Научная статья на тему 'Философские основы творчества Вальтера Скотта'

Философские основы творчества Вальтера Скотта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1039
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философские основы творчества Вальтера Скотта»

ИЛ.Гал инская

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА ВАЛЬТЕРА СКОТТА

Среди существующих подходов в современной истории и теории литературы, считает отечественный ученый О.Проскурин, одним из самых интересных и продуктивных представляется то исследовательское направление, которое во Франции получило название «генетической критики». В соответствии со своей общей установкой оно ориентировано на изучение произведения не как раз и навсегда данного результата, а как процесса. «В центре его внимания оказывается не "текст" (как, например, в классическом структурализме), а «аван-текст», т.е. опирающееся на совокупность материальных данных... представление о формировании и движении смысла произведения»1.

В мировом литературоведении второй половины ХХ в. сложилось убеждение, что одной из главных целей исторических романов Вальтера Скотта (1771 — 1832) являлась передача, или, вернее, художественное воплощение, социально-политических идей английского философа и эстетика XVIII в. Эдмунда Бёрка (1729—1797). И в этой связи некоторые литературоведы стали рассматривать Вальтера Скотта не «просто» как классика английской и мировой литературы в период перехода от романтизма к реализму, но и как чрезвычайно ак-

1 Проскурин О. Пометы Пушкина на полях «Опытов в стихах» Батюшкова: датировка, функция, роль в литературной эволюции // Новое лит. обозрение. - М., 2003. - № 64. - С.251.

37

И.Л.Галинская

тивного посредника в передаче своим современникам и даже последующим поколениям всего богатства теорий Э.Бёрка.

Называя себя философом действия, Бёрк стремился не столько к созданию стройной доктрины, сколько к выработке «практических теорий»1. Уже в одной из своих ранних работ — «Оправдание естественного общества» (1756) — Эдмунд Бёрк резко выступил против теории общественного договора Ж.-Ж.Руссо и в защиту теории естественного права Ш.Монтескьё. Основой «естественного общества», по Бёрку, является семья, но поскольку природа не связывает человека какими-то обязательственными правилами и нормами, отсутствие таковых он должен заменить законами. Таким образом, «естественное общество», согласно Бёрку, превращается в политическое, а в условиях развития культуры и правовой системы образуется общество цивилизованное. Исторически сложившийся в Англии социально-политический правопорядок, утверждал Бёрк в «Письме шерифам Бристоля» (1777), следует всячески сохранять, ибо политические проблемы не решаются физической силой.

Трактат Бёрка «Размышления о революции во Франции» (1790) являет собой критику тех английских радикалов, которые революцию во Франции приветствовали. Однако при этом Бёрк был противником усиления власти короля, считая, что последняя должна быть ограничена «партией благоразумных людей».

Таковы в общем социально-политические взгляды Эдмунда Бёрка, которые, как утверждают некоторые исследователи, целиком разделял его младший современник Вальтер Скотт, что и отразилось в его романах «Пуритане», «Роб Рой», «Айвенго», «Кенилворт», «Квентин Дорвард», «Пертская красавица», «Певерил Пик» и др. Консерватизм и традиционализм Бёрка, по мнению отечественного исследователя Б.Г.Реизова, был полностью взят на вооружение Вальтером Скоттом2. Исторический роман Скотта явился «художественной формой полемики с просветительской идеологией» именно под влиянием идей Эдмунда Бёрка, утверждал А.И.Сердюков3.

1 Burke E. On government, politics and society. - Hassoks (Sussex), 1975. - P.8.

2 Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. - М.; Л., 1965. - С.236.

3 Сердюков А.И. Романы Вальтера Скотта (к вопросу о методе и стиле). - Баку, 1975. - С.51.

38

Философские основы творчества Вальтера Скотта

Немецкий исследователь Херберт Уппендаль в статье «Эдмунд Бёрк и сэр Вальтер Скотт: К истории распространения политических идей» показывает, каким образом писатель отразил в своем творчестве столь «симпатичные ему» естественно-правовые взгляды Бёрка, как вслед за английским философом Скотт также отвергал теорию общественного договора1. Уппендаль даже ставит в этой связи вопрос о возможности использования литературных художественных произведений для изучения политических идей той или иной поры истории общества.

Уппендаль считает, что Скотт, как и Бёрк, признавал необходимость лишь некоторых перемен в государственном устройстве и призывал государственных деятелей к контролю за прогрессом. Он якобы полностью негативно относился (вслед за Бёрком) к французской революции, стоял за политику умеренных реформ, отвергал радикализм, ратовал за конституционную монархию, отрицал целесообразность политики, ориентирующейся на предвидение будущего.

Поскольку Бёрк отрицал идеал рационального и независимо мыслящего индивида, выдвигавшийся эпохой Просвещения, то к возможности предоставить человека только воле его личного разума с величайшим сомнением относился, по мысли Уппендаля, и Вальтер Скотт. Совпадают, по Уппендалю, с воззрениями Бёрка и взгляды Скотта на право, на закон. Право выступает в романах Вальтера Скотта как естественно формирующаяся в ходе истории категория, возникающая из суеверий, предрассудков и актов насилия, бытовавших в прошлом, пишет Уппендаль.

Но ведь живописуя эпоху крестовых походов или время правления Людовика XI («Айвенго», «Квентин Дорвард»), исторические события XVII и XVIII вв. («Пуритане», «Уэверли»), изображая людей, реалии, пейзаж и архитектуру тех лет, Скотт стремился воссоздать и образ мышления людей этих эпох, отчего описывал их предрассудки и суеверия, показывал их этические и эстетические идеалы, призывал уважать прошлое, осознавать необходимость считаться с ним.

Утверждение Херберта Уппендаля об исключительном влиянии консервативных идей Эдмунда Бёрка на теорию исторического рома-

1 Uppendahl H. Edmund Börke und Sir Walter Scott: Ein Beitrag zur Diffusionsgeschichte politischer Ideen // Germ.-romanische Monatsschr. - Heidelberg, 1978. - Bd. 59., H.28. - S.311- 323.

39

И.Л.Галинская

на Вальтера Скотта грешит, на наш взгляд, односторонностью. Причиной этого является стремление немецкого исследователя рассмотреть творческий потенциал родоначальника современного исторического романа вне контекста других тенденций развития общественного сознания в конце XVIII — начале XIX в. в Англии.

Между тем почти одновременно с Бёрком в Англии жил и творил философ, политический мыслитель и писатель, который оказывал огромное влияние на умы своих современников. Мы имеем в виду Уильяма Годвина (1756—1836), основоположника социального романа. Годвин был не только автором романов «Калеб Уильямс» (1794), «Сент-Леон» (1799) и др., его перу принадлежал двухтомный трактат «Исследование о политической справедливости» (1793), причем учение Годвина являлось прямой противоположностью консерватизму Эдмунда Бёрка.

Произведения Уильяма Годвина особо почитались в среде английских романтиков. Ими зачитывались Уильям Вордсворт, Семюэл Колридж, Роберт Саути, Перси-Биши Шелли (который был женат на дочери Годвина), Джордж Гордон Байрон, Джон Китс и, конечно же, Вальтер Скотт, который не только хорошо знал произведения Годвина, не только был лично с ним знаком (Скотт даже помогал Годвину материально, как и многим другим писателям и художникам, находившимся в стесненных обстоятельствах), но и оставил ряд суждений о его творчестве1.

В предисловии к роману «Аббат» (1820) Скотт обосновывает ссылкой на автора «Калеба Уильямса» собственные эстетические суждения, а о неудачном романе Годвина «Флитвуд» (1805) пишет критическую статью2. Но именно отношение Годвина к французской революции, которую он встретил восторженно, должно было уравновесить в глазах современников отношение к революционному перевороту во Франции, высказанное в «Размышлениях о революции во Франции» Эдмунда Бёрка. Ибо если Бёрк осуждал идеи французской революции, то Годвин в 1789 г. записал в своем дневнике, что при известии о революции во Франции у него сильно забилось сердце

40

1 См. об этом: Пирсон Х. Вальтер Скотт. - М., 1978. - С.86.

2 См. об этом: Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. - М.; Л., 1965. -

С.341.

Философские основы творчества Вальтера Скотта

«наполнявшим его чувством свободы»1. Существует также предположение, что толчком, побудившим Годвина написать свой социально-философский трактат «Исследование о политической справедливости» (1793) и роман «Калеб Уильямс» (1794) (отразивший те же идеи), послужило именно появление в 1790 г. памфлета Бёрка о французской революции2.

В связи с влиянием идей Бёрка и Годвина отношение Вальтера Скотта к французской революции было двойственным. Так, в романе «Антикварий» (1816) он рассуждает о том, что якобинскую диктатуру можно сравнить с ураганом, который хоть и причиняет значительный ущерб, но уносит все вредное и воздает здоровьем за временные разрушения и бедствия. Таким образом, Вальтер Скотт продемонстрировал не только знакомство с консервативными воззрениями Эдмунда Бёрка, но и знание трактата Уильяма Годвина «Исследование о политической справедливости», ибо высказывает идеи, родственные убеждению этого философа-утописта о необходимости освобождения человеческого разума и преобразования человеческого общества на началах справедливости. «Вальтер Скотт — это пища души», — писал А.С.Пушкин брату в 1824 г.

Следует, однако, напомнить, что философские, политические и эстетические воззрения Эдмунда Бёрка оказывали определенное влияние на интеллектуальную жизнь не только Англии, но и других стран Европы. Так, например, эстетика Бёрка была воспринята Гер-дером и Кантом3. Да и сегодня влияние консервативных идей Бёрка не прекращается, ведь некоторые историографы утверждают, что Бёрк «не умер, не устарел», поскольку его теории живо воспринимаются в современном неоконсерватизме.

1 Цит. по: Алексеев М.П. Из истории английской литературы. Этюды. Очерки. Исследования. - Л., 1960. - С.260.

2 См. об этом: Волгин В.П. Социальные идеи Годвина // Годвин В. О собственности. - М., 1958. - С.19. (В одних изданиях по-русски пишут Уильям Годвин, в других Вильям).

3 История эстетики: В 5 т. - М., 1964. - Т.2. - С.93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.