Научная статья на тему 'Философский аспект интертекстуальных связей в романе Б. Акунина «Ф. М. »'

Философский аспект интертекстуальных связей в романе Б. Акунина «Ф. М. » Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
260
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / ИНТРА-ТЕКСТ / ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузмичева И.В., Суханова И.А.

В статье рассматривается философский аспект интертекстуальных связей персонажей из романа Б. Акуни-на «Ф.М.» на основе анализа языковых единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кузмичева И.В., Суханова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ASPECT OF INTERTEXTUAL LINKS IN THE NOVEL "F. M." BY B. AKUNIN

The author considers the philosophical aspect of the intertextual links of the characters of the novel "F.M." by B. Akunin on the basis of analyzing language units.

Текст научной работы на тему «Философский аспект интертекстуальных связей в романе Б. Акунина «Ф. М. »»

УДК 821.161.1-31 и. В. Кузмичева

I. V. Kuzmicheva

Научный руководитель: канд. филол. наук, доц.

И. А. Суханова

Research supervisor: PhD in Philological Sciences, Associate Professor: I. A. Sukhanova

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ В РОМАНЕ Б. АКУНИНА «Ф. М.»

В статье рассматривается философский аспект интертекстуальных связей персонажей из романа Б. Акуни-на «Ф.М.» на основе анализа языковых единиц.

Ключевые слова: интертекстуальные связи, интра-текст, философский аспект.

PHILOSOPHICAL ASPECT OF INTERTEXTUAL LINKS IN THE NOVEL "F. M." BY B. AKUNIN

The author considers the philosophical aspect of the intertextual links of the characters of the novel "RM." by B. Akunin on the basis of analyzing language units.

Keywords: intertextual links, intratext, philosophical aspect.

Роман Б. Акунина «Ф.М.» состоит из двух частей. В основной части Николас Фандорин разыскивает якобы утерянный вариант «Преступления и наказания» под названием «Теорийка», который отличается от романа Ф.М. Достоевского тем, что главным героем в ней является Порфирий Петрович, убийство совершает Свидри-гайлов, а не Раскольников, пружиной действия является не напряженный психологизм, а детективная история.

На первый взгляд роман «Ф.М.» - это типичный детектив с динамичным сюжетом и чередой загадочных убийств. Однако при более внимательном прочтении можно увидеть за детективным сюжетом романа «Ф.М.» философское содержание, сформированное благодаря многочисленным интертекстуальным связям этого произведения с текстами русской классической литературы. Цель данной статьи - рассмотреть интертекстуальные связи персонажей из романа Б. Акунина «Ф.М.» в философском аспекте.

Центральное место в романе занимает идея о том, что абсолютно плохих людей нет. Эту мысль в основной части романа высказывает Николас Фандорин: «Как на дне души всякого хорошего человека копошится дрянь и мерзость, так и в душе законченного подлеца обязательно припрятано что-нибудь светлое, а значит, всегда остается надежда на чудо. Стукнет по башке какая-нибудь благословенная сила, и в мозгу у подонка приключится травматическое воспаление. Был человек черным - станет белым (все выделения принадлежат нам. - И. К.)» [1], а в «Теорийке» - Порфирий Петрович: «много таких, срезавшихся, средь нас ходит. иногда кажется, что большинство-с. Но только думается мне, что совсем пропащих среди людей не бывает. Иной человек, в наипоследние инфузории разжалованный, вдруг ни с того ни с сего так экзамен сдаст, что сразу в профессоры взлетает. Потому человек - истинное чудо-с Божье» [1]. Так как данные реплики

принадлежат героям двух разных частей одного произведения, то их связывают интратекстуальные связи. Поэтому с помощью интратекста в романе последовательно проводится мысль о том, что плохой человек может исправиться.

Кроме того, приведенные высказывания являются отсылками к нескольким источникам. Во-первых, к антропологической концепции Ф. М. Достоевского, которая заключается в том, что духовное возрождение возможно для любого человека, вне зависимости от глубины его падения: «Ф. М. Достоевский с почти эмпирической достоверностью обнаружил, что в падшем человеке (т.е. фактически преступнике) жив образ Божий» [2]. Во-вторых, рассуждение Николаса Фандорина «был человек черным - станет белым» [1] является отсылкой к следующей фразе из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит» [3], которая, в свою очередь, является аллюзией на слова Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» [Мф 5:43-47].

Таким образом, рассмотренные реплики из романа «Ф.М.» постулируют основную идею произведения о сложности человеческой сущности, а также аккумулируют в себе философские воззрения на человека Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, восходящие к христианской этической системе.

К рассматриваемой проблеме относится и вопрос о самообладании, умении не давать воли тому темному, что есть в каждом человеке. По мысли Б. Акунина, удержать от этого может искусство. Так, Николас Фандорин мучается из-за ревности, но удерживается от опрометчивых действий: «Ах, что это была за музыка! Под такую не терзаются ревностью, не мучаются уязвленным самолюбием, не строят планов мести. «Фантазия фа-минор» не пускала в душу ничего низменного или мелочного. Какой из этой мелодии получился бы аккомпанемент для мудрой, достойной старости, которая оглядывается на прожитую жизнь без горечи, со светлой грустью и пониманием. Николас не был старым и не был мудрым, но в эту ужасную минуту Шуберт спас его от самого страшного, что может стрястись с человеком - он не превратился в собственный негатив. Николас просто постоял, собрался с силами и тихо вышел за дверь» [1].

Важно отметить, что в отличие от классической литературы, в которой нравственным критерием человеческих взаимоотношений выступает христианская мораль, в романе Б. Акунина во главу угла ставятся человеческие чувства.

Рассмотрим это утверждение подробнее, проанализировав взаимоотношения Николаса Фандорина с Сашей Морозовой, которая ради спасения больного брата заключила договор с бизнесменом и депутатом Аркадием Сивухой и заманила обманным путем Николаса Фан-дорина в клинику. Будучи верующей, Саша «несколько раз принималась молиться, шептала что-то, глядя на бесстрастный лик Спасителя, но ни утешения, ни ответа ей не было» [1]. Обратим внимание, что лик Спасителя назван «бесстрастным», а девушка не получила ни ответа, ни утешения. В то же время Николас Фандорин, сочувствуя Саше, готов был сделать все, что в его силах, чтобы помочь ей: «Это я вас втянула... Вы столько раз могли мне сказать: все, хватит, дальше разбирайся сама. Но вы меня не бросили» [1]. То есть именно Фандорин мог бы помочь Саше, но она продолжает его обманывать, хотя сама при этом мучается и считает свое поведение грехом.

Необходимо отметить, что образ Саши Морозовой интертекстуален образу Сони Мармеладовой из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Соня, занимаясь проституцией ради спасения семьи от голодной смерти, совершает грех перед Богом, но не перед людьми, и при этом страдает только сама Соня: «Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении» [5]. А Саша, обманывая Фандорина, совершает грех не только перед Богом, но и перед Фандориным, причиняя ему душевную боль. В финале романа, раскрыв обман Саши, Николас Фандорин испытывает душевное страдание: «Он стоял, опустив глаза. Ощущение было такое, словно в сердце воткнулся гвоздь - не острый, но длинный и, кажется, ржавый. От этого сердце тоже будто подернулось ржавчиной, как в японской песне. Но это было неплохо. Похоже на анестезию» [1]. Таким об-

разом, по мнению Б. Акунина, грех перед Богом не так страшен, как грех перед человеком.

В философском отношении интересным является образ Свидригайлова из «Теорийки», оказавшимся убийцей старухи-процентщицы и еще нескольких человек и имеющий свою теорию: «Теория моя, видите ли, состоит в том, что я себя, злобное животное, перед отъездом в Новый Свет, должен в нуль вывести. <...> Сказано вам: три живые души я погубил. Три страшных минуса на себя записал. По теории вашего Родиона Романовича, они, может, и обыкновенные, но все равно - живые души. Только, на мое счастье, есть еще на свете люди иного сорта, с душою мертвой, гниющей. Они заражают своими гнилыми миазмами атмосферу, губят и вытравливают вкруг себя все и вся. Моя теорийка позатейливей раскольниковской будет, не находите? - Аркадий Иванович расхохотался. - Это я еще у себя в деревне рассудил, с месяц тому. Если я за глухонемую и за лакея, да за мою Марфу Петровну трех смертоносных бацилл истреблю, то как раз три на три выйдет» [1]. С. А. Демченков пишет: «Акунин парадоксально обыгрывает положенную в основу романа Достоевского евангельскую идею воскресения через смерть. Уничтожив мерзкую «вошь» - старуху-процентщицу, - Раскольников духовно умертвил себя, однако благодаря самоотверженности Сони Мармеладовой он вступает на путь покаяния и получает возможность воскреснуть. Для акунинского Свидригайлова своеобразной формой покаяния становится... убийство (воскресение посредством чужой смерти)» [6].

Свидригайлов переступает христианские заповеди не только в том, что совершает убийства, но и в том, что решает, кто достоин жить, а кто нет, забывая, что всех людей без исключения любит Господь, в том числе самого последнего грешника. Об этом пишет А. Г. Долженко в статье «Почему нужно любить своих врагов?»: «Самый закоренелый грешник дороже и важнее всех прочих видимых тварей Божьих потому, что у него есть драгоценный дар - душа» [7].

Итак, образ Свидригайлова из «Теорийки» в философском отношении важен тем, что благодаря этому образу происходит переосмысление идей Ф. М. Достоевского в свете современности, так как «актуальный для Достоевского вопрос о бесценности человеческой жизни двадцатым веком оказался благополучно снят. <...> Может даже показаться, что в художественном мире Акунина Бог и дьявол вовсе не борются, а мирно сосуществуют в душе современного человека, ибо прошли времена, когда за преступлением следовало наказание и начиналось оно сразу вслед за ПЕРЕСТУПЛЕНИЕМ божьих заповедей» [8].

В отличие от романа Ф. М. Достоевского, в «Теорийке» есть описание трости Свидригайлова, у которой был набалдашник в виде сфинкса: «Трость была дорогая, красного дерева с бронзовым набалдашником в виде сфинкса, восседающего на пьедестале» [1]. «Сфинкс греческой традиции, выраженный в женской форме, уходит своими корнями в сказочные мотивы. Женский сфинкс был за-

Гуманитарные исследования • 2015 • № 2 (6)

125

частую окрыленным и изображался как демон смерти, который сидел в засаде на обочине дороги и задавал прохожим загадки, проглатывая всех, кто не мог ответить на его вопросы, до той поры, пока Эдип не победил его своими познаниями. Вследствие этого сфинкс стал символом человеческих проблем, на которые должен быть дан ответ посредством поиска смысла существования» [9].

Важно отметить, что приведенное толкование образа сфинкса дает ключ к более глубокой интерпретации всего романа Б. Акунина в целом: это произведение о вечных проблемах человечества, о нравственных, социальных и философских вопросах нашего времени.

Итак, мы проанализировали философский аспект интертекстуальных связей романа Б. Акунина «Ф.М.» и пришли к выводу, что интертекст оказывается средством создания глубинных смысловых пластов, а также способом актуализации философско-этических взглядов русских писателей XIX века в современном культурном пространстве. Необходимо подчеркнуть, что в романе «Ф.М.» важной является и собственная философская концепция Б. Акунина, заключающаяся в идее о том, что человека при любых обстоятельствах не должно покидать самообладание, а также в необходимости соблюдать этические нормы в человеческих взаимоотношениях.

1. Акунин Б. Ф.М. URL: http://www.ruslit.net/preview. php?path=.txt (дата обращения 14.01.2015).

2. Соина О. С. Тема падшести человека в религиозных откровениях Ф. М. Достоевского. URL: http://www.shkola-mysli.narod.ru/05-04.html (дата обращения 14.01.2015).

3. Гоголь Н. В. Мертвые души. URL: http://www. az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0350.shtml (дата обращения 14.01.2015).

4. Евангелие от Матфея // Библия. Новый Завет. URL: http://www.rusbible.ru/sinodal/mf.1-5.html (дата обращения 19.01.2015).

5. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. URL: http://www.az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml (дата обращения 14.01.2015).

6. Демченков С. А. Постмодернистский детектив («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Ф. М.» Б. Акунина). URL: http://www.traditions.org.ru/index. phр?option=com_content&view=article&id=102:-l-r-lr-&catid=13:2010-07-15-18-45-26&Itemid=3 (дата обращения 19.01.2015).

7. Долженко А. Г. Почему нужно любить своих врагов? URL: http://www.azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_ zavet/nagornaya_propoved_63-all.shtml (дата обращения 19.01.2015).

8. Поддубная Е. Я. История одной рукописи в зеркале «массовой» литературы. URL: http://www.mmj.ru/index. php?id=213&article=975 (дата обращения 22.01.2015).

9. Ярхо В. Н. Сфинкс. URL: http://www.symbolarium. ru/index.php/ (дата обращения 22.01.2015).

© Кузмичева И. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.