3. 1500 Russian and 1500 English idioms, phraseological units and set phrases. M.: AST; SPb.: Sova;Vladimir: VKT, 2010. P. 189. [in Russian].
4. English-Russian dictionary of set phrases-Collins COBUILD Dictionary of Idioms. M.: OOO 'AST": OOO "Izd-vo Astrel", 2004. P. 751. [in Russian].
5. Vinokurov A.M. English-Russian dictionary of idioms. 5500 most common set phrases with examples. M: Martin, 2011. P. 352. [in Russian].
6. Concise dictionary of modern English idioms. V.A. Kabulianskij, K.G. Savelyeva. M: Astrel: AST: Hranitel, 2007. P. 175. [in Russian].
7. Litvinov, P. P. 100 English nouns. 1000 idioms. The key to memory. M.: Astrel: AST: Transitkniga, 2006. P. 670. [in Russian].
8. Lubenskaja S. I. Russian-English phraseological dictionary. M: AST-PRESS KNIGA, 2004. P. 1056. [in Russian].
9. The universal dictionary of the English language. M.:AST: Poligrafizdat, 2010. P. 832. [in Russian].
10. Larin B.A. Sketches on phraseology. M., 1977. P. 123-148. [in Russian].
Сведения об авторах: Ермакова Елена Николаевна,
доктор филологических наук, профессор, кафедра филологического образования, Тюменский государственный университет, г. Тобольск.
Ктай: [email protected]
Information about the authors: Ermakova Elena Nikolaevna,
Doctor of Sciences (Philology), Professor The Department of the Philological Education, Tyumen State University, Tobolsk.
E-mail: [email protected]
Гречина Альбина Александровна,
аспирант, кафедра иностранных языков и методик преподавания, Тюменский государственный университет, г. Тобольск
Grechina Albina Aleksandrovna,
Postgraduate student,The Department of foreign languages and techniques of teaching, Tyumen State University, Tobolsk
ro x
s ç
го l_
Ф
УДК 8Р2
ББК 83.3(2=Т2т2)
Г.М. Жамалетдинова
ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ АДЛЕРА ТИМЕРГАЛИНА
В статье рассматриваются фантастические произведения татарского писателя ХХ столетия А. Тимергалина, в которых мы можем проследить отражение национального мировоззрения и национальной философии жизни автора и попытку порождения другой социальной среды (среды будущего) путем художественного слова, которое обладает иными социальными и даже общечеловеческими признаками. В результате проявляется новое мировоззрение писателя -переплетенное с национальными особенностями мышления и в сознании устремленное увидеть «будущее» не только своего народа, но и всего человечества и даже Вселенной.
Ключевые слова: фантастика, философские концепции, концепция жизни, концепция времени, концепция сна, А. Тимергалин, татарское литературоведение, элементы необычайного, фантастические миры, параллельные миры, мифопоэтика.
го ф
с;
О) со О
С
о
О ф
т s
t3
го IX
го -&
о
X
т >
го
X
с
ф
^ X
о
О) s
о -&
о о о с;
G.M. Zhamaletdinova
PHILOSOPHIC CONCEPTS IN ADLER TIMERGALINS SCIENCE FICTION PROSE
The article considers the fantastic works of the XXth-century tatar author A.Timergalin. In these works we can notice a reflection of the author's national worldview as well as his life philosophy, an attempt to create another social medium (the medium of the future) by means of a literature word which possesses another social and even universal characteristics. As a result, the new author's vision appears. And it is intertwined with the national mentality features and forwarded to see in the mind "the future" not only of his own people, but of all mankind and even the Universe.
Key words: fantasy, philosophic conceptions, life conception, conception of time, concept of dreams, A. Timergalin, study of tatar literature, elements of unusual, fantasy worlds, parallel worlds, mythopoetics.
ro ca о x
s f?
<u ^
ra S
ro *
Фантастические произведения возникают и существуют как форма ответа на социальные и культурные проблемы общества. В частности, писателей такого рода жанра интересует ответ на вопрос, что есть окружающий мир и что есть «мир человека», каким они видятся в будущем. Поскольку фантастические произведения являются способом воссоздания социальной реальности, они характеризуют взаимодействия людей, человека мира, тем самым конструируют новые знания о картине мира [1, с. 193].
Участвуя в философском дискурсе, фантастические произведения как и другие произведения используют не только диалектические методы познания, но и внедряют в текст произведений философские концепции. Это даёт возможность более основательно разрабатывать категорию «виртуальности», доказывать возможность конструирования и существования реальностей разных уровней
[6, с. 127].
Философские концепции всегда остаются составляющими основы произведения, поскольку наше Бытие есть философия Жизни, Смерти и Развития. Философские концепции А. Тимерга-лина - это его мысли, мировоззрение, основу которых составляют раздумья о смысле жизни, о вечных человеческих ценностях.
А. Тимергалин как писатель не претендовал на создание философской системы в своих произведениях. Он не являлся последователем какой-то одноц из
существующих философий. Но его ум содержал и конструировал в себе большое количество абстрактного мышления, начиная от воссоздания живых существ (клонирования), создания Человека и заканчивая генной инженерией. Этим он начал увлекаться еще в юности. Поэтому в его произведениях прослеживается повышенная чуткость к самым общим вопросам жизни, тенденция осмысления мира бесконечных и конечных в своем существовании явлений, сущностных началах бытия.
В начале своего творчества А. Тимер-галин начал задаваться вопросами о сущности бытия, о назначении человека на земле, о его роли в становлении цивилизаций и в бесконечном потоке времени.
Фантастические произведения А. Ти-мергалина изначально были натурфилософскими, потому что в центре внимания его рассказов и повестей стояла человеческая жизнь во Вселенной и общее бытие самого человечества. Для реализации картины мира в данном русле он прибегает к некоторым философско-эстетическим концепциям. Среди таких мы можем выделить следующие сюжето-образующие концепции: 1) мир конечен — мир бесконечен; 2) каждая сложная субстанция состоит из простых частей — не существует ничего простого; 3) в мире существует свобода — в мире не существует свободы (господствует только причинность); 4) существует первопричина мира (Бог) - не существует первопричины мира.
Проблема времени и вечности остается одной из главных проблем как в философской концепции татарских писателей ХХ столетия, так и в произведениях А. Тимергалина. Скорее даже не «герои» А. Тимергалина, а он сам начинает осознавать, что человек живет в рамках Времени. А Жизнь как составляющая Вселенной и движение различных лик на Земле - вечна, и поэтому, кажется, она равнодушна к существованию Человека.
В раннем произведении «Встреча» («КYрешY), устами своего героя старика-поэта А. Тимергалин озвучивает противоположное мыслям другого героя-ученого М. де-Лари мнение, что не надо бороться со Временем как двигателем цивилизаций, нужно лишь помнить, что оно уходит, и стараться успеть сделать как можно больше хорошего людям, чтобы они не забыли о тебе. Жизнь быстротечна, но прекрасна в каждом своем проявлении, и поэт-герой преклоняется перед ней, подчеркивая его справедливость [4, с. 58].
А. Тимергалин поднимает еще одну важную философскую тему - тему Выбора и Свободы воли Человека. Данная проблематика в философии обычно рассматривается в свете соотношения между случайностью и необходимостью. Писатель ставит вопрос свободы выбора человека на важное место, тем самым предписав этому большую ответственность. Выбор - это ответственный шаг, сделав который человек становится двигателем тех или иных событий.
Еще одной из главных тем в творчестве А. Тимергалина выступает тема Жизни как Бытия - проблема возникновения Жизни как таковой во Вселенной, а потом и на Земле. Как появилась живая материя, материя, которая думает? Основополагающей темой в философской концепции А. Тимергалина можно назвать тему-концепцию соотношения Жизни и Смерти (старого и нового, вечного и временного). Эта тема раскрывается у писателя в тесном переплетении других, не менее важных философских тем - проблемы возникновения Цивилизаций и проблемы Борьбы - для сохранения рода, для развития.
Те особи, которые не имели опыта борьбы при своем развитии - они бесцельны, бессильны - это вывод писателя. Например, в свете соотношения между категориями «целое» и «часть» традиционно рассматривается философский закон единства и борьбы противоположностей [4, с. 88]. Вместе с рассмотренными выше основными философскими категориями, составляющими диалектически противоположные пары понятий, в фантастических произведениях А. Тимергалина можно выделить следующие философские проблемы, которые вкупе составляют «философию жизни» его произведений: а) проблема Войны - истребления человеком себе подобных и живых организмов, материй; б) проблема Единства, единения - во Всей Вселенной, на Земле; в) проблема отцов и детей; г) отношение к родителям и отношение к детям.
С проблемой Жизни и Смерти тесно связана проблема старости, старения материи. Эта проблема постоянно всплывает в разных произведениях А. Тимерга-лина, рождая сложный комплекс чувств, как у героев, так и у читателя. У многих героев А. Тимергалина появляется страх перед любым проявлением живого и потребность в душевной гармонии перед лицом вечной философской загадки Бытия. Для писателя является актуальной идея жизненного кругооборота, которую он неоднократно повторяет в различных произведениях: в произведениях «Встреча», «На далекой планете», «Вечные воспоминания» и т.д.
Писатель противопоставляет различные пафосы мироощущения: эстетическому идеалу отрешенности от земной жизни, которая идет своим начерченным чередом противостоит эмоциональный пафос в восприятии искусственной жизни, созданной самим человеком. Здесь преобладают желания самого писателя к восхвалению Бытия, созданного Творцом, а не «безжизненная» копия всего, что повторяет сам человек. Таким образом, что А. Тимергалин призывает не уйти от жизни, равно как и от себя как части Вселенной, а продлить жизнь человека, созданного для преодоления небытия.
го
X
¡5
ф
го
Ф
с; £
о ^
с >5
о ¡£
о ф
т
н о го н
X
го -&
о
X
т >
го
X
с
ф
X
о
а
о -&
о о о с;
Например, в рассказах «Осторожно, не взорви!» («Шартламасын!») и «Смерть Рибба Локса», хоть идейные замыслы и разные, но объединяет их одно - отношение к жизни и смерти в конце жизненного пути Человека (в старческом возрасте) [3, с. 186]. А. Ти-мергалин, как гедонист, придерживается точки зрения, что радость жизни нужно ловить до старости и до смерти, поскольку он вкладывает в сверхличный смысл жизни уверенность в ценности человеческой жизни [4, с. 141].
Если в классическом реалистическом произведении причины и следствия происходящих событий тесно перекликаются между собой, то в фантастических произведениях А. Тимергалина сложно разобрать, что является первичным, а что вторичным, поскольку растяжен-ная во времени «категория времени» дает возможность автору фантастического жанра обращать время и пространство в соответствии с его замыслом.
В творчестве А. Тимергалина от начала до конца прослеживается сюже-тообразующая оппозиция: вечное - преходящее, мир-природа - человек как культура. В рамках данной оппозиции можем вести речь о том, что для обеспечения данных сюжетообразующих оппозиций можно выделить такие подсистемы, как Животворная Вселенная, кругооборот природы. Внутри философской подсистемы Животворной Вселенной главное место отводится человеку как ее органической части. К такой органической части вселенной писатель относит так же и растения, и животных как необходимые звения мирового кругооборота. Например, в рассказе «Осторожно, не взорви!» («Шартламасын!») [4, с. 58].
Оппозиция общее - вечное раскрывается в осознании «жизни» как главная и вечная форма бытия во Вселенной. Например, в произведении «На далекой планете» молодой человек, астроном, который бороздит Вселенную, вдруг задумывается о том, что такое «энергия»? На этот вопрос от лица другого персонажа - «глория» - дается автором ответ: «Весь окружающий мир, всё, что называют живой и неживой материей, является энергией».
Таким образом, автор А. Тимергалин придерживается мнения, что все, что можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать — это, образно выражаясь, энергия Космоса! Очень интересная, почти эзотерическая, концепция для писателя советской эпохи. Все это - не есть просто умозаключение автора, а это есть вывод того процесса, которое мы называем «писательством». Уже в самом семени идеи о фантастических произведениях было заложено нечто большее, чем просто «создать условный мир».
Нам интересно увидеть, что понятие «энергия» с древнегреческого переводится как «действие», «деятельность», «сила», «мощь». Энергия — это физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения и взаимодействия материи, мерой её перехода из одних форм в другие.
Здесь реминисценцией всплывают слова татарского поэта Хасана Туфана, который в свое время высказал идею о том, что он «говорящая материя» («сейли торган материя»). В повести данная идея подтверждается тем, что материя, которая способна говорить, не обязательно должна быть в лице «человека», но и животный мир, мир растений однозначно «говорят». Вопрос лишь в том, понимают ли они друг друга безпрепятсвенно.
Разгадывая ответ и на этот вопрос, А. Тимергалин в середине ХХ столетия, когда только начали развивать идею о передаче информации, доходит до великой идеи Вселенной - для общения между материями не обязателен язык слов, фраз. И человек, будучи частью природы-матери, способен раскрыть, развить в себе способность общения без слов, с помощью передачи «волн». Это автор называет интуицией, биоканалом, ясновидением. Однако в основе всех этих явлений лежит одно - то, что наши мысли - это тоже энергия, поэтому она может двигаться беспрепятственно. Такое открытие было констатировано в философской концепции А. Тимергалина. Передача информации в современном мире происходит через радиоволны, низкочастотные, высокочастотные, ультрозвуковые и др. Волны - это и есть
способ общения. Вплоть до таких мелких частиц нашей планеты, возможно и Вселенной, задумывается А. Тимергалин в своих произведениях. Например, в рассказе «Осторожно, не взорви!» («Шартламасын!»).
Развивая тему Жизни и Смерти, А. Тимергалин выдвигает идею о том, что формами существования материи являются — Пространство, Время и Движение. На это стоит обратить особое внимание. В рассказе «Вечность» через его героя - старика-ученого профессора Макс де-Лари - проходит идея сохранения Жизни, которая становится одной из главных философских концепций. М. де-Лари приходит к мнению, что: а) развитие возможно остановить, б) организмы можно «клонировать», в) время можно вернуть назад, г) время можно остановить, е) смерть есть движение, возможность перейти на новый уровень, е) смерть есть неиспользование организмом своей энергии [4, с. 91-94].
Таким образом, во всех произведениях А. Тимергалина красной нитью проходит метафора-изречение: «Жизнь — это движение», и в каждом отдельно взятом случае она приобретает вполне конкретный смысл. В ряду вечных и несомненных ценностей бытия во Вселенной главную ценность приобретает именно Жизнь и связь человека с миром. Понятие жизни акцентировано автором семантически и выступает в творчестве А. Тимергалина субстанциальным родовым понятием -тем, что существует вечно. Жизнь - это
движение разных энергий, движение людей навстречу друг другу, вот что говорится в произведениях А. Тимергалина.
При желании каждый может самостоятельно погрузиться в мир научных теорий и гипотез. Таков вердикт писателя. Мы можем и должны задумываться о продолжительности жизни человека и человечества на Земле, о качественном развитии нашего рода на Земле. У каждого это происходит различными путями: получить новые идеи для создания личных предположений о строении вселенной или, совершенно запутавшись в неоднозначной терминологии мыслителей-теоретиков, махнуть на всё это рукой.
Достигая этого уровня высшего духовного совершенства, происходит единение с Творцом Вселенной и человек становится Божеством, Бого-человеком, который сам способен творить себе подобных. Эта идея сквозной нитью проходит через творчество А. Тимергалина. Высшая задача человека как творца - обрести опыт работы с энергиями плотных материальных тел, наполняя их сознанием высшего духовного плана. Соединить Личность (материальные тела) с Душой и сц создавать жизнь на Земле, руководствуясь о. духовными задачами Высшего Я. Именно s такого рода экспериментами заняты главные герои его произведений [5, с. 190]. g-
Таким образом, мы видим, что ми- § роощущение писателя включает в себя ф различные идеи и образы философских о систем, однако его произведения ни к ^ одной из них конкретно не сводятся. °
ф
т
X
го -&
о
X
т >.
го
X
CÛ
с
ф
^ X
о ф
s
О -&
о о о с; s В
Библиографический список
1. Богданова, Е. Реализация культурного концепта «Человек» в произведениях В. Токаревой [Текст] // Языковая семантика и образ мира. - Казань: Изд-во КГУ, 1997. - Кн. 2.
2. Булаева, Н.Е. Категория времени в произведениях научной фантастики на английском языке: на материале художественных произведений XX века [Текст]: автореф. ... канд. филол. наук, 10.02.04 / Н.Е. Булаева. - Тула, 2005. - С. 7.
3. Тимергалин, А. Да сбудется желание твое. Научно-фантастические и приключенческие произведения (на тат. яз.) [Текст] / А. Тимергалин. - Казань: Тат. книж. изд-во, 2000. - 448 с.
4. Тимергалин, А. На далекой планете. Научно-фантастические и приключенческие произведения (на тат. яз.) [Текст]. - Казань: Тат. книж. изд-во, 1967. - 156 с.
5. Тимергалин, А. Вечные воспоминания. Научно-фантастические и приключенческие рассказы (на тат. яз.) [Текст]. - Казань: Тат. книж. изд-во, 1969. - 196 с.
6. Фесенко, Т.А. Метафорический образ как фрагмент национального языкового сознания [Текст] // Языковая семантика и образ мира. - Казань: Изд-во КГУ, 1997. - Кн. 2.
References
1. Bogdanova E. "Human" Cultural Conception Realization in V. Tokareva's Works. Yazykovaya semantika i obraz mira. Kazan: KGU, 1997. [in Russian].
2. Bulayeva N.E. Category of Time in Science Fiction Works in English: On the basis of XX-century literary compositions. Author's abstract. Diss. ... cand. of sciences (Philology). Tula, 2005, P. 7. [in Russian].
3. Timergalin A. Let Thy Desire. Science Fiction and Adventure Works. Kazan: Tat. knizh. izd., 2000. P. 448. [in Tatar].
4. Timergalin A. On a Distant Planet. Science Fiction and Adventure Works. Kazan: Tat. knizh. izd., 1967, P. 156. [in Tatar].
5. Timergalin A. Eternal Memories. Science Fiction and Adventure Works. Kazan: Tat. knizh. izd., 1969, P. 196. [in Tatar].
6. Fesenko T.A. Metaphorical Image as a Fragment of National Language Consciousness. Yazykovaya semantika i obraz mira. Kazan: KGU, 1997. [in Russian].
Сведения об авторе:
Жамалетдинова Гульнара Минасхатовна,
аспирант, отдел литературоведения, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ, г. Казань.
E-mail: [email protected]
Information about the author: Zhamaletdinova Gulnara Minaskhatovna,
Postgraduate student,
The department of literature study,
The Institute of language, literature and art
of G. Ibragimov AS RT, Kazan.
E-mail: [email protected]
УДК 4Р-2 ББК 81.411.2-212
Н.И. Колодина
ДУАЛИЗМ ОДНОКОРЕННЫХ понятий В СОЗНАНИИ ИНДИВИДА И ИХ АНАЛИЗ В АСПЕКТЕ
МИКРОЛИНГВИСТИКИ
В статье рассматривается дуализм двух однокоренных понятий существительного «терпение» и глагола «терпеть» в аспекте микролингвистики. Проведенные исследования показывают поляризацию понятий за счет осмысления мельчайших единиц, которые в случае соотнесения с существительным «терпение» имеют позитивные коннотации и близки понятию «милосердие», поскольку понятие осмысливается как процесс, имеющий конечную цель во благо. Тогда как глагол «терпеть» несет отрицательные коннотации и связан с представлениями «страдать», «не уметь постоять за себя», «показывать слабость». С другой стороны, выявленные мельчайшие единицы знаний показывают смысловое единство анализируемых понятий, которые свойственны русскому представлению о душе и в данном случае не кор-релируются с английскими понятиями, представленными однокоренными существительным "endurance" и глаголом "endure".
Ключевые слова: дуализ однокоренных понятий, микролингвистика, мнемо-единицы знаний, русское понимание души.
N.I. Kolodina
DUALISM OF SIMILAR-ROOT NOTIONS IN THE INDIVIDUAL'S CONSCIOUSNESS AND THEIR ANALYSIS IN TERMS OF MICROLINGUISTICS
The article considers the dualism of two single-root notions of the noun "endurance" and the verb "to endure" in terms of microlinguistics. The recent research shows the polarization of the