Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА: ХРИСТИАНСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА: ХРИСТИАНСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
151
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ХРИСТИАНСТВО / БОГ / ЧЕЛОВЕК / ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА / ТВОРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аторин Р.Ю.

В статье раскрывается один из основных философских вопросов - происхождение мира и человека. Автор концентрирует внимание на идее творения мира Богом, анализирует учение о Боге-Творце как центральное в христианской философии. Именно нравственность и духовность способна выделить человека из остального мира. Цель исследования - раскрыть проблему антропогенеза сквозь призму философии и православной теологии. Исходя из цели исследования поставлены следующие задачи: проанализировать вероучительные тексты христианства, выявить христианский подход к вопросу происхождения человека, раскрыть проблему антропогенеза в патристике и русской религиозной философии. При написании статьи были использованы общенаучные, философские и специфические религиоведческие, теологические и экзистенциальные методы. Делается вывод, что творческая природа человека органично связана с нравственным законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF THE ORIGIN OF THE WORLD AND MAN: THE CHRISTIAN ASPECT OF RESEARCH

The article reveals one of the main philosophical questions - the origin of the world and man. The author focuses on the idea of the creation of the world by God, analyzes the doctrine of God the Creator as central to Christian philosophy. It is morality and spirituality that can distinguish a person from the rest of the world. The purpose of the study is to reveal the problem of anthropogenesis through the prism of philosophy and Orthodox theology. Based on the purpose of the study, the following tasks are set: to analyze the doctrinal texts of Christianity, to identify a Christian approach to the question of human origin, to reveal the problem of anthropogenesis in patristics and Russian religious philosophy. When writing the article, general scientific, philosophical and specific religious studies, theological and existential methods were used. It is concluded that the creative nature of man is organically connected with the moral law.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА: ХРИСТИАНСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Философия религии и религиоведение:

УДК 230.1 ББК 86.372-4 РГНТИ 21.31.51

DOI 10.34823/SGZ.2022.4.51845 SPIN-код: 2730-2426 ORCID 000-0002-5710-5861 ОКСО 48.04.01

Р.Ю. АТОРИН кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры Философии Государственного университета управления

E-mail: nrpsc@yandex.ru

Философские проблемы происхождения мира и человека: христианский аспект исследования

В статье раскрывается один из основных философских вопросов - происхождение мира и человека. Автор концентрирует внимание на идее творения мира Богом, анализирует учение о Боге-Творце как центральное в христианской философии. Именно нравственность и духовность способна выделить человека из остального мира. Цель исследования - раскрыть проблему антропогенеза сквозь призму философии и православной теологии. Исходя из цели исследования поставлены следующие задачи: проанализировать вероучительные тексты христианства, выявить христианский подход к вопросу происхождения человека, раскрыть проблему антропогенеза в патристике и русской религиозной философии. При написании статьи были использованы общенаучные, философские и специфические религиоведческие, теологические и экзистенциальные методы. Делается вывод, что творческая природа человека органично связана с нравственным законом.

Ключевые слова: философия, христианство, Бог, человек, происхождение мира, творение.

На протяжении всей истории философии ставится принципиальный вопрос, каким образом возникла Вселенная, живой мир и человек. Авторитетным источником знаний о мире

и человеке выступает Библия. Согласно Библии, Бог - основатель Вселенной, Он управляет миром и человеком.

Учение о Боге-Творце является центральным и основополагающим в христианской философии. Данное учение в полной мере раскрывается книге Бытия. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «О создании мира, которое произошло силою Бо-жией, было открыто Моисею, и писал он ее (книгу Бытия) согласно благодати пророчества, и не как историк, а как пророк. Он говорил о том, чего не видел, и повествовал о том, очевидцем чего не был» [9, с.734].

На основе книги Бытия рассмотрим проявления Божии в отношении к творению. Бог проявляет Себя, как Творец и как Промыслитель по отношению к миру и к венцу всего творения - человеку.

Бог есть причина бытия мира, его Творец. Творение мира является свободным действием Бога. Если бы Бог и не совершил дело творения, то ничего бы не потерял, т.к. не имеет нужды в нем. Творец ни от чего не зависит и является вседовольным Сам в Себе. Важно подчеркнуть, что именно благость, собственно и явилась причиной, побудившей Бога к творению. Для того, чтобы творение имело причастность к блаженству Бога, для того, чтобы поделиться тем, чему нет начала и не будет конца, и был сотворен мир. Мир существует «не напрасно и не без цели», но «он есть училище разумных душ» [4, с.220]. Вот цель и назначение мира, преподать человеку знание о Боге «чрез видимое и чувственное.. к созерцанию невидимого» [4, с.221].

Бог, Сам будучи Творцом, призывает к творчеству и Свои творения. Так земля и вода по велению Творца производят из себя разнообразные формы жизни, Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных (Быт. 2:19). Земле повелевается произрастить из себя разнообразные растения и произвести душу живую, но произошли они по воле Бога, и никак не подразумевается какая-либо одушевленность земли, «животные созданы не рукою Творца... зверей извела земля... а птиц - воды» [7, с. 276]. Творение Божие творит, потому что Бог повелел ему творить.

Бог является не только Творцом, но и Промыслителем. Промысл есть попечение Творца о сотворенном, сохранение, управление и всяческая забота о нем. Окончив дело творения Бог не удалился от мира, как часовщик, который

завел механизм и ушел, но на протяжении всего времени подобно неоскудевающему Источнику, дает жизнь миру, по-слеши духа Твоего и созиждутся...отъимеши дух их и исчезнут (Пс. 103:29-30). Вся тварь, согласно заложенному в ней изначально, знает своего Хозяина, чувствует зависимость от Него и трепещет перед Его Величием, вся к Тебе чают дати пищу им во благо время (Пс. 103:27). Сам Христос свидетельствует о Божественном Промысле и уверяет людей, призывая верить Отцу Небесному: взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их (Мф. 6:26).

Отношение Бога к человеку является особенным, по сравнению с остальным Его творением. Человек выступает центром мироздания и венцем творения. Весь мир с его нескончаемым многообразием был сотворен Богом для человека, «всё, сотворенное на земле, сотворено на пользу человеку и на служение ему» [7, с. 256].В вечном Божием совете мир мыслился исключительно с человеком и для человека, как образа и подобия Творца.

«Адам приял власть над землею и соделался владыкою» [7, ^ 276]. Наравне с таким высоким достоинством человека, не стоит забывать, что ему назначаются не менее высокие обязанности. Человек должен уподобляться Непостижимому и Всесовершенному Первообразу. Как Творец мира заботится о мире, так, в уподобление Ему, должен делать и назначенный владыкой человек.

Бог не удаляется, завершив свои дела. Он промышляет о человеке, промышляет о всём, что его касается. Само собой разумеется, что Бог даёт человеку пищу и всё необходимое для жизни. Мало того, Он занимается и воспитанием человека и всем его бытом. Стоит вспомнить эпизод, когда Бог приводит к Адаму животных, чтобы он нарек им имена. Здесь человек призывается к сотворчеству, к проявлению своей свободной воли, ума и всего, что заложено в нем. Бог как бы провоцирует его - попробуй, посмотри, что Я тебе дал, воспользуйся этим.

Бог - Промыслитель, и предвидел всё ещё до сотворения мира. Предвидел и не воспрепятствовал свободному выбору Своего творения. Бог - Любовь, сотворив всё премудро и прекрасно, Он назначил законы бытия для природы и для человека, но человек возжелал своего и пал. Согрешив, человек изменился, померк, отдалился от Бога.Человек изменился, а вместе с ним изменилось и всё творение проклята земля за тебя (Быт. 3:17). Земля произращает терния и

волчцы, животные одичали и трепещут перед человеком вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8:23), мучается от того, что человек некогда согрешил.

Не смотря на всё это, Бог никогда не отвергает, не отвращается от Своего творения, с его согрешившим венцем - человеком. Бог позволяет человеку действовать так, как тот считает нужным, но в то же время, ведет его и не попускает погибнуть, даже если человек делает не должное. Вершиной и центром отношений Бога с человеком является воплощение Единородного Сына Божия. Ни человек восставляет свой потерянный образ и положение, но Сам Бог, Вседержитель, Творец вселенной, вочеловечившись приходит на землю и спасает падшего. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).

В вечности Бог предусмотрел, что человек согрешит и отпадет от установленного Им образа жизни, но предусмотрел Он и воплощение Сына Своего и крест и смерть и славное Воскресение. И о новой снеди позаботился для человека Бог и даровал ему хлеб Божий.. который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин. 6:33), дабы человек, и согрешив, мог быть возвращен к первозданному состоянию и наследовать жизнь вечную.

Бог не имел нужды в творении, творение есть свободное волеизъявление Бога, свидетельство Его благости. Бог сотворил мир для того, чтобы поделиться блаженством со Своим созданием. Творение Божие идеально и нет в нем изъянов, т.к. нет изъянов и в Творце. По отношению к творению Бог выступает как Промыслитель. Он не удаляется от мира, завершив творение, но каждое мгновение дает жизнь миру, кормит, согревает и печется о каждом живом создании. Заботится Он о каждой букашке, тем паче о человеке.

О премудрости Божией повествует сам процесс творения. По внушению Духа, бытописатель, для более удобного понимания нами сего процесса, излагает его в последовательном виде. Воззрение даже только на эту иерархию уже преисполняет изумления. Сначала получает бытие неоформленная и хаотичная материя, которой «высочайший Художник Бог повелел» [9, с. 15], и она обрела формы и законы. Далее творения идут по возрастающей, от простейшего к более сложному. Каждое предыдущее приводится к гармоничному завершению и совершенству последующим. Последним же, и увенчивающим всё многообразие произведенного Творцом, выступает человек, как образ и подобие Бога.

Василий Великий, восторгаясь премудро сотворенным миром, так выражает своё изумление: «самый деятельный ум оказывается недостаточным для того, чтобы изъяснить как следует самую малейшую часть мира» [4, с. 226]. О премудрости так же свидетельствует величайшее многообразие, гармония, невообразимая продуманность, взвешенность и красота всего творения, ибо Бог «ничего не оставил не приведенным в порядок» [1, с. 333], но вся премудростию сотворил (Пс. 103:24).

Природа является для человека естественным откровением, не оставит человека равнодушным взгляд на звездное небо или бушующий океан, на крохотного муравья или какое-либо другое живое создание. «Красоту замыслов мироздания никто.пожалуй, не смог бы восславить по достоинству» [14, с.51]. От внешнего ум переносится к духовному и созерцательному, от творения к Творцу. Если таково творение, то каков же Сотворивший? Он Совершенный Ум, Который вечно вынашивал мир в Себе, Который всё расположил мерою, числом и весом (Прем. 11:21).

Человека Бог любит больше всего, для человека и был сотворен мир. Бог промышляет о роде людском до того ещё, как сотворил мир. Новосотворенного человека Бог воспитывает, наделяет многими дарами, назначает владычествовать над землей и хранить Его заповедь.

Бог знал, что человек согрешит, но и согрешившего Он не отвергает, но спасает, придя Сам на землю и воплотившись. Вся история Священного Писания ведет человека к Спасителю, и Шестоднев, с его множеством указаний на Единородного, не является исключением. Христос сказал, Писания... свидетельствуют обо Мне (Ин. 5:39), вот куда должно приводить каждое учение, к кресту Христову и Воскресению Его, ведь если Христос не воскрес, то вера наша тщетна (1 Кор. 15:17).

Христианская антропология учит, что человек - существо от Бога, существо чистое изначально, но падшее и греховное в последствии, получившее и получающее от Бога благодать и спасение. В рамках христианской антропологии человек предстает как существо словесное. Словесность выделяет человека среди животных, открывает перед ним возможности познания. При этом человек - существо, наделенное искрой Божьей. Душа человека по своей сути стремится к свету.

Человек создан «по Образу и по Подобию Божию» (Быт. 1, 26). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Образ Божий в человеке представляет собой отображение божественных совершенств. Русский философ С.Н. Булгаков пишет: «Образ Божий дан человеку, он вложен в него как неустранимая основа его бытия, подобие же есть то, что осуществляется человеком на основе этого образа как задача его жизни» [3, с. 268].

Понимание образа Божия в человеке как личности включает основные положительные характеристики богословских размышлений об образе Божием. Личностность, в которой выражен образ Божий, согласно воззрениям христианских богословов, есть существенный признак человека. Одной их существенных характеристик в христианском понимании личности, человека, выступает свобода. Свобода также рай добродетели. Она выражается в личностном устремлении человека к Божественным Лицам и человеческим личностям.

Человек изначально был создан подобным Творцу. Но силы тьмы отводят часть людей от познания их истинной природы, а поэтому в мире существует зло. Основа и первопричина зла в мире - гордыня (или гордость). Слово Божие гласит: «начало греха - гордость» (Сир. 10: 15). По утверждению Святых Отцов, зло не имеет самостоятельного бытия, в отличие от созданий Божиих. «Зло появилось в результате неповиновения свободных тварей воле своего Создателя» [6, с. 134]- пишет святитель Григорий Нисский.

Согласно христианскому учению злом является уклонение человека от своего первозданного состояния, состояния духовной чистоты. Зло - это грех - нарушение установленного Богом-Творцом нравственного порядка. Грех - «всякое, как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное, отступление от заповедей Божиих» [5, с. 430].

В. Н. Лосский определяет зло как «состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога» [12, с.251]Зло не имеет самостоятельного бытия, оно исходит от самих существ, которые не согласовывают свою волю с Божией волей. Зло - результат неповиновения, обладающих свободой тварей, воле, создавшего их Творца. Начало зла и греха в мире было положено диаволом, который до своего грехопадения был одним из разумных, совершенных ангелов, обладающих свободой, предоставленной ему для совершенствования в любви к Богу и увлекшим за собой других изначально добрых ангелов. Злоупотребив свой свободной волей, пожелав стать

«как Бог» падший ангел совершил зло, нарушил заповедь всецелого повиновения Богу, отпал от Бога и был низвержен в ад со своими слугами.

Зло не имеет самостоятельного бытия, оно исходит от самих существ, которые не согласовывают свою волю с Бо-жией волей. Зло - результат неповиновения, обладающих свободой тварей, воле, создавшего их Творца. Начало зла и греха в мире было положено диаволом, который до своего грехопадения был одним из разумных, совершенных ангелов, обладающих свободой, предоставленной ему для совершенствования в любви к Богу и увлекшим за собой других изначально добрых ангелов. Злоупотребив свой свободной волей, пожелав стать «как Бог» падший ангел совершил зло, нарушил заповедь всецелого повиновения Богу, отпал от Бога и был низвержен в ад со своими слугами.

Причиной грехопадения ангелов и источником всех грехов и зла в мире - демоническая гордость. Гордыня, возникнув у свободолюбивого и своевольного ангела, восставшего против Творца, тем самым нарушив гармонию во Вселенной. Гордость несет зло окружающим людям и миру, приводит к разрушительным последствиям: страданию, болезни, смерти. Противоположностью гордости является христианское смирение, основанное на любви к Богу и ближнему, и обладающее способностью преодолеть и искоренить разрушительный и опасный для человечества грех гордыни.

По словам И.А. Ильина, зло не является отвлеченным понятием, это, главным образом, «живущее в нашей душе страстное тяготение к разнузданности, к разгулу дурных страстей, что ведет к духовному распаду личности, распаду духовного ее «костяка». Примерами внутреннего зла могут служить агрессия в любых ее формах, ненависть, ожесточение, своенравие, эгоизм, всякое отвращение от Божественного. Настоящее местонахождение зла (как и добра) - душевно-духовный мир человека» [8, с.327]

По В.С. Соловьеву, «Зло - в широком смысле этот термин относится ко всему, что получает от нас отрицательную оценку, или порицается нами с какой-нибудь стороны; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка» [23, с.28]Н. А. Бердяев пишет: «Вступив на путь зла, люди стали не богами, а зверями, не свободными, а рабами, попали во власть

закона смерти и страдания. Все манящие обещания зла оказались ложью, обманом» [2, с. 44]. Зло «может быть только недостаточным добром, обнаруживающим свою недостаточность чрез противопоставление его полноте добра» [11, с.260]- отмечает Л.П. Карсавин.

П. А. Флоренский обращает особое внимание на роль личности в грехопадении. Грех возникает, когда личность есть утверждение себя, как себя, без своего отношения к Богу, ко всей твари. Грех - паразит святости, он познается законом. Он есть проявление самости. В конечном счете, он приносит вред самому носителю греха и подрывает самого себя. В нем проявляет себя саморазрушительная природа зла. Гипертрофированное самоутверждение личности, ее противопоставление Абсолюту, Богу выступает как источник дробления, распадения человека, обеднения внутренней жизни. И только любовь способствует обновлению и развитию единства личности: любовь к Богу и к другим людям [15, с. 357].

Концепцию духовной целостности человека в философии славянофилов рассматривает современный исследователь А. А. Ишутин [16].

Человек, как наивысшее творение Божие, творя (процесс творческой деятельности) приближается к высшим идеям добра, Божьему замыслу. В процессе творчества происходит борьба со злом путем преображения злого в доброе, негативного - в позитивное. Таким образом, творчество имеет великую силу преобразования бытия. Не все люди осознают это, но те, кто раскрывают свой творческий потенциал, обретают власть над идеями и объективными последствиями реализации этих идей на практике. Важно быть свободным и уметь раскрыть собственную индивидуальность в творчестве.

«Творчество напрямую связано с выражением уникальности. Уникальность представляет собой следующую особенность понимания личности в христианской антропологии. Личностная уникальность означает несводимость личности к природе. Она утверждает такие качества личности как единственность, неповторимость. Предельное выражение личностной неповторимости достигается в отношениях человека с Богом-Творцом.

«Следовать нравственно-этическим принципам есть условие успешной реализации человеком своего творческого начала, которое, в конечном счете, приведет к реали-

зации всех жизненных планов и устремлений личности. Человек творящий развивается, человек, заканчивающий творить - на пути к регрессу, старости. Мир нуждается в обновлении, и обносить его могут люди. Поскольку в каждом из людей заложена частица света, в нем заложен колоссальный потенциал Творца реальности. Только о человека зависит то, сможет ли он реализовать свой дар на практике, или же отступит, отказавшись от движения вперед по пути прогресса и самосовершенствования».

Человек - существо изначально свободное, наделенное божественным началом. Человек поставлен на границе двух миров: физического, материального и сверхфизического, духовного. Приобщившись к высокому и вечному путем творчества, человек получает истинную свободу, которая находит выход в процессе его художественной и мыслительной деятельности. Человек изначально тянется к добру, но в отдельных случаях, когда он не желает осознавать свои ошибки и не стремится к самосовершенствованию, зло побеждает. Поэтому каждый из нас должен понимать и осознавать степень ответственности за свои слова и действия.

Творческая природа человека органично связана с нравственным законом. Именно нравственность и духовность способна возвеличить человека, выделить его из остального мира. Только благодаря нравственности человек имеет способность творить. Человек являясь особенным существом, призван к творческой деятельности. Его действия должны быть нацелены на совершенствование мира, созданного Богом-Творцом, на продолжение творения, созидания мира.

Литература

1. Августин Иппонский, блаж. Творения: в 4 т. Т. 2. СПб., 2000. Богословские труды. М.: Издание Московской патриархии, 1972.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., АСТ, 2005.

3. Булгаков С.Н. Свет невечерний. - М., 2004.

4. Василий Великий, свт. Творения: М., 2009.

5. Васильев П. П., Андреев И. Д. Грех //Христианство. Энциклопедический словарь. T. I. М., 1993.

6. Гоигорий Нисский, свт. Большое огласительное слово / Пер. с древгреч. Ю. А. Вестеля. К., «Пролог», 2003.

7. Ефрем Сирин, прп. Творения: в 8 ч. Ч. 8. М., 1853.

8. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою. М., Айрис-Пресс, 2007.

9. Иоанн Златоуст. Творения. - М.: 1999. - Т. 6. , Книга вторая.

10. Иоанн Златоуст, свт. Творения: в 12 т. Т 4. СПб., 1898.

11. Карсавин Л.П. О добре и зле // Малые сочинения. СПб., Алетейя, 1994.

12. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. мон. Магдалины (В.А. Рещикововй). - 2-е изд., испр. и перераб. - СТСЛ, 2012.

13. Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия. М., Республика, 1996.

14. Филон Александрийский. Толкование на Ветхий Завет. М., 2000.

15. Флоренский П. София, премудрость Божия. - М.: «Издательство АСТ», 2015.

16. Ишутин А.А. Идея целостности в мировоззрении славянофилов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 3. С. 118-128.

R.YU. ATORN Candidate of Philosophical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Philosophy State University of Management

Philosophical problems of the origin of the world and man: the Christian aspect of research

The article reveals one of the main philosophical questions - the origin of the world and man. The author focuses on the idea of the creation of the world by God, analyzes the doctrine of God the Creator as central to Christian philosophy. It is morality and spirituality that can distinguish a person from the rest of the world. The purpose o f the study is to reveal the problem of anthropogenesis through the prism of philosophy and Orthodox theology. Based on the purpose of the study, the following tasks are set: to analyze the doctrinal texts of Christianity, to identify a Christian approach to the question of human origin, to reveal the problem of anthropogenesis in patristics and Russian religious philosophy. When writing the article, general scientific, philosophical and specific religious studies, theological and existential methods were used. It is concluded that the creative nature of man is organically connected with the moral law.

Keyword: philosophy, Christianity, God, man, world origin, creation.

Literature

1. Augustine of Hippo, blessed. Creations: in 4 t. t. 2. St. Petersburg, 2000. Theological works. M.: Edition of the Moscow Patriarchate, 1972.

2. Berdyaev N.A. Philosophy of Freedom. M., AST, 2005.

3. Bulgakov S.N. Light of the Evening. - M., 2004.

4. asil the Great, St. Creations: M., 2009.

5. Vasiliev P. P., Andreev I. D. Sin //Christianity. Encyclopedic Dictionary. T. L. M., 1993.

6. Gregory of Nyssa, svt. The Big catechetical word / Translated from the Ancient Greek by Yu. A. Vestel. K., "Prologue", 2003.

7. Ephraim Sirin, Rev. Creations: at 8 p.m. 8. M., 1853.

8. Ilyin I. A. On resistance to evil by force. M., Iris-Press, 2007.

9. John Chrysostom. Creations. - M.: 1999. - Vol. 6. , Book two.

10. John Chrysostom, St. Creations: in 12 vol. T. 4. St. Petersburg, 1898.

11. Karsavin L.P. On good and evil // Small Works. St. Petersburg, Aleteya, 1994.

12. Lossky V.N. An essay on the mystical theology of the Eastern Church. Dogmatic theology / trans. from the French mon. Magdalen (V.A. Reschikov). - 2nd ed., ispr. and pererab. - STSL, 2012.

13. Soloviev V.S. Justification of good: Moral philosophy. M., Republic, 1996.

14. Philo of Alexandria. Interpretation of the Old Testament. Moscow, 2000.

15. Florensky P. Sofia, the Wisdom of God. - M.: "AST Publishing House", 2015.

16. Ishutin A.A. The idea of integrity in the worldview of Slavophiles // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Philosophical Sciences. 2018. No. 3. pp. 118-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.