Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Годжаева А.Д., Ореховская Н.А.

Актуальность работы состоит в обосновании необходимости развития творческого потенциала личности студента. Целью и задачами работы стал анализ самого понятия «творчество», его роли в образовательном процессе при формировании универсальных компетенций. В статье рассмотрены наиболее важные характеристики творчества как социокультурного феномена, а также тенденции его развития в области образования. Обоснована значимость творческого мышления на пути к раскрытию своего потенциала, способности к самоуправлению и систематизации отношений в социальном взаимодействии. Методологическую базу исследования составили такие методы как герменевтический, диалектический, метод сравнительного анализа. Выводы, к которым пришли авторы, состоят в том, что развитие творчество и креативности у современного студента является одной из ключевых задач системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF CREATIVITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The relevance of the work consists in substantiating the need to develop the creative potential of the student’s personality. The purpose and objectives of the work was the analysis of the very concept of “creativity”, its role in the educational process in the formation of universal competencies. The article examines the most important characteristics of creativity as a socio-cultural phenomenon, as well as trends in its development in the field of education. The importance of creative thinking on the way to the disclosure of their potential, the ability to self-government and systematization of relations in social interaction is substantiated. The methodological basis of the study consisted of such methods as hermeneutical, dialectical, and comparative analysis. The conclusions reached by the authors are that the development of creativity and creativity in a modern student is one of the key tasks of the higher education system.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 130.2

DOI 10.34823/SGZ.2022.4.51853

А.Д. ГОДЖАЕВА аспирант Департамента гуманитарных наук Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: godzhaeva.aida@mail.ru

Н.А. ОРЕХОВСКАЯ доктор философских наук, профессор Департамента гуманитарных наук Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: naorehovskaya@fa.ru

Философские подходы к проблеме творчества в образовательном процессе*

Актуальность работы состоит в обосновании необходимости развития творческого потенциала личности студента.

Целью и задачами работы стал анализ самого понятия «творчество», его роли в образовательном процессе при формировании универсальных компетенций.

В статье рассмотрены наиболее важные характеристики творчества как социокультурного феномена, а также тенденции его развития в области образования. Обоснована значимость творческого мышления на пути к раскрытию своего потенциала, способности к самоуправлению и систематизации отношений в социальном взаимодействии.

Методологическую базу исследования составили такие методы как герменевтический, диалектический, метод сравнительного анализа.

Выводы, к которым пришли авторы, состоят в том, что развитие творчество и креативности у современного студента является одной из ключевых задач системы высшего образования.

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета

Ключевые слова: философия, креативность, творческое мышление, образовательный процесс.

Постановка проблемы

Объективная необходимость в современном мире формирования творческого потенциала личности сделала изучение проблемы творчества в образовательном процессе крайне значимым, чем и обусловлена актуальность темы данной статьи.

Для исследования философских подходов к проблеме творчества в образовательном процессе были поставлены следующие задачи:

- проанализировать и раскрыть суть понятия «творчество»;

- определить исключительную необходимость творчества в образовательном процессе;

- рассмотреть наиболее важные черты философского мышления;

- обосновать важность философского познания для обретения пути к самоуправлению и решению внутренних конфликтов личности.

Методология исследования

Методологическую базу исследования составили такие методы как герменевтический, диалектический, метод сравнительного анализа. Также были проанализированы философские, социологические, психологические, культурологические труды и применен компаративистский подход.

Теоретическая основа исследования была получена из фундаментальных трудов российских и зарубежных философов, социологов, культурологов и психологов, также были проанализированы материалы международных научно-практических конференций, аналитических данных и собственных исследований.

Определение проблемного поля

Творчество и креативность изучались на протяжении многих столетий и, несомненно, они являются довольно важными понятиями для человека, несмотря на их неоднозначность. Данные понятия развивались и видоизменялись, дополнялись новым смыслом, меняли ценностное значение. В современное время понятия творчества и креативности можно описать с помощью близких и родственных категорий,

относящимся к разным областям философского и научного знания, среди которых можно выделить, например такие как свобода, информация, ценность, информация, благо, гармония и т.д.

Инновационные процессы сопряжены со всеми областями современного университетского образования, что предусматривает трансформацию образовательной деятельности с учетом ориентации на приобретение определенных результатов, которыми являются компетенции выпускников, и среди которых важно отметить творческое мышление.

Качественное образование студентов в университете предусматривает тщательную социально-гуманитарную и культурологическую подготовку. Базой данного изучения является освоение философских знаний. Несомненно, что философия всегда занимает передовую роль в формировании мировоззрения личности. Это связано с многовековым опытом философии критического рассмотрения жизненных вопросов и проблем не только отдельного человека, но и всего человечества в целом. Изучение философии помогает формировать критическое видение существующего научного знания.

Можем сказать, что творческое мышление - это философское мышление [1]. Выделим основные черты философского мышления:

- намерение к абсолютному осмыслению происходящего, определение смысла поступков и событий, их связей;

- комплексное видение мира;

- критичность, которая порождает необходимость сомневаться во всем и искать доказательность любого дискурса, как писал Рене Декарт: «Подвергай всё сомнению!».

Данные черты творческого мышления выступают основным инструментом человека для самоуправления, что безусловно влияет на поступки людей. Навык самоуправления важен и имеет непосредственное отношение к интенсификации человеческого фактора. Для реализации творческого потенциала человеку необходимо уметь совладать со своими внутренними разногласиями.

Ключевая дисгармония человеческого существования заключается в постоянном противоречии социального и биологического. Порой человек даже не находит пути преодоления данного конфликта, считая, что он - одно целое, соединяющее две различные системы, являющийся при этом биологическим и социальным существом. Противостояние данных систем так или иначе сказывается на деятельности лично-

сти. Биологическая система подразумевает поведение человека, в то время как социальная система устанавливает. Для разрешения этого противостояния внутри необходимо владеть особенными навыками [2].

В процессе познания философии личность осознает тайны человеческого существования, постигает смысл своего бытия, обретает знания о методах избежания разногласий, учится самоуправлению и воплощает свой творческий потенциал. [3]

Для сохранения порядка во взаимоотношениях между людьми и в обществе в целом всегда нужно стараться, что нельзя сказать о беспорядке - он без усилия появляется сам с собой. Это некий природный закон, действующий в жизни, который порождает неизбежность отказов. Наша жизнь - это вечная борьба против естественного хода событий и сил, пытающихся привнести хаос в любую систему. Неумение человека быть самоорганизованным и управлять собой ведет к распаду. Отсюда важно понимать, что индивид, умеющий творчески мыслить, способен лучше справляться с данным противостоянием, достигать поставленных целей и добиваться высокого уровня самоорганизации и контроля.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать заключение, что для студента и личности в целом важны не только конкретно профессиональные знания, но и не менее значимыми являются ценностные аспекты [4].

Аристотель называл «первой философией» структуру знания, объясняющую основы понимания мира и открывающую всеобщие начала - именно это подразумевается под преподаванием дисциплины «Философия» в университете и формирует такие необходимые компетенции у выпускников как умение осуществлять творческий поиск и критически мыслить, выходить за границы стандартного и стереотипного мышления и обретать нестандартный подход к решению задач, уметь вести грамотные дискуссии [5].

Результаты исследования

С давних пор философию отождествляли с лестницей, которая позволяет личности подняться в область истинной науки [6]. Только человек, способный выйти за пределы традиционного мышления, отказаться от стереотипности и приметь нестандартный подход, способен собрать из шести спичек четыре равносторонних треугольника, потому что решить данную задачу на плоскости невозможно.

В университетах активно внедряют в образовательный процесс различные информационные технологии, которые позволяют использовать не только традиционные методики обучения, но и инновационные способы, благоприятствующим формированию творческих способностей и мышления в ходе изучения дисциплины «Философия» [7].

Среди наиболее важных методик для формирования творческого потенциала у студентов, используемых в образовательном процессе, можно отметить следующие:

- методика кейс-анализа. Представляет собой две ступени, где на первой ступени выполняется творческая работа по формированию самого кейса и вопросов для его обсуждения, а на второй ступени осуществляется предварительное исследование кейса и подбор наиболее эффективного способа представления этого анализа в аудитории. По существу, преподаватель формирует дерево проблемных вопросов, прибегая к различным информационным технологиям, после чего занимается поиском способов решения данных вопросов. Далее студенты включаются в работу в аудитории, подбирая поиск решения проблем в разрезе проработанной преподавателем стратегии кейса, и принимают участие в последующих обсуждениях. Кейс анализ является хорошим интерактивным методом обучения для освоения теоретических положений и практических способностей, а также развития творческого мышления у студентов. Философия в матрице инновационного преподавания становится средством для создания нетрадиционного знания и обновленных убеждений [8].

- технология «Дебаты». Данная технология берет свое начало еще из Средневековья, где в университетах студентам не только читали лекцию, но и попутно давали комментарии по данному тексту. Интересен тот факт, что средневековые студенты должны были носить с собой книги, которые им читались на лекциях для того, чтобы учиться комментировать лекции вместе с преподавателем. Технология «Дебаты» полезна тем, что ее можно проводить как по определенным темам, так и в форме свободных диспутов. Данная технология помогает студентам освоить искусство обоснования своего мнения и грамотного спора, составлять последовательную логику мышления и мыслить творчески. В современной высшей школе дискуссия как методика преподавания активно используется преподавателями социогумани-тарных дисциплин в образовательном процессе.

Выводы

В заключение можно отметить, что стремление к творчеству, истине, свободе, добру и красоте как важнейшим духовным ценностям описывает смысл человеческой жизни, а значит воспитания и образования, а также представляется условием исполнения творчества как продолжения гармонии, прорыва над необходимостью [9].

Важно подчеркнуть роль креативной составляющей современного образования, что предусматривает развитие нестандартного мышления и творческого потенциала личности. Качественное образование студентов в университете предусматривает тщательную социально-гуманитарную и культурологическую подготовку. Творческое мышление выступает основным инструментом человека для самоуправления [10]. Личность, умеющая творчески мыслить, способна добиваться больших высот и достигать высокого уровня самоорганизации и контроля.

Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для студента в процессе образовательной деятельности важно не только формирование и освоение профессиональных знаний, но развитие таких ценностных аспектов как творчество и креативность.

Литература

1. Андреева И.С. Философские проблемы творчества: Кант и Шопенгауэр // Человек: образ и сущность. 2001.

2. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества: Монография. - Москва: Высш. Шк., 1989. - 143 с.

3. Пауль Г. Философские теории прекрасного и научное исследование мозга. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Москва: Мир, 1995: 15 - 28.

4. Ореховская Н.А. Ценность профессионального образования в современных условиях / Н.А. Ореховская // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - С. 187-191.

5. Николаенко Н.Н. Психология творчества : учеб. Пособие / Н. Н. Николаенко ; под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб. : Речь, 2007 -277 с.

6. Бердяев Н.А. Философия творчества, культура и искусство. -Т.1.-М., 1994.-542 с.

7. Ореховская Н.А. Социальная философия: учебное пособие (программа подготовки аспирантов) / Н.А. Ореховская. -Казань: Отечество, 2018.- 250 с.

8. Пигров К.С., Яценко Л.В. Философские аспекты научно-технического творчества. М., 1987.

9. Философия: учебник и практикум для бакалавриата и спе-циалитета / А.Д. Иоселиани. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 481 с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс).

10. Диалектика и теория творчества / под ред. С. С. Гольден-трихта и А. М. Коршунова. М.: изд-во МГУ, 1987. 200 с.

A.D. GODZHAEVA

Postgraduate Student of the Department of Humanities of the Financial University under the Government of the Russian Federation

N.A. OREKHOVSKAYA Ph.D., Professor of Department of Humanities Financial University under the Government of the Russian Federation

Philosophical approaches to the problem of creativity in the educational process**

The relevance of the work consists in substantiating the need to develop the creative potential of the student's personality.

The purpose and objectives of the work was the analysis of the very concept of "creativity", its role in the educational process in the formation of universal competencies.

The article examines the most important characteristics of creativity as a socio-cultural phenomenon, as well as trends in its development in the field of education. The importance of creative thinking on the way to the disclosure of their potential, the ability to self-government and systematization of relations in social interaction is substantiated.

The methodological basis of the study consisted of such methods as hermeneutical, dialectical, and comparative analysis.

The conclusions reached by the authors are that the development of creativity and creativity in a modern student is one of the key tasks of the higher education system.

Keyword: philosophy, creativity, creative thinking, educational process.

" The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University

Literature

1. Andreeva I.S. Philosophical problems of creativity: Kant and Schopenhauer // Man: Image and essence. 2001.

2. Shumilin A.T. Problems of the theory of creativity: Monograph. -Moscow: Higher School, 1989. - 143 p.

3. Paul G. Philosophical theories of beauty and scientific research of the brain. Beauty and the brain. Biological aspects of aesthetics. Moscow: Mir, 1995: 15 - 28.

4. Orekhovskaya N.A. The value of professional education in modern conditions / N.A. Orekhovskaya // Kazan Pedagogical Journal. - 2016. -No. 2. - pp. 187-191.

5. Nikolaenko N.N. Psychology of creativity : studies. Manual / N. N. Nikolaenko ; edited by L.M. Shipitsyna. - St. Petersburg : Speech, 2007 - 277 p.

6. Berdyaev N.A. Philosophy of creativity, culture and art. -Vol. 1.-M., 1994.-542 p.

7. Orekhovskaya N.A. Social philosophy: a textbook (postgraduate training program) / N.A. Orekhovskaya. - Kazan: Fatherland, 2018.250 p.

8. Pigrov K.S., Yatsenko L.V. Philosophical aspects of scientific and technical creativity. M., 1987.

9. Philosophy: textbook and workshop for undergraduate and specialty / A.D. Ioseliani. - 5th ed., reprint. And additional - M.: Yurayt Publishing House, 2018. - 481 p. - (Series: Bachelor. Academic course).

10. Dialectics and theory of creativity / edited by S. S. Golden-trichta and A.M. Korshunov. M.: Publishing house of Moscow State University, 1987. 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.