УДК 1(091)
ББК 87.3(4Г)
ФИЛОСОФСКИЙ НИГИЛИЗМ И КОНЦЕПЦИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Ф.НИЦШЕ Джейранов Ф.Е.*
Ф.Ницше - представитель той линии развития философии, которая совершила крен, противоположенный немецкой классической философии, возведший на трон объективный разум и низвергла его. Его часто считают «одним из основателей философии жизни»[2.с.125], то есть философии, которая стремится понять жизнь из нее самой, которая ставит и решает вопросы о смысле, цели и ценности жизни.
Оценивая философию жизни с позиций классического рационализма, обычно замечаем, что она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма; созерцание - от понятия; творческое - от механического. Далее добавляем, что, оставляя в стороне теоретическое знание, редуцируя духовное к биологическому, она в принципе «не способна понять объективное положение вещей»[12.с.482]. С такой оценкой философии жизни в той или иной степени можно согласиться и все это, конечно, приложимо к философии Ф.Ницше. Однако, его философия имеет свои особенности и порой очень резко отличается, как по форме, так и по содержанию, от философских воззрений других представителей европейского неоидеализма.
По форме. Известно, что свое отношение современной ему культуре и цивилизации он выражает с нигилистической откровенностью. Характеризуя свою работу «По ту сторону добра и зла. Прелюдии к философии будущего» Ф.Ницше пишет, что «эта книга (1886) во всем существенном есть критика современности, не исключая современных наук, современных искусств, даже современной политики, вместе с указаниями на путь к противоположенному типу...»[4.с.407-408]. В другом месте он замечает, что «Переоценка всех ценностей: это есть моя формула для акта наивысшего самосознания
человечества, который стал во мне кровью и плотью.........
я отрицаю, во-первых, тип человека, который до сих пор считался самым высоким, добрых, доброжелательных, благодетельных; я отрицаю, во-вторых, тот род морали, который, как мораль достиг значения и господства, -мораль декаданса... христианскую мораль»[4.с.409]. Вообще пафос его философии составляет стремление к совершенствованию культуры, стремление понять личность и найти выход из «кошмаров» современной ему эпохи - эпохи «двойной морали».
Но возможно ли все это осуществить в терминах и методами позитивной науки того времени? Конечно же нет. Заслуга Ф.Ниттше в том, что он нашел свой особый путь решения этой проблемы: во-первых, он не стремится к построению философской системы и крайне необычно употребляет общепринятые в философии понятия; во-вторых, он выбрал удивительно изящную литературную форму своих построений в виде броских афоризмов, парадоксальных выражений, панфлетов и причт и высказывал свою позицию, не заботясь об аргументации, доказательности. Вот, что он говорил по этому поводу: «Я хочу творить вещи, на которых время напрасно будет точить свои зубы, постараться создать нечто, хотя небольшое, но бессмертное по форме и веществу... Афоризмы, сентенции, в которых я не имею себе равного среди немцев, и есть формы «вечности»; мое честолюбие
в том, что бы сказать в десяти предложениях то, что другой говорит целой книгой, - что другой не может сказать целой книгой»[7.с.413]. И все это, действительно, удалось ему.
Такого рода построения являются приманкой для интеллектуально обывателя, ибо они легко запоминаются, на первый взгляд не требуют глубокого вдумывания и отвечают подсознательным устремлениям и желаниям. Ярким примером здесь является знаменитое высказывание Ницше: «Ты идешь к женщинам? Не забудь взять с собой плеть!»[11.с.55]. Их суть представляется ясной и однозначной, цели - обширны, а язык - понятным. Но это только на первый взгляд. На самом же деле к творчеству этого мыслителя нельзя подходить с позиции однозначной логики. Она по меньшей мере двухзначна, но чаще всего многозначна и определяется контекстом. Важно иметь в виду, что в своем творчестве он пытается «вывернуть» свой разум в мучительном процессе самопознания и его обостренное восприятие позволяет увидеть то, что недоступно так называемому здравому разуму. Ницше, по оценке К. Ясперса, нес «глубочайшую истину в соединении со странными и остающимися чуждыми нам позитивностями... В распаде собственного творчества и жертвования собственной жизнью» он открыл нам то, «что не может быть ничем заменено»[13. с.503].
В содержательном плане для философии Ницше нет готового названия типа “идеализм”, “реализм” т. п. Иногда сам он говорил о своей философии, как о “нигилизме”, являющемся центральным понятием его философии. Потому его часто причисляют к основоположникам философии отрицания - нигилизма [1.с.232]. Соглашаясь с этим, следует иметь в виду, что “нигилизм” Ницше особого рода. Какого?
Общепринято, что нигилизм (от лат. nihil - ничто)
- позиция абсолютного отрицания. Очень часто нигилизм представляет собой крайний скептицизм, реакцию против догматизма, бессодержательность которого стала явной [12.с.301]. В таком понимании нигилизм процветал в XIX в. по всей Европе, особенно в России, и представлял собой негативную и деструктивную установку по отношению к совокупности моральных, политических и религиозных учений, которые воспринимались нигилистами ограниченными и обскурантистским.
Что касается русских нигилистов, то главным их лозунгом был вера в “НИЧТО”. Их “ничто” не есть пустота. Оно, с одной стороны, связано с утерей доверия к убеждениям, вкусам и установкам старшого поколения, а заодно и к их авторитету, а с другой - предполагает веру в “реальный факт”, веру некритическую и с позиций вульгарно- материалистически понимаемой науки. Для них наука - это хранилище истин или метод их открытия.
* Джейранов Федор Елефтерович - кан. философ. наук, доц. каф. “Философия” ИжГТУ
“Истина, пишет Ницше, сама полагалась бытием, богом, высшею инстанцией, потому что в истине не смели видеть проблему”[6.с.137]. Такой нигилизм проистекает из состояния ума, когда, научившись не доверять какому-то одному авторитету, он стремился найти другой, в данном случае науку. Им трудно действовать в этом мире, не предполагая того или иного внешнего источника авторитета и значимости. Ницше прекрасно понял такой нигилизм и направил все свои титанические усилия на поиск его причин и последствии, поиск выхода человека из такого состояния ума. В сжатой форме логику его рассуждений можно выразить в следующих положениях.
Первое. По мнению Ницше, то состояние ума, которое порождает нигилизм негативности и пустоты
- это продукт определенной культуры, которая формирует тип личности, постоянно пытающийся навязать “порядок” и “структуру”, лишенной порядка и структуры вселенной, дабы сохранить чувство собственного достоинства и значимости [9.с.349,352]. На самом же деле не существует никакой подлинной, рациональной или милосердной вселенной, никакого “истинного” бытия. Мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее вечного возвращения одного и того же. Он пишет: «Все уходит и все возвращается; вечно катится колесо Бытия... Все умирает, все вновь расцветает; вечно бежит год Бытия ...Все разрушается, все строится вновь; вечно возводится все тот же дом Бытия. Все разлучается и встречается вновь; вечно верным себе остается Кольцо Бытия» [11.с.178-179]. В этот процесс вечного возвращения включен и человек.
Для Ницше такой мир лишен ценности, ибо в этом не расчлененно- целостном потоке бытия, нет ничего такого, что имело бы смысл считать обладающим ценностью и чему могли бы соответствовать наши убеждения. Поэтому наши убеждения - это набор удобных функций, полезных соглашений, который не в большей степени укоренен в реальности чем любой другой альтернативный ему. Поэтому то состояние ума, которое навязывает этой не подлинной реальности, лишенной ценности порядок, структуру и цель, должно быть преодолено. Только тогда исчезают основания для разочарования, пессимизма и отчаяния.
Второе. Нет никакой разделенности двух миров, никакой всеобщей духовной субстанции над отдельным эмпирическим индивидом. Есть только трансцендентно - имманентный нашей реальной жизни Абсолют, называемый Первоединым и жизнью. Жизнь
- иррациональная основа всего сущего, которая почти тождественна “жизненной силе”. Воля к жизни должна проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть, превосходство, за становление нового человека [5.с.29-31,43-44]. Вся жизнь стремится к максимуму чувства власти - к доминированию, самоутверждению, экспансии[11.с.89-91]. Во всем мироздании нет ничего более элементарного и вообще ничего иного, чем это стремление и его разновидности. На ступени интеллектуальной жизни воля к власти обнаруживает себя в форме интерпретаций даваемых людьми жизни: искусство, наука, религия, философия говорят от имени воли к власти. Они представляют собой некие импульсы и порывы навязывать хаотичной, в сущности, реальности форму и структуру, трансформировать ее в доступный человеческому пониманию мир до тех пор, пока он не станет удобным для нас. Их содержание здесь значит не более чем функция. [10.с.156]
Третье. Воля к власти составляет сущность жизни [10.с.185] и прорывается в каждом человеке. Первичным и абсолютным в бытии выступает совокупность
творческих центров я, совокупность личностных начал, порождаюшцевсемировоеБытие.Бытиеконцентрируется в каждой отдельной личности и находится в состоянии бесконечного творческого становления. Человек связан с Первоединым, имеющим посюсторонний характер и только человеческая личность выступает в качестве адекватной формы явления Первоединого. Мир в той форме, как он явлен нам, зависит от установок и творческой энергии человеческих личностей. Он есть то, что мы сделали и должны воспроизводить. У него нет другой структуры и значения, помимо тех, которые мы ему приписываем.
Конструируя мир и действуя, человек преобразовывает его для своих нужд, изменяя при этом и самого себя. Человек - само себя созидающее существо, которое смотрит на вещи сквозь призму своих потребностей и познает не мир, а самого себя. Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь, первичной клеточкой, которой является тело, развивающееся из биологических потребностей по законам самой жизни. Тело господствует и является господином над Я, а инструментом и игрушкой в его руках являются дух и интеллект [11.с.26]. Человеческий интеллект не познает, а схематизирует мир в угоду практической потребности. Все живое и становящееся способно познать только интуитивное, конкретное мышление, но не абстрактное. Последнее идет своей дорогой и все далее и далее уходит от жизни, порождает свою действительность
- искусственную. Становясь честью этого мира, человек становится искусственным существом, а все искусственное так или иначе душит жизнь, подавляет творческие импульсы и волю к власти. Человек оказывается в состоянии безжизненной стагнации и становится неполноценным, больным животным, то «плачущим», то «смеющимся», то «счастливым», то «несчастным». Он ищет смысл везде, даже там, где его нет; из всего делает знаки, везде ищет значение и это относится прежде всего к ценностям и целям. Это человек, отчужденный от своей сущности - «жизненного порыва».
Преодоление такого состояния предполагает переоценку всех ценностей, формирование культуры, для которой главным капиталом станут люди, чувствующие ответственность перед жизнью и способные принять судьбу и осуществить волю к жизни и власти. Поэтому нигилизм Ницше - это не идеология, а метафизика, призванная расчистить почву для подлинного творчества, представив мир во всей его наготе, лишенном значения, цели или формы. Такой нигилизм представляет собой новый путь к «Да», связанный с любовью к своей собственной судьбе.
Обвинительный вердикт человеческому интеллекту, его способности понять, познать и преобразовать мир, сопровождающийся бунтарской критикой цивилизации вообще, является важной чертой философии Ницше. Он отвергает разумность бытия, но если мир не разумен, то в нем нет никакого положительного начала - истины, добра, справедливости. Отсюда и ницшеанский лозунг радикального преобразования всей цивилизации, лозунг «переоценки всех ценностей», и прежде всего тех, которые защищаются христианством, демократией и социализмом. Смысл ее заключается в следующем: все то, что обычно признается ценным, на самом деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью. Нужно все поставить на свои места - на место ценностей мнимых поставить истинные ценности. При этом следует встать «по ту сторону добра и зла»[9.с.366], пределами которых исчерпываются все формы существующих моральных отношений.
ДляНицше,недостатки,например,господствующей
морали заключаются в том, что она несет ответственность за падение человечества, ибо имеет своим основанием следующие предположения: во-первых, о всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе каждого; в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая не требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель. Основанная на этих предположениях, традиционная мораль включает в себя принципы справедливости, добра, альтруизма или любви к ближнему, сострадание, милосердие и приоритета духовных ценностей. Краеугольными же камнями новой (истиной) морали, предлагаемой Ф. Ницше, являются совсем другого рода ценности. Какие?
Истинная справедливость, утверждает Ницше, основана не на равенстве - каждый имеет столько, сколько заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни. Равенство - это признак упадка, отчуждения, ибо данный принцип имеет целью великого и свободного человека поставить на одну доску с жалкой посредственностью, рабом по духу. Это желание порождено завистью ничтожеств по отношению к тем, кто выше, кто лучше, кто храбрее и достойнее[6.с.106-109].
Назначение жизни состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и только это имеет значение. Всякие «добродетель», «долг», «добро в себе», имеющие характер безличности и общепринятости, есть только «химеры», в которых выражается закат, потеря последних сил жизни. Таковыми являются и принципы альтруизма, милосердия и сострадания.
Дело не в любви к ближнему; уважения и поклонения достойны лишь лучшие - это наиболее сильные. Пустой тратой энергии являются принципы милосердия и сострадания. Требованием жизни является не спасение и даже не помощь слабым. Лозунгом подлинной жизни должен быть: «Падающего подтолкни!»[11.с.170].
Именно «через состраданье теряется сила», через которую на эту землю могли бы снова прийти красота, величие, доблесть, свобода (свобода как господство «воинственных и победоносных инстинктов» над «инстинктом счастья»).
Ложью является и принцип «общественного блага» Не массы, а только великие индивидуальности имеют ценность. Масса же может представлять интерес только как копия великого, или как сила сопротивляющаяся ему, или как орудие в его руках. Принцип «общественного блага» культивирует посредственность и тем самым разрушает истинно ценное - жизнь. И, вообще, вся господствующая мораль базируется на ложной психологии, ибо не почитает природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам, несовместимым с их природой[6.с.147]. Это приведет к потери связи с первоединым, способствует отчуждению людей на существенном уровне.
Для Ницше провозглашаемое в обществе равенство
- это безумие, ведущее к отчуждению наиболее «ценных» индивидов, к вырождению и гибели всего человечества. Появление представительных органов, призванных поддерживать установленную иерархию и защищать свободу «физиологических неудачников»- бедных, то есть ленивых, которым природой отказано в жизненной энергии, необходимой для самоутверждения себя в качестве свободной личности, является первым и самым опасным симптомом упадка и отчуждения «здоровых форм жизни». Отчуждение проявляется в том, что пропасть между отдельными людьми, отдельными классами уменьшается» [7.с.401], инстинкты ранга ослабевают, мощные повелители, способные держать «толпу» в повиновении, заменяются собраниями разумных стадных людей. Именно «торжество стадного
начала» означает демократию [7.с.401]. Социализм же - это нечто более страшное: «бессильное безумство тиранов», одержимых «безумным пламенем мести» и маскирующих свои стремления «сладкими» словами о равенстве, справедливости, добре и т. д. Последние призваны ретушировать истинную сущность человека, как хищного животного, побуждаемого в своих действиях необузданными инстинктами. Самым страшным и привлекательным из них является стремление к господству, жажда мести и завоеваний. Именно в «войне всех против всех» происходит отбор наиболее «ценных» индивидов формируется «высший тип личности». «Война и мужество, - пишет Ницше, - совершили больше великого, чем любовь к ближнему»[11.с.38]. Она «учит всех понимать свободу» [7.с.402]/
Он утверждает, что в современном социуме каждый отдельный индивид приносится в жертву и служит орудием. В таких условиях теряется смысл и цель человеческого существования. Аскетический идеал христианства хотел освободить человека от бессмысленного страдания, но достигал это тем, что отторгал человека от основ его бытия и уводил в «ничто», а по сути ввергал в мир страданий[6.с.147]. На его взгляд в христианской морали всегда закреплялось желание «улучшить» человека: улучшением называлось укрощение человека - зверя, выведение определенной людской породы [9.с.366-3б7]. Это и погубило человека, погасило индивидуальное, личностное начало в человеке, подчинило отдельного человека прагматическим установкам рода, превратила его в субъекта. «Мы живем в мире фантазии, в мире извращенном, вывернутом на изнанку, пустом, но полым ясных сновидений ... Противоположностью этому ... является не «истинный мир», но бесформенный, недоступный формулировке мир хаоса ощущений». Этот мир уходит своими корнями в жизненное начало, первичной клеточкой которого является тело, развивающийся из биологических потребностей по законам самой жизни. Тело не нуждается ни в духе, ни в интеллекте, берет на себя антирационалистическую нагрузку, встает против «истины разума и бытия», является воплощением жизни и живет, ощущает, переживает, «мыслит» в соответствии с инстинктом воли к власти.
Воля к власти является первоосновой всего сущего, самым элементарным фактом, принимаемом априорно и не нуждающемся ни в каких доказательствах [10.с.185]. Она в основном выступает в роли методологического принципа интерпретации общественных отношений, которые, согласно Ницше, зиждутся на господстве и подчинении, теоретическим орудием доказательства их «космической» предопределенности. Всех живых существ, в том числе и человека, он рассматривает как определенную иерархию сил, соперничающих друг с другом за господство. Вообще в основе жизни лежат агрессивные эгоистические инстинкты, и ее надо принимать такой, какой она есть, - «как присвоение, преодоление чужого и более слабого, подавление, навязывание собственных форм, как эксплуатацию»[10. с.299]. Последняя, по Ницше, не есть форма отчуждения, принадлежность к несовершенному обществу. Она принадлежит к сущности всего живого как основная органическая функция, «коренной факт(№Гак1ит) всякой истории»[10.с.299-300].
Вся человеческая история, по Ницше, представляет собой борьбу двух типов воли к власти: воли к власти «сильных» (господ) и воли к власти «слабых» (рабов) [10.с.171]. Во всех поступках последних проявляется пессимистическая злость по отношению к положению «сильных», тяготение к невелировке, к равенству и прочие низменные инстинкты [6.с.106-108]. Напротив, у
избранных воля к власти является созидающей. Они есть «соль земли», единственный смысл и цель человеческого существования. Что касается общества, то оно может и должно существовать не ради самого себя, а лишь как «фундамент, подмостки, по которым избранный ряд существ, призванных для выполнения высших задач, мог бы подняться до истинного, всестороннего существования» [10.с.298].
Подчеркивая несвободу и отчужденность человека в современном ему обществе и, непосредственно, сопрягая проблему отчуждения с проблемой свободы, он утверждал, что как в прежние времена, так и теперь все люди разделяются на рабов и свободных. Тот, кто не может располагать двумя третями дня лично для себя, должен быть назван рабом, кем бы он ни был: ученым или плотником, чиновником или купцом. Поэтому Ницше приходит к выводу о праве личности отрицать существующий порядок вещей: не свержение строя, порождающего несвободу, а возрождение идеала сильной и свободной личности, отказ от культа слабости и униженности, покаяния, жертвы и самопожертвования, навязанного религией лицемерия. Это отрицание должно иметь целью не установление социального равенства, а, напротив, разрушение самой идеи равенства всех людей. Более того, критикуя социальную систему, построенную либо на безмерном подчинении какой- либо идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное- личность, ее индивидуальность, неповторимость, он выдвигает собственную концепцию движения человечества к новому, элитарному обществу, построенному на принципах неравенства, утверждает право более сильного (аристократичного, благородного) на попрание низшего, слабого. Тем самым Ницше, вольно или невольно, возводит отчуждение в ранг вечного спутника человечества.
Таким образом, своеобразие и новаторство в постановке и интерпретации проблемы человека и отчуждения заключается в том, что Ницше фактически прервал ту традицию, в которой родилось понимание человека как существа, близкого другому (романтики, Л.Фейербах) и как некую уже установившуюся сущность. Он утверждает, что человек в отличие от других биологических видов находится в процессе становления. Индивид рассматривается им как бесконечно становящаясяценность, какпроцесс, какнеисчерпаемость. Высшим благом для человека является его личность, то, что дала ему природа, что воплощено в его телесности, инструментом игрушкой в руках которой являются дух и интеллект, в его волевой способности. Воля к жизни (или к власти) - это единственная возможная истина в мировом хаосе, несомненное благо и поэтому ее надо всячески поощрять, развивать, взращивать и лелеять. Чем сильнее развита воля к власти, которую следует понимать как стремление сбыться, воплотить, реализовать себя
наиболее полно, тем полноценнее и значительнее наша жизнь. А жизнь- это цель внутри человека. Однако современная культура, которую Ницше оценивает как «культуру декаданса», не способствует реализации подлинной сущности человека. Она способствует возрастанию интеллекта, ослабляет инстинкт, приглушая ощущения его слиянности с природой, умоляя смысл жизни как единственно абсолютной ценности [4.с.413]
. Здесь свобода принадлежит Богу, который творил все ценности мира. Это отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека и делает его отчужденным от творческой энергии.
Соединяя индивидуальность человека с его свободой, Ницше предлагает убить Бога и обрести свободу, т.е. обрести творческий импульс, стать источником и движущей силой процесса становления ценностей. Но это будут конкретные ценности конкретного человека, которые появятся в результате осуществления воли к власти, воли над собственной жизнью. Именно поэтому формирование каждым человеком индивидуальных ценностей исключает идею равенства: чем сильнее импульс жизни, тем сильнее власть к жизни, тем индивидуальнее, личностнее человек. И наоборот, чем слабее воля к жизни, тем сильнее потребность в равенстве. Человек должен установить отношения с самим собой, со своей волей к жизни и волей к власти. Для этого предлагается новая «истинная», не отчуждающая мораль, которая должна иметь своим фундаментом жизнь как первую и абсолютную ценность. Она вырастает из жизни, идет от индивида, верит в возможности самого человека - единственного творца и самого себя, и всей истории и должна учить людей «искусству посюстороннего утешения». Ее сформулирует новый тип человека - сверхчеловек, которого от других отличает развитая воля к власти, способность покорять и повелевать, индивидуализм и свобода о тех моральных предписаний, которые делают человека слабым. Прежде всего сверхчеловек должен освободить в себе задавленные инстинкты, признает только одно право- право сильного волей к власти, придерживается принципа «равным - равное, неравным - неравное», из которого следует: «неравное никогда нельзя сделать равным!» [7.с.411]. Его отличает величие духа, высота устремлений и даже совесть. Среди себе подобных он благороден, уважителен и уважаем. Остальные же недостойны его любви и сострадания [6.с.43-44].
Таких людей пока нет и, в принципе, идеал сверхчеловека, обрисованный Ницше, невозможен и утопичен. Совершенно прав М.К. Мамардашвили, утверждая, что «Ницше знал, что сверхчеловеками мы не станем, но стремясь быть сверхчеловеком, мы станем хотя бы людьми»[3.с.188]. Именно в этом и заключается смысл ницшенского идеала сверхчеловека, той «истинной» морали, которую он сформулирует.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник.- М.:АСТ- Астрель, 2002.
2. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник, 2- е издание.- М.: Юрист, 2002.
3. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления // Мамардашвили М.К. Философские чтения.- Санкт- Петербург: Азбука-классика; 2003.
4. Ницше Ф. Автобиография // Ницше Ф. Избр. произв. Кн.2.- М.: Сирин, 1990.
5. Ницше Ф. Воля к власти.- М.: Ницше Ф. Избр. произв. Кн.2.- М.: Сирин, 1994.
6. Ницше Ф. Генеология морали // Ницше Ф. Избр. произв. Кн.2.- М.: Сирин, 1990.
7. Ницше Ф. Очерки несвоевременного // Ницше Ф. Избр. произв.Кн.1.- М.:Сирин,1990.
8. Ницше Ф. Помрачнение кумиров // Ницше Ф. Избр. произв. Кн.1.- М.: Сирин, 1990.
9. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Избр. произв. Кн.2.- М.: Сирин, 1990.
10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Избр. произв. Кн.1.- М.: Сирин, 1990.
11. Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА.- М.; 2003.
12. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Республика,1994.
Поступила в редакцию 6.06.05 г