8. Социокультурный контекст науки / Отв. ред. Е.А. Мам-чур. М.: Изд. ИФРАН, 1998. С. 185.
9. Франк С.Л. С нами Бог. М.: Изд-во АСТ, 2003. С. 153.
10. Франк С.Л. С нами Бог. М.: Изд-во АСТ, 2003. С. 166.
11. Асмус В.Ф. Очерки истории диалектики в новой философии. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М.: Изд-во МГУ, 1971. С. 126-127.
12. Фома Аквинский. Сумма теологии. Киев: Эльга, Ника-Центр; М.: Элькор-МК, 2002. С. 59.
13. Фома Аквинский. Сумма теологии. Киев: Эльга, Ника-Центр; М.: Элькор-МК, 2002. С. 69.
14. Фома Аквинский. Сумма теологии. Киев: Эльга, Ника-Центр; М.: Элькор-МК, 2002. С. 108.
15. Фома Аквинский. Сумма теологии. Киев: Эльга, Ника-Центр; М.: Элькор-МК, 2002. С. 216.
16. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. Харьков.: Фолио, 2003. C. 73.
17. Философия в современной культуре: новые перспективы: Материалы “круглого стола” // Вопросы философии. 2004. № 4. C. 8.
18. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Т. Ш. М.: Мысль, 2001. C. 334.
19. Данилова B.C. Ноосферная репрезентация современной научной картины мира // Наука и образование. 2003. № 4. C. 9395.
20. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Т. Ш. М.: Мысль, 2001. C. 428.
21. Данилова B.C. Философское обоснование концепции нообиогеосферы // Вестник МГУ, Серия 7 “Философия”. 2004. № 2. С. 53.
VS. Danilova, NN Kozhevnikov
Outlook of the modern Russian philosophy: from Absolute to Phenomenology
The main directions of the Universalism development in the modern Russian philosophy are considered. The ontological correlation between Universalism and the traditional ideas of Russian philosophy (Vseedinstnvo, kosmism) is found. Also the method possibilities (system method, synergetic method, phenomenological method) for the modern philosophy development are investigated.
а а а
УДК 300.38
А.А. Ильин, Н.Н. Кожевников
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ЭВОЛЮЦИИ
Рассмотрены основные направления эволюционных исследований в современных науках и философии. Выявлены общие закономерности в этих направлениях и подходах.
Основное свойство природы - изменчивость, часто представляемая в формах движения, динамичности, развития, деградации. Во всех этих изменениях можно выделить две основные тенденции. С одной стороны, природа изменяется хаотично, ориентируясь на стабильность состояний, диссипацию энергии и вещества, согласно законам классической термодинамики. С другой стороны, все в природе развивается, усложняет свою структуру, приобретает новые свойства. В окружающем мире открытые природные системы обмениваются веществом, энергией, информацией, в значительной степени подчиняясь законам эволюции.
Эволюция протекает на всех уровнях организации природы, посредством варьирования вещества и энергии. Благодаря этому изменениям оказываются подвержены объекты живой и неживой природы, сферы души и духа. В то же время эволюция - единый процесс, подчиняющийся некоторым общим объективным закономерностям. Найти эти закономерности можно при помощи универ-
сального философского подхода к совокупности всех этих проблем.
Классическое определение эволюции (от лат. еуоШо
- развертывание) - необратимый процесс исторического изменения неживого и живого. В последнем случае из многочисленных ненаправленных мутаций как элементарного эволюционного материала естественный отбор формирует такие комбинации признаков и свойств, которые ведут к возникновению адаптации организмов к условиям внешней среды [1]. Расцвет такого подхода пришелся на XIX век, когда эволюция считалась принадлежностью живого мира, однако в XX веке стало ясно, что неживая природа также активно эволюционирует. В настоящее время эволюцию относят ко всем основным сферам сущего: неживому, живому, душевному, духовному и даже ко всей Вселенной (универсальный эволюционизм). Рассмотрим естественно-научные и эволюционные аспекты эволюции, а также соответствующие им дополнения в различных сферах знания и культуры.
1. Естественно-научные аспекты эволюции
Среди характерных черт эволюционных процессов выделим следующие:
- Эволюционные процессы приводят как к прогрессивным, так и к регрессивным изменении, приводя к упрощению организации системы и к её усложнению. При этом самоорганизация неравновесных процессов сочетается с устойчивыми, равновесными состояниями системы таким образом, что динамичные равновесия являются промежуточными фазами развития системы, часто называемыми “аттракторами”.
- Эволюционирующие системы предполагают непрерывные и необратимые изменения, свопрово^дающиеся появлением качественно новых свойств этих систем, особенно в открытых системах, которые активно обмениваются веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Эволюция сопровождается “питанием” системы -накоплением массы, энергии, информации. Усложнение организации эволюционирующей системы происходит за счет повышения энтропии в окружающей среде.
- Эволюционные изменения подразделяются на количественные (адаптации) и качественные (ароморфозы). Результат ароморфозов - появление принципиально новых уровней организации. Количественные изменения системы имеют свойство накапливаться и переходить в качественные. Также качественные изменения открывают новые возможности для количественной изменчивости.
Среди свойств и критериев эволюции следует отметить “повышение эффективности (КПД) использования системой предоставленного ему вещества, информации и энергии” - определяющий эволюционный критерий.
В процессе эволюции система проявляет способность к “размножению” - воспроизводству себе подобных или к усложнению своего внутреннего устойства, внутренней дифференциации.
Для возможности эволюционирования системе нужен некий хранитель информации, позволяющий развиваться не хаотично, а согласно определенному заложеному порядку и законам окружающей среды. Этот хранитель информации сохраняет в себе изменения системы. В живых организмах это нуклеиновые кислоты, в обществе -память людей.
- Все уровни организации вещества и энергии участвуют в процессах эволюции. Существуют общие законы, действующие для эволюции вне зависимости от типа эволюционирующей системы. В зависимости от уровня организации эволюционирующей системы, можно выделить и уровни организации эволюционного процесса.
Космическая эволюция - развитие вещества во Вселенной от большого взрыва до формирования галактик, звездных систем, планет.
Химическая эволюция - протекающая на молекулярном уровне, включающая в себя образование элементарных частиц, атомов, молекул, органических веществ, био-
полимеров, белков, нуклеиновых кислот. Результат химической эволюции - появление жизни на молекулярном уровне.
Геологическая эволюция - включающая развитие отдельных планет, в частности - планеты Земля. Сегодня на Земле сформировались такие сложные геологические оболочки, как биосфера и ноосфера.
Среди эволюции неживой природы можно выделить “каталитическую гипотезу”: синтез первичных органических соединений. В химии известна автокагалитическая реакция Бутлерова (1864) - синтез различных сахаров из формальдегидов слабощелочных водных растворах в присутствии ионов кальция, являющаяся аналогом естественного отбора на химической стадии эволюции. Подобные реакции связывают эволюцию в мире неживого и живого [2].
Эволюция протоклетки - от первых органических веществ до одноклеточной жизни.
Эволюция живых организмов - предполагает развитие живых организмов под воздействием таких факторов, как мутации, популяционные волны, естественный отбор, борьба за существование. Развитие живого от простейших к наиболее сложным живым существам, в том числе и человеку. В биологии сменяли друг друга такие эволюционные теории, как креационизм, ламаркизм, теория катастроф, дарвинизм, мутационная теория, синтетическая теория эволюции и многие другие.
Эволюция человека включает в себя развитие отдельного индивида, эволюцию рассудка, процесс формирования творческого разума.
Эволюция общества - является одним из отличительных свойств эволюции человека от эволюции других живых организмов. По сравнению с биологической эволюцией человека, в этом случае на первый план выходит эволюция всего человечества. Эволюционируют также и творения человека, например, инструменты и технологии
Эволюция информации включает в себя эволюцию материального носителя. Эволюционируют, в первую очередь, информационные творения человека - знания, науки, искусства, религии.
- Специальные научные дисциплины вносят свой уникальный вклад в исследование эволюции на различных уровнях природы. Так, физика изучает закономерности эволюции в микромире, развитие физических тел, эволюцию в мегамире. Эволюция изучается при помощи достижений теории относительности, квантовой теории, термодинамики, синергетики и ряда других конкретных наук.
Химия изучает молекулярную эволюцию - процесс развития материи от простейших неорганических веществ до биополимеров (белков, нуклеиновых кислот). Биология исследует эволюцию всего живого. Способность к развитию - одно из неотъемлемых свойств живого. Изучается феномен происхождения жизни и происхождения человека - носителя разума. Молекулярная эволюция -одна из самых малоизученных областей эволюционизма. Изучает развитие на молекулярном уровне, в том числе
и 53
тайну зарождения жизни. На этом молекулярном уровне зародилось и само представление о явлениях эволюции.
Математика принесла в исследование эволюции -свои методы - теорию вероятности, статистические методы, теорию информации. Для изучения явлений эволюции - самоподобные структуры - используются фракталы. Математика - инструмент изучения эволюции на любых ее уровнях.
История и социология изучают эволюцию человеческого общества в течение всего времени его существования. Эволюционирует не только само человеческое общество, но и его производные - знание, культура, наука, образование. Психология исследует эволюцию отдельного человека, его знаний, умений, внутреннего мира, его микрокосмоса.
2. Философские проблемы эволюции
Философия, в отличие от специальных наук, изучает эволюцию не как процесс развития определеннной системы, но как самостоятельное явление как процесс развития универсальных природных систем. Как любое явление эволюция должна обладать свойствами, не завис-щими от типа эволюционирующей системы. Таким образом философия изучает эволюцию как самостоятельное явление, характеризуемое особыми свойствами и законами. Следует отдельно рассмотреть аспекты, связанные с управлением, хаосом и порядком в процессах эволюции, а также с творческим воздействием на них человека.
Во всех природных системах содержится внутренняя энергия, не высвобождающаяся в обычных условиях. Эволюция - процесс использования внутренней энергии для развития системы. Для того, чтобы пользоваться этой энергией, человеку необходимо научиться управлять эволюционными процессами. Внутренняя энергия может способствовать освобождению не только физических, но и духовных резервов нашего организма. Закономерности управления эволюционными процессами изучаются эволюционной кибернетикой, выделяющей управляющие факторы окружающей среды.
Эволюция способна совмещать в себе противоположные процессы, таким образом, что разнонаправленные, хаотичные процессы в своей совокупности дают упорядоченное развитие системы. Эволюция объединяет в себе процессы усложнения и упрощения организации, количественные и качественные изменения, линейные изменения и мутации, случайные и закономерные преобразования, плавные и скачкообразные изменения. Все эти процессы не уничтожают, но дополняют друг друга. Важнейшей доминирующей в природе тенденцией является стремление к увеличению разнообразия. Вселенная на всех уровнях своей организации в высшей степени неравномерна и неравновесна, однако взаимодополнитель-ное взаимодействие разнообразных процессов обеспечивает её устойчивость.
Философский подход к этой проблеме состоит в рассматривании всех явлений эволюции через призму их взаимодействия с человеком. Человек - биологический вид -Homo sapiens. Следовательно, в своем развитии он подчиняется всем законам биологической эволюции. Творения человека являются объектами эволюции на высших уровнях её организации. К ним приводят эволюция общества, технологий, знаний, искусства, а также её важнейший тип - социальная эволюция, изучающая развитие человеческого общества.
Эволюция представляет собой творческий процесс. Один из критериев, позволяющих отличить эволюцию от локальных изменений, состоит в появлении принципиально новых параметров системы. Творчество является отличительным признаком разума. Можно сделать вывод, что и эволюция - разумное явление, так как разум - продукт эволюции [3].
“Философская проблема эволюции” заключается в максимально эффективном взаимодействии человека с эволюционным процессом. Под воздействием человека процессы эволюции ускоряются.
Критерий эффективности воздействия на процесс эволюции - максимальный эффект при минимальных затратах энергии. Коэффициент полезного действия становится максимальным, а сами воздействия человека - оптимальными. Управление эволюцией должно происходить без нанесения непоправимого вреда объекту воздействия, что можно рассматривать как экологический подход к этим явлениям. Кроме того, появляется возможность прогнозировать результаты эволюционных процессов.
Выделим три порядка (уровня) эволюции. Низший порядок - эволюция материальных систем - вещества, энергии. Второй порядок - эволюция информационных систем и социальная эволюция. Высший порядок - эволюция систем организации. Эволюция более высокого порядка обязательно содержит в себе более низкие порядки - и материальную, и информационную эволюцию.
Сложно выделить абсолютно точные, строгие законы, которым эволюция одинаково подчиняется на всех уровнях своей организации. Но общие закономерности эволюции, её направление, контуры, перспективы могут быть определены.
Эволюция на всех уровнях подчиняется законам конкуренции. Открытые системы конкурируют за вещество и энергию. Живые организмы конкурируют за пищу, жизненное пространство, возможность размножения. Научные идеи борются за признание общества их близости к истине. Разум и интеллект конкурируют в соперничестве за обладание информацией.
Эволюция как глобальное явление, направляющее развитие всей природы, может способствовать объединению трех основных сфер познания окружающего нас мира -науки, религии и философии. Несмотря на внешнюю хаотичность мира, в нем существуют объединяющие его силы, например, силы гравитации. В центре религиозно-
го подхода лежат идеи единого плана построения мира, подчиненности его общей идеи - Богу. Философия стремится объединить между собой не только отдельные науки, но и найти области взаимодействия между наукой и религией. Учитывая, что эволюция - творческий процесс, теория эволюции не чужда еще одному универсальному методу познания мира - искусству.
Представляется перспективным использование в развитии эволюционных представлений отдельных идей восточной философии, в частности даосизма. В философии Востока сильны идеи организации всего мира по общим законам. Устройством мира управляет некая идея - Дао -серединный путь, но и эволюция представляет собой “путь” - от старого к новому. Также в восточной философии есть идеи внутренней, скрытой энергии, заключенной во всем сущем и не высвобождающейся обычными, простыми методами. Универсальным способом использования скрытой энергии могла бы стать управляемая эволюция.
3. Вклад в исследование эволюции представителей диалектического материализма
Сторонники диалектического материализма, активно работая в области философских исследований, распространяли свои взгляды и на естествознание. Центральной эволюционной теорией с точки зрения диалектических материалистов является дарвинизм, а естественный отбор и борьба за существование - его центральные понятия. Эволюционная смена форм общественного устройства в результате классовой борьбы рассматривались в качестве основы развития общества. Дарвинизм, таким образом, становился одной из предпосылок диалектического материализма. В материалистической диалектике искали методологию многие эволюционисты. Эволюционная теория Дарвина и диалектика Гегеля подходили к общей проблеме - “развитию” с различных сторон.
Концепция развития в диалектическом материализме формировалась в борьбе с теориями эволюции, называвшимися метафизическими, и с идеалистическими учениями, такими как креационизм. Эволюционное учение боролось с антиэволюционизмом, прогрессивные идеи с “реакционными”. На практике реакционными и враждебными объявлялись теории, противоречащие общепризнанным (в частности - дарвинизму). Такое положение мешало совершенствованию существующих теорий и внедрению в них новейших достижений науки. К огромному сожалению, травля генетики и кибернетики в тридцатые и сороковые годы проходила под флагом диалектического материализма. Но в наши дни эти науки нашли обширное применение именно в эволюционных концепциях.
Дарвинизм действительно представляет собой важнейшую из эволюционных концепций. Он может считаться теорией видообразования, охватывает многие всеобъем-
лющие вопросы эволюционной теории в целом. При помощи основных категорий дарвинизма можно объяснить разнообразие живых существ и их приспособляемость к окружающей среде. Понятия дарвинизма пытались распространить на другие области эволюционизма, например, на эволюцию познания или человеческого общества [4].
Материалистичность дарвинизма заключается в том, что он опирается на факты, наличие которых в природе доказано многочисленными научными исследованиями. В дарвинизме также проявляется и “стихийная диалектика”. Процесс эволюции - это совокупность прогрессивных и регрессивных изменений, то есть единство противоположностей. Множество количественных изменений
- адаптаций к условиям окружающей среды - накапливаются и переходят в качественные, ароморфозы. В результате качественных изменений появляется принципиально новые свойства живых систем, влияющие на все последующее течение эволюции.
В двадцатом веке формируется синтетическая теория эволюции. Эта теория объединяет основные тезисы дарвинизма с достижениями новейших биологических наук. В эволюционизме используются достижения генетики, экологии, математики, молекулярной биологии. При помощи современных наук доказывались постулаты дарвинизма и раскрывались их конкретные механизмы. Основные эволюционные факторы в синтетической теории эволюции - это мутации, популяционные волны, изоляция и естественный отбор [5].
Одна из философских проблем теории эволюции - это соотношение необходимости и случайности в эволюционном процессе. Отрицание любого из этих противоположных факторов порождает однобокий подход к эволюции. Утверждение “наука - враг случайностей” точно так же ошибочно, как и отрицание всяческих закономерностей в эволюции.
Для развития учения эволюции важна проблема не только возникновения новых видов, но и сохранения старых в стабильном состоянии. Устойчивость важна для сохранения накопленных результатов эволюции. Но устойчивость не должна быть абсолютной. Виды должны быть способны к изменению, находиться в динамическом равновесии.
Важное место в эволюционизме занимает проблема целостности - одного из основных свойств живого. Проблема взаимоотношения части и целого в живых организмах, сообществах, популяциях важна при разрешении противоречий, возникающих между различными частями организмов, элементами биоценозов и биосферы.
Социальная эволюция, развитие самого человеческого общества и его производных - знания, науки, культуры, технологии в материалистической диалектике, так же как и в современной философии, рассматривалась как наиболее сложный уровень эволюционных процессов.
и 55
4. Эволюция объективного знания
Проблему эволюции знания разрабатывал К. Поппер, создавший особый эволюционный подход для исследования этой сферы типа знания. От общей теории познания через методы биологии он планировал перейти к собственно теории эволюции. Согласно Попперу, теория или ее зачаток - гипотеза всегда возникает сначала и предшествует наблюдениям. Основная роль наблюдений и экспериментов в том, чтобы доказать ложность некоторых старых теорий и стимулировать создание новых [6].
Мы никогда не начинаем с наблюдений, а всегда с проблем, созданных окружающим миром. Существует два способа начать работу с проблемой. Можно вначале предположить решение проблемы, а затем подвергнуть его критике. Предположение может быть опровергнуто, но может и выдержать критику. Но всегда обнаруживается, что даже самые лучшие решения порождают новые проблемы. Можно сказать, что “рост знаний идет от старых проблем к новым проблемам, посредством предположений и опровержений”.
С другой стороны, можно сказать, что проблемы возникают в результате наблюдений и экспериментов, так как в разуме не может быть никаких образов, кроме полученных при помощи органов чувств. Поппер же утверждает, что всякое животное рождается вместе с ожиданиями, предчувствиями, инстинктами, которые можно назвать гипотезами об окружающем мире. Мы обладаем врожденным знанием, которое может быть базой для познания окружающего мира. Для того, чтобы наблюдать или экспериментировать, необходимо знать хотя бы, какой нужен объект. В уме должен присутствовать вопрос, который нужно разрешить наблюдением.
Мы постоянно сталкиваемся с новыми проблемами, о которых нам не известно практически ничего. Для того, чтобы узнать их лучше, нужно предложить “неадекватное решение” и подвергнуть его критике. Узнав, почему не работают наиболее очевидные решения, можно раскрыть для себя наибольшие трудности, скрытые в проблеме. Видятся разветвления проблемы, входящие в нее “подпроблемы” и связь с другими проблемами. Рост знаний происходит в результате процесса, напоминающего “естественный отбор” Дарвина. Наши знания состоят из гипотез, проявивших способность выжить в борьбе за существование. Нежизнеспособные гипотезы устраняются в процессе борьбы.
Эта концепция применима к знаниям животных, к донаучным и научным знаниям. Научные знания отличаются тем, что борьба за существование усугубляется сознательной критикой научных теорий. Если знания животных и донаучные знания обычно погибают вместе со своими нежизнеспособными носителями, то научные знания уничтожаются быстрей в результате успешной критики. Носителям знаний помогают или мешают выжить соответственно истинные или ошибочные знания.
На уровне человека возникло нечто новое в эволюции знания. Сравним устройство древа эволюции и древа познания. Древо эволюции напоминает генеалогическое древо - это общий ствол, от которого отходит множество ветвей. Древо эволюции орудий и инструментов также разветвляется от простейших орудий каменного века прошлого до множества машин сегодняшнего дня. Рост прикладных знаний напоминает эволюцию орудий и инструментов - все время возникают все более разнообразные приложения существующих знаний.
Древо эволюции знаний имеет совершенно другую структуру, так что для чистого знания (или “фундаментального знания”) развитие протекает практически в другом направлении по сравнению с растущей дифференциацией и специализацией живого мира и инструментов. В этом процессе господствует тенденция интеграции, объединения различных теорий. Древо познания следовало бы изобразить растущим из многочисленных корней, наверху стремящихся объединиться в единый ствол. Древо познания практически противоположно древу эволюции живого.
В поисках чистого знания наша цель состоит в ответе на вопросы “как?” и “почему?”. Все проблемы чистого знания - это проблемы объяснения. Нерешенные проблемы в процессе познания всегда множатся и дифференцируются. В то же время в “объяснительной теории” проявляется интегрирующий рост познания. Для решения проблемы объяснения выдвигаются соответствующие объяснительные теории. Критика теории заключается в выявлении противоречия её самой себе или фактам. Следовательно, цель познания - истинные теории, соответствующие фактам. Именно понятие истины как соответствия фактам делает возможной рациональную критику. Вместе с нашим стремлением все объяснять универсальными, обобщенными теориями, наше стремление к истине объясняет интегрирующий рост древа познания.
Очевидно, что, решая новые проблемы, мы опираемся на уже имеющиеся и доказанные фактами знания. Новые гипотезы и теории взаимосвязаны с ранее созданными. Создание общих теорий, объясняющих многие факты эффективнее, чем выработка своих решений для каждого отдельного случая. Более близкие к истине теории вытесняют своих конкурентов, одновременно перенимая их наилучшие элементы.
Выделим основные свойства эволюции знания по К. Попперу:
- Элементарная единица эволюции знания - гипотеза, всегда предшествующая экспериментам и наблюдениям.
- Рост знаний проходит в конкурентной борьбе гипотез, напоминающей естественный отбор Дарвина.
- Научные знания растут быстрей донаучных за счет давления критики научных идей.
- Древо эволюции знания растет по пути интеграции научных идей, в отличие от дифференциации древа жизни.
5. Эволюция культуры
Человеческое общество находится на такой стадии развития, когда эволюционирует не только оно само, но и его производные - культура, наука, знание. Такие явления развиваются по своим законам, далеко не всегда зависящим от воли человека.
Культура - это способ организации жизнедеятельности человека, совокупность материальных и духовных продуктов человеческой жизни, система социальных норм, морали, духовных ценностей, отношения человека к природе и к себе подобным [7]. В существовании культуры заключается отличие человечества от неразумных форм жизни. Формировалось это явление параллельно с эволюцией Homo sapiens. Культура объединяет в себе творческие достижения человека - уникальные его создания, не существовавшие в прошлом.
На чем основывается столь мощное стремление человека к культуре? Причины могут заключаться в некоторых индивидуальных особенностях людей. В подсознании человека заложена индивидуальность, стремление к самореализации. Потребности человека находятся не только в материальной, но и в духовной сфере. Развитие культуры напрямую происходят из совершенствования производительных сил человека. Чем больше у людей свободного от жизненных потребностей времени, тем больше у них и возможностей создавать культуру.
Культура - явление динамичное, постоянно изменяющееся. Динамика не ограничивается появлением случайных культурных произведений. Культура склонна к развитию, совершенствованию, формирует новые направления, веяния. Она проявляет свойства самоорганизации, создавая законы своего развития. В отличие от природы, у культуры нет изначальных законов, происходящих из устройства окружающего мира. Такие закономерности порождаются создающими ее людьми.
Структурные единицы культуры можно назвать идеями. Идеи - это творческие, уникальные сущности различного рода, созданные человеком. Они могут иметь свое материальное воплощение или существовать только в разуме людей. В культуре постоянно возникают новые и теряются старые идеи. Эволюция культуры протекает в конкурентной борьбе различных идей. Ограниченный ресурс, за который борются идеи - это человеческий ум, память, признание. Сохраняются культурные явления, понятия, традиции, которые люди считают истинными, правильными, полезными, красивыми. Все, что не признано человеком, забывается и уходит в небытие.
Составляющие культуры эволюционируют вместе со своими носителями. Меняются люди, а вместе с ними их система ценностей. В свою очередь, культура оказывает сильное влияние на эволюцию человека. Культура учит нас, и мы изменяемся в процессе обучения. Многие идеи, содержащиеся в произведениях искусства или религиозных откровениях, оказали огромное влияние на человечество.
Культура - неоднородное явление. В ней выделяется множество течений, направлений, имеющих своих сторонников. Направления культуры конкурируют между собой гораздо жестче, чем, например, отдельные произведения искусства. Конкуренция так же, как с идеями, идет за умы людей. Чем больше у движения сторонников, тем более популярны те элементы культуры, которые оно представляет. Популярность движения влияет и на количество пришедших в него творческих людей, а значит, и на появление новых достижений культуры. Конкурируют между собой культуры различных стран, народов.
Важно отметить, что хотя различные направления культуры конкурируют между собой, они редко стремятся уничтожить друг друга. Чем выше разнообразие внутри культуры, тем богаче она в совокупности. Различные элементы культуры стремятся перенимать лучшее другу друга для того, чтобы стать совершеннее. Это позволяет куль -туре эволюционировать быстрее, чем живым организмам. В процессе развития нет необходимости уничтожать прогрессивные достижения эволюции. В живой природе такое неприятное явление случается довольно часто, так как для более слабых видов дорога ведет к прекращению их существования. Но если один вид слабее другого, то это отнюдь не означает, что у слабого вида нет никаких достоинств перед более прогрессивными видами. К сожалению, в процессе естественного отбора живые существа не могут перенимать лучшие свойства друг у друга.
Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество, в живой природе встречающееся достаточно редко. В культуре же аналогичные явления приобрели глобальный характер. Различные явления культуры очень часто не могут быть представлены друг без друга. Любое культурное направление, например, культура какого-либо этноса, воспринимается цельно, во всех своих проявлениях.
Сама по себе эволюционная теория является неотъемлемой частью культуры человека и прочно укоренена в общественное сознание. Современный эволюционизм -это не только совокупность научных теорий и их обобщения, но и определенное (эволюционистское) мышление и умонастроение. В этом выражается стремление постичь мир в терминах процесса и становления. Эволюционизм
- это стиль мышления человека, а значит, и элемент его культуры [8].
В своей эволюции культура взаимодействует с другими областями деятельности человека. Для воплощения своих творческих мыслей человек использует достижения науки и техники. Культура воплощается в среде информационных технологий, в цифровой графике, музыке и видео, в компьютерных программах и сетях.
6. Эволюция и Интернет
Человеческое общество в наши дни с возрастающей скоростью движется к информационной цивилизации. Наступила эпоха высоких технологий, всеобщей компью-
U 57
теризации. Важнейшую роль играет возможность самого широкого обмена информацией между различными частями общества. Информационные каналы должны быть быстрыми, надежными, эффективными, доступными, обладать высокой пропускной способностью.
Интернет - относительно новое изобретение в сфере информационных технологий. Это электронная сеть, связавшая между собой компьютеры всего мира, хотя изначально Интернет был создан для военных целей. Достоинством Интернета, в первую очередь, является его способность экономить время. При помощи сети можно найти необходимую информацию гораздо быстрее, чем, например, разыскивая необходимые книги в библиотеке. Для Интернета не являются ограничением расстояния на нашей планете. Сеть может предоставить возможность обмена информацией между пользователями, находящимися в любых точках земного шара. Можно сказать, что Интернет расширяет жизненное пространство, доступное человеку. Его составляющие элементы - сайты - воспринимаются уже практически как реальные сущности и являются чем-то большим, чем просто собранием тематической информации [9].
Интернет - это продукт эволюции человеческого общества. Это атрибут высшего на сегодняшний день уровня эволюции человечества - информационной цивилизации. Интернет порожден взаимодействием новейших компьютерных технологий, культуры и знаний человека.
Человеческое общество в процессе своего развития приобретает свойства цельного живого организма. Взаимодействия между различными сообществами людей становятся все эффективнее. Различные технологии обмена информацией конкурируют между собой по законам эволюции, устаревшие вытесняются более совершенными. Интернет в процессе конкуренции за потребителя вытесняет локальные сети, не связанные с себе подобными. В обществе Интернет может играть роль нервной системы, связывающей отдельные его элементы между собой. Формирование нервной системы - естественный шаг эволюции биологической системы, в данном случае - общественных систем.
Достоинство архитектуры Интернета - его децентра-лизованность. В Интернете отсутствует центральный сервер, от работоспособности которого зависит функционирование всей системы. В этом отношении его можно сравнить с нервной системой низших животных, например, гидр. При таком устройстве вместо единого центра нервной системы есть отдельные нервные узлы, управляющие своими участками организма.
Такое устройство нервной системы обладает повышенной способностью к регенерации. Малый участок сети может послужить основой для нового организма. Сетевая организация нервной системы уступает по своей мощности центральной, но в то же время превосходит ее в универсальности.
Изначально Интернет является цельной системой, под-
ключившись к которой, можно получить доступ к любой находящейся в ней информации. Как открытая система, сам он эволюционирует с большой скоростью. В то же время эволюционирует Интернет в сторону дифференциации, предоставляя все большее количество информации и качественно новыхуслуг своим пользователям [10].
Другое направление развития Интернета - его персонализация. Страницы в сети динамически видоизменяются в зависимости от запросов различных пользователей. У многих людей есть свое “место жительства” в Интернете - созданные своими усилиями сайты, на которых они могут раскрыть себя как творческие личности. Как в самостоятельном обществе, в Интернете формируются свои законы, правила, традиции.
7. Философские принципы эволюции
Процесс эволюции подчиняется определенным философским принципам, законам, категориям. Знание их позволяет управлять процессом развития и прогнозировать его результаты.
Согласно принципу единства мира, эволюция - процесс, характерный для всего Космоса, а не отдельных его частей. Эволюция является реальным воплощением принципа развития - способности вещей к необратимым, направленным, качественным изменениям. Эволюция также обеспечивает взаимосвязь различных систем и явлений между собой, выражающуюся как в принципе детерминизма, так и в совокупности различных стохастических процессов. Например, в детерминической связи причиной выступает эволюционное взаимодействие, следствием - изменение эволюционирующих систем.
Процесс эволюции подчиняется основным законам диалектики - закону отрицания отрицания, закону перехода количества в качество и закону взаимопроникновения противоположностей. В основе процессов эволюции лежат взаимодополняющие друг друга противоречия. Действительно, в эволюции имеет место преемственность ступеней различных процессов между собой, единство противоположных процессов, таких как прогресс и деградация. Переход количественных изменений системы в качественные предполагает самые разные механизмы: от скачков до тонкой настройки ритмокаскадов и когерентного взаимодействия. Объектом эволюции являются изначально равновесные системы, но в настоящее время стало ясно, что ключевую роль в развитии играют динамические системы.
Среди философских обобщений современных эволюционных учений, следует отметить глобальный (универсальный эволюционизм), который исходит из того, что Вселенная представляет собой единую саморазвиваюшуюся систему. При этом во всей Вселенной неизбежно присутствуют случайные факторы, властвует наследственность (настоящее и будущее зависят от прошлого), действуют универсальные законы, являющиеся принципами отбора.
Эволюционная теория должна играть интегрирующую роль в философии, объединяя в себе различные философские принципы, методы и учения. Она способна вобрать в себя лучшие достижения наук об окружающем мире и развивать их в тесном взаимодействии с современными философскими воззрениями на благо всему человечеству.
Литература
1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. С. 726
2. Пармон В. Механизм воспроизводства органических молекул в Материалах научной сессии Общего собрания СО РАН и СО РАМН // Наука в Сибири. 2003. № 47-48. С. 2-3;
3. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Терра, 2001. С. 44.
4. Материалистическая диалектика. Т. 3. Диалектика природы и естествознания / Под общ. ред. Ф.В. Константинова и
B.Г. Марахова; отв. ред. В. П. Петленко. М.: Мысль, 1983. C. 231.
5. Диалектика живой природы / Под ред. Н.П. Дубинина, Г.В. Платонова. М.: Изд-во Московского университета, 1984.
C. 109.
6. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2002. C. 320.
7. Философский энциклопедический словарь. Статья “Культура”. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 292.
8. Фесенкова Л.В. Теория эволюции и ее отражение в культуре. М.: Институт философии РАН, 2003. C. 4.
9. Розин В.М. Интернет - новая информационная технология, семиозис, виртуальная среда // Влияние Интернета на сознание и структуру знания. М.: Институт философии РАН, 2004. С. 3.
10. Новоженина О.В. Интернет как новая реальность и феномен современной цивилизации // Влияние Интернета на сознание и структуру знания. М.: Институт философии РАН, 2004. С. 195.
A.A. Ilyin, N.N. Kozhevnikov
The Philosophical Analysis of the Basical Evolutional Aspects
The article deals with the basical ways of evolutional researches in modern sciences and philosophy and reveals general principles in these ways and approaches.
J J J
УДК 110;120;121
А. М. Леонов
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ НОВАЦИИ И НАУКА О СЛОЖНОСТИ
Текущее, кризисное состояние отечественной культуры, науки и образования рассматривается в свете достижений науки о сложности, обусловленной прогрессом компьютерных наук (компьютинга). Обосновывается и делается вывод о принципиальной смене характера развития всей западной цивилизации после изобретения компьютера. С этой точки зрения рассматриваются внутренние и внешние причины, обусловившие кризисное состояние российской культуры. Делаются выводы о необходимости “компьютерной индустриализации”, о преодолении догм и о необходимости ускоренными темпами развивать новую науку - науку о сложности.
Технические и технологические новации захлестнули нашу страну. Все меньше людей, не знающих компьютера, не пользующихся Интернет, не владеющих мобильным телефоном, автомобилем, новой бытовой техникой. Львиная доля этих товаров произведена в развитых странах или изготовлена в России по лицензиям западных фирм. Их разнообразие и коммерческая привлекательность основаны, как правило, на применении микропроцессоров, обеспечивающих их развитую функциональность. На этом фоне наша наука, равно как и образование, переживают глубокий кризис. Все большее число выпускников вузов не может найти работу по специальности.
Разговоры о реформах в отечественной науке и обра-зовании идут в нашей стране давно, но успехов пока мало. Важнейшей причиной этого является не столько разно-
гласия среди реформаторов в отношении путей модернизации отечественного образования, сколько отсутствие необходимой политической воли. Такая ситуация обусловлена сознательно проведенной и идеологически выдержанной кампании по “деидеологизации” страны - устранению препятствующей распространению нынешнего плюрализма идеологии марксизма. На самом деле идеология - обязательная, связующая компонента любого мировоззрения, обуславливающая саму возможность целостного, системного взгляда; без нее не могут существовать не только живые существа, способные делать выбор, но даже компьютерные системы. Иначе, если не важно, куда идти, то какая разница, как идти? [1].
Конечно, марксизм не панацея, и не все идеи его создателей прошли проверку временем. Однако краеуголь-
U 59