Научная статья на тему 'Философско-культурологические концепции образования'

Философско-культурологические концепции образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
593
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / EDUCATION / CULTURE / PHILOSOPHY / PHILOSOPHY OF EDUCATION / SOCIALIZATION / INCULTURATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухамед Татьяна Викторовна

В статье рассматривается динамика философских представлений об образовании, его месте и роли в жизни человека и общества. В историческом ракурсе понимание значимости обучения и знания возникает в античности. В Древней Греции еще не было такого понятия, как образование, но существовало близкое к нему «пайдейя»; при этом знания понимались как средство универсального развития личности, управление изменением сущности человека. Понятие «образование» в эпоху Просвещения получает категориальный статус и современное значение как некий способ приобретения новых навыков путем преобразования природных задатков и склонностей. Образование рассматривается как охватывающее сущностное определение человеческой разумности, которая заключается в том, что человек становится во всех проявлениях существом духовным, отказываясь от особенного в пользу общего. В ХХ веке образование, с точки зрения постмодернистского дискурса, утрачивает былое значение на фоне смерти субъекта познания в век всеобщей информированности, когда массы уже не в состоянии отличить фикцию от истины, симуляцию от реальности. Несмотря на постмодернистский скепсис современное общество остро нуждается в понимании истинной роли культуры и образования, которое предполагает освоение социально значимого содержания исторического опыта. Особую роль в этом процессе призваны сыграть гуманитарные науки, отвечающие за формирование духовного мира личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the evolution of philosophical ideas about education, its place and role in human life and society. In historical perspective understanding of the importance of learning and knowledge occurs in antiquity. In Ancient Greece there was no such thing as education, but there were close to him Paideia, when this knowledge was understood as a universal tool of personal development, managing change human nature. The concept of «education» in the age of Enlightenment receives categorical status and the current value as a way of acquiring new skills by converting natural inclinations and propensities. Education is seen as covering the essential definition of human rationality, which is that man becomes all the manifestations of being spiritual, refusing special in favor of the General. In the twentieth century, the education from the perspective of postmodern discourse loses its former meaning amid the death of the subject of knowledge in an age of universal awareness, when the masses no longer able to distinguish fiction from the truth simulation from reality. Despite postmodern skepticism, modern society needs in understanding the true role of culture and education, which involves the development of socially significant content of historical experience. A special role in this process should be played by the Humanities, responsible for the formation of the spiritual world of the individual.

Текст научной работы на тему «Философско-культурологические концепции образования»

философско-культурологические

концепции образования

Татьяна Викторовна МУХАМЕД,

аспирант кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: KTKEIE@mail.ru

В статье рассматривается динамика философских представлений об образовании, его месте и роли в жизни человека и общества. В историческом ракурсе понимание значимости обучения и знания возникает в античности. В Древней Греции еще не было такого понятия, как образование, но существовало близкое к нему «пайдейя»; при этом знания понимались как средство универсального развития личности, управление изменением сущности человека. Понятие «образование» в эпоху Просвещения получает категориальный статус и современное значение как некий способ приобретения новых навыков путем преобразования природных задатков и склонностей. Образование рассматривается как охватывающее сущностное определение человеческой разумности, которая заключается в том, что человек становится во всех проявлениях существом духовным, отказываясь от особенного в пользу общего. В ХХ веке образование, с точки зрения постмодернистского дискурса, утрачивает былое значение на фоне смерти субъекта познания в век всеобщей информированности, когда массы уже не в состоянии отличить фикцию от истины, симуляцию от реальности. Несмотря на постмодернистский скепсис современное общество остро нуждается в понимании истинной роли культуры и образования, которое предполагает освоение социально значимого содержания исторического опыта. Особую роль в этом процессе призваны сыграть гуманитарные науки, отвечающие за формирование духовного мира личности

Ключевые слова: образование, культура, философия, философские концепции образования, социализация, инкультурация.

ТЬю article reviews the evolution of philosophical ideas about education, its place and role in human life and society. In historical perspective understanding of the importance of learning and knowledge occurs in antiquity. In Ancient Greece there was no such thing as education, but there were close to him Paideia, when this knowledge was understood as a universal tool of personal development, managing change human nature.

The concept of «education» in the age of Enlightenment receives categorical status and the current value as a way of acquiring new skills by converting natural inclinations and propensities. Education is seen as covering the essential definition of human rationality, which is that man becomes all the manifestations of being spiritual, refusing special in favor of the General. In the twentieth century, the education from the perspective of postmodern discourse loses its former meaning amid the death of the subject of knowledge in an age of universal awareness, when the masses no longer able to distinguish fiction from the truth simulation from reality. Despite postmodern skepticism, modern society needs in understanding the true role of culture and education, which involves the development of socially significant content of historical experience. A special role in this process should be played by the Humanities, responsible for the formation of the spiritual world of the individual.

Key words: education, culture, philosophy, philosophy of education, socialization, inculturation.

В современном мировом сообществе интерес к проблеме образования напрямую связан с антропоцентрическим поворотом в научных исследованиях, с пониманием того, что от сферы образования непосредственно зависит то, каким будет общество и человек будущего, его цели, интересы, ценности.

В широком смысле этого слова образованием называют процесс создания единого целого путём слияния, объединения того, что ранее существовало раздельно, в определенную систему, организацию, порядок. Это могут быть различные объекты природного мира как органического, так и неорганического. К.С. Пигров отмечает, что образование, в первом приближении к этому понятию, может быть проинтерпретировано как привнесение формы в материю, т.е. формирование. Он указывает на то, что существенным единством обладают такие, на первый взгляд, разные процессы, как образование Солнечной системы, земной биосферы, образование человечества (антропо-и социогенез) и т.п., в том числе и образование индивидуальности [7, с.27-35].

В узком смысле слова, закрепившемся в научном сообществе, образование интерпретируется как познавательная деятельность, процесс получения и освоения культурно-исторического опыта и знаний и ассоциируется с обучением. С помощью образования происходит трансляция и систематизация знаний, умений и навыков, накопленных многими поколениями в различных сферах жизнедеятельности.

Образование предполагает возникновение нового, ранее не существовавшего, и в этом смысле его можно проинтерпретировать применительно к индивиду как второе рождение, придание ему нового образа и сущности в мире. Образ - это, прежде всего, форма, преображение бесформенного хаоса в гармоничное целое, космос. Образование в таком ключе можно рассматривать как некую деятельность, сопричастную космическим процессам, связанную с преобразованием хаоса в космос. Это со-бытие макрокосма и микрокосма, наполненное глубоким экзистенциальным смыслом [7].

В историческом ракурсе понимание значимости обучения и знания формируется в античной философии. В Древней Греции еще не было такого понятия как образование, но существовало близкое к нему пайдейя, при этом знания понимались как средство универсального развития личности. Известно, что Сократ отождествлял знание и добродетель, считая, что если человек постигнет «что есть добро» и «что есть зло», то будет поступать нравственно. Сократ полагал, что добродетели человека можно обучить. В то же самое время он, признанный самым мудрым из современников, остро ощущал ограниченность и неполноту знаний человека, выступая с позиций философского скептицизма. Однако именно осознание неизбежной ограниченности собственных знаний и относительности человеческого познания приводит человека к бесконечному стремлению преодолеть свое незнание и невежество.

Большую роль в становлении античного образования и представлений о познавательной деятельности человека сыграл Платон. Постижение сущего он связывал с постижением мира идей, эйдосов, образов, которые сами по себе, как он полагал, являются прообразами чувственного мира. В центре его философской концепции лежит представление о том, что познание возможно на основе постижения универсалий, наиболее общего, абстрактного знания, которое недоступно чувственному восприятию и поэтому нуждается в специальном изучении, познании. Платон, вслед за Сократом, пытается выяснить: возможно ли обучение добродетели последующих поколений. Представление о сущности образования встречаются у Платона в известном труде «Государство»; он был уверен, что для существования государства необходима добродетель, знание - нечто единое, которому сопричастны все и которому все могут научиться [8, с.263]. Платон понимал пайдейю как управление изменением сущности человека, т.е. это и есть образование как постепенное фор-

мирование человека, которое задается неким прообразом, образцом. Освобождение от незнания, невежества - таков путь к образованию и изменению себя, путь к саморазвиию и самореализации.

Самореализация предполагает кардинальное изменение всего человека, его исправление, поскольку она есть стремление стать тем, чем человек никогда до этого не был. Незнающий не может выйти за границы своего незнания, переход к знанию предполагает наличие наставника философа как носителя знаний и памяти. Образование выступает как освоение и трансляция истины, в результате которого человек приобретает новые способности и знания, которыми он не обладал прежде. В процессе познания истины человек меняется кардинально, вплоть до того, что изменяется его способ существования. Таким образом, образование нацелено не просто на передачу знаний, а на изменение способа существования человека

Понятие «образование» в эпоху Просвещения начали рассматривать как близкое по значению к понятию «культура». Оно получает категориальный статус и современное значение как некий способ приобретения новых навыков путем преобразования природных задатков и склонностей. Необходимо отметить, что становление этой категории проходило постепенно; большую роль в этом сыграли философские размышления И. Гердера и И. Канта. Под образованием Гердер понимал «возрастание к гуманности»[5]. У Канта схожее значение имели понятия «культура способностей» или «природные задатки», в которых выражается акт свободы человека в его деятельности. Он связывает образование с формированием нравственности, считая, что оно имеет отношение к практическому воспитанию в противовес школьному образованию, которое отвечает за приобретение умений, или прагматическому воспитанию, которое имеет цель достижение разумности.

Кант полагал, что нравственной обязанностью человека является полное развитие своих способностей и талантов, в то же самое время он отмечал, что гений - баловень природы [6]. Гегель рассматривал образование не как культуру развития способностей, а как приобщение к некоему образцу. Человек порывает с природным и обращается к духовному.

Гегель понимает образование как подъем ко всеобщности. Это понятие охватывает сущностное определение человеческой разумности, которая заключается в том, что человек становится во всех проявлениях существом духовным, отказываясь от особенного в пользу общего, что предполагает умение справляться со своими влечениями. Это означает свободу от природного мира, примирение с собой и вступление в сферу инобытия. В сфере духа индивид сталкивается с такими формами, как язык, обычаи, устройство общества, которыми он стремится овладеть. Сущностью образования является отчуждение человека от себя природного и возвращение к самому себе. Образование Гегель интерпретировал как некую стихию, в которой пребывает образованный индивид [4]. В результате процесса образования индивид овладевает субстанцией и отталкивается от различных предметных сущностей. Этот процесс возможен лишь в абсолютном философском знании. Таким образом, Гегель не усматривает исторической сущности образования, поскольку оно - не конечная стадия развития, а видит в нём лишь основание для гармоничного развития.

В ХХ веке образование было в центре внимания многих философов, культурологов и педагогов. Один из представителей интуитивизма французский философ А. Бергсон с недоверием относился к рациональному постижению мира и рацио-

нальным конструкциям, считая, что лишь с помощью интуиции возможно постижение абсолютного.

Основанное на интуиции обыденное сознание проникает в сущность предметов и явлений, улавливая жизненные принципы. Бергсон считает, что здравый смысл является основой обыденного сознания и обозначается им как социальное чувство, которое помогает предугадывать последствия собственных поступков, выбирать самое главное [1]. Здравый смысл, устремленный на реальность, есть внимание, а также базовое основание духа человека, который, однако, формируется в процессе воспитания и общественных стереотипов, предрассудков.

В противоположность непосредственному социальному чувству и здравому смыслу идеи и слова отгораживают человека от реальности. Эту ситуацию помогает преодолевать классическое образование, которое способствует развитию способности мыслить, освобождая человека от автоматизма сознания, давления вербальных конструкций и символов, заслоняющих саму жизнь. Бергсон призывает научиться определять за словами сами вещи.

По мнению М. Фуко, в античности субъекта спасала истина, но для современного субъекта это неактуально. В современном мире социальный процесс откладывается как знание, субъект продолжает воздействовать на истину, но она уже не влияет на него, превратившись в автономную эволюцию процесса познания. Фуко считает, что произошел разрыв между истиной и человеческим бытием.

Ж. Бодрийяр, характеризуя постсовременность, считал, что она отличается утратой власти социального, которая наблюдалась с эпохи Просвещения [2]. Именно в эту эпоху появляется дискурс образования, в основе которого находится принцип рациональной коммуникации. На принципе морализации информации было построено образование Просвещения. Чем больше информации, тем продуктивнее социализация и развитее сознание. Картина меняется в современном мире, когда сознание не востребовано, поэтому нет необходимости в социализации. На исторической арене вместо социума мы наблюдаем господство масс, отличающихся неразборчивостью в поглощении информации, которой становится все больше и которую все труднее освоить. В результате эти процессы приводят к смерти субъекта познания, а новых средств массовой коммуникации становится все больше.

Информированность захлестывает массы и делает их беззащитными перед симуляцией и манипулированием, они уже не в состоянии отличить фикцию от истины, симуляцию от реальности. Находясь в мире симулякров, массы утрачивают представления о реальности, в сообщениях утрачивается их значение, а их сознание теряет свои функции.

Несмотря на постмодернистский скепсис современное общество остро нуждается в понимании истинной роли культуры и образования, которое предполагает освоение социально значимого содержания исторического опыта. Особую роль в этом процессе призваны сыграть гуманитарные науки, отвечающие за формирование духовного мира личности.

Образование, с точки зрения культурологического подхода, связывается с выполнением функций социализации и инкультурации индивидов путем приобщения к общему и специализированному социокультурному опыту и знаниям, средство социального воспроизводства общества [9]. На наш взгляд, в силу и избыточности образование дает не только господствующие модели социализации и инкультурации, оно всегда дает все предыдущие модели общества и культуры, бережно сохраняет,

систематизирует и интерпретирует в новом социальном, историческом, культурном контексте. Образование дает способность к саморефлексии, особенно если речь идет о гуманитарном университетском образовании. Результатом образования зачастую выступают способности к продуктивной инновационной деятельности, создание альтернативных смыслов и новых культурных практик. Назначение образования выше злобы дня и насущных потребностей общества: они включают обширный универсальный духовный опыт человечества.

Образование напрямую связано с культурой, ее смысловыми интенциями, нормами, ценностями, которые в ней актуализируются либо находятся в потенции, но со временем могут стать востребованными. Освоение знаний - внутренний процесс, который связан с глубокими структурными изменениями личности, ее моти-вационной и мировоззренческой основы, внутреннего мира, вплоть до глубинных пластов нравственного сознания. В этом заключается своеобразная магия образовательного процесса, его философский смысл и назначение.

Новый социокультурный опыт, который дает образование личности, позволяет заново отрефлексировать и пережить ценности и смыслы социокультурной жизни общества. Итогом образовательного процесса является изменение ценностной сферы личности, развитие ее духовного мира, формирование культурных потребностей и интересов, ее отношения к миру.

Примечания

1. Бергсон А. Собрание сочинений. В 5т. - СПб., 1913-1914.

2. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. - Екатеринбург, 2000. - 96 с.

3. Воеводина Л.Н. Философия культуры в эпоху постсовременности//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2014. - № 3.

4. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - М.: Академический проект, 2014. - 494 с.

5. Гердер И.Г. Избранные произведения. - Москва; Ленинград, 1959.

6. Кант И. Соч. В 6 т. - М., 1963-1966. - Т. 5. - с. 250-267.

7. Пигров К.С. Образование как космическое со-бытие//Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Simposium», выпуск 23. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002, - с.27-35.

8. Платон. Государство. Собр. соч. в 4 т. - М.: Мысль, 1990. - Т.3. - С.263.

9. Флиер А. Культурологический словарь. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.