Научная статья на тему 'Философские основы проектировочной готовности специалистов профессионального образования'

Философские основы проектировочной готовности специалистов профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ КУЛЬТУРА / DESIGN CULTURE / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ФИЛОСОФИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / DESIGN PHILOSOPHY / ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / DESIGN COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лущиков Валерий Владимирович

Анализируются философские основы проектировочной готовности. Проектирование рассматривается как индивидуальная методика построения деятельности. Раскрывается смысл проектирования, взгляд на проектирование исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical bases of design readiness of experts of professional education

In article is narrated about philosophical bases of design competence. Design is considered as an individual technique of creation of activity. The sense of design, a view of a technique of researchers reveals.

Текст научной работы на тему «Философские основы проектировочной готовности специалистов профессионального образования»

4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.012.1

I ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Лущиков*

Аннотация. Анализируются философские основы проектировочной готовности. Проектирование рассматривается как индивидуальная методика построения деятельности. Раскрывается смысл проектирования, взгляд на проектирование исследователей.

Ключевые слова: проектирование, проектировочная культура, готовность, философия проектирования, проект, проектировочная компетенция.

PHILOSOPHICAL BASES OF DESIGN READINESS OF EXPERTS OF PROFESSIONAL EDUCATION

V.V. Lushchikov

Abstract. In article is narrated about philosophical bases of design competence. Design is considered as an individual technique of creation of activity. The sense of design, a view of a technique of researchers reveals. Keywords: design, design culture, readiness, design philosophy, project, design competence.

Научная специальность 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

Проектировочная культура специалистов различного профиля в последнее время привлекает пристальное внимание специалистов. Проектирование позволяет создавать проекты деятельности и осуществлять ее наиболее рационально с наименьшими затратами и высокой эффективностью. Проектирование уже давно стало самостоятельным видом деятельности, наряду с преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельностью и как особым видом деятельности художественной, которую в свое время выделял Каган.

В материалистическом понимании Маркса, деятельность человека была привязана к производству материальных благ изначально. Человек, задействованный в

производстве, занимал определенную нишу в обществе и общественных отношениях. Постепенно возникла прослойка людей, не занимающихся трудом физическим, они были писарями, музыкантами, юристами, купцами, чиновниками и в их среде образные мыслительные операции использовались чаще и постепенно занимали главенствующее положение. Соответственно продуктом их деятельности становились мыслительные, творческие и иные интеллектуальные проекты. В данный момент доля осмысления предстоящей деятельности несоизмеримо выше, чем 100—200 лет назад; это связано с уровнем развития общества, появлением ЭВМ и общим усложнением человеческой деятельности. Важно рассматривать проектирование как мыслительную

© Лущиков В.В., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайге sovnauka.com

* ЛУЩИКОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ,

соискатель кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета,

заведующий лабораторией «Педагогика А.С. Макаренко»

Челябинский институт развития профессионального образования

Контакты: ул. Воровского, д. 36, Челябинск, Россия, 454092

E-mail: luschikovvv@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I 7

деятельность человека, ведь конечный результат деятельности представляется как нечто идеальное, удовлетворяющее поставленным требованиям.

Изначально проектирование в образовании было использовано Джоном Дьюи в лоне философии прагматизма. В воспитанниках развивали действенное мышление, проект рассматривался как кратчайший путь к цели. На западе исследовалась теория деятельности «Action theory», яркими представителями которой являются Макс Вебер, Дэвид Юм, Юрген Хабермас и др. Макс Вебер изучал социальное действие и считал, что любое действие, которое совершает человек, рассчитывает на реакцию общества, поэтому действия субъектов мотивированные, имеют смысл и ориентируются на других людей. И действительно проектирование в образовании, в частности, не может быть заизолиро-вано, оно ориентируется на взаимодействие, а это применение проекта на практике, т.е. другими людьми. Деятельность бывает двух видов «субъект — объектная», а также «субъект — субъектная», что равносильно взаимодействию двух людей, так как субъект — это активная преобразовательная сила. Проектирование — это мыслительная деятельность субъекта, направленная на объект или даже систему, к примеру, образовательную. Субъект не может взять знания из пустого пространства так же, как и ребенок не может стать полноценным человеком без общения с людьми, с матерью. Следовательно, большинство информации поступает из внешней среды, которая переходит в психику, — на этом строится теория интериоризации. Жан Пиаже [1] в своих работах установил единство внешней и внутренней деятельности; также исследовали инте-риоризацию отечественные исследователи Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин.

Л.С. Выготский считал, что функция человеческой психики изначально складывается как внешняя, как трудовая, и лишь потом посредством интериоризации становится компонентом психики человека. Взаимодействие субъекта с действительностью предполагает осознание той информации, которая поступает из внешней среды. Осознанная информация становится опытом, и чем он больше, тем большему анализу, критике подвергается поступающая извне информация. Этот опыт можно назвать определенной культурой субъекта, так как опыт и знания имеют свойства накапливаться в сознании человека.

И.А. Ильин писал: «культура есть явление внутреннее и органическое: оно захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и по-

верхностно и не требует всей полноты душевного участия» [2, с. 56]. У каждого отдельного человека различный уровень интеллекта, социального опыта и других умственных способностей. Исходя из этого, можно констатировать, что деятельность также индивидуальна, как и сам человек. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн утверждают, что как себя ведет человек, определяется тем социально-культурным опытом и мышлением, которое развилось в соответствии с ним. Социально-культурный опыт человека включает в себя также и способы деятельности. Если проектирование — это мыслительная деятельность, то умение проектировать системы и объекты, зависит как от общего культурного уровня, так и от специальной подготовки. Объектом проектирования может являться как отдельный предмет, так и различные явления действительности. Но чаще всего проектируют те явления и предметы, которые сложно воспроизвести. Это, в нашем случае, педагогические системы, условия, педагогическая реальность.

Проект можно описать как образ потребного будущего в сознании человека. Стимулом к созданию проекта выступает необходимость или нерешенная проблема, противоречие. В начале XX в., Н.А. Бернштейн выдвинул тезис, что в поведение людей это не реакция на внешние условия, а преодоление внешних и внутренних противоречий при решении насущных задач. В.В. Давыдов писал об этом: «Бернштейн экспериментально показал, что поведение человека направляется так называемой моделью потребного будущего, которая строится мозгом на основе информации о текущей ситуации и прежнем опыте, однако не носит строго фиксированного характера, так как организм стоит перед необходимостью вероятностного прогноза и выбора наиболее эффективных путей достижения цели» [3, с. 82, 83]. Именно оптимизация будущей деятельности под нужды человека является одной из важнейших функций проектирования. Модель потребного будущего содержится в сознании человека в виде образов. Эти образы деятельности по своим качествам идеальны, т.е. максимально соответствуют желаемому, они еще на практике не реализованы и поэтому пока находятся в состоянии задумки, желания. Чтобы реализовать задумку необходимо ее адаптировать к тем условиям, в которых она будет реализована на практике. Проектирование и должно адаптировать задумку, допустим «формирование патриотизма у школьников», к реальным условиям, и на завершающей стадии задумка должна превратиться в проект деятельности, максимально исполняющую данную задачу.

Важнейшей составляющей патриотического воспитания является возможность сформировывать не только

6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

§

гражданина государства, но в большей степени гражданина-патриота своего отечества, который будет предан своей родине, готов служить ей верой и правдой. Решению таких непростых задач и служит проектировочная деятельность.

Таким образом, проект представляется как комплекс моделей, позволяющий создать образ проекта, в котором согласованно отражены его характеристики разного уровня общности. В.А. Штофф писал: «Модель как образ или прообраз какого-то объекта или системы объектов, существующий в виде изображения, описания, схемы, чертежа, графика, плана, карты и т.п., может быть представлена в вещественной или мыслительной форме». В случае проектирования модель может быть как мысленной, словесной, графической, а также может в себе совмещать многие виды моделей. Модели должны максимально информативно отражать структуру изучаемой системы. А так как моделей в проекте может быть несколько, то проект с их помощью становится более информативным.

Для того чтобы построить модель, специалисту необходимо познать объект проектирования, знать азы моделирования различных систем и объектов и при моделировании стараться указывать только существенные стороны объекта. Необходимо, чтобы модель обладала следующими свойствами: конечность, упрощенность, приблизительность, адекватность, наглядность, доступность, информативность, полнота, устойчивость, замкнутость. Человек, занимающийся моделированием, погружается в сложный творческий процесс с правилами, которые не стоит нарушать, иначе модель не будет соответствовать объекту. В любой деятельности есть объект, средство и результат. Средствами моделирования могут быть знания, навыки по моделированию и конструированию; также основным средством является сознание человека, умение производить анализ и синтез, а также выделять главное, отбрасывать незначительные элементы.

Проектировщик стремится к созданию нового, но он не знает заранее, каким целям сможет послужить произведенный им продукт, так часто случается в инженерии, химии, когда спроектированный и изготовленный продукт, начинает активно использоваться не по назначению. Новый образ (новый проект), не имевший до начала проектирования предзаданного образца, сам становится новым образцом. Проектируемый объект или система могут в течение времени претерпевать изменения, так и субъект деятельности, узнавая новые условия существования объекта, может менять методы и приемы проектирования. Общая категориальная структура проектирования выражается в системном подходе.

Системный подход в проектировании начинается с осмысления проблемной ситуации, определяется то, чего нет, отсутствие или наличие средств по устранению проблемы. Далее производится учет условий, в которых проектируемая система будет наиболее жизнеспособна. Следовательно, необходимо создать систему, которая будет выполнять функции, необходимые и достаточные для разрешения данной проблемной ситуации при определенных внешних и внутренних условиях. В.Д. Семенов писал: «система» — это теоретическое осмысление «целого», а стало быть, абстрагированное» [4, с. 54]. В «целом» при системном подходе выделяются составные взаимосвязанные элементы, т.е. определяется структура объекта или системы. Структурированную и взаимосвязанную систему гораздо проще объяснить и показать данные связи в модели, в проекте.

Как и в любой деятельности в проектировании существует определенная структура, состав и последовательность действий. Структуру проектировочной деятельности можно выделить, опираясь на идею основных видов деятельности М.С. Кагана. Он выделяет преобразовательную, коммуникативную, ценностно-ориентировочную, художественно-эстетическую и спортивную деятельности [5, с. 109]. Проектирование предполагает создание до сих пор неизвестного продукта — проекта. Следовательно, субъект преобразует некоторую действительность с целью создания этого проекта. Как указывалось выше, проектирование — это творческая деятельность человека, в творчестве человек самореализуется, актуализируя свои потребности. Коммуникативная составляющая проектирования реализуется в подборе информации по проектируемой системе. Цен-ностно-ориентационная часть проектирования необходима при работе над проектом, отбрасывается все ненужное, и акцент ставится на наиболее важных для проекта структурах. Психологи давно уже заметили, что в продуктах творчества — сочинениях, картинах, музыке — субъект запечатлевает и свою личность, через симпатии, пристрастия. Получается, что проект несет в себе отпечаток личности автора. Человек обычно акцентирует внимание на том, что ему ценно, значимо и какое свойство, качество объекта наиболее близко. Но не стоит абсолютизировать тезис о продукте деятельности, как об образе автора.

А.Н. Леонтьев писал так: «Деятельность является отнюдь не просто выразителем и переносчиком психического образа, который объективируется в ее продукте. В продукте запечатлевается не образ, а именно деятельность, то предметное содержание, которое она объективно несет в себе» [6, с. 109]. Проект, таким образом, есть отображение процесса по его построению, если

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

проект на практике мало реализуем, то видимо в процессе подбора информации и ее адаптации к условиям проекта произошла ошибка.

Чтобы на этапе проектирования не допустить ошибок существует ряд методик по созданию проектов. Исследованием проектировочной деятельности занимались Н.О. Яковлева, И.В. Фадеева, Е.С. Заир-Бек, Н.Л. Худякова, И.А. Колесникова, А.М. Новиков. Так, Н.Л. Худякова предлагает уровневую методику проектирования как педагогической, так и любой другой деятельности на основе структуры деятельности А.Н. Леонтьева. Следовательно, на каждом из уровней, выделенных Леонтьевым, а это уровни: мотива, цели, действий, операций и практической деятельности, должна проходить часть проектирования. К примеру, «на первом цикле проектирования, соответствующего проектированию на уровне мотива, выделяются всеобщие характеристики основных элементов педагогической деятельности, которые играют роль ценностных оснований всей педагогической системы» [7, с. 174—188]. Проектирование позволяет наиболее рационально распределять усилия по созданию моделей деятельности. В соответствии со структурой деятельности, предложенной Леонтьевым, выстраивается и проект, так как он направлен на практику.

В свое время А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн пришли к выводу, что сознание формируется через деятельность, а также оба эти явления не противостоят, а взаимодополняют друг друга. Таким образом, если осуществлять проектирование различных систем, в том числе и педагогических, целесообразно строить эти проекты в соответствии со спецификой и законами той сферы деятельности, в которую данный проект будет введен.

Система современного образования в основных своих чертах сложилась именно под влиянием опреде-

ленных философских и педагогических идей. Философы в своих эмпирических изысканиях решали многие проблемы практики, создавая различные методы познания окружающего мира, которые с успехом переходили в другие области знания. Философская наука по отношению к совокупности педагогических дисциплин является обосновывающей. Проектировочная культура студентов формируется не одномоментно, необходимо формировать данный навык как основу для построения всей деятельности будущих специалистов. Эпизодическое проектирование и моделирование не сформирует проектировочной компетенции. Следует систематически «освежать» навыки проектирования путем привлечения студентов к созданию ими педагогических проектов. Но, тем не менее, наиболее важными для проектировщика являются знания и умения. Знания нужны о методах, способах моделирования, о проектируемых системах, объектах, об условиях в которых будет реализован проект. Потребность в знаниях, которыми должен обладать студент в данном случае имеет свойство увеличиваться, так как проектируемые системы динамичны и изменяемы в пространстве и времени. К умениям можно отнести навыки в моделировании и проектировании различных систем, а также умение владеть и добывать информацию об интересующих проектируемых системах. Умение можно определить совокупностью приобретенных знаний и навыков. В конкретной ситуации могут понадобиться знания и умения, соответствующие предмету проектирования. Поэтому студентам будет полезно ознакомиться с основными достижениями в теории деятельности и в построении проектов и моделей деятельности, не только в педагогической, но и в других областях знаний.

Литература

1. Пиаже Ж.И. Психология интеллекта. М., 2008.

2. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2002.

3. Давыдов В.В. Л.С. Выготский и проблемы педагогической психологии. М., 1991.

4. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбург, 1993.

5. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

7. Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. Челябинск, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.