Научная статья на тему 'Философский анализ понятий «Коммуникация» и «Общение»'

Философский анализ понятий «Коммуникация» и «Общение» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
736
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / SOCIAL COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИИ / SOCIAL COMMUNICATION FUNCTIONS / ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ / PHILOSOPHICAL ANALYSIS / INFORMATION TRANSFER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ореховская Наталья Анатольевна

Понятия «коммуникация» и «общение» используются многими общественными, биологическими, техническими науками, которые обычно имеют в виду элементарную схему коммуникации. Из всего множества определений и концептов данных понятий автор ставит своей задачей проанализировать общие и особенные черты коммуникации и общения, рассмотрев их более подробно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical analysis of the concepts of “communication” and “information transfer”

The concepts “communication” and ”information transfer” is used by many social, biological, engineering, which usually have in mind the elementary diagram of communication. Of the many definitions and concepts of these categories the author aims to analyze the general and specific features of communication and information transfer, considering them in more detail.

Текст научной работы на тему «Философский анализ понятий «Коммуникация» и «Общение»»

Н.А. ОРЕХОВСКАЯ доктор философских наук, доцент, проректор по научно-исследовательской работе Московского государственного гуманитарно-экономического университета'

Философский анализ понятий «коммуникация» и «общение»

В современном мире людям приходится приспосабливаться к окружающей социальной среде, им необходима способность к общению друг с другом. Кроме того, очень важно подготовить квалифицированных специалистов, способных, а главное готовых к разносторонней деятельности. Любое социальное взаимодействие предполагает коммуникацию. Социальная коммуникация включает в себя все те вербальные и невербальные процессы, с помощью которых человек посылает и принимает сообщения. Не имея способности общаться, человек оказался бы заперт в собственном частном мирке. Социальная коммуникация позволяет нам установить «общность» друг с другом. Это неотъемлемый механизм, с помощью которого мы добиваемся социальных целей.

Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX в., но до сих пор трактуется очень широко. В словаре иностранных слов мы находим следующие толкования этого термина: «Коммуникация [лат. Communicatio] -1) путь сообщения; 2) форма связи; 3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; 4) массовая коммуникация - процесс сообщения информации с помощью технических средств - средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение) численно большим рассредоточенным аудиториям»1.

Создатели теории информационного общества Д. Белл и А. Тоффлер трактуют коммуникацию как научно-информационный комплекс, включающий информационные технологии, научно-техническую информацию, а также специалис-

* Ореховская Наталья Анатольевна, e-mail: orehovskaya@yandex.ru

1 Словарь иностранных слов. М., 1986, с. 246.

тов - носителей компетентных знаний. Информация рассматривается ими расширительно как основа культуры и всех культурных ценностей.

Ю. Хабермас представляет коммуникацию как действие, «ориентированное на взаимопонимание», главными критериями которого выступают понятность, правильность и истинность. Коммуникация у Хабермаса - это инструмент реализации практических интересов людей, способ эмансипации, освобождения от экономических, политических и других влияний.

Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками, поэтому можно говорить о целом ряде подходов к пониманию коммуникации (социальной, профессиональной, и т. д.). В основе всех подходов лежит представление о коммуникации как о сущностной характеристике самого общества. Из множества определений коммуникации целесообразно, по-нашему мнению, рассмотреть те, которые позволят учесть специфику именно социальной коммуникации.

В этой связи рассмотрим три основные интерпретации коммуникации. Во-первых, коммуникация понимается как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т.е. как определенная структура. Во-вторых, это общение, в ходе которого субъекты обмениваются информацией. В-третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты. Такое понимание коммуникации можно условно разделить на три группы, сформированные на социальной, языковой и коммуникативной основе1. Очевидно, что эти группы понятий исходят из функциональной парадигмы коммуникации.

Представленные взгляды объединяет то, что все они анализируют социальные и культурные факторы коммуникации, способствующие формированию социального знания и оценочных категорий коммуникации. Иными словами, они выходят на социальную природу коммуникации.

Следовательно, можно сделать вывод, что понятие социальной природы коммуникации за последнее время претерпело изменение. Сегодня это понятие употребляется в

1 См.: Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социс, 2001, №8, с. 53.

разных методологических контекстах, которые порой даже противоречат друг другу.

Так, классический подход базируется на позитивистской методологии субъектно-объектных отношений1. Суть коммуникации в данном подходе основывается на системных связях и функциях. Коммуникативные технологии ставят задачу сконструировать желаемый образ определенного субъекта и социальные связи в системе.

Неклассическая методология основывается на когнитивной модели субъектно-объектных отношений. В данном случае коммуникация рассматривается как феномен, изучение которого требует применения таких методов, как герменевтическая интерпретация смыслов и критическая рефлексия. Автор этой методологии Ю. Хабермас отдал предпочтение позитивной науке в изучении социальных субъектов. Межчеловеческие «интеракции» он рассматривал как инструмент реализации практических интересов людей, как способ эмансипации, освобождения от экономических, политических и других влияний, играющих латентную роль принуждения. Формирование «эмансипированного общества» позволяет, по его мнению, вести разумный диалог со всеми. А это не что иное, как основа для формирования гражданского общества путем развития коммуникативных отношений и их рационализации. Отличая «истинные» коммуникации от «ложных», Ю. Хабермас пытается обосновать «техническую рациональность» (перенести технические средства и методы на область межчеловеческих интеракций).

У Лумана коммуникация предстает не как послушный объект управленческих решений, а как активная самоорганизующаяся среда2. По существу, социум и есть социальная коммуникация. Социум развивается на основе того уровня знаний, которым он располагает. К числу достоинств этого подхода следует отнести то, что коммуникация не сводится здесь к функции отражения. Она обладает активным творческим потенциалом и непосредственно участвует в конс-титуировании социального порядка. С помощью коммуникации социум не только адаптируется к условиям внешней

1 См.: Ионов А.С. Социально-философский анализ проблем исследования коммуникативной деятельности. Автореф. дис. М., 2006, с. 5. ЬМр^ЬгеЬ-veknauka.com/sotsialno-filosofskiy-analiz-problem-issledovaniya-kommunika-tivnoy-deyatelnosti#ixzz3U3ZHTdD0 (время обращения 05.03.2015)

2 http://www.nazarchuk.com/articles/article20.html (время обращения 05.03.2015)

среды, а формирует собственную реальность.

Таким образом, коммуникация в широком смысле не является отдельным институтом общества. Природа любого общества коммуникативна по существу. Содержание и формы коммуникации отражают общественные отношения и исторический опыт людей. В осуществлении коммуникации важно знать не только о том, что используется, но и о том, кто участвует во взаимодействии, как используются информация и связи, кому адресуется информация и куда направлены коммуникативные связи.

Другими словами, очевидно, что коммуникация - необходимая предпосылка функционирования и развития всех социальных систем, так как она обеспечивает связь между индивидами, делает возможным накопление и передачу социального опыта, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры и т.д.

Определяя функции социальной коммуникации можно говорить о функциях в целом, а также о функциях отдельных коммуникативных актов. Особенностью анализа функций социальной коммуникации является тот факт, что даже в одном отдельном процессе коммуникации могут сочетаться несколько функций. Так, например, социальная функция включает в себя: поддержание взаимосвязей в обществе, накопление и сохранение социального и культурного опыта, передачу этого опыта молодому поколению. Социальная функция реализуется не только через экономические и политические каналы, но и через культурные нормы и ценности. Они определяют место социального слоя, страты, группы в общей картине общества, а также обозначают дистанции, эти группы разделяющие. Типы связей между группами имеют и символическое значение, представленное через культурные атрибуты или символы. Причем, чем сложнее социокультурная среда, тем сложнее типы связи. В качестве примера, демонстрирующего роль культуры в социальной функции коммуникации, можно рассмотреть доступность образования, которое является знаковым показателем социального статуса, культурным источником статусной символики. На протяжении многих веков в большинстве обществ аристократия формировалась в том числе на основе возможности получения образования. Статусные дистанции подчеркивались аристократией и проявлялись в языке, манерах, образе жизни, а «нувориши» из других низших

слоев всеми силами пытались преодолеть эту пропасть, если же они сами не могли этого сделать, то стремились дать своим детям престижное образование, чтобы не лишить их места в жизни, которое не смогли занять сами. Такое положение системы образования способствовало консолидации высших классов и определенной социальной мобильности остальных социальных групп. В современном мобильном обществе четко прослеживаются процессы проникновения и закрепления в массовом сознании символов престижа, с одной стороны, и складывание новых символических барьеров, с другой стороны, поддерживающих социальную дистанцию между различными слоями общества. Этот процесс активно используется бизнесом, который через рекламу формирует и манипулирует статусным сознанием потребителя, небезуспешно пытаясь повышать спрос на «элитную» продукцию. Таким образом, постоянное взаимодействие и интеграция социальных слоев через символику и культуру стало важным атрибутом социальной коммуникации.

Социальная коммуникация является очень сложным процессом, в результате которого происходит усвоение смыслов. Смыслы, которые передает коммуникант, могут выражаться двояко - или в виде коммуникационных сообщений (речь, письмо, рисунок), или в виде утилитарных изделий (оружие, одежда, посуда), в которых также воплощены знания и умения человека.

Кажется, что реципиент для достижения смыслов вполне может использовать оба вида сообщений, но в обоих случаях есть свои «подводные камни». Смысл, вложенный в изделие, нужно уметь извлечь, «раскодировать» и только затем осмыслить, а этот процесс, несомненно, сложнее, чем понимание текста, написанного на родном языке. Незнание реципиентом кодов, символики, знаков, используемых коммуникантом, при передаче информации сводит процесс коммуникации практически к нулю.

Но и понимание текста таит множество проблем. Выделим три формы коммуникационного понимания: коммуникационное познание, когда реципиент получает новое для него знание; коммуникационное восприятие, когда реципиент получил сообщение, но всю его глубину понять не смог (стих прочитал, а смысл не понял); псевдокоммуникация, когда реципиент запоминает и повторяет сообщение, но не понимает даже поверхностного смысла, мы часто называем это «за-

зубриванием». Часто псевдокоммуникация становится причиной многих недоразумений, приводящих к конфликтам.

Любая коммуникация является творческим процессом, так как реципиент не только осознает глубинный и поверхностный смысл передаваемого сообщения, но и дает собственную оценку с точки зрения личных этических принципов и понимания практической пользы.

Необходимо отметить, что социальные смыслы подвержены свойству старения, т.е. они со временем утрачивают свою ценность. Так, одни смыслы, например законы физики, сохраняют свою актуальность столетиями, а другие -например, название элементов одежды прошлого века -уже никого не интересуют, да их и мало кто вспомнит сейчас. Изучение социальной коммуникации означает изучение того, как знания, умения, навыки, эмоции, стимулы передаются реципиентам, как понимаются ими и как долго сохраняют свою ценность для общества.

Анализируя понятие социальной коммуникации, невозможно не выделить в качестве особого онтологического объекта сферу межличностного взаимодействия, в ходе которого осуществляется общение между индивидами. Изучению феномена общения в последнее время посвящено немало исследований. Общим для них является то обстоятельство, что исследователи осознают необходимость рассматривать этот феномен с позиций различных наук о человеке.

На наш взгляд, интересен подход, связанный с разделением понятий «коммуникация» и «общение». Именно такую точку зрения высказывает известный отечественный философ М.С. Каган. Он считает, что коммуникация и общение различаются, по крайней мере, в двух главных отношениях. Во-первых, общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация... является чисто информационным процессом - передачей тех или иных сообщений. Во вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъект-объектная связь, где субъект передает некую информацию, а объект выступает в качестве пассивного получателя (приемника) информации, который должен всего-навсего ее принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Комму-

никация, по мнению Кагана, является процессом однонаправленным. Общение, напротив, представляет собой субъект-субъектную связь, при которой нет отправителя и получателя сообщений, есть собеседники, соучастники общего дела1. В общении информация циркулирует между партнерами, следовательно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двунаправленный характер.

В другом подходе понятие «общение» выступает компонентом процесса социальной коммуникации, формируя контекст коммуникативного действия или ситуацию общения. В этом случае «общение» определяется как «ключевой механизм взаимодействия социальных субъектов, позволяющий им, общаясь и обмениваясь интенциальной материально-практической деятельностью и ее результатами, поддерживать и воспроизводить социальность как таковую»2. Как видим, в этом случае «общение» и «коммуникация» рассматриваются как пересекающиеся понятия.

Существует также мнение, что «коммуникация» и «общение» - нетождественные понятия. Общение рассматривается как более широкая категория, в которой выделяются две стороны: коммуникативная и интерактивная. Коммуникативная сторона - это общение в прямом смысле, обмен вещественной информацией, функционирующий в речевом механизме знаков. Интерактивная - связана с установлением смыслового контакта. Она целенаправлена, включает

3

мотив, цель, условия, действия, операции и средства .

В числе основных функций общения выделяют контактную, которая удовлетворяет потребность человека в контакте с другими людьми, и воздейственную, проявляющуюся в желании определенным образом воздействовать на партнера.

Общение происходит на трех уровнях: коммуникативном, интерактивном, перцептивном. Коммуникативный уровень представляет собой общение посредством языка и культурных традиций. Результатом этого уровня взаимодействия является взаимопонимание между людьми. Интерактивный уровень - это общение, учитывающее личностные характеристики людей, оно приводит к определенным взаимоотношениям между людьми. Перцептивный уровень

1 См.: Каган М.С. Мир общения. М., 1988, с. 143-146.

2 Козлова О.Н. Социология. М. -Л., 2006, с. 14.

3 См.: Кава Р. Как работать с трудными людьми. М., 2005.

дает возможность взаимного познания и сближения людей на этой рациональной основе, это процесс восприятия партнерами друг друга, определение контекста встречи. Перцептивные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием, понимать настроения партнеров по вербальным и невербальным характеристикам, учитывать психологические эффекты восприятия.

Автор разделяет ту точку зрения, в которой базовой категорией является коммуникация, когда она может осуществляться, в том числе, и в форме общения как обмен знаковыми сообщениями. Но существует и противоположная точка зрения на соотношение данных категорий. В ней общение выступает основной категорией, а коммуникация выделяется в его структуре как процесс обмена информацией, интеракции, перцепции.

Ореховская Н.А. Философский анализ понятий «коммуникация» и «общение». Понятия «коммуникация» и «общение» используются многими общественными, биологическими, техническими науками, которые обычно имеют в виду элементарную схему коммуникации. Из всего множества определений и концептов данных понятий автор ставит своей задачей проанализировать общие и особенные черты коммуникации и общения, рассмотрев их более подробно.

Ключевые слова: коммуникация, общение, социальная коммуникация, социальные функции коммуникации, философский анализ.

Orekhovskaya N.A. Philosophical analysis of the concepts of "communication" and "information transfer". The concepts "communication" and "information transfer" is used by many social, biological, engineering, which usually have in mind the elementary diagram of communication. Of the many definitions and concepts of these categories the author aims to analyze the general and specific features of communication and information transfer, considering them in more detail.

Key words: communication, information transfer, social communication, social communication functions, philosophical analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.