http:/www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm. Центр дистанционного образования "Эйдос".
O.V. Zaslavskaya, O.E. Salnikova
MODERN MEANS OF REALIZATION OF THE SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IN EDUCATION: COGNITIVE MAPS FOR STUDENTS
The article is devoted to the topical issue of implementation of Federal state educational standard of General secondary education and the development of modern ways of realization of the system and activities of the paradigm of education. The authors consider the problem of goal-setting in the training, development and use of cognitive maps in the process of creating an individual trajectory of realization ofpersonal potential of each student in education.
Key words: the Federal state educational standard, system-activity approach, goal setting, individual trajectory of development, cognitive map.
Получено 15.05.12
УДК 378.037.1
Ким Хен Ми, аспирант, 8-965-262-84-61, [email protected] (Россия, Москва, Московская государственная академия хореографии)
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ТРАДИЦИИ КОРЕЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТАНЦА
Рассматриваются проблемы развития художественно-педагогической традиции корейского национального танца в аспекте его философских и религиозных основ. Описываются такие истоки национального танца, как религиозные культы, шаманизм, буддизм, конфуцианство, основные идеи концепции «Чонгчунгдонг», способствовавшие формированию специфики корейского национального танца. Определяются признаки ментальности корейского народа, способствовавшие формированию традиций национального танца.
Ключевые слова: хореографическая педагогика, хореография, корейский национальный танец, философия танца.
Философия корейского танца опирается на характерные эмоциональные особенности характера корейского народа и идеи корейского общества. С самого раннего периода в основе корейского мировоззрения лежит шаманизм, который можно назвать источником корейского традиционного искусства. Характерной чертой корейской философии можно назвать монизм - учение о всеединстве, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции, в конечном счете, сводятся к единому началу. В противоположность этому китайское мировоззрение основывается на принципах дуализма: день - ночь, добро - зло, небо - земля, мужское -женское [1]. Несмотря на то большое влияние, которое оказала китайская культура на культуру корейскую, принципы дуализма в корейском обществе не прижились. Глядя на корейские божества, нельзя сказать, добрые
они или злые. Эти божества среднего рода, они охраняют домашний очаг; если обитатели дома будут добры к божеству - в доме будет мир, покой и счастье, если же к божеству будут относиться непочтительно - в доме начнутся несчастья.
В традиционном корейском мировоззрении нет разделения по половым и возрастным признакам, в основе лежит возможность объединения и целостности всего мира, что также характерно для монизма [3]. По историческим документам, сохранившимся со времен империй Китая, можно увидеть, что корейцы любили застолья и веселье независимо от пола.
Корейцы издавна любили песни и танцы. Доказательством можно считать празднество, которое распространялось одновременно по всем районам страны и включало в себя танцы и пение под аккомпанемент ударных инструментов, так называемых «Пхунгнори». Это празднество более соотносилось с танцами, которые исполнялись простыми людьми, чем с дворцовым танцевальным искусством. Простые люди посредством танца просили у божества урожайного года и охраны от злых духов, и такие просьбы были для них гораздо важнее, чем выражение внутреннего мира или абстрактных идей.
Развиваясь, корейское общество и культура испытывали влияние буддизма и конфуцианства, но при этом также присутствовали и критика, и сатира на буддистские и конфуцианские воззрения. Корейский национальный танец, в свою очередь, впитал и отразил в себе все умонастроения общества [5].
Корейский традиционный танец включает в себя и торжественность, и элементы развлекательности. Рассматривая корейский национальный танец, можно выделить следующие специфические особенности:
1. Корейский танец старается показать сущность, внутреннее содержание. Для него важна не столько техника, сколько внутреннее содержание и наполнение танца. Внутренняя красота танца ценилась гораздо выше, чем красота внешняя. В этом можно провести параллели с корейскими воззрениями на красоту человеческой души, подразумевающей моральную нравственность. Придающий большое значение внутреннему содержанию и красоте жестов корейский танец ставил своей целью также освобождение от низменных инстинктов и страстей. Таким образом, для того чтобы получился настоящий корейский танец, в каждое движение должна быть вложена душа.
2. Корейский танец должен включать в себя естественные позы и движения. Внутренняя сила танца и его внутреннее содержание отражает принципы натурализма и фатализма. Мировоззрения корейской нации соответствуют взлядам натурализма, для которых характерно связывание всего сущего с природой и убеждение, что естественный порядок вещей является наиболее реальным. Если сравнивать позиции восточной и западной философии, можно отметить, что западная философия основывается
на гуманистических взглядах и акцентирует внимание на личности человека, ее достоинствах, самоценности, свободе и правах на счастье; восточная философия основывается же на принципах натурализма и акцентирует внимание на природе и естественности. Таким образом, корейский танец также находит красоту в природных естественных явлениях, выявляет эту красоту и выражает ее.
3. Корейский танец основан на дыхании. Поскольку считалось, что все осознанное начинается с дыхания, необходимо научиться правильно управлять дыханием. Корейский традиционный танец основан на игре дыханием -вдохи, выдохи, задержки... Западные танцы берут за основу пульс, восточные же танцы, включая корейские, за основу берут дыхание. Все движения связаны с дыханием и подчиняются его циклу - вдох, выдох.
4. Корейский танец подчеркивает красоту кривых линий, выпуклостей и вогнутостей. Эти линии характерны для всего корейского традиционного искусства, и в танце они также играют немаловажную роль. По традиционным корейским представлениям все человеческие эмоции: веселье, грусть, радость и горе - все можно выразить посредством кривых линий.
5. Корейский танец воспевает сдержанность, учтивость и вежливость. Сдержанность была характерной чертой корейских женщин - они не выплескивали энергию наружу, а всегда были спокойны. Кроме того, сдержанность корейского танца проявляется не только при мерном течении музыки, но и в активных движениях.
6. Корейский традиционный танец подчеркивает красоту пауз. Также как и в разговоре на Востоке, в корейском танце всегда присутствуют паузы. Посреди корейского танца часто возникают пустоты, танцовщицы замирают. Такие остановки делаются не для отдыха или перерыва, они дают возможность почувствовать и насладиться бесконечностью и таинственностью танца.
7. Корейский танец выражает восторг. Это не просто радость, это восторг и восхищение всем, что встречается на жизненном пути - всеми радостями и горестями, восторг, включающий в себя смешение и радости, и корейской тоски. Этот восторг можно увидеть и в шаманских танцах, и в ярмарочных представлениях.
8. Корейский танец выражает жизненный опыт и ощущение глубины времени. Несмотря на то, что корейский танец можно назвать танцем молодых, пожилые танцоры, исполняя его, ни в чем не уступают молодым. Это связано с тем, что корейский танец должен выражать жизненный опыт, который могут передать только много пережившие и мудрые танцоры.
В связи со всем вышеперечисленным философией корейского танца можно назвать философию движения, которая позволяет развить в танцоре физические способности, выражает идеи и эмоции восточного общества. Кроме того, корейский танец также включает в себя идеи буддизма и конфуцианства, характерные для корейского общества того времени. Корейский
танец воспевает красоту естественности и сдержанности, позволяет научиться управлять дыханием, прочувствовать таинственность пауз и, таким образом, выражает два основополагающих для корейского общества концепта -концепт «чувство» и концепт «тоска» [3].
Танцевальное искусство в период становления цивилизаций и государственности относилось не к искусству как таковому, а к одной из сторон жизни обыкновенного человека. Существуют различные мнения о причинах возникновения танцев, однако у всех гипотез можно найти общую сторону.
Причинами возникновения танцев можно назвать следующие:
Первый аспект касается религиозных воззрений. К первобытным религиозным воззрениям можно отнести тотемизм - комплекс верований, связанных с поклонением животным и природным явлениям; анимизм - вера в существование душ и духов у всего живого и неживого; распространенный у северных народностей шаманизм, основанный на вере в общении шамана, в состоянии ритуального экстаза, с духами. Поскольку все ритуалы и обряды так или иначе включали в себя танцы, религиозные верования можно назвать одной из причин возникновения танцевального искусства в первобытном обществе.
Вторым аспектом можно назвать психологию копирования: первобытный человек, глядя на происходящее в окружающем мире, пытался повторить это движениями тела в танце.
Третий аспект касается психики человека. Это простая реакция человека на окружающий мир и инстинктивное выражение состояний души с помощью танцев: при радостном событии - быстрые, активные движения, при событии грустном - склонение тела к земле. Таким образом, телодвижениями выражалось состояние души. Поскольку человеческое существо проводит свою жизнь в движении, наиболее естественным способом выражения психологических состояний являлось движение и, как следствие, - танец. В связи с разнообразными состояниями человеческой психики возникал и разнообразный ритм.
Возникновение корейского танцевального искусства также связано с указанными выше причинами. Поскольку в восточной культуре большую роль играл шаманизм, он оказал наиболее важное влияние также и на танцевальное искусство. Это происходило в связи с тем, что с самого раннего периода для первобытных людей большое значение имело земледелие и обряды, проводимые шаманом и включающие в себя танцы, играли важную роль в жизни общества [8].
По поводу истории обучения корейскому танцевальному искусству между учеными также существуют разногласия. Однако, рассматривая общий фон формирования корейского танцевального искусства по периодам, можно восстановить также и историю обучения танцам. Формирование корейского танцевального искусства зависело от многих аспектов: климатические условия, исторические, экономические и социальные условия, религи-
озные верования - все это играло важную роль в становлении корейского танца. Однако первоначальным и наиболее важным можно считать обряд поклонения небу Чжечеонысиг, распространенный в наиболее ранний исторический период Кореи [4]. Это был обряд, во время которого несколько дней и ночей подряд пелись песни, исполнялись танцы и выпивалось большое количество алкогольных напитков. Этот обряд проводился для укрепления отношений в первобытном коллективе, ради его мира и процветания. В нем можно найти сходства с шаманским обрядом.
В более поздние исторические периоды танцевальное искусство также было связано с религиозными обрядами. В период становления и укрепления государства танцевальное искусство стало разделяться на разные жанры. Появились танцы для императоров, которые включали в себя буддистские обрядовые танцы, танцы для придворных и танцы народные. Во время праздников либо во время приемов иностранных послов во дворцах проводились танцевальные представления, кроме того, представления с пением и танцами проводились на открытых площадках профессиональными музыкантами, танцорами и наложницами [2].
Придворные танцы, исполняемые наложницами, танцорами и музыкантами, начали свое существование как представления, предназначенные для развлечения императора и придворных. Позже придворные танцы перешли на более высокий уровень, танцы стали искусством, которому необходимо было учиться, однако, несмотря на это, до возникновения профессиональных образовательных учреждений для королевских наложниц во времена японской колонизации не существовало систематического обучения танцевальному искусству.
Понимание философии корейского танцевального искусства во многом поможет любому исследователю изучить и освоить его методологию. Корейцы полагают, что во всём нужно придерживаться середины, а не подпадать под влияние крайностей. Корейский танец выражает в себе философию «Чонгчунгдонг» - спокойные движения, переходы, незаметные из-за своей плавности, текучести, гармоничности - и является воплощением сложной и обособленной корейской культуры, реализацией религиозных воззрений корейцев, что определяет его многослойную и разнообразную структуру.
Список литературы
1. Ким Он Кюн. Исследование корейского народного танца. Сеул: Хенсол улпанса, 2000.
2. Ким Хен Су. Влияние буддизма на направления корейского танца. -Сеул. 1991.
3. Ким Чхэ Хён. Танец и культура жизни. Сеул: Минымса, 1989.
4. Корейская культура и буддизм. Сеул, 1995.
5. Сон Ген Рин. Корейский традиционный танец. Сеул: Ил ди са, 1988.
6. Сон Су Нам. История корейского танца. Сеул: Кьплкван, 1988.
7. Цой Сынхи. Корейский народный танец. Пхеньян: Чосон есуль чхульиханса, 1958.
8. Чон Бён Хо. Традиционный корейский танец. Сеул: Ел хва данг.
1995.
Kim Khen Mi
THE PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF ARTISTIC AND PEDAGOGICAL TRADITIONS THE KOREAN NATIONAL DANCE
The author of the article reviews the Korean national dance from the perspective of its philosophical component. The Article considers the influence of shamanism, Buddhism, and Confucianism on Korean dances, where the internal content and meaning are important rather than technical skills. The Korean dance expresses the philosophy "Chongchungdong" - calm movements, gradual moves, and is the embodiment of complex and isolated Korean culture, the realization of religious views of Koreans, hence its multilayered and diverse culture.
Key words: choreographic education, choreography, the Korean national dance, philosophy of dance.
Получено 12.10.12
УДК 378.037.1
О.Ю. Кузнецов, канд. ист. наук, проректор, 8-980-721-83-35,
[email protected] (Россия, Москва, Высшая школа социально-
управленческого консалтинга (институт)),
Г.С. Петрова, канд. мед. наук, доц., 8-4872- 35-54-79,
[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
М.В. Байбурина, преподаватель, 8-910-155-25-98,
[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
О СОДЕРЖАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО) КОМПОНЕНТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Посвящена рассмотрению вопроса психолого-педагогической значимости интеллектуального компонента физического воспитания студентов, посредством которого для индивида актуализируетя процесс обретения новых двигательных функций и навыков, в том числе и через установление новых логических и динамических связей с иными областями интеллектуальной деятельности. Особое внимание обращается на процесс гуманитаризации физического воспитания студентов, в результате чего обучаемый из объекта педагогического воздействия превращается в равноправного субъекта педагогического процесса.
Ключевые слова: физическое воспитание, гуманитаризация педагогического процесса физического воспитания, интегральный образ, динамический стереотип, межпредметные и междисциплинарные связи, ассоциативные ряды
Качество физического воспитания студентов неразрывно связано с тем объемом знаний, который они получают в процессе обучения определенным двигательным навыкам. Именно знания как теоретическая составля-