Научная статья на тему 'Философские проблемы биоинженерии и биоинформатики'

Философские проблемы биоинженерии и биоинформатики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1372
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОИНЖЕНЕРИЯ / БИОИНФОРМАТИКА / ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / СПЕЦКУРС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хмелевская Светлана Анатольевна

В статье раскрывается основная тематика читаемого на факультете биоинженерии и биоинформатики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова спецкурса, посвященного философским проблемам биоинженерии и биоинформатики. Автор обосновывает уникальность данного курса, выделяет специфику задач, решаемых им. Программа данного спецкурса, по сути, включает наиболее значимые философские проблемы, возникающие в сфере биоинженерии и биоинформатики. Автор статьи представляет и работы студентов названного факультета, которые можно рассматривать и как результат читаемого спецкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF BIOENGINEERING AND BIOINFORMATICS

In article reveals main themes of reading at faculty of bioengineering and bioinformatics of Moscow state university named after M. V. Lomonosov special course, devoted to philosophical problems of bioengineering and bioinformatics. Author justifies uniqueness of this course, outlines specifics of problems, solved by it. Program of this special course, in fact, includes most significant philosophical problems, arising in the field of bioengineering and bioinformatics. Author of article also presents works of students of named faculty, which can be considered as result of readable special course.

Текст научной работы на тему «Философские проблемы биоинженерии и биоинформатики»

Хмелевская С. А.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОИНЖЕНЕРИИ И БИОИНФОРМАТИКИ

1. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

1.1. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОИНЖЕНЕРИИ И БИОИНФОРМАТИКИ

Хмелевская Светлана Анатольевна, доктор философских наук, профессор, профессор философского факультета Место работы: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

[email protected]

Аннотация: в статье раскрывается основная тематика читаемого на факультете биоинженерии и биоинформатики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова спецкурса, посвященного философским проблемам биоинженерии и биоинформатики. Автор обосновывает уникальность данного курса, выделяет специфику задач, решаемых им. Программа данного спецкурса, по сути, включает наиболее значимые философские проблемы, возникающие в сфере биоинженерии и биоинформатики. Автор статьи представляет и работы студентов названного факультета, которые можно рассматривать и как результат читаемого спецкурса.

Ключевые слова: биоинженерия, биоинформатика, философские проблемы, спецкурс.

PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF BIOENGINEERING AND BIOINFORMATICS

Khmelevskaya Svetlana A., doctor of philosophical sciences, professor, professor of faculty of philosophy Place of employment: FSBEI of the «Moscow state university named after M. V. Lomonosov»

[email protected]

Abstract: in article reveals main themes of reading at faculty of bioengineering and bioinformatics of Moscow state university named after M. V. Lomonosov special course, devoted to philosophical problems of bioengineering and bioinformatics. Author justifies uniqueness of this course, outlines specifics of problems, solved by it. Program of this special course, in fact, includes most significant philosophical problems, arising in the field of bioengineering and bioinformatics. Author of article also presents works of students of named faculty, which can be considered as result of readable special course.

Keywords: bioengineering, bioinformatics, philosophical problems, special course.

Уже несколько лет на факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М. В. Ломоносова студентам выпускного курса читается спецкурс, посвященный философским проблемам биоинженерии и биоинформатики [2]. Данный спецкурс подготовлен на кафедре философии естественных факультетов философского факультета университета. Отметим, что вообще на философском факультете разработан целый ряд спецкурсов, посвященных философским проблемам конкретных наук. Среди целей названного выше спецкурса - формирование представлений о философских основаниях и проблемах биоинженерии и биоинформатики, а также раскрытие методологического потенциала философии для частных наук. Значимость такого спецкурса трудно переоценить, так как он не только способствует формированию определенных философских установок, влияющих, в конечном итоге, на мировоззрение молодых ученых, но и делает акцент на философском осмыслении тех вопросов, которые непосредственно решаются в профессиональной деятельности будущих биоинженеров и специалистов в области биоинформатики.

Если еще несколько лет назад у студентов факультета (как и у студентов естественных факультетов) было достаточно скептическое отношение к философским знаниям и читаемому курсу философии в целом (а

наиболее распространенным был вопрос со стороны студенческой аудитории, «а зачем нам нужна философия?»), то по мере того, как стали развиваться биоинженерия и биоинформатика, стало очевидным, что эти науки подошли к такому рубежу, который выводит их на уровень философских обобщений и абстракций, соответственно, возрос и запрос на философские знания в студенческой аудитории. И ответом на данный запрос стало появление указанного спецкурса.

Всю его тематику можно разбить на несколько частей:

- общефилософские и общеметодологические проблемы научного познания. Наука, как и философия -многогранные феномены. Поэтому прежде чем заниматься конкретными проблемами частных наук, а точнее, проблемами, имеющими философский характер, надо весьма четко представлять разные аспекты понятия «наука», в частности, анализировать ее как систему знаний, вид деятельности, социальный институт. Более того, важно иметь представление и о критериях научности, выделяющих науку среди иных форм постижения бытия. И, наконец, необходимы ознакомление с современной классификацией наук, выработка умения находить место конкретных наук (в частности, биоинженерии и биоинформатики) в системе научного знания;

- этические проблемы биоинженерии и биоинформатики. Речь идет, в первую очередь, о генно-инженерной

Социально-политические науки

5'2017

деятельности в ракурсе ее этического измерения, что раскрывается в рамках исследовательской этики, а также при решении непосредственных проблем биоинженерии и биоинформатики (например, при генно-инженерном вмешательстве в репродукцию человека). Биологические науки, куда включается и биоинженерия, а также биоинформатика, более других отвечают статусу наук, относящихся к постнеклассическому типу научной рациональности, а это значит, что их развитие предполагает соотнесенность внутринаучных ценностей и целей с общесоциальными ценностями и целями. Более того, есть основания предполагать, что по мере развития биоинженерии и биоинформатики гуманистические ориентиры станут исходными при определении стратегий научного поиска [1, с.369];

- философские проблемы современной биологии. В этом разделе раскрываются специфика философии биологии в системе философского знания, ее предмет, задачи и решаемые проблемы, философские основания современной биологии. В частности, интерес представляет анализ природы биологического знания в ракурсе неокантианского противопоставления идеографических и номотетических наук, понимание биологии в трактовке методологии логического эмпиризма, осмысление биологии сквозь призму антиредукционистских методологических программ; изучение проблем «автономного» статуса биологии как науки, а также множественности «образов биологии» в современной биологической и философской литературе, обсуждение результатов дискуссий о природе и моделях теоретической биологии.

Кроме того, под философскую рефлексию подпадают и особенности биологического уровня организации материи, понятие «биологической реальности». Среди наиболее значимых проблем выделена проблема понимания сущности живого, требующая для своего осмысления как средств биологического, так и философского анализа. Что есть жизнь? Как сочетаются при ее определении сугубо биологические и аксиологические аспекты? Здесь важно не только знание субстратных или функциональных дефиниций жизни, но и понимание того, какова ценность жизни в различных культурных и конфессиональных дискурсах.

Не менее значимый вопрос, имеющий философский ракурс рассмотрения, - происхождение жизни. Изложение темы не сводится только к перечислению гипотез происхождения жизни в современной биологии, но, в первую очередь, предполагает философский анализ оснований исследований происхождения и сущности жизни.

Среди иных проблем современной биологии, имеющих философский характер, в спецкурсе выделены проблемы: системной организации в биологии (структурные уровни живого: молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционный и биогеоценотический; организованность и целостность живых систем); детерминизма и его осмысление в современной биологии и философии биологии (телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, акциденциона-лизм, финализм); развития (катастрофизм и эволюционизм; основные положения современной теории эволюции и их философское осмысление; роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма, биология и формирование современной эволюционной картины мира); антропогенеза (основные факторы, этапы и закономерности).

Особое внимание в спецкурсе уделено человеку как

предмету биологического и философского изучения (понимание телесности, соотношения телесности и духовности, системы «природа - биосфера - человек» и др.). В связи с этим отметим и тематику, раскрывающую эволюционную этику - исследование популяци-онно-генетических механизмов формирования альтруизма в живой природе.

Не обделена вниманием в спецкурсе и эволюционная эпистемология, особенно то ее направление, которое связано с натуралистическим подходом и выступает как распространение эволюционных идей на исследование познания;

- философские проблемы бионженерии и биоинформатики. Этот раздел включает целый ряд тем. В частности, особое место здесь занимают философские проблемы генно-инженерной деятельности, среди которых, например: границы вмешательства в генетическую природу живых организмов, потенциальные возможности деформации человеческой индивидуальности, понятие генетического достоинства; проблема генетического паспорта; проблемы редактирования генома и др.

Особое внимание уделено философскому осмыслению генома человека. Однако прежде необходимо представить эволюцию понятия гена и показать его современное понимание, в том числе как идеального объекта. В связи с этим нельзя не упомянуть международный проект «Геном человека», который имеет весомое значение для перспектив изучения человека. Не менее интересны и эвристичны другие международные проекты по изучению генома человека (например, проект «Геном неандертальца»).

Еще одна проблема, которая имеет философский ракурс рассмотрения, - проблема патентирования генома человека.

Новые методы, используемые в биоинженерии, как например, генетический скрининг, затрагивают темы философско-правового характера. Например, вопрос о праве человека на генетическую информацию о себе самом, своих близких и других людях. Есть и морально-этические проблемы пренатальной диагностики, прогностического генетического тестирования (в частности, среди таких проблем можно выделить проблему выбора пола ребенка).

Одной из философских проблем можно назвать и проблему генетической детерминации поведения человека. В философии до сих пор не затихают дискуссии по поводу генетической предопределенности тех или иных проявлений поведения человека. Достаточно вспомнить вариативные философско-биологические концепции социального поведения: социальный дарвинизм, физиогномику, бихевиоризм, социальную этологию и др. В связи с этим интерес представляет генетика поведения, а именно роль генетических факторов в детерминации поведения человека, раскрытие диалектики (взаимодействия) биологического (в нашем случае - генетического) и социального в поведении человека. Весьма интересны с философской точки зрения и проблемы генетических основ одаренности человека, а также девиантных форм его поведения (в частности, преступного поведения), возможностей генетического регулирования сложных поведенческих функций.

Одной из обсуждаемых в последние годы тем является тема клонирования. Важно при изучении данной темы ознакомиться с международно-правовыми актами и документами о запрете репродуктивного клонирования человека, юридическим решением данного вопроса в разных странах, в том числе и в России, а также с ре-

Хмелевская С. А.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОИНЖЕНЕРИИ И БИОИНФОРМАТИКИ

зультатами дискуссий о запрете такого клонирования, раскрыть философские проблемы терапевтического и репродуктивного видов клонирования, включая морально-этические проблемы клонирования человека.

Не менее дискуссионной является и проблематика биотехнологий, включая и вопросы генно-модифици-рованных организмов. Представляется значимой философской проблемой раскрытие направлений и целей модификации растений и животных, в связи с чем возникает тема генетического многообразия, а также последствий такой модификации для общества и человека.

Целый ряд философских проблем связан с биоинформатикой. Здесь важно рассмотреть статус информатики и, соответственно, биоинформатики как науки, раскрыть многообразие подходов к трактовке понятия «информация», а также к соотношению понятий «знание» и «информация». Среди изучаемых тем следует выделить темы: специфики генетической информации, обеспечения конфиденциальности генетической информации личности; роли биоинформатики в развитии персонифицированной медицины. Одна из тем, которая заставляет ставить философские вопросы, тема кибернетического бессмертия: что это - фантастика или реальная научная проблема?

Представленные ниже статьи - это статьи студентов факультета биоинженерии и биоинформатики. Данные статьи, по сути, являются итогом изучения этими студентами не только общего курса философии, но и спецкурса «Философские проблемы биоинженерии и биоинформатики».

Так, в статье О. Ф. Гусева «Неотвратимость старения» поднимается одна из дискуссионных тем - тема старения, которая имеет не только биологическое, но и философское прочтение. Что такое старение, какова его природа? Эти вопросы испокон веков обсуждались и в философии, и в биологии. Однако до сих пор философы и ученые не пришли к единому мнению, какие процессы ведут к старению организма. В связи с этим статья О. Ф. Гусева дает представление о современных теориях старения. Вместе с тем автор полагает, что именно теория делетериома выглядит в настоящее время наиболее обоснованной, хотя и ее нельзя считать окончательной теорией старения. Интересно отметить, что данная теория практически закрывает пути для обретения бессмертия человека и обосновывает неизбежность старения человека, что, однако, не исключает продления его жизни.

В статье Д. О. Медведева «Редактирование генома -направленный процесс лечения наследственных заболеваний» не только раскрывается такое амбициозное направление прикладной биологии как редактирование генома человека, но и анализируются философские, морально-этические аспекты, с ним связанные. Как только формулируются цели такого редактирования, то

сразу же возникают философские аспекты в осмыслении проблемы. Такое редактирование необходимо, в первую очередь, для лечения заболеваний или для совершенствования природы человека? Если останавливаемся на последнем варианте, то опять же возникают вопросы, в каком направлении мы должны это делать, имеем ли на это право? Не становится ли человек в этом случае объектом, которым можно управлять?

На примере данной статьи отчетливо видно, что биоинженерия активно врывается в нашу жизнь и формулирует отнюдь не частные вопросы, а вопросы именно философского характера.

Свой ракурс в рассмотрении тематики философских проблем биоинженерии и биоинформатики вносит и статья Н. И. Трушиной «Патентование генов: философские, правовые и этические аспекты». Что такое патентование биологических объектов и вообще можно ли применительно к ним говорить о патентовании, так как они созданы природой. Можно ли говорить о получении патента на такие объекты и какова в этом случае новизна патента?

Ставя такие вопросы, мы переходим из плоскости решения чисто технических, правовых проблем в область философии. Тема начинает звучать примерно так: сохраняет ли «техническое» применительно к биологическим объектам свое прежнее понимание, которое использовалось в технических науках, или же оно начинает приобретать новый смысл? [3].

Еще один из аспектов проблемы, поставленной автором статьи, - насколько патентование влияет на развитие науки. Автор показывает неоднозначность решения этой проблемы: с одной стороны, «разрешение патентования генов может привести к монополизации этой отрасли, а запрещение - уменьшить количество компаний, заинтересованных в ее развитии». И с этим выводом автора трудно не согласиться.

Отрадно отметить, что предлагаемые студенческие статьи написаны на высоком теоретическом уровне и достойны публикации в данном авторитетном журнале.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 93,86%.

Список литературы:

1. Степин В. С. История и философия науки. - М. Академический проект, Трикста, 2011. - 423 с.

2. Хмелевская С. А. Философские проблемы биоинженерии и биоинформатики: Учебно-методическое пособие для студентов-специалистов факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ имени М. В. Ломоносова. - М.: СВИВТ, 2016. - с.

3. Хмелевская С. А, Черниогло Е. С. Понятие «техническое» в ракурсе современных достижений регенеративной медицины //Вестник Московского государственного университета. Серия: «Философия науки». - 2015. - №3. - С.116-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.