Научная статья на тему 'Философско-методологическая реконструкция культуры протогорода Аркаим'

Философско-методологическая реконструкция культуры протогорода Аркаим Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / PHILOSOPHICAL-METHODOLOGICAL RECONSTRUCTION / ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ / DYNAMICS OF CULTURE / ПАССИОНАРНОСТЬ / PASSIONARITY / ЭНЕРГИЙНОСТЬ / ENERGINITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лобанкова Инна Петровна

Предложена концепция динамики культуры, связанная с её генетическим основанием - пассионарностью, имеющей предметно-энергийную природу. Выявленная закономерность показана на примере философско-методологической реконструкции культуры протогорода Аркаим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical - methodological reconstruction of the culture of the prototown Arkaim

The concept of dynamics of a culture connected with a having subject-energinity nature passionarity as a genetic basis is offered. The revealed regularity is shown on the example of philosophical - methodological reconstruction of the culture of the prototown Arkaim.

Текст научной работы на тему «Философско-методологическая реконструкция культуры протогорода Аркаим»

И.П. ЛОБАНКОВА, кандидат культурологии, доцент кафедры философии, социологии

и социально-коммуникационных технологий Уфимского государственного университета экономики и сервиса

Философско-методологическая реконструкция культуры протогорода Аркаим

Аркаим - протогород эпохи бронзы (XXI-XVIN в.в. до н.э.), обнаруженный в степях Зауралья, представляет собой два кольца оборонительных сооружений площадью 20000 м2 из сырцовых блоков и дерева, два кольца трапециевидных жилищ, круговая улица, в центре - площадь. Город опоясан рвом и рекой. В городе 4 входа.

Аркаим относят к синташтинской археологической культуре, которую исследователи (В.Ф. Генинг, Г.Б. Зданович, Е.Е. Кузьмина, Т.Я. Елизаренкова и др.) связывают с индоиранцами - степными скотоводами. Эта культура характеризуется городищами овальной, круглой, прямоугольной форм с развитой фортификацией, курганными могильниками, отражающими социальную стратификацию общества, захоронением колесниц (самых древних в Старом Свете), лошадей, металлургией бронзы. На Южном Урале открыто около 20 поселений подобного типа, условно названных «Страна городов» '.

Параллели культуры Аркаима и индоиранских Ригведы и Авесты проводили многие, но наиболее аргументирована концепция Е.Е. Кузьминой, сопоставившей индоиранские тексты с архео-

Лобанкова Инна Петровна, е-mail: izar77@mail.ru

1 Зданович, Г.Б, Батанина, И.М. «Страна городов» - укреплённые поселения эпохи бронзы XVIII-XVI вв. до н.э. на Южном Урале / Г.Б. Зданович, И.М. Батанина // Аркаим. Челябинск, 1995, с. 56.

логическими культурами Древнего мира II тыс. до н.э. и сделавшей вывод, что «наиболее вероятные предки ариев - создатели памятников Синташта-Аркаим» 2.

Модель культуры Аркаима представляет методологическую реконструкцию, опирающуюся на диалектику предпосылок новой культуры, её начала и воспроизводства (в рамках концепции Гегеля о началах).

Культура представлена как процесс, имеющий три фазы: 1) становление - общие предпосылки - тенденции, «рассыпанные в природе», (природно-космические факторы - ландшафт, природные ресурсы, климат, космическое излучение, пассионарный толчок), которые в момент сцепления переходят в непосредственные предпосылки обновлённой культуры (социально-культурные факторы - новые технологии, религия, культура); 2) начало - сцепление непосредственных предпосылок - рождение Аркаима, как начала новой культуры, культурный взрыв, прервавший исторический процесс и первобытную историю всей степи-лесостепи Евразии; 3) воспроизводство индоиранской культуры Аркаима в её динамике через многовековую преемственность традиции, сохранившей ядро этой культуры при миграции её в Индию и Иран.

Так, природная энергийная сторона (Л.Н. Гумилёв) вошла в сцепление с динамичной предметной (культурной) стороной (К. Ясперс) и получила выражение в третьей стороне - в пассионарии (единство природно-энергийного и культурно-предметного), где каждая сторона выразилась в двух других, работающих на третью; произошло взаимообогащение через синтез, начав её последующее воспроизводство.

Кузьмина, Е.Е. Арии - путь на юг. М.: Летний сад, 2008, с. 4.

Это сцепление могло произойти в связи с завершением освоения экологических ниш в Циркумпонтийской металлургической провинции и природными катаклизмами, когда экологический кризис привел к кризису производственному, что направило жителей Евразийских степей на поиски способа выживания. (По Хайдеггеру, спасительное кроется там, где опасность достигает предела.) Выходом стала миграция в другую экологическую нишу, которая оказалась наиболее производительной и легко доступной - в район Южного Зауральского пенеплена, где и был построен Аркаим и «Страна городов».

На что ранее уходили тысячелетия, в эпоху бронзы прошло довольно быстро путём возможных сочетаний. И на этом фоне возникла новая элементарная социальная связь, которая организовалась новыми технологиями в металлургии, градостроительстве, культуре. Человек нашёл стержень выживания, зацепился за него и начал его систематически воспроизводить. Так, руководствуясь Гегелевской концептуальностью и концепцией

о

В.И. Плотникова3 (объясняющей возникновение человека естественным образом, когда предпосылки биологической формы движения порождают социальную), можно интерпретировать культуру Аркаима как продукт культурно-пассионарного взаимодействия.

И если принять Аркаим как начало, то вся предшествующая история - это история предпосылок, которые затачивались на это событие, и Аркаим можно расценить как элементарную форму культуры, после возникновения которой началось её воспроизводство. Все предпосылки возникновения Аркаима (металлургия, освоение лошади, изобретение лёгкой колесницы, регулярная за-

Плотников, В.И. Онтология: Хрестоматия. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.

стройка) - это преодоление предметности (предметной формы и предметной привязанности - выход за...).

Так, зная, что на входе и что на выходе и используя категории: посылок, начала, воспроизводства, также пассионарности -энергийности и культуры - предметности, мы методологически реконструируем возникновение и динамику культуры Аркаима.

Начало также может быть связано с предметными формами и элементами свободы: 1) «свобода от» - восхождение - сбрасывание, истончение, исчезновение предметности; 2) «свобода в» -пребывание - предметные формы, с которыми человек идентифицирует себя, «Я» пребывает в предметном месте - топосе, без движения, без указаний - нетость в категориальном плане «безотносительное не-» Гегеля, ни на что не указывает, но пребывает в свободе, в состоянии «Я есть»; 3) «свобода для» - воспроизводство пребывания.

Три момента логики свободы имеют предметные формы исполнения и представлены в артефактах Аркаима: одни артефакты показывают восхождение (колесница и лошадь как средства передвижения и как ритуальные объекты при захоронении её владельца), другие - пребывание (жертвенный столб в центре площади Аркаима и в Большом Синташтинском кургане - Мировая Ось, Мировое Древо; ритуальная булава - символ духовной власти и силы; ритуальный сосуд в могиле Учителя в Большом Синташтинском кургане) - здесь происходит сакрализация, выход в фазу Духа, идентичность с духовным состоянием, выше которого не подняться для данного уровня культуры; и третьи - воспроизводство пребывания (жертвенный столб в каждом жилище, ритуальный сосуд в каждой могиле) - более широкий момент фиксации, расширенное воспроизводство на всех уровнях, где «свобода в» остаёт-

ся и воспроизводится на материале, но это уже артефакты с сакральным подтекстом.

Однако, методологическая реконструкция предполагает абстрактные рассуждения, в действительности всё слито, т.к. сакральный смысл в архаической культуре присутствует в каждом акте деятельности.

Археолог, имея дело с артефактами, имеет дело с одной только стороной и занимается методологической реконструкцией образа жизни, что есть результат деятельности воображения -свободного творческого акта, где по лекалам артефактов идёт строительство образа жизни давно ушедшей эпохи, в данном случае истоков индоиранской цивилизации.

Однако, мы не видели реальной деятельности древних ариев, построивших Аркаим, но их способ действия закодирован в артефактах и метод герменевтического круга позволяет его расшифровать. При этом в этой логике нарастает высвобождение отношения относящихся, причём отношение остаётся предметной стороной.

При методологической реконструкции акцентировано не относящееся, поскольку, когда понята суть отношений, имеющих предметную форму, мы можем оперировать уже отношениями вне относящихся.

В конечном счёте, предметные относящиеся уходят в тень, являясь эмпирической базой, и на первый план выходят предметные отношения, поскольку мы сбросили все относящиеся и выявили сущностные предметные отношения, мы расковали свой мир, т.е. предметно расковались. Но у одного это расковывание даёт не сильные подвижки духа, а у Гумилёвского пассионария, который этот путь прошёл, может произойти могучая кумуляция энергии и

он, осознав себя свободным от предметности (артефактов, телег, лошадей), может представить отношение и начать творить на уровне Бога, выходя на божественный, трансцендентный уровень. Так, структура деятельности осталась: цель, средство, предмет, продукт, результат, но он осознаёт себя могучим, деятельным существом, готовым свернуть горы, поскольку ни одно относящееся его не сдерживает. Здесь и происходит методологическая реконструкция - соединение Гумилёва и Ясперса, т.е. Ясперс открывает культурный простор для могучей энергетики, которая иногда случается в пассионарии, когда в нём сцепляются энергийное содержание и предметная форма.

В логике сбрасывания тяжёлой предметной формы, как относящейся, произошло рождение пассионария, который, осознав внутри себя пассионарный толчок, внутренний взрыв, удержав в себе эту энергийную мощь и не сойдя при этом с ума, состоялся. И.А. Ильин назвал эту мощь «факел», Сократ - «Солнце». Мысль Сократа: «В человеке есть Солнце, только дайте ему светить» вмещает концепты и Гумилёва, и Ясперса. Вспышка внутреннего огня говорит о том, что пассионарий состоялся.

Однако, Гумилёв не ухватывает существование предметной формы. По Ясперсу, пассионарий состоялся, когда его энергийная вспышка сцепляется с какой-то предметной формой, которая насыщается его энергией и становится по существу конституирующим предметным культурным основанием новой культуры. Пассионарий начинает быть орудием этой новой культуры. Оставаясь предметным существом, он всю мощь своей энергетики отдает пробиванию этой стены, этому созидательному акту. Это начало могучего пассионарного созидательного акта. Это тоже предметность, но особая предметность конституирующей матрицы. По су-

ществу, форму матрицы предметной форме придаёт энергийный запал, и если он сцепляется с какой-то предметной формой, тогда пассионарий становится орудием созидания новой культуры. Это как некая случайность. И тогда в свете этого «Солнца», этой пассионарной энергии, пассионарного толчка выстраиваются все предметные формы.

По существу, это конституирующая, могучая пассионарная основа этноса, его новой культуры. Это и есть философско-методологическая основа созидания культуры. И Аркаим рассмотрен под этим углом зрения. В этом суть авторской концепции, сложившейся в процессе философско-методологической реконструкции культуры протогорода Аркаим.

В ходе философско-методологической реконструкции культуры Аркаима выявлены конституирующие предметные формы, с которыми у аркаимцев сцепились их энергийные вспышки-солнца. Это трансформация формы аркаимской арийской колесницы как артефакта и её мифологии в символ Большой колесницы (Махая-на) и Малой колесницы (Хинаяна) в философии и религии буддизма, или предметная форма пра-арийских артефактов - аркаимских курганов и их мифический арийский образ Мировой горы, черты которых сохранила буддийская ступа.

Так, определён символический ряд, конституирующий культуру Аркаима, состоящую из совокупности этих символических протологосов.

Таким образом, на показанных примерах мы видим, как работает синтез - единство и взаимодействие Ясперса и Гумилёва, который позволяет добиться интереснейших результатов в анализе протокультур.

Лобанкова И.П. Философско-методологическая реконструкция культуры протогорода Аркаим. Предложена концепция динамики культуры, связанная с её генетическим основанием - пассионарностью, имеющей пред-метно-энергийную природу. Выявленная закономерность показана на примере философско-методологической реконструкции культуры протогорода Аркаим.

Ключевые слова: философско-методологическая реконструкция, динамика культуры, пассионарность, энергийность.

Lobankova I.P. Philosophical - methodological reconstruction of the culture of the prototown Arkaim. The concept of dynamics of a culture connected with a having subject-energinity nature passionarity as a genetic basis is offered. The revealed regularity is shown on the example of philosophical - methodological reconstruction of the culture of the prototown Arkaim.

Keywords: philosophical-methodological reconstruction, dynamics of culture, passionarity, energinity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.