Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ ИСТИНА'

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ ИСТИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
556
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Истина / методология / логика / логическое понятие / гносеология / интуиция / информация / Truth / methodology / logic / logical concept / gnoseology / intuition / information

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Губанов Р.Г.

Термин философский рассматривается как методологический. Выделяются два вида истины: гносеологическая и логическая. Особое внимание уделяется методам подтверждения истины. Намечаются области применения истины. Рассматриваются некоторые распространённые виды истин. Предпочтение отдаётся интуитивной истине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ASPECT OF THE NOTION OF TRUTH

The term philosophical is regarded as methodological. There are two types of truth: gnoseological and logical. Particular attention is paid to the methods of confirming the truth. Outlines the scope of truth. Some common types of truths are considered. Preference is given to intuitive truth.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ ИСТИНА»

7. Искрин С.А. Ситуации общения в процессе обучения иностранному языку. // С.А. Искрин // Иностранные языки в школе, 2004. - №9. - С. 40-44.

8. Кузьмина Н. В. Понятие «Педагогическая система» и критерии ее оценки: (Методы систем. Пед. исследования) / Н. В. Кузьмина; Высшая школа. - М., 1980.- С. 618.

9. Смирнов И.Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма // Иностранные языки в школе. - 2006. - №6. - С.11.

10. Сопер П.Л. Искусство речи. - М.: Искусство, 1992.

11. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза: монография. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех", 2007. - С. 27.

12. Френки Д.И. Мультимедиа как средство интенсификации самостоятельной работы при обучении русскому языку иностранцев: Дис ... канд. пед. наук. - СПб., 1994.

13. Competency-Based Teacher Education: Progress, Problems and Prospects/ Ed. By W.R. Houston, R.B. Howsam. - Chicago: Science Research Association, 1972, Vol. X, - P. 182.

14. Hymes D. H. A Perspective for Linguistic Anthropology //Horizons of Anthropology. - Chicago, 1964.

УДК 101.1

Губанов Р. Г., пенсионер Россия, Санкт-Петербург ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ ИСТИНА

Аннотация: Термин философский рассматривается как методологический. Выделяются два вида истины: гносеологическая и логическая. Особое внимание уделяется методам подтверждения истины. Намечаются области применения истины. Рассматриваются некоторые распространённые виды истин. Предпочтение отдаётся интуитивной истине.

Ключевые слова: Истина, методология, логика, логическое понятие, гносеология, интуиция, информация.

Gubanov R. G.pensioner Russia, Saint-Petersburg PHILOSOPHICAL ASPECT OF THE NOTION OF TRUTH Annotation: The term philosophical is regarded as methodological. There are two types of truth: gnoseological and logical. Particular attention is paid to the methods of confirming the truth. Outlines the scope of truth. Some common types of truths are considered. Preference is given to intuitive truth.

Keywords: Truth, methodology, logic, logical concept, gnoseology, intuition, information.

Философия должна определять методологию мышления, чтобы обеспечить единство научной картины мира. При разработке методологии

мышления можно применять приёмы технологии производства и в конечном счёте получить технологию мышления. Процесс познания можно рассматривать как моделирование единого мира. Первым этапом является логическое моделирование, когда определяются логические понятия, которые эквивалентны физическим объектам. Понятие должно быть однозначным как электронный адрес. Логическое понятие и физический объект должны однозначно соответствовать друг другу. Известно много определений понятия истина, примем за основу следующее.

Истина - философская гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истиной, если она соответствует предмету. Область применения данного понятия гносеология.

Однако понятие истина применяется не только в гносеологии, но и в логике. Логические понятия должны быть парными, чтобы можно было пользоваться логической операцией инверсия. В логике инверсным по отношению к истине является понятие ложь. Истина равна логической единице, а ложь - логическому нулю. Очевидно, что гносеологическая истина может быть неполной, её можно представить в относительных единицах, при полном соответствии единица, при полном несоответствии ноль. Можно задать определённый порог и считать, что если гносеологическая истина превышает этот порог, то её логический эквивалент равен логической единице, во всех других случаях он равен логическому нулю. Таким образом, гносеологическая истина может переходить в логическую. Логическое понятие должно иметь логическое описание, которое позволяло бы однозначно установить соответствие конкретного физического эквивалента понятия его логическому описанию. Рассмотрим это на примере.

Возьмём логическое понятие вода и его конкретный физический эквивалент в виде водопроводной воды, текущей из конкретного крана в конкретный момент. Логическое описание водопроводной воды - ГОСТ на эту воду. Чтобы определить соответствие воды ГОСТу надо выполнить ряд физических измерений. Степень соответствия можно выразить в относительных единицах, если допустимый порог превышен, то вода соответствует ГОСТу, и её надо оплачивать по тарифу.

Гносеологическую истину можно принять как вариант смыслового определения понятия информация в отличие от статистического в теории связи, и тогда можно говорить об информационном эквиваленте логического понятия. Нужно отметить, что при нахождении гносеологической истины надо установить соответствие нематериальной субстанции (идеи) в виде логического понятия и материального физического эквивалента. Непосредственно сравнивать материальное и нематериальное невозможно, поэтому необходима специальная методика сравнения. Таким образом, гносеологическая истина может иметь информационный эквивалент и одновременно логический эквивалент, при этом информационный эквивалент выражается в относительных единицах, а логический в логических. Например, если вода соответствует ГОСТу на 95%, а допустимый порог 90%,

то информационный эквивалент истины 0,95, а логический - логическая единица.

Известно положение: практика - критерий истины. Оно подтверждается тем, что для определения гносеологической истины надо выполнить физические измерения. Но есть области, например, социология, в которых прямые физические измерения не применяются. В этих областях истина будет зависеть от методики её определения, чтобы как -то прийти к общему знаменателю, необходимо обращаться в суд. В частности, может быть суд истории, но поскольку исторический процесс идёт непрерывно, то меняются критерии, и одни и те же события могут иметь разные оценки.

Остановимся более подробно на логической истине, она распространена наиболее широко. Выбор между ответами "да" или "нет" неизбежен в повседневной практике. Самый простой способ такого выбора -административная истина. Истину определяет администратор сети, а все участники принимают его выбор. В качестве администратора могут выступать бог, царь, командир, начальник, старший по званию или возрасту, авторитет и так далее. Без администратора существование сети невозможно.

Если администратора нет, то наиболее быстродействующий способ определения истины - интуиция. Но интуиция у каждого своя, поэтому практически формируются группы, в которых интуиции участников достаточно близки. Это позволяет получить синтез интуитивной и административной истин. Но административная и интуитивная истины выходят за рамки формальной логики. В рамках формальной логики сравнить два логических понятия невозможно, так как в формальной логике нет операции сравнение. Операция сравнение (вычитание) есть только в арифметике, но, чтобы применить любую арифметическую операцию нужны числа.

Однако, есть числа, которые нельзя сравнивать, это комплексные числа. Их можно сравнивать либо по модулю, либо по фазе, но результаты будут разные. Логические ноль и единицу тоже нельзя сравнивать, поэтому нельзя сказать, что из них больше. В формальной логике операция вычитание заменяется операцией инверсия, которой нет в арифметике.

Логическую истину можно также определять аналогично определению гносеологической. При определении гносеологической истины сравниваются логическое описание и физический объект, а при определении логической можно сравнивать физические эквиваленты прямого и инверсного понятия. Истинным считается то понятие, чей физический эквивалент больше. Такую истину можно определить, как объективную.

Возможны разные методы сравнения физических эквивалентов. Метод косвенного сравнения предполагает измерение каждого эквивалента в одних и тех же единицах измерения и выполнение арифметической операции вычитание. Если результат вычитания равен нулю, то объективную истину определить невозможно. Если применить рычажные весы и расположить сравниваемые объекты на разных чашках, то можно в принципе обойтись без

гирь. В случае равновесия весов истину определить невозможно. Рычажные весы - пример метода прямого сравнения физических эквивалентов.

Крайним методом прямого сравнения является тотальное сравнение. Это процесс, в результате которого один или оба сравниваемых эквивалента уничтожаются, например, огонь и вода на пожаре. Либо вода испариться, либо огонь погаснет. Но в результате тотального сравнения уничтожается физический эквивалент одного из инверсных понятий, следовательно, становиться неправомерным исходное определение понятий. Тотальное сравнение приводит к необходимости замены исходных понятий.

В социальной сфере косвенное сравнение действует в экономике, прямое в спорте. Тотальное сравнение в социальной сфере - это война. Приведённые примеры показывают, что определение объективной логической истины возможно не всегда, кроме того, оно может требовать определённых затрат и приводить к войне и уничтожению исходных понятий. Практически это означает, что предпочтение надо отдать административной или интуитивной истине.

Если рассматривать познание как алгоритм, понятие истина нужно в точках сравнения. Алгоритм познания содержит этапы линейного накопления знаний и точки разветвления, в которых надо выбирать путь дальнейшего развития в зависимости от условий. Возможные варианты не обязательно должны быть взаимоинверсными понятиями, но методы их сравнения аналогичны методам сравнения взаимоинверсных понятий. Если сравнение не выполнено, то дальнейшее развитие невозможно, так как не выбран один из двух путей. Это определяется двузначной логикой, а одновременное применение разных типов логик недопустимо. Если рассматривать исторический процесс как процесс познания человечества в целом, то войны - это точки разветвления и в принципе можно вернуться в исходную точку. Возможен вопрос: «Война или застой?».

Как удобнее всего пользоваться истиной практически. Надо в конкретной ситуации найти подходящую истину, она может быть разной, поскольку всё непрерывно изменяется. Например, истинность высказывания: «Дождь идёт» - зависит от погоды, и чтобы определить истину, надо выглянуть в окно. Если наглядно определить истину невозможно, то вначале надо определить административную истину, потом объективную, но окончательное решение принимать на основе интуитивной. В Википедии приведены примеры различных видов истины. Авторитарная аналогична административной, для когерентного критерия является связность и непротиворечивость, конвенциональная результат соглашения, прагматическая истина - истинно то, что полезно. Религиозные истины зависят от выбранной религии. Очевидно, при таком обилии истин нужна методика выбора подходящей.

Несколько слов о теореме Гёделя. Согласно этой теореме в непротиворечивой системе существуют высказывания, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть. С точки зрения логической истины это

означает, что нельзя определить является ли высказывание логической единицей или же логическим нулём. Выше были приведены примеры подобных ситуаций. Это равенство числовых эквивалентов при косвенном сравнении или равновесие при прямом. Отдельно стоят высказывания типа: «Дождь идёт». Они описывают колебательный процесс. В ситуациях, описываемых теоремой Гёделя, надо пользоваться интуитивной истиной, например, носить с собой зонтик. Надо подчеркнуть, что теорема Гёделя не относится к гносеологической истине.

Колебательный процесс интересен с точки зрения диалектики. Диалектическое единство противоречит двузначной логике, поэтому его можно заменить динамическим единством, описывающим колебательный процесс, в котором противоположности разнесены во времени и сменяют друг друга. Можно провести аналогию с кино, отдельные кадры разнесены во времени, но создают картину непрерывного движения, то есть единства. Следует отметить, что в восточной философии применяется понятие вибрации, то есть колебания (теория перемен), а в западной понятие диалектика как отрицание отрицания. Но отрицание отрицания можно рассматривать как описание колебательного процесса.

Понятие истина в подсознании связано с понятием абсолют, а понятие абсолют с понятием бесконечность и в конце концов с понятием бог. Но чтобы разобраться с этими понятиями, нужна теория всего, включающая не только материю, но и сознание. Ввиду отсутствия такой теории можно ограничить понятие истина практическими рамками, задав методы её определения, а при их отсутствии руководствоваться интуицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.