ВестникМГТУ, том 10, №3, 2007 г. стр.501-502
УДК 930 (47+57) (092)+929Ключевский
Философско-исторические воззрения В.О. Ключевского М.В. Баранов
Российский университет дружбы народов
Аннотация. Статья представляет философско-исторические взгляды выдающегося русского историка В.О. Ключевского на проблему осмысления истории как процесса, который развертывается в реальном пространстве и времени. Автор подчеркивает, что В.О. Ключевский изначально опирается на уникальность и своеобразие каждого народа, считая его субъектом истории.
Abstract. The paper considers philosophical and historical views of a prominent Russian historian V.O. Klyuchevsky on the problem of comprehension of history as a process taking place in real space and time. The author points out that Klyuchevsky took into account originality of each nation considering it a subject of history.
1. Введение
Накопленный человеческий опыт духовного освоения истории дает широкий спектр мировоззренческих и методологических позиций. Это проявляется в создании концепции на основе широкого охвата исторической действительности, обобщения обширного эмпирического материала. И это "человеческое измерение истории" в качестве научной или историософской категории лежит в основе подхода к истории у В.О. Ключевского, который научную задачу историка на рубеже Х1Х-ХХ вв. видит в уяснении происхождения и развития человеческих обществ. Труды самого В.О. Ключевского можно рассматривать как человеческое измерение истории, тем более что непосредственным предметом исторического исследования он считал "генезис и механизм людского общежития", или "проявление сил и свойств человеческого духа, развиваемых обществом" (Ключевский, 1987).
2. Взгляды В.О. Ключевского на общий характер русской истории
Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский (1841-1911) уже во время обучения на историко-филологическом факультете Московского университета проявлял серьезный интерес к историко-философской проблематике. В университете он занимался под руководством профессоров: Ф.И. Буслаева, С.М. Соловьева, Б.Н. Чичерина, А.П. Щапова и др. Слушал лекции П. Д. Юркевича по истории философии. По окончанию университета (1865) был оставлен при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию. Уже кандидатское сочинение Ключевского "Сказание иностранцев о Московском государстве (Московское государство по описанию иностранцев XV-XVIII вв.)" посвящено темам, которые и в дальнейшем сохранят свое значение в его творчестве: особенности обыденной жизни русских людей разных сословий, общие черты быта и своеобразие национального характера, проблема культурно-исторических связей России и Запада и др. В 1867 г. он начинает свою преподавательскую деятельность: в Александровском военном училище (с 1867), в Московской духовной академии (с 1868), на Высших женских курсах (с 1872). С 1882 г. - профессор Московского университета, преемник С.М. Соловьева на кафедре. С 1900 г. - академик Санкт-Петербургской Академии наук.
В магистерской диссертации "Древнерусские жития святых как исторический источник" (1871) исследовал около 5000 житийных списков (жития 166 святых) и сделал ряд важных выводов о роли монастырей в освоении (колонизации) Русского Севера, об особенностях русского житийного жанра, о характере содержащейся в нем исторической информации. В докторской диссертации "Боярская дума древней Руси" (1882) Ключевский, обратившись к проблемам функционирования древнерусского общества и государства, вырабатывает основные принципы своего понимания общего характера русской истории. В отличие от представителей государственно-юридической школы (С. Соловьева, Б. Чичерина, К. Кавелина), отводивший решающую роль в русской истории государственным институтам, Ключевский считал субъектом отечественной истории народ, рассматриваемый в своей сложной сословной организации и многообразии исторических форм бытовой жизни. В своем главном научном труде - "Курсе русской истории" (1904-1910) Ключевский стремился, опираясь на прочный историографический фундамент, раскрыть важнейшие черты "исторической личности" русского народа. Особое место в курсе занимает описание исторической жизни русского крестьянства как одного из главных персонажей российской истории.
Баранов М.В. Философско-исторические воззрения В. О. Ключевского
Предметом исторической науки, по Ключевскому, является исследование "происхождения, развития и свойств людских союзов". В курсе он подразделяет основные "элементы общежития" на физиологические (пол, родственные отношения), экономические (труд, капитал), политико-юридические (власть, право и пр.), духовные (религия, нравственность, искусство, наука). Исключительное значение историк придавал необходимости учета именно многообразия самых различных исторических факторов, "исторических сил". В игнорировании факта реального многообразия исторической жизни Ключевский упрекал "философию истории" и, в частности, "метафизическую теорию" Гегеля, пытавшегося "вытянуть историю в ровную философскую струнку". Этому "умозрительному" подходу он противопоставлял научный, "объективный метод" исследующий исторические события как таковые, в их "непрерывном течении". В конечном счете, считал Ключевский, "объективный метод" может привести к пониманию общесоциологических процессов в истории, к определению "исторических законов".
3. Заключение
Таким образом, в настоящее время, в связи с открытием многих архивных материалов, можно утверждать, что В.О. Ключевский не был сторонником идей Г. Спенсера и Г. Бокля, а выступал за объективные законы развития. В этом вопросе он близок к теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
Литература
Ключевский В.О. Собрание сочинений в 9 т. М., Мысль, т.1, с.113, 1987.