Научная статья на тему 'Философско-этические основания толерантности как принципа воспитания в мультикультурном обществе'

Философско-этические основания толерантности как принципа воспитания в мультикультурном обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
131
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ДИАЛОГ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / HUMANISM / DIALOGUE / MULTICULTURALISM / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хугаева Ф.В.

В статье рассматриваются философские и этические основания толерантности как ведущего принципа сосуществования людей в современном мультикультурном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-этические основания толерантности как принципа воспитания в мультикультурном обществе»

Хугаева Ф.В. ©

К.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Северо-Осетинского государственного педагогического института

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРИНЦИПА ВОСПИТАНИЯ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье рассматриваются философские и этические основания толерантности как ведущего принципа сосуществования людей в современном мультикультурном мире.

Ключевые слова: гуманизм; диалог; мультикультурализм; толерантность. Keywords: humanism, dialogue, multiculturalism, tolerance.

Проблема толерантности рассматривается многими науками: философией, этикой, психологией, педагогикой, политологией, этнологией, геномикой, социологией, экологией и др. Исследование философского аспекта толерантности нашло отражение в трудах Д. Локка, И. Канта, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева и др. Вопросы этического и социокультурного аспектов рассматриваются в работах Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина, Г. У. Солдатовой, В.В. Шалина. Психологический аспект толерантности исследован А.Г. Асмоловым, Л.С. Выготским, А.Б. Орловым, В. А. Петровским, А.Н. Леонтьевым. Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривается в следующих направлениях: 1) формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (Т.В. Болотина, Б.С. Гершунский, И.В. Крутова, М.С. Мириманова, Л. И. Семина, В.В. Глебкин, О.В. Гуткин, П.В. Степанов); 2) формирование межэтнической толерантности школьников (Г.Г. Абдулкаримов, Н.П. Едыгова, З.Ф. Мубинова, Ф.М. Малхозова, Н.П. Магомедова, Н.В. Мольденгауэр, В.А. Тишков, Ф.М. Филиппов. По мнению ученых, толерантность - категория социальная по происхождению - возникает и проявляется в процессе взаимодействия человека с социумом[5]; фиксирует особый ненасильственный, миролюбивый, бесконфликтный тип подобного взаимодействия (идеи и подходы «Гуманистической педагогики» - Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилов, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и др.; «Педагогики сотрудничества» - О.С. Газман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.; «Педагогики ненасилия» - А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.; «Педагогики культуры мира» - М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.).

В научной литературе утвердились следующие философско-методологические подходы к толерантности:

- Аксиологический подход трактует толерантность как «ценность-в-себе», «благо-в-себе»[4] (Г. Маркузе, Питер П. Николсон, К. Поппер) или как одну из ценностей либеральной демократии. Согласно Карлу Попперу безграничная толерантность может становиться злом. Учёный сформулировал этот вывод как «парадокс терпимости». Суть его в том, что «неограниченная терпимость должна привести к нетерпимости».

- Этический подход или идеально-типический, приверженцы которого (Кант И., Джон Ролз, Милль Дж. и другие представители деонтологического либерализма) видят в толерантности некий моральный идеал, к достижению которого обществу необходимо стремиться. В отечественной научной мысли также существует традиция рассмотрения толерантности во взаимосвязи с моралью (Г. Л. Бардиер, Р. Р. Валитова, В. А. Петрицкий, И. С. Кон, А. А. Гусейнов, Е. В. Магомедова и др.). Толерантность в данном подходе тождественна «плюрализму»: требованию равнозначности любых идей, представлений, точек зрения.

- Онтолого-историцистский, рассматривающий толерантность как определённый способ сосуществования групп в истории (Майкл Сэндел, Чарльз Тейлор, Майкл Уолцер, Уилл Кимлика). Данный подход используется Майклом Уолцером в исследовании, посвящённом пяти

©© Хугаева Ф.В., 2014 г.

режимам толерантности; иногда к нему прибегают другие коммунитаристы и мультикультуралисты, а также все те авторы, которые опираются на нелиберальные основания толерантности. Иррациональные приверженности человека значат для него гораздо больше рационально исповедуемых ценностей (концепция толерантности мультикультуралистов (Майкл Сэндел, Чарльз Тейлор). Идея Уилл Кимлика, о необходимости устранения в обществе не всех неравенств, а лишь тех, которые причиняют ущерб (работа «Мультикультурное гражданство»).

- «Конфликтный» исследовательский подход к толерантности в отечественной философии подробно разрабатывается Борисом Капустиным[6], а на Западе его придерживаются Шанталь Муфф, Жижек Лаклау. Толерантность - это борьба. Роль конфликта в формировании основ терпимости. Сам по себе конфликт между традициями является с точки зрения Б. Капустина достаточным основанием для того, чтобы понимать, что у них есть нечто общее. В модели «агонистического плюрализма» Ш. Муфф, цель демократической политики состоит в таком конструировании «их», когда «они» перестают считаться врагами, которых необходимо уничтожить, и становятся «соперниками», то есть теми, с чьими идеями «мы» ведут борьбу, но в чьем праве отстаивать свои идеи «мы» не сомневаются.

Исторически понятие «толерантность», различные его интерпретации «терпение», «терпимость» и т.д., затрагивалось многими античными философами (Аристотель, Гераклит, Перикл, Платон, Сократ, Фукидид и др.) [4]. Терпимость как принцип общественного устройства вначале зарождается в западной цивилизации как веротерпимость. Принцип терпимости на Западе основывался на трех основных элементах, на которых покоится западная культура: уважение к собственности, уважение к правам человека, уважение к правовым институтам общества. Важнейшим аспектам толерантности и познанию путей развития цивилизаций посвящены работы зарубежных исследователей: М. Вебера, Г. Гегеля, Т. Бокля, И. Канта, К. Маркса, Л. Моргана, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Ф. Энгельса, О. Шпенглера и др., а также современных представителей историко-философской школы: К. Поппера, Г. Риккерта, А. Дж. Тойнби, С. Хантингтона.

Вопросы толерантности присутствуют в тематике русской философской мысли Х1Х-ХХ веков (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Н.Я. Данилевский, Ф. М. Достоевский, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, И. Л. Солоневич, Л. Н. Толстой, С. Л. Франк, Н. Ф. Федоров, А.С. Хомяков, В. Ф. Эрн и др.)[4]. Российская концептуальная модель толерантности основана на сотрудничестве культур, этносов и религий, социальных общностей, групп. Российский философ Н. А. Бердяев отмечал, что «терпимость - добродетель свободолюбия, бережное отношение к человеческим душам, к их жизненному пути, всегда сложно и мучительно». В своей «Философии неравенства» исследуя суть войн, он писал: «Зло нужно искать не в войне, а до войны, в самых мирных по внешнему обличию временах. В эти мирные времена совершаются духовные убийства, наполняются злоба и ненависть. В ней проецируются то, что происходит в глубине». Принцип толерантности был заложен Вл. Соловьевым в традиции всеединства, которая характеризуется как свободно творимая человечеством теургия, как допущение свободы другого (статья «Три силы»). К учению Анаксагора восходит мысль В. С. Соловьева о том, что плодотворным взаимодействие с другими является для человека только тогда, когда этот другой «во всем отличается от нас». Подобное условие обеспечивает, по его мнению, результативность процесса взаимодействия для саморазвития обоих партнеров, так как при его выполнении всякое проявление нашего существа встречает в другом соответствующие, но не одинаковые проявления и отношение одного к другому становится «полным и постоянным обменом, полным и постоянным утверждением себя в другом, совершенным взаимодействием и общением, ...способствующим созданию нового человека»[2, 5]. Подлинная толерантность как диалог с человеком, воспринимаемым в его инаковости, предполагает глубиную мотивацию на расширение сознания, на саморазвитие, на изменение себя в самом широком смысле. Наиболее ярко отражают значение толерантности в процессе общения следующие высказывания А. А. Ухтомского: «Каждый новый человек - новое открытие. Новое содержание открывающейся истины. Новый кусок живой истины. Чем более он тебе противоречит, тем лучше. Ибо это значит, что он зовёт тебя из твоей ограниченной и

уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, ещё не оцененному» («Заслуженный собеседник»). Разрабатывая концепцию межличностного общения, ученый утверждал, что человеку подобает в окружающих видеть, прежде всего «алтари, а не задворки» и что главное в нем - это «жажда собеседника».

В русском языке толерантность рассматривается в двух аспектах: она понимается, во-первых, статично, как отношение и соотносится со словами «терпимость», «выносливость», «отсутствие реагирования» и т.п., а во-вторых, динамично, т.е. именно как «реагирование», «деятельность», «поведение», соотносясь со словами «ненасилие», «неосуждение», «смирение» и т.п.. Последнее коррелирует с «христианскими заповедями возлюбить ближнего своего, не противиться злу, нести свой крест». В английском языке и других языках германской группы «толерантность» переводится преимущественно как «веротерпимость», «лояльное отношение к чужой религии». Таким образом, в российской религиозной и философской традициях, специфика толерантности выражается в том, что она предстает не только как «пассивное воздержание», «любовное действенное терпение», но и как активная толерантность.

Этические основания толерантности - содержание нравственных понятий, норм, принципов, ценностей, а также механизм их включения в процессы регулирования толерантного поведения присутствуют не только в философских, но и во многих религиозных учениях. В середине первого тысячелетия до нашей эры возникает так называемое «золотое правило нравственности». Оно появилось одновременно во многих культурах: древнекитайской (Конфуций), древнеиндийской (Будда), древнегреческой (семь мудрецов), христианской (Нагорная проповедь Иисуса), исламской (нравственные нормы ислама изложены в «Коране») и является стержневой основой морали и высшим ориентиром человеческого поведения.

Христианская этика - это, прежде всего, этика любви и братства, целостная моральная философия, основанная на милосердии. Восточные религии и верования характеризуются терпимостью, смысл которой, прежде всего, в невмешательстве. Буддизм проповедует уважение достоинства жизни, содержит учение о ненасилии. В буддийской традиции требованию «не убий» соответствует ахимса (непричинение вреда всем живым существам ни в мыслях, ни в словах, ни в делах), а принципу «не укради» - астея (отсутствие стремления к обладанию чужими вещами). В буддизме толерантность является результатом духовных усилий человека по самосовершенствованию. В исламе толерантность предстает как результат осознания верующими присутствия Аллаха в их жизни. «Всевышний есть любовь, Любящий и Возлюбленный». По мнению Мухаммеда: «Единство Аллаха - гарантия гармонии мира. В восточной светской философии ««фальсафа» также можно найти основы терпимости и толерантности. В этом аспекте представляет интерес учение Ибн-Рушда о невозможности какой-либо «истинной религии». В древнекитайской философии рассматриваются проблемы моральных ценностей и добродетелей: долга, любви, почтительности, справедливости, благородства и человеколюбия. Толерантность китайской философии базируется на этико-политическом принципе человеколюбия конфуцианства.

На протяжении XX века процесс формирования теоретического (философского, теологического, правового и т.д.) обоснования религиозного плюрализма, необходимости ведения диалога привёл к созданию Европейского совета религиозных лидеров, объединяющего религиозных лидеров, представляющих традиционные европейские религии: иудаизм, христианство, ислам, а так же буддизм, индуизм, сикхизм и зороастризм. Принцип терпимого отношения к окружающим выражается через общую для религий установку осуждения отрицательных, интолерантных качеств человека: лицемерия, плутовства, злословия, подозрительности, лживости, гордыни и других. Принцип, принятый недавно римско-католической церковью относительно общения с другими конфессиями, хорошо выражает идею толерантности: «удовлетворенность тем, что нас объединяет, и уважение к тому, что нас разъединяет»[1, 4].

Сегодня философски постигая прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем и определить тенденции развития будущего России. В этом смысле особо важное, для нас значение приобретает решение вопроса о соотношении православной и мусульманской культур и цивилизаций. Мысль о том, что конструктивные отношения между верующими разных

религий, в том числе между православными и мусульманами невозможны без признания права другого быть иным - неоспорима. И в этом аспекте велика роль государства, которая должна заключаться в том, чтобы сохранять одинаковую позицию по отношению к многочисленным народам, представляющим различные культуры, конфессии. «Ровные отношения государства со всеми конфессиями в стране позволят отказаться от стародавних моделей и парадигмы представлений о другом, как о чужом» [3]. Сегодня для всех нас необходимо понимать, что элементы российского общества как системы связаны, генетической связью: и мусульмане, и христиане, и иудеи, и все остальные граждане - люди, причем, нередко живущие не только совместно, но и породнившись друг с другом. Общность культур, единая история и судьба, - все это говорит о принципиальной идентичности элементов российского общества. Это именно то, что мы должны помнить всегда и транслировать в воспитательно-образовательном процессе на всех уровнях и во всех регионах России.

По мнению академика Н. И. Моисеева, в XXI веке будут развиваться параллельно два взаимообусловленных процесса - превращение человечества в единый биосоциальный организм и формирование общепланетарного разума. Исходя из этого предвидения, культуру мира можно рассматривать как социокультуру, как императив поступательного общечеловеческого цивилизационного процесса, как синтез научной мысли, миротворчества, политики, международного права и нравственности. В настоящее время толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе и при этом - именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе.

Литература

1. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопросы психологии. - 2009. -№6. - С. 3-12.

2. Борытко Н. М. Введение в педагогику толерантности: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/294/63294/33408/page1

3. Герейханов Г. П. Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность: социально-философский анализ Автореф дис. ...докт. филос. наук Москва: 2006 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/gosudarstvenno-islamskie-otnosheniya-v-rossii-ikh-vliyanie-na-pogranichnuyu-bezopasnost-sots

4. Касьянова Е.И. Социально-философские основания толерантности Автореф. .докт. филос. наук Улан-Удэ - 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oldvak.ed.gov.ru/common/img/ uploaded/files/vak/announcements/filosof/2009/26-10/KasyanovaEI.doc

5. Кобесашвили Н.Л. Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза Автореф. дис. ... канд. пед. наук Владикавказ, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-kultury-mezhjetnicheskoj-i-mezhkonfessionalnoj-tolerantnosti-u.html

6. Ильинская С.Г. Философско-методологические подходы к изучению категории «толерантность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/politiko-filosofskij-ezhegodnik/pfe-1 -2008/7263 -filosofsko-metodologicheskie-podxody-k-izucheniyu-kategorii-tolerantnost.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.