Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РИТУАЛА И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА В КИТАЕ'

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РИТУАЛА И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
233
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ФИЛОСОФИЯ / КОНФУЦИАНСТВО / МОРАЛЬ / РИТУАЛ / ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ / ГУМАНИЗМ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шалагина С.В., Сердюк А.В.

В 2014 году Государственный Совет Китайской Народной Республики выпустил уведомление о начале построения системы социального кредитования. Эта общественная инновация позволит оценивать физические и юридические лица по заранее определённым критериям с помощью современных технологий. Высокие позиции в ранжированном списке позволят индивидам и организациям претендовать на получение определённых льгот, тогда как низкие позиции ограничат доступ к ним. С 1 января 2021 года система социального кредита была юридически закреплена в Китае. Американские и европейские исследователи склонны называть это нововведение попыткой правительства установить цифровую диктатуру и тотальный контроль во всех сферах общественной жизни. Тем не менее система социального кредита опирается не столько на запреты и ограничения, сколько на моральные нормы. Концепты человеколюбия и ритуала по-новому раскрываются в контексте социального кредита, чем и обусловлена теоретическая значимость их изучения.Несмотря на выраженную политизированность системы социального кредита, она берёт начало в традиционной китайской философии. Со времён возникновения конфуцианства в китайском обществе закрепилось представление о пяти добродетелях благородного мужа, которые определяли место человека в обществе. Основополагающими добродетелями при этом были ритуал и человеколюбие. Их первоначальное значение трансформировалось с течением времени, однако и сейчас данные концепты являются регуляторами общественной жизни. Это предопределило формирование системы социального кредита на принципах исполнения установленных норм и правил, отрицания индивидуализма и предоставления гражданам возможности для гармоничного существования. Таким образом, система социального кредита основывается не на предписанном социальном статусе человека, а на достигаемой в обществе роли. При этом эффективность данной системы за пределами Китая оспаривается зарубежными исследователями. С целью наиболее полного изучения темы были проанализированы труды Конфуция, где даётся представление о пяти добродетелях как основе общества, а также работы отечественных и зарубежных учёных. Этот анализ позволил сделать вывод о том, что китайская модель общества, являясь альтернативой модели западной, может быть впоследствии внедрена и в других государствах постиндустриального цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шалагина С.В., Сердюк А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL CONCEPTS OF RITUAL AND HUMANITARIANISM AS THE BASIS OF THE SOCIAL CREDIT SYSTEM IN CHINA

IN 2014, the State Council of the People's Republic of China issued a notice of the beginning of the construction of the social credit system. This public innovation will evaluate individuals and legal entities according to specific criteria using modern technologies. High positions in a ranked list will allow individuals and organizations to qualify for certain benefits, while low positions will restrict access to them. Since January 1, 2021, the social credit system has been legally established in China. American and European researchers tend to call this innovation a governmental attempt to establish a digital dictatorship and total control in all spheres of public life. Nevertheless, the social credit system is based not only on prohibitions and restrictions, but also on moral norms. The concepts of humanitarianism and ritual are revealed in a new way in the context of social credit, which explains the theoretical significance of their study.Despite the obvious politicization of the social credit system, it originates in traditional Chinese philosophy. Since the rise of Confucianism, the five virtues of a noble man, which determined a person's place in society, have been firmly established in Chinese society. The fundamental virtues were ritual and humanitarianism. Their original meaning has been transformed over time, but even now these concepts are the regulators of public life. This predetermined the formation of a social credit system based on the principles of implementing established norms and rules, denying individualism and providing citizens with the opportunity for a harmonious being. Thus, the social credit system is based not on the prescribed social status of a person, but on their role in society. At the same time, the effectiveness of this system outside of China is disputed by foreign researchers. For the purpose of the most complete study of the topic, the works of Confucius on the five virtues as the basis of society were analyzed, as well as the works of domestic and foreign scientists. This analysis allowed us to conclude that the Chinese model of society, being an alternative to the Western model, can later be introduced in other states of the post-industrial cycle

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РИТУАЛА И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА В КИТАЕ»

Развитие образования

Шалагина С.В. Shalagina S.V.

кандидат исторических наук, доцент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Сердюк А.В. Serdyuk A.V

студент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 316.75:336.77(510)

DOI: 10.17122/2541-8904-2021-2-36-109-117

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РИТУАЛА И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА В КИТАЕ

В 2014 году Государственный Совет Китайской Народной Республики выпустил уведомление о начале построения системы социального кредитования. Эта общественная инновация позволит оценивать физические и юридические лица по заранее определённым критериям с помощью современных технологий. Высокие позиции в ранжированном списке позволят индивидам и организациям претендовать на получение определённых льгот, тогда как низкие позиции ограничат доступ к ним. С 1 января 2021 года система социального кредита была юридически закреплена в Китае. Американские и европейские исследователи склонны называть это нововведение попыткой правительства установить цифровую диктатуру и тотальный контроль во всех сферах общественной жизни. Тем не менее система социального кредита опирается не столько на запреты и ограничения, сколько на моральные нормы. Концепты человеколюбия и ритуала по-новому раскрываются в контексте социального кредита, чем и обусловлена теоретическая значимость их изучения.

Несмотря на выраженную политизированность системы социального кредита, она берёт начало в традиционной китайской философии. Со времён возникновения конфуцианства в китайском обществе закрепилось представление о пяти добродетелях благородного мужа, которые определяли место человека в обществе. Основополагающими добродетелями при этом были ритуал и человеколюбие. Их первоначальное значение трансформировалось с течением времени, однако и сейчас данные концепты являются регуляторами общественной жизни. Это предопределило формирование системы социального кредита на принципах исполнения установленных норм и правил, отрицания индивидуализма и предоставления гражданам возможности для гармоничного существования. Таким образом, система социального кредита основывается не на предписанном социальном статусе человека, а на достигаемой в обществе роли. При этом эффективность данной системы за пределами Китая оспаривается зарубежными исследователями. С целью наиболее полного изучения темы были проанализированы труды Конфуция, где даётся представление о пяти добродетелях как основе общества, а также работы отечественных и зарубежных учёных. Этот анализ позволил сделать вывод о том, что китайская модель общества, являясь альтернативой модели западной, может быть впоследствии внедрена и в других государствах постиндустриального цикла.

Development of educaton

Ключевые слова: система социального кредита, социальный рейтинг, Китайская Народная Республика, философия, конфуцианство, мораль, ритуал, человеколюбие, гуманизм, цифровое общество.

PHILOSOPHICAL CONCEPTS OF RITUAL AND HUMANITARIANISM AS THE BASIS OF THE SOCIAL CREDIT SYSTEM IN CHINA

In 2014, the State Council of the People's Republic of China issued a notice of the beginning of the construction of the social credit system. This public innovation will evaluate individuals and legal entities according to specific criteria using modern technologies. High positions in a ranked list will allow individuals and organizations to qualify for certain benefits, while low positions will restrict access to them. Since January 1, 2021, the social credit system has been legally established in China. American and European researchers tend to call this innovation a governmental attempt to establish a digital dictatorship and total control in all spheres of public life. Nevertheless, the social credit system is based not only on prohibitions and restrictions, but also on moral norms. The concepts of humanitarianism and ritual are revealed in a new way in the context of social credit, which explains the theoretical significance of their study.

Despite the obvious politicization of the social credit system, it originates in traditional Chinese philosophy. Since the rise of Confucianism, the five virtues of a noble man, which determined a person's place in society, have been firmly established in Chinese society. The fundamental virtues were ritual and humanitarianism. Their original meaning has been transformed over time, but even now these concepts are the regulators of public life. This predetermined the formation of a social credit system based on the principles of implementing established norms and rules, denying individualism and providing citizens with the opportunity for a harmonious being. Thus, the social credit system is based not on the prescribed social status of a person, but on their role in society. At the same time, the effectiveness of this system outside of China is disputed by foreign researchers. For the purpose of the most complete study of the topic, the works of Confucius on the five virtues as the basis of society were analyzed, as well as the works of domestic and foreign scientists. This analysis allowed us to conclude that the Chinese model of society, being an alternative to the Western model, can later be introduced in other states of the post-industrial cycle.

Key words: social credit system, social rating, People's Republic of China, philosophy, Confucianism, morality, ritual, philanthropy, humanitarianism, digital society

Несмотря на то, что Китай кажется обособленным от какого-либо влияния со стороны Запада, китайские ученые с интересом изучают теории своих иностранных коллег. Особый интерес вызывают достижения политической науки, которые можно адаптировать к китайским реалиям для построения социализма. В частности, в рамках реализации политики «мягкой силы» властями КНР стали разрабатываться основы национальной системы экономической и общественной репутации граждан и организаций, получившей название социального кредита. Данная система является формой массового наблюдения, использующей технологию анализа больших данных, при этом правительство Китая также поддерживает системы бумаж-

ных записей о лицах и домохозяйствах, на которые могут ссылаться официальные лица.

При всей своей политизированности система социального кредита берёт начало в традиционной китайской философии. Так, в конфуцианстве закрепилось представление о «пяти добродетелях» (Зх'^- у-чан) благородного мужа. Это человеколюбие («жэнь», { .), долг («и», ритуал («ли»,^[Д знание («чжи», |зп)и искренность («синь», {§). В фокусе при этом находятся человек и его взаимоотношения с другими людьми и окружающим миром. Конфуцианство делало акцент на долге и обязанностях человека, благодаря исполнению которых он органично вливается в семью, общество и государство. Правильные поступки, делающие человека благородным

мужем - это не только нравственное поведение в разных ситуациях. Это поступки, которые делают государство и общество более приятным местом для жизни. В последние годы тема гармонии и согласия снова оказалась в центре внимания, когда КНР провозгласила курс на создание «гармоничного общества» внутри Китая и «гармоничного мира» за его пределами [1].

Концепт ^ - «ритуал» является основополагающей добродетелью благородного мужа. В современном написании иероглифа можно выделить ключи ^ и . Первый является производным от иероглифа ;т[\, имеющего значение «алтарь», а также «показывать, демонстрировать». Второй ключ является вариантом написания второго циклического знака десятеричного цикла £ . Данный знак в традиционных китайских учениях соотносится со стихией Дерева, а через нее, в свою очередь, с направлением на Восток и праздником Весны. Дерево, в соответствии с философским сочинением «Чунь-цю фань-лу» («Обильные росы летописи Чунь-цю»), является началом всех пяти элементов [2; 125-127]. Восток и праздник Весны в китайской традиции ассоциируются с обновлением и перерождением. Все пять первоэлементов связаны между собой иерархическими отношениями по типу «отец -сын»: так, дерево порождает огонь, который питает его в процессе роста с помощью светлого начала. Можно сделать вывод, что во внешнем виде иероглифа ^ заложено его значение: взаимосвязь предков и потомков через демонстрацию почтительного отношения.

Правила ритуалов, которые зачастую создавались в конкретных исторических условиях и впоследствии теряли сакральное значение, тем не менее оставались связующим звеном между прошлым и настоящим, а потому их требовалось чтить и соблюдать. Несмотря на это, Конфуций придавал значение не столько самим традициям и обрядам, сколько их роли в создании гармоничного государства. Подчёркивая бесполезность ритуала в обществе, раздираемом противоречиями, он утверждал: «Какие могут быть

Развитие образования

затруднения, когда способны править государством в соответствии с ритуальным правилом уступчивости? К чему нужен ритуал, когда не способны править государством в соответствии с ритуальным правилом уступчивости?» [3; 70].

Ритуал связан с одной из центральных теорий конфуцианства - исправлением имен (1Е ^ ). В данном случае концепт «имя» соответствует общественному статусу, титулу и репутации. Исполняя ритуалы, не предназначенные для его «имени», человек претендует на чуждую ему социальную роль. Третья глава «Лунь Юй» посвящена рассуждениям Конфуция по данному вопросу. Особенно показательным является первое рассуждение, отрывок из которого стал названием главы. Учитель осуждает род Цзи, который задействовал в совершении родовых обрядов в храме не четыре ряда, как это было предписано нормами, а восемь, что соответствовало уровню не рядового аристократа, а китайского императора. Задаваясь вопросом «Если такое можно стерпеть, то что же стерпеть нельзя?», Конфуций подчёркивает, что в государстве, где аристократы не уважают исключительное право императора на те или иные ритуалы, не может быть гармонии [4; 164].

В современной жизни Китая ритуал является основой конфуцианской этики, принципы которой нашли яркое отражение в системе социального кредита. Ее основная цель не только безопасность, но и «построение гармоничного социалистического общества». Главная ценность такого общества — честность, которая должна проявляться во всем, от поведения в Интернете до почитания родителей. Чтобы развить это качество в народе, каждому гражданину Китая система будет присваивать рейтинг. За общественно-полезные действия в рамках государственных и общественных норм — отсутствие нарушений закона, полезную общественную деятельность, своевременную выплату кредитов — будут начисляться баллы. За проступки разной степени тяжести баллы будут вычитаться. Таким образом, внедрение системы социального кредита и участие в ней граждан тоже является своего рода риту-

Development of educäton

алом, нацеленным на создание общества с благоприятными условиями для людей. Церемониал, присущий ритуалам древности, в данной системе отсутствует, однако неисполнение правил влечет за собой не только общественное порицание, но и реальные наказания. В соответствии с уведомлением Госсовета КНР об издании плана построения системы социального кредитования, изданным в 2014 году, санкции за недобросовестные действия затронут как физические, так и юридические лица. Граждане, систематически совершающие антиобщественные поступки, рискуют лишиться ряда привилегий (в их числе - снижение коммунальных платежей, возможность бесплатного проезда на общественном транспорте, право заниматься политической деятельностью и др.). Предприниматели и компании, неоднократно уличенные в обмане, финансовых махинациях и других нарушениях закона, будут внесены в черный список, что осложнит их профессиональную деятельность [5].

Распространение в китайском обществе конфуцианской этики обусловило популярность системы социального кредита. Исследования по этой теме проводятся на кафедре «Международные отношения, история и востоковедение» УГНТУ с 2018 года. Изучив особенности развития цифрового общества, опирающегося на современные технологии, исследователи пришли к выводу, что система социального кредита не сводится исключительно к попыткам государства установить тотальный контроль над гражданами. Введение этой системы позволит не только закрепить за Китаем роль первопроходца в области big data, но и станет основой для формирования модели социально-приемлемого поведения индивидов в обществе [6]. По данным исследования, проведённого в 2019 году, более 80 % жителей КНР позитивно относятся к идее внедрения социального кредита, рассматривая его не как средство преследования, а как способ справедливой регуляции общественной жизни. При этом граждане Китая считают, что управление системой социального кредита должно осуществляться непосредственно правитель-

ством, что гарантирует надежность предоставляемой информации о кредитном рейтинге граждан и организаций [7]. Внедрение в систему социального кредита современных технологий способствовало достижению положительных результатов как во внутренней, так и во внешней политике. Социальные сети КНР, такие как WeChat, QQ, SinaWeibo и др., являются инструментом привлечения туристов и повышения привлекательности страны за рубежом. При этом крупные цифровые компании непосредственно вовлечены в процесс формирования системы социального кредита. Предоставленная корпорациями Tencent и Alibaba информация о пользователях социальных сетей становится основой для формирования общественных рейтингов граждан и организаций [8]. В перспективе система социального кредита в постиндустриальном информационном обществе может стать новым маркером социальной идентичности для жителей Китая. Развитие этого явления приведёт к созданию множества социальных кластеров с привитыми системой ценностями. Являясь членом одного или нескольких таких кластеров, человек сможет эффективно противостоять вызовам извне и успешно адаптироваться к неопределённости современного мира [9; 28-29].

Изучение китайской системы социального кредита вызывает большой интерес за рубежом. Так, в исследовании Свободного Берлинского университета отмечается, что такой высокий уровень одобрения государственной инициативы может свидетельствовать о боязни респондентов выразить несогласие с правительством в условиях авторитарной формы правления. Также в данном исследовании отмечается, что уровень поддержки системы социального кредита выше у респондентов пожилого возраста [10]. Старшее поколение уделяет большее внимание социально-идеологическим ритуалам, проводимым при поддержке государства, так как для данной категории граждан эта практика не является чем-то новым - они застали вождизм, в рамках которого проводилась целая система неочевидных ритуалов для

укрепления авторитета главы государства. Исследование, проводившееся в трех китайских университетах, показывает, что уровень поддержки системы социального кредита в молодежной среде колеблется в пределах 41-57 %. Принимая во внимание факторы, влияющие на восприятие данной инициативы (культурно-исторические предпосылки, озабоченность высоким уровнем преступности и низкий уровень уверенности в личной безопасности), авторы делают вывод, что представители молодого поколения не будут высказываться против до тех пор, пока система не коснётся их личного пространства [11].

Говоря о системе социального кредита, стоит заметить, что мысль об исполнении ритуалов, а не об их понимании, поощрении личности за искренность и осознание ценности порядочного человека как гаранта безопасности государства соотносится с концептом - «человеколюбие» [12].

В первой главе «Лунь Юй» Конфуций утверждает: «Когда корень заложен, то рождается Дао-Путь. Сыновняя почтительность и любовь к старшим братьям — это и есть корень человеколюбия» [4; 158]. Для правителя человеколюбие проявляется в умении идти на компромиссы ради блага страны - об этом говорится в 13-м суждении четвертой главы «Лунь Юй». Для граждан человеколюбие заключается в следовании правилам-ритуалам и в достойном общении со старшими как по возрасту, так и по званию. Таким образом, отношения правителя и жителей страны напоминают отношения внутри семьи, которые должны строиться на принципах уважения, сыновней почтительности и доверия. Это также графически отображено во внешнем виде иероглифа . Ключ { обозначает человека, а ключ ~ соответствует цифре «два», издавна служившей символом гармонии и единения через разномыслие. В китайской традиции это число соответствует южной солнечной стороне света, стихии Огня и празднику Отвращения несчастий. Следовательно, интерпретировать иероглиф можно как «избавление от несчастий через гармонию и взаимодействие».

Развитие образования

Применение категории человеколюбия в контексте системы социального кредита связано с отрицанием индивидуализма. Человек интегрирован в систему, а потому должен обладать рядом качеств (в их числе справедливость, любовь к другим людям, откровенность, доброта и скромность), чтобы быть полноценным членом общества. Это можно объяснить с точки зрения географического детерминизма - из-за того, что китайская цивилизация возникла в долине бурной реки Хуанхэ, множеству людей приходилось совместно противостоять стихийным бедствиям. Именно поэтому человек в китайском обществе является составной частью государства, и от того, насколько успешно он выполняет свои задачи и насколько соответствует занимаемому месту, зависит благополучие страны [12].

Система социального кредита в современном Китае направлена на достижение гармонии во всех общественных сферах. В настоящее время в качестве стратегической задачи на будущее правительство КНР руководствуется концепцией построения социалистического гармоничного общества, выдвинутой Ху Цзиньтао и утвержденной на 6-м пленуме ЦК КПК (октябрь 2006 г.) [13]. На XVII съезде Коммунистической Партии осенью 2007 г. концепция гармоничного общества была инкорпорирована в базовую теорию процесса строительства социализма «с китайской спецификой» и взята за основу государственного курса на ближайший период. При этом отныне на религию возлагается ответственная задача - содействовать построению гармонического общества в КНР, а также способствовать единству народа и укреплять его моральный дух [14].

В 2019 году Центральным комитетом КПК КНР и Государственным советом была разработана Концепция реализации построения гражданской морали в новую эру. В соответствии с идеей человеколюбия, данный документ провозглашает такие основные направления деятельности, как охрана социалистической морали, интеграция ценностных требований во все сферы общественной жизни, научно-техническое развитие страны в соот-

Development of educaton

ветствии с традиционными китайскими добродетелями, поощрение за соблюдение законов и развитие социальной и профессиональной этики. Основным институтом реализации построения гражданской морали должна стать семья, являющаяся не только ячейкой китайского общества, но и упрощенной моделью функционирования государства. Помимо этого государственные законы в документе называются «моралью в письменном виде», следовательно, их несоблюдение должно караться не только уголовным правом, но и общественным порицанием

[15].

Принцип человеколюбия, будучи положенным в основу системы социального кредита, тем не менее не является гуманизмом. Гуманизм в данном случае - более широкий концепт, предполагающий всеобъемлющую любовь к людям. Человеколюбие же в китайской традиции является проявлением гуманизма, направленным на предоставление гражданам не того, что они хотят, а того, что даст им возможность гармонично существовать. Многие жители Китая считают развитие гражданского общества в западных странах следствием того, что антиобщественные и чуждые элементы исключаются из системы даже за малейшие прегрешения [16]. Однако это представление в корне неверно: западные общества гуманистичны и именно из-за этого не всегда могут назначить наказание, соразмерное правонарушению; а любая попытка взять под контроль общественную жизнь граждан будет воспринята как вторжение. Система в Китае, опираясь на человеколюбие, ограждает благополучных граждан от систематических нарушителей общественных правил и предоставляет условия, в которых общество будет гармонично развиваться в духе китайского социализма.

При этом в контексте системы социального кредита человеколюбие является скорее недостижимым идеалом, чем существующей в реальности добродетелью. По утверждению самого Конфуция, он ни разу не встречал ни совершенномудрого человека, ни благородного мужа [4; 183]. Таким образом, нельзя полностью освоить жэнь, но нужно к

этому стремиться. Система социального кредита предполагает постижение этой добродетели через общественно полезные поступки, в которых выражается любовь к семье, обществу и государству. Наказание за отхождение от принципов человеколюбия соразмерно правонарушению - человек, единожды совершивший незначительный проступок, может реабилитироваться, в то время как сведения о серьезных преступлениях в течение долгого времени будут препятствовать нормальной жизни. По утверждению премьера Государственного совета КНР Ли Кэцяна, тем, кто теряет доверие, будет сложно сделать даже крошечный шаг в обществе [17].

Именно поэтому система социального кредита негативно оценивается за пределами Китая. Так, Р. Лью отмечала, что социальный кредит будет неэффективен за пределами КНР именно из-за элемента принуждения и насильственного нарушения конфиденциальности. Все плюсы внедрения данной системы перекрывает значительный минус - одно правонарушение может повредить социальным взаимодействиям гражданина и его дальнейшему будущему [18]. Безуспешны попытки Китая внедрить систему социального кредита в специальных административных районах. В Гонконге данную инициативу называют репрессивной, и любые попытки правительства взять под контроль общественную жизнь за пределами материкового Китая воспринимаются как посягательство на личные права и свободы граждан. В 2019 году попытки связать гонконгскую и китайскую судебную систему привели к массовым протестам, после чего было объявлено, что система социального кредита в Гонконге внедряться не будет [19]. На Западе же считается, что система социального кредита в Китае может оказывать влияние на иностранных агентов, работающих на территории страны. В качестве доказательства этого утверждения используется инцидент с участием международных авиакомпаний США и Австралии и китайских властей, настоявших на том, чтобы данные компании использовали для обозначения Тайваня и Гонконга

одобренную Пекином терминологию. Кроме того, с 2018 года иностранным предприятиям для успешного ведения бизнеса на территории Китая необходимо получить единый код социального кредита, который позволяет правительству страны отслеживать все нарушения на производствах. Отмечая преимущества системы социального кредита для большинства китайских граждан, западные исследователи, тем не менее, опасаются, что данная инициатива может помешать суверенитету иностранных государств [20].

Таким образом, система социального кредита, в основе которой находятся конфуцианские добродетели, является успешным регулятором общественной жизни в Китае. Ее

Развитие образования

введение вызвало широкий резонанс и дискуссию в международном сообществе. Большинством исследователей, экспертов и экономистов данная система трактуется как альтернативная, созданная в противовес рыночно-либеральной модели индустриальных обществ капиталистического толка. Но есть иная точка зрения, согласно которой китайская модель кредитования служит новым форматом социальных отношений и эквивалентна цифровому будущему, т.е. в перспективе опыт будет перенят государствами постиндустриального цикла.

Список литературы

1. Бхуталингам Р. Китай-2020: конфуцианская демократия? URL: http://www. perspektivy.info/book/kitaj-2020_ konfucianskaja_demokratija_2011-02-25.htm (дата обращения: 14.03.2021).

2. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. Составитель Ян Хиншун. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 523 с.

3. Конфуций. Я верю в древность / Сост., перевод и коммент. И.И. Семененко. - М.: Республика, 1995. - 384 с.

4. Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») / Пер. с кит. и коммент. А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С. Попова, при участии В.М. Майорова; Вступит, ст. Л.С. Переломова; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2004. - 431 с.

5.

(2014—2020^ - Уведомление

Госсовета об издании плана построения системы социального кредитования (20142020 гг.). URL: http://www.gov.cn/zhengce/ content/2014-06/27/content_8913.htm (дата обращения: 28.02.2021).

6. Галиуллина С.Д., Бреслер М.Г., Сулейманов А.Р., Рабогошвили А.А., Байрамгулова Н.Н. Система социального кредитования в Китае как элемент цифрового будущего // Вестник УГНТУ. - 2018. - № 4 (26). - С. 114-121.

7. Бреслер М.Г., Федорченко В. Оценка системы социального кредита в СМИ стран ШОС (на примере КНР) // Взаимодействие регионов стран-участниц ШОС: проблемы, тренды, перспективы. Modern History: партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. - С. 9-15.

8. Галиуллина С.Д., Рабогошвили А.А., Бреслер М.Г., Мурзагулов Р.Р., Сулейманов А.Р. Цифровое общество и управление туризмом в КНР // Вестник УГНТУ. - 2020. - № 1 (31). - С. 22-31.

9. Бреслер М.Г. Онтология сетевого бытия: монография. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2020. - 130 с.

10. Kostka G. China's social credit systems and public opinion: Explaining high levels of approval // New Media & Society. - 2019. - Vol. 21. - No. 7. - P. 1565-1593.

11. Rieger M.O., Wang M., Ohlberg M. What do young Chinese think about social credit? It's complicated. URL: https://merics. org/en/report/what-do-young-chinese-think-about-social-credit-its-complicated (accessed: 12.03.2020).

12. Рувинский Р.З., Тарасов А.А. «Система социального кредита»: исторические предпосылки и доктринальные основания феномена // Национальная безопасность / nota bene. - 2020. - № 3. - С. 72-88.

Development of educaton

13. Тащилин А.Л. Социокультурные основы внедрения в Китае системы социального кредита // Сборник статей XV Международной научно-практической конференции. - М., 2018. - С. 225-227.

14. Бицзянь Ч. Гармоничное общество -важная теоретическая инновация. URL: http:// russian.people.com.cn/31521/4968205.html (дата обращения: 15.03.2021).

15. ФЛ+Jfe ЯЯгШ^Ж

тн^л^ттт&тжтш

Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет выпустили «Концепцию реализации построения гражданской морали в новую эру». URL: http://www.xinhuanet.com/2019-10/27/ c_1125158665.htm (дата обращения: 09.03.2021).

16. Wang X. Hundreds of Chinese citizens told me what they thought about the controversial social credit. URL: https://theconversation.com/ hundreds-of-chinese-citizens-told-me-what-they-thought-about-the-controversial-social-credit-system-127467 (accessed: 12.03.2021).

17. Lee A. What is China's social credit system and why is it controversial? URL: https:// www.scmp.com/economy/china-economy/ article/3096090/what-chinas-social-credit-system-and-why-it-controversial (accessed: 12.03.2021).

18. Liew R. Would China's Social Credit System Work In Singapore? URL: https://blog. seedly.sg/china-social-credit-system-singapore/ (accessed: 10.03.2021).

19. Allen-Ibrahimian B. How China's repression playbook backfired in Hong Kong. URL: https://www.vox.com/world/2019/8Z29/ 20835183/hong-kong-protests-china-repression-tiananmen-square-beij ing-response (accessed: 10.03.2021).

20. Munro K. China's social credit system could interfere in other nations' sovereignty. URL: https://www.theguardian.com/ world/2018/jun/28/chinas-social-credit-system-could-interfere-in-other-nations-sovereignty (accessed: 11.03.2021).

References

1. Bhutalingam R. China 2020: Confucian Democracy? URL: http://www.perspektivy.info/ book/kitaj-2020_konfucianskaja_ demokratija_2011-02-25.htm (accessed: 14.03.2021).

2. Ancient Chinese Philosophy. The Han Era. Compiled by Yang Hinshun. - M.: Nauka. Glavnaya redakciya vostochnoj literatury, 1990.

- 523 p.

3. Confucius. I believe in antiquity / Comp., translated and commented by I.I. Semenenko.

- Moscow: Respublika, 1995. - 384 p.

4. Confucian «Four Book» («Sy shu») / Translated and commented by A.I. Kobzeva, A.E. Lukyanova, L.S. Perelomova, P.S. Popov with the participation of V.M. Mayorov; introduction by L.S. Perelomova; Far East Institute. - Moscow: Vostochnaya literatura, 2004.-431 p.

5. Épstté»mmmmm

(2014—2020 ^ ) (ft jffl - Notification of the State Council on the publication of the plan for building a social credit system (2014-2020). URL: http://www.gov.cn/zhengce/ content /2014-06/27/content_8913.htm (accessed: 28.02.2021).

6. Galiullina S.D., Bresler M.G., Suleymanov A.R., Rabogoshvili A.A., Bayramgulova N.N. The system of social credit in China as an element of the digital future. // USPTU Bulletin.

- 2018. - Vol. 4 (26). - P. 114-121.

7. Bresler M.G., Fedorchenko V. Evaluation of the social credit system in the media of the SCO countries (on the example of the PRC) // Interaction of the regions of the SCO Member States: problems, trends, prospects. Modern History: party-political, spiritual history and social movements in the countries of the West and the East. - Ufa: RIC BASHGU, 2019. - P. 9-15.

8. Galiullina S.D., Rabogoshvili A.A., Bresler M.G., Murzagulov R.R., Suleymanov A.R. Digital society and tourism management in China // USPTU Bulletin. - 2020. - Vol. 1 (31).

- P. 22-31.

9. Bresler M.G. Ontology of network being: a monograph. - Ufa: USPTU Publishing House, 2020. - 130 p.

10. Kostka G. China's social credit systems and public opinion: Explaining high levels of approval // New Media & Society. - 2019. - Vol. 21. - No. 7. - P. 1565-1593.

11. Rieger M.O., Wang M., Ohlberg M. What do young Chinese think about social credit? It's complicated. URL: https://merics.org/en/report/ what-do-young-chinese-think-about-social-credit-its-complicated (accessed: 12.03.2020).

12. Ruvinsky R.Z., Tarasov A.A. «The social credit system»: historical prerequisites and doctrinal foundations of the phenomenon // National Security / nota bene. - 2020. - Vol. 3.

- P. 72-88.

13. Tashilin A.L. Sociocultural foundations of the introduction of the social credit system in China // Collection of articles of the XV International scientific and practical conference.

- Moscow, 2018. - P. 225-227.

14. Bijian Ch. Harmonious society as an important theoretical innovation. URL: http:// russian.people.com.cn/31521/4968205.html (accessed 15.03.2021)

15. The Central Committee of the Communist Party of China and the State Council have released the «Concept of Implementing the Construction of Civil Morality in the New Era». URL: http://www.xinhuanet. com/2019-10 /27/c_1125158665.htm (accessed: 09.03.2021)

Развитие образования

16. Wang X. Hundreds of Chinese citizens told me what they thought about the controversial social credit. URL: https://theconversation.com/ hundreds-of-chinese-citizens-told-me-what-they-thought-about-the-controversial-social-credit-system-127467 (accessed: 12.03.2021)

17. Lee A. What is China's social credit system and why is it controversial? URL: https:// www.scmp.com/economy/china-economy/ article/3096090/what-chinas-social-credit-system-and-why-it-controversial (accessed: 12.03.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Liew R. Would China's Social Credit System Work In Singapore? URL: https://blog. seedly.sg/china-social-credit-system-singapore/ (accessed: 10.03.2021)

19. Allen-Ibrahimian B. How China's repression playbook backfired in Hong Kong. URL: https://www.vox.com/world/2019/8Z29/ 20835183/hong-kong-protests-china-repression-tiananmen-square-beijing-response (accessed: 10.03.2021)

20. Munro K. China's social credit system could interfere in other nations' sovereignty. URL: https://www.theguardian.com/ world/2018/jun/28/chinas-social-credit-system-could-interfere-in-other-nations-sovereignty (accessed: 11.03.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.