Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЙ ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ В ВОЗЗРЕНИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ'

ФИЛОСОФСКИЙ ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ В ВОЗЗРЕНИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОФИЛОСОФИЯ / СПИРИТУАЛИЗМ / SPIRITUALISM / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / UNIVERSITY PHILOSOPHY / ДУХОВНАЯ СУБСТАНЦИЯ / SPIRITUAL SUBSTANCE / ЦЕЛОСТНОСТЬ / WHOLENESS / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / ECO PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ивлева Марина Ивановна

На основании анализа историко-философского материала статья исследует специфику принципа целостности как одного из исходных философских принципов спиритуалистических воззрений представителей философской школы Юрьевского университета, изучается влияние субъективно-идеалистической парадигмы на его содержание. делается вывод о единстве в спиритуализме человека и мира, как основы целостности, на основании продуцирования субстанциальным субъектом ощущений, координированных с другими субстанциальными субъектами. Изучается холистический подход спиритуализма в понимании субстанциального субъекта как целого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL PRINCIPLE OF INTEGRITY IN THE OUTLOOKS OF THE REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN SPIRITUAL PHILOSOPHY OF THE END OF XIX-BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Based on the historical-philosophical matter, the article investigates the specificity of the principle of integrity, as one of the initial principles of philosophical principles of spiritualism outlooks of the representatives of philosophical school of Urjev university, learning the impact of subjective-idealistic paradigm on its structure. It is substantiated the conclusion about the unity in spiritualist of a human and world, as the basis of wholeness, was the result of idea about producing of senses by a substantial subject coordinated with another subject. It also researches the holistic approach of spiritualism in the understanding of the substantial subject as the whole.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЙ ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ В ВОЗЗРЕНИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ»

ЗАЙЦЕВА НАТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВНА - доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных наук Самарского государственного технического университета

ТИХОНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных наук Самарского государственного технического университета

ХОДЫКИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева BODROV, ALEXANDR A. - Doctor of Philosophy, Professor, Department of Social and Human Sciences, Samara State Technical University (bodrov@imi-samara.ru)

ZAITSEVA, NATALIYA V. - Doctor of Philosophy, Professor, Department of Social and Human Sciences, Samara State Technical University(zajczeva.natalia2012@yandex.ru)

TIKHONOV, VLADIMIR A. - Doctor of Philosophy, Professor, Department of Social and Human Sciences, Samara State Technical University (dokvat@bk.ru)

KHODYKIN, VLADIMIR V. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy and History (Vkhodykin@yandex. ru)

УДК 111.81:133.529.9

ИВЛЕВА М.И.

ФИЛОСОФСКИЙ ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ В ВОЗЗРЕНИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ.

Ключевые слова: экофилософия, спиритуализм, университетская философия, духовная субстанция, целостность, самосознание

На основании анализа историко-философского материала статья исследует специфику принципа целостности как одного из исходных философских принципов спиритуалистических воззрений представителей философской школы Юрьевского университета, изучается влияние субъективно-идеалистической парадигмы на его содержание. делается вывод о единстве в спиритуализме человека и мира, как основы целостности, на основании продуцирования субстанциальным субъектом ощущений, координированных с другими субстанциальными субъектами. Изучается холистический подход спиритуализма в понимании субстанциального субъекта как целого.

IVLEVA, M.I.

PHILOSOPHICAL PRINCIPLE OF INTEGRITY IN THE OUTLOOKS OF THE REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN SPIRITUAL PHILOSOPHY OF THE END OF XIX-BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Keywords: eco philosophy, spiritualism, university philosophy, spiritual substance, wholeness, self-consciousness

Based on the historical-philosophical matter, the article investigates the specificity of the principle of integrity, as one of the initial principles of philosophical principles of spiritualism outlooks of the representatives of philosophical school of Uijev university, learning the impact of subjective-idealistic paradigm on its structure. It is substantiated the conclusion about the unity in spiritualist of a human and world, as the basis of wholeness, was the result of idea about producing of senses by a substantial subject coordinated with another subject. It also researches the holistic approach of spiritualism in the understanding of the substantial subject as the whole.

Среди наиболее плодотворных подходов современного философского знания следует выделить подход экофилософский, основополагающие принципы которого являются неотъемлемым элементом отечественной философской мысли. Этот холистический подход к решению проблемы взаимодействия мира в целом и человека, в единстве его биологических, социальных и духовных факторов, предоставляет возможность плодотворного анализа современных насущных философских вопросов и всесторонней оценки воззрений предшествующей философской мысли. Анализ универсального отношения «человек - мир» в современном экофилософском исследовании осуществляется на основе эколого-культурного императива, и тем самым экофилософский подход, утверждая важное место человеческого начала в мире, необходимо включает в себя самоопределение и самоидентификацию современного человека в социальной реальности.

Экофилософия - это направление современной научной мысли, ориентированное «на восстановление равновесия человеческого бытия, бытия Культуры, ноосферы, включая мышление и мировоззрение, с бытием Природы, Вселенной. Экофилософское мировоззрение направлено на оздоровление и восстановление полноты и гармонии экокультурного бытия человека, углубление его

живых связей с богатством содержания природно-культурного наследия» [1, с. 4]. По мнению видного специалиста в области экофилософского знания Э.В.Барковой, одной из основополагающих характеристик этого философского направления является принятие принципа целостности как фундаментального.

Этот принцип является неотъемлемым элементом многих философских теорий, но чаще всего целостность предполагается в них в качестве онтологического условия единства разнообразных сторон объекта, в то время как «в экофилософии именно целостность выступает исходным и основным отношением, связывающим все ее другие категории, что расширяет ракурс рассмотрения любых конкретных или особенных свойств, или определений» [1, с. 6]. Таким образом, любое исследование, предпринятое в рамках экофилософского подхода, с необходимостью должно быть основано на принципах целостности и системности.

Следует отметить, что принцип целостности является одним из важнейших для русской философии, ее воззрения характеризует холистический подход к проблеме человека, как единства природного, рационального, духовного компонентов, долженствующего находиться в гармонии с миром, а в религиозном течении отечественной философской традиции, также и с Богом.

В настоящей статье исследуется место принципа целостности в русской спиритуалистической философии конца XIX - начала ХХ вв. Это философское направление представляет собой русскую университетскую философию, представители которой основывают свои воззрения на принципах субъективного идеализма. Основоположником спиритуализма в России стал «приглашенный профессор» Г.Тейхмюллер (1832-1888), преподававший в Юрьевском (ныне г.Тарту, Эстония) университете. Его ученики - Е.А.Бобров, Я.Ф.Озе - и последователи (В.С.Шилкарский) создали основу первой философской школы в русской университетской философии - философской школы Юрьевского университета [2]. Взгляды этой философской школы развили и усвоили А.А.Козлов, оказавший, в свою очередь, влияние на становление философских воззрений Н.А.Бердяева, С.А.Аскольдов [3].

Субъективно-идеалистическая парадигма, утверждая субстанциальный статус мыслящего субъекта, ставит в непосредственную зависимость от него существование внешнего мира объектов, как материальных, так и духовных. Следуя традиции Дж.Беркли, выдвинувшего постулат «существовать - значит быть воспринимаемым» духовной субстанцией, субъективный идеализм выстраивает картину мира, в которой независимо друг от друга существуют субъекты, воспринимающие в своих ощущениях привычную нам реальность. Представители солипсизма, крайнего субъективно-идеалистического течения, даже делают вывод о том, что логика онтологического объяснения субъективно-идеалистической картины мира требует признать факт существования в мире единственного субъекта, в ощущениях и восприятиях которого создается реальность, как таковая. Тем самым принцип целостности несет в спиритуализме, как субъективно-идеалистическом течении, особую смысловую нагруженность: это единство субъекта и мира, который является результатом субстанциальной деятельности этого субъекта. Невозможно быть отъединенным от мира, когда его существование зависит от тебя самого, когда мир как таковой является реальностью, проецируемой активными деятельностными субстанциями.

Объясняя существование реальности вне субстанциального субъекта, Я.Ф.Озе, вслед за своим учителем Г.Тейхмюллером, утверждает, что мы познаем мир не в непосредственном опыте, когда объективная реальность воздействует на наши чувства и отражается в них, как считают материалисты, но «через заключения о внешних выражениях содержания чужого «Я» » [4, с.63]. То есть объективная действительность по сути является действительностью «транссубъективной», представляет собой множество взаимодействующих субъектов, непосредственной информации о сущности которых мы иметь не можем в принципе.

Бытие транссубъективной реальности в целом подразделяется на две большие группы. Во-первых, это бытие реально-субстанционное, в него входит как наше реальное «Я», сознание, то, что осознается нами непосредственно, так и другие реальные субстанциальные субъекты. Во-вторых, это бытие идейно-феноменальное, которое подразделяется на бытие чисто идейное, как «содержание сознания индивидуально-конкретного субъекта без отношения его к чему-то внешнему» [4, с.122], а также бытие идейно-феноменальное, символизирующее содержание сознаний других «Я», субъектов. Вслед за Е.А.Бобровым, который ставил в картине мира на одно из первых мест принцип координации, Озе также постулирует, как необходимый элемент мировой структуры, взаимодействие между субъектами на уровне координированности комплексов ощущений в сознании различных субстанциальных субъектов, что, по его мнению, является причиной сходных восприятий у этих субъектов.

Еще Г.Тейхмюллер, опровергая логические выводы солипсизма, обратил внимание на тот факт, что субстанциальный субъект не творит реальность по своему произволу и желанию, но события его жизни, как последовательной смены актов переживания своей душевной деятельности и восприятия комплексов ощущений, подтверждают наличие других духовных субстанций, комплексы ощущений которых координируется с его собственными, - события, которые философы-материалисты трактуют как взаимодействие на духовном (например, интеллектуальное общение) или материальном (например, обмен материальными предметами) уровнях. Вслед за своим учителем представители философской школы Юрьевского университета признают мир реальностью, которая не дискретна, но представляет собой целокупность множества субстанциальных субъектов, объединенных между собой координацией.

В спиритуалистической трактовке получает новую окраску мысль о единстве, понимаемом как мир в человеке и человек в мире. Субстанциальный субъект не фокусирует в себе особенности окружающей его реальности, не является результатом ее воздействия; понятие внутреннего мира, которое разрабатывалось не только в философии, но и в психологии, приобретает в данном случае абсолютное значение: транссубъективная реальность, по сути, есть результат существования множества внутренних миров воспринимающих ее духовных субстанций, поэтому понятие «мир в человеке» имеет буквальный смысл. Будучи субстанциальным субъектом, человек не творит реальность в привычном смысле этого слова, но продуцирует ощущения, содержание которых скоординировано с содержанием ощущений других субъектов, и в конечном счете, это содержание и есть мир вне сознания субъекта.

Учение университетского спиритуализма о транссубъективной реальности является предтечей принципа интерсубъективности Э.Гуссерля, в котором утверждаются, во-первых, принципиальные схожие элементы сознания субъектов, благодаря которым возможна общность знания и возможность восприятия идентичных объектов, и, во-вторых, учение о трансцендентальном «Я», аналогичное спиритуалистической концепции «Я» как субстанции.

Согласно постулатам спиритуализма, субстанциальный субъект представляет целостность особого порядка, как единство самосознания («Я»), которое объединяет в единое целое его существование, мышление и творческую деятельность [5, с. 28-29]. Как определяют представители философской школы Юрьевского университета, здесь наличествует единство трех родов бытия. Первый из них - бытие как множество разнообразных видов духовной деятельности субъекта, его психических актов. Второй - бытие идейное, как существование множества понятий в результате интеллектуальной деятельности субъекта. И, наконец, третий, и самый важный - это самосознание как сущность субстанциального субъекта. Как объясняет это положение Е.А. Бобров, «самосознание или «Я» в психологическом смысле есть единый элемент сознания, непременно и необходимо соотносящийся с каждым, без исключения, другим элементом сознания, или единый общий соотносительный пункт для всякого иного душевного акта или бытия» [6, с. 76].

Бобров апеллирует к тому, что самосознание, «Я» является врожденным и ни с чем не смешиваемым свойством, причем не только человеческой, но даже и животной психики. «То, что называется словом «Я», - говорит Бобров, - уже знакомо нам до знакомства с означенным словом и резко отличается от чего бы то ни было другого, так что и самый простой и необразованный человек не смешает своего «Я» ни с чем иным» [6, с. 144]. Факт существования личного «Я» субъекта переживается им в собственном внутреннем опыте.

Бобров основывает свои воззрения на философских изысканиях своего учителя Г.Тейхмюллера, который в своем программном труде «Действительный и кажущийся мир. Новое основание метафизики» (1882) предпринял фундаментальное исследование бытия с точки зрения спиритуалистической философии. Тейхмюллер пришел к выводу, что необходимо различать три вида бытия: бытие идейное, или бытие понятий, бытие реальное, или бытие деятельностей субъекта, и собственно бытие «Я», субстанциального субъекта. Этот последний вид бытия является первичным, так как представляет собой источник любой деятельности субъекта, не будучи связанным с какой-то конкретной, отдельной деятельностью - выступая связующим началом для всех актов субъекта, оно тем не менее ни к одному из родов деятельности не принадлежит. С другой стороны, «Я» преодолевает разрозненность, синкретичность в идейном бытии.

В мыслящем «Я» все идейные элементы, теряя свою обособленность, связываются единым мышлением. Наконец, субстанциальность «Я» устраняет различие деятельности от ее содержания, поскольку «Я» с начала и до конца находится во всех своих актах и проявлениях: мы знаем, что мы действуем, и знаем, что такое идейное содержание наших действий [7, с. 112-113]. В свою очередь, следуя воззрениям своего учителя Г. Лотце, Тейхмюллер определяет самосознание, как знание о

своем «Я», в отличие от самочувствования как переживания последовательного совершения определенных актов, действий, представляющих собой процесс существования субъекта [8].

Таким образом, в спиритуалистической концепции субстанциального субъекта наличествует классическая трактовка диалектического соотношения целого и его частей: субъект, как целое, есть система уровней бытия, основополагающим из которых является самосознание, при этом каждый из этих уровней имеет смысл только как часть целого; в свою очередь, качественное своеобразие субстанциального субъекта несводимо к простой сумме свойств данных уровней бытия. Бытие человека наполняется содержанием только с точки зрения его сущности как субстанциального субъекта [9].

Принцип целостности является основополагающим в спиритуалистических воззрениях, как онтологический, детерминирующий специфику философской картины мира, а также понимание субстанциального субъекта как ее исходного элемента. Тем не менее, влияние субъективно-идеалистического подхода, обусловившее специфику принципа целостности в построении спиритуалистической философии, не элиминировало его сущности как фундаментального философского принципа.

Литература и источники

1. Баркова Э.В. Экофилософия в поисках оснований теории природно-культурного наследия // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2013. № 4 (8). С. 3-8.

2. Ивлева М.И. К вопросу о первой философской школе в русской университетской философии // Право и практика. 2016. № 4. С. 177-183.

3. Ивлева М.И. Философская школа Юрьевского университета и ее место в российской философской культуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 4. С. 35-40.

4. Озе Я.Ф. Гносеология. Юрьев, 1908.

5. Ивлева М.И. Концепция онтологического статуса субъекта в университетской философии в России в конце XIX - начале XX в. // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2012. № 8. С. 2835.

6. Бобров Е.А. Бытие индивидуальное и бытие координальное. Юрьев, 1900.

7. Ивлева М.И. Проблемы гносеологии в творчестве Г. Тейхмюллера // Вестник Академии. 2011. №3. С. 112115.

8. Тейхмюллер Г. Действительный и кажущийся мир. Новое основание метафизики. Казань, 1913.

9. Ивлева М.И. Бытие человека с точки зрения субстанциального подхода: экологический аспект // Человек в современных научных и философских концепциях мироздания сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука»; Редакторы: Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. 2016. С. 5-13.

ИВЛЕВА МАРИНА ИВАНОВНА - кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии РЭУ имени Г.В. Плеханова

IVLEVA, MARINA I. - Ph.D. in Philosophy, Assotiate Professor, Department of history and philosophy, Plekhanov Russian university of Economics (stm602@yandex.ru).

УДК 009

ГРИГОРЯН А.Э. ФИЛОСОФИЯ ЛИНГВОЭКОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА

Ключевые слова: философия лингвоэкологии, норма, коммуникативное пространство, языковая картина мира, информационное общество, лексика, ценности.

В статье конкретизируется предмет философии эколингвистики; на материале анализа лингвокоммуникативных процессов выявляются целевые установки, задачи и потенциал включения философии эколингвистики в различные сферы социального регулирования, прежде всего, культуру и образование.

GRIGORYAN, A.E.

PHILOSOPHY OF LINGVOECOLOGY IN THE RESEARCH OF COMMUNICATIVE SPACE

Keywords: philosophy of lingvoecology, norm, communicative space, language picture of the world, the information society, vocabulary, values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.