Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭВОЛЮЦИИ НЕОКОНФУЦИАНСТВА'

ФИЛОСОФСКО ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭВОЛЮЦИИ НЕОКОНФУЦИАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неоконфуцианство / конфуцианство / даосизм / учение о принципе / учение о новом принципе / «индивидуальная природа» (син) / «предопределение» (мин) / «долг-справедливость» (и) / «принцип» (ли) / «сердце» / натурфилософское – нумерологическое знание / социально-утилитарное знание / neo-Confucianism / Confucianism / Taoism / doctrine of principle / doctrine of new principle / “individual nature” (xing) / “predestination” (min) / “duty-justice” (i) / “principle” (li) / “ heart" / natural philosophical – numerological knowledge / social-utilitarian knowledge

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иззетова, Эмине Мустафаевна

В настоящей статье рассмотрены основные этапы генезиса и эволюции философии неоконфуцианства как важной составляющей духовной культуры Китая. Определены идейно-культурные истоки его становления, рассмотрены различные варианты определения данного феномена. Обоснована позиция, что этическая доминанта конфуцианства в неоконфуцианстве трансформировалась в этический универсализм. Акцент поставлен на роли школ братьев Чэн – Чжу (Си), Лу-Ван в становлении неоконфуцианства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND HISTORICAL RECONSTRUCTION OF THE EVOLUTION OF NEO-CONFUCIANISM

This article examines the main stages of the genesis and evolution of the philosophy of Neo-Confucianism as an important component of the spiritual culture of China. The ideological and cultural origins of its formation are determined, and various options for defining this phenomenon are considered. The position is substantiated that the ethical dominance of Confucianism in Neo-Confucianism was transformed into ethical universalism. The emphasis is placed on the role of the schools of the Cheng brothers Zhu (Xi), Lu-Wan in the formation of Neo-Confucianism.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭВОЛЮЦИИ НЕОКОНФУЦИАНСТВА»

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

ФИЛОСОФСКО - ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭВОЛЮЦИИ

НЕОКОНФУЦИАНСТВА

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-444-450

Иззетова Эмине Мустафаевна

Доктор философских наук, профессор Ташкентский государственный университет востоковедения

izzetova@bk.ru

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены основные этапы генезиса и эволюции философии неоконфуцианства как важной составляющей духовной культуры Китая. Определены идейно-культурные истоки его становления, рассмотрены различные варианты определения данного феномена. Обоснована позиция, что этическая доминанта конфуцианства в неоконфуцианстве трансформировалась в этический универсализм. Акцент поставлен на роли школ братьев Чэн - Чжу (Си), Лу-Ван в становлении неоконфуцианства.

Ключевые слова: неоконфуцианство, конфуцианство, даосизм, учение о принципе, учение о новом принципе, «индивидуальная природа» (син), «предопределение» (мин), «долг-справедливость» (и), «принцип» (ли), «сердце», натурфилософское - нумерологическое знание, социально-утилитарное знание

PHILOSOPHICAL AND HISTORICAL RECONSTRUCTION OF THE EVOLUTION OF NEO-CONFUCIANISM

Izzetova Emine Mustafaevna

Doctor of Philosophy, Professor Tashkent State University of Oriental Studies izzetova@bk.ru

Annotation: This article examines the main stages of the genesis and evolution of the philosophy of Neo-Confucianism as an important component of the spiritual culture of China. The ideological and cultural origins of its formation are determined, and various options for defining this phenomenon are considered. The position is substantiated that the ethical dominance of Confucianism in Neo-Confucianism was transformed into ethical universalism. The emphasis is placed on the role of the schools of the Cheng brothers - Zhu (Xi), Lu-Wan in the formation of Neo-Confucianism.

Key words: neo-Confucianism, Confucianism, Taoism, doctrine of principle, doctrine of new principle, "individual nature" (xing), "predestination " (min), "duty-

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

justice" (i), "principle" (li), " heart", natural philosophical - numerological knowledge, social-utilitarian knowledge

Процесс глобализации, протекающий с разной степенью интенсивности во всем мире, придал особую актуальность исследованию историко-культурного своеобразия незападных обществ. Изучение инокультурных традиций, в том числе их философских составляющих, необходимо для понимания проблем и конфликтов, возникающих в процессе интеграции национальных государств в единый мирохозяйственный комплекс. В последнее десятилетие стал очевидным экономический подъем и все возрастающее политическое, культурное влияние стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим исследование культурных традиций этого региона приобретает дополнительную актуальность. Но вместе с тем изучение философии в национальном контексте позволяет полнее всего выразить, понять и принять бесконечное многообразие мировой философии. Знание особенностей культуры, философского мировосприятия, образа мыслей разных народов и наций является важным условием для «обеспечения безопасности..., проведения открытой, прагматичной внешней политики» [ Стратегия развития Нового Узбекистана.,.2022], а также вхождения в диалогово -коммуникативное пространство.

Дальневосточная культурная традиция сформировала собственную философию, которая не уступает в степени разработанности проблемного поля и логико-дискурсивного понятийного аппарата западноевропейской философии. Одной из важнейших интегральных составляющих дальневосточной философской традиции является неоконфуцианская философская мысль. Неоконфуцианство - многоаспектный философский, религиозный, политический феномен, возникший в Китае в XI -Х11вв. Это своего рода всеобщий культурный синтез, объединивший в себе интеллектуальные достижения трех основных религиозно-философских традиций Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, буддизм. Фактически неоконфуцианская философия во многом детерминировала проблематику и язык философской традиции не только Китая, но и других стран Азиатско -Тихоокеанского региона - Японии, Кореи, Вьетнама.

Китайская культура и философия содержат в себе те основы, на которых строится парадигмальный полюс в отличии от западноевропейского сознания. Особое философское наследие истории Китая позволяет говорить об отдельном, независимом стиле восточного философствования. Понимание духовных основ менталитета этой страны, а также глубинной философии поднебесной необходимо для создания адекватного диалога и сотрудничества с Китаем. Исследование неконфуцианства в формате традиций Китая, ее развития и выявление особенностей делает возможным увидеть ценности и культуру страны, раскрыть новый дискурс со своей рациональностью и логикой.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

Вообще философский смысл неоконфуцианства не может быть передан традиционным языком академической философии. Для понимания неоконфуцианского символизма необходимо понимание стиля жизни и практических установок его выразителей. Актуальная задача современной синологии - исследование специфического языка конфуцианских текстов. Неконфуцианство термин западного происхождения, обозначающий обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в XI в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиционной культуры Дальнего Востока. Существует несколько вариантов понимания данного термина. В самом узком смысле неоконфуцианство - учение философов XI - XII вв., составлявших, согласно официальной «Истории династии Сун» («Сун ши, Х!Ув.), направление дао сюэ, т. е. Чжоу Дуяьи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, их ближайших учеников и последователей. В широком смысле неоконфуцианство охватывает всех конфуциански ориентированных мыслителей XI-XVII вв. (эпохи Сун-Мин). Под неоконфуцианством понимают так же всю совокупность конфуцианских и «конфуцианизированных» учений, созданных в дальневосточном регионе с XI в. по настоящее время [Быков 1966: 58]. Автохтонные наименования неоконфуцианства подчеркивают: а) Сун-сюэ («учение эпохи Сун») - время его возникновения; б)ши сюэ («учение о реальном») «реалистичность» и «практичность» в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; в)дао сюэ («учение истинного Пути») -следование открытой древними «совершенномудрыми» ортодоксальной истине - дао-пути; г) шэн сюэ («учение о совершенной мудрости») - признание за каждым человеком возможности лично достичь «совершенной мудрости» в силу изначально присущей ему «доброй природы». Природу китайского неоконфуцианства раскрывают такие категории, как: «индивидуальная природа» (син), «предопределение» (мин), «долг-справедливость» (и), «принцип» (ли), «сердце» (синь). У истоков неоконфуцианства, развивавшегося в условиях широкой популярности даосизма и буддизма, стояли защитники конфуцианства - Ван Тун (VI—VII вв.), Хань Юй и его ученик Ли Ао (VIII- IX вв.).

Сунь Фу, Ху Юань (к. X -X^.) и Ши Цзе (XI в.) являются создателями идеологии неоконфуцианства, именно они основали учение о принципе. Впервые систематизированную и тематически глубокую форму это учение обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в неоконфуцианстве стало направление его последователей и комментаторов - Чэн (братьев) - Чжу (Си). Данная школа первоначально находилась в оппозиции по отношению официальной идеологии. Однако в 1313г. была канонизированна и сохраняла такой статус в Китае до н. XX в. В середине XX в. способствовала зарождению «нового учения о принципе» (синь ли сюэ) Фэн Юланя. Соперничество школ Чэн - Чжу

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

и Лу - Вана, отстаивавших соответственно социоцентристский объективизм и персоноцентристский субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции «учение о принципе» - «учение о сердце», распространилось на Японию, Корею и Тайвань.

От этих главных направлений в неоконфуцианстве с самого начала отделились два более узких течения: а) натурфилософское и нумерологическое; б) социально-утилитарное знание. Последователи первого проявляли повышенное внимание к натурфилософским проблемам и нумерологическим построениям (Шао Юн, Цай Цзюфэн, Фон Ичжи, Фучжи). Представители второго акцентировали внимание на социально-утилитарное значение знания (Люй Цзуцянь, Чэнь Лян, Ши, Ван Тинсян, Янь Юань). В XVII-XIX вв. господствовавшие учения Чэн - Чжу и Лу - Вана подверглись критике со стороны «эмпирической» школы, делавшей упор на критическое изучение классических текстов и опытное исследование природы. Предпосылкой этого направления, в настоящее время называемого «учением о естестве», или «конкретным учением» (пу сюэ), был Гу Яньу, а крупнейшим представителем -Дай Чжэнь. Дальнейшее развитие неоконфуцианства, начиная с Кан Ювэя, связано с попытками усвоения западных теорий.

При династии Син (960 - 1279) возникло течение в китайской философии ли сюе - учение о законе, принципе (природы, неба), синли сюе - учение о природе (человека, вещей) и законе (природы), а также дао сюе - учение о пути. В отличие от конфуцианства периода Хань (206 до н. э.- 220 н. э.), представители занимались главным образом комментированием классических текстов, сунские мыслители разрабатывали новые идеи и понятия, в первую очередь и-ли (должное и закон) и син-мин (природа и судьба).

В период Юань (1280-1368гг.), в условиях иноземного владычества, когда буддизм, а отчасти и даосизм пользовались покровительством монгольских ханов - юаньских императоров, неоконфуцианство сумело сохранить свои позиции, выдвинуть таких философов, как Сюй Хэн, У Чэн, Чэнь Юань и даже выступить арбитром в споре между буддизмом и даосизмом.

Новый расцвет неоконфуцианства произошел при династии Мин (13681644) [Лисевич 1979: 112]. Восстановление китайской государственности содействовало развитию конфуцианской идеологии. Канонические книги конфуцианства, которые сопровождались комментариями братьев Чэн, Чжу Си и их последователей, в 1403 году по приказу императора были переизданы. В XV - XVI вв. заявили о себе такие мыслители, как У Юйби и Се Сюань, затем Чэнь Сяньчжан, Чжань Жошуй, Ван Гэнь, Цзоу Шоуи, Ван Цзи, Лю Цзунчжоу (XVI - XVII вв.) и самый знаменитый среди них Ван Янмин. Вместо составления очередных комментариев к классикам каждый из них старался разработать собственный подход к основным проблемам учения. Были созданы

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

центры философских диспутов, наиболее популярным считалась академия Душишь.

Мыслители периода Цин (1644-1911) в значительной степени вернулись к философским построениям периода Хань, комментаторской работе. Школа Чэн - Чжу пользовалась популярностью при династиях Мин и Цин вплоть до 1905года, хотя в XV - XVI вв. была отодвинута на задний план школой Лу -Ван, имеется в виду школа Лу (Цзю-юаня) и Ван (Ян-мина) [Кобзев 2006: 368369]. В 30-х гг. XX в. идеи школы Чэн - Чжу явились исходной точкой философских построений Фэн Юланя. Неоконфуцианство просуществовало вплоть до образования КНР в 1949 году.

Философия Ван Янмина идейно доминировала в Китае до середины XVII в. В фокусе учения минского философа Ван Янмина - проблема человека, его внутренний мир. Ядро этой проблемы в контексте его мировоззрения составляет не объективное изучение человеческого существа, а субъективное умение стать настоящим человеком. «Непременное условие последнего -выявление собственного подлинного знания, или мудрости, которая, присутствуя в каждом из нас, как реальность не может быть уничтожена, но как потенция никогда не может быть полностью актуализирована». [ Кобзев 2002 :42]. Ван Янмин связывает знание с движением и сердцем. Он выделяет «интуитивное знание», с помощью которого возможно достижение истины. Особый интерес для него представляет внутренняя сущность человека, а не только вопросы, связанные с рассмотрением внешней действительности [Ши 2022 : 173-174].

Фундамент неконфуцианства, составляли прежде всего тексты Конфуция, Мэн-цзы и их ближайших учеников, а не протофилософские каноны. Этот новый подход школа Чэн - Чжу воплотила в «Четверокнижии» («Сы шу»). В период превращения неоконфуцианства в нормативную форму «Тринадцатиканония» («Ши сань цзин») в ее контекст была вовлечена и древняя протофилософская классика. Первое место в нем занял методологический «органон»-«Чжоу и», в котором изложены нумерологические идеи, полностью эксплицированные средствами графической символики и развитые в неоконфуцианстве [ Хуан Цзунси 1989].

Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первоначальном конфуцианстве онтологическую, космологическую и гносеопсихологическую проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма некоторые абстрактные понятия и концепции, неоконфуцианство ассимилировало их путем этической интерпретации. Этическая доминанта конфуцианства в неоконфуцианстве обернулась этическим универсализмом, в рамках которого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных категориях, что выражалось с помощью последовательных идентификаций человеческой и природной сущностей [Радуль-Затуловский 1947 : 222 - 225 ].

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

Современные неоконфуциаицы, в частности новые конфуцианцы - Моу Цзунсань, Ду Вэймин, определяют такой подход как «моральную метафизику», являющуюся одновременно теологией.

Долгое время в китайской философии господствовало представление, согласно которому неоконфуцианство состоит из двух направлений: объективно-идеалистического, рационалистического - «ли сюэ» и субъективно-идеалистического, интуитивистского - «синь сюэ» («учение о сердце», то есть то, что связано с психикой, духом, сознанием) [ Константинов 1960-1970 : 56, 492 ]. Эту историко-философскую дихотомию ввел в современный научный оборот Фэн Юлань.

Краткое резюме. В результате проведенного анализа сделан вывод, что генезис и развитие уникального духовного феномена китайской культуры, неоконфуцианства, прошел ряд исторических этапов в своем становлении. Философия неоконфуцианства, в течении длительного периода идейно доминировала в Китае и не утратила свою актуальность по сей день. Проанализированы основные дефиниции, концепции и категориально -понятийный аппарат неоконфуцианства. Общепризнанным считается тот факт, что действительно неоконфуцианство окончательно сформировало духовную культуру традиционного Китая. Именно философия неоконфуцианства служит источником социально-политических установок, духовных традиций, психологических стереотипов, влияющих на образ жизни и мировоззрение китайского народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCE):

1. Быков Ф.С Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. - М.: Наука 1966. - 242с.

2. Кобзев А.И. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с.

3. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. - М.: Восточная литература, 2002. - 606с.

4. Киселев В. А., Юркевич А. Г. Образ китайской философии в свете влияния прагматической философии Запада // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2007. № 1.- С. 80-87.

5. Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков.- Москва, 1979. - 266с.

6. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии -М.- Л., 1947. - С. 222 - 444. - 456с.

7. Стратегия развития Нового Узбекистан на 2022 - 2026 годы// Приложение к Указу Президента Республики Узбекистан от 22 января 2022г. № УП -60https://lex.uz/ru/docs/5841077#5843057

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

8. Философская энциклопедия/ Под ред. Константинова Т. 3.- М.:Наука, 19601970. - С. 56.; Т. 5. - С.492.

9. Хуан Цзунси, Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях [эпох] Сун и Юань), т. 1 -4. - Пекин, 1989.

10.Ши М. История, современная ситуация и особенности исследований концепции Ван Янмина в России (На материале анализа концепта знание) // Теоретическая и практическая лингвистика, Том 8, №2, Харбин, 2022. - С. 172 - 180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.