Научная статья на тему 'Философские основания теории патологии: принцип иерархии'

Философские основания теории патологии: принцип иерархии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философские основания теории патологии: принцип иерархии»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2005. № 2

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

В.А. Карпин

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ ПАТОЛОГИИ:

ПРИНЦИП ИЕРАРХИИ

Современная медицина на рубеже ХХ—ХХ1 вв. достигла огромных успехов: достаточно отметить впечатляющие достижения в области кардиохирургии, трансплантологии, профилактики и лечения многих инфекционных болезней, в сфере медицинских технологий, а также фундаментальной медицины. Накопленный багаж новых эмпирических фактов в очередной раз вышел за пределы их теоретического обобщения. Более того, медицинская наука, несмотря на многочисленные усилия, и ранее не отличалась наличием достаточно точной общепатологической теории, ограничиваясь преимущественно описательным методом, который совершенно не выдерживает требований, предъявляемых к современной научной теории. С другой стороны, аксиоматический метод, верно служивший и способствующий небывалому прогрессу физико-математических наук, оказывается неприменимым в биологии и медицине в связи с отсутствием таких основополагающих аксиом. Тем не менее кризис в медицинской науке назрел; анализ научных публикаций показывает разрозненность и отсутствие единства во взглядах на многие узловые проблемы общепатологического процесса. Подобный кризис может и должен быть преодолен путем создания современной общей теории патологии.

Эффективность теоретической схемы целиком зависит от ее структуры. Если в основу такой логической схемы невозможно ввести аксиомы, то что в таком случае может служить ее фундаментом, от чего нужно отталкиваться в построении общих положений, касающихся возникновения и развития патологического процесса? В.П. Петленко считает, что основным методом построения современной теории болезни является «метод принципов, который предполагает, во-первых, отыскание и формулировку самих принципов и, во-вторых, синтетическое объединение этих принципов как элементов познания в единую теоретическую систему... Принципы в концентрированной форме содержат накопленную предшествующую научную информацию и отраженную в них практику и вместе с эмпирическим базисом определяют характер и сущность научной теории»1.

По мнению B.C. Степина, «включение научного знания в культуру всегда предполагает его философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских принципов, которые обосновывают постулаты науки»2. Формирование философских оснований науки осуществляется путем отбора и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания3. Еще Гегель в свое время утверждал, что «начало философии есть наличная и сохраняющаяся на всех последующих этапах развития основа, есть то, что остается всецело имманентным своим дальнейшим определениям. Благодаря именно такому движению вперед начало утрачивает все одностороннее, которое оно имеет в этой определенности, заключающейся в том, что оно есть нечто непосредственное и абстрактное вообще; оно становится чем-то опосредованным... B то же время оказывается, что то, что составляет начало, будучи еще неразвитым, бессодержательным, по-настоящему еще не познается в начале и что лишь наука... есть завершенное, содержательное и теперь только истинно обоснованное познание его»4.

Анализ философских знаний позволяет выделить около двух десятков основополагающих принципов бытия материи, которые в научном мировоззрении рассматриваются как концепции современного естествознания5. Количество постулатов должно быть минимальным, так как «наука, исходящая из меньшего числа начал, точнее и выше науки, требующей некоторого добавления»6. Из них, с нашей точки зрения, в основу построения любой общебиологической теории можно положить три фундаментальных принципа жизнедеятельности, необходимых и достаточных для выведения из них всех остальных положений современной научной теории: принцип причинности, принцип иерархии (системности) и принцип подобия. B данном исследовании остановимся на анализе принципа иерархии.

B настоящее время этот принцип разрабатывается как теория систем. «Системность представляет собой всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Системность фиксирует преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями... Организованность присуща материи в любых ее пространственно-временных масштабах»7. Один из основоположников общей теории систем, Л. Берталанфи, определял систему как «комплекс взаимосвязанных элементов»8. По B.H. Садовскому, системой называется «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство»9.

B понимании того, что такое система, решающую роль играет значение термина элемент: это основной, атрибутивный компо-

ненг системы, относительно неделимый на данном уровне его рассмотрения. Так, на уровне целостного организма его элементами являются ткани, а не клетки, так как последние представляют собой элементы ткани как подсистемы; клетки при тканевом уровне рассмотрения системы являются ее компонентами. В представление о системе входит понятие ее структуры. Структура системы есть совокупность устойчивых связей между ее элементами. Материальные системы суть единство элементов и структуры, причем первенствующее значение в определении качества системы принадлежит ее элементам. Именно природа элементов обусловливает способ их взаимосвязи; элементы детерминируют структуру10.

Понимание объекта как системы органически связано с двумя его важнейшими характеристиками — целостностью и иерархичностью11.

Целостность объекта как системы означает принципиальную несводимость его свойств к сумме свойств составляющих его элементов и невыводимость из последних свойств целого. Таким образом, для того чтобы исследовать объект как систему, необходимо обладать средствами анализа его как определенной целостности. Между элементами множества, образующего систему, устанавливаются определенные отношения и связи. Благодаря им набор элементов превращается в связное целое, где каждый элемент оказывается связанным со всеми другими элементами и его свойства не могут быть поняты без учета этой связи. Наличие связей и отношений между элементами системы и порождаемые ими интегративные, целостные свойства системы обеспечивают относительно самостоятельное, обособленное существование, функционирование, а в ряде случаев и развитие системы.

Иерархичность системы означает, что каждый ее компонент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы. В результате любая система выступает как сложное иерархическое образование, в котором выделяются различные уровни, разные типы взаимодействия между уровнями. Следствием этого является возможность последовательного включения систем более низкого уровня в системы более высокого уровня с подчинением низшего высшему.

Исследование объекта как системы в методологическом плане неотделимо от анализа условий его существования, анализа среды. Система как относительно обособленная целостность противостоит среде, окружению. Фактически понятие среды уже содержится в понятии системы как целостности: будучи целостностью, система относительно обособлена от остального мира, который и выступает в качестве ее среды. Среду системы также следует трактовать как ближайшее окружение системы, во взаи-

модействии с которым система формирует и проявляет свои свойства. Взаимоотношение «система—среда» означает, что для каждой системы наряду с множеством присущих ей внутренних отношений и связей, объединяющих между собой элементы системы, имеет место комплекс ее внешних отношений и связей.

Поскольку система образует определенную целостность множества взаимодействующих элементов, постольку с точки зрения ее внутреннего строения она должна характеризоваться соответствующей упорядоченностью, организацией и структурой.

Современная биологическая наука имеет дело со сложными саморазвивающимися системами, качественно отличными не только от простых, но и от сложных саморегулирующихся систем. Категории части и целого применительно к сложным саморегулирующимся системам обретают новые характеристики. Целое уже не исчерпывается свойствами частей, возникает системное качество целого. Часть внутри целого и вне его обладает разными свойствами. Так, органы и отдельные клетки в многоклеточных организмах специализируются и в этом качестве существуют только в рамках целого. Будучи выделенными из организма, они погибают, что отличает сложные системы от простых механических систем12.

«Сложные саморегулирующиеся системы можно рассматривать как устойчивые состояния еще более сложной целостности — саморазвивающихся систем. Этот тип системных объектов характеризуется развитием, в ходе которого происходит переход от одного вида саморегуляции к другому. Саморазвивающимся системам присуща иерархия уровневой организации элементов, способность порождать в процессе развития новые уровни. В свою очередь каждый новый уровень оказывает обратное воздействие на ранее сложившиеся, перестраивает их, в результате чего система обретает новую целостность. С появлением новых уровней организации система дифференцируется, в ней формируются новые, относительно самостоятельные подсистемы»13.

Таким образом, в основе построения современной общей теории патологии должно лежать понятие об организме как биологической системе с ее основополагающими принципами целостности и иерархичности структуры, саморегуляции, гомео-статического функционирования, надежности и стремления к самосохранению. Фундаментальная значимость принципа системности как одного из оснований научной теории заключается в том, что он требует выбора соответствующего иерархического уровня биологической системы в качестве отправной точки для общетеоретических суждений. Многие исследователи при анализе патологического процесса берут за основу клеточный уровень организации живых систем, обычно не затрагивая вопросов о

степени обусловленности клеток в системе ткани и ее влиянии на развитие клеток, их дифференцировку и специализацию, о значении тканевой интеграции в процессе адаптации клеток.

Актуальной задачей современной биологии является создание теории ткани как системы закономерностей развития, строения и функционирования структур тканевого уровня иерархической организации живых организмов. В теорию ткани могут войти в качестве ее составляющих элементов теория эволюции тканей, теория гистогенеза, теория тканевой регуляции, теория тканевого гомеостаза, теория реактивности и регенерации тканей. По мнению А.А. Клишова, теория тканей является наиболее широкой по охвату гистологического материала. Она объединяет в единую систему все частные теории и закономерности, присущие тканям в фило- и онтогенезе как в условиях нормального функционирования, так и при действии повреждающих факторов. До сих пор многие исследователи недооценивают и даже игнорируют ткань как структурный уровень иерархической организации живых систем14. «В условиях многоклеточного организма клетки объединяются в функциональные системы — ткани, структурно-функциональные свойства которых не могут быть сведены к простой совокупности свойств отдельных клеток, а характеризуются рядом качественно новых признаков, являющихся результатом гистоге-нетических процессов»15. «Чтобы выполнять запрограммированные функции в соответствии с потребностями и адаптивными потенциями ткани, клетка должна активно воспринимать тканевое окружение, реагировать на него и изменять свою функциональную активность в зависимости от общетканевого гомеостаза. Плазмолемма с помощью своего рецепторного аппарата связывает внутриклеточную среду с тканевой, делая клетку лишь относительно автономной структурно-функциональной единицей ткани»19. По мнению С.И. Щелкунова, именно ткани следует рассматривать как самые элементарные системы, так как интеграция элементов в их составе является наиболее глубокой и составляет основу всех форм взаимообусловленности клеточного строения организма. «Системность многоступенчата. В развитии клеточного строения организма она представляет общую закономерность, отражающую собой все формы интеграции, выступающую на разных уровнях организации в виде различной категории систем, из которых наиболее интегрированными являются ткани. Если исходить из принципа системности, то элементарной функцией является тканевая деятельность, на которой покоятся все остальные виды интеграции и которую с большим правом можно назвать функциональной единицей в эволюционном преобразовании. Однако изучение тканевых функций еще не стало ведущей задачей исследований физиологии»17.

Следовательно, в основе самосохранения биосистемы лежит тканевый гомеостаз, который в свою очередь обеспечивается регенераторными процессами в тканях. Нормальный организм в процессе жизнедеятельности непрерывно обновляется за счет разрушения и воспроизведения клеточных и тканевых структур. Регенерация — один из важнейших факторов приспособительной эволюции организмов во внешней среде. «Самовоспроизведение живого, наблюдаемое при регенерации, отражает самую общую закономерность саморегуляции элементарных жизненных отправлений. В то же время регенерация не есть простое восстановление живой материи, но одновременно и восстановление ее формы, то есть тех пространственных отношений, которые обеспечивают функциональные отправления новообразованного вещества... Из этого следует, что регенерация как процесс формообразовательный и детерминированный отражает широкий общебиологический принцип саморегуляции, структурности и целостности»18, т.е. системности. Она является материальной основой процессов адаптации и компенсации нарушенных функций, которые обеспечивают сохранение гомеостаза в меняющихся условиях среды19.

Таким образом, исходя из принципа иерархии патологический процесс можно рассматривать как нарушение тканевого гомеостаза, а повреждение тканей в свою очередь как универсальную причину болезни. Это положение должно являться одним из основополагающих в построении современной общей теории патологии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1Петленко В.П. Философские вопросы теории патологии. Л., 1968. С. 63.

2Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000. С. 259—260.

3Там же. С. 285—286.

4См.: Гегель Г. Наука логики. М., 1998. С. 56—57.

5Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.

6Аристотель. Аналитики. М., 1998. С. 365.

''Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. М., 1998. С. 380.

8Цит. по: Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. С. 93.

9Там же. С. 98.

10 См.: Алексеев П.В., Панин A.B. Указ. соч. С. 374—401.

11См.: Садовский В.Н. Указ. соч.

12См.: Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассичес-кая рациональность // Вопр. философии. 2003. № 8. С. 5—17.

13Там же. С. 8.

14См.: Клишов A.A. Гистология как наука // Руководство по гистологии: В 2 т. Т. 1. Введение. СПб., 2001. С. 14—21.

15Боровая Т.Г., Данилов Р.К. Основы учения о клетке // Там же. Т. 1. С. 24.

16Там же. С. 73.

11 Щелкунов С.И. Цитологический и гистологический анализ развития нормальных и малигнизированных структур. Л., 1971. С. 158.

18Давыдовский И.В. Общая патология человека. М., 1969. С. 432. 19См.: Саркисов Д. С., Аруин Л.И. Обновление структур организма // Структурные основы адаптации и компенсации нарушенных функций / Под ред. Д.С. Саркисова. М., 1987. С. 20.

6 ВМУ, философия, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.