Научная статья на тему 'Философские трансформации субъекта как проблема социальной эпистемологии'

Философские трансформации субъекта как проблема социальной эпистемологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
27
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философские трансформации субъекта как проблема социальной эпистемологии»

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ • 2011 • Т. XXVII • № 1

шософские трансформации субъекта как проблема социальной эпистемологии1

О.А. ЗОТОВ

Понятие интерсубъективности в его социально-эпистемологическом измерении необходимым образом предполагает понятие «субъекта», в философской традиции представленного в целом спектре возможных контекстов его применения. Укорененное в классическом рационализме Нового времени, например, понятие «познающего субъекта» выражает одну из сторон классической «субъект-объектной» оппозиции. Его содержание противопоставлено «предметной» составляющей познавательного процесса, тогда как в трансцендента-листской интерпретации кантовский (а впоследствии и феноменологический) субъект познания соотносим с индивидуально-психологическими характеристиками познающего (а в известном смысле и противопоставлен им), выражая содержание «родового» сознания европейского человечества. Поэтому в анализе интерсубъективности следует иметь в виду, что она принимает различные облики в зависимости от философских предпосылок той концепции, в рамках которой это понятие употребляется. Порожденные подобным «семанти- у ческим плюрализмом» методологические проблемы хорошо пред- и ставлены в реплике Л.А. Марковой. ^

Н.М. Смирнова показывает, что в рассмотрении социально-эпи- ц стемологических аспектов проблемы интерсубъективности, схваты- Я вающих социальное конструирование смыслового каркаса индивидуального или социального пространства, мы волей-неволей должны ^

прийти к чему-то подобному «чистой субъективности» в гуссерлев- X

Н

1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 10-03-00085а.

и

У

ском смысле. В эпистемологии и философии науки, например, вполне уместна редукция субъективности к познавательной способности (декартовское ego cogito, ясперсовское «сознание вообще») или констатация факта наличия самосознания (ego sum). Дальнейшим углублением содержания этого понятия является приписывание субъекту «контекстуально зависимых» свойств, либо априорных (как в кантов-ском трансцендентализме или структуралистской программе), либо функциональных, придаваемых «субъекту» в его отношении к тем или иным объектам, в качестве которых могут выступать и другие субъекты и их характеристики. Разумеется, в когнитивных науках мы имеем дело отнюдь не с «чистой» субъективностью - социальный субъект (как объект исследования) выступает продуктом интеллектуальной деятельности и интерсубъективной коммуникации. Можно выстроить своеобразную «археологию» субъективности в европейской философии и проследить, как со временем изменялось содержание этого понятия под влиянием «порождающей силы контекста» (И.Т. Касавин).

Разумеется, ни античность, ни Средневековье еще не знали понятия субъекта в его классически-рационалистическом понимании. Большинство историков философии солидарны в том, что оно сформировалось в рамках классического научного и философского дискурса не ранее XVII-XVIII вв. При этом в понимании классического субъекта просматриваются как минимум две стратегии. Обе представляют субъекта в качестве материальной или идеальной реальности, наделенной сознанием. Принципиальные же расхождения в трактовке субъекта связаны с различными подходами к определению фундаментальных характеристик его сознания. В первой оно выступает как следствие интериоризации внешних по отношению к субъекту процессов (сенсуализм, эмпиризм, операционализм, «деятельност-ный» подход, бихевиоризм в психологии), во второй - как реалия, функционирующая по собственным законам и обладающая собственной структурой (кантовский априоризм, структурализм, феноменология). Именно первый из упомянутых подходов породил дихотомию _ «субъект-объект»; второй же дихотомически расщепил понятие ¡J субъекта на трансцендентальную и эмпирическую составляющие.

При этом редукционистская интенция, сводящая содержание понятия И субъекта к его познавательной функции, равно присуща обоим на-^ правлениям.

ц Манифестацией размывания классической концепции субъекта

Я стала декларация необходимости возврата от абстрактного гносеологического субъекта (в классической парадигме олицетворявшего ^ субъекта в целом) к человеку как «воляще-чувствующе-представляю-X щему существу» (В. Дильтей), реализованная в философии жизни, Д персонализме, экзистенциализме. С одной стороны, такой смысловой сдвиг открывал дорогу к признанию безусловной ценности индиви-

ТРАНСФОРМАЦИИ СУБЪЕКТА - ПРОБЛЕМА ЭПИСТЕМОЛОГИИ

дуальности, с другой - наметил тенденцию к своего рода «коллективизации» понятия субъективности - вспомним известный Марксов тезис о сущности человека как совокупности «всех общественных отношений», персоналистский тезис о субъекте как личности в ее коммуникативном аспекте, возрастающий интерес неклассической философии к формам коллективной активности человеческого духа -истории, языку, ценностям, культуре в целом. Сущность субъекта определяется контекстом его отношений с реальностью, а характеристики этой реальности в свою очередь заданы его взаимодействием с другими субъектами. Такой подход в понимании субъективности, выводящий за рамки жестких оппозиций субъекта и объекта, «вещей самих по себе» и «вещей для нас», трансцендентального и эмпирического, характерен для современного дискурса философии и когнитивных наук. Реализацией этих тенденций является становление неклассической и постнеклассической моделей рациональности. Даже феноменология, укорененная в трансценденталистской парадигме, вынуждена отойти от чистого cogito и признать «телесность» человека необходимым условием феноменологического конституи-рования Другого в рамках трансцендентально-феноменологической теории интерсубъективности. Именно понятие интерсубъективности и связанные с ним проблемы понимания и коммуникации приобретают наивысшую актуальность не только в рамках феноменологической программы, но и в целом ряде современных философских и когнитивных наук.

Налицо амбивалентный процесс: современная философская мысль, с одной стороны, усиливает очевидную индивидуалистскую интенцию, с другой же - стремится «растворить» субъекта в поле социальных и когнитивных практик надындивидуального характера, будь то язык, экономические отношения, социальная деятельность и культурные практики в самом широком смысле слова. Субъект философии Новейшего времени - не обезличенный когнитивный аппарат Декарта или Канта, но личность, встроенная в многообразные формы интерсубъективных коммуникаций.

Стоит отметить, что именно в постклассическую эпоху понятия личности, индивида и субъекта проявляют тенденцию к сближению, нередко до полного их отождествления. Нетрудно заметить, что обнаружение когнитивных пределов классической рациональности и размывание традиционных субъект-объектных схем коррелируют с трансформацией столь же традиционного понимания личности-индивида в сторону постепенного сближения понятий личностного Я и абстрактного субъекта. Сближение понятий «субъект» и «личность» находит свое отражение в удивительном синтезе поэзии и метафизики, художественной литературы и философии. В условиях размывания границ между субъективным и объективным, индивидуальным и все-

U

i и

<о ■

Л

S ■

Н

общим, материальным и идеальным более чем понятны отчаянные призывы вернуться «назад к Канту» или «к самим вещам».

Завершая дискуссию, уместно задать вопрос: принимая во внимание историчность и контекстуальную полисемию понятия субъективности, с какой именно «интерсубъективностью» мы имеем дело в рамках социальной эпистемологии? Как обогащает предложенное в дискуссионной реплике Н.М. Смирновой содержание понятия интерсубъективности учет современных тенденций в интерпретации субъекта в постнеклассической рациональности, постулирующей изначальную «встроенность» субъекта в среду? Во-первых, постнеклас-сическая рациональность артикулирует значимость «средового» подхода в изучении интерсубъективности. Это означает, что для изучения процессов конституирования и поддержания культурного сообщества важно принять во внимание не только становление его интерсубъективной смысловой структуры в процессах седиментации социальных значений (как полагали феноменологи), но и продуцирующий ее социокультурный ландшафт («контекст»). Управление социокультурными параметрами этого «контекста» является мягкой социальной технологией воздействия на интерсубъективные характеристики данного культурного сообщества. Во-вторых, свойственное постнеклассической рациональности включение ценностных и смысловых характеристик в когнитивные паттерны социального мышления и действия требует их артикуляции в языке. Подобное требование обнаруживает недостаточность апелляции социальной феноменологии к «фоновому», неявному, подчас не вербализированному знанию. Постнеклассическая рациональность требует учесть уроки лингвистического поворота в философии, воплощенные как в аналитической традиции, так и в обобщающих работах по социальной эпистемологии языка2. Наконец, в-третьих, постнеклассическая рациональность имплицитно содержит представление о том, что интерсубъективность коммуницирующих субъектов с «лица необщим выражением» является «телесно нагруженной». Она выражает параметры порядка совместных человеческих действий в среде как мезокосме (Г. Фол-_ лмер), пригодном для жизни. А потому одной из приоритетных задач интерсубъективной деятельности всего социокультурного сообщества является поддержание и расширение экологической ниши челове-и ческого бытия.

<В ■

Л

г ■

2 См.: Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.