Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ'

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постмодернизм / нестабильность / нелинейность / наука / интеллектуально-культурные трансформации / образование / наука / линейное – нелинейное мышление / postmodernism / instability / non-linearity / science / intellectual and cultural transformations / education / science / linear – non-linear thinking

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эмине Мустафаевна Иззетова, Екатерина Владимировна Ли

В статье дан философский анализ нелинейного мышления, показана взаимосвязь парадигмальных изменений в системе «образованиенаука». Раскрыты сущность понятий нестабильность, нелинейность в рамках теории синергетики. Рассмотрена модель образования в условиях цифрового общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a philosophical analysis of non-linear thinking, shows the relationship of paradigm changes in the "education science" system. The essence of the concepts of instability, nonlinearity in the framework of the theory of synergetics is revealed. The model of education in a digital society is considered

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ»

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Эмине Мустафаевна Иззетова

доктор философских наук, профессор кафедры «Восточная философия и

культура», ТашГУВ, izzetova@bk.ru

Екатерина Владимировна Ли

кандидат философских наук, доцент кафедры «Общественные науки» ТГПУ

имени Низами li300176@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

В статье дан философский анализ нелинейного мышления, показана взаимосвязь парадигмальных изменений в системе «образование - наука». Раскрыты сущность понятий нестабильность, нелинейность в рамках теории синергетики. Рассмотрена модель образования в условиях цифрового общества.

Ключевые слова: постмодернизм, нестабильность, нелинейность, наука, интеллектуально-культурные трансформации, образование, наука, линейное -нелинейное мышление

Resume: The article gives a philosophical analysis of non-linear thinking, shows the relationship of paradigm changes in the "education - science" system. The essence of the concepts of instability, nonlinearity in the framework of the theory of synergetics is revealed. The model of education in a digital society is considered.

Keywords: postmodernism, instability, non-linearity, science, intellectual and cultural transformations, education, science, linear - non-linear thinking

Глубокие культурные трансформации, охватывающие все сферы бытия человека, вовлекают в этот процесс и науку и образование. Эпоха постмодернизма характеризуется высокой динамикой своего развития. Сдвиги, происходящие в социально-экономическом и культурном пространстве, ведут к изменению онтологических и эпистемологических представлений о мире и знаний о нем, а также оказывают мощное воздействуют на сознание и

April, 2022

326

мышление человека «Современный мир характеризуется не только масштабом, темпом происходящих в нем изменений, но и глубиной нестабильностей и кризисных явлений. Ощущение нестабильности как состояния мира вызывает состояние неопределенности, беспокойства, напряженного прислушивания к беспорядочному миру» [1, 3]. Возникающие в этой ситуации вызовы-угрозы, можно разрешить или минимизировать в рамках нелинейного подхода. В этом контексте возрастает роль не только естественных наук, но и гуманитарного познания, образования в частности.

Новый прорыв в сфере информационных технологий, вывел человеческую цивилизацию на качественно новый уровень развития, именуемого цифровой эпохой, цифровым обществом. Вследствие чего происходят изменения в повседневной жизни, производственных отношениях, структуре экономики, науке и образовании. Наука и образование являются базовыми направлениями развития цифровой цивилизации. Состояние нестабильности и неустойчивости в новых условиях только возрастает. В каких направлениях видятся угрозы - вызовы для сложившейся системы образования? Здесь можно выделить следующие направления: а) более современным и эффективным признается образование основанное на технократической модели; б) отказ от целостности в пользу узкой специализации; в) ориентация на образование стран с продвинутой цифровой экономикой с его системой ценностей; г) смена системного, последовательного мышления фрагментарно-клиповым мышлением [2, 30].

Постнеклассическая трактовка образования возникает в контексте тех изменений, которые произошли в науке и философии. Современная наука строит эвристическую модель нестабильности и вводит новые принципы и приемы мышления непосредственно в образование. Одно из весьма радикальных изменений - новая трактовка мышления, которое понимается отныне как нелинейный процесс. Понятие нелинейность используется сегодня очень широко, приобретает мировоззренческий смысл. Идея нелинейности включает в себя многовариантность, альтернативность выбора путей эволюции и ее необратимость. Нелинейные системы испытывают влияние случайных, малых воздействий, порождаемых неравновесностью.

Прежнее классическое понимание мышления представляет собой линейный процесс, линейную цепочку рассуждений, дедуктивно-аксиоматический метод изложения, как в евклидовой геометрии. Это линейное мышление до сих пор

April, 2022

327

господствует в современной школе. Новое нелинейное мышление в противоположность линейному можно трактовать как нелинейную организацию актов рассуждения, дискурс - как анализ актов смыслополагания и смыслопостижения. Постнеклассическое образование находится в стадии становления в контексте открытого и развивающегося диалогово -коммуникативного взаимодействия с культурой на фоне развития современной цифровой цивилизации.

Реалии XXI века свидетельствуют о том, что в развитых странах система образования превращается в ведущую отрасль человеческой деятельности. В исследовании воспроизведена логика движения теоретической мысли постнеклассики, направленной на осмысление ключевой для рассматриваемого периода идеи нестабильности в теоретических концепциях, к утверждению этой идеи в нелинейных стратегиях образования. Сегодня, когда идет стремительное развитие высокоточных и наукоемких технологий, становится особенно понятно, что основное богатство человечества - это производство, распределение и потребление знания [3].

Но мир не стоит на месте, меняется облик науки, соответственно это ведет к трансформации парадигмы образования, системы подготовки кадров, способных включиться в будущем в систему современного производства. Человечество уже вступило в эпоху цифровой цивилизации. Образовательный процесс в этом цифровом пространстве отличается от традиционного. Классическое образование ориентировало будущих специалистов на линейность, последовательность мышления, однозадачность, поиск нужной информации, грамотность читательскую и математическую. Неклассическое образование нацелено на формирование у поколения цифровой эпохи иного мышления, для которого характерны гиперссылочность, поиск связей между информацией, мультизадачность, отсечение ненужной информации, креативность, информационность и грамотность в области данных, критичность.

Неклассический вид образования ученые называют цифровым информационным образованием. Данное образование преследует следующие цели: а) формирование функциональной цифровой информационной грамотности: знаний, умений, навыков, компетенций, в целом цифровой компетентности и культуры субъектов образования; б) выработка адекватных представлений об информационной картине мире и сути процессов социально-экономического

April, 2022

328

характера, отвечающих требованиями цифровизации общества; в) стимулировать стремление к саморазвитию и самообразованию в информационной сфере в условиях цифровизации экономики; г) формирование системы личностных информационных ценностей и мотиваций, развитие индивидуальности в информационной сфере [4, 8].

В новых условиях наблюдается повышенный интерес к непрерывному образованию, который строится на принципе «образование через всю жизнь», т.е. речь идет о том, что человек должен быть готов к изменению своей профессиональной деятельности, исходя из запросов цифрового рынка. Образование должно поставить в центр своей философии нелинейность мышления, представив его как совокупность коммуникативных актов, как дискурс. Такой способ мысли созвучен глобальным цифровым технологиям, которые предоставили пользователям компьютеров и Интернета электронные формы коммуникации. Научили новым формам работы с текстами в электронном виде, в частности, интертекстуальности, дискурсу в рамках глобальной информационной сети. Исследовательская и экспериментальная сущность инновационных образовательных стратегий, предстает как целостное культурное явление, внутренне связанное сквозной идеей нестабильности и нелинейности, проявляющееся в разных сферах культуры.

Перемены в интеллектуальной сфере проявляются в ощущении нестабильности как перманентного состояния мира, принятии тезиса о хаотичности мира, из чего следуют все философские сомнения, подталкивающие к пристальному изучению многовековой культурной традиции мышления, сопрягавшей смысл исключительно с порядком. Принятие тезиса о хаотичности мира приводит к росту хаотических элементов в общественном сознании и культуре. Из этого следуют все философские сомнения, утрата всех мировоззренческих ориентиров и моральных правил. Эту стадию усиления нестабильности, неопределенности, хаоса отражают все сферы современной культуры. Образование, продолжающее классическую традицию обучения в русле многовековой культурной традиции мышления, сопрягавшей смысл исключительно с порядком, только поддерживает экзистенциальную тоску по порядку, но не учит жить в современном нестабильном мире.

Идея рассмотрения нестабильности, хаоса как инварианта и константы мира предстает в современной культуре цифрового общества в равной мере перед всеми

April, 2022

329

сферами социума, в том числе наукой, искусством, философией, образованием. Почти одновременно в разных формах духовного опыта начинается парадигмальный сдвиг, процесс формирования концепции нелинейности, нестабильности, хаоса и развития их современной методологии.

Были открыты многочисленные явления самоорганизации в разных сферах природы и социума. Они были описаны математической теорией нелинейных динамик, синергетикой, теорией диссипативных структур, теорией автопоэзиса, наукой о сложности и взаимопереходах типа «порядок-хаос». Математические разработки вошли в основания новой научной модели мира, в которой нестабильность и хаос встроены в процесс эволюции мира и оцениваются как его главная движущая сила.

Нестабильное хаотическое состояние системы рассматривается в науке как созидательный феномен, способствующий накоплению большого разнообразия возможностей развития этой системы, т.е. предоставляющий набор сценариев, спектр структур для ее дальнейшего развития. Хаос выступает способом обновления сложной организации не только в природе, но и в человеческом разуме. Современная когнитивная наука представляет процесс инактивированного познания как возникновение эмерджентных когнитивных структур на основе хаоса. Такое понимание хаоса созвучно философским представлениям древнего Востока: «Хаос рассматривается не как распад созданного, а как бесконечность, как возможность бесконечного творчества все вновь и вновь» [5, 149].

Концепция нестабильности фундирует новое отношение к миру. Не нами выбран мир, который нам приходится изучать; мы родились в этом мире и нам следует воспринимать его таким, каким он существует, приспосабливая к нему, насколько возможно, наши априорные представления. Да, мир нестабилен. Но это не означает, что он не поддается научному изучению. Человечество должно научиться мыслить порядок и беспорядок в единстве. Наука все чаще обращается к диалогу с категорией случайность. Чтобы диалог был плодотворным необходимо понять, что порядок относителен, а беспорядок не определен.

Концепция нестабильности, нелинейности, оказавшаяся в последнее время в центре внимания, находят свое применение как в естественнонаучной, так и в гуманитарной сферах. Она существенна для нестабильного мира, описываемого теорией диссипативных структур, но она существенна для понимания любой формы

April, 2022

330

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-326-331

социума. Точки зрения представителей различных научных дисциплин пересеклись на том концептуальном горизонте, где господствующей является концепция стабильности - нестабильности, порядка - хаоса, которая привела к консенсусу, основанному на философии диалогического взаимопроникновения хаоса и космоса, связанного с утверждением новой культурной и научной парадигмы.

REFERENCES

1. Алиева Н.З. Постнеклассическое естественнонаучное образование: концептуальные и философские основания.- М., 2008. С. 3. https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=43.

2. КузнецоваТ.Ф.Культурологическая трактовка цифрового общества)Горизонты гуманитарного знания. 2018, №1. С.27-36. [Электронный ресурс.]

3. Гиниатуллина Л. З. Образование в условиях трансформации общества. Автореферат канд. Диссертации.- М.,2004 -http://cheloveknauka.com/obrazovanie-v-usloviyah-transformatsii-obschestva#ixzz6Eeq05LZD

4. Богословский В. И., Бусыгина А. Л., Аниськин В. Н. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики. Самарский научный вестник, 2019. Т.8. С.1-8.

5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции.- М., 2007. - 272с

6. Мухамеджанова Л.А.(2021) "Тенденции изменения этических норм в информационном обществе". Материалы конференции Социальная реальность виртуального пространства. С. 48-54

7. Мухамеджанова Лалихон Ашуралиевна, Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ермоченко Константин Павлович, Шкуран Оксана Владимировна, Ивентьев Сергей Иванович. (2021) "Социальная истина и духовно-нравственная сфера человека" С.111-118

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.