ПОЗДРАВЛЯЕМ
В.В. Чекмарев
ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЭССЕ О ТВОРЧЕСТВЕ А.И. СУБЕТТО
Я повернул голову и увидел свою тень на байкальском камне. Я застал ее живущей отдельно. Она скользила и переливалась по расщелинам. Не шла — лилась. В ней не было ничего от моей усталости, от моего добра и зла. Конечно, она подчинялась мне. Замерев, я мог остановить ее; двинувшись, давал ей движение. Но и только. Во всем остальном она не зависела от меня. Руководить ее формой быто так же бесполезно, как руководить течением мысли. Она удивляла меня неожиданностями. В ней все мое — руки, ноги, голова, туловище. Но все это живет куда более таинственно и непредсказуемо. Она не тупое зеркальное отражение и не глядит на меня в ожидании, что же я сделаю. Я бы никогда не узнал, если бы мне ее подменили. Может, это уже случилось, случалось? ...Ушедшими тенями выстлана Земля. Даже воды ее — моря, реки. И моя тень скользит по этим мириадам теней, не беспокоя их. Еще одним слоем. Она не оставляет пакостей и разрушений, как я. Ей не больно. Она не шуршит. Она беззвучна..
В. Брель
Сегодня главная задача - поиск людей, способных мыслить стратегически -Веками, Континентами, Цивилизациями... Честные и нечестные люди одинаково быстро запустят разрушительные процессы, если масштаб их мысли мал. Самое печальное, что они этого даже не поймут.
Александр Иванович Субетто родился в трудном для истории России 1937 году (28 января) в г. Пушкине Ленинградсткой области. Имя Александра Ивановича Субетто сегодня известно во всех уголках нашей необъятной страны. Лягушка-путешественница нашей действительности -это Александр Иванович Субетто.
Александр Иванович как личность и как ученый представляет собой редкое единство. Можно определить Александра Ивановича как человека науки. Но что есть наука? Это скучный вопрос - что такое наука. Есть десятки ответов на него - ярких и унылых, серьезных и шутливых, глубоких и примитивных. Многие из них демонстрируют остроумие, изощренность и элегантность мышления. Но точен и бесспорен лишь один, простой и лишенный пафоса - наука есть добыча Знаний. За ним все - и цель, и профессия, и вдохновение, и способы добычи, и пути познания. Великий Ньютон заключил эту мысль в чеканную и монументальную формулу: «Наука есть движение мысли человеческой вслед за мыслью Творца». Это движение по дороге великих, блестящих идей и унизительных заблужде-
ний, вдохновения и отчаяния, взлетов и падений, ярких озарений и унылых, тусклых тупиков, дорога восторга и смертельных ошибок. Великая и драматическая дорога познания, бесконечная и полная очарования...
Очарование познания. Уточним свою позицию. Наука открыла устройство мира. Она показала, что мир устроен изумительно просто, но в этой таинственной простоте есть интригующая загадочность. Наука открыла чертежи и законы, по которым сотворен мир; она установила, что мир создан по точному математическому законодательству - по формулам и уравнениям с точно заданными мировыми константами. Это законодательство наука отчеканила в теориях - строгих и точных. Первая из них - эвклидова геометрия, теория физического пространства (Эйнштейн назвал ее триумфом мышления). В масштабе одного метра отклонения в размерах объектов эвклидовой геометрии от реальных размеров составляют величину меньшую диаметра атома водорода (около 0,5 ангстрем, или 0,5х 10-10 м); это соответствует точности теории 8-10%. Классическая, ньютоновская механика дает безупречное описание законов и явлений движения тел, но для быстро движущихся тел (при скоростях, близких к скорости света) ее предсказания чуть-чуть отличаются от опыта. Но родились две теории относительности - специальная и общая, которые безупречны; их точность превосходит фантастическую величину 10-12%. Они включают
ньютоновскую механику и дают блестящее описание не только нашего, классического, земного мира, но и мира космогонического, экзотического с позиции простого жителя Земли. Более того, они включают динамическую теорию гравитации и описание космогонических явлений и объектов (например, двойных пульсаров и черных дыр).
Заметим, что обе теории относительности появились раньше, чем обнаружились их подтверждения, и это демонстрирует волшебную силу науки и человеческой мысли, когда предсказания опережают опыт. И нужно добавить, что эти теории заключены в безупречно строгую и загадочно точную математическую форму.
Абсолютно безупречной и точной является электромагнитная теория полей - электрического, магнитного, светового (теория Максвелла). Она дает классическое описание полей с поражающей воображение точностью 10-34%; из нее также родилась специальная теория относительности. Все теории - и материальных тел, и полей - великолепно согласованы, дополняют и расширяют друг друга, обеспечивая точное и строгое описание классического мира - мира макроскопических тел.
Наука, описывающая микромир - квантовая механика - родилась в начале XX века, точнее, вечером 19 октября 1900 г, когда к Максу Планку пришел его друг Рубенс и принес экспериментальные результаты по излучению абсолютно черного тела в длинноволновой области. «Квантовая магия», «квантовое таинство» - вот лишь некоторые ее определения; это самая точная и загадочная наука, где все не так, но все верно и более того - абсолютно точно. И она математически также строга и совершенна, как и классическая механика. «Царственное уравнение» квантовой механики - уравнение Шредингера - абсолютно точно; не найдено ни одного явления или события в микромире, которое расходится с его количественными предсказаниями.
Наш жизненный опыт говорит, что тела могут иметь любую энергию, а все объекты - либо частицы, либо волны; третьего не дано. В мире квантовой механики это третье есть: объекты микромира ведут себя непостоянно и нелогично - они преображаются из частиц в волны и обратно. Кроме того, им разрешены только определенные энергетические состояния и запрещено иметь произвольную, любую энергию. И эти волшебные свойства - не вымысел, они все строго под-
тверждены всем опытом жизни и экспериментальной науки. Неопровержимая достоверность парадоксального результата...
Однако вышеотмеченное в философии и экономике не столь очевидно. Какое-то время ученые, работающие в этих областях знаний, также формулировали законы и закономерности. Но ныне, в силу разных причин, не являющихся предметом настоящей статьи, редко кто осмеливается формулировать экономический закон. И здесь позиция Александра Ивановича Субетто может показаться одиозной. В доказательство своей мысли приведу только малый перечень законов, сформулированных Александром Ивановичем Субетто: первый экономический закон России -инфраструктурный; второй закон российской экономики состоит в централизации управления ее развитием; третий экономический закон: закон существования достаточного сектора мобилизационной экономики; закон плановой регуляции экономического развития - четвертый закон экономического развития российской цивилизации; пятый закон российской экономики - это общинно-государственное землепользование; шестой закон развития российской экономики -это доминанта закона кооперации-монополиза-ции1; законы конкуренции и кооперации2; закон разнообразия3.
Оценивая философские и экономические взгляды А.И. Субетто можно характеризовать их как самобытные. Более того, в силу глобализма как метода исследования событий сегодняшних и завтрашних невольно задаешься вопросом, а может быть его научные взгляды - псевдонаука («ученые» с большой дороги сегодня не редкость4). Или иначе переформулируем вопрос -Лежат ли взгляды А.И. Субетто «вне науки» и «вне современной науки»? Здесь заключена интрига вопросов: есть ли вещи непознаваемые, как отличить их от вещей непознанных, беспредельна ли наша способность познания мира? Есть ли вещи вне науки? Но и в последнем вопросе скрыто два: «вне науки?» или «вне современной науки?» Разница между ними такая же как между утверждениями «мой дом - моя крепость» и «мой дом - Петропавловская крепость». И эту разницу остро осознавали декабристы...
Во времена Аристотеля вне науки было электричество. Но при Фарадее оно стало элементом цивилизации; зато вне науки оставались лазеры, радиоактивность, компьютеры, мобильный теле-
фон, телевизор и многое другое, что составляет понятие современной цивилизации. Еще недавно, десяток лет назад, в химии даже не возникало мысли об одиночной молекуле как объекте исследований и познания. А сегодня это прекрасно освоенная область химии. И уже создан транзистор на одной молекуле, появились одномолекулярные магниты и реальны контуры новой технологической цивилизации - молекулярной электроники, в которой функциональными элементами служат одиночные молекулы5.
Еще недавно говорить о влиянии магнитного поля на химические реакции считалось признаком постыдного невежества, это было вне науки. А сегодня утвердились новые области - спиновая химия, химическая радиофизика, химическая поляризация ядер; они принесли крупные открытия новой, магнитнойизотопии и новых магнитно-спиновых эффектов. Здесь наука разрушила старые догмы и предрассудки (по Е. Баратынскому «предрассудок - он обломок старой правды...») и принесла новую правду. Еще недавно даже в мыслях не допускалось участие парамагнитных состояний в производстве главного энергоносителя в организме - аденозинтрифосфата; теперь же это участие доказано. Отсюда следует возможность магнитной поляризации ядер фосфора при ферментативном синтезе аденозинтри-фосфата, возможность энергетической накачки ядерного зеемановского резервуара и радиоизлучения этого резервуара (в химических реакциях это уже известно - мазер с химической накачкой). А отсюда шаг до физических основ телепатии, которая сегодня бесспорно вне науки.
И такими неожиданными и почти волшебными превращениями явлений и событий из состояния «вне науки» в состояние «так и должно быть» полна физика, химия и особенно биология. Чудо - это то, что не имеет причины. И потому поиск причин «вненаучных чудес» и включение в ряд «законных» научных находок есть одно из великих очарований науки.
Все на свете сказано.
Несказанного нет.
И все же где-то светится Несказанного свет.
(Д.А. Кузнецов) Именно этот чарующий свет непознанного зовет людей науки... У них это профессиональная гонка за новым, неизведанным. Тайна всегда пленительна и очаровательна. «Самое прекрасное
и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности. Оно лежит в основе всех глубоких тенденций в науке и в искусстве. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то, во всяком случае, слепым» - это Эйнштейн6.
И это не по И.П. Павлову, не по его условным рефлексам, ибо новое обещает не только приятное, но и может грозить опасностями. Погоня за новым - это не гонка за удовольствиями. «Только очарование, сопровождающее науку, способно победить свойственное людям отвращение к напряжению ума» (Г аспар Монт).
Вот и работы А.И. Субетто вызывают как всякое НОВОЕ, вначале отторжение, а затем, при повторном, более глубоком прочтении, то самое очарование, о котором мы пишем в начале статьи. Это очарование прощает А.И. Субетто его позицию, находящуюся вне современной науки. Александр Иванович опередил свое время. Очарование его творчества - это очарование таинства, неизвестности.
Рассматривая динамические процессы в социально-экономических системах, А.И. Субетто вводит в теорию развития ряд системогенетических законов: закон Системного наследования, закон инвариантности и цикличности развития и функционирования систем, закон необходимого разнообразия системогенофонда, закон спирального развития систем, законы конкуренции и дополнения, законы системообразования и некоторые другие. Рассматривая социально-экономическую систему как чрезвычайно сложный организм, он описал законы и закономерности, которые позволяют исследовать и прогнозировать этапы развития этого организма7.
В дальнейшем, исследуя проблему развития социально-экономической системы России на протяжении ее многовековой истории, А.И. Су-бетто, развивая основные теоретические положения и взгляды В.И. Вернадского, в рамках теории ноосферизма выделяет понятия «русского космизма» и «живой этики», присущие российскому национальному образованию. В частности, он отмечает: ««Живая этика» ноосферизма «вырастает» из этики «общинных цивилизаций» Востока, она часть «русской цивилизационной этики» как таковой, являющейся основанием бытия России, ее духовности как общинной евразийской цивилизации»8. С позиций институциональной теории в работах А.И. Субетто представляет-
ся интересной его трактовка динамики развития основных характеристик, присущих российскому социуму. В том числе в качестве продукта развития специфической российской системы выделяются такие качества, как общинность; коллективизм; единение; общечеловечность; духовное сознание; мудрость; культура, сила и энергия мысли; космическое измерение человека; ответственность и образованность.
Научное творчество, как и всякое творчество, есть превращение непредсказуемого в неизбежное. Но все ли поддается такому превращению? Одно из очарований науки - соблазн найти ответ на этот вопрос. Известно, что единственная борьба, в которой приятно проигрывать - это борьба с соблазнами...
Самый трудный вопрос - почему? Почему так совершенны совершенные теории? Почему эвклидова геометрия и ньютоновская механика так точно описывают макромир, а квантовая механика - микромир? Почему так точны уравнения Максвелла и теории относительности? Почему мир существует с такими фундаментальными константами? Почему существует сознание, откуда оно взялось? Почему в живых организмах все белки построены из «левых» аминокислот (вращающих плоскость поляризации света по часовой стрелке), а все полисахариды - из «правых» молекул? Почему нейромедиаторы синтезируются в одном месте, а работают в другом? Почему так чудно устроена рибосома? Даже если мы хорошо поймем, как работают нейроны и синапсы - эти структурные элементы мозга, где формируется память, где происходят химические реакции запоминания и считывания памяти (а к этому упорно и успешно идут современные нейрофизиология и нейрохимия) - это не будет ответ на вопрос «почему». Можно догадываться, как происходит мышление, как генерируются мысли, как происходит синтез новых знаний и идей на базе известных, заложенных в синапсах. Похоже (и подсказки дает микроэлектродная техника современной нейрофизиологии), что это происходит как согласованная, совместная, когерентная работа ансамблей синапсов, но что стимулирует их когерентность - вопрос открытый и не видно, как искать ответ.
Конечно, можно отмахнуться от этих вопросов, от этих соблазнов и заявить, что они неуместны - так же как неуместна табличка «Добро пожаловать» на дверях морга. Но найдется не мень-
ше людей, которых поиск ответов и сопровождающая его игра ума и интеллекта будут интриговать. И вот уже не праздный, а социально значимый вопрос - почему у человека два ума. Один -алгоритмизированный, появляется, усовершенствуется и обогащается как результат опыта, обучения, образования (говорят, образование - это то, что остается после того, как все выученное забыто). Совершенство, глубина и сила этого ума - признак таланта (который, как известно, попадает в цель, в которую никто не может попасть). Но есть и другой ум - неалгоритмизированный, существующий независимо, неуправляемо от человека, ум загадочный, божественный - источник внезапных озарений, догадок, ум неожиданный, автономный, непредсказуемый, ум гения, который попадает в цель, которую никто не видит. Лежат ли ответы на эти загадки на дорогах науки или они вне науки, не подвластны науке -вопрос открытый. Даже великие умы расходятся на этот счет; кажется, граница между проблемами, решаемыми средствами науки, и нерешаемыми в принципе9 лежит не в области знаний, а в области вкуса или веры.
Ах, если б знать заранее, заранее, заранее, что будет не напрасным горение, сгорение терпения и веры, любви и волшебства, трагического после, счастливого сперва.
Никто на едкий вызов ответа не получит. Напрасны наши споры.
Вот Лермонтов-поручик.
Он некрасив, нескладен, и всё вокруг серо, но как же он прекрасен, когда в руке перо!
Вот Александр Сергеич, он в поиске и муке, да козыри лукавы и не даются в руки, их силуэты брезжут на дне души его...
Терпение и вера, любовь и волшебство!
Все гаснет понемногу: надежды и смятенье.
К иным, к иным высотам возносятся их тени.
А жизнь неутомимо вращает колесо, но искры остаются. И это хорошо.
И вот я замечаю, хоть и не мистик вроде, какие-то намеки в октябрьской природе: не просто пробужденье мелодий и кистей, а даже возрожденье умолкнувших страстей.
Все в мире созревает в борениях и встрясках.
Не спорьте понапрасну о линиях и красках.
Пусть каждый, изнывая, достигнет своего... Терпение и вера, любовь и волшебство!
Происхождение жизни как явления, существование сознания даже в рамках традиционных представлений об Эволюции как стимулирующем факторе развития остаются загадочными. И вечное очарование науки, зовущая магия тайны -способность науки внезапно давать ответы на загадочные вопросы. Или не давать их вовсе...
Магия познания увлекает надеждами (хотя, как утверждают острословы, надежда - всего лишь отсроченное разочарование). И все-таки есть надежда понять, что такое сознание и каково происхождение жизни в теории суперструн - кто знает...
Александр Иванович зачастую пишет как обличитель-моралист, и именно через призму этой полемики следует рассматривать большую часть его творчества.
Главное отличие его подхода от тех, которые надлежит использовать профессиональным философам, заключается в том, что он ставит своей целью осмыслить глобальное развитие общества во всем его многообразии.
Александр Иванович опережает существующую цивилизационную культуру по постановке вопросов о проблемах безопасности не только национальной, но и индивидуальной через общецивилизационную.
Анализ явлений и событий, гибкость интеллекта, игра ума и творческого воображения - все эти качества в совокупности позволяют ему быть сопричастным судьбам как российского народа, так и народов всех стран мира.
Александр Иванович не всегда стремится к дискуссии в утверждении своих взглядов, вероятно, памятуя о том, что «истина рождается в споре, но погибает в дискуссиях».
Диалог как форма спора является основой развития научной мысли. Спор имеет огромное значение в жизни, науке, в государственных и общественных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой. Наше время в России особенно богато горячими спорами общественного и политического характера. Между тем нет книг, которые могли бы дать хотя некоторые указания по теории и технике спора. «Эристика» Шопенгауэра, являющаяся необработанным набором случайно попавшегося под руку материала, - не в счет. Мои попытки вместе с А.И. Субетто создать жанр диалога в экономической науке реализовались в публикациях «Диалог о философии хозяйства» и «Экономический вальс». Хотелось бы их продолжить. Однако, ве-
роятно, они пока не реализовались в силу подспудного понимания в их случайности, ибо теория спора - предмет совершенно неразработанный в современной науке. Естественно, что первые попытки ее разработки и популяризации не могут претендовать на какую-либо полноту. Но надеюсь, что и они не останутся бесполезными для мыслящего читателя.
И хотя наши диалоги строились на взаимопри-емлемости такой их структуры, как: Тезис. - Выявление тезиса. - Определение понятий. - «Количество» суждения. - Степени «модальности». -Важность выяснения мыслей, но, по-видимому, следовало бы продолжить эту логику таким рядом правил, как: О доводах - «Связь в доказательстве». - Ошибки в тезисе, в доводах и в связи.
Характеризуя научные взгляды профессора А.И. Субетто нельзя не привести некоторые биографические сведения о нем, ибо они как бы приоткрывают лабораторию его творчества.
Александр Иванович является кандидатом технических наук (1973), доктором экономических наук (1990), доктором философских наук (1995), профессор (2002). Работает в области технических, экономических , социальных и философских наук.
Окончил Военно-воздушную инженерную академию им. А.Ф. Можайского в 1959 г; в 1972 г. -адъюнктуру. Работал старшим научным сотрудником, начальником отделения научно-исследовательской лаборатории академии; проректором Крестьянского государственного университета им. Кирилла и Мефодия; заместителем зав. кафедрой управления качеством высшего образования в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов. С 1995 г. - вицепрезидент Петровской академии наук и искусств, академик-секретарь отделения образования ПАНИ. Член правления Международного фонда Н.Д. Кондратьева.
В Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова с 1998 г. возглавлял Центр мониторинга качества научных исследований, в настоящее время является профессором кафедры философии и политологии.
Под научным руководством или при консультировании А.И. Субетто подготовлено более десяти докторов наук, а также свыше 30 кандидатов наук. За подготовку научных кадров для Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации награжден «Памятным знаком» этой службы.
Профессор Субетто является лидером научных школ: по квалиметрии; по системогенетике; по теории общественного (социального) интеллекта; неклассической социологии и социальной генетики; системологии образования. По его инициативе с 1992 г. на базе Исследовательского центра проблем качества подготовки проводится ежегодный симпозиум «Квалиметрия человека и образования: методология и практика», сопредседателями которого являются директор Исследовательского центра Н.А. Селезнева и А.И. Су-бетто. Симпозиум стал центром формирования всероссийской научной школы по квалиметрии человека и образования.
Организатор и участник отечественных и международных научных конгрессов. Лауреат серебряной медали Н.Д. Кондратьева (1995), серебряной медали П.Л. Капицы (1995), лауреат премии им. Л.И. Уманского КГУ им. Н.А. Некрасова.
Имеет около 900 научных публикаций, в том числе 150 монографий, как авторских, так и коллективных.
Вопросы качества производства образовательных услуг и создания научной продукции определяют будущее образование как сферу, формирующую социальную активность и экономическую деятельность граждан.
Отмеченное послужило мотивом приглашения на работу в КГУ им. Н.А. Некрасова специалиста в области качества доктора философских наук А.И. Субетто. Он возглавил коллектив ученых, работающих по проблемам качества образования и науки. В университете было создано специализированное структурное подразделение - центр мониторинга качества. Именно на базе этого структурного подразделения и начал формироваться научный коллектив единомышленников. Вопросами создания методологии научного анализа процессов обеспечения качества производства образовательных услуг и создания научной продукции под руководством А.И. Су-бетто стали заниматься представители, казалось бы, таких разных специальностей, как историки, педагоги, математики, экономисты, психологи. Но очевидно, возможность осуществлять междисциплинарный подход привела к тому, что исследовательский коллектив стал получать ощутимые научные и практические результаты. К этим результатам следует отнести создание методик анализа эффективности применения тех или иных педагогических технологий, качества диссертаци-
онных исследований, организации работы диссертационных советов. Именно под руководством А.И. Субетто с участием Н.М. Рассадина, И.Г. Асадулиной, В.В. Чекмарева были созданы доктрина и концепция управления качеством образования в КГУ им. Н.А. Некрасова (2004).
К научным результатам деятельности исследователей под руководством А.И. Субетто можно отнести и издание ряда монографий, таких, как «Управленческие инновации обеспечения качества образования» (И.Г. Асадулина, 2002); «Система управления социальным качеством образования как фактор социокультурной динамики региона» (И.Г. Асадулина, 2003); «Битва за образование» (А.И. Субетто, В.В. Чекмарев, 2003); «Основания социального менеджмента качества образования» (А.И. Субетто, 2004); «Введение в философию качества: синтетический квалитати-визм и неклассичность» (А.И. Субетто, 2004).
С 2001 г. в КГУ издается журнал «Квалиметрия образования и науки» (главный редактор А.И. Субетто), который стал трибуной для публикации результатов исследований работников университета, занимающихся проблемами образования.
Экономическая и философская наука живет почти независимо от общества; огромное большинство людей абсолютно равнодушно к ней, к ее взлетам и открытиям; люди знают, что все блага можно приобрести в магазине, не интересуясь, откуда все это появилось, не задумываясь, причем здесь наука. Признания в науке приходят, как правило, редко и поздно; чаще всего - никогда. Настоящие ученые, как правило, скромны; добыча знаний - это постоянное прикосновение к тайнам, они величественны и внушают почтение, а настоящее величие всегда скромно. В мире ученых другая шкала ценностей... И это одна из характеристик А.И. Субетто.
Уничтожить науку нельзя. Да и не стоит, ведь она - элитарная часть цивилизации, ее высшая культура. Она величественна и вечна, как пирамиды Египта. Открывая новые знания, она выполняет две функции - создает полезные вещи и обнаруживает вещи опасные для людей, предупреждая об опасностях. Наука становится опасной, когда ее отнимают у ученых; так было с атомной бомбой, с химическим и бактериологическим оружием... И так будет всегда, потому что Knowledge itself is a Power; эта фраза переводится на русский как «знание - сила» и в этом звучании она стала крылатой. Но истинный перевод
есть «знание - власть» в первую очередь, и уж во вторую - сила. И те, кто отнимает у ученых науку, знают эту истину лучше всех. Часто говорят, что наука стоит на острие прогресса, но умалчивают, что сам прогресс часто лицемерен и лишь маскируется благородными красками.
Да, в науке есть лукавство... Нет, она не врет, просто она не говорит всей правды. А иногда запускает мифы - вроде сказок о глобальном потеплении или о повороте Гольфстрима и глобальном оледенении. Люди из научного мира не скрывают, что такие мифы - способ выбивать деньги на науку из глупых правительств...
В движении по дорогам науки можно отчетливо выделить три группы участников, три эшелона. В первом идут те, кто совершает прорывы, кто открывает новые области познания, новые научные поля. Во втором эшелоне те, кто «пасется» на этих полях, собирая часто неплохой урожай. В третьем - те, кто собирает остатки, кто вытаптывает до пыли эти некогда зеленевшие идеями поля. Сильная наука там, где мала доля последних; в слабой науке мала доля первых двух. Профессор А.И. Субетто - из первого эшелона.
Музыка - самое абстрактное и самое волнующее искусство. Наука подобна музыке, хотя абстрактность ей нельзя приписать, скорее напротив... Наука - вещь настолько высокая и красивая, что о ней уместно говорить лишь в аристократически изысканных выражениях и тонких лингвистических оборотах. То же относится и к людям науки; величие ученого, по Эйнштейну, это
не его непогрешимость и безупречность; это его цельность, гармония ума и совести, его произведение ума на порядочность. Подлинный прогресс человечества зиждется не столько на изобретательности ума, сколько на совести людей, в ряду которых А.И. Субетто.
Примечания
1 Субетто А.И. Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке. - СПб.; Кострома, 2005.
2 Субетто А.И. Сочинения. Неосферизм. Т. 1 / Под ред. Л.А. Зеленова. - СПб.; Кострома, 2006.
3 Субетто А.И. Сочинения. Неосферизм. Т. 3 / Под ред. Л.А. Зеленова. - СПб.; Кострома, 2006.
4 Подробно см.: Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги. - М.: Наука, 2005.
5 Минкин В.И. Молекулярная электроника на пороге нового тысячелетия // Росс. хим. журнал. -2000. - №3. - С. 44; Бучаченко А.Л. Новые горизонты химии: одиночные молекулы // Успехи химии. - 2006. - №3. - С. 75.
6 Цит по: Пайс А. Научная деятельность и жизнь Альберта Энштейна. - М.: Наука, 1989.
7 Субетто А.И. Социогенетика: системогене-тика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие (интегративный синтез). - СПб.; М., 1994.
8 Субетто А.И. Неосферизм. Т. 1. Введение в неосферизм. - СПб., 2001. - С. 190.
9 Блюменфельд Л.А. Решаемые и нерешаемые проблемы биологической физики. - М.: УРСС, 2002.
Научные труды преподавателей, поступившие в библиотеку КГУ им. Н.А. Некрасова
Субетто А.И. НЕПРОШЕННЫЕ МЫСЛИ. КН. 7: ДНЕВНИК ФИЛОСОФА: ИЮНЬ-ДЕКАБРЬ 2004 ГОДА / Рец. Л.А. Зеленов, С.К. Булдаков. - СПб.: Астерион; Кострома: КГУ, 2006. - 532 с. ISBN 5-7591-0753-4.
Седьмая книга "Непрошенных мыслей” раскрывает философскую рефлексию над событиями второй половины 2004-го года (по декабрь включительно). В ней представлены размышления автора как над вечными проблемами бытия, так и над событиями происходящей на наших глазах истории мира и истории России.
Х^едьмая книга продолжает летопись "нашего времени" в России XXI века. ^