Научная статья на тему 'Философский анализ идей трансгуманизма о трансформации человеческого тела на основе применения новейших достижений науки и технологий'

Философский анализ идей трансгуманизма о трансформации человеческого тела на основе применения новейших достижений науки и технологий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
908
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННОЕ ТЕЛО / ПРИРОДНОЕ ТЕЛО / ТРАНСГУМАНИЗМ / ТЕХНОЛОГИИ / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черниогло Елена Степановна

В статье с философских позиций рассмотрены базовые постулаты, «плюсы» и «минусы» трансгуманизма. В частности, обосновано, что из-за опасностей, которые неминуемо встают перед индивидом при его движении по пути трансформации своего природного тела, человеку необходимо сформировать четкое представление о сути и последствиях возможных изменений, в связи с чем он должен, в первую очередь, взять ответственность за себя и всех представителей биологического вида «Homo sapiens», осознавая как все сулимые ему преимущества, так и неминуемые при этом потери

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF IDEAS OF TRANSHUMANISM ABOUT TRANSFORMATION OF HUMAN BODY ON BASE OF USING OF LATEST ACHIEVEMENTS OF SCIENCE AND TECHNOLOGY

In article from philosophical positions discussed basic postulates, «pros» and «cons» of transhumanism. In particular, it is justified, what because of dangers that inevitably confront individual as it moves along path of transformation of his natural body, person must have a clear understanding of nature and consequences of possible changes in this connection it should, first of all, to take responsibility for themselves and all members of species «Homo sapiens», realizing all promising benefits and inevitable in this case losses

Текст научной работы на тему «Философский анализ идей трансгуманизма о трансформации человеческого тела на основе применения новейших достижений науки и технологий»

Черниогло Е. С.

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИДЕЙ ТРАНСГУМАНИЗМА О ТРАНСФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

4.2. ФИЛОСОФСКИМ АНАЛИЗ ИДЕИ ТРАНСГУМАНИЗМА

О ТРАНСФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЕЙШИХ ДОСТИЖЕНИИ

НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

Черниогло Елена Степановна, аспирант философского факультета

Место учебы: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

4ernioglo_Lena@mail.ru

Аннотация: в статье с философских позиций рассмотрены базовые постулаты, «плюсы» и «минусы» трансгуманизма. В частности, обосновано, что из-за опасностей, которые неминуемо встают перед индивидом при его движении по пути трансформации своего природного тела, человеку необходимо сформировать четкое представление о сути и последствиях возможных изменений, в связи с чем он должен, в первую очередь, взять ответственность за себя и всех представителей биологического вида «Homo sapiens», осознавая как все сулимые ему преимущества, так и неминуемые при этом потери

Ключевые слова: искусственное тело; природное тело; трансгуманизм; технологии; человек

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF IDEAS OF TRANSHUMANISM ABOUT TRANSFORMATION OF HUMAN BODY ON BASE OF USING OF LATEST ACHIEVEMENTS OF SCIENCE AND TECHNOLOGY

Chernioglo Elena S., graduate student of philosophical faculty Study place: Moscow State University named after M. V. Lomonosov

4ernioglo_Lena@mail.ru

Abstract: in article from philosophical positions discussed basic postulates, «pros» and «cons» of transhuman-ism. In particular, it is justified, what because of dangers that inevitably confront individual as it moves along path of transformation of his natural body, person must have a clear understanding of nature and consequences of possible changes in this connection it should, first of all, to take responsibility for themselves and all members of species «Homo sapiens», realizing all promising benefits and inevitable in this case losses

Keywords: artificial body; natural body; transhumanism; technology; human

Идея совершенствования телесности человека неоднократно поднималась в истории философии и науки. Однако, начиная с XIX столетия, произошел решительный поворот, как в представлениях индивида о собственном теле, так и относительно норм его существования. Именно в этот период высказывались идеи о дальнейшей эволюции человека посредством снятия ограничений, накладываемых на него его органическим телом (например, философия общего дела Н. Ф. Федорова, как предпосылка современной концепции телесного бессмертия человека [1]). Вместе с тем, если первоначально данные идеи существовали лишь в качестве теоретических проектов улучшения человека, то по мере развития техники и технологий, они из области далекого будущего стали переходить в сферу повседневной реальности. Сегодня данная тенденция продолжает набирать темп, и при нынешнем уровне развития науки и технологий вполне возможно разовьется во всестороннюю и практически полную трансформацию

человеческого тела [2; 3]. Подтверждением данного тезиса служит бурное развитие индустрии клонирования клеток, выращивания отдельных органов и даже особей, протезирования «изношенных» или утраченных, например, из-за несчастных случаев конечностей, успехи эстетической хирургии, генной инженерии, медицины искусственного «омоложения» организма, суррогатного материнства, крионики и т.п.

Современным направлением, являющим собой воплощение обозначенной тенденции, можно считать трансгуманизм (от лат. «trans» - сквозь, через, и «homo» - человек; англ. «transhumanism»; иногда обозначается как >H или H+) - концепцию, а также представленное в различных странах современного мира общественное движение, поддерживающие идею широкого использования результатов научно-технической революции (НТР) для более полного раскрытия физических возможностей индивида, видящие своей целью совершенствование человеческой природы посред-

ством использования новейших достижений техники и технологий, что в перспективе позволит улучшить вид «Homo sapiens» посредством проведения преобразований на уровне человеческого тела, избавив, тем самым, организм человека от болезней и телесных страданий, а в перспективе - и биологической смерти [4].

При помощи новейших технических средств и технологий приверженцы трансгуманизма надеются не просто компенсировать нарушенные функции органов и частей человеческого тела вследствие травм, изношенности организма, но также ставят перед собой цель - направленное преодоление и превышение физических возможностей среднестатистического индивида.

Выстраивая свою концепцию на основе расширения возможностей человеческого тела, трансгуманизм базируется на вере в практически неограниченные способности человека к эволюционированию и рассмотрении современного варианта его биологического вида лишь в качестве промежуточной и весьма несовершенной стадии развития.

В то же время трансформация тела, приводящая к изменению человека уже на уровне биологического вида «Homo sapiens», не представляется конечной целью трансгуманистов ввиду их стремления к осуществлению последующего переноса свойств человеческого организма с органического носителя (то есть его природного тела) на неорганический субстрат, срок службы которого будет практически неограничен.

Таким образом, предполагается, что при помощи достижений научно-технической революции человек должен перейти к новой - постчеловеческой -форме существования. Дальнейшее развитие, попытки популяризации трансгуманизма приводят к необходимости тщательного изучения причин, которые обусловили появление этого движения, а также анализа возможных последствий решений, которые им предлагаются.

Так, трансгуманизм, с позиции его этического анализа, представляет собой неоднозначное явление. Действительно, благодаря интенсивному развитию техники и технологий в сфере медицины, в частности, трансплантологии и пр. возможным становится то, что еще несколько десятилетий назад казалось лишь фантастикой. Перед человеком открываются новые возможности, границы которых с каждым днем раздвигаются все шире, и зачастую единственным ограничительным фактором для использования технических средств и технологий в совершенствовании человеческой телесности выступает только сам человек, его моральные, религиозные и иные принципы, не позволяющие ему бездумно вмешиваться в человеческую природу. Потрясающие перспективы в сфере преобразования человека как телесного существа вызывают небезосновательную тревогу, диктуя необходимость в разработке до-

полнительных норм, регулирующих отношения в рассматриваемой области общественных отношений, создание и принятие которых позволит учесть и предотвратить возможные риски и негативные последствия для человека.

Формируя и пропагандируя определенное мировоззрение, трансгуманизм транслирует в общество в качестве новой системы ценностных ориен-таций собственные представления относительно дальнейшей судьбы человеческого тела, при этом, по сути, обесценивая его биологическую природу в попытках избавления от человеческой телесности, распространяя аналогичное отношение и на человека по отношению к собственному телу.

Сам по себе отказ от естественного тела в концепции трансгуманизма свидетельствует о серьезных изменениях, происходящих, как в окружающей человека среде, так и в нем самом. Нацеленность трансгуманизма на переход к искусственному, вечному и нетленному человеческому телу с последующим окончательным отказом от тела естественного, тварного и тленного, на наш взгляд, свидетельствует о мировоззренческом кризисе, в котором пребывает Человечество сегодня. Трансформация тела, активно пропагандируемая в рамках данного направления, свидетельствует о глубинном недовольстве собой и попытке при помощи технологизации собственного тела постулировать отказ и отрицание собственной сути, по крайней мере, биологической.

Как и в эпоху Возрождения, породившую современный гуманизм, в настоящее время трансгуманизм, стремясь к возвышению человека, утверждает новый идеал человеческого тела, однако на этот раз - искусственного. Как явление трансгуманизм в определенной степени означает завершение прежнего гуманизма, постулируя его поражение. После неудачи, которую фактически потерпел последний со своей верой в человека и его неограниченные возможности, Человечество, не находя более в природном, естественном человеке красоты и воплощения совершенства, и не сумев достичь вершин, к которым оно стремилось, принялось искать причину постигшей его неудачи в своем биологическом естестве. Признав тело собственной слабостью, человек, уже не рассчитывая на свои силы, осознанно идет на его усовершенствование с помощью техники и технологий, а в перспективе видит не только слияние телесного и искусственного, но и вытеснение первого вторым.

В основе такой позиции трансгуманизма находится понимание им человека не как существа совершенного и, в общем-то, завершенного, но, скорее, в качестве материала, с которым можно экспериментировать в пределах, определяемых лишь уровнем развития технических средств и технологий. Это также означает отказ не только от естественной телесности, но и от всех ценностей,

Черниогло Е. С.

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИДЕЙ ТРАНСГУМАНИЗМА О ТРАНСФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

которые, так или иначе, оказываются с ней связанными. Рассматривая современного человека лишь в качестве промежуточной стадии развития, трансгуманисты не только лишают значимости сам факт его существования, но и приветствуют практически бесконечную смену возможных человекообразных форм, которые могут быть созданы на его основе в дальнейшем.

Программной задачей трансгуманистов выступает стремление способствовать эволюции разумной жизни вне рамок органического человеческого тела. При этом кардинально изменяется само понимание человека, он рассматривается исключительно как носитель сознания, чем фактически постулируется появление нового человека, или глубинно - отрицание в нем всего человеческого.

С помощью технических средств и технологий человек постепенно полностью уничтожает свои связи с биологическим миром, окончательно отрываясь от него, а посредством этого, отрицая и отчуждая собственную биологическую природу. Это, в свою очередь, выливается в дальнейшее обострение отношений между человеком и естественным миром, природой. Опасность технологической трансформации человеческого тела состоит в том, что его строение в определенной степени является отражением человеческой сути и ее утрата не только приведет к отторжению человеком самого себя, но и к постепенному полному разрыву человека со всей биосферой, миром живого, неотъемлемой частью которого он является. Потеря данной связи приведет человека к полной изолированности и одиночеству, к восприятию мира природы как внутренне чуждого.

Исходя из проектов, выдвигаемых трансгуманистами, граница между видоизменившим себя человеком и техникой будет все уменьшаться. Однако и мир технического, при внешне растущем подобии человеческой и искусственной телесно-стей, также останется чуждым человеку. Техноло-гизация же тела при видимом расширении его возможностей, на самом деле, приведет к их сужению, уменьшая потенциал человека, вгоняя его в узкие рамки машиноподобия. Само же сравнение человеческих возможностей с техникой по уровню и количеству перерабатываемой информации, приведет человека лишь к чувству неполноценности перед машиной.

Таким образом, трансгуманизм означает начало новой эпохи, указывая на то, что на смену естественному телу человека приходит все более технизированный, измененный и технически улучшенный аналог, представляющий собой своеобразное соединение человеческого тела в качестве биологической основы с искусственными компонентами.

При успехе представленной идеологами трансгуманизма программы, Человечество существенно изменит свой облик, причем эти перемены бу-

дут касаться не только природной телесности человека. Признав такую важнейшую составляющую своей индивидуальности как ее телесное воплощение несостоятельной и предпринимая попытки от него избавиться, человек, по сути, откажется от самого себя, что приведет к кризису его идентичности, в том числе строящейся на его представлениях о собственном теле. В результате то, что в значительной мере определяло человека, являясь неотъемлемой частью его представлений о самом себе, в перспективе может навсегда исчезнуть.

Кроме того, идеи трансгуманизма имеют и социальные последствия. Предоставляя людям пути и механизмы по техническому «усовершенствованию» своего тела, данное направление не только не уравнивает их в плане открытых возможностей по преодолению многих болезней и в перспективе - старости и смерти, но ведет к дальнейшему расслоению общества, посредством новых технологий вводя различие между людьми уже на уровне тела, делая социальное разделение масштабнее, чем когда-либо ранее.

В целом, реализация планов трансгуманистов не только не способствует дальнейшему прогрессивному развитию Человечества, но фактически перечеркивает собой всю его предшествующую историю постольку, поскольку замена естественного человека на его биотехнический аналог приведет к утрате новым Человечеством глубинной связи с существующей человеческой культурой. В перспективе это может означать, что человек, каким мы знаем его сегодня, исчезнет, сохранившись лишь в виде музейных экспонатов, как и свидетельства иных, вымерших, цивилизаций. Создание нового, кибернетического человека неизбежно отразится, в первую очередь, именно на человеческой культуре, являющейся основным носителем и выразителем человеческой природы.

Из-за опасностей, которые неминуемо встают перед индивидом при его движении по пути трансформации своего тела, человеку необходимо сформировать четкое представление о сути и последствиях возможных изменений, в связи с чем он должен, в первую очередь, взять ответственность за себя и всех представителей человеческого вида, осознавая как все сулимые ему преимущества, так и неминуемые при этом потери. Необходимо помнить, что прогресс в развитии науки не является самоценным, и подчиняется, прежде всего, интересам человека, во благо которому и должен служить.

Благодаря бурному развитию техники и технологий, перед Человечеством сегодня открываются принципиально новые возможности. Трансгуманизм поддерживает и продвигает один из радикальных вариантов такого развития, не только не способствуя совершенствованию биологического вида «Homo sapiens», но приближая его вырождение. Однако сегодня мы, осмысливая происхо-

дящие изменения, открывающие перед человеком все более широкие возможности, в состоянии направить их в нужное русло, создав будущее, в котором технические средства, технологии, в том числе связанные с трансформацией тела, будут использованы во благо человека.

Статья может быть рекомендована для публикации в научных журналах.

Научный руководитель

Доктор философских наук, профессор

С.А. Хмелевская

Статья проверена программой «Анти-плагиат», оригинальность текста - 98,3%

Список литературы:

1. Федоров Н.Ф. Сочинения. - М.: Издательство «Раритет», 1994. - 416 с.

2. Хмелевская С.А. Наука как форма постижения бытия //Акценты. Актуальные проблемы общественных наук. Выпуск 11. - М.: НИИ РРР, 2013.

3. Хмелевская С.А. Постижение-система в контексте реалий сегодняшнего дня //Социально-политические науки. - 2013. - №1. - С.111-114.

4. Bostrom N. A History of Transhumanist Thought //Journal of Evolution and Technology. - Vol.14. - Issue 1. - April 2005; Web-ресурс: http: //www.fhi.ox.ac.uk/a-history-of-transhumanist-thought.pdf

Reference list:

1. Fedorov N.F. Works. - M.: Publishing house «Rarity», 1994. - 416 p.

2. Khmelevskaya S.A. Science as a form of comprehension of being //Accents. Actual problems of social sciences. Issue 11. - M.: SRI PPP, 2013.

3. Khmelevskaya S.A. Cognition-system in context of realities today //Socio-political sciences. - 2013. - №1. - P.111-114.

4. Bostrom N. A History of Transhumanist Thought //Journal of Evolution and Technology. - Vol.14. - Issue 1. - April 2005; Web-resource: http: //www.fhi.ox.ac.uk/a-history-of-transhumanist-thought.pdf

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Е.С. Черниогло «Философский анализ идей трансгуманизма о трансформации человеческого тела

на основе применения новейших достижений науки и технологий»

Статья посвящена анализу идей трансгуманизма, а именно тем из них, которые непосредственно затрагивают вопросы соотношения биологического и технического в человеке. Автор справедливо отмечает, что трансгуманизм имеет свои истоки не только в огромных достижениях научно-технической революции, но и в кризисе прежней трактовки гуманизма. С одной стороны, трансгуманизм раскрывает грандиозные перспективы перед человечеством в плане борьбе с недугами человеческого тела, приводящими, в конечном итоге, к смертности человека. Но, с другой стороны, здесь видны попытки подхода к человеческому телу как объекту бесконечного экспериментирования, и, в конечном итоге, ставится конечная цель - избавление от природной телесности человека. Представляется, что Е.С. Черниогло всесторонне раскрыла негативные и позитивные стороны трансгуманизма как теоретической концепции и общественного движения.

Работа написана на высоком теоретическом уровне. Автор делает обоснованные выводы, характеризующиеся несомненной новизной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.