7. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. - М., 1993
Рубанов В.Г.\Рубанова Е.В.2
1 Профессор, доктор философских наук, 2 доцент, кандидат философских наук, Национальный исследовательский Томский
политехнический университет
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЫСШЕГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Философский анализ качества высшего инженерного образования предполагает рассмотрения на уровне категориальном, что в определенной степени противоречит прагматическому подходу, как удовлетворение потребностей заказчиков. Системнодеятельностный подход, который предлагается в качестве основы философского анализа, дает основание понимать под качеством образования понимать субстанциональную характеристику, пронизывающую весь образовательный процесс, связанный с совокупностью общественных потребностей и мотиваций, выработанных на данном отрезке социокультурного времени, на основе современных требований и преемственного отношения к прошлому.
Ключевые слова: анализ, образование, инженерный, качество, система.
Rubanov V.G.1 , Rubanova E.V.2
1 doctor of philosochic science, professor, 2 candidate of philosophic scienceassociate professor PHILOSOPHIC ANALYSIS OF HIGHER ENGINEERING EDUCATION
Abstract
The philosophical analysis of quality of the higher engineering education assumes considerations at a categorical level that in the certain degree contradicts the pragmatical approach, as a satisfaction of needs of customers. The system - active approach which is offered as a basis of the philosophical analysis, gives the basis to understand the substantial characteristic under the quality of education, penetrating the whole educational process, connected with a set of public needs and the motivations, produced on a given piece of sociocultural time, on the basis of modern requirements and the successive attitude to the past.
Keywords: analysis, education, engineering, quality, system.
Современные социальные процессы требует коренного изменения подходов к различным общественным явлениям. Одним из них является высшее профессиональное образования. Будучи социокульнурным феноменом, образование должно меняться вместе с изменившимися основополагающими факторами политического, экономического, культурного плана. Поисками новых подходов к высшему профессиональному образованию озабочены не только в нашей стране, эти проблемы волнуют умы многих развитых стран. Озабоченность поисков новой парадигмы, новой модели образования приводят к осмыслению таких понятий как «качество образования», «качество специалиста», «менеджмент качества», «элитное образование» и т.д. В осмыслении этих понятий для многих исследователей основным документом являются серия стандартов ИСО 9000 и 9004 международной организации по стандартизации. В целом стандарты не вызывают сомнения в своей проработанности и важности для переосмысления старой образовательной парадигмы и формирования новых подходов к процессу подготовки инженерных кадров. Однако хотелось бы высказать свои соображения по поводу понимания самого понятия «качество образования».
Любое явление реальной действительности можно рассматривать с двух сторон: с точки зрения здравого смысла и с точки зрения его сущностного определения. С позиции философии - это феноменальное и ноуменальное рассмотрение исследуемого объекта.
Феноменальное исследование есть рассмотрение с позиции фиксации внешних сторон явления. Способ мышления при феноменологическом измерении основывается на житейском опыте, что, естественно, делает процесс исследования уязвимым. Такой способ мышления развивается в феноменологической и прагматической философской концепции. Гуссерлевский призыв «Назад к самим предметам!» освобождает мышление человека, исследовательский поиск от установки причинных и функциональных связей. Любое явление, с точки зрения Э. Гуссерля, можно рассматривать как коррелят (соотносительный элемент системы языка) сознания, то есть как коррелят восприятия, памяти, иллюзии, фантазии, сомнения, суждения и т.д. [1]. Такой подход в большей степени устраивает прагматизм, получивший свое наибольшее развитие в американской философской мысли, и который рассматривает целесообразную деятельность человека как основополагающее свойство его сущности. С точки зрения Ч. Пирса, содержание знания, в конечном счете, определяется его практическими последствиями. Как нам кажется, такой подход заложен и в формирование современной американской модели образования. С точки зрения такой философской установки формируется и понятие «качества образования» как выполнение установленных и предполагаемых требований в целях удовлетворения потребностей клиентов и общества путем экономичной и не наносящей вреда окружающей среде деятельности со стороны исполнителей. Однако, как мы считаем, такой подход является ограниченным. В свое время Ф. Энгельс отмечал, что здравый смысл является весьма почтительным спутником в четырех стенах своего домашнего обихода. В познании необходимо переходить от позиции здравого смысла к логике разума, в которой отражается противоречивость становления и развития.
Движение от рассудочной деятельности к разумной связано с переходом от феноменального познания к ноуменальному познанию, при котором постигается сущность явления. Именно с позиции диалектики поддается осмыслению понятие «качества» как философской категории, а отсюда и понятие «качества образования». В «Науке логики» Гегелем качество определяется как «первая, непосредственная определенность» [2]. То есть это такая определенность, которая делает данный предмет именно этим предметом. Это определение предмета или явления на уровне его сущности. Качество рассматривается со стороны его взаимодействия с бытием и представляется как определение наличного бытия. С точки зрения диалектической логики, качество не имеет степени. Его не может быть больше или меньше. Определение степеней - это удел обыденного опыта, где качества может быть больше или меньше.
Глобальная цель современного образования - наряду с профессиональной подготовкой, вооружить специалиста социальнопсихологическими, экономическими, правовыми, мировоззренческими знаниями. Это должен быть человек с высоким уровнем культурного, экологического, нравственного восприятия современной действительности. Решение этой задачи связано с пониманием качества подготовки специалистов.
При феноменальном рассмотрении проблемы качества, качество специалиста определяется сиюминутным представлением заказчика или его недалекой перспективой потребности. При этом не исключается субъективный момент. С позиции, поставленных перед заказчиком задач, осуществляется и процесс профессионального обучения вообще и инженерного в частности. При таком подходе допускается понятие качество подготовки как «хорошее» или «плохое». В таком случае, как мы считаем, весь смысл подготовки специалистов сводится его функциональным особенностям. Содержательная сторона может уходить на второй план. Заказчик может быть с различной степенью профессиональной подготовки, уровнем мировоззрения, пониманием тактических и стратегических задач своего производства и т.д. Отсюда и его запросы и потребности будут различными. Такая односторонность и недиалектичность мышления может привести к искажению самого процесса подготовки специалистов.
С позиции деятельностного и системного подхода, проблема качества специалиста выглядит иначе. Во-первых, процесс подготовки инженерных кадров в системе вузовского образования необходимо рассматривать как специфическую социальную деятельность, имеющую свой субъект, объект, цель, средства и результат. Во-вторых, специалист есть система и часть более высокой системы. То есть как система, он представляет собой целостность, состоящую из органически взаимосвязанных элементов. И как часть - включен в более высокую систему - социум, систему общественных отношений.
115
Таким образом, качество является субстанциональной характеристикой, включающей в себя совокупность существенных свойств и определяющей свое содержание, структуру, а также функциональное назначение во взаимодействии с другими структурными элементами системы. Качество образования связано с совокупностью общественных потребностей и мотиваций, выработанных на данном историческом отрезке времени, на основе современных требований и преемственного отношения к наследию прошлого. Кроме того, оно имеет внутреннюю логику своего развития, обоснованную внутренними противоречиями и их разрешением.
Философский подход дает основание определить понятие «качество специалиста». С нашей точки зрения,- это такое философско-социологическое понятие, которое включает в себя высокий уровень профессиональной и мировоззренческой подготовки специалиста, в результате которых специалист способен к быстрой адаптации в изменившихся условиях, реализации своего интеллектуального и духовного потенциала, вхождению в творческий преобразовательный процесс с наибольшим эффектом отдачи. Качество специалиста не ограничивается пространственно-временными рамками.
При таком подходе к качеству специалиста, образовательный процесс должен быть полисодержательным и полифункциональным. То есть специалист любого профиля должен получить, наряду с профессиональными знаниями, которые вбирают в себя достижения мировой и отечественной эмпирической и теоретической мысли, и все возможности для формирования своей личности, как уникального социокультурного феномена. Это возможно при органическом соединении (применительно к техническому университету, академии или институту) естественных, технических и гуманитарных наук, с использованием современных образовательных технологий. К сожалению, особенно в технических университетах, сегодня существует тенденция к сокращению объемов социально-гуманитарных наук. В свое время А. Эйнштейн говорил, что без философии можно обойтись. Но в результате человек становится только ремесленником. Ученый из него не получится. Философия дает возможность подняться над частным, увидеть перспективы, расширить горизонты творческого мышления.
Таким образом. Подготовка специалистов - достаточно сложный, многоаспектный процесс, при котором наличие одной или несколько составных частей, например, развитой материально-технической базы, недостаточно. Необходимо новое осмысление субъектами образовательной деятельности своих задач, а объектам своего назначения, выбора передовых образовательных технологий как средство образовательной деятельности и постановки перспективных целей.
Литература
1. Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии. М: Академический проект, 2009. 486 с.
2. Гегель Г. Наука логики. М.: Мысль, 1970. - Т. 1. С. 256.
Беликов А. А.1 Юрина Н. С.2
1Студент, МГУ им. Ломоносова; 2Студентка, МГУ им. Ломоносова ОБОБЩЁННЫЕ ИСТИННОСТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ: РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ
Аннотация
Целью данного исследования является демонстрация нового направления в современной философской логике, основанного на неклассической интерпретации понятия истинностного значения. Основная задача работы - выявление наиболее эффективного подхода к анализу истинностных значений как сложных сущностей, в частности, подхода обобщённых истинностных значений. Данное исследование является значимым не только в теоретической области, но и в сфере практического применения, связанной с компьютерной обработкой информации и построением коммуникативных стратегий.
Ключевые слова: обобщённые истинностные значения, первоуровневая релевантная логика (FDE), логика Данна - Белнапа, неклассическая трактовка истинности
Belikov A. A.1 Yunna N. S.2
1Student, Lomonosov Moscow State University; 2Student, Lomonosov Moscow State University GENERALIZED TRUTH VALUES: DIFFERENT APPROACHES
Abstract
The purpose of this research is to demonstrate a new trend in the modern philosophical logic, based on the non-classical interpretation of the concept of truth value. The main task of the research is to identify the most effective approach to the analysis of truth values as complex entities, in particular the approach of generalized truth values. This research is significant not only in the theoretical field, but also in practical applications associated with computer processing of information and creating communication strategies.
Keywords: generalized truth values, first degree entailment (FDE), Dunn - Belnap logic, non-classical interpretation of truth Понятие истинностного значения, являющееся одним из ключевых в современной логике, было введено Г отлобом Фреге. Он утверждал, что истинностные значения являются особого рода объектами, выступающими в качестве значений предложений. Фреге трактовал их как атомарные абстрактные логические объекты. Однако сегодня существует несколько подходов к семантическим конструкциям, в рамках которых истинностные значения представлены как производные от более простых компонентов. Рассмотрим подробнее некоторые из них:
1. Означивание формул в мирах Крипке для пропозициональной интуиционистской логики может рассматриваться как приписывание истинностных значения определённого вида. Пустой мир может быть интерпретирован как совокупность ложных высказываний, а максимальный, т.е. множество всех миров в модели, как истинных. Более того, можно рассмотреть непустые подмножества максимального множества как промежуточные истинностные значения. Таким образом, в пропозициональной интуиционистской логике истинностные значения являются производными от некоторых более простых элементов.
2. В качестве примера структурированных истинностных значений можно привести фактор-семантику5 для многозначной логики, где истинностные значения определены как упорядоченные n-ки классических истинностных значений. Например, значение 3/8 может быть интерпретировано, как И-Л последовательность длины восемь, содержащая в точности три вхождения И. В данном случае классические значения И (истина) и Л (ложь) используются как вспомогательные блоки для неклассических истинностных значений.
Идея трактовки истинностных значений как сложных сущностей согласуется с подходом, который рассматривает истинностные значения как некоторые подмножества множества классических истинностных значений. Подобный подход можно встретить в работах Данна и Белнапа:
3. Идея создания логики обобщённых истинностных значений принадлежит Данну, которым впервые была построена обобщённая релевантная логика. Он исходил из идеи пресыщенных оценок и истинностно-значных провалов. В первом случае формула может принять оба значения из множества {и, л}, во втором случае она не принимает ни одного из этих значений. Далее Данн задаёт обобщённую функцию приписывания значений: оценка понимается как функция, значениями которой являются не элементы множества {и, л}, а подмножества этого множества. Тогда произвольной формуле можно приписать следующие значения:
1) { и }; 3) { и, л };
2) { л }; 4) А
5
Подробнее о фактор - семантике см. Karpenko A. “Factor semantics for n-valued logics”
116