Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ 60-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА А. АСУХАНОВА)'

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ 60-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА А. АСУХАНОВА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / АСУХАНОВ АМАНДЫ / ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ / ИСКУССТВО ЧЕЧНИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / РЕАЛИЗМ / СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ / ТВОРЧЕСТВО / ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хамзатова З.Р.

Целью статьи является культурологический анализ художественного творчества Аманды Абасовича Асуханова в контексте развития советской живописи 1960-80х годов. Исследование предполагает рассмотрение социокультурного, регионального, национальноэтнического аспектов современных художнику тенденций, которые находят проявление в живописи Заслуженного деятеля искусств России, Народного художника Чеченской Республики, Заслуженного художника Республики Дагестан, представителя первого поколения чеченских художников, вступивших в Союз художников СССР. С точки зрения социокультурной ситуации подробно рассмотрен период творчества художника 1960-1980-х годов, когда формировалось его художественное мировоззрение, философская позиция, нашедшая отражение в ряде картин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND CULTURAL ASPECTS OF UNDERSTANDING SOVIET PAINTING OF THE 60-80S OF THE XX CENTURY (BASED ON THE MATERIAL OF A. ASUKHANOVS CREATIVITY)

The purpose of the article is a culturological analysis of the artistic creativity of Amanda Abasovich Asukhanov in the context of the development of Soviet painting in the 1960s-80s. The study involves the consideration of socio-cultural, regional, national-ethnic aspects, contemporary trends of the artist, which are manifested in the painting of the Honored Artist of Russia, People’s Artist of the Chechen Republic, Honored Artist of the Republic of Dagestan, a representative of the first generation of Chechen artists who joined the Union of Artists of the USSR. From the point of view of the socio-cultural situation, the period of the artist's work of the 1960s-1980s is considered in detail, when his artistic worldview, philosophical position was formed, which was reflected in a number of paintings.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ 60-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА А. АСУХАНОВА)»

о

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

"S ч ^^^Я^Ш RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ймР* iL © Khamzatova Z.R., 2022

ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-ll-83-91

t&y \t__-. Ч Принята 20.11.2022 | ***

i УДК 1 7.01

PHILOSOPHICAL AND CULTURAL ASPECTS OF UNDERSTANDING SOVIET PAINTING OF THE 60-80S OF THE XX CENTURY (BASED ON THE MATERIAL OF A. ASUKHANOV'S CREATIVITY)

Khamzatova Z.R.

Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russian Federation

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ 60-80-х ГОДОВ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА А. АСУХАНОВА)

Хамзатова З.Р.

ФГБОУВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова», г. Грозный, Российская Федерация

Abstract. The purpose of the article is a culturological analysis of the artistic creativity of Amanda Abasovich Asukhanov in the context of the development of Soviet painting in the 1960s-80s. The study involves the consideration of socio-cultural, regional, national-ethnic aspects, contemporary trends of the artist, which are manifested in the painting of the Honored Artist of Russia, People's Artist of the Chechen Republic, Honored Artist of the Republic of Dagestan, a representative of the first generation of Chechen artists who joined the Union of Artists of the USSR. From the point of view of the socio-cultural situation, the period of the artist's work of the 1960s-1980s is considered in detail, when his artistic worldview, philosophical position was formed, which was reflected in a number of paintings.

Аннотация. Целью статьи является культурологический анализ художественного творчества Аманды Абасовича Асуханова в контексте развития советской живописи 1960-80-х годов. Исследование предполагает рассмотрение социокультурного, регионального, национально-этнического аспектов современных художнику тенденций, которые находят проявление в живописи Заслуженного деятеля искусств России, Народного художника Чеченской Республики, Заслуженного художника Республики Дагестан, представителя первого поколения чеченских художников, вступивших в Союз художников СССР.

С точки зрения социокультурной ситуации подробно рассмотрен период творчества художника 1960-1980-х годов, когда формировалось его художественное мировоззрение, философская позиция, нашедшая отражение в ряде картин.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Keywords: academic traditions, Asukhanov Amandy, genre painting, Chechen art, regional aspect, realism, Soviet painting, socialist realism, easel landscape painting, creativity, trends, landscape.

REFERENCES

[1] Aidamirov, S. Amanda Asukhanov's motives // J. Vainakh. No. 8. 2014. P. 90-96.

[2] Akieva, Kh.M. Fine Arts of Chechnya and Ingushetia in the First Half of the 19th Century (Traditions and Innovations) / Kh. M. Akieva // Moscow University Bulletin. Series 8: History. - 2008. - No. 4. - P. 86104.

[3] Aleroeva R. A. "Asukhanov Amanda Abasovich". Grozny/Ed.b.i. 1986/Author. intro. art. and comp. Aleroyeva R.

[4] Batrakova S.P. Art and myth: from the history of painting of the twentieth century. M.: Art. 2002. - 202 P.

[5] Boytsova T.I. Fine Arts of the Chechen Republic. Grozny. 2018. - 434 p.

[6] Koychueva, ZK Ethnic and historical components in the development of the fine culture of Karachay-Cherkessia / ZK Koychueva // Scientific problems of humanitarian research. - 2011. - No. 2. - P. 154-160.

[7] Korin, P. Thoughts on Art, Socialist Realism in Literature and Art. - Ed. "Progress Publishers", M.: 1971. - P. 95.

[8] Maltseva, E.A. Trends in the development of Siberian painting in the second half of the 1950s and early 1970s: the problem of "severe style" [Text]: dis. cand. art history / E. A. Maltseva - Barnaul, 2005. - 218 p.

[9] Murzina, I.Ya. Phenomenon of regional culture: being and self-consciousness: Abstract of the thesis. ... Doctor of Cultural Studies: 24.00.01 / Ur. state un-t im. A.M. Gorky. - Yekaterinburg, 2003. - 46 p.

[10] Osmaev, M.K., Osmaev R.M., Osmaev M.M. On the relationship between man and nature in Islam and Chechen folk culture // Law and Practice. No. 4. 2017. P. 220

[11] Khamzatova, Z.R. On the issue of studying the history of the art of the Chechen people // Society: philosophy, history, culture. 2021. No. 12. 166-171s.

Ключевые слова: мические традиции, Асуханов Аманды, жанровая живопись, искусство Чечни, региональный аспект, реализм, советская живопись, творчество, тенденции

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1]

Айдамиров С. Мотивы Аманды Асуханова // Ж. Вайнах. № 8. 2014. С. 90-96. Акиева Х.М. Изобразительное искусство Чечни и Ингушетии первой половины XIX В. (традиции и новаторство) / Х. М. Акиева // Вестник Московского университета. Серия 8: История. - 2008. - № 4. - С. 86-104. Алероева Р. А. «Асуханов Аманды Абасович». Грозный/Изд.Б.и. 1986г/Авт. вступ. ст. и сост. Алероева Р.

Батракова С.П. Искусство и миф: из истории живописи ХХ века. М.: Искусство. 2002. - 202 с.

Бойцова Т.И. Изобразительное искусство Чеченской Республики. Грозный. 2018. - 434 с. Койчуева З. К. Этнические и исторические составляющие в развитии изобразительной культуры Карачаево-Черкесии / З. К. Койчуева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 2. - С. 154-160. Корин П. Мысли об искусстве, Социалистический реализм в литературе и искусстве. - Изд. «Прогресс Паблишерс», М.: 1971. - С. 95.

Мальцева Е.А. Тенденции развития сибирской живописи второй половины 1950-х начала 1970-х гг.: проблема «сурового стиля» [Текст]: дис. канд. искусствоведения / Е. А. Мальцева -Барнаул, 2005. - 218 с.

Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание: автореферат дис. ... доктора культурологии: 24.00.01 / Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького. - Екатеринбург, 2003. - 46 с.

[10] Осмаев М.К., Осмаев Р.М., Осмаев М.М. О взаимоотношениях человека с природой в исламе и чеченской народной культуре // Право и практика. № 4. 2017. С. 220

[11] Хамзатова З.Р. К вопросу об изучении истории художественного искусства чеченского народа // Общество: философия, история, культура. 2021. №12. 166-171с.

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

Khamzatova Z.R.: SPIN ID: 6988-6175; ORCID ID: 0000-0001-9563-3174

Хамзатова З.Р. : SPIN ID: 6988-6175; ORCID ID: 0000-0001-9563-3174

For citation: Khamzatova Z.R. PHILOSOPHICAL AND CULTURAL ASPECTS OF UNDERSTANDING SOVIET PAINTING OF THE 60-80S OF THE XX CENTURY (BASED ON THE MATERIAL OF A. ASUKHANOV'S

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

CREATIVITY) // Educational bulletin "Consciousness". 6846-2022-24-11-83-91.

2022. Vol.24. №11. P. 83-91. Doi: 10.26787/nydha-2686-

Для цитирования: Хамзатова З.Р. ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ 60-80-х ГОДОВ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА А. АСУХАНОВА) // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. Т.24. №11. С. 83-91. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-83-91.

На сегодняшний день в научно-теоретической литературе нет подробного исследования творчества чеченского художника Аманды Абасовича Асуханова, особенно в контексте многонационального советского искусства и самобытного художественного мировосприятия национальной природы, восприятия характера народа республики. Образы, созданные А. Асухановым на высоком профессиональном уровне, являются не только отражением современной автору действительности, но и своеобразным отпечатком эпохи. Живописные произведения несут характеристику исторического времени, позволяют проследить этапы становления художественного мировоззрения творца, индивидуального восприятия художником своей страны, малой Родины.

Значительный интерес представляет творчество А. Асуханова с точки зрения парадигмы регионального развития художественной культуры, поскольку в нем воплощен принцип преемственности академических традиций в живописи. Одновременно творческие методы художника позволяют судить о социокультурной ситуации в стране и республике, указывая на становление нового национального художественного сознания в его различных факторных значениях.

Судьба народов Чечни на протяжении нескольких столетий вписана в общую историю развития большой страны. Необходимо учитывать, что самобытная культура северокавказских этносов создавалась с опорой не только на общероссийские, но и на специфические исторические реалии. Переломные моменты в развитии республики в годы СССР - это ликвидация автономии и выселение народа в период сталинских репрессий, и послевоенное возрождение, и неуклонное стремление к саморазвитию и автономизации, и последующая консолидация на основе общенациональных интересов (мы сознательно не рассматриваем здесь период 1990-х годов, в силу трагических обстоятельств - военных действий). Важно учитывать, что самосознание народов Северного Кавказа, как и их национальное искусство, опирается на индивидуальные особенности: психологию этноса, его традиционное мировосприятие, связанное с многовековой культурой, фольклором. Так, большое влияние на становление художественного мышления чеченских художников всегда имела богатая, вольнолюбивая природа Кавказа, о чем много написано культурологами, искусствоведами, историками культуры. Значительную роль в становлении национальной художественной школы играли традиции русского реализма [6, с. 156], а также самобытные национально-этнические традиции [2, с. 86-87].

Для раскрытия региональных аспектов в контексте философско-культурологического анализа произведений искусства, отмечают исследователи, необходимы междисциплинарные исследования в области этнопсихологии, гуманитарной географии, истории и социологии культуры, с опорой на понимание культуры как «уникальной формы бытия человека в конкретных историко-географических условиях» [9, с. 12].

Автор живописных полотен стремится отразить восприятие современной ему эпохи, вкладывая в него при этом представление об исторической судьбе народа, передавая

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 85 ~

эмоционально-личностные впечатления, мысли о творчестве, собственные устремления и учитывая разнообразные тенденции в развитии искусства современного периода. Е.А. Мальцева указывает на три уровня исследования многослойности живописи: представление творческих взглядов разных поколений художников в их национально-традиционном и индивидуально-творческом своеобразии. Каждый новый пласт - это создание новых идеалов и ценностей, на следующем уровне «генерации» [8, с. 38]. Подобное наслоение знаменует, таким образом, перемену в мировоззрении, отход от существующих традиций, однако является уже освоенной традицией для каждого следующего поколения, что позволяет говорить о тенденции «сменяемости» традиций, объяснить многообразие художественных школ, появление каждой из которой основывалось на «региональном», «национальном», «традиционном» или ином принципе.

Чеченское живописное искусство, представляя собой часть общей культуры как «практической деятельности по художественному освоению действительности», содержало «отклик на специфические потребности жизни, обладало эстетическим постоянством, устойчивыми национальными компонентами, уходящими корнями в глубокую древность» [11, с.169].

В творчестве А. Асуханова воплотились типичные черты профессионального искусства многонациональной страны. Наличие социокультурных, общенациональных, региональных (этнических), а также индивидуально-творческих аспектов развития живописи наделило философию художника таким качеством, как многослойность. Она находит проявление в творчестве художника как поборника реалистических традиций. В то же время А. Асуханов в определенной мере вынужден ориентироваться на идеологические установки советского времени, интерпретируя их на национальном материале. В конце 50-х годов XX века основной тенденцией развития чеченской живописи становится поддержание принципов социалистического реализма, обусловившего интерес к «тематике повседневности» - родным пейзажам, труду и быту советских людей, человеку труда. Творчество А. Асуханова на государственном уровне получает положительную оценку, завоевывает многочисленные призы и награды на фестивалях и выставках.

Необходимо отметить, что развитие чеченского искусства было подчинено общим тенденциям, которые, к слову, были весьма разнообразны, содержали объективно обусловленные противоречия. Большую роль играли в развитии искусства как общекультурные традиции, так и советские идеологические позиции, а также самобытные, национальные традиции, верования.

Включение республики в конце 1950-х гг. в общекультурные процессы юга РСФСР, приверженность традиционным верованиям, обычаям и порядкам, наследие тяжелой судьбы народа-изгнанника, необходимость соблюдать требования к советским живописцам сильно сказались на профессиональном развитии чеченских художников. Тем не менее, попытка преодоления идеологических установок особенно ярко проявляется в творчестве молодых художников Чечни 1960-80-х годов, к которым относился и А. Асуханов.

Аманды Абасович Асуханов возвращается на родину, в город Грозный, в 1965 году после окончания учебы в Дагестанском художественном училище им. А.А. Джемала и становится участником творческого коллектива художественно-производственных мастерских Чечено-Ингушского отделения художественного фонда РСФСР. Осознание необходимости выполнения, поставленной перед мастерскими задач - «формирование национального изобразительного искусства республики» - придавало труду молодых художников определенную миссию. Тематика

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 86 ~

живописных работ - героические страницы гражданской и Великой Отечественной войн, трудовые достижения советских людей, природное своеобразие региона. Участие в выставках произведений художников Чечено-Ингушетии, зональных выставках «Советский Юг» и др. включает художника в общественные процессы, служат причиной для вступления в Союз художников СССР.

Пейзажные полотна передают любовь художника к родной земле, восхищение ее величественной красотой, уважение к живущим здесь людям, их суровым и гордым характерам. Однако, более всего обращает на себя внимание необычная колористика картин, их композиционно-образная система, которые выражают стремление экспериментировать, создавать уникальные по своей стилистике произведения, вводить новаторские приемы в технику работы. Шестидесятые годы навсегда стали символом надежд и свободы мысли, что создало условия для большого творческого подъема, передающего вкус новой жизни. Нацеленность живописца на передачу свежести мимолетных впечатлений рождает динамические элементы импрессионизма. Так, А.А. Асуханов находит остроту и интересные сюжеты в обыденности, и эту особенность он сохранил в течение всех лет творчества.

Аманды Асуханов предпочитает жанр пейзажной живописи, создавая многие свои работы методом пленэра, но не композиционный пейзаж, выполненный по каноническим традициям жанра, отмечает искусствовед Т.Н. Бойцова. Тем не менее, полотна А. Асуханова раннего периода, середины 1960-х годов, относят к «чистому пейзажу», отражающему сформировавшееся в эти годы направление, обозначенное как развитие традиций Союза русских художников [5; с. 41, 51].

Работы Аманды Асуханова «Осень» (1968), «Зима» (1969) отличает такая особенность творческой манеры художника, как аллегория пейзажной живописи. Центральным героем полотен становится сама природа, настроение которой художник передает с помощью нереально мистической яркости, средствами ассоциативного характера. Аллегорический пейзаж призван воздействовать на восприятие, вызывая столь же яркие, футуристические, порой шокирующие впечатления и эмоции, подстегивающие воображение зрителя. Субъективная оценка художника, отличающаяся от реальной натуры, позволяет перенести привычные детали пейзажа в непривычную область, разрушить стандартное восприятие аудитории. Так же происходит и с полотнами А. Асуханова «Геологи в горах Чечни» (1971), «Чабан» (1966).

Цвет становится главным средством выразительности в живописи, как происходило в свое время с полотнами Н.К. Рериха, отмечавшего важность вызываемого художником первого «эмоционального... отзвука», после чего происходит осмысление темы, композиции, техники исполнения.

Трансляция работы «Геологи в горах Чечено-Ингушетии» в рамках тематики социалистического реализма не отражает всей философии А. Асуханова, полагавшегося не только на существующие идеологические установки, принципы, но и на собственное видение. Автор сознательно устраняет из образного ряда собственно образы геологов, их трудовой подвиг во имя процветания родной страны. Несколько небольших по размеру силуэтов фигур занимают лишь десятую часть композиции и переданы эскизно. Не заметно в работе результатов героической деятельности людей, подчиняющей природу во имя развития советской экономики. Персонаж другой картины - чабан - передан так же, не явно и подчинен логике автора: его фигура скрыта тенью жаркого полуденного солнца. Работая посредством традиционных, утвержденных соцреализмом приемов, А.А. Асуханов сознательно снижает пафос героизма труда людей, избегая

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 87 ~

сюжетности, но создавая ощущение радостного предвкушения и передавая зрителю эмоциональный посыл, поэтический настрой и стремление вызвать ответную реакцию на переживаемые им самим чувства. С искусствоведческой точки зрения, такую подачу можно назвать импрессионистской: «Под кистью Асуханова все превращается в поэзию» [1, с. 95].

Другой важной особенностью философского наполнения картин художника является принцип космогенеза, предполагающий «напряженную реконструкцию первопластов архаического сознания человека» [4, с. 127, 128]. Если пространственная ось координат нацелена на конкретизацию, неотрывную от происходящих событий, то архетипы второй оси предполагают обращение к образной, исторической памяти, метафорическим переживаниям художника, мифотворчеству.

Космогенез сказывается в передаче вечных образов природных стихий: неба, гор, земли, которые занимают центральную часть пейзажей художника. Мифотворчество в живописи А. Асуханова проявляется в конкретизации пространства и в то же время максимальном его обобщении, образных перевоплощениях. Так, на полотне «Чабан» центральным «персонажем» выступает Небо, а в картине «Геологи» - родная Земля, заполняющие практически все пространство картин. Поэтическая картина мира передается художником при помощи динамичности цветовой гаммы: от теплых оттенков золотистой охры - до холодной синевы аквамарина, что позволяет обозначить границы дозволенного человеку в его стремлении обрести власть над природой. Таким образом автор усиливает образы широкого обобщения.

Ранний период творчества характеризуется также влиянием этнической культуры с ее мифологической моделью мира, традиционным архетипом «рода». Это и величественная «Мировая гора», и «Мировое дерево», выступающие «как сакрализованный центр» Вселенной [6, с. 157]. З.Д. Койчуева указывает на своеобразное воплощение в композиции картин чечено-ингушских художников автономной «полицентрической сущности» самого уклада жизни людей северокавказских республик. Традиционная, этническая модель мира воспринята деятелями культуры и искусства благодаря осознанию гуманистических идеалов, истинной гармонии мироздания и их адекватному способу воплощения в художественном творчестве.

В работах «Геологи в горах Чечено-Ингушетии» и «Чабан» Земля и Небо заполняют практически все пространство картин. Возвышающаяся над земной жизнью вершина синей горы, занимающая центральное место на полотнах, как и зыбко меняющееся небо, говорят о предпочтениях художника, осознающего бесполезность бесконечных попыток человека установить господство над природой. Постоянное обращение А. Асуханова к экзистенциальным аспектам, онтологическим поискам смысла заметны и в более поздних работах - «В горах Чечни» (1988), «Мотивы родины моей» (1989) и других полотнах.

Архетипы сакральной Горы или Мирового древа воплощают символический центр или ось мироздания, связывающую воедино различные миры и стороны света. Принцип целостности, неделимости Природы, положенный в основу мировосприятия чеченского народа, предполагает гармонизацию природных отношений, в рамках которых только и возможна благотворная деятельность человека. Данная система взаимоотношений природы и человека заложена в этнической традиции северокавказских народов.

Земля в данной системе - фундамент, основа бытия; небесная сфера, в противоположность этому, становится эманацией хаоса, отражением водной стихии. В то же время в чеченской мифологии закреплена животворящая сила водной стихии, как производной от великого небесного

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 88 ~

купола.

В основе этнического мировосприятия автора лежит внимание ко всему сущему, живому и неживому, микро- и макрокосмосу, как частям единой системы мироздания [2, с. 25; 10, с. 221]. Онтология сакрального - Земли и Неба - как диалектически противоположных частей целого становится проекцией осмысления и переживания художником явлений жизни.

Основным механизмом данного процесса, по мнению культурологов, является интериоризация - «пропускание» через себя, обогащение и переработка образно-эстетических впечатлений. А. Асуханов сумел привнести в свои ранние работы философско-романтическую линию «шестидесятых». Лирическая созерцательность, поэтическое и философское ощущение мира со временем стали характерной особенностью творческой манеры А. Асуханова, в работах которого, как и у других молодых художников, воплотились лучшие традиции реалистического пейзажа [2, с. 89].

Народное миропонимание, проникнутое мудростью, пониманием закономерности всех процессов, делает возможным переосмысление и художественно-образное воплощение реальных явлений, с опорой на традиции. Радостные настроения, пронизывающие пейзажные работы А.А. Асуханова, рождены именно этой философией художника, отмечаемой зрителями, критиками и искусствоведами. Пейзажный образ является проекцией переживания художником явлений жизни, позволяет привнести лирико-романтическую линию в соцреалистическое искусство 1960 - 1980-х годов.

Кроме пейзажных полотен, художник создает ряд произведений в традициях «суровой» станковой живописи («Строители» (1966), «Первая учительница» (1970), «Горянка» (1972) и др.). В них прорисован обобщенный образ чеченского народа, его истории. В 1967 году он пишет картину «Партизаны в горах Чечено-Ингушетии». В 1968-1969 годах работает над полотнами «Думы», «Продотряд. Хлеб грозненскому пролетариату». В 1975 году вновь обращается к теме Великой Отечественной войны. Характерными чертами здесь являются умеренность, сдержанная цветовая палитра, контрасты светотени, лаконичность и обобщенность образов. Серия исторических полотен указывает на стремление художника к символической передаче суровой эпохи, психологической трактовке образов героев, связанной с классовой борьбой, изолированностью, одиночеством (отрывом от гармоничной природной среды, основ мироздания, народных традиций). Так, в работе «Продотряд. Хлеб грозненскому пролетариату» смысл будничной работы «солдат революции» передается в сдержанной, мрачной цветовой гамме. Смысл борьбы за лучшее будущее передан через единственный образ - «человека в форме», который становится центральным, заменяя собой многофигурную композицию. Патетика вековой борьбы народа за справедливость передана в аллегорической форме: поза героя, в одиночку противостоящего буре, выдает его идеализм, горячность, максимализм, оторванность от природных основ бытия [3, с. 3-6]. Аллегорический смысл картины дополняет ее задний фон, так как для него автор использует скальную породу, нагромождения камней, ограничивая пространство, подчеркивая беспорядочность и хаотичность происходящего: таким образом разрушается вековой миропорядок, гармония высоких гор, башен и альпийских лугов, их сакральной функции.

В более поздних полотнах художник Асуханов становится подлинным «мастером этюдных произведений». Работы 1970-х годов - «Вечер», «Мотивы родины моей», «В краю предков», «Чудо природы» созданы во время этюдных работ в ходе поездок по республике [5, с. 31]. Сюжеты

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 89 ~

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и пейзажи написаны в «мажорной тональности», наполнены сочными цветами, передающими жизнеутверждающую основу, энергию и радость бытия человека. Его картины ясны, понятны и эмоционально выразительны, полны света и солнца.

Внешняя ориентация на идеологические установки не исчерпывает смысла тематических работ А.А. Асуханова, которые отличаются подчеркнутой умеренностью стилевой подачи. В полотне «Продотряд. Хлеб грозненскому пролетариату» (1972), и более поздних работах, например, «Портрет девушки» (1985), происходит нагнетание фактуры. Состояние напряженной неопределенности передано путем подчеркнутой шероховатости, пастозности, нарочито крупных мазков.

В последние годы художник стремится глубже постичь облик родины, Земли, сопоставляя величественную природу Кавказа, скромную неброскую красоту средней полосы России, экзотику яркой, пряной Индии. Так, в 1980-е годы на творчество художника большое влияние оказали путешествия за рубеж: в Венгрию, Чехословакию, Индию, Турцию, Иорданию, Сирию. Отовсюду он привозил этюды, наброски, эскизы и законченные картины, рассказывая зрителям о том, как живут люди в различных концах Земли. Анализируя «сирийские полотна» Аманды Асуханова, можно заметить наметившиеся в творчестве художника тенденции - отход от яркой палитры, работа с оттенками цвета, лаконизм и, в то же время, возможность глубокого постижения природы через работу с пространством, светом, «активной роли среды, воздуха, неба» [3, с. 3-6].

Поэтика социалистического реализма отступает на задний план, открывая место лирике, метафорике. Образ природы становится формой выражения преобладающего начала; мотивы конкретных произведений повествуют о нетронутой человеком природе. Позиция автора в отношениях человека и природы всецело на стороне сакральных, вечных и неизменных ценностей, обогащающих начал - земли и неба; в то же время она высказана максимально тактично, через настроения, личную рефлексию автора.

Таким образом, в содержании художественных образов живописи А.А. Асуханова естественным образом проявляется структурообразующая роль этнического наследия. Время его становления, как живописца, совпало с периодом утверждения принципов социалистического реализма, временем кульминации «сурового стиля» и, вместе с тем, их ломки. С развитием искусства этих лет художника связывает многое: эпиче-ское чувство пространства, стремление создавать значи-тельные, исполненные непреходящего смысла образы.

Одновременно с этим, в свои первые произведения молодой художник сумел привнести лирическую созерцательность, поэтиче-ское и философское ощущение мира, как выразительную особенность собственной творческой манеры. Важнейшая особенность его творчества— неразрывная связь с культурой, традициями и обычаями, верность реалистическим принципам отображения действительности, представление об окружающем мире без преувеличений, искажений и приблизительности.

В решении образно-духовных и пластических проблем чеченская живопись, по утверждению исследователей, уверенно опирается на «жизненно значимые образцы настоящего и прошлого» [7, с. 156]. Подчеркнутый традиционализм искусства Аманды Асуханова включает «определенность и устойчивость ориентаций», постоянство взглядов на мир, бережное отношение к многовековой культуре предков. Произведения чеченского художника воспевают красоту окружающей природы, подразумевая уважение, доброе и почтительное отношение к людям. Подобное, «глубоко национальное, нравственное отношение к жизни, заложенное этническими

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 90 ~

традициями» подчеркнуто, усилено и увековечено в творчестве А.А. Асуханова.

Термином «традиция» можно обозначить в данном контексте «глубоко национальное, нравственное отношение к жизни», имеющее глубинные корни, порожденное этническими устоями и нашедшее подтверждение в произведениях искусства современной тематики [6, с. 159].

Аманды Абасович Асуханов - художник, наиболее полно реализовавший себя в условиях советской действительности, глубоко усвоивший традиции академического живописного искусства, воплотивший принципы «социалистического реализма», и, в то же время, отразивший современные тенденции развития художественного творчества, применявший метод творческого эксперимента. Художнику удалось создать собственную стилистику в многочисленных пейзажах и станковых жанрово-тематических композициях.

Будучи ярким представителем своего времени, А. Асуханов воплотил в творчестве преемственность традиций академической живописи, принципы следования устойчивой стороне изобразительного искусства, как основе ее стабильного поступательного развития. Накопление и трансляция человеческого опыта в истории происходят благодаря восприятию комплекса общемировых и национально-этнических тенденций, органичного введения новаторских элементов. Являясь выразителем образа жизни своего поколения, живописец передает его не только своим современникам, но и потомкам, которые в образной художественной форме воспринимают эту картину мира во всей ее сложности, противоречивости, стилевом разнообразии.

Corresponding Author: Zarema R. Khamzatova - Assistant of the Department of Museum Studies and Cultural Studies, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia

E-mail: z.khamzatova@inbox.ru

Ответственный за переписку: Хамзатова З.Р. - ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова»,

г. Грозный, Российская Федерация

E-mail: z.khamzatova@inbox.ru

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.