УДК 130.2
А. И. Николаев Философский анализ роли артефакта в культуре
В статье проводится различие между широким философским и культурологическим пониманием артефакта и узким естественно-научным использованием этого понятия. Источником различия может быть двойственная природа артефакта. Сущность артефакта проявляется в реализованной в нем взаимосвязи материальной и идеальной сторон деятельности человека.
The article makes a distinction between the broad philosophical and cultural meaning of an artifact and the narrow meaning of this notion used in natural sciences. The source of the differences may be due to the dual nature of the artifact. The essence of the artifact is manifested in the relationship of the material and ideal sides of the human activity.
Ключевые слова: артефакт, орудие, инструмент, вторая природа.
Key words: artifact, tool, instrument, second nature.
Артефакты (от лат. artefactum - искусственно сделанное) составляют немалую долю того, что окружает современного человека. Мир искусственный, - «вторая природа» (Шеллинг), «неорганическое тело человека» (Маркс), - это то, без чего и вне чего нет человека, нет цивилизации. Артефактом называют своеобразную элементарную единицу культуры - нечто, еще не различенное в своем внутреннем содержании, но внешне противопоставленное «жизненной органике» [8], то, на чем есть следы человеческого воздействия. Так, в археологии артефактом называют предмет или фрагмент невыясненного назначения, о котором можно только сказать, что это нечто, сделанное человеком. Артефактом иногда называют находку, не признаваемую официальной наукой вследствие непонятного или недоказанного происхождения. В естественных науках признак того, что мы имеем дело с артефактом - это констатация целенаправленного вмешательства человека или наличия неких неучтённых факторов, препятствующих естественному ходу вещей. Словари дают более десятка сходных толкований термина «артефакт» в разных областях: в археологии, истории, документоведении, клинике, аудио- и видеотехнике, компьютерной графике. Под категорию артефакта попадает то, что возникло в результате неучтённой ошибки, стороннего вмешательства. Артефактная среда - это среда, в которой культура (микроорганизмы) развивается не так, как она развивалась бы в отсутствии воздействия со стороны исследователя, без изменений, специально или случайно внесенных в нее. Акцент делается на том, что в данных ус-
ловиях наблюдаемое, в нашем понимании, по естественным причинам невозможно или маловероятно.
Однако граница между искусственным и естественным не всегда может быть понята однозначно. Возьмем, к примеру, компьютерный артефакт - широко известное явление, когда система начинает в ответ на наше действие воспроизводить ошибку, «тормозить», «зависать». В этом случае корректно работающая программа, будучи совершенно определенно творением рук и ума человека, артефактом названа не будет. Причин возникающих сбоев может быть много, и мы вызываем специалиста. Он убирает «хвосты» от некорректно удаленных программ, чистит реестр или переустанавливает систему «с нуля». А вот известный редакторам «текстовый» артефакт - артефакт в указанном негативном значении данного слова: сбой программы MSWord иногда происходит из-за того, что совершенно правильно с точки зрения грамматики набранный фрагмент текста обрабатывается как часть программного кода. Переустановка программы, набор текста заново от этого артефакта не спасает, и действия конструкторов или сборщиков, а также авторов программ и даже пользователя здесь ни при чем. Неясно, как избавиться от такого артефакта, кроме как отыскать кусок текста, где он проявляется, и попросить автора текста изложить те же мысли другими словами.
В мире техники мы прекрасно понимаем, что такое срок службы аппарата или механизма того же компьютера. Происходит естественное старение и выход из строя отдельных элементов «железа». Здесь также будут ошибки и отказы в работе. Но ресурс работы аппарата в целом и отдельных его узлов есть величина, рассчитываемая на стадии проектирования, здесь мы исходим из знания материала и условий функционирования. Когда ресурс исчерпался, можно ли четко сказать, что это естественно или вызвано искусственно? Ведь есть и умышленное (искусственное) сокращение срока службы вещей массового потребления, есть произведения «под старину», в которых имитируется действие сил природы.
Многое из того, что принимается сегодня за естественное, воспринимается таковым по привычке. Нас окружают результаты длинной истории покорения природы, следствия развития торговли, селекции. Заостряя проблему, можно сказать словами К. Ясперса: «мы ничего не знаем ни о созидающих моментах истории, ни о ходе духовного становления, нам известны только результаты. И на основании этих результатов нам приходится делать выводы. Мы задаем вопрос о том, что явилось существенным в превращении человека в человека в мире, который он создает» [7, с. 67].
Отметим вначале несколько общих моментов. Во-первых, человек имеет дело с явлениями и свойствами природы; человек и сам является
ее частью. Во-вторых, без человека-субъекта разумных целенаправленных действий над объектами «первой природы» объектов «второй природы» просто не было бы вообще, и существенное в очеловеченном мире, мире культуры надо искать в нем самом. А для живущего в мегаполисе человека практически всё - артефакты: не только предметы, окружающие его в доме, но и деревья за окном, воздух, которым он дышит, вода, которую пьет. Атмосферные осадки в виде дождя или снега несут в себе отпечаток воздействия человека. Современному человеку нужна объективная информация о составе, радиоактивности и массе других свойств природных явлений. На уровне повседневного опыта мы уверенно распознаем природное как артефакт по отпечаткам цивилизации. Нам важно, насколько артефакт безопасен для человека. В этом смысле артефакту мы приписываем ценность или ее противоположность - антиценность. В таком случае поведение человека может быть или не быть адекватным природе артефакта; с учетом сказанного способ оперирования с артефактом, раскрывающий его существенное свойство, можно назвать артефактным действием. В-третьих, артефакты не исчерпываются вещной составляющей, хотя производство вещей и качественно, и количественно определяет очень многое в нашей жизни. Так, производство только товарной продукции только в одной стране - это порядка 20 млн видов предметов1.
Сегодня иногда используют термин «культурный артефакт». К искусственному миру относят, например, хозяйственные постройки, предприятия, учреждения (суды, больницы, библиотеки, учебные заведения и др.), законодательство, научные и художественные творения, общественные отношения - экономические, политические, правовые, религиозные [4]. «К культурным артефактам, - заключает Т.С. Лапина, -относятся способы продуктивной деятельности людей, их произведения и деяния, которые качественны в своем роде, обустраивают наш быт, труд, учебу, досуг, составляют ценность - благо и добро». Понятие «культурный артефакт» несет смысловую нагрузку, важную в философско-теоретическом, в культурологическом и практическом аспектах.
Обратим внимание на следующие моменты. 1. Мы фиксируем и внешний для нас объект, и наличие препятствий к тому, чтобы объект был нами воспринят. Часть препятствий - искусственное «возмущение» естественного природного объекта, что делает либо невозможным объективное познание его свойств, либо осложняет, а иногда и делает опасным использование его. 2. Вопрос о природе артефакта часто относят к этической и антропологической проблематике. Ф. Шеллинг в свое время пи-
1 В 70-х годах XX в. группой математиков и экономистов под руководством акад. В.М. Глушкова разрабатывался проект Общегосударственной системы сбора и обработки информации (ОГ АС) для планирования экономики страны. Сегодня в РФ производится меньше, многое импортируется. Но принципиально порядок величин, которыми оперируют в расчетах, тот же.
сал, что «вторая природа», создаваемая человеком, делает возможным существование человека как свободного существа. Заметим, что для Шеллинга «вторым миром» был не мир вещественный, а совокупность правовых отношений, законов и моральных норм:
«То, что возникает для меня непреднамеренно, возникает как объективный мир; посредством моего свободного действования для меня должно возникнуть также нечто объективное, вторая природа, правовое устройство» [6, с. 458].
По мысли Шеллинга, с «первым миром» в особом отношении находится субъект, производящий собственную «среду обитания»:
«Над первой природой должна быть как бы воздвигнута вторая, и высшая, в которой господствует закон природы, но совсем иной, чем в зримой природе, а именно закон, необходимый для свободы» [6, с. 447].
В представление о культуре включается совокупность результатов преобразовательной деятельности человека, изменяющая естественное отношение приспособления, свойственное животным. То есть, с одной стороны, мы говорим о соотношении материального и идеального в объектах «второй природы», независимости и воспроизводимости артефакта, его свойств, и в то же время анализируем взаимосвязи субъективного и объективного, степень человеческого в мире «второй природы» и естественного - в «первой».
В онтологическом плане артефакт - это факт разумной деятельности человека. И мера разума в артефакте может быть раскрыта в узком и широком планах. В естествознании, когда оценивается действие человека над «натурой», то, что внесено человеком, требуется вычленить из объекта и провести сравнение: как ведет себя объект, испытавший на себе воздействие со стороны человека, и как развивается ситуация, когда такое воздействие исключено. Так мы признаем факт электрической проводимости, скорости или температуры течения, факт множественности видов растений, факт эволюции видов. Мы констатируем факты общественной жизни, факты поведения человека с разной долей осознаваемого, неосознаваемого и бессознательного. Когда мы имеем дело с артефактом, привнесенное человеком стоит отделять от естественного не для того, чтобы рассмотреть объект в его первозданном виде, а наоборот, чтобы проанализировать и оценить вклад человека. То, что объекты изменяют часть своих свойств в ходе осознанных действий с ними со стороны человека, позволяет говорить о возможном переносе в них некоторых человеческих качеств, о том, что такие объекты отражают не только собственную меру, но и меру человека, перенесенную и закрепленную в них. Существенным в оперировании артефактами будет именно такое изменение, а значит, в практическом действии с артефактом может проявляться и проявляется его сущность.
Две возможные крайности при квалификации природы артефакта позволяют более выпукло показать его сущность. Первая крайность исторически связана с развитием эмпиризма. Большая часть внешней и противостоящей личности изменчивой реальности окружающей человека культурной среды есть нечто, существующее вне его восприятия и осознания. Каким бы сложным по своему строению ни был произведенный человеком продукт, будь то щит и меч или их изображение, театральная постановка или инсталляция, воздействие на наши чувства и разум, с этой точки зрения, будет таким же, как и от созерцания журчащего ручья или скрытой дымкой горной вершины, - те же диапазоны частот и прочего. Созерцание чего-либо внешнего нам, пассивное наблюдение не обнаружит в отражаемом явлении ничего, кроме свойств самого объекта в различных комбинациях его естественных свойств. Это относится и к «первой», и ко «второй» природе. Для стороннего наблюдателя ни в камне, пролежавшем много лет в районе лахтинского разлива, ни в стоящем на берегу Невы Медном всаднике нет идеи памятника или смысла петровских преобразований.
В философско-культурологическом смысле артефакты - это не только предметы быта или товары, но и художественные творения, и продукты законотворчества, и ролевые ситуации, которые создает человек. Это в конечном счете общественные отношения в любой форме -экономические, политические, религиозные. Природное в них - это фон, необходимое, но не достаточное условие. Суть же артефакта в том, что к его сущности применима категория идеального. К такому «иному» по природе, к идеальному относятся, как замечает Э.В. Ильенков, «всеобщие нормы той культуры, внутри которой просыпается к сознательной жизни отдельный индивид и требования которой он вынужден усваивать как обязательный для себя закон своей собственной жизнедеятельности. Это и нормы бытовой культуры, и грамматически-синтаксические нормы языка, на котором он учится говорить, и законы государства, в котором он родился, и нормы мышления о вещах окружающего его с детства мира и т. д. и т. п. Все эти нормативные схемы он должен усваивать как некоторую явно отличную от него самого (и от его собственного мозга, разумеется) особую “действительность”, в самой себе к тому же строго организованную ... Выделив явления этой особой действительности, неведомой животному и человеку в первобытно-естественном состоянии, в специальную категорию, Платон и поставил перед человечеством реальную - и очень нелегкую - проблему “природы” этих своеобразных явлений...» [3, с. 130].
Другая крайность в объяснении сущности артефакта заключается в объявлении его сущности, внесенной извне, например, со стороны понимаемого в личностном или надличном плане разума. Разворачиваемые нами смыслы, интерпретации, особая мера, с которой мы подходим к артефакту, в таком случае есть наша способность распознать в нем, незави-
симо от его физической оболочки, нечто, имеющее сверхъестественный характер, способность раскрыть заложенную в нем идею, постичь разумность его бытия. Отношение к артефакту двояко: природа предмета, произведенного осмысленным действием человека, представлена таким способом, что замысел, цель совершенного над ним действия раскрывается как иной, нежели природный, план существования этого объекта.
Подойдем к вопросу о сущности артефакта исторически. Активность и избирательность отражения, направленные не на приспособление, а на преобразование - это предпосылка появления некоторых новых способностей, в частности, способности к отражению изменяющихся свойств предмета и способности к соотнесению и противопоставлению имеющегося в опыте с прошлыми образами. Палка с заостренным концом, камень с режущей кромкой дополняли природные возможности нашего предка. Много раз описаны факты применения животными предметов в качестве орудий. Животные в той или иной степени обладают способностью к выделению биологически значимых для них природных свойств. Это позволяет говорить о присущей животным способности к чувственным формам абстракции или о предпосылках таковой.
Нас интересует механизм появления «второго плана» отражения, соотнесение и противопоставление двух планов - естественного и искусственного, проявление взаимосвязи включенного в материал и отсутствующего в нем. Ведь чертежа птичьего гнезда или бобровой плотины, или сценария танца пчелы нет. Обратим внимание на следующее. В случае созидательных действий и человека, и животного во взаимодействии согласовываются отдельные свойства разных природных объектов, но такая согласованность, соразмерность не вечна. У животных, приспосабливающихся под свой район обитания, нет необходимости восстанавливать утраченные свойства предмета. Вьюрок выбрасывает заостренный прутик и в следующий раз ищет подходящий снова. Оказавшийся в новой для себя среде обитания человек сохраняет и применяет неоднократно природный объект, послуживший орудием, а утраченное свойство восстанавливает. Затупившийся конец палки можно заострить в огне, сточившуюся режущую кромку камня, прибавляющую необходимую остроту и прочность ногтям и зубам, можно восстановить, если это позволяет природный материал. Активность и избирательность отражения человек направил не только на то, что может послужить орудием, но и на то, что позволяет восстановить рабочее свойство орудия, на другой предмет и на действие с ним. Для того чтобы показать, что данный предмет имеет свойство так воздействовать на другой предмет, что у него появится свойство орудия, необходима способность, отличная от предъявления чувственного прообраза. Чувственное запечатление целостной совокупности свойств, присущее животным (и человеку тоже, особенно в раннем возрасте), не схватывает появляющиеся и исчезающие свойства, которые проявляются, когда один и тот же предмет используется много-
кратно. В нашем случае действие, позволяющее восстановить свойство орудия, производится над орудием, но заключено в использовании другого объекта, причем «натурально» этот другой объект не наделен свойствами орудия. С помощью точильного камня доску обстругать или мясо нарезать невозможно, зато восстановить остроту режущей кромки легко. Леса вокруг строящегося объекта, механизмы для смены декораций на сцене - это объекты другой, «второй» природы, они функционально выражают найденные человеком способы воздействия на предмет для получения нужного результата.
Сочетания звуков (членораздельная речь), где материальной основой выступают звуковые волны, рисунки или знаки, которыми мы покрываем удобную для демонстрации поверхность, имеют преимущество в качестве носителя и хранилища образцов воздействия человека на природу перед непосредственной демонстрацией действия. Основной объем накопленных навыков хранится в материализованных образах; в «теле» объекта-носителя образа вместо части свойств отражаемого. Создается культурная среда. Как объекты физического мира, как материальные носители они сохраняют свои свойства. Как в искусственных объектах, вещественные изменения в них происходят в той мере, в какой они выражают степень отвлечения и меру человеческого воздействия. Например, изменений на холсте может быть тем меньше, чем большую силу абстракции задействовал художник. Схематичное изображение - это несколько штрихов на поверхности как следствие множества действий: отделение объема, цвета, окружения объекта, перспективы, пропорций. А ведь творец задействует и свой прошлый опыт, и чужое знание, профессиональный навык формируется и передается в поколениях.
Сущность такого искусственного объекта составляет особый план его бытия и вне применения его не проявляется. Учебник, например, вне соразмерного его функции действия - учебного процесса - проявляется в совокупности физических и химических свойств данного объема и веса комка испачканной краской целлюлозы. Не включенная аппаратура хорошо собирает на себе пыль. Бумажная купюра бесполезна как объект, содержащий природное вещество, вне действий, определяемых исторически сложившимися нормами обмена товаров. Все подобные объекты создаются людьми как более или менее подходящие представители их самих и раскрывают «второй план» в практическом применении. Таким образом, изменения, отличающие среду обитания человека от таковой у остальных живых существ, связаны с особым характером активности самого человека. Активное и избирательное действие с предметами (арте-фактное действие) есть важная часть механизма передачи из поколения в поколение накопленного опыта, составляющая сохранения и воспроизведения материальной и духовной культуры. В ней артефакт представляется объектом, заключающим в себе меру человеческого воздействия на природу, овеществленным практическим действием.
Специфические общественные отношения, в которых человек участвует или, наоборот, от которых дистанцируется, практическое использование или борьба с «инородными» включениями - это основа имеющегося различия в понимании артефакта. Когда мы фиксируем, что привнесенное человеком благоприятствует нашему действию и познанию, мы имеем культурный артефакт, объект философско-культурологического анализа; когда перед нами результат присутствия человека как препятствие нашему действию, когда всплывают свойства, вопреки которым мы совершаем изменение, то перед нами артефакт в естественно-научном понимании.
В понимании соотношения объективного и субъективного в продуктах человеческой деятельности удобно использовать термин «культурный артефакт». С одной стороны, расширяется понимание вклада человека во «вторую природу». Это не только вмешательство в «естество» объекта, в последовательность происходящих изменений, а необходимость. С другой стороны, понимание человеческого вклада в образование артефакта конкретизируется: в нем мы определяем меру совершённого воздействия, выделяем из всей совокупности изменений те, которые определяют бытие артефакта как элемента культуры.
Качеством вклада определяется общий смысл, закладываемый в термин «культурный артефакт».
«Культурный артефакт - не обязательно то, что считается достижением или составляет нечто парадное. В проявлениях культуры выражается созидательность, упорный труд, умения и навыки, умственная энергия, организаторские способности, творческое вдохновение, художественная фантазия и мастерство людей, их моральные качества, жизненный опыт, следование образцам и лучшим традициям. К культурным артефактам относятся способы продуктивной деятельности людей, их произведения и деяния, которые качественны в своем роде, обустраивают наш быт, труд, учебу, досуг, составляют ценность - благо и добро» [4].
Выскажем предположение, что если под артефактом понимать такой результат человеческой деятельности, в котором зафиксирован продуктивный подход к объекту, то противоположный по смыслу результат -создание «контрафакта» и контрпродуктивная деятельность, т. е. сокрытие, искажение или исключение из результата значимых для человека свойств объекта. Последнее В.П. Бранский и С.Д. Пожарский в своей книге «Социальная синергетика и акмеология» справедливо называют антидеятельностью - созданием антиценностей. Они называют такие виды антидеятельности как политическая (фальсификация выборов), этическая (сознательное нарушение общепринятых моральных норм), антитехническая и антинаучная деятельность (деятельность, целью которой является не истина, а заблуждение). «Антитехнической деятельностью естественно назвать деятельность, направленную не на повышение,
а на снижение эффективности технических устройств» [1, с. 92]. Обучение технике употребления наркотиков, технике осуществления террористических актов - антипедагогическая деятельность. Учебная программа, в которую заложено растление, подмена высоких человеческих чувств потребительским поведением - это контрафактная продукция.
Принципиально различается то, как нами осознается продукт человеческой деятельности, с одной стороны, и какое место занимает в артефакте сознательная его часть, результат деятельности разума, с другой стороны. На это различие в свое время указывал К. Маркс, подчеркивая противоположность гегелевского и кантовского понимания «реального» и «идеального», того, что существует в чувственно воспринимаемом мире и в воображении [5, с. 97-99]. Пока действие не детерминировано потребностью в общении и коллективном действии, вне которых не может быть произведен нужный продукт, конечный результат может быть любым, не выходящим за рамки физических, природных возможностей материала. В артефакте востребованное и используемое другими скрыто во множестве возможностей. Если примером взять некое сценическое действие, то «вещество» артефакта представлено актерами, сценой, а свойства - комплекцией, манерами, реквизитом и декорациями. Стороннему наблюдателю, не знакомому с идеями автора, с «видением» режиссера и прочими моментами этого действия, дано простое внешнее взаимодействие объектов, знакомых ему по множеству прочих жизненных ситуаций. Да, люди ходят, говорят, вот девушки в чем-то полупрозрачном движутся в такт звучащей музыке, - все естественно и обыденно. А изнутри все это - съемка эпизода из «31 июня», например. Вне субъектов данного конкретного действия нет ни средневекового зала, ни волшебного перемещения по Млечному пути - все это происходит в воображении конструкторов действия. Идет скрытый от постороннего процесс, искусственное проявляется в различных комбинациях натуральных свойств; чтобы искусственное проявилось, необходимо включение в действие. Человек творит, вносит изменения сообразно собственной субъективной мере, степени соучастия, вовлеченности в цепь происходящих вокруг него изменений.
Знание условий, при которых существенное свойство объекта проявляется и воспроизводимо другими - это знание «know-how», или технологическое знание. Такое знание существует и сохраняется в форме артефактов. Предмет-инструкция, предмет-пособие заменяет непосредственную демонстрацию. К особому виду артефактов относятся инструменты - в них некоторые свойства предмета усилены, выведены на поверхность, доступны для восприятия. Они демонстрируют, как сказал бы Гегель, «сущность, переходящую в наличное бытие, сообразно со своим существованием и явлением». Восстановление рабочих свойств представляет собой действие, направленное на воссоздание свойства-посредника или воссоздание отношения к другому объекту, у которого
имеются и становятся доступными необходимые нам качества. То есть в артефакте сущность выражена в виде идеального представления, опред-меченного в его природном теле. В то же время мера внесенных в искусственно созданный объект изменений выражает степень эффективности действия с ним. Такая мера есть действительность артефакта, отражающая как историческую преемственность, так и свободу человека в отношении среды своего обитания.
Итак, с философской точки зрения артефакт есть единство предметной деятельности человека и деятельности по созданию идеального образа. Как образ сознательной целенаправленной деятельности он, по сути своей, - абстракция этой деятельности, существующая в реальном «теле» объекта культуры. Как объективированное знание он фиксирует в концентрированном виде сущностное отношение объектов через нормативные, общезначимые действия субъекта (человека, человечества). То есть артефакт представляет собой двойственный объект, включающий в себя овеществленный идеальный образ и меру эффективного практического действия. В сохранении общезначимых достижений человеческих рук и разума и преемственности материальной и духовной культуры артефакты играют важную роль.
Список литературы
1. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума, и социума. - СПб.: Политехника, 2002.
2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - СПб.: Наука, 1997.
3. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопр. философии. - 1979. - № 6.
4. Лапина Т.С. Культурный артефакт // Аналитика культурологии. - 2010. - Вып. 3 (18). - URL: /www.analiculturolog.ru/archive/itemlist/category/35-issue-18.html
5. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956.
6. Шеллинг Ф. Соч.: в 2 т. - М.: Мысль, 1987.
7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.
8. www.philosophy-online.ru/культура-вторая-природа/ «Культура - вторая природа». - Проблемы общей и социальной философии, логики, философии языка, семиотики, культурологии.