Научная статья на тему 'Философский и экономический подходы к проблеме управления: сравнительный анализ'

Философский и экономический подходы к проблеме управления: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / MANAGEMENT / MANAGEMENT SUBJECT / ORGANIZATION / ORGANIZATIONAL CULTURE / DECISION MAKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Станкевич Наталия Сергеевна

Предпринята попытка социально-философского анализа проблемы управления. В результате исследования выявлены преимущества философского подхода над экономическим в изучении управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHIC AND ECONOMIC APPROACHES TO THE MANAGEMENT PROBLEM: COMPARATIVE ANALYSES

The article deals with an attempt to analyze the management problem from the philosophic and social worldview. The result of the aforementioned investigation represents the preference of the philosophic approach but not that of the economic one, especially in management research aspects.

Текст научной работы на тему «Философский и экономический подходы к проблеме управления: сравнительный анализ»

© Станкевич Н.С., 2012

®

УДК 338.24.01 ББК 65.050

ФИЛОСОФСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 1

Н.С. Станкевич

Предпринята попытка социально-философского анализапроблемы управления. В результате исследования выявлены преимущества философского подхода над экономическим в изучении управления.

Ключевые слова: управление, субъект управления, организация, организационная культура, принятие решений.

Современное общество не может нормально развиваться без управления. Управление сегодня проникает во всю систему социальных отношений. Существует множество определений термина «управление». В широком понимании управление - процесс планирования, организации, мотивации деятельности группы людей или отдельных личностей, направленный на достижение определенных целей. Как пишет В.С. Диев, «управление может быть охарактеризовано как преобразующая и направляющая деятельность, осуществляемая субъектом по отношению к объекту управления, обеспечивающая достижение заданной цели. Управление - процесс воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение, сохранение, разрушение или изменение системы объекта в соответствии с поставленной целью» [2, с. 36]. С точки зрения экономики управление (менеджмент) понимается как деятельность, направленная на решение конкретных проблем, и как сложный информационный процесс. Философия рассматривает управление как элемент функции организованных систем различной природы, обеспечивающий сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Уже из этих дефиниций становится понятно, что экономисты более конкретно под-

ходят к определению управления, чем философы.

В менеджменте принятие решений, как основа процесса управления, строится на планировании, организации деятельности, мотивации работы персонала, контроле и проверке исполнения решений. Таким образом, управление имеет конструктивный характер [4, с. 31].

Философия же рассматривает аксиологические, гносеологические и методологические основания человеческой деятельности в процессах управления. [2, с. 36].

Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая (в общем случае инструментальная, т. е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности, организация - это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизирована, эффективно, надежно и предсказуемо.

Философский подход к проблеме управления намного шире экономического. В менеджменте уделяется внимание решению вопросов формирования, поддержания и развития организационной культуры. Организационная культура- составляющая организации, оказывающая сильное влияние как на ее внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внеш-

ней среде. Организационная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл функционирования организации и т.д. Часто основные положения организационной культуры находят проявление в обобщающих смысл деятельности организации лозунгах. Носителями организационной культуры являются люди, но вырабатывается она и формируется в значительной мере менеджментом и, в частности, высшим руководством. Организационная культура может играть огромную роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение ее целей. Но может и являться мощным тормозом на пути достижения целей, в особенности, если для этого потребуется проведение изменений. Такова точка зрения экономистов.

Философия выявляет аксиологические основания человеческой деятельности в процесс формирования организационной культуры. В теории управления появляется интерес к самоорганизации. Для сохранения единого социального пространства организации при самоорганизации ее элементов необходимо формирование общего культурного поля. «Именно единые ценностные ориентиры обеспечивают то, что деятельность участников самоорганизующихся структур будет не дистанцировать, а гармонировать с организацией. Формирование культурного стиля должно стать одной из главных забот управленцев. Адекватная задачам модель организационной культуры может сыграть роль не только объединяющего поля, но и той питательной среды, на которой может вырасти самоорганизация» [3, с. 299]. Так философский подход характеризует роль аксиологического фактора в процессе управления.

Управление не может обойтись без общих научных методов и достижений конкретных наук. Они полезны для развития познавательной базы управленца, эффективны как раз для основных составляющих процесса управления: планирования, организации, мотивации и контроля, а также важны для принятия решений [3, с. 302]. Экономический подход рассматривает управление с точки зрения раци-

ональности(Ф. Тейлор), который базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности [1, с. 45]. Происходит движение от классических теорий управления к теориям, человеческих отношений, концепции организационной культуры. То есть от «рациональных» к «социальным». Определяющими в процедуре выбора или принятия того или иного решения становятся традиции, привычки, стереотипы. Социальный подход носит ценностный характер. Философия подчеркивает значение именно социального фактора в управлении. Сегодня в центр концепций управления становится человек. Ведь именно человек не дает превратить управление в точную науку. Все поведение человека обусловлено его ценностями, потребностями, волей, мировоззрением и т. п. Поэтому «в работе руководителя существенное место занимают творческие и эвристические операции, но именно эти компоненты не поддаются формализации, поскольку механизмы интеллектуального труда до сих пор не изучены. Руководство людьми в организациях представляет особую форму искусства - это свободная творческая деятельность, основанная на научном фундаменте и сочетающая приемы ремесла и профессиональные навыки» [3, с. 305].

Основой процесса управления является принятие решений. Экономический подход определяет решения как результативные параметры и процессуальное содержание управленческой деятельности. Реализация любой из функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль) предполагает принятие решений. Экономисты различают обыденные и административные решения, запрограммированные и незапрограммированные. Целью принятия того или иного решения является достижение определенной цели организации и ее качество.

С философской точки зрения проблема принятия решений шире управленческой сферы. Еще в классической философии нашла свое отражение такая проблема как свобода воли. Руководитель долженуметь реализовывать принятые им решения. Для этого необходимы такие качества как воля и настойчивость. «Центральным звеном процесса управления является принятие решений, а во вся-

34

Н. С. Станкевич. Философский и экономический подходы к проблеме управления

ком решении присутствует волевая компонента» [3, с. 306]. Принятие решений составляет сущность человеческой деятельности. Через решения он реализует себя как личность в обществе. «В принятии решения интегрируются знания, интересы, мировоззрение человека. Оно служит основой самоидентификации человека, так как любой социальный тип, любой характер раскрывается только через сознательной действие. Любую человеческую деятельность можно представить как цепочку принятия решений» [2, с. 37]. Принимая определенное решение, человек становится ответственен за сделанный мим выбор. Таким образом, необходимо сделать так, чтобы качество принятия решений не вызывало сомнений. Ведь от этого будет зависеть дальнейшей развитие общества.

Современное общество характеризуют как общество риска. Человек вынужден каждый день принимать рискованные решения, которые могут привести к непредвиденным последствиям. Задачей субъекта управления является выбор того решения, которое позволит привести к минимуму набор тех обстоятельств, которые он не сможет контролировать. «Управление в условиях риска, как и любой процесс управления, предполагает успешное достижение поставленной цели, в данном случае - принятие решений, имеющих минимально допустимый риск. Субъект управления должен обладать рациональной основой для принятия благоразумных решений в условиях риска, позволяющей сравнивать различные варианты действий и выбирать тот, который наиболее полно соответствует его целям, оценкам, и системе ценностей. Поведение же, основанное на отказе от рациональности, будет хаотичным и непродуктивным» [2, с. 38].

Таким образом, рассмотрение проблемы принятия решений в рамках философии, в отличие от экономического подхода, дает возможность выхода за пределы узкодисциплинарных методов исследования изучаемых явлений и позволяет реализовать объединяющую функцию философии, а именно объединять различные подходы и формировать единый базис, который дает возможность использовать методы из одних областей знания в других. Современное российское общество нуждается в разработке концептуальных оснований модели управления. Это является важной задачей философии управления. В данный момент у нашей страны нет единого направления развития, поэтому отсутствует и модель управления.При наличии национальной модели управления будет возможность достигать целей, поставленных перед страной.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Работа выполнена в рамках гранта РГНФ и Администрации Волгоградской области № 12-12-34018 «Мониторинг и корректировка механизма управления инновационными процессами в экономике региона с использованием естественно-научных методов».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виханский, О. С. Менеджмент / О. С. Ви-ханский, А.И.Наумов. - Изд. 3-е. - М. : Экономистъ, 2003.- 528 с.

2. Диев, В.С. Управление. Философия. Общество / В.С. Диев // Вопросы философии. - 2010. -№8. - С. 35-42.

3. Диев, В.С. Философия управления / В. С. Ди-ев // Личность Культура. Общество. - 2005. - Вып. 1 (25). - С. 295-316.

4. Зуб, А.Т. Принятие управленческих решений. Теория практика. - М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФ-РА-М, 2010. - 400 с.

PHILOSOPHIC AND ECONOMIC APPROACHES TO THE MANAGEMENT PROBLEM: COMPARATIVE ANALYSES

N.S. Stankevich

The article deals with an attempt to analyze the management problem from the philosophic and social worldview. The result of the aforementioned investigation represents the preference of the philosophic approach but not that of the economic one, especially in management research aspects.

Key words: management, management subject, organization, organizational culture, decision making.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.