ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ С.Н. БУЛГАКОВА И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
THE FILOSOFICAL AND ECONOMIC CONCEPT OF MANAGING OF S.N. BULGAKOV AND FEATURES OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA
М.А. ЛОВЧИКОВА,
студент Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева
M.A. LOVCHIKOVA,
student of the Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev
Аннотация
Актуальность исследования творчества Булгакова обусловлена необходимостью осмысления его научного наследия и оценки вклада в развитие социально-экономической российской мысли. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, он перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Это отражается в его сочинениях: «Философия хозяйства» (1912) и «О богочеловечестве» (1933-1945), «Философия имени» (1953). В 1912 году выходит книга «Философия хозяйства». В этой книге Булгаков и подводит итог своему чисто социально-экономическому творчеству и одновременно начинает череду богословских работ. «Изюминой», самой интересной концепцией «Философии хозяйства» является София. Это «Мировая Душа», которую Булгаков ставит в качестве «единого субъекта хозяйства». На капитализм теперь философ смотрит объективно - как на факт, с которым христианину необходимо мириться и в его рамках исполнять свои христианские обязанности. Собственность при капитализме - не только результат потребления, но и фактор организации производ-
ства, и капиталисты-христиане должны нести ее бремя добросовестно и честно. С.Н. Булгаков своеобразно понимал роль богатства в жизни людей и общества в целом, предлагая оригинальный подход к разрешению противоречия между экономической эффективностью и справедливостью. Народное богатство С.Н. Булгаков понимал как совокупность полезных и нужных для человека предметов «из числа тех, которые он должен производить своим трудом».
Abstract
The urgency of research due to the need of creativity Bulgakov comprehension of its scientific heritage, and assessment of the contribution to the socioeconomic development of russian thought. Of legal Marxism, which Bulgakov tried to connect to the neo-Kantianism, went to religious philosophy, then to Orthodox theology. This is reflected in his writings: «The Philosophy of the economy» (1912), and «The God-manhood» (1933-1945), «The philosophy of the name of «(1953). In 1912 the book «Philosophy of the economy» was publised. In this book, Bulgakov, and sums up his purely economic and social creativity, and simultaneously begins series of theological works. «Raisins», the most interesting concept of «Philosophy economy» is Sophia. This is the «Soul of the World,» which puts Bulgakov as a «single subject of the economy». Capitalism is now the philosopher looks objectively - as a fact with which the Christian must accept and carry out its part of their Christian duties. Property under capitalism - not just the result of consumption, but also a factor of production organization, and capitalists, Christians should carry its burden faithfully and honestly. S.N. Bulgakov originally understood the role of wealth in people's lives and society as a whole, offering an original approach to solving the conflict between economic efficiency and equity. National wealth, S.N. Bulgakov understood as a collection of useful and necessary for human subjects, «one of those who must make their work».
Ключевые слова
1. Экономическое развитие
2. Философия хозяйства
3. Государственное регулирование
4. Собственность
5. Институциональные основы
Keywords
1. Economic development
2. Philosophy of management
3. Government regulation
4. Property
5. Institutional framework
Введение
Актуальность исследования творчества Булгакова обусловлена необходимостью осмысления его научного наследия и оценки вклада в развитие социально-экономической российской мысли.
Творчество выдающегося русского религиозного философа и богослова Сергея Николаевича Булгакова очень непросто для понимания. Это был мыслитель, руководствовавшийся прежде всего религиозной интуицией, зачастую не доводя своих идей до полной ясности. Его взгляды и направление творческого поиска не раз претерпевали изменение. В наш политизированный век Булгакова обычно «раздергивают на цитаты», стараясь заполучить его в свой лагерь, забывая, что, тем не менее его напряженные духовные искания имели свою внутреннюю логику. Мы попытаемся обозначить основную траекторию булга-ковской мысли и показать, что все его «периоды» объединяет одна постоянно владевшая им идея. По отношению к социальным проблемам христиане обычно занимают две противоположные позиции. Одни считают, что дело нашего спасения совершается в глубинах души и устроение общества к этому вовсе непричастно, другие, наоборот, считают, что социальная сфера совсем небезразлична для нашего спасения. Булгаков, без сомнения, исповедовал вторую позицию. Более того, можно утверждать, что он постоянно боролся с первым образом мыслей. Правда, он не бросался на своих оппонентов с обличающими филиппиками. Скорее он старался противопоставить им более продуманную концепцию, глубже стремился осмыслить основы христианской социальности. Но весь его непростой путь свидетельствует, что он никогда не уходил в духовный затвор личного спасения, но, будучи и социологом-экономистом, и философом, и богословом, всегда исповедовал убеждение, что социальная человеческая деятельность есть богоугодная и благословенная, а потому необходимая сфера жизни человека. Эта мысль С. Булгакова - основной мотив всей булгаковской философо-экономической концепции хозяйствования.
Целью данной работы является исследование и оценка вклада Булгакова в формирование российской социально-экономической мысли.
При этом в исследовании решаются следующие задачи:
- рассматриваются основные этапы формирования С. Булгакова как личности и ученого;
- анализируются проблемы социально-экономического развития общества;
- показывается практическая значимость основных идей С.Н. Булгакова.
Объектом исследования избраны концептуально-мировоззренческие идеи и представления С.Н. Булгакова о синтезе экономических, социальных и духовных аспектов в экономической теории, возможностях их использования для оценки современных проблем и обоснования перспектив развития России.
Предметом исследования является вклад С.Н. Булгакова в развитие отечественной теории экономической мысли и хозяйственной практики, характер и особенности его научного мировоззрения и политико-экономических рекомендаций.
Булгаков - личность творческая, развивающаяся. В своем развитии его социальные воззрения прошли ряд периодов, а именно:
1) «марксистский период»;
2) «идеалистический период»;
3) «христианский социализм»;
4) «период переосмысления», завершившийся созданием «Философии хозяйства»;
5) «период отчуждения», когда философ лишь иногда обращается к социальной теме;
6) «священнический период», в котором социальные взгляды мыслителя устанавливаются, хотя его мысль почти полностью занята богословскими вопросами. Отметим, что периоды хронологически наезжают друг на друга, так что не всегда можно четко указать точку конца одного периода и начала другого. Скорее, Булгаков вынашивал ряд заветных идей, борющихся между собой и вытесняющих друг друга, но часто совмещающихся по времени1.
1. Жизненный путь Сергея Николаевича Булгакова
От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, он перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Это отражается в его сочинениях: «Философия хозяйства» (1912) и «О богочеловечестве» (1933-1945), «Философия имени» (1953).
Сергей Николаевич Булгаков родился 16 июня 1871 года в Ливнах (Орловская губерния). Отец его был потомственным священником, скромным настоятелем кладбищенской церкви. С 1884 года Булгаков
1 Жаринов В.М. Философия. - М.: Приор - издат, 2005.
учится в Орловской духовной семинарии. Юношеский религиозный кризис совпадает с разочарованием, вызванным казенным духом семинарского образования. Надолго отойдя от религии, Булгаков увлекается гуманитарными и экономическими науками. В 1890 году он поступает на юридический факультет Московского университета.
Интересным является высказывание Булгакова о своем призвании и становлении как легального марксиста: «Меня влекла область философии, литературы, я же попал на чуждый мне юридический факультет в известном смысле для того, чтобы тем спасать отечество от царской тирании, конечно, идейно». В поисках целостного мировоззрения Булгаков становится марксистом (как и многие молодые интеллигенты, вступившие в общественную жизнь на волне разочарования в «экономическом романтизме» народничества). После окончания университета (1894) его оставляют на кафедре политической экономии и статистики для подготовки к профессорскому званию2.
С 1895 года начинается его преподавательская деятельность, раскрывшая выдающийся педагогический талант Булгакова. В Московском техническом училище он преподает политэкономию. Выходят в свет его социологические и политэкономические статьи, обратившие на себя внимание научной общественности.
Происходят изменения и в личной жизни. В 1898 году Булгаков женится на Елене Ивановне Токмаковой. Получив стипендию для двухлетней стажировки на Западе, новобрачные отправляются в Германию. Они занимают скромную квартиру на Клопштокштрассе, там в декабре 1898 года в семье Булгаковых появится первый ребенок -дочь. Выезжают на короткое время в Париж, Лондон, Женеву, Цюрих, Венецию, но основной материал для своего научного труда Булгаков собирает в Германии. Здесь он имеет возможность проверять результаты исследования в личном общении с представителями германской социал-демократии. К этому времени Булгаков становится авторитетным теоретиком марксизма, известным не только в России, но ив Германии. Плодом его научных изысканий стала двухтомная работа «Капитализм и земледелие», на основе которой была защищена магистерская диссертация. Ведущей идеей работы было обоснование специфики земледелия, для которого свойственна децентрализация капитала вопреки общей марксистской формуле.
После стажировки за рубежом, знакомства с Бебелем и Каутским с 1901 по 1906 год Булгаков живет в Киеве, где служит профессором политэкономии Киевского политехнического института и приват-
2 Булгаков С.Н / [Электронный ресурс]: http://ru/wikipedia.org/wiki
доцентом Киевского университета. Это плодотворный период его творчества: одна за другой выходят яркие статьи, составившие впоследствии двухтомник «Два града». В это же время происходит идейный перелом, приведший Булгакова «от марксизма к идеализму». Сборник статей под таким заглавием, опубликованный в 1903 году, стал символом целой эпохи русской интеллигенции, обозначив переход ее от упований на научный метод марксизма и его революционный потенциал к поискам синтеза научности с наследием мировой философии. В книге были собраны статьи марксистского плана и их автоопровержение. В предисловии к сборнику Булгаков признает: «Я стремился верою и правдою служить марксизму, стараясь, насколько хватало моего уменья, отражать нападения на него и укреплять незащищенные места, и этой задаче посвящены были - прямо или косвенно -решительно все мои работы»3.
Итак, Булгаков сформировался как философ-экономист, марксист.
2. Формирование социально-экономической мысли С.Н. Булгакова
В 1912 году выходит книга «Философия хозяйства». В предисловии к ней философ пишет: «Для автора настоящая работа имеет еще и совершенно особое значение, ибо в ней подводится внутренний итог целой полосы жизни, окрашенной экономическим материализмом». Это очень точное замечание. Содержание экономического процесса можно, по мысли автора, выразить «...как стремление превратить мертвую материю, действующую с механической необходимостью, в потенциально или актуально живой организм, т.е. как стремление к очеловечиванию природы». Хозяйственный процесс бесконечен. Булгаков выступает против вульгарных доктрин экономического материализма, разрушающих единство труда и культуры, нравственные ценности экономики. Неустойчивое состояние экономики - это отражение борьбы свободы и необходимости, или организующих и дезорганизующих сил. Понимая хозяйственную жизнь как оборонительно-наступательное отношение человека к природе, мы раздвигаем границы, установленные традиционным пониманием политической экономии С. Н. Булгакова.
Действительно, в этой книге Булгаков и подводит итог своему чисто социально-экономическому творчеству, и одновременно начинает череду богословских работ.
Анализ показывает, что работа Булгакова посвящена критике существующей политической экономии. Многое из этой критики повторяет
3 Зандер Л. А. Бог и мир. Миросозерцание отца Сергия Булгакова / Л. А. Зандер. - Па-риж,1948.
уже высказанное в «Двух градах», хотя и в более солидном освещении. Автор как бы говорит: все это не то, все это безнадежно материалистично и слишком научно. Нужен новый взгляд на хозяйство, взгляд метафизический, взгляд от Бога. И Булгаков такой взгляд предлагает. Причем речь идет не о философии хозяйства, а скорее, о богословии хозяйства. Основной вопрос, на который хочет ответить Булгаков, -это вопрос о смысле хозяйства с точки зрения Бога-Творца. «Каково место хозяйства в Божьем замысле о мире?» - вот на что претендует «Философия хозяйства», по крайней мере в смысле постановки вопроса.
«Изюминой», самой интересной концепцией «Философии хозяйства» является София. Это «Мировая Душа», которую Булгаков ставит в качестве «единого субъекта хозяйства». Идея Софии стала впоследствии главной темой булгаковского богословия. Но впервые появилась она именно в «Философии хозяйства». Конечно, о Софии говорили и В. Соловьев, и П. Флоренский, но идея освятить ею хозяйственную деятельность людей принадлежит Булгакову. Отметим, что в этой концепции Бог предстает перед нами в основном в роли Творца. Нравственный аспект хозяйства в работе намеренно не рассматривается, Бог как нравственная истина тут затушеван. Этим Булгаков как бы неявно говорит, что рассматривать экономику как прикладную этику - это пройденный этап. Богатство и бедность, справедливость и равенство, и вообще все, вокруг чего всегда кипела социальная борьба, - все это «человеческое, слишком человеческое». Подлинный богослов должен быть не моралистом, а метафизиком, он призван наблюдать грандиозную гармонию сфер в небесном космосе. Сам Булгаков несомненно считал свой поворот с этических позиций на онтологические большим достижением. Но думается, что в дальнейшем эта смена курса сыграла на его мыслительном пути злую шутку.
Примечательным является тот факт, что Булгаков обещал написать вторую часть «Философии хозяйства», посвященную разбору этических вопросов. И в своей следующей книге «Свет невечерний» он делает примечание, что этой работой выполняет указанное обещание. Но на самом деле это не так - нравственных вопросов Булгаков не касается. Наоборот, он замечает: «Нравственность имеет силу только для человека в его греховной ограниченности и не имеет абсолютного значения», уже явно выражая «смену вех» с этики на онтологию. Его полностью захватывает богословское творчество4.
Булгаков увлеченно пишет «Свет невечерний», где главное место занимает осмысление Софии. Хозяйству же посвящена лишь малень-
4 Дунаева Н.Н. Философия / Н.Н. Дунаева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 350 с.
кая главка, в которой упоминается, что хозяйство «не имеет эсхатологической перспективы», что оно «принадлежит плоскости этого мира» и потому является «серой магией».
Булгакова начинают интересовать другие темы: философия имени, проблема взаимоотношения Церкви и государства. Социальная же проблематика отходит на второй план, хотя и не забывается совсем. Так, в 1916 году выходит работа Булгакова «Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем христианстве», где он заключает, что «все разговоры о «христианском социализме», как единственно нормальной форме христианства в вопросах хозяйства основаны на недоразумении». Вот такой дрейф мнений о христианском социализме - от «выражения высшей правды» к «недоразумению».
Впрочем, к этой теме Булгаков обращается еще раз в статье «Христианство и социализм». Лето 1917 года - время бурнопламенное, и нет ничего удивительного в том, что именно тогда вновь возникает идея создания партии христианских социалистов. Булгакова прочат в лидеры партии, но он отказывается. И в обоснование своего отказа пишет статью, несколько уточняющую тезисы предыдущих работ. Там есть довольно неожиданное заявление: «Принципиально христианский социализм вполне возможен»5. Этот пассаж, если рассматривать его вне контекста, может быть истолкован как возврат к прежним позициям. Но дело в том, что в данной статье уже сам термин «христианский социализм» Булгаков понимает не как воцерковление социализма, а лишь как «положительное соотношение» между христианством и социализмом. В такой постановке вопроса для Булгакова по-прежнему никакого противоречия нет.
«Свет невечерний» выходит в том же бурном 1917-м, но уже в 1918 году Булгаков принимает священство. Затем - «пестрые главы», но уже собственной жизни: маета в Крыму, высылка из России (1923), остановки в Константинополе и Праге. Наконец, в 1925 году Булгаков становится деканом Богословского института в Париже.
Казалось бы, социология и экономика должны полностью отойти за задний план. Однако это не так. Дело в том, что сама идея Софии в интерпретации Булгакова несет в себе огромный социальный потенциал. Булгаков всегда видел хозяйство и хозяйствование как Богочелове-ческий процесс, как результат синергии Бога и человека. Уже в «Неотложной задаче» философ в основание своего мировоззрения кладет идею Богочеловечества. И здесь, в идее Софии, та же мысль, но уже облаченная в богословско-метафизические одежды. И цель та же самая
5 Зандер Л. А. Бог и мир. Миросозерцание отца Сергия Булгакова / Л. А. Зандер. - Париж, 1948.
- доказать, что христианство не может только говорить о личном спасении, но оно должно заниматься таким социальным феноменом, как хозяйство. Булгаков по-прежнему воюет против асоциального христианства, но делает это уже на богословском уровне, с помощью Софии.
Секрет своей Софии Булгаков окончательно раскрыл в работе «Центральная проблема софиологии», опубликованной в 1936 году. В ней он снова пишет о «мироотрицающем манихействе», присутствие которого в современном христианстве упраздняет Богочеловечество. По глубочайшему убеждению Булгакова, «товарный мир соединен с миром божественным». Но и альтернативное ему «социальное христианство» тоже пребывает в «трагическом бессилии». Вот такой догматической основой Богочело-вечества, соединения Бога с миром и должна явиться София.
Но почему же именно эта экстравагантная и спорная идея Софии вдруг была поднята в качестве нового знамени? Видимо, причина в том, что, будучи последователем Платона, Булгаков стремился к он-тологизации всех метафизических понятий. По его представлениям, высшие идеи не могут оставаться просто понятиями - это нечестиво, они должны иметь статус живых существ, обладать ипостасностью. «Мир является великой иерархией идейных существ, идейным организмом» - писал он. Вот и в данном случае сотворчество Бога и человека Булгаковым было воплощено в Софию - существо, витающее где-то между миром и Богом. София по Булгакову - ипостась, личность, «принимающая на себя космическое действие Логоса, причастная его воздействию, передает эти божественные силы нашему миру, просветляя его, поднимая из хаоса к космосу».
Если социальный смысл введения Софии просматривается легко, то с чисто догматическими трудностями Булгаков мучился всю жизнь. Еще в «Свете невечернем» относительно Софии делаются два утверждения: «не есть Бог» и «не тварь, ибо не сотворена»6.
Впрочем, этот запрет можно было обойти, отождествив Софию с одной из божественных энергий, имеющих несущностный характер. Даже суровый критик булгаковской софиологии В.Н. Лосский характеризовал их как «живые и личные силы», а в своем знаменитом «Споре о Софии» он замечает: «Остается единственная возможность: относить Софию к многоименитой Божественной природе, видя в Ней одно из бесчисленных Имен Божиих, обозначающих одну из Божественных энергий, общих Трем Ипостасям Святой Троицы».
6 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Философский смысл принципа развития // Основы психологической антропологии. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000.
Надо признать, что создать богословски безупречную теорию Софии Булгакову так и не удается. И думается, что такой результат закономерен: София в интерпретации Булгакова не вписывается в христианскую догматику.
3. Булгаков как представитель легального марксизма,
и поиск путей российского экономического развития
Эффект «наезжания» периодов виден особенно отчетливо: марксистский и идеалистический периоды сосуществуют одновременно, причем второй постепенно выталкивает первый.
В своих автобиографических записках Булгаков писал: «Я родился в семье священника, во мне течет левитская кровь шести поколений». Но случилось прискорбное: будучи уже в духовной семинарии, юноша отошел от Христовой веры и поступил в университет. «Зачем? - пишет Булгаков. - «Приносить пользу», служить человечеству, прогрессу, научной мысли». Он становится приверженцем модного в то время марксизма, пишет книгу «О рынках при капиталистическом производстве». Однако марксизм, как выразился Булгаков, «шел мне как корове седло». Вторая крупная книга «Капитализм и земледелие» уже содержит ряд немарксистских выводов и вызывает резко критический отзыв вождя пролетариата. Затем - постепенный, но неуклонный отход от марксизма и утилитарных увлечений интеллигенции в сторону идеальных ценностей. Эту эволюцию иллюстрирует даже название сборника статей Булгакова: «От марксизма к идеализму». В одной из статей этого сборника «Об экономическом идеале» он говорит, что политическая экономия «есть прикладная этика, именно этика экономической жизни». Отсюда уже можно заключить, что экономика не может находиться в чисто светском ведении, ибо ее нравственная сторона есть уже предмет религии. Правда, такой вывод он делает немного позже - в следующем, христианско-социалистическом, периоде.
Собственно к «христианскому социализму» с полным основанием можно отнести только 1905 год (может быть, еще первые месяцы 1906 года). Это период наиболее интенсивной творческой деятельности Булгакова. В 1905 году он ведет литературно-философский журнал «Вопросы жизни», и почти в каждом номере появляется его статья, а то и несколько. Вершина этого периода - программная работа «Неотложная задача», напечатанная в сентябрьском номере журнала. Там Булгаков со всей отчетливостью делает заключение о необходимости сочетать религию с социальным строительством: «Для принципиального индифферентизма к политике и общественности не может быть никаких оправданий. Напротив, он является, во-первых, невыполни-
мым, во-вторых, явно противохристианским, приходя в противоречие с основным и центральным учением о Богочеловечестве»7.
Булгаков рисует удручающую картину аполитичности и даже асо-циальности современных христиан и называет такое отношение «преступным». Он выступает за «христианскую политику», которая должна поддерживать христианский социализм. Под последним Булгаков понимает социальный строй, основанный на идеях христианской любви, коллективизма и общности имуществ. Но почему же все-таки социализм - ведь можно же было выбросить лозунг «христианского капитализма»? Булгаков разъясняет: «Современный капитализм исторически может быть, конечно, оправдываем и могут признаваться его заслуги и преимущества перед предшествующими эпохами, но нельзя все-таки отвергать, что он основан на насилии и неправде, подлежащих устранению». Социализм, причем не только в промышленности, но и в аграрной сфере соответствует христианству и потому должен быть включен в «христианскую политику». Необходимо отметить, что время не подтвердило правоту этой идеи.
Наконец, в статье дается обрисовка одной из наиболее значительных социологических концепций философа - учения о трех социализ-мах. В результате исследования работ Булгакова может создаться впечатление, что его отношение к социализму прямо-таки непоследовательно. Он и хвалит, и ругает социализм; причем ругает за атеизм и мещанство, сам с ног до головы пропитан ядом того самого капитализма, с которым борется духовно, он есть капитализм «навыворот», а хвалит за его соответствие христианским идеалам. «И если указания социально-экономической науки приводят нас теперь к сознанию, что наилучшим средством для достижения той же цели представляется постепенное, но неуклонное и более или менее решительное преобразование индивидуалистического и частноправного хозяйства в направлении социалистическом, то я решительно не представляю себе, что можно было бы в христианском духе принципиально возразить против социализма». И неудивительно, что на Булгакова ссылаются христианские авторы и социалистической, и капиталистической ориентации, зачастую не проникая в глубокую идею философа. Правда, он не высказывает ее отчетливо, предоставляя читателю самому ее расшифровать.
Суть концепции трех социализмов в том, что социализм сам по себе, как способ производства и распределения, - лишь голая экономическая схема. Реально же он всегда обрастает идеологией, которая мо-
7 Кувакин В. А. Религиозная философия в России (начало ХХ века) / В. А. Кувакин. - М.: Мысль,1980.
жет быть до противоположности разной. Эта идеология и определяет лицо получающегося социального строя. Булгаков различает:
1) «материалистический», или «гедонистический» социализм;
2) «атеистический социализм»;
3) «христианский социализм».
Суть материалистического социализма - в стремлении безбедно, благополучно прожить на земле, эксплуатируя преимущества обобществления производства. Развитием этой идеологии является атеистический социализм, не просто отрицающий Бога, а создающий новую религию, в которой место Бога занимает человек. Отметим, что яркую картину атеистического социализма в лице марксизма рисует философ в статье «Карл Маркс как религиозный тип», подводящей черту под марксистским периодом. Атеистическому социализму противоположен христианский социализм, о котором Булгаков в «Неотложной задаче» пишет: «Христианский социализм видит в политике религиозное делание, выставляет известные требования, как выражение высшей правды, исполнение заветов Христовых». Булгаков специально подчеркивает, что «между христианством (и в частности - христианским социализмом) и современным атеистическим гуманизмом и социализмом существует религиозная бездна», и добавляет, что «нужно бороться не с социализмом, как это делают иные невежественные или недобросовестные представители клира, но с религиозно-философской основой его».
Важным является тот факт, что Булгаков попытался от теорий перейти к делу и создать партию «Союз христианской политики», целью которой явилось бы воплощение в жизнь социально активного христианства. С этим знаменем Булгаков сделал попытку баллотироваться в I Думу. Однако затея не удалась: «Союз» так и не был создан, а сам его основатель, баллотировавшийся от Киева, в Думу не прошел. Впрочем, через год он был избран во II Думу от Орловской губернии в качестве беспартийного «христианского социалиста». Однако тогда, в 1907 году, такая характеристика уже была анахронизмом: от христианского социализма Булгаков стал отходить8.
4. Концепция социально-экономического развития России
С.Н. Булгакова и ее актуальность на современном этапе развития
Еще в заметке «Религия и политика», опубликованной в марте 1906 году, Булгаков говорит: «в народе, нам думается, может иметь широкий успех проповедь христианского социализма или, шире, христианской общественности». Еще в работе «Христианство и социальный вопрос»,
8Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1986. - 320 с.
написанной в том же 1906 году Булгаков по-прежнему рассматривает вопрос соотношения христианства и экономического строя. Он делает следующие выводы о выборе пути развития России, при этом необходимо учитывать, что коммунизм вовсе не является экономическим или социальным идеалом - Иерусалимская община не дала образец социального строя, поскольку исповедовала «чисто потребительский коммунизм», не имеющий политэкономического значения.
На капитализм теперь философ смотрит «объективно» - как на факт, с которым христианину необходимо мириться и в его рамках исполнять свои христианские обязанности. Собственность при капитализме - не только результат потребления, но и фактор организации производства, и капиталисты-христиане должны нести ее бремя добросовестно и честно.
Булгаков развил теорию социализма: «три социализма» превратились в «два социализма»:
1) «недоктринальный социализм», понимаемый как чисто экономический строй, причем вовсе не основанный на общей собственности, а рассматриваемый как совокупность мер по «социализации» общества;
2) «религиозный» социализм, т.е. социализм, сращенный с религией.
Однако последний - вовсе не христианский социализм, ибо, по новым воззрениям Булгакова, «недоктринальный» социализм может соединяться не с религией Богочеловечества, а только с религией чело-векобожества, гуманизма, «рая на земле». В этом случае социализм занимает место хилиазма: «Социализм - это рационалистическое, переведенное с языка космологии и теологии на язык политической экономии переложение иудейского хилиазма». Причем Булгаков приводит ряд иронических параллелей: избранный народ - пролетариат, Сатана - класс капиталистов, мессианские муки - «теория обнищания» народных масс, мессия или даже Бог - закон развития производительных сил.
Ну а где же христианский социализм? Для него места в новой схеме не нашлось. Принципиальное значение имеет его идея о необходимости отделения Церкви от социализма. Булгаков разъясняет: «Надо принципиально отвергнуть этот соблазн и сказать, что непосредственного разрешения практических задач в виде «общения имуществ» христианство не сулит и что какого-либо специфического христианского и церковнообщинного социализма не существует и существовать не должно. Должна быть только христианская проповедь задач социализма и христианское истолкование его действительных целей (христианская этика и философия социализма), но самый социализм как экономический факт, как совокупность внешних объективных институтов юридических и экономических может быть только один и тот же для
всех членов данного общества, и для христиан и для язычников. Поэтому в целях фактического преобразования существующего строя на началах социализма и приближения его к воплощению справедливости и любви в экономических отношениях христиане должны встать в об-
9
щую запряжку истории» .
Итак, воцерковление социализма невозможно, он обречен всегда оставаться светским движением. А возможно лишь, как выражался Булгаков позднее, в 1917 году, «положительное соотношение» между христианством и «недоктринальным» социализмом. Церковь должна оставаться выше любого конкретного социального строя10.
Статьи этого «периода переосмысления» собраны в сборнике «Два града», который, между прочим, начинается с характерного утверждения, что «Церковь не град», т.е. не град земной, социально-ориентированный.
Напрашивается вопрос: чем же обусловлен столь резкий идейный поворот? Причину следует искать в духовном перевороте, который претерпел философ в 1906 году. Булгаков - из духовного сословия. Видимо, именно в этот период Булгаков сделал решительный шаг навстречу православию. «Левитская кровь» моя кровь говорила все властнее, и душа жаждала священства, рвалась к алтарю», - вспоминал Булгаков. Он уже мысленно примерял на себя рясу. Но его прежние взгляды были для духовного сословия совершенно неприемлемы: вся официальная Церковь яростно проклинала социализм, считая его абсолютно несовместимым с православием. Итак, с одной стороны, «зов крови» и желание принять священнический сан, а с другой - честность социолога. В результате и получилось мировоззрение, совмещающее обе позиции.
Концепция «положительного соотношения» является небесспорным, но совершенно оригинальным произведением творческой мысли Булгакова. Это уже не синтез социализма и христианства и даже не их «симфония», а скорее, «конкордат», когда социализм остается лишь социальным движением, а Церковь - мистическим телом Христовым. Но эти два разносущностных «института» кивают друг другу и даже протягивают друг другу руки. Позднее Булгаков писал: «При коренной ломке всего мировоззрения («от марксизма к идеализму» и, далее, к православию) у меня не было однако основания в этом смысле отрицать социализм (конечно, не доктринального), как общего религиозно-этического постулата социальной политики».
9 Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева / В.А. Кувакин. -М.: Знание, 1988.
10 Сто русских философов: Библиографический словарь / Сост. и ред. А.Д. Сухов. - М.: Мирта, 1995. - 320 с.
Тезис Булгакова о том, что церковное учение не содержит элементов коммунизма, представляется сомнительным. Он противоречит и Священному Писанию, и святоотеческому преданию, в частности, воззрениям вселенского учителя Церкви св. Иоанна Златоуста. Однако все же «положительное соотношение» между Церковью и социализмом резко отличало булгаковскую позицию от официально-церковной, хотя Булгаков и делал оговорки: во-первых, это не есть внесение социализма в церковное учение, а во-вторых, под социализмом понимается не идеология, а чисто «прикладная» «недоктринальная» концепция справедливого трудового строя. По сути дела, такая позиция фактически все же отрицала обычную «асоциальность» Церкви. Булгаков так и остался приверженцем социально-небезразличного христианства. Более того, Булгаков предпринял грандиозную попытку обоснования этого взгляда, но уже в рамках богословия11.
Книга С.Н. Булгакова «О рынках при капиталистическом производстве», изданная в 1898 году, написанная с позиций «легального» (точнее «критического») марксизма, подвела итог полемики, которую вели между собой народники и «русские ученики» К. Маркса о необходимости внешних рынков для стран, вступивших на путь капиталистического развития со значительным опозданием по сравнению со странами классического капитализма. Молодому философу и ученому, выступившему со своей первой книгой, удалось убедительно доказать, что судьбы капитализма в России от этого внешнего фактора не зависят. Вместе с тем полемика, развернувшаяся вокруг книги, обозначила линии расхождения между критическими и ортодоксальными марксистами России, которые в будущем будут углубляться, а в начале XX века приведут к окончательному разрыву между ними. В этом же томе помещены еще две книги С.Н. Булгакова - «Краткий очерк политической экономии» и «О земледелии», которые можно рассматривать как первоначальный набросок будущей «Философии хозяйства».
Решение земельного вопроса во второй половине XIX - начале XX века. было для нашего государства важнейшей социально-экономической и политической задачей. Аграрный вопрос, по мнению С.Н. Булгакова, должен решаться, с христианской точки зрения, полной передачей земли в пользование тех, кто ее возделывает. Первой крупной экономической работой С.Н. Булгакова, в которой затронуты проблемы сельского хозяйства, было двухтомное издание «Капитализм и земледелие». В качестве основного и универсального закона, которому подчиняется все сельскохозяйственное производство, он выдвигал закон «убывающего
11 Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. - М.: Знание, 1988.
плодородия почв». В качестве условий эффективного функционирования крестьянского хозяйства он выделял: «правовую обеспеченность крестьянства, гарантию прав личности и собственности». С. Н. Булгаков был сторонником последовательных и осторожных действий в решении судьбы русской общины. Наличие государственной, частной и частно-коллективной собственности на землю в современной России требует особого подхода государства к регулированию этого процесса. При этом должны быть решены вопросы оптимального соотношения различных форм собственности на землю, проблемы развития фермерских хозяйств.
В последние десятилетия наблюдается значительный интерес к вопросам государственного присутствия в экономике, роли институциональных основ в формировании социально-экономической модели общества. Институты первоначально возникают на базе человеческих инстинктов и простейших потребностей. Проблема институтов и их роли в формировании эффективной социально-экономической модели общества неотделима от вопроса об их происхождении, возможности сознательного воздействия на этот процесс. Позицию С.Н. Булгакова по этим вопросам можно проследить по его рассуждениям об экономической политике и о роли экономической науки в ее определении. В области практической политики взгляды С. Н. Булгакова представляли попытку реализации политического требования свободы личности, нравственного самоусовершенствования. С.Н. Булгаков положительно оценивал возможности государства в экономической и социальной сфере. Специфика его позиции в вопросе о роли и значении государства для экономики страны состояла не только в признании необходимости вмешательства, но и в понимании смысла этого вмешательства. Государственное регулирование необходимо во всех странах без исключения, т.к. оно дополняет и корректирует рыночный механизм.
Хозяйство, по мнению С. Н. Булгакова, есть явление духовной жизни в такой же мере, как и все другие стороны человеческой деятельности и труда. В качестве одного из факторов экономического развития он выдвигает личность, которая «развивается под определяющим влиянием своих этических и религиозных убеждений». Поэтому возрождение духовных, нравственных основ существования человека, его опора на духовно-религиозные ценности может остановить «разложение» человеческого естества». Неслучайно в ежегодном Послании Президента Федеральному собранию Российской Федерации указывается на необходимость возрождения духовности, нравственности в нашем обществе. Реальный путь достижения этого - мобилизация всех институтов: семьи, школы, средств массовой информации, учреждений культуры. В качестве инструмента достижения этой цели предложено использовать средства массовой информации, особенно теле-
видение. Помимо этого необходимо включить в школьную учебную программу по истории материалы по истории искусства, в том числе религиозного. Существенную помощь в этом должны оказать экскурсии в музеи, историко-архитектурные заповедники, встречи с православными служителями.
С. Н. Булгаков своеобразно понимал роль богатства в жизни людей и общества в целом, предлагая оригинальный подход к разрешению противоречия между экономической эффективностью и справедливостью. Народное богатство С.Н. Булгаков понимал как совокупность полезных и нужных для человека предметов «из числа тех, которые он должен производить своим трудом». Актуально решение С.Н. Булгаковым достаточно сложной проблемы противоречия между социальной справедливостью и экономической эффективностью. Это можно сделать путем справедливого распределения и перераспределения общественного богатства. При этом увеличение массы материальных благ происходит при неувеличении неравенства в их распределении. Достаточно непростой остается ситуация в вопросе распределения денежных доходов населения в России. Для частичного решения этой проблемы предложено вернуться к прогрессивному налогообложению предпринимательских доходов. Данные доходы представляют собой часть прибыли на капитал и должны облагаться по ставкам налога на прибыль в 24%. Собрать нормальный, справедливый налог на доходы богатых предложено местным органам власти.
Заключение
Итак, обзор научного пути Булгакова позволяет сделать вывод, что он так и остался верен «социальному христианству». Но если в свой «социологический» период он его непосредственно исповедовал, стойко отвергая соблазн корпоративного отрицания этой идеи, то в «богословский» период он попытался догматически обосновать ее. Но в своей попытке богословского обоснования христианской социальности, Булгаков потерпел неудачу. Причина, как представляется, в том, что ее обоснование Булгаков искал не там: оно не в онтологии, а в этике.
Другим выводом является тезис о положительном отношении к социализму, который Булгаков пронес через всю жизнь. Много раз он имел повод осудить его, но никогда этого не делал. Так, в 1920 году в Крыму, будучи членом Высшего церковного управления на юге России, он был поставлен перед требованием церковного осуждения социализма. В ответ он составил «проект вероучительного определения о природе социализма», в котором утверждал, что «насколько он соединяется с богоборством, суждение и осуждение должно относиться только к последнему. Однако связь эта - фактическая, историческая, но не внутренняя. Считать же эту связь неразрывною является опасной
ошибкой и близорукостью, потому что это означало бы отдавать дело христианской правды в руки ее врагов. Поэтому социализм и превращение его в «жупел» не только не имеет для себя никаких оснований, но и явилось бы подлинным религиозным соблазном». И в своей итоговой работе «Православие» Булгаков относительно социализма утверждал, что «для православия нет никаких причин ему противодействовать, напротив, он является исполнением заповеди любви в социальной жизни». Именно социализм являлся для него конкретной формой выражения «социальной доктрины» Церкви.
Библиографический список
1. Булгаков С.Н / [Электронный ресурс]: http://ru/wikipedia.org/wiki
2. Дунаева Н.Н. Философия / Н.Н. Дунаева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 350 с.
3. Жаринов В.М. Философия / В.М. Жаринов. - М.: Приор - издат, 2005. - 154 с.
4. Зандер Л.А. Бог и мир. Миросозерцание отца Сергия Булгакова / Л. А. Зандер. - Париж, 1948.
5. Кувакин В. А. Религиозная философия в России (начало ХХ века) / В.А. Кувакин. - М.: Мысль,1980.
6. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева / В.А. Кувакин. - М.: Знание, 1988.
7. Слободчиков В.И. Философский смысл принципа развития. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000. - 298 с.
8. Сто русских философов: Библиографический словарь / Сост. и ред. А. Д. Сухов. - М.: Мирта, 1995. - 320 с.
9. Философия нового времени. / Под ред. Парамонова М.И. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 135с.
10. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1986. - 320 с.
Контактная информация
Кузбасский государственный технический университет
имени Т.Ф. Горбачева
Телефон: 8-384-2-58-30-73
Contact Information
Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev
Phone: 8-384-2-58-30-73