Философский анализ новых вводных в анатомии современного общества
Равочкин Никита Николаевич,
доктор философских наук, доцент доцент кафедры педагогических технологий Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии; доцент кафедры истории, философии и социальных наук Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева E-mail: nickravochkin@mail.ru
Сергеева Ираида Анатольевна,
кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогических технологий Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии E-mail: ideologie@mail.ru
Стенина Наталья Александровна,
кандидат технических наук, доцент, декан инженерного факультета Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии E-mail: steninans@kuzstu.ru
В статье осуществляется философский анализ новых вводных, оказывающих детерминационное воздействие на анатомию современного общества. Выбраны релевантные работы, посвященные комплексному осмыслению современного мира и различных сфер общественной жизни. В вводной части работы авторы актуализируют проблематику рассмотрения метаморфоз, произошедших в анатомии современного общества, обусловленные различными факторами. Подчеркивается взаимонаправленный характер сдвигов в социальных основаниях. Далее критически рассматриваются такие переменные, как расширение перечня ключевых акторов и использование электронных форм взаимодействия в различных областях общества. Авторами обоснована особая роль коммуникативной рациональности, которая переформатировала привычную систему интерсубъективных взаимодействий. Отмечена высокая роль инноваций, интерпретированных авторами в качестве генома современного мира и основания для создания саморазвивающихся социальных систем. В заключение сформулированы выводы, пополняющие современную социально-философскую мысль в аспекте определения облика современного мира, что позволяет прорисовать траектории для теоретического и прикладного изучения влияния новых вводных на анатомию современного общества в конкретных эмпирических контекстах.
Ключевые слова: современное общество, государство, власть, актор, электронные формы взаимодействия, инновация, идея.
£2
CJ
см
см
см
<о
Z
102
Вопрос об анатомии современного общества представляется важным, поскольку выявление и осмысление причин и оснований формирования тех или иных процессов дает возможность определения достигаемых результатов социального развития. В целом, справедливо говорить об исторической обусловленности анатомии любого социума. Это означает наличие различных вводных как детерминант оформления структурных элементов общества, отличных от оснований формирований социальных систем в определенной ретроспективе.
Начнем с того, что одной из таких вводных полагается необходимость формирования порядка, конгруэнтного перманентно изменяющимся реалиям современной нелинейной динамики процессуального мира. Самоочевидно, что ему присущ целый интегральный ряд сложностных оснований, причин и условий как своего возникновения, так и последующего функционирования. Одновременно с этим сам факт о витальном характере оформления новых обеспечивающих реалий социального бытия также может быть истолкован в качестве детерминанты новых реалий государственного устройства с другими элементами в его анатомии взамен рудиментарных образований.
На этот счет укажем, что одним из заслуживающих внимания отправных пунктов становится выявление пределов политической власти и определении ее границ как на национальном, так и на международном уровне. С учетом комплексного подхода здесь, вероятнее всего, также следует обратиться к осмыслению источников и механизмов легитимации порядка в актуальных контекстуальных условиях его развития. Мы считаем, что именно такие ограничения способны выявить особенности создания и функционирования социальных институтов как наиболее универсальных в плане интерпретирования происходящих процессов структурных элементов современного общества. Невзирая на произошедшую в период Постмодерна децентрализацию, современные государства и властные субъекты пока еще играют главную роль в построении мирового порядка. Однако следует помнить, что они не являются единственными акторами, которые способны оказывать влияние на содержание повестки дня и определять принципы взаимодействия в системе международных отношений и специфику ее проектирования и построения. В частности, утверждается, что «в качестве одной из основных особенностей функционирования современной мировой системы выступает увеличение и многообразие не способных к управлению акторов, но способных оказать существенное влияние на процессы международных отношений, чем не отличалась ранее ни одна из существовавших миросистем» [7, с. 21]. Такие неполитические субъекты вполне справедливо маркируются в качестве «влиятельных», поскольку могут оказывать воздействие на формулирование и последующее принятие значимых для государств решений, как следствие, формирующих мировой порядок в целом. Можно смело утверждать, что активная позиция новых агентов и расширение их списка принципиальным образом повлияло на трансформации анатомии современного социума. Вообще генеральная линия расширения акторов приводит ученых к вполне закономерным идеям, заинтересованных в выявлении условий интеграции влияния неполитических субъектов
в процессы организации и преобразования современного общества.
Дальнейшая логика приводит к мысли о том, что поступательное увеличение количества таких субъектов, имеющих возможность влиять на политические формы интеракции, приводит к возрастанию энтропийного влияния, следовательно, возникает потребность в поиске новых оснований, способных обеспечивать стабильность и поддерживать устойчивость мирового порядка. Любая политическая система, в рамках которой взаимодействуют различные участники, является динамической и предполагает уникальные комбинации связей между этими субъектами. Знание особенностей баланса позволяет достичь устойчивости и качественной определенности в различных изменчивых ситуациях. При этом согласимся с тем, что «степень устойчивости функционирования и эффективности мирового порядка находится в зависимости от степени его поддержки его участниками» [7, с. 21]. Такая поддержка может выражаться в самых различных формах, вне зависимости от которых стабильность миропорядка может быть достигнута между участниками.
Также мы можем говорить о том, что с учетом коммуникативной рациональности формирование новой институциональной архитектоники в анатомии современного общества ориентировано на стремление достичь консенсуса между различными субъектами. Имеет смысл ответить, что сегодня диалог - это чуть ли не определяющий фактор достижения устойчивости социальных порядков, тогда как обратные модели, олицетворяющие отклонения от норм в виде условной изолированности от коммуникаций, почти наверняка замкнут рациональность акторов на себе и повлекут ослабевание равновесных отношений, а то и потерю позиций. Описанное неминуемо повлечет за собой разворачивание в анатомии общества флуктуационных процессов и затребует качественно иные релевантные актуальным вызовам способы реагирования через построение новых форм общественной структуры. Конечно же, подобные процессы традиционно связываются с появлением ряда конфликтных ситуаций на самых различных уровнях социальных взаимодействий: местном, государственном, международном, всеобщем.
Отметим, что существует ряд известных концепций (например, идеи С. Хантингтона, А. Тойнби), которые на фундаментальном уровне определяли конфликт в качестве основания трансформации общества. Однако представители этих учений подчеркивали, что любое общество стремится к устойчивому состоянию благодаря развитию адаптивных свойств. Таким образом, стремления к построению устойчивого порядка в мировом масштабе становятся самостоятельным основанием для формирования такой анатомии современного общества, при которой максимально будут достигнуты поставленные многочисленными субъектами цели и учтены их интересы.
Отсюда принципиальным представляется такое положение дел, при котором структура современного международного социума строится на основании высокой значимости баланса сил как ведущего закона политики, ход которой все чаще продиктован случайностями. Существующие разногласия в современной международной системе подкреплены труднопрогнозируемыми симпатиями и иными чувствами, укорененными в различных социальных основаниях, оттого и достаточно серьезны, более того, правовые нормы также далеко не всегда имеют решающее значение для урегулирования конфликтных отношений. Как следствие, достижение разумного баланса позволяет сформулировать и построить современ-
ное мироустройство общества, где между структурными элементами было бы больше определенности и согласованности. Действительно, диалогическая форма взаимодействий может быть понята как альтернатива ге-гемонистскому подходу к формированию общественно-политических отношений, не позволяющему эффективно организовывать систему мирового порядка [12]. Приоритетной мыслится система достижения компромиссов на паритетных основаниях.
Другой значимой вводной для анатомии современного общества является феномен электронных образовательных технологий и применение различных процедур, которые позволяют сформировать конвергенцию знания. Как и выше, речь в данном случае идет о том, что сама система образования претерпевает существенные метаморфозы. Представители научного сообщества делают акцент на следующем: традиционная система образования (предполагающая по сути своей «запрограммированное» обучение), в рамках которой обучаемые всех уровней являются пассивными реципиентами заранее подготовленных и структурированных кем-то знаний все больше уходит в прошлое. В частности, утверждается, что «образовательный процесс протекает намного успешнее, когда мозг создает собственные ментальные структуры, и, наоборот, эффективность мозговой деятельности снижается, если готовые структуры ему навязывают» [1, с. 93]. На этом основании резонно полагать, что использование электронных средств в дистрибуции информации и знаний трактуется как важная и неотъемлемая составляющая современных конвергентных технологий, что придает процессам обучения экспериментальный и исследовательский характер. Следует отметить, что использование представленных форм образовательной деятельности приводит к двуединому процессу. С одной стороны, формируется комплекс методов и приемов, которые позволяют сформировать ассоциативное мышление, а также интеллектуальные и профессиональные компетенции индивидов. Использование электронных технологий также способствует формированию персональных образовательных траекторий, что предоставляет обучающемуся дополнительные ресурсы в плане адаптации к необходимым условиям. Другая сторона этой конвергенции заключается в активизации научного поиска и эффективных путей обучения с прагматических позиций. Передовые технологии дают возможность сформировать такого специалиста, который действительно будет востребован в быстро (из)меняю-щемся мире. При этом электронные модели обучения позволяют оперативно повысить уровень компетенций для более успешной адаптации к конкретной деятельности.
В результате такого процесса в абсолютном большинстве обществ формируются целые институты повышения квалификации, имеющие над- и межнациональный характер, позволяя индивидам получать знания в режиме «24/7». Проблемным местом, по мнению О.Б. Иванова, представляется положение современного вузовского образования целого ряда стран, в котором, в отличие от многочисленных программ сквозного освоения компетенций, отсутствует достаточная применяемость полученных знаний на практике, что усугубляется беспрецедентной интеллектуальной динамикой и быстрым устареванием информации [3]. Из этого следует, что краткосрочные курсы превращаются в фундаментальный образовательный инструмент, при помощи которого оказывается возможным обеспечение перманентной подготовленности специалистов для реагирования на актуальные вызовы времени. Значимость таковых программ позволяет подвести их под категорию
сз о
сг ш
0
1
—I
У
"О ш
сг
со
I_
u
см со
институции, поскольку сам рынок образовательных услуг существенно изменился [4]. Речь идет о том, что развитие экономических связей и отношений, основанных на знаниях и их коммерциализации, предполагает необходимость адаптации организаций к условиям внешней информационной среды. Это касается, с одной стороны, совокупности методик обучения, которые бы позволили быстро и без значимых затрат увеличить интеллектуальный потенциал специалистов, а с другой - реализовать идеи преобразований экономических связей и отношений [8]. Вследствие этого анатомия современного общества изменяется в соответствии с интеллектуальным развитием мира и новыми условиями коллективного бытия.
Близкой по своей сущности вводной для анатомии современного общества можно считать и наличие электронных форм взаимодействия между участниками социальных отношений. Внедрение информационно-коммуникационных технологий требует принципиально новых подходов к решению задач взаимодействия между субъектами социальной интеракции. Этот принцип реализуется во всех сферах, начиная от межличностных контактов, к примеру, в уже обозначенном образовании, и заканчивая публичным взаимодействием с органами государственной власти. И власть, и граждане более склонны к традиционным формам отношения, однако в связи с технико-технологическим развитием и влиянием мегатрендов возможным становится взаимодействие с применением цифровых сервисов и средств на глобальном и государственном уровнях, что уже само-по-себе реформировало привычный нам тип социума. Максимально развивается система массовых гражданских инициатив, что произошло из-за возрастания количества интернет-площадок. Однако имеющиеся на сегодняшний день механизмы взаимодействия власти и гражданского общества достаточно сложны и противоречивы. Перспективной представляется задача формирования взаимодействия различных субъектов социального партнерства, которое может быть усилено за счет ресурсов медиаторов и координаторов. По этому поводу Е.Н. Пясецкая отмечает, что «современные формы взаимодействия сформировались на основе глобальной цифровизации и реформы государственного правления. Появление новых свойств общественного участия, рост его сетевого характера за счет внедрения новых технологий в интернет-среду расширяет как дальние, так и близкие контакты и взаимодействия, персонифицирует участие, способствуя росту доверия и развитию навыков критического анализа» [9, с. 5].
Изменениям подвергаются сами субъекты общественных отношений, которые выступают в качестве базовых структурных элементов современного социума: субъектность в цифровой среде выражается скорее в форме коллективного субъекта гражданской идентичности и общества. Это выражается в появлении различных групп доверия, социальных сетей, некоммерческих организаций, массовых и групповых движений. Мы видим, что электронные формы образуют новые виды связей и отношений в анатомии современного общества, отражающие, по своей сути, беспрецедентные по своему характеру трансформации. Поэтому следует сказать, что технологическое перевооружение оказывает влияние не только на субъектов и отношения между ними, преобразуя их качественные характеристики.
Еще одной вводной современного общества можно обозначить инновационность, которая в принципе определяет его геном. Речь идет о том, что современный глобализирующийся социум, да еще и в общепланетарном масштабе, предполагает использование нововведений
в качестве едва ли не ключевого фактора в конкурентной борьбе между любыми субъектами, чья деятельность, без преувеличения, может относиться к любой сфере. Необходимо понимать, что сами инновации подразумевают применение многообразных интеллектуальных конструктов в сочетании с уникальными инструментами менеджмента знаний. По сути, именно инновации становятся детерминантой развития международного сотрудничества и партнерства на основании глобальных сетей и систем производства. Ведение бизнеса приобретает вид транснациональных корпораций, как известно, предполагающих витальность международного сотрудничества с партнерами или же создание офисов и производства в других государствах и (макро)регионах [10]. Отныне государству вовсе не обязательно иметь территориальных, ресурсных или человеческих преимуществ. Яркий тому пример Япония. Однако известное «японское чудо» выражает то, что инновации и подкрепленная одноименной динамикой экономика на деле становятся драйвером формирования саморазвивающихся социальных систем, имеющих совершенно иную анатомию даже в сравнении с ближайшими соседями по региону.
Инновационное знание само-по-себе совершенно другую природу, становясь всеобщим не только в магистрали глобализации, но и также в эмпирических контекстах своего воплощения. Инновации, по меткому замечанию Н.Н. Семеновой, могут быть интерпретированы и в качестве механизмов реального применения научно обоснованных и разработанных современных технологий в социальной практике [11]. Именно инновации становятся той вводной, которая предполагает использование передовых технологий и разработок для повышения эффективности в духе ресурсной прагматики.
По обозначенным причинам приобретает актуальность так называемая «инновационная политика», которая на манер лакмусовой бумажки определяет уровень развития тех или иных сфер общественной жизни. Так, в рамках экономики под этим термином понимается «совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий» [6, с. 37]. Разумеется, такие знания выглядят не иначе как фундамент для развития как социума в целом, так и для вполне конкретных форм интерсубъективных взаимодействий. Исследователи отмечают, что в основе национальной инновационной политики лежит интегральная система взаимных отношений между бизнесом, властью, наукой, образованием и другими стейкхолдерами [2]. Таким образом возможно преодоление редукционизма, когда инновации рассматриваются только лишь в качестве детерминанты экономики в ущерб, к примеру, трансформации научной деятельности и образования. Отметим и другой аспект взаимовлияния инноваций в сфере науки и экономики: в анатомии современного общества более приоритетной оказываются глобальные исследовательские стратегии, подкрепляющие деятельность экономических агентов взамен стихийному ведению активности. Это приводит к тому, что сегодня именно обладающие знаниями и компетенциями индивиды совершают аргументированный и многомерно подкрепленный выбор оснований для ремоде-лирования тех или иных социальных, экономических, политических и любых других структурных элементов общественной системы. Оборотная сторона новой социальности усматривается в том, что сосредоточение интеллектуалов, действующих в интересах определенных субъектов неминуемо приводит к дисбалансу на фоне утечки мозгов, тем самым способствуя целому ряду ри-
сков и вызовов и ослабеванию потенциала человеческого капитала в целом ряде стран и регионов [5].
Подводя итоги, можно утверждать, что анатомия современного общества изменилась под влиянием множества вводных, каждая из которых определяет в той или иной форме способы существования социальных систем и их структурных элементов. Стремление к согласованности и достижение консенсуса, основанное на включение в мировой политический процесс неполитических субъектов и институтов, трансформация системы образования и появление институтов подготовки и переподготовки, использование цифровых форм взаимодействия, формирование инновационной экономики -вот неполный перечень этих вводных. Можно говорить о том, что на современном этапе развития общественные отношения приобрели гораздо больше неповторимых оснований в сравнении с другими эпохами, которые определяют облик ключевых элементов социальности как таковой.
Литература
1. Аржановская А.В., Елтанская Е.А., Генералова Л.М. Конвергенция технологий в образовании: новая детерминанта в развитии общества // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 9395.
2. Гронский В.А., Урусов Н.В. Инновационная политика в условиях глобализации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Международные отношения. Политология. Регионоведение. 2012. № 6. С. 294-297.
3. Иванов О.Б. Корпоративная система подготовки и повышения квалификации кадров в крупных компаниях // https://cyberleninka.ru/article/n/ korporativnaya-sistema-podgotovki-i-povysheniya-kvalifikatsii-kadrov-v-krupnyh-kompaniyah/viewer (дата обращения - 23.08.2022)
4. Краснова Е.С., Кутузова А.В. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров организации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Том 3. № 13. С. 803-805.
5. Латова Н.В. «Утечка умов» в системе институтов воспроизводства человеческого капитала современной России // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований). 2011. Том 3. № 3. С. 82-93.
6. НТР и мировая политика / Под ред. А.В. Бирюкова, А.В. Крутских. М.: МГИМО - Университет, 2010. 252 с.
7. Пинчук А.Ю. Ключевые детерминанты нового мирового порядка: проблема рациональности // Социально-политические науки. 2017. № 6. С. 2024.
8. Погорелова Е.В., Сакова Т.Г. Переподготовка персонала на основе современных информационно-коммуникационных технологий // Науковедение. 2015. Том 7. № 6. С. 76.
9. Пясецкая Е.Н. Развитие электронного участия как формы взаимодействия власти и субъектов гражданского общества // Политика, экономика и инновации. 2020. № 6 (35). С. 1-6.
10. Семенова Н.Н. Глобализация и открытые инновации // Наука. Инновации. Образование. 2008. Том 3. № 3. С. 8-24.
11. Семенова Н.Н. Инновационная политика в контексте глобализации // Управление наукой и наукометрия. 2009. № 8. С. 18-33.
12. Слинько А.А., Орешева Д.Р. Трансформация системы международных отношений и проблемы разоружения в эпоху глобализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Том 11. № 1. С. 75-83.
PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF NEW INPUTS IN MODERN SOCIETY ANATOMY
Ravochkin N.N., Sergeeva I.A., Stenina N.A.
Kuzbass state agricultural academy
The article provides a philosophical analysis of new inputs that have a deterministic effect on the anatomy of modern society. Relevant works devoted to a comprehensive understanding of the modern world and various spheres of public life have been selected. In the introductory part of the work, the authors update the problem of considering the metamorphoses that have occurred in the anatomy of modern society, due to various factors. The mutually directed nature of shifts in social foundations is emphasized. Further, such variables as the expansion of the list of key actors and the use of electronic forms of interaction in various areas of society are critically examined. The authors substantiate the special role of communicative rationality, which reformatted the usual system of intersubjective interactions. The high role of innovations, interpreted by the authors as the genome of the modern world and the basis for the creation of self-developing social systems, is noted. In conclusion, conclusions are formulated that supplement modern socio-philosophical thought in terms of determining the image of the modern world, which allows us to draw trajectories for theoretical and applied study of the influence of new inputs on the anatomy of modern society in specific empirical contexts.
Keywords: modern society, state, power, actor, electronic forms of interaction, innovation, idea.
References
1. Arzhanovskaya A.V., Eltanskaya E.A., Generalova L.M. Convergence of technologies in education: a new determinant in the development of society // World of science, culture, education. 2020. No. 5 (84). pp. 93-95.
2. Gronsky V.A., Urusov N.V. Innovation policy in the context of globalization // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. International relationships. Political science. Regional studies. 2012. No. 6. pp. 294-297.
3. Ivanov O. B. Corporate system of training and advanced training of personnel in large companies // https://cyberleninka.ru/ article/n/korporativnaya-sistema-podgotovki-i-povysheniya-kvalifikatsii-kadrov-v-krupnyh-kompaniyah/viewer (accessed 23.08 .2022)
4. Krasnova E.S., Kutuzova A.V. Improving the system of training and retraining of personnel of the organization // Actual problems of aviation and cosmonautics. 2017. Volume 3. No. 13. pp. 803-805.
5. Latova N.V. "Brain drain" in the system of institutions for the reproduction of human capital in modern Russia // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Journal of Institutional Studies). 2011. Volume 3. No. 3. P. 82-93.
6. Scientific and technological revolution and world politics / Ed. A.V. Biryukova, A.V. Krutskikh. M.: MGIMO University, 2010. 252 p.
7. Pinchuk A.Y. Key determinants of the new world order: the problem of rationality // Socio-political sciences. 2017. № 6. pp. 20-24.
8. Pogorelova E.V., Sakova T.G. Retraining of personnel on the basis of modern information and communication technologies // Naukovedenie. 2015. Volume 7. No. 6. S. 76.
9. Pyasetskaya E.N. Development of e-participation as a form of interaction between authorities and subjects of civil society // Politics, Economics and Innovations. 2020. No. 6 (35). S. 1-6.
10. Semenova N.N. Globalization and open innovations // Nauka. Innovation. Education. 2008. Volume 3. No. 3. pp. 8-24.
11. Semenova N.N. Innovation policy in the context of globalization // Management of science and scientometrics. 2009. No. 8. pp. 18-33.
12. Slinko A.A., Oresheva D.R. Transformation of the system of international relations and problems of disarmament in the era of globalization // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2016. Volume 11. No. 1. pp. 75-83.
C3
о
er
IE
0
1
—I
У
-о
IE U~