Научная статья на тему 'Философские мотивы лирических циклов Константина Случевского'

Философские мотивы лирических циклов Константина Случевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1184
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ / ПОЭЗИЯ КОНСТАНТИНА СЛУЧЕВСКОГО / ЭПОХА "БЕЗВРЕМЕНЬЯ" / ЛИРИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ / МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фалеева А. С.

В XXI веке творчество Константина Случевского не изучают в школе, его имя известно лишь небольшому кругу учёных-филологов, студентов и тех, кто заинтересован литературой эпохи «безвременья». Однако произведения К.К. Случевского важны как для филологического анализа, так и для прочтения массовым читателем. Поскольку лирика Случевского самобытна, она играет большую роль в русском литературном процессе в момент перехода от романтической поэзии к модернистской. Цель написания статьи обобщение результатов исследования философских мотивов в лирических циклах К. Случевского. В основе исследования методика мотивного анализа, разработанная Б.М. Гаспаровым. В своей работе мы также опираемся на труды ученых-литературоведов: В.И. Сахарова, Е.А. Тахо-Годи, Т.Э. Смородинской. В результате были изучены взгляды исследователей разных эпох на творчество К.К. Случевского, обнаружены и проанализированы философские мотивы в его стихотворениях. Несмотря на то, что творческая личность К. Случевского многогранна, философскую тематику в его поэзии мы можем назвать главной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философские мотивы лирических циклов Константина Случевского»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

3. Баранов, В.М. Юридическая техника в 2-х томах. Том 1. Учебник для вузов / В.М. Баранов. - М.: Юрайт, 2015.-270 с.

4. Александра Ситникова. Законодательная текстология. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. -380 с.

5. Лызлов, Д.Н. Юридическая техника / Д.Н. Лызлов. - М.: Ось-89, 2014. - 114 с.

6. А.И. Ситникова. Уголовно-правовая текстология. - М.: Проспект, 2016. - 304 с.

7. Леоненко Н.Т. Законодательная техника: учеб. пособие / Н.Т. Леоненко; РАНХиГС, Сиб. Ин-т упр. -Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. - 275 с.

8.Раздъяконова Е.В., Третьякова, Е.-Д.С. Правовая экспертиза нормативных правовых актов: учебное пособие/ авторы Е. В. Раздъяконова, Е.-Д. С. Третьякова; СибАГС. — Новосибирск: изд-во СибАГС.— 2016. - 167 с.

© Гассанова В.Т.. 2018

УДК: 82-145

А.С. Фалеева

студентка 3 курса Факультета филологии и медиакоммуникаций ВятГУ,

г. Киров, РФ E-mail: [email protected]

ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ ЛИРИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ КОНСТАНТИНА СЛУЧЕВСКОГО

Аннотация

В XXI веке творчество Константина Случевского не изучают в школе, его имя известно лишь небольшому кругу учёных-филологов, студентов и тех, кто заинтересован литературой эпохи «безвременья». Однако произведения

К.К. Случевского важны как для филологического анализа, так и для прочтения массовым читателем. Поскольку лирика Случевского самобытна, она играет большую роль в русском литературном процессе в момент перехода от романтической поэзии к модернистской.

Цель написания статьи - обобщение результатов исследования философских мотивов в лирических циклах К. Случевского. В основе исследования методика мотивного анализа, разработанная Б.М. Гаспаровым. В своей работе мы также опираемся на труды ученых-литературоведов: В.И. Сахарова, Е.А. Тахо-Годи, Т.Э. Смородинской.

В результате были изучены взгляды исследователей разных эпох на творчество К.К. Случевского, обнаружены и проанализированы философские мотивы в его стихотворениях.

Несмотря на то, что творческая личность К. Случевского многогранна, философскую тематику в его поэзии мы можем назвать главной.

Ключевые слова:

философские мотивы, поэзия Константина Случевского, эпоха «безвременья», лирические циклы, мотивный анализ.

Время, когда жил и творил Константин Константинович Случевский, - переходная эпоха для русской литературы. Не стало А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, «золотой век» миновал, и поэзия была оттеснена на второй план прозой, критикой и публицистикой. Поэзия временно уснула, старые литературные традиции уже ушли, а новые только зарождались и с большим трудом «выживали», «споря с трудной эпохой

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

поэтического безвременья» [5, c.6].

В Большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова понятие «безвременье» трактуется как «время общественного и культурного застоя; пора упадка» [2]. Людям было свойственно ощущение бессмысленности существования, переживания по поводу ушедшей молодости. Однако для художников слова время не стало «бесплодным», творчество поэтов 1880-1890-х годов подготовило поэтическое возрождение начала XX в., его основные эстетические и философские идеи.

Константин Случевский - один из поэтов эпохи «безвременья». «Молодой благообразный офицер с тетрадью стихов - таким он появился на арене русской литературы. Уж не новый ли Лермонтов? -недоумевали современники» [8]. В юношеские годы он решил посвятить жизнь литературе и стал не просто поэтом, а поэтом диссонансов и контрастов, поэтом-философом; поэтом, пренебрегающим художественной формой; поэтом, вызвавшим восхищения и нападки, пародии и подражания.

Первые литературоведческие работы о Константине Случевском появились лишь спустя несколько десятилетий после его смерти. Георгий Мейер, Сергей Маковский, Юрий Иваск, Дмитрий Чижевский, Василий Сахаров посвятили поэту свои статьи. В двухтысячные годы современные ученые: Е.А. Тахо-Годи [9], О.В. Мирошникова [4], Т.Э. Смородинская [7], А.Ю. Ипполитова [1] создали монографии, в которых главным образом показали новаторский взгляд К.К. Случевского на традиционные темы и образы.

Тексты, написанные К.К. Случевским, проникнуты философскими мотивами. В строках его стихотворений много размышлений о жизни и смерти, о добре и зле, о поэтическом слове. Однако, являясь «предтечей поэзии XX века», Случевский раскрывает философские смыслы иначе, чем А.С. Пушкин и Ф.И. Тютчев. В философской лирике он обращается к иронии, сарказму, аллегории, гротеску. Часто влиятельное окружение относилось к новшествам скептически и отвергало какие-либо отклонения от существующей культурной традиции. Современники критиковали и пародировали К.С. Случевского: Прозябанье трав и злаков, Мрачный голос мертвецов, Пауки, жуки и крысы -Вот предмет его стихов [8].

Действительно, слог поэта зачастую не возвышенный, а поднимаемые темы обыденны. Форма и стиль произведений для него вторичны, более важны идеи и настроения, он поэт мысли. Оригинальность его творческой манеры определило то, что Случевский был философом как по профессии, так и по натуре. Поэт испытал влияние как пессимистической философии Шопенгауэра, так и иронической лирики Г.Гейне. Эпоха XIX века казалась Случевскому, периодом «страшным, близким по типу ко времени макабрских плясок и самобичующихся средних веков» [8].

В ранних стихотворениях он обратился к кладбищенским мотивам и поразил читателей зрелостью мысли и философским мастерством. В них проявилось спокойное отношение поэта к теме смерти, не вносящее в текст страшных, мистических мотивов, а также настроения безнадёжности и тоски.

В кладбищенской лирике Случевский актуализировал мотивы, разработанные сентименталистами. Настроение лирического героя перекликается с настроением Второго голоса в стихотворении Н.М. Карамзина «Кладбище». В нём ощущения умиротворённости и гармонии передаются читателю с помощью поэтических слов и словосочетаний: «мягкой», «покойной», «травки», «цветочки», «нежные птички», «маленький кролик». К.К. Случевский в стихотворении «На кладбище» также «смягчает» восприятие темы смерти использованием в речи мертвеца таких обращений, как «милый», «милый мой», «голубчик», а также изображением спокойствия, которым наполнена душа лирического героя. После разговора с мертвецом он продолжил с удовольствием наблюдать за румяным закатом, жуками и светляками.

Что побудило поэта «сделать» кладбище местом отдыха и наслаждения летним пейзажем? В 1860 году русский поэт-сатирик В.С. Курочкин в статье «Критик, романтик и лирик» писал, что массовому читателю Случевского не понять: «господа, не забывайте, что вы - обыкновенные читатели, вы - толпа и ничего больше». «Понимаете ли вы, "что струею свежего, совершенно свежего воздуха брызнули эти стихи", знаете ли вы, что все это "свежо, оригинально и обаятельно"?» [3]

В произведениях К.К. Случевского, как и в элегии «Сельское кладбище»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

В.А. Жуковского, кладбище изображается как изолированная территория, где царит тишина, оно является местом уединения и вдохновения для поэта. Случевский, наблюдая за кладбищенской природой, пишет и про ясное небо, и про догорающий день, и про сумерки. Поэт акцентирует внимание именно на медитативном описании природы и чувств. Произведение Жуковского отличается тем, что, кроме медитативной, в нём есть дидактическая часть, в которой лирический герой на фоне сельского вечера рассуждает об участи похороненных людей.

Чаще всего лирический герой Случевского задумывается о собственной смерти или вступает в «диалог» с мертвецом. В стихотворении «Я видел свое погребенье...» (1859) герой размышляет о том, как поведут себя окружающие после его смерти. К.К. Случевский проявляет себя как поэт разоблачения, «всюду видит он не живые лица, а намалеванные маски» [5, с. 20].

Сначала автор называет предметы, находящиеся в храме («высокие свечи горели», «гроб», «атласная подушка»). При этом он не использует художественных описаний внутреннего убранства, ему важнее сделать акцент на психологическом состоянии «гостей». О жене он пишет, что она находилась «в интересном безумьи», родственники «рыдали при радостной встрече с четвертою частью дохода», взоры кредиторов были «дикоблуждавшими», а после погребения гости «объелись на сытных поминках». Подчеркивается, что чувства присутствующих противоречивы, в душе каждого есть место неискренности и корысти. Исследователи называют это стихотворение «резким» и «сильным», одним из лучших произведений поэта.

К.К. Случевский в кладбищенской поэзии развеивает стереотип о том, что ко всему, что связано с загробным миром, следует относиться брезгливо, со страхом и ужасом, показывает пример философского отношения к жизни и смерти.

Текст другого философского цикла «Думы» тематически, стилистически и идеологически неоднороден. В стихотворении «Формы и профили» лирический герой размышляет о разнообразии форм человеческого существования, об индивидуальности ситуаций, в которые каждый из нас попадает, и приходит к выводу, что «Ни в одной из форм нет столько хлебосольства, / Чтоб в ней сказалися свобода, мир, довольство!../ И счастья полного не обретал никто!» [6, с. 42] В стихотворении «Да, я устал.» лирический герой думает о смерти и делится с читателями мыслями о том, что ему приходится каждый день вести себя наигранно, быть «актёром». Его душевное состояние способны понять только сумасшедшие. Данный текст - пример медитативной лирики, которой присущи интонация раздумья и непосредственное выражение мыслей и чувств человека. Лирический герой разочарован в бытии: «О, если б кончить как-нибудь скорее!» [6, с. 39]

В произведении «Скажите дереву: ты перестань расти.» показано психологически иное отношение к смерти. Подобно тому, как дерево каждую осень увядает, но весной продолжает расти, «призванье совершая», человек должен спокойно преодолевать жизненные трудности и затем «оживать» вновь.

Мотивы бездействия, бесплодной борьбы, напрасных жертв, тоски, абстрактного «гнета жизни» пронизывают весь цикл. А.Ю. Ипполитова выделяет следующие особенности цикла «Думы»:

• топосы жизнь-тюрьма, люди-тени, жизнь-актерство;

• мотивы гнета жизни, скорбного труда, тоски и скуки, душевного бессилия, наступления старости, бессмысленных страданий, насильственной зависимости от толпы;

• традиционные метафорические ряды, композиция, стилистика;

• композиционное строение тривиально: обилие перечислений, повторы, риторические вопросы, банальные поэтизмы [1, с. 119-121].

Десять стихотворений К.К. Случевского посвящены теме деятельности Мефистофеля на земле и в космосе. Мефистофель К.К. Случевского имеет гетевское происхождение, но в текстах цикла нет аллюзий на «Фауста» Гёте. В комментариях даётся общая характеристика Мефистофеля как персонажа немецкой фольклорной и литературной традиции. По мнению О.В. Мирошниковой, Мефистофеля Случевского можно рассматривать и как персонажа, предшествовавшего созданию гетевского образа: «фаустианский аспект в цикле не акцентирован» [4, с. 80]. Поэтому текст обнаруживает структурно-генетическую сложность.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

А.Ю. Ипполитова выделила несколько общих черт Мефистофеля Гёте и Мефистофеля Случевского. Главные из них - это внешнее сходство героев и мотив блага, творимого Мефистофелем против его воли. [1, с. 29-31]

Вечная борьба добра и зла в мире - сквозной мотив цикла. В первом стихотворении «Мефистофель в пространствах» утверждается неуязвимость героя как носителя злого начала: «Я кометой горю, я звездою лечу / И куда посмотрю, и куда захочу, / Я мгновенно везде проступаю! / Я упасть - не могу, умереть - не могу»; противоречивость его натуры: «Я не лгу лишь тогда, когда истинно лгу; / Убиваю, когда поцелую!» Главная мысль стихотворения в том, что в основе всего именно злое начало: Да скажите же: разве не видите вы, Как у всех на глазах из своей головы Мефистофелем мир создаётся? !

Хороню, сторожу, отнимаю, даю -Раздробляю великую душу мою И могу утверждать - торжествую!.. [6, с. 113]

В следующем стихотворении «На прогулке» герой находит на кладбище брошенного младенца и поёт ему о том, как нужно жить. Мефистофель называет евангельские заповеди и воспевает добродетель. Однако он делает это не с надеждой увеличить добро в мире, а с целью сохранить «жизнь» злу: Для меня добро бесценно! Нет добра, так нет борьбы. Нужны мне, и несомненно, Добродетелей горбы... [6, с. 115]

К.К. Случевский не дает прямых авторских оценок действиям Мефистофеля, ценностный аспект в текстах не затронут. Так, автор показывает отдалённость злого от этически нормального. Однако утверждается мысль о том, что жизнь человека - постоянная борьба противоположностей, в том числе таких нравственно-философских категорий, как добро и зло.

К.К. Случевский создал несколько произведений на тему литературного творчества, объединенных мотивом философского осмысления судьбы поэта в мире.

Стихотворение «Ты не гонись за рифмой своенравной.» находим в цикле «Песни из уголка», написанном в 1895-1901 годах. В нем лирический герой задумывается о вечности слова и памятников духовной культуры. С одной стороны, он утверждает: «вздор рифмы, вздор стихи», «Слова не плоть.из рифм одежд не ткать ! / Слова бессильны дать существованье, / Как нет в них также сил, чтоб убивать.» [6, с. 141], с другой стороны, вспоминает «Плач Ярославны», переживший века к моменту создания К.К.Случевским своего стихотворения:

Ведь умер князь, и стен не существует, Да и княгини нет уже давным-давно; А все как будто, бедная, тоскует, И от нее не все, не все схоронено. [6, с. 141]

В тексте прослеживается размышление лирического героя, сопровождаемое сменой точки зрения и эмоциональной составляющей. Последняя строфа стихотворения однозначно несет в себе идею бессмертия художественного слова:

Смерть песне, смерть! Пускай не существует! Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!.. А Ярославна все-таки тоскует В урочный час на каменной стене... [6, с. 142]

Произведение «Мой стих - он не лишён значенья.» наполнено идеей важности поэтического слова для каждого человека. В нём говорится о поэзии как «нерукотворном памятнике», о том, что люди «раздроблённые скрижали / Хоть иногда не прочь читать» и в стихотворениях Случевского могут найти «себе родные отраженья». В тексте проявляется реалистический метод К.К. Случевского:

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

Да, в этих очерках правдивых

Не скрыто мною ничего!

Черты в них - больше некрасивых,

А краски - серых большинство! [6, с. 167 ]

Случевский в данном стихотворении искренне переживает о том, дойдут ли его мысли и идеи до потомков, а самое главное, будут ли они им понятны и близки.

Взаимосвязь поэзии с жизнью показана в стихотворении «Что тут писано, писал совсем не я.». Случевский полагает, что человек постоянно изменяется под влиянием внешних обстоятельств. Поэзию создает сама жизнь. Поэзия - это «след заметный превращений временных» [6, с. 176]. Душа человека непредсказуема, и мы не знаем, что будет с нами через некоторое время. Однако то, что уже произошло, закреплено в стихах. Автор метафорически называет всё написанное «куколками от бабочек былых» [6, с. 176]

Взгляды Случевского на поэзию, как и на любое другое явление жизни, были неоднозначными на протяжении всего его творчества. Поэт постоянно философствовал и мысленно рефлексировал. Поэтому основным художественным приёмом К.К. Случевского можно считать приём лирической медитации, который чаще всего используется в пейзажной лирике, в кладбищенской поэзии, в цикле «Думы». Именно медитативность лирики Случевского вызывает разнообразные стилистические диссонансы, показывающие неоднозначность мыслей и чувств лирического героя.

Среди произведений К.К. Случевского, написанных в последние годы его жизни, есть стихотворение «Быть ли песне?» В нём автор отвергает беспомощность стиха и возвышает его красоту и силу. Пусть время Пушкина уже безвозвратно прошло, однако стих, выработанный новыми мастерами слова, является не менее живучим и осмысленным, наполненным вечными и «новыми» философскими вопросами.

В лирике К.К. Случевского получают индивидуальную интерпретацию размышления о жизни и смерти. С одной стороны, к смерти автор относится спокойно, без страха, с другой стороны, призывает бороться за жизнь. Человеку часто приходится быть «актёром», и он никогда не может быть абсолютно счастлив, но К.К. Случевский призывает читателя верить в лучшее, ведь плохое всегда сменяется хорошим, а зло - добром.

Категории добра и зла также предмет философского анализа в поэзии Случевского. Поэт утверждает, что мир основан на борьбе противоположностей и что добро и зло по отдельности существовать не могут: в жизни есть место тому и другому, и в этом её суть.

Философия поэзии была для К.К. Случевского важнее художественности. Язык и форма произведений порой казались критикам «небрежными», «тяжеловесными» из-за того, что поэт-философ стремился выразить свою сложную мысль наиболее понятно. Он не хотел «маскировать» её метафорами и сравнениями, а стремился к прямоте. Именно сочетание индивидуально-философского взгляда на мир и противоречивого языка сформировало неповторимую как в идейном, так и в стилевом отношении поэзию Константина Случевского, ставшую переходным явлением между поздним романтизмом и русским модернизмом.

Список использованной литературы:

1. Ипполитова А.Ю. Случевский: философия, поэтика, интерпретация. - СПб.: филол. фак. СПбГУ, 2006. 319 с.

2. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПБ.: Норинт, 1998. [Электронный ресурс]: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0% B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5&aU=x (дата обращения 09.10.2018)

3. Курочкин В.С. Стихотворения. Статьи. Фельетоны. «Критик, романтик и лирик» М., ГИХЛ, 1957. [Электронный ресурс]: http://bibra.ru/composition/kritik-romantik-i-lirik/ (дата обращения 09.10 2018)

4. Мирошникова О.В. Анализ и интерпретация лирического цикла: "Мефистофель" К. К. Случевского. М-во образования РФ, Омский гос. ун-т - Омск : ОмГУ , 2003. 137 с.

5. Сахаров В.И. Заповедный труд (Константин Случевский: поэзия и судьба) // Случевский К.К. Стихотворения / Сост. Н.К. Старшинов; Вступ. Статья и примеч. В.И. Сахарова. М.: Сов. Россия, 1984. С.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

6. Случевский К.К. Стихотворения / Сост. Н.К. Старшинов; Вступ. Статья и примеч. В.И. Сахарова. М.: Сов. Россия, 1984. 256 с.

7. Смородинская Т.Э. Константин Случевский. Несвоевременный поэт. - СПб. : ДНК , 2008. 280 с.

8. Тахо-Годи Е.А. Валгалла Константина Случевского или вечный дебют. СПБ. Нестор-История, 2008. [Электронный ресурс]: https://www.portal-slovo.ru/philology/37125.php (дата обращения 09.10.2018)

9. Тахо-Годи Е.А. Константин Случевский. Портрет на пушкинском фоне: Монография. СПб.: Алетейя, 2000 г. 400 с.

© Фалеева А.С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.