Научная статья на тему 'Философские проблемы современного образования'

Философские проблемы современного образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
579
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДОМЫСЛИЕ / ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИДЕЯ / LIBERAL IDEA / СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / SEXUAL REVOLUTION / FREEDOM OF THOUGHT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дроздов Николай Иванович, Мальцев Василий Алексеевич

В статье рассматриваются проблемы соответствия государственной образовательной политики философско-религиозным и этическим взглядам, господствующим в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF MODERN EDUCATION

The problems of state education policy concordance with philosophic-religious and ethical views dominating in society are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Философские проблемы современного образования»

-ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ — TRAINING AND EDUCATION PROBLEMS IN SCHOOL AND INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

УДК 37+14

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дроздов Н.И., Мальцев В.А.

Университет Российской академии образования

PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF MODERN EDUCATION

Drozdov N., Maltsev V.

University of the Russian Academy of Education

В статье рассматриваются проблемы соответствия государственной образовательной политики философско-религиозным и этическим взглядам, господствующим в обществе.

Ключевые слова: свободомыслие, либеральная идея, сексуальная революция.

The problems of state education policy concordance with philosophic-religious and ethical views dominating in society are discussed in the article.

Key words: freedom of thought, liberal idea, sexual revolution.

1. Философская основа образования

Во все времена образование выполняло социальный заказ общества и государства. Со времен первобытного состояния старшие стремились передать детям то, что умели делать сами и подготовить их к сложнейшей борьбе за существование. Молодежь, развивая усвоенные трудовые навыки, изобретая новые орудия и совершенствуя общественные отношения, шла дальше родителей, двигая то, что получило название культурного прогресса. В течение многих тысяч лет каждый человек ощущал свою неразрывную связь с семьей, обществом и государством. С раннего детства ему прививалась мысль о необходимости выполнения, возложенной на него семьей и обществом миссии. Так возникли воспитательные системы Древней Греции и Рима. Воспитание гражданина и патриота было главной целью спартанской и афинской образовательных систем. Философская разработка проблем воспитания нравственности, гражданственности и патриотизма легла в основу учений великих греческих философов - Сократа, Платона и Аристотеля.

Однако взгляды этих философов на роль семьи и государства уже их современники подвергли сомнению. Софист Протагор, признавший человека «мерой всем вещам» [1], полагал, что для человека собственная выгода должна быть важнее истины и долга [2]. Диоген считал, что государство и законы, как и семья, ограничивают свободу людей, поэтому они вредны, а женщины должны стать общими [3]. Взгляды Платона на семью тоже были своеобразными. Он считал, что собственность и семья мешают правителям беспристрастно руководить людьми, поэтому они не могут иметь ни того, ни другого, а воспитание детей должно взять на себя государство [4].

Разнообразие взглядов на общественные отношения не мешало государству зорко следить за тем, чтобы образовательные системы выполняли его социальный заказ. Эта работа всегда опиралась на какую-либо социально-религиозную, а с XVIII столетия и на философскую доктрину, служившую идеологическим обоснованием общественного устройства и соответствующей образовательной системы.

В средневековой Европе образовательные заведения возникли при церквях и монастырях. В этих учебных заведениях воспитывались богобоязненные прихожане и верноподданные короля и феодалов. Христианство сделало образование не только широкодоступным, сломав сословные препоны, но и нравственно направленным. Отвергая языческую терпимость к сосуществованию добра и зла, неупорядоченность в сексуальных отношениях, оно вводит понятие греха и четко разделяет порок и добродетель.

Появление университетов было закономерным этапом в развитии христианской образованности. Знакомство с античной философией было необходимо не воинственным рыцарям, ростовщикам, купцам или мастерам ремесленных цехов, а университетским ученым-теологам и философам, которые хотели знать, как объясняли окружающий мир и его устройство древние мыслители. Именно университетские профессора и любознательные студенты стали искать, опять же в монастырских библиотеках, древние манускрипты. Университеты дали толчок пробуждению духовной жизни вне религиозных рамок и вызвали появление науки Нового времени.

Принято считать, что свободомыслие, возникшее в период Возрождения, означало борьбу с церковными антинаучными взглядами на природу и вселенную. При этом одни сознательно, другие по незнанию скрывают тот факт, что свободомыслие имело и вторую сторону - этическую, в которой эпикурейство в форме гедонизма, противостояло христианству. Во Франции эта сторона свободомыслия, названная либертианством, напрямую связывалась с распутством. В эпоху Возрождения формируется новый взгляд на человека, для которого собственные удовольствия важнее долга и обязанностей.

Христианство, одержав внешнюю религиозную победу над язычеством, в мировоззренческом и нравственном отношении стало ему проигрывать. Вершиной аморализма конца XVIII в. явилась философия маркиза де Сада, который связывал получение собственного удовольствия со страданиями, часто смертельными, других людей [5].

XIX в. принес не только техническую революцию, давшую людям энергию паровой машины и электричества, он был веком революции в человеческом сознании, торжества веры в могущество науки и привел к утверждению научного атеизма в качестве прогрессивного мировоззрения. В этом веке, освобожденном от влияния христианского Бога, утвердились все революционные идеологии, которые созревали в течение предыдущих столетий, и получили организационные очертания: расизм, анархизм, марксизм и либерализм. Их объединял ярко выраженный разрушительный характер, направленный на христианскую мораль и общественные отношения. Последствия изменений в сознании были ужасающими, так как реализация этих идей в ХХ в. привела к эпохе революций и мировых войн, унесших десятки миллионов жизней.

Вера в эволюцию становилась новой религией, уничтожение старой морали и институтов, скреплявших общество, - государства, религии и семьи преподносились как борьба с отжившими общественными отношениями. Либеральная идея в конце XIX столетия еще не имеет четко оформленных очертаний. Она приспосабливается ко всем революционным движениям. Если последние понимали свободу как орудие борьбы с эксплуатацией и угнетением, то для либералов она означала возможность эксплуатировать народ без ограничений со стороны государства и общества.

Все разрушительные идеологии были едины в требовании пересмотреть взгляд на сущность человека. Превратить его из образа и подобия Бога в творение эволюции, уничтожить этический принцип любви к ближнему как основу человеческих взаимоотношений, заменив его на расовую, классовую или индивидуалистическую мораль. В учении Христа человечество представало единой общностью, главной задачей которой было нравственное совершенствование, теперь эта общность раскалывалась по классовому или национальному признаку. Либеральная идеология делала коллектив, народ, нацию силой, враждебной индивидууму, главной ценностью которого становилась свобода. Свобода индивидуума стала пониматься не как возможность беспрепятственного развития своих творческих способностей, а как освобождение от обязанностей и ответственности перед семьей, коллективом, обществом и государством.

Уже в произведениях выдающихся авторов эпохи романтизма антитеза противостояния героя и толпы решается в пользу героя, которому не только предоставляется право быть выше толпы, но и совершать безнравственные поступки. Так появляется философия и идеология нигилизма, которая у Макса Штирнера выливается в провозглашение себя «единственным», у которого один объект и субъект желаний - он сам: «Для Меня нет ничего выше Меня» [6]. Для него не существует разделения добра и зла, они едины; не существует ничего святого, божественного. Он отрицает святость дружбы, материнства, родины [7]. Главная цель этого героя вырождается в право на бессмысленный и кровавый бунт, в котором погибнет все человечество.

В год публикации книги Штирнера «Единственный и его собственность» родился Ф. Ницше, который развивает его идеи. Стихийный эгоист Штирнера у Ницше превращается в «сверхчеловека», призванного повелевать «человеческим стадом». Ницше дает своему творению следующую характеристику: «добрые и праведные назвали бы его сверхчеловека дьяволом» [8]. Чтобы не оставалось сомнений в нравственной направленности его «героя», он предпоследнюю книгу так и называет - «Антихрист». Для сверхчеловека не существует моральных норм и законов нравственности, он «выше» этого. Создав своего зловещего героя Ницше сходит с ума и с 1890 г. помещается в психолечебницу. Итак, к концу XIX в. философы-атеисты отняли у людей Бога, мораль, веру в добро.

Безответным оставался вопрос, что же движет человеком в его повседневной деятельности, в том числе и в творческой сфере? Тут на помощь приходит З. Фрейд, который начиная с 1900 года, выступает с теорией сексуальности (либидо) как движущей силы человеческой деятельности [9].

Круг замкнулся: человек - творение биологической эволюции, которым движет сексуальный инстинкт, поэтому все рассуждения о нравственности и духовном мире не более чем домыслы. Для такого человека не существует истины, идеалов и добродетели, а только собственные желания, которые подлежат

немедленному удовлетворению. Вскоре начинается сексуальная революция, принесшая с собой полный пересмотр взглядов на общественную мораль.

Подобные философские взгляды находят отражение в появлении новых образовательных систем, принимающих самый неожиданный характер. Австрийский философ, эзотерик и оккультист Рудольф Штайнер в первые десятилетия XX в. создает на базе теософии Е. Блаватской свое учение - антропософию, которая ложится в основу разработанной им педагогической системы - вальдорфской педагогики. Р. Штайнер увидел, что из педагогики улетучивается духовность, взамен которой приходит холодный материализм. В созданной системе он основное внимание уделяет росту духовности детей через развитие их творческих способностей, путем приобщения к основам искусства. В его учебных заведениях с момента поступления и до выпуска дети рисуют, поют, танцуют, ставят спектакли, занимаются другими видами искусства и ремесла, развиваясь эстетически и этически. О вальдорфской педагогике накопилось много отзывов, как положительных, так и отрицательных, ее внедряют энтузиасты, как за рубежом, так и в России, причем она везде плохо приживается. По-видимому, одной из причин такого положения является ее философская основа - антропософия, круто замешанная на эзотерических и даже оккультных представлениях самого Р. Штайнера, идущих вразрез не только с наукой, но и постулатами традиционных религий [10]. В его учении Иисус Христос и Сатана не противники, а соработники, выполняющие одну миссию. Другим обвинением, предъявляемым этой системе, является низкий уровень общеобразовательной подготовки.

2. Свободное воспитание

С эпохи Возрождения начинается движение гуманизма, выражавшего протест против религиозного засилья в духовной жизни, которое провозгласило одним из своих идеалов эпикуреизм, как философию и образ жизни. Постепенное освобождение общественной мысли от ограничительных требований религиозной морали привело в XVIII в. к рождению идеи «свободного воспитания», основоположником которой стал французский любитель философии Жан Жак Руссо.

Эта идея исходила из ненаучных представлений о человеке как существе, наделенном Всевышним от рождения положительными душевными качествами, которые под негативным влиянием окружающей среды исчезают или превращаются в свою противоположность. По этим причинам воспитатель не должен напрямую вмешиваться в процесс формирования личности, а предоставлять ей возможность путем ненавязчивого влияния самой выбирать формы поведения. По мысли Руссо, поведением человека руководит естественный нравственный закон и естественная религия, заложенные в него Богом. На начальном этапе свободное воспитание, в котором ядром выступает нравственный закон Бога, шло в русле традиционных христианских представлений о морали.

К концу XIX в. понимание свободного воспитания коренным образом изменилось. С утверждением материализма и атеизма, а также философии позитивизма из этой идеи выпадает ядро - существование естественного нравственного закона, установленного Богом. Более того, К. Маркс и Ф. Ницше вообще требуют уничтожения христианской морали. Маркс идет дальше, исходя из представлений о первичности материальных интересов, он утверждает, что

буржуазная семья после уничтожения частной собственности отомрет, а воспитание детей должно взять на себя общество.

В ХХ столетии идеи свободного воспитания продолжают развиваться, при этом на смену естественному нравственному закону, бывшему стержнем нравственного воспитания, приходит либеральный гуманизм. В нем понимание гуманизма под влиянием философии прагматизма и экзистенциализма изменяет свое изначальное содержание. Либеральные философы и педагоги заявляют, что гуманизм заключается не в любви к людям, а в возможности саморазвития и самореализации личности. Тем самым отождествляют гуманизм с индивидуализмом. Именно о таком гуманизме говорил один из его родоначальников Лоренцо Валла.

В США на базе идей свободного воспитания возникает теория прогрессивного воспитания, которая своей главной целью ставила не воспитание духовно-нравственной личности, обладающей системой научных взглядов, а максимально приспосабливала молодого человека к окружающей жизни. При этом цели воспитания связались с удовлетворением спонтанных потребностей ребенка -физических и психических. Они служили приспособлению его к окружающей среде и самореализации. Ребенок становится центром, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, задача учителя - создать максимальные возможности для наиболее полного проявления индивидуальности и личности ребенка (педоцентризм). Все это делается в ущерб формированию ответственности подростка, его дисциплинированности, принижает роль учителя и классного коллектива. Воспитывается капризный и безответственный эгоист, стремящийся к получению от жизни удовольствий.

Создателей данной педагогической системы не смущало, что в этот же период первой половины ХХ в. известный психолог З. Фрейд делает свое открытие о том, что поведение человека с раннего детства формируется под влиянием «принципа удовольствия», когда ребенок не понимает альтруизм и стремится только к тому, что доставляет ему удовольствие. Тем самым Фрейд опровергает основной постулат педагогики «свободного воспитания» о природной доброте людей. Фрейд пишет о том, что «принцип удовольствия» благодаря воспитанию заменяется «принципом реальности» [11], когда ребенок начинает учитывать интересы других людей. Таким образом, в основе формирования нравственной личности должно лежать целенаправленное нравственное воспитание, которое может помочь ребенку преодолеть свой эгоизм. З. Фрейд выдвигает еще более смелую идею о природной предрасположенности людей к созиданию и разрушению, называя их эросом и танатосом.

Победивший в философии ХХ столетия материалистический взгляд на сущность человека как биосоциального существа, оказал разрушающее влияние на педагогику как науку, а также на методику и практику воспитания молодежи. Изучение ребенка и взрослого человека носило и носит однобокий биопсихический характер. При этом психология из науки о душе, т.е. внутреннем мире, превратилась в науку о поведении человека, его реакциях на воздействия окружающей среды.

Среди биопсихологов стали модными рассуждения на тему, что человек не произошел от обезьяны, а продолжает оставаться обезьяной, только «умной и культурной» [12]. Мало кто из них утруждает себя размышлениями, что сознание, неразрывно связанное со второй сигнальной системой, вырвало человека из животного мира и природной среды обитания. Человек создал собственную среду обитания, которая полностью оторвана от природы. Каждое животное живет в

природе как ее часть. Человек, создавая культуру, выделяется из природы и противопоставляет ей себя. При этом технический прогресс зачастую наносит природе непоправимый урон и грозит уничтожением. Человечеству необходимо отказаться от животных эгоистических инстинктов и индивидуализма, чтобы понять свое особое место в природе и оценить влияние, оказываемое на нее. От этого понимания зависит не только сохранение природы, но и самого человечества. Достигнуть понимания своей особой миссии может только духовное существо. Но такое существо не может появиться спонтанно, его нужно воспитывать.

Человек, вознамерясь сравняться в могуществе с Богом, не может отказаться от своей ответственности за все, происходящее на земле. В связи с этим роль этики возрастает так, как никогда ранее. Развитие науки, производства и технологий, политическая деятельность, бизнес без этического наполнения становятся не только антигуманными, но и смертельно опасными.

Развитие сознания влечет за собой развитие науки и искусства, культуры, которые составляют духовный мир человека. Почти сто лет назад великий русский ученый В.И. Вернадский писал: «Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с ним проявлением той же работы служат религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль или созерцание» [13].

Вернадский считал, что человечество движется по пути прогресса и решающее влияние на этот процесс оказывает духовная жизнь людей: «Мысль не есть форма энергии... В науке мы можем знать только, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего... Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера» [14].

Индивидуализм конца XX в. довел задачу воспитания до абсурда, он разорвал единство прав и обязанностей человека, возведя права на пьедестал, и сведя обязанности, ответственность человека за свои поступки к выполнению не всегда приемлемых норм поведения в обществе.

В Европе в последние годы стали необычайно острыми выступления, как отдельных деятелей, так и родителей против гендерной политики правительств и органов образования. Во Франции на улицы в знак протеста против однополых браков и семей выходят сотни тысяч людей. Немецкий эксперт Юрген Эльзессер утверждает, что «доктрина защиты «прав человека», так популярная на Западе, направленная на уничтожение различий между полами, на самом деле служит уничтожению семьи, нации и религии» [15].

Возникает вопрос, если образование и воспитание всегда выполняют социальный заказ, то кому нужно общество, лишенное половых и национальных различий, в котором люди стандартизированы по своим этическим и эстетическим представлениям? Видимо тем, для кого глобализация - это не прогресс человечества, приводящий к сближению наций и государств, а устранение их как препятствия для глобального бизнеса, где люди всего лишь необходимый, но досадный придаток для потребления товаров. Именно такое общество, лишенное семейных привязанностей,

святости чувств, патриотизма и родины, должно стать человеческим стадом, о котором мечтал Ницше, и которым легко управлять.

Признание человека существом, не отличающимся от обезьяны, примитизирует его, позволяя манипулировать, делая управляемым и послушным внешнему воздействию. Такого человека легко эксплуатировать, но на него нельзя положиться, он не способен быть ни гражданином, ни защитником, ни родителем.

2. Светское понимание духовности.

Существует два понимания духовности - религиозное и светское. Религиозная духовность, безусловно, является первичной основой, из которой развилась светская. Многие современные ученые, а главное деятели образования, основываясь на биосоциальном представлении о природе человека, проявляющейся в действии гормонов, инстинктов и рефлексов, отказывают в существовании духовности у каждого человека, считая ее порождением религий, а следовательно, не видят смысла в духовно-нравственном воспитании молодежи.

Другие ученые считают, что относить к сфере духа только религию в корне не верно. Речь, мышление и творчество составляют первичные факторы духовности и находятся в неразрывной связи, рождая религию и мораль, искусство и науку -составные части духовной жизни людей, которая находит свое формализованное воплощение в культуре. Культура - это реализованное воплощение духа. Написанная книга или нарисованная картина, космический корабль или музыкальная партитура, скульптура или ремесленное изделие отражают внутренний, духовный мир создавшего их человека, вложившего в нечто овеществленное или чувственно воспринимаемое, фантазии, рожденные в его мозгу и мыслях. Светская духовность, родившись из возвышенного отношения к Всевышнему, необычайно расширилась, охватив все сферы, в которых дух безразличен к материальному, в первую очередь, к деньгам или относится к ним как к средству, а не цели.

В советские до крайности проникнутые духом материализма и атеизма времена существование духовности в ее светском варианте не подвергалось сомнению, начиная со знаменитых слов К. Маркса: «Идея, овладевшая массами, становится материальной силой» [16]. В период «развитого социализма» коммунистическая пропаганда настойчиво постулировала приоритет духовных ценностей над материальными. А триедиными слагаемыми воспитанности «нового человека» были: «духовное богатство, нравственная чистота и физическое совершенство».

В 1989 г. вышла книга академика П.В. Симонова и группы авторов «Происхождение духовности» [17], в которой авторский коллектив не только исследует историю духовности, но и рассматривает ее составляющие. На первое место они ставят стремление к знаниям, которое понимается как самосовершенствование. Затем следует постижение красоты как выражения гармонии мира. Если красота - показатель гармонии, то и стремление к ней должно преследовать достижение гармонии, прежде всего, в отношениях между людьми. Человек, не видящий красоты окружающего мира и человеческих отношений, не может быть счастливым, ему везде и всегда плохо. Современное искусство, в котором красота подменяется абсурдом, деструктивно влияет и на человеческие отношения. И, наконец, последнее может быть решающее слагаемое - альтруизм, стремление делать добро. Без него приобретенные знания могут использоваться во вред другим людям, превращаясь только в средство собственного обогащения, а стремление к красоте - в жажду накопительства, обладания красивыми вещами.

Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов не только обедняет духовное содержание человека, но может полностью лишить его духовности, превратив в расчетливого циника-материалиста.

Толкование духовности П.В. Симоновым укладывается в русло христианских представлений о назначении человека. В этом нет ничего удивительного, если рассматривать религию не через призму марксистского положения о ней как «опиуме народа», а как открытый современной антропологией исторический феномен, внутри которого развивалось сознание и духовность людей, являвшихся главными факторами формирования человечества с самых древних времен. Некоторые ученые называют религию «человекообразующей машиной», так как миф и ритуал ее важнейшие компоненты, присущие всем народам, формировали людей [18].

Современная система образования сводит духовно-нравственное воспитание к религиозному, тем самым она самоустраняется от влияния на формирование внутреннего мира молодых людей, оставляя его на откуп массовой культуре, улице и масс-медиа. Результаты такой позиции органов образования говорят сами за себя.

3. Цель духовно-нравственного воспитания - формирование оптимистического мировоззрения

Целью современного духовно-нравственного воспитания является не приобщение молодого человека к какой-либо религиозной вере, а выработка у него оптимистического мировоззрения, которое будет служить ему в достижении не только личных, но и общественнозначимых позитивных целей.

Пессимизм во все времена сеял неверие в жизнь, любовь, добро, нравственные ценности, возможность стабильного развития и прогресса, разрушал патриотизм и чувство ответственности. Поэтому формирование жизнеутверждающего оптимистического мировоззрения является первостепенной задачей всех уровней образования, которую необходимо решать при помощи светской системы духовно-нравственного воспитания, как наиболее соответствующей современному научному и юридическому положению образовательных учреждений. Вся трудность состоит в том, что такая система отсутствует и ее необходимо создавать заново. В Европе и Америке ничего подобного нет.

4. Философская база духовно-нравственного воспитания

При создании системы духовно-нравственного воспитания необходимо определиться с его философской основой и идеологической направленностью. Либерализм, популярный среди значительной части интеллигенции и предпринимателей, должен быть отвергнут. За годы реформ в Российской Федерации он полностью себя дискредитировал. Все разрушительные явления, происшедшие в экономике, коррумпированность государственных чиновников, падение общественных нравов, культурная деградация, преступность - результат господства либерализма. Идея общественного блага, бывшая его фундаментальным положением в XVIII, XIX и даже вначале XX в., отошла в небытие под напором «борцов за права человека». Эти «борцы» озабочены не защитой прав молодежи, многодетных семей, пенсионеров, инвалидов, бедняков, поддержкой образования и здравоохранения, а правом извращенцев открыто демонстрировать свои отклонения и щеголять ими.

Европейские и североамериканские образовательные системы базировались на философско-политических учениях, которые в течение последних ста пятидесяти лет показали свою историческую несостоятельность и обанкротились. Таковыми были марксизм, расизм, анархизм и либерализм. Философия либерализма в форме постмодернизма в последние годы стремительно деградирует в сторону пессимизма, индивидуализма и потери традиционных нравственных идеалов и ценностей.

В СССР была создана очень интересная и мощная светская система духовно-нравственного воспитания, опиравшаяся на достижения классической и советской педагогики. Несмотря на свою коммунистическую философско-идеологическую основу, многие ее элементы сохраняют практическую ценность и в наши дни. Если исключить явно утопические положения, то нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое, половое, интернациональное направления воспитательной работы с детьми, вместе с детскими общественными организациями: октябрятской, пионерской, комсомольской при некоторой адаптации их к современным реалиям было бы очень полезно заимствовать. Однако они должны основываться на другой философской и идеологической основе. Возникает вопрос, где ее взять? Несомненно, что в законченном виде не существует философии, способной стать современной основой для образования и воспитания молодого человека, однако за тысячелетия развития человечество создало ее основные элементы:

1. Христианский гуманизм, вытекающий не из учения какой-либо одной из христианских церквей, а идущий из этического учения самого Иисуса Христа, изложенного в Евангелии. Среди ценностей, данных Христом, особое значение имеют: превосходство духовного над материальным, любовь к людям, сострадание, милосердие и прощение.

2. Православие как национальная традиция, культура и основа самоидентификации русского народа. В этом же качестве необходимо использовать и другие традиционные религии: ислам, иудаизм, буддизм, составляющие духовный стрежень каждого этноса, входящего в состав России.

3. Гуманистическая традиция классической русской литературы и религиозной русской философии дают богатую пищу для воспитания патриотизма, духовности, лучших нравственных качеств.

4. Философия утилитаризма - раннего либерализма дает понимание неразрывной связи личного благополучия с общественным благом.

5. В трудах классиков мировой и русской педагогики: Я.А. Каменского, Н.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева и многих других содержится множество гуманистических философско-педагогических идей, которые остаются такими же актуальными как и раньше.

6. Педагогические системы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского имеют практическую направленность, но в то же время они наполнены глубочайшим философским содержанием. В них философия христианского гуманизма находит практическое выражение и применение.

Библиографический список:

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Протагор. С.

375

2. Рассел Б. История западной философии. М., 2004. С. 109-110.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 257.

4. Платон. Государство, Филеб, Тимей, Критий. М., 1999. С. 83, 186, 232.

5. Маркиз де Сад. Философия в бударе. М., 1991. С. 142-222.

6. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994. С. 9.

7. Там же. С. 345

8. Ницше Ф. Eccehomo. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 765-766.

9. Фрейд З. Толкование сновидений. М., 2008. С. 260-262.

10. Штайнер Р. Очерк тайноведения. Мистика на заре духовной жизни. Философия свободы. М., - СПб. 2000. С. 626-633.

11. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Я и Оно. Сочинения. Харьков, 2008. С. 711-770.

12. Марков А. Эволюция человека: в 2-х кн. М. 2012. Кн. 2. С. 494-495.

13. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004. С. 193.

14. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Русский космизм. Сборник. М., 1993. С.

309.

15. Юрген Эльзессер. URL: http//www.youtube.com/watch /Юрген Эльзессер.

16. Маркс К. К критике гегелевской философии права / Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 1973. Т. 1. С. 421-429.

17. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. М., 1989. С. 16-40, 266-300.

18. Губин В.Д., Некрасова Е.Н.. Философская антропология. М., 2008. С. 23. Bibliograflcheskij spisok:

1. Diogen Laertskij. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov. Protagor. S. 375

2. Rassel B. Istoriya zapadnoj filosofii. M., 2004. S. 109-110.

3. Diogen Laertskij. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov. S. 257.

4. Platon. Gosudarstvo, Fileb, Timej, Kritij. M., 1999. S. 83, 186, 232.

5. Markiz de Sad. Filosofiya v budare. M., 1991. S. 142-222.

6. Shtirner m. edinstvennyj i ego sobstvennost. Kharkov, 1994. S. 9.

7. Tam zhe. s. 345

8. Nitsshe F. Eccehomo. Soch. V 2 t. M., 1990. T. 2. S. 765-766.

9. Frejd Z. Tolkovanie snovidenij. M., 2008. S. 260-262.

10. Shtajner R. Ocherk tajnovedeniya. Mistika na zare dukhovnoj zhizni. Filosofiya svobody. M., -SPB. 2000. S. 626-633.

11. Frejd Z. Po tu storonu printsipa udovolstviya. Ya i ono. Sochineniya. Kharkov, 2008. S. 711770.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Markov A. Evolyutsiya cheloveka: v 2-kh kn. M. 2012. Kn. 2. S. 494-495.

13. Vernadskij V.I. Biosfera i noosfera. M., 2004. S. 193.

14. Vernadskij V.I. Neskolko slov o noosfere. Russkij kosmizm. Sbornik. M., 1993. S. 309.

15. Yurgen Elzesser. URL: http//www.youtube.com/watch /Yurgen Elzesser.

16. Marks K. K kritike gegelevskoj filosofii prava / Marks K. Engels F. Soch. 1973. T. 1. S. 421429.

17. Simonov P.V. i dr. Proiskhozhdenie dukhovnosti. M., 1989. S. 16-40, 266-300.

18. Gubin V.D., Nekrasova E.N. Filosofskaya antropologiya. M., 2008. S. 23.

Дроздов Николай Иванович - доктор исторических наук, профессор, директор Красноярского филиала Университета Российской академии образования.

Мальцев Василий Алексеевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридических дисциплин Красноярского филиала Университета Российской академии образования.

Drozdov N. - Doctor of History, professor, director of Krasnoyarsk branch of the University of the Russian Academy of Education.

Maltsev V. - Cand. of Pedagogy, assistant professor of legal disciplines department of Krasnoyarsk branch of the University of the Russian Academy of Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.