить 9 класс, найти работу и, если у меня будут дети, любить их.

4. Работать водителем долго и счастливо.

9 класс (учащиеся художественного колледжа - будущие художники и дизайнеры, общеобразовательную подготовку получают в открытой школе):

1. Каждый человек приносит своим рождением что-то новое. Оценку его поступкам дадут другие люди. Наша жизнь - гигантское поле для эксперимента. Хочу обогатить этот мир, отдав всю себя, раскрыв нараспашку свой маленький космос навстречу большому.

2. Хочу быть отличным учителем рисования. Много и красиво объяснять маленьким детям о красоте нашей Вселенной.

3. Познание жизни.

4. Хочу успешно окончить открытую школу и колледж, научиться представлять на холсте этот прекрасный мир.

5. Вера, семья, друзья - вот киты, на которых держится мой мир.

6. Хочу понять другого человека, найти силы противостоять гнету со стороны других. Хочу, чтобы мое искусство несло радость, счастье, открытие. Хочу через свое искусство показать красоту нашей Земли, ее хрупкость и наше небрежное к ней отношение.

7. Моя философия жизни -Сейчас ты держишь жизнь в своих руках, Как сотворишь судьбу, так все и будет, Но неизвестность не рождает страх, Ведь ты не одинок - с тобою рядом люди!..

Начиная с «трудных» подростков и заканчивая выпускниками 9 класса, вопрос цели и смысла существования не оставил никого равнодушными. Обозначенные смыслы представляют собой информацию к размышлению. Че-

ловек, человеческое сообщество в отличие от животных, учитывая законы развития, имеют возможность выбрать путь развития и его реализовать [6].

По словам Э. Кезела, профессора педагогики в Высшей педагогической школе Фрейбурга на Бресгау, перепрограммирование детей в школе может быть осуществлено с помощью стратегии, в которой указывается равноценность всех ориентаций, и самим детям предоставляется возможность не только уяснить свои ценности и ценности других детей, но и осуществить выбор ими своих ценностей.

Основная цель персонализированного обучения - самореализующаяся личность обучающегося, способная оказать позитивное влияние на других людей.

Отсюда можно сделать эвристический вывод - модернизацию методической системы следует осуществлять, рассматривая ее с процессуальной точки зрения. Процесс обучения, как процесс становления личности не должен быть однородным и соответствовать закономерностям развития личности. Можно сделать некоторые выводы эвристического характера относительно модернизации целей обучения.

Обучение алгебре в 7-9 классах О(С)ОШ вызывает трудности как у обучающихся, так и у обучающих. В 7 классе в жизни школьника происходит существенное изменение образовательной ситуации. От освоения математики как целостного учебного предмета ученик должен перейти к изучению алгебры как самостоятельной учебной дисциплины. На этом пути учащемуся предстоит освоить сложные вопросы: рациональные, иррациональные, действительные числа (содержательно-методическая линия

129

ВЕК

130

чисел); понятие функции, построение графиков (функционально-графическая линия); решение уравнений и систем уравнений (линия уравнения и неравенства), вопросы стохастической линии и др. Освоение этих вопросов в О(С)ОШ значительно осложняется ввиду различного уровня обу-ченности учащихся, наличия у них пробелов в усвоении вопросов, необходимых для понимания, недостатка времени и т.д. К тому же начальная фаза пубертатного периода связана с резким снижением школьной успеваемости. Заметим, что этот факт был отмечен и активно обсуждался уже в педагогических исследованиях 20-30-х гг. XX в. (работы П.П. Блонского, А.Б. Залкинда, Л.С. Выготского и др.). Однако в данном случае нам важно указать не только на его «культурологическую устойчивость», но и обратить внимание на то, что динамика трансформации школьной успеваемости существенно изменяет сам характер социально-психологической ситуации, в которой реализуется учебный процесс. В этом отношении весьма показателен 7-й класс. Этап подросткового кризиса оказывается переломным (своеобразной «точкой невозврата» в терминах теории катастроф) в школьной успешности. Действительно, после 7 класса доля троечников начинает последовательно превышать долю хорошистов в возрастных параллелях учащихся от 8-го к 9-му классу. Это ведет к тому, что принципиально меняется сама социально-психологическая атмосфера протекания учебного процесса, поскольку он разворачивается в ситуации, когда доля неуспешных школьников начинает все сильнее превышать долю хорошо успевающих учащихся [7]. И если этап

обучения в 7 классе рассматривать как своеобразную «точку невозврата», то следует признать явный кризис организации образовательного процесса в старших возрастных параллелях основной школы. Можно высказать предположение, что необходимо перейти к новой стадии персонализированное обучения - лабилизации. Поэтому необходимо четкое понимание главной цели образования, на основе которой разрабатываются компетенции и цели более низкого уровня.

В последние годы в отечественной педагогике основной целью обучения считается самореализация личности. Самореализация - реализация собственного потенциала [8]. Однако в цели обучения должна быть отражена коммуникация. В цели должна найти отражение глубинная мотивация личности. С позиций современной психологии глубинная мотивация личности заключается в ее самореализации и персонализации (А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Петровский). Основные цели должны порождать процесс обучения как становления личности. В связи с существенными изменениями в обучении математике он закономерно проходит стадии адаптации, лабилиза-ции, интеграции. Поэтому основной целью обучения, на основе которой разрабатывается система целей персонализированного обучения алгебре в О(С)ОШ, является самореализующаяся личность, способная к обогащающей других людей персонализации.

Самореализация личности - одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в стремлении помочь личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности [9]. Таким образом, определенная цель выступает как иде-

ал, как значимая ценность, причем эта ценность значима как личностно, так и социально.

Рассмотрим содержание обучения как компонент методической системы.

В постиндустриальном обществе нужна новая образовательная парадигма. Мы живем в информационном обществе. Знаниевая парадигма должна быть переведена на более высокий уровень. Переход к образовательной парадигме постиндустриального общества означает, в первую очередь, отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни. А это изменяет и цели обучения, и его мотивы, методы, и роль педагога. Сравнение основных компонентов образовательных парадигм в индустриальном и постиндустриальном обществе приведено в таблице [3].

Содержание современного образования базируется на научной рациональности. В исследованиях по философии образования научная рациональность критикуются с позиции общезначимости, универсальности научных положений, критикуется выделение нормальности - свидетельство принуждения и репрессивности (М. Фуко). Важным в процессе усвоения содержания обучения является учет ориентаций учащихся в субъектива-ции содержания.

Российские философы науки -В. С. Стёпин, В. С. Швырев и др. критикуют классическую научную рациональность.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером

средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучны-ми и социальными ценностями и целями в начале развития неклассической рациональности не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). Затем происходит дальнейшее развитие научной рациональности. Учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами.

Отсюда вытекают эвристические следствия по поводу модернизации содержания обучения алгебре. Методологической основой этой модернизации служит рассмотренный выше развитый неклассический тип научной рациональности. Содержание обучения алгебре неотделимо от тех средств, операций деятельности, которые представлены как значимые ценности в алгебраическом образовании. Созданные в конце XX в. и постоянно совершенствуемые математические компьютерные системы позволяют осуществлять автоматизацию интеллектуального труда, кардинально сокращать решение стандартных алгебраических задач. Эти системы предстают как значимая ценность в информационном обществе. Компьютеризация содержания посредством математических компьютерных систем позволяет выявить образовательную ценность различных элементов содержания обучения алгебре. Решение стандартных задач с существенным сокращением

131

Таблица

Смена парадигм образования

Компоненты парадигм Индустриальное Общество Постиндустриальное Общество

Ценности - образование для общественного производства - образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры

Мотивы - образование обучающихся как обязанность; - деятельность педагога как исполнение профессионального долга - заинтересованность обучающихся в образовании, удовольствие от достижения результатов; - заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общения с ними

Нормы - ответственность за учение обучающихся несет педагог; - авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия - обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение; - авторитет педагога создается за счет его личных качеств

Цели - направленность образования на приобретение научных знаний; - образование в молодости как «запас на всю жизнь» - направленность образования на овладение основами человеческой культуры; - образование в течение всей жизни

Позиции участников учебного процесса - педагог передает знания; - педагог над обучающимися - педагог создает условия для самостоятельного учения; - педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство

Формы и методы - иерархический и авторитарный методы; - стабильная структура учебных дисциплин; - стабильные формы организации образовательного процесса; - акцент на аудиторные занятия под руководством педагога - демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; - динамичная структура учебных дисциплин; - динамичные формы организации образовательного процесса; - акцент на самостоятельную работу обучающихся

Средства - основным средством является учебная книга - учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ

Контроль и оценка - контроль и оценка производится преимущественно педагогом - смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся

132

времени позволяет учащимся О(С) ОШ преодолеть фрустрацию, повысить мотивацию к обучению алгебре, создать условия для развития творческого потенциала. Содержание обучения алгебре может быть рассмотрено с процессуальных позиций с выделением трех стадий (адаптация, лабили-зация, интеграция).

Рассмотрим следующий компонент методической системы - средства обучения. Западные философы образования считают, что логоцентризм подавляет пикто-идео-фонографическую письменную практику и выдвигает на первый план вербальные формы выражения, что происходит абсолютизация текстов и вербальных форм выраже-

ния. В качестве фундаментальных основ новой педагогики выдвигаются «креативность» и «изобретение». Аудиовизуальные средства предъявляют новые требования к мышлению. Г.Л. Улмер (США) обращает внимание на то, что в современном обществе принципиально изменились не только средства массовых коммуникаций, но и форма и структура восприятия. Мышление более не соответствует требованиям, которые предъявляют аудиовизуальные средства. В западной философии образования показана значимость индивидуализации без всяких универсалистских притязаний. Подчеркивается, что нельзя допустить существование какой либо общечеловеческой природы.

Отсюда можно сделать эвристические выводы по поводу средств обучения алгебре. В связи с изменением мышления современных школьников для визуализации смысловых структур элементов содержания, доказательства теорем весьма полезными могут стать семантические когнитивные модели. Когнитивная психология служит также обоснованием более широкого использования когнитивных схем в обучении.

Перейдем к методам обучения. Р. Юшер и Р. Эдвардс отмечают значимость понятия опыта, пропагандируют «опытное обучение» (experiential learning), в центре которого культивирование желаний. Стало быть, при разработке методов обучения следует использовать опыт желания, эмоциональность, эстетичность.

На наш взгляд, личный опыт, выбор личных целей и их достижение в персонализированном обучении очень важны. Рассмотрим, например, цель учителя в фазе адаптации открытого

персонализированного обучения алгебре: создание условий для развития представлений учащихся о математике как учебном предмете и алгебре как учебной дисциплине. Термины «обучающий» и «обучаемый» приобретают в процессе персонализированного обучения более широкое значение. Термин «обучающий» обозначает не только учителя, но и ученика, который в определенной образовательной ситуации выполняет роль человека, который главным образом учит, но в то же время и учится. «Обучаемый» - термин, который обозначает любого участника образовательного процесса, который в данной ситуации в большей степени учится, чем учит; таким человеком может выступать не только ученик, но и учитель.

Э. Кезел считает, что необходимо развить новые структуры сознания, соответствующие концепции и методы. Кезел считает, что направление развития ориентаций ученика относительно содержания обучения зависит, прежде всего, от самого ученика. А это означает, что все знания оказываются сугубо субъективистскими, их смыслы также субъективируются. И сам субъект обучения понимается как «самоорганизующийся субъект». Обучение оказывается лишь областью консенсуса, достигаемого благодаря общности языка и нового опыта взаимодействия. Прежняя дидактика и вся педагогика трактуется Кезелом как «монодидактика», «монопланирование обучения», «ложное притязание на единство», «вера во всесилие дидактики», а образцы прежней педагогики как консервативные, единые и нивелирующие образцы». Эти подходы дают возможность найти новые подходы к преобразованию методов обучения в О(С)ОШ.

133

134

Кратко рассмотрим влияние математики на личность человека.

Научная деятельность многих философов так или иначе была связана с математикой. Б. Рассел - известный логик, философ, писал: «Философия обязана своим происхождением достижениям математиков, задавшихся целью очистить свой предмет от ошибок и неряшливых выводов» [10]. И. Кант, преподававший логику в Кенинсберг-ском университете, считал математику той наукой, которая смогла выйти на правильный путь первой среди наук. «С самых ранних времен, до которых простирается история человеческого разума, математика пошла верным путем науки у достойных удивления древних греков. Однако не следует думать, что математика так же легко нашла или, вернее, создала себе царский путь, как логика, в которой разум имеет дело только с самим собой...» [11].

О влиянии математики на личность человека, ее изучающего, писал Д.И. Писарев в пору споров о включении в содержание образования в России математики и естественных дисциплин. «Эти науки сообщают посвятившему себя их изучению такую трезвость и неподкупность мышления, такую требовательность в отношении к своим и чужим идеям, такую силу критики, которая сопровождает этого человека за пределы выбранных им наук, которая не оставляет его в действительной жизни и кладет свою печать на все рассуждения и поступки» [12].

Американский философ Дж. Дьюи хорошо известен не только как теоретик, но и как практик образования. Мы вспомнили о нем в связи с тем, что, говоря о математическом образовании, часто упоминают о таком фантоме, как «математические способно-

сти», а также о том, что у многих детей открытой школы они слабо развиты. Не углубляясь в эту тему, заметим только, что при изучении математики любого уровня преподаватель не должен унижать учащихся публичными рассуждениями об их способностях. Дж. Дьюи еще в начале прошлого века писал о неправомерности разделения моральных и интеллектуальных аспектов образования. Говоря о моральной составляющей, следует учитывать то, что образование ориентировано не только на будущее, но и на настоящее. Поэтому тот, кто желает учиться и кто может преподавать, должны чувствовать себя комфортно [13].

Философско-образовательное значение математики состоит в том, что, по существу, она конструирует методы, которые, учитывая их многообразие и множественность в духе педагогики постмодернизма, вообще говоря, могут иметь дело с любым содержанием [14]. Интеллектуальная деятельность людей не сводится к ее научным формам. Поэтому реальное преподавание математики любого уровня не может пренебрегать психологическими и социальными аспектами жизни. Не случайно Апостол Павел в своем последнем послании коринфянам завещал помнить о том, что не духовное прежде, а душевное, потом духовное.

В настоящее время главной производительной силой является высокоразвитая личность, вооруженная мощным компьютером. Общественное развитие может быть управляемым; компьютер с соответствующим программным обеспечением может выступить и выступает как средство управления. Сложнейшие проблемы общественного развития уже не могут быть решены посредством дискуссий

ученых, их исследований, даже коллективных, если при этом существенно не используются новейшие технологические достижения.

В связи с этим при обучении алгебре можно указать следующие позиции эвристического характера. В обучении следует предусмотреть методы представления и выявления сущности алгебры, взаимное обучение, локальное углубленное освоение фрагментов содержания и др. Методы обучения должны быть распределены по стадиям обучения, соответствующим закономерностям развития личности. На разработку методов обучения алгебре оказывает влияние основная цель образования. Кроме того, необходимо уйти от абсолютизации текстов, используя семантические когнитивные модели.

Западные философы образования критикуют отношение «учитель - ученик». Полагают, что одним из путей перестройки школьного образования является умаление функции учителя в отношении «учитель - ученик». Они считают важным симметричность этого взаимоотношения. В трактуемом ими обучении изменяется и функция учителя, который перестает быть посредником или источником знаний, а становится человеком, который призван помочь ребенку произвести знание и интерпретировать его.

Основное методико-образователь-ное отношение «учитель - математика как предмет - ученик» является ассиме-тричным относительно учебного предмета. Стратегическая цель персонализированного обучения алгебре способствует симметризации этого основного отношения за счет развития отношения «ученик - математика как учебный предмет - ученик». Развитие этого отношения осуществляется на основе

методов персонализированного обучения алгебре в О(С)ОШ. Этому способствует информатизация содержания и компьютеризация образовательного процесса. Стало быть, в основу обучения алгебре следует положить методологический принцип симметризации методико-образовательного отношения «учитель - алгебра как учебная дисциплина - учащиеся».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По поводу форм организации обучения для западных философов образования характерно приписывание антагонистических ролей «учителя» и «школьника», которые перестают удовлетворять общим интересам обучения. Формы дидактической коммуникации могут изменяться в зависимости от стилей преподавания и учения, специфики школы, региональных особенностей и т.д. Наиболее радикальной критике подвергается классно-урочная система, акцентируется внимание на том, что образовательная действительность, практика образования - это конструкция, форма самоорганизации. Процессы самоорганизации делают возможным участие человека в полноте действительности образования. К.-Г. Флехзиг называет организацию обучения бюрократической системой, отличительной особенностью которой является классное преподавание. Необходимо многообразие форм и учреждений образования.

В качестве эвристических выводов следует указать на организацию открытости обучения с использованием сайта школы в Интернете, организация форумов, форм организации взаимного обучения, консультирования учащихся. Необходимо расширение субъектов образования (привлечение родителей, руководителей города, предприятий и т.д.). Это приве-

135

136

дет к созданию новых форм организации образовательного процесса.

Таким образом, философы образования поставили проблему, которую необходимо обсуждать и решать - поиск новых концептуальных средств для современной педагогики, которые должны заново определить цели образования в условиях нестабильности и постоянных изменений. По их оценкам, современная педагогика находится в кризисе своих теоретических концепций и определений целей и идеалов образования и переживает период создания подходов в педагогической теории и практике.

На основе этого в качестве дидактической основы обучения алгебре в О(С)ОШ нами рассматривается концепция персонализированного обучения, основной целью которого является самореализующая личность, способная положительно влиять на других людей. Связь глубинных мотиваций личности в самоактуализации и персонализации задает основную цель - идеал. Процесс персонализированного обучения понимается как последовательность стадий в соответствии с закономерностями развития личности. Составляющими персонализированного обучения является индивидуализированное, интерсубъектное и референтизированное обучение. Наконец, система персонализированного обучения должна быть гибкой, непрерывно развивающейся, совершенствуемой учителями и учениками.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Послание Президента Федеральному собранию, декабрь 2012.

2. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учеб. для аспирантов и соискателей уч. ст. канд. наук. - М.: Гардари-ки, 2007. - 384 с.

3. Новиков А.М. Основания педагогики. -М.: «Эгвес», 2010. - 208 с.

4. Огурцов А.П. Образы образования. Западная философия образования. XX век / А.П. Огурцов, В.В. Платонов. - СПб.: РХГИ, 2004. - 520 с.

5. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М.: Моск. филос. фонд, 1988.

- 344 с.

6. Солонина А.Г. Концепция персонализированного обучения. - М.: Прометей, 1997. - 187 с.

7. Собкин В.С. Социология школьной отметки / В.С. Собкин, Е.А. Калашникова // Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 8-20.

8. Большой толковый психологический словарь - Т. 2 (П-Я); пер. с анг. / Ребер Артур. - ООО «Изд-во АСТ»; «Изд-во Вече», 2001. - 560 с.

9. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. -528 с.

10. Рассел Б. История западной философии.

- М., 2000. - 767 с.

11. Кант И. Критика чистого разума. - Симферополь, 1998. - 654 с.

12. Писарев Д.И. Наша университетская наука // Избранные педагогические сочинения. - М., 1984. - С. 127-144.

13. Еровенко-Риттер В.А. Философско-об-разовательное значение математики // Педагогика. - 2004. - № 5. - С. 35-9.

14. Еровенко В.А. Феномен математического знания в постмодернистской философии образования / В.А. Еровенко, Н.В. Михайлова // Alma mater. - 2001. - № 2. -С. 26-33. ■

ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.