ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Эмине Мустафаевна Иззетова
доктор философских наук, профессор кафедры «Восточная философия и
культура», ТашГУВ, izzetova@bk.ru
Екатерина Владимировна Ли
кандидат философских наук, доцент кафедры «Общественные науки» ТГПУ
имени Низами li300176@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
В статье дан философский анализ нелинейного мышления, показана взаимосвязь парадигмальных изменений в системе «образование - наука». Раскрыты сущность понятий нестабильность, нелинейность в рамках теории синергетики. Рассмотрена модель образования в условиях цифрового общества.
Ключевые слова: постмодернизм, нестабильность, нелинейность, наука, интеллектуально-культурные трансформации, образование, наука, линейное -нелинейное мышление
Resume: The article gives a philosophical analysis of non-linear thinking, shows the relationship of paradigm changes in the "education - science" system. The essence of the concepts of instability, nonlinearity in the framework of the theory of synergetics is revealed. The model of education in a digital society is considered.
Keywords: postmodernism, instability, non-linearity, science, intellectual and cultural transformations, education, science, linear - non-linear thinking
Глубокие культурные трансформации, охватывающие все сферы бытия человека, вовлекают в этот процесс и науку и образование. Эпоха постмодернизма характеризуется высокой динамикой своего развития. Сдвиги, происходящие в социально-экономическом и культурном пространстве, ведут к изменению онтологических и эпистемологических представлений о мире и знаний о нем, а также оказывают мощное воздействуют на сознание и
April, 2022
326
мышление человека «Современный мир характеризуется не только масштабом, темпом происходящих в нем изменений, но и глубиной нестабильностей и кризисных явлений. Ощущение нестабильности как состояния мира вызывает состояние неопределенности, беспокойства, напряженного прислушивания к беспорядочному миру» [1, 3]. Возникающие в этой ситуации вызовы-угрозы, можно разрешить или минимизировать в рамках нелинейного подхода. В этом контексте возрастает роль не только естественных наук, но и гуманитарного познания, образования в частности.
Новый прорыв в сфере информационных технологий, вывел человеческую цивилизацию на качественно новый уровень развития, именуемого цифровой эпохой, цифровым обществом. Вследствие чего происходят изменения в повседневной жизни, производственных отношениях, структуре экономики, науке и образовании. Наука и образование являются базовыми направлениями развития цифровой цивилизации. Состояние нестабильности и неустойчивости в новых условиях только возрастает. В каких направлениях видятся угрозы - вызовы для сложившейся системы образования? Здесь можно выделить следующие направления: а) более современным и эффективным признается образование основанное на технократической модели; б) отказ от целостности в пользу узкой специализации; в) ориентация на образование стран с продвинутой цифровой экономикой с его системой ценностей; г) смена системного, последовательного мышления фрагментарно-клиповым мышлением [2, 30].
Постнеклассическая трактовка образования возникает в контексте тех изменений, которые произошли в науке и философии. Современная наука строит эвристическую модель нестабильности и вводит новые принципы и приемы мышления непосредственно в образование. Одно из весьма радикальных изменений - новая трактовка мышления, которое понимается отныне как нелинейный процесс. Понятие нелинейность используется сегодня очень широко, приобретает мировоззренческий смысл. Идея нелинейности включает в себя многовариантность, альтернативность выбора путей эволюции и ее необратимость. Нелинейные системы испытывают влияние случайных, малых воздействий, порождаемых неравновесностью.
Прежнее классическое понимание мышления представляет собой линейный процесс, линейную цепочку рассуждений, дедуктивно-аксиоматический метод изложения, как в евклидовой геометрии. Это линейное мышление до сих пор
April, 2022
327
господствует в современной школе. Новое нелинейное мышление в противоположность линейному можно трактовать как нелинейную организацию актов рассуждения, дискурс - как анализ актов смыслополагания и смыслопостижения. Постнеклассическое образование находится в стадии становления в контексте открытого и развивающегося диалогово -коммуникативного взаимодействия с культурой на фоне развития современной цифровой цивилизации.
Реалии XXI века свидетельствуют о том, что в развитых странах система образования превращается в ведущую отрасль человеческой деятельности. В исследовании воспроизведена логика движения теоретической мысли постнеклассики, направленной на осмысление ключевой для рассматриваемого периода идеи нестабильности в теоретических концепциях, к утверждению этой идеи в нелинейных стратегиях образования. Сегодня, когда идет стремительное развитие высокоточных и наукоемких технологий, становится особенно понятно, что основное богатство человечества - это производство, распределение и потребление знания [3].
Но мир не стоит на месте, меняется облик науки, соответственно это ведет к трансформации парадигмы образования, системы подготовки кадров, способных включиться в будущем в систему современного производства. Человечество уже вступило в эпоху цифровой цивилизации. Образовательный процесс в этом цифровом пространстве отличается от традиционного. Классическое образование ориентировало будущих специалистов на линейность, последовательность мышления, однозадачность, поиск нужной информации, грамотность читательскую и математическую. Неклассическое образование нацелено на формирование у поколения цифровой эпохи иного мышления, для которого характерны гиперссылочность, поиск связей между информацией, мультизадачность, отсечение ненужной информации, креативность, информационность и грамотность в области данных, критичность.
Неклассический вид образования ученые называют цифровым информационным образованием. Данное образование преследует следующие цели: а) формирование функциональной цифровой информационной грамотности: знаний, умений, навыков, компетенций, в целом цифровой компетентности и культуры субъектов образования; б) выработка адекватных представлений об информационной картине мире и сути процессов социально-экономического
April, 2022
328
характера, отвечающих требованиями цифровизации общества; в) стимулировать стремление к саморазвитию и самообразованию в информационной сфере в условиях цифровизации экономики; г) формирование системы личностных информационных ценностей и мотиваций, развитие индивидуальности в информационной сфере [4, 8].
В новых условиях наблюдается повышенный интерес к непрерывному образованию, который строится на принципе «образование через всю жизнь», т.е. речь идет о том, что человек должен быть готов к изменению своей профессиональной деятельности, исходя из запросов цифрового рынка. Образование должно поставить в центр своей философии нелинейность мышления, представив его как совокупность коммуникативных актов, как дискурс. Такой способ мысли созвучен глобальным цифровым технологиям, которые предоставили пользователям компьютеров и Интернета электронные формы коммуникации. Научили новым формам работы с текстами в электронном виде, в частности, интертекстуальности, дискурсу в рамках глобальной информационной сети. Исследовательская и экспериментальная сущность инновационных образовательных стратегий, предстает как целостное культурное явление, внутренне связанное сквозной идеей нестабильности и нелинейности, проявляющееся в разных сферах культуры.
Перемены в интеллектуальной сфере проявляются в ощущении нестабильности как перманентного состояния мира, принятии тезиса о хаотичности мира, из чего следуют все философские сомнения, подталкивающие к пристальному изучению многовековой культурной традиции мышления, сопрягавшей смысл исключительно с порядком. Принятие тезиса о хаотичности мира приводит к росту хаотических элементов в общественном сознании и культуре. Из этого следуют все философские сомнения, утрата всех мировоззренческих ориентиров и моральных правил. Эту стадию усиления нестабильности, неопределенности, хаоса отражают все сферы современной культуры. Образование, продолжающее классическую традицию обучения в русле многовековой культурной традиции мышления, сопрягавшей смысл исключительно с порядком, только поддерживает экзистенциальную тоску по порядку, но не учит жить в современном нестабильном мире.
Идея рассмотрения нестабильности, хаоса как инварианта и константы мира предстает в современной культуре цифрового общества в равной мере перед всеми
April, 2022
329
сферами социума, в том числе наукой, искусством, философией, образованием. Почти одновременно в разных формах духовного опыта начинается парадигмальный сдвиг, процесс формирования концепции нелинейности, нестабильности, хаоса и развития их современной методологии.
Были открыты многочисленные явления самоорганизации в разных сферах природы и социума. Они были описаны математической теорией нелинейных динамик, синергетикой, теорией диссипативных структур, теорией автопоэзиса, наукой о сложности и взаимопереходах типа «порядок-хаос». Математические разработки вошли в основания новой научной модели мира, в которой нестабильность и хаос встроены в процесс эволюции мира и оцениваются как его главная движущая сила.
Нестабильное хаотическое состояние системы рассматривается в науке как созидательный феномен, способствующий накоплению большого разнообразия возможностей развития этой системы, т.е. предоставляющий набор сценариев, спектр структур для ее дальнейшего развития. Хаос выступает способом обновления сложной организации не только в природе, но и в человеческом разуме. Современная когнитивная наука представляет процесс инактивированного познания как возникновение эмерджентных когнитивных структур на основе хаоса. Такое понимание хаоса созвучно философским представлениям древнего Востока: «Хаос рассматривается не как распад созданного, а как бесконечность, как возможность бесконечного творчества все вновь и вновь» [5, 149].
Концепция нестабильности фундирует новое отношение к миру. Не нами выбран мир, который нам приходится изучать; мы родились в этом мире и нам следует воспринимать его таким, каким он существует, приспосабливая к нему, насколько возможно, наши априорные представления. Да, мир нестабилен. Но это не означает, что он не поддается научному изучению. Человечество должно научиться мыслить порядок и беспорядок в единстве. Наука все чаще обращается к диалогу с категорией случайность. Чтобы диалог был плодотворным необходимо понять, что порядок относителен, а беспорядок не определен.
Концепция нестабильности, нелинейности, оказавшаяся в последнее время в центре внимания, находят свое применение как в естественнонаучной, так и в гуманитарной сферах. Она существенна для нестабильного мира, описываемого теорией диссипативных структур, но она существенна для понимания любой формы
April, 2022
330
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-326-331
социума. Точки зрения представителей различных научных дисциплин пересеклись на том концептуальном горизонте, где господствующей является концепция стабильности - нестабильности, порядка - хаоса, которая привела к консенсусу, основанному на философии диалогического взаимопроникновения хаоса и космоса, связанного с утверждением новой культурной и научной парадигмы.
REFERENCES
1. Алиева Н.З. Постнеклассическое естественнонаучное образование: концептуальные и философские основания.- М., 2008. С. 3. https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=43.
2. КузнецоваТ.Ф.Культурологическая трактовка цифрового общества)Горизонты гуманитарного знания. 2018, №1. С.27-36. [Электронный ресурс.]
3. Гиниатуллина Л. З. Образование в условиях трансформации общества. Автореферат канд. Диссертации.- М.,2004 -http://cheloveknauka.com/obrazovanie-v-usloviyah-transformatsii-obschestva#ixzz6Eeq05LZD
4. Богословский В. И., Бусыгина А. Л., Аниськин В. Н. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики. Самарский научный вестник, 2019. Т.8. С.1-8.
5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции.- М., 2007. - 272с
6. Мухамеджанова Л.А.(2021) "Тенденции изменения этических норм в информационном обществе". Материалы конференции Социальная реальность виртуального пространства. С. 48-54
7. Мухамеджанова Лалихон Ашуралиевна, Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ермоченко Константин Павлович, Шкуран Оксана Владимировна, Ивентьев Сергей Иванович. (2021) "Социальная истина и духовно-нравственная сфера человека" С.111-118
April, 2022