Научная статья на тему 'Философско-антропологический концепт «Человек здоровый»: постановка проблемы'

Философско-антропологический концепт «Человек здоровый»: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
321
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ / ЗДОРОВЬЕ / ЧЕЛОВЕК ЗДОРОВЫЙ / PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL CONCEPT / HEALTH / PERSON HEALTHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исмаилов Анвар Юрьевич

Поднимается вопрос о возможном создании философско-антропологического концепта «человек здоровый», затрагиваются проблемы, связанные с трудностями данного процесса. Намечается примерный ход будущего исследования. В мышлении человека такие понятия, как «здоровье», «долголетие» и «жизнь», есть отражение его парадоксального стремления продлить конечность своего существования. В первую очередь здоровье понимается как физическая величина - отсутствие постоянных физических болезненных ощущений, и лишь после этого - как нечто, не связанное с физическими параметрами, имеющее нематериальное измерение, например, психологическое, духовное или нравственное здоровье. И этот аспект оказывается не менее важным, на что указывают, например, работы по экзистенциальной и психоаналитической философии. Данное обстоятельство дает право считать, что здоровье человека можно и нужно рассматривать в двух плоскостях: в физической и метафизической. Объект исследования в рамках философской антропологии отливается в концепт «человек здоровый». Для его разработки необходимостью становится решение ряда существенных вопросов. Меняется ли человек в связи с изменяющимся миром? Если да, то что меняется в нем, а что остается неизменным? Какова содержательная сторона понятий «здоровье» и «здоровый»? Как вместить в условно идеальный образ человека здорового то, что накоплено в различных культурных традициях (которые могут исторически находиться далеко друг от друга)? Эти и ряд других вопросов требуют разрешения в первую очередь. Методология исследования будет содержать известный перечень допущений. Например, субстанциональный подход (онтология), предполагающий, что в основании явления человек здоровый должно лежать нечто такое, что предшествует, наличествует, проистекает в человеке на уровне его чувств, интеллекта и воплощается в его поступках. Аксиологический подход, допускающий, в границах исследовательского поля, иерархию ценностей в отношении высшего блага - здоровья человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL CONCEPT «THE PERSON HEALTHY»: PROBLEM STATEMENT

In the article the question of possible creation of a philosophical and anthropological concept «the person healthy» is brought up, the questions connected with difficulties of creation of such concept are raised. The approximate course of future research is designated. In thinking concepts such as "health", "longevity" and "life" is a reflection of his paradoxical desire to extend the extremity of its existence. And first of all health is understood as a physical quantity the absence of constant physical pain. And then, as something not related to the physical parameters that are intangible dimension. For example psychological, spiritual or moral health. This second aspect is no less important. This is indicated existential and psychoanalytic philosophy. This circumstance gives the right to assume that human health can and should be considered in two dimensions: physical and metaphysical. The object of research within the framework of philosophical anthropology is molded in the concept of "healthy people". For the development of the identified concept, necessity becomes the solution of a number of serious issues. Does the person in connection with the changing world? If Yes, what changes and what remains the same? The content of the concepts "health" and "healthy"? How to fit in conventionally ideal image of a healthy man that had been in different cultural traditions, which have historically been located far from each other? These and other issues need to be resolved first. The research methodology will contain a known list of assumptions. For example, substantive approach (ontology), suggesting that the basis of the phenomenon of man healthy, should be something that precedes, there arises in man on the level of the senses, of intelligence and embodied in his actions. Axiological approach, allowing, within the boundaries of the research field, the hierarchy of values in relation to the highest good health.

Текст научной работы на тему «Философско-антропологический концепт «Человек здоровый»: постановка проблемы»

УДК 13

А. Ю. Исмаилов

канд. филос. наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет Е-таИ: [email protected]

ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК ЗДОРОВЫЙ»: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Поднимается вопрос о возможном создании философско-антропологического концепта «человек здоровый», затрагиваются проблемы, связанные с трудностями данного процесса. Намечается примерный ход будущего исследования.

В мышлении человека такие понятия, как «здоровье», «долголетие» и «жизнь», есть отражение его парадоксального стремления продлить конечность своего существования. В первую очередь здоровье понимается как физическая величина — отсутствие постоянных физических болезненных ощущений, и лишь после этого - как нечто, не связанное с физическими параметрами, имеющее нематериальное измерение, например, психологическое, духовное или нравственное здоровье. И этот аспект оказывается не менее важным, на что указывают, например, работы по экзистенциальной и психоаналитической философии. Данное обстоятельство дает право считать, что здоровье человека можно и нужно рассматривать в двух плоскостях: в физической и метафизической.

Объект исследования в рамках философской антропологии отливается в концепт «человек здоровый». Для его разработки необходимостью становится решение ряда существенных вопросов. Меняется ли человек в связи с изменяющимся миром? Если да, то что меняется в нем, а что остается неизменным? Какова содержательная сторона понятий «здоровье» и «здоровый»? Как вместить в условно идеальный образ человека здорового то, что накоплено в различных культурных традициях (которые могут исторически находиться далеко друг от друга)? Эти и ряд других вопросов требуют разрешения в первую очередь.

Методология исследования будет содержать известный перечень допущений. Например, субстанциональный подход (онтология), предполагающий, что в основании явления человек здоровый должно лежать нечто такое, что предшествует, наличествует, проистекает в человеке на уровне его чувств, интеллекта и воплощается в его поступках. Аксиологический подход, допускающий, в границах исследовательского поля, иерархию ценностей в отношении высшего блага - здоровья человека.

Ключевые слова: философско-антропологический концепт, здоровье, человек здоровый

Для цитирования: Исмаилов, А. Ю. Философско-антропологический концепт «человек здоровый»: постановка проблемы / А. Ю. Исмаилов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 2 (42). - С. 71-75.

Достигнув определенных высот в техническом развитии, человечество двадцать первого века пытается, как и прежде, решить одну важную задачу: достичь некоего максимума в продолжительности жизни отдельно взятого индивида. Более того, осознаваемая ущербность направления развития в русле техногенной цивилизации подталкивает огромное количество людей искать панацею от неотступно надвигающейся экзистенциальной

тоски как в традиционных направлениях (религия, этика, медицина и пр.), так и в попытках решить эту задачу, используя нетривиальные методы и практики (эзотерика, крионика, перенос сознания, клонирование, народная медицина и пр.). В области неклассической философии, например, эти чаяния отразились в таких ее направлениях, как ницшеанская философия жизни (образ сверхчеловека), трансгуманизм (с его идеей о «постчеловече-

71

стве»). В последнем случае можно зафиксировать попытку заменить или даже убрать вовсе из понимания человеческого существования такие важные антропологические величины, как «такой же» и «тот же самый».

Имманентно присущее человеку состояние hodie umbilicus («сегодняцентризм») и парадоксальное стремление продлить конечность своего существования в посюстороннем мире, в мышлении человека очень часто оказываются связанными с такими понятиями, как здоровье, долголетие, жизнь. При этом здоровье выступает прежде всего как физическая характеристика состояния человеческого организма Не случайно поэтому, например, праздничное пожелание здоровья понимается именно с этой стороны - как отсутствие постоянных физических болезненных ощущений. Однако медицина оперирует тем фактом, что большинство известных ей физических болезней человека имеет психосоматическую природу, а отечественной психиатрии известны до сотни психических отклонений от нормы. Таким образом, даже на обыденном, практическом уровне, говоря о здоровье человека, нужно иметь в виду пласт его физического состояния и пласт сознательного (и бессознательного).

Несмотря на то, что шеллеровский проект объединить разнообразные знания о человеке в единую науку о нем не смог продвинуться дальше воодушевляющей декларации, стремление приблизиться к этой заветной цели подспудно сидит в каждом, кто занимается проблемами философской антропологии. Здоровье человека является важным, неотъемлемым состоянием человеческой экзистенции. Объект философско-антропологического исследования здорового состояния человека отливается в концепт «человек здоровый». Предметной областью в рамках кантовского «что такое человек» становятся: что такое человек здоровый, философко-антропологическая рефлексия бытия человека здорового, учение о человеке здоровом, его сущности и природе. Прикладным моментом такого исследования, имеющим практическое значение, может стать разработка концепций человека здорового, например, в канве профессиональной деятель-

ности. Разрабатывая обозначенный концепт, необходимо ответить на ряд существенных вопросов. К ним относятся:

Во-первых. В условиях нарастающей амбивалентности состояний мира людей, когда, с одной стороны, признается его многополярность, а с другой - идут процессы тесной интеграции и глобализации, все большее количество исследователей различных отраслей гуманитарных знаний констатируют как свершившийся факт наличие больного (нездорового) общества. Патологией затронуты не отдельные сферы деятельности людей, а общество как целое, единый организм. И данный процесс только набирает обороты, и уже в ближайшем будущем футурологами прогнозируется тотальная метаморфоза мира природы, человека, общества и государства. Мир меняется, но меняются ли в связи с этим сами люди? Останутся они теми же самыми или такими же? В условиях повального бегства от свободы [8], нарастающего тоталитаризма общества и «конца истории» [9], обесценивания традиций, информационного террора, маргинализации и пр., когда чувствующее мышление и мыслящие чувства [6] среднестатистического человека перестают нести функцию ответственности за свое бытие, возникает закономерный вопрос о возможности создания обозначенного концепта и его адекватности реалиям сегодняшнего дня.

Во-вторых, сами понятия. Что значит здоровье и здоровый? Думается, что на сегодня они остаются неопределенными. Было уже сказано, что здоровье можно рассматривать как в физическом плане, так и в идеальном (нематериальном), и предметной, содержательной областью изучения в рамках философской антропологии будет являться как раз его невещественная составляющая. Гипотетически определять при этом здоровье как отсутствие болезненных ощущений не приходится вовсе, а отсутствие неких отклонений или перверсий в сознании и поступках человека (которые еще нужно будет определить) ничего не скажет о его здоровье.

Фактически в начале исследования стоит отталкиваться от неких допущений. Это, в ча-

72

стности, предполагает, что содержание концепта «человек здоровый» должно будет включать в себя миниисследования из области мышления человека (правильное, здоровое мышление); бытия (онтологии) человека (правильные, здоровые поступки, как один из вариантов - прагматический поступок); познавательной деятельности человека (здоровое, логическое, рациональное, другое познание). Кроме этого, нельзя будет оставить в стороне и метафизическое содержание понятия человек здоровый, поскольку в обиходе, в литературе художественного и научного толка достаточно широко используются такие понятия, как здоровый дух, больная душа, ущербная любовь и пр. При этом этика или жизненная философия, которая также должна быть задействована в рамках исследования, не ответила до сих пор внятно на ряд вопросов: «Почему нужно поступать морально?»; «Как жить среди тех, кто с нравственной точки зрения вызывает осуждение, а с законнической стороны является образцовым гражданином?»; «Как соотносятся между собой аксиологический аспект поступка с его деонто-логическим моментом?» и мн. др.

В-третьих. Человек, чей онтологический статус укладывается в канву его рассмотрения как био-социо-одухотворенного существа, помещенного в культурные и исторические рамки, наделенного самосознанием и способностью к самотрансценденции и одновременно являющегося существом метафизическим и трансцендентальным, может быть рассмотрен антропологически как «человек здоровый» под призмой создания некоего идеального (идеал) образа. Однако трудности появляются уже при попытке иследовать его в исторической или в культурных плоскостях, так как каждая историческая и культурная эпоха излагает и презюмирует свой законченный образ идеального человека (здорового). Тем более, например, древнекитайская или древнеиндийская философская мысль пре-зентатирует более десятка таких идеалов, часто находящихся в непримиримом, воинственном противоречии друг к другу.

Для решения вышеизложенных задач потребуется также создание, разработка и ис-

пользование необходимой методологии. В качестве возможного хода исследования приведем следующие соображения. В рамках онтологии, отталкиваясь от субстанциального подхода, можно предположить, что в человеке здоровом должно находиться нечто такое, условно понимаемое как неделимое, некая атомарная частица, субстанциальное начало, первооснова, которое в явлении «человек здоровый» лежит в его основании, служит неотъемлемой частью протекания подобного явления и является его следствием. То есть нечто такое, что предшествует, наличествует, проистекает в человеке на уровне его чувств, интеллекта и воплощается в поступках. С опорой на здравый смысл предположим, что такой первичностью можно назвать добродетель, в том числе понимаемую как «цельная совокупность внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве» [7], но не являющуюся исключительно прерогативой этики. Например, в одном из исследований добросовестность человека, которую также можно рассматривать с позиции добродетели, определена как «оценочное понятие, фиксирующее в своем содержании характеристику поступка индивида с позиции личностного (акцент на нравственное) или субъектного (акцент на прагматическое) начал» [1, с. 51]. Как это может работать? Человек, по выражению М. Шелера, это в известном смысле все [11, с. 380], его нельзя свести к чему-то одному, он неопределен, неповторим, незаменим и невыразим, поэтому в философской антропологии мы находим множество определений человеку.

Наличие нужных определенных качеств можно найти в концепциях правильных (здоровых) людей в конфуцианстве и даосизме, в различных школах индийской философии, в эпикурействе, стоицизме, киничистве и другой древнегреческой философской мысли. Аристотель понимал человека как животное политическое и разумное, разделив жителей полиса на «политикосов» и «идиотокосов» и, выделив у первых положительные качества (считай добродетели) - участие в политической жизни

73

и готовность с оружием в руках защищать свою родину. И если Ницше определял человека как животное, умеющее обещать [4], то это нисколько не мешает отметить такое качество (добродетель), как умение сдерживать свои обещания. Если человека представлять как homo faber (человек деятельный) [5], то данную концепцию в определенном смысле легко связать с понятиями (добродетелями) труд, труженик, трудолюбие и др.

В некотором затруднении при изучении человека здорового под призмой добродетелей можно оказаться, если рассматривать следующие концепты: символическое существо Кассирера [3], homo ludens (человек играющий) Хейзинга [10], абсурдный человек Камю [2] и др. В этих случаях может оказаться полезным введение других исследовательских координат, в том числе применение результатов исследований философии языка, добавление в поле исследования иных критериев и пр.

В заключение необходимо отметить то обстоятельство, что разработка философско-

антропологического концепта «человек здоровый» не претендует стать некой практической рекомендацией к продлению физического существования индивида, наоборот (например, жертвенность еще никто не отменял). Однако эта тема становится достаточно насущной проблемой на сегодняшний день. В условиях отсутствия четких ориентиров, девальвации ценностей сформированный образ человека здорового востребован как отдельной личностью, так и обществом в целом.

Перед философско-антропологической разработкой концепта «человек здоровый» будет ставиться задача аккумулировать эпистемологическое разнообразие различных отраслей философского знания. Перипетии, которые неизбежно возникнут, потребуют также привлечения знаний из смежных научных областей: этики, психологии, педагогики, культурологии, социологии и др. Предполагается, что таким образом возможно получить развернутую картину явления, в котором «чело-век здоровый» приобретет завершенный вид.

1. Исмаилов, А. Ю. Человек добросовестный: взаимодействие морального и правового аспектов индивидуального бытия: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / А. Ю. Исмаилов. -Челябинск, 2011. - 147 с.

2. Камю, А. Миф о Сизифе / А. Камю. - Москва: Азбука-классика, 2007. - 256 с.

3. Кассирер, Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер. - Москва: Гардарики, 1998. - 784 с.

4. Ницше, Ф. К генеалогии морали // Сочинения: в 2 т. / Ф. Ницше. - Москва, 1990. - Т. 2. - С. 407-524.

5. Сидорина Т. Ю. «Homo faber» как символ эпохи труда: к истории эволюции понятия [Электронный ресурс] / Т. Ю. Сидорина // Вопросы философии. - URL: http://goo.gl/51u2eb. - Дата обращения: 1.04.2015.

6. Субири, X. Чувствующий интеллект: в 3 т. / X. Субири. - Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006-2008.

7. Философия: энцикл. сл. / под ред. А. А. Ивина. - Москва: Гардарики, 2004. - 1072 с.

8. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - Москва: Академический проект, 2007. - 271 с.

9. Фукуяма, Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма. - Москва: ACT, 2008. - 480 с.

10. Хейзинга, И. Homo Ludens: статьи по истории культуры / И. Хейзинга. - Москва: Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.

11. Шелер, М. Избранные произведения: пер. с нем. / М. Шелер; под ред. А. В. Денежкина. - Москва: Гнозис, 1994. -490 с.

Получено 17.01.2015

74

A. Ismailov

Candidate of Philosophical Sciences, Accosiate Professor, South Ural State University E-mail: [email protected] THE PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL CONCEPT «THE PERSON HEALTHY»: PROBLEM STATEMENT

Abstract In the article the question of possible creation of a philosophical and anthropological concept «the person healthy» is brought up, the questions connected with difficulties of creation of such concept are raised. The approximate course of future research is designated.

In thinking concepts such as "health", "longevity" and "life" is a reflection of his paradoxical desire to extend the extremity of its existence. And first of all health is understood as a physical quantity — the absence of constant physical pain. And then, as something not related to the physical parameters that are intangible dimension. For example psychological, spiritual or moral health. This second aspect is no less important. This is indicated existential and psychoanalytic philosophy. This circumstance gives the right to assume that human health can and should be considered in two dimensions: physical and metaphysical.

The object of research within the framework ofphilosophical anthropology is molded in the concept of "healthy people". For the development of the identified concept, necessity becomes the solution of a number of serious issues. Does the person in connection with the changing world? If Yes, what changes and what remains the same? The content of the concepts "health" and "healthy"? How to fit in conventionally ideal image of a healthy man that had been in different cultural traditions, which have historically been located far from each other? These and other issues need to be resolvedfirst.

The research methodology will contain a known list of assumptions. For example, substantive approach (ontology), suggesting that the basis of the phenomenon of man healthy, should be something that precedes, there arises in man on the level of the senses, of intelligence and embodied in his actions. Axiological approach, allowing, within the boundaries of the research field, the hierarchy of values in relation to the highest good - health.

Keywords: philosophical and anthropological concept, health, person healthy

For citing: Ismailov, A. The Philosophical and Anthropological Concept «The Person Healthy»: Problem Statement / A. Ismailov // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], - 2015. - № 2 (42). - P. 71-75.

Reference

1. Ismailov, A. Chelovek dobrosovestnyy: vzaimodeystvie moral'nogo i pravovogo aspektov individual'nogo bytiya [Man Conscientious: the Interaction of Moral and Legal Aspects of Individual Existence] / A. Ismailov. - Chelyabinsk, 2011. - 147 p.

2. Kamyu, A. Mif o Sizife [The Myth of Sisyphus] / A. Kamyu. - Moscow: Azbuka-klassika, 2007. - 256 p.

3. Kassirer, E. Opyt o cheloveke: wedenie v filosofiyu chelovecheskoy kul'tury [Essay on Man: an Introduction to the Philosophy of Human Culture] / E. Kassirer. - Moscow: Gardariki, 1998. - 784 p.

4. Nietzsche, F. By the Genealogy of Morals // Sochineniya: v 2 t. [Selected Works in 2 v.] / F. Nietzsche. - Moscow, 1990.-Vol. 2.-P. 407-524.

5. Sidorina, T. «Homo faber» as a Symbol of the Era of Labor: the History of the Evolution of the Concept [Electronic resource] /T. Sidorina// Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]. -URL: http://goo.gl/51u2eb (accessed: 04.01.2015).

6. Subiri, H. Chuvstvuyushchiy intellect: v 3 t. [Sentient Intelligence: in 3 v.] / H. Subiri. - Moscow: Institute of Philosophy, Theology and History of St. Thomas, 2006-2008.

7. Filosofiya: entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophy: Encyclopedic Dictionary] / ed. A. Ivin. - Moscow: Gardariki, 2004.-1072 p.

8. Fromm, E. Begstvo ot svobody [Escape from Freedom] / E. Fromm. - Moscow: Akademicheskiy proekt, 2007. - 271 p.

9. Fukuyama, F. Velikiy razryv [Great Break] / F. Fukuyama. - Moscow: AST, 2008. - 480 p.

10. Kheyzinga, Y. Homo Ludens: stat'i po istorii kul'tury [Homo Ludens: articles on the history of culture] / Y. Khey-zinga. - Moscow: Progress-Traditsiya, 1997. - 416 p.

11. Scheler, M. Izbrannye proizvedeniya: per. s nem. [Selected Works: trans, a German] / M Sheler; ed. A. Denezhkina. -Moscow: Gnozis, 1994. - 490 p.

Received: 17.01.2015

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.