ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL STUDIES
DOI: 10.12731/2077-1770-2023-15-1-205-218 |@0®©
УДК 18
ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КРАСОТЫ В ЭСТЕТИКЕ АНТИЧНОСТИ
Т.Г. Иованович
Исследование посвящено анализу понятия красота через мировоззренческие концепции философов античности Аристотеля, Платона, Пифагора и стоиков. Автор изучил основы развития философской мысли в период античной философии применительно к идеалистической концепции познания мира через понятие красота.
Материалом для исследования послужили работы античных философов, а также научные публикации по теме исследования.
Методом исследования является сопоставительный анализ, позволяющий обобщить теоретические и концептуальные основы понятий; метод интерпретации научных и художественных философских произведений; метод синтеза и аналогии полученных данных для систематизации и определения закономерностей концептуальных основ мировоззренческих позиций античных философов.
Результаты. В работах античных философов понятие красота рассматривается совместно со словами «душа», «тело», «благо», следовательно, имеет нравственное содержание. Оно использовалось в тесной взаимосвязи с представлением о прекрасном в окружающем материальном и духовном мире. Проанализировано и обобщено понятие красота в трактатах и рассуждениях философов античности. Автором дана оценка эстетической стороне идеалистической концепции понятия красота.
Исследуемый период характеризуется становлением и формированием антропологической эстетики, которая пришла на смену космо-
логической теории, и оказала огромное влияние на понятие красоты в природе и искусстве. В статье проведен анализ и интерпретация философских произведений Аристотеля и Платона, определены основы идеалистической концепции понятия красота в античной философии.
Автор рассмотрел идеалистический и субъективные подходы к понятию красота. Сделан вывод, что философы античности расширили данное понятие в искусстве и природе, сосредоточив свои высказывания на субъективной стороне отношений человека и окружающего его мира.
Ключевые слова: эстетика античности, понятие красоты, нравственность, прекрасное, гармония в природе и искусстве, абсолютная идея
Для цитирования. Йованович Т.Г. Философские концепции красоты в эстетике античности // Современные исследования социальных проблем. 2023. Т. 15, № 1. С. 205-218. DOI: 10.12731/20771770-2023-15-1-205-218
PHILOSOPHIC CONCEPTIONS OF BEAUTY IN ANCIENT AESTHETICS
T.G. Yovanovich
The research work is devoted to the examination of the definition of beauty in ancient philosophers' worldview conceptions such as Aristotle, Platon, Pythagoras and Stoics. The author studied the basis development ofphilosophic ideas in the period of the ancient philosophy applied to idealistic conception of world understanding the definition of beauty.
Materials for research are based on works of ancient philosophers and scientific publications on the topic of research as well.
The method of research is a comparative analysis that allows synthesizing theoretical and conceptual basis of definitions; the interpreting method of scientific andfiction philosophy works; synthesis method and analogy of receiving data for systematization and definition patterns of world view ancient philosophers positions' conceptual basis.
Results. The definition of beauty is examined consequently with words "soul", "body", "good', so, it is morally oriented in the ancient philosophers ' work. It is used with strong relationship with idea about beauty in surrounding material and spiritual world. The conception of beauty was analyzed and generalized in the ancient philosophers' treatises and arguments. The author evaluated aesthetics aspect ofthe idealistic conception of beauty.
The period under consideration characterized by rising and formation of anthropological aesthetics replaced cosmological theory and made a great impact on the definition of beauty in nature and art. The author examined idealistic and subjective approach to the definition of beauty. The conclusion is that ancient philosophers enrich the definition of beauty in art and nature, focusing their statements on subjective side of the relationship between a person and surrounding world. The article presents the analysis and interpretation of Aristotle, Plato's philosophical writings, defined idealistic concepts' basis of beauty in ancient philosophy.
Keywords: ancient aesthetics, the definition of beauty, morality, wonderful, harmony in nature and art, absolute idea
For citation. Yovanovich T.G. Philosophic Conceptions of Beauty in Ancient Aesthetics. Sovremennye issledovania socialnyh problem [Modern Studies of Social Issues], 2023, vol. 15, no. 1, pp. 205-218. DOI: 10.12731/2077-1770-2023-15-1-205-218
Введение
На рубеже VI-IV веков до н.э. под влиянием изменения философской концепции поиска смысла идеального в природе и искусстве через субъективное отношение человека и окружающей его действительности в античной философской мысли произошло становление и зарождение основных понятий и концептуальных основ. Философские рассуждения на темы человеческой природы понимались ими как часть философии, являясь частью единой картины мироздания, отличались гармоничностью в объединении научных догм и истин. Этот период характеризуется расширением понятия эстетики за счет выделения ее в отдельную область философского знания.
В философии само понятие красота менялось даже в пределах одной эпохи. Становление эстетической теории произошло в VI веке до н.э. и связано с периодом расцвета Древней Греции.
Новизна исследования определяется в особом контексте анализируемых философских трактатах и рассуждениях Сократа, Платона, Аристотеля, пифагорейцев, сторонников стоицизма, в которых изучено эстетическое понятие красота в парадигме концепций, связанных с идеалистическим материалистическим представлением картины мироздания.
Объектом исследования стало понятие красота в идеалистических рассуждениях философов античности.
Цель данного исследования в выявлении концепций понятия красота в различных философских школах Древней Греции и Древнего Рима. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи: изучить значение понятия красота в философских рассуждениях Пифагора, Сократа, Аристотеля, Платона, философов-стоиков; определить отношение значения красота в идеалистической концепции; дать оценку понятию прекрасного в концепции о нравственном поведении.
Результаты
Философ А. Лосев, описывая своеобразие философии античности, отмечал, что «вся античная философия является в конечном итоге не что иное, как «эстетика» [6].
Среди основателей античной философской мысли в Древней Греции выделяются имена таких выдающихся личностей как Сократ, Платон, Аристотель. Пифагорейцы (философы, относящиеся к союзу, основанному Пифагором в городе Кротон в VI веке до н.э.) были основными теоретиками искусства и эстетики. Эстетика понималась ими, как часть философии, она являлась частью единой картины мироздания, отличалась гармоничностью в объединении научных догм и истин. Сторонники Пифагора считали, что гармония в окружающей действительности существует во всех сферах и способствует в решении медицинских, математических, психо-
логических, эстетических, космологических и метафизических вопросов.
Гераклид Понтийский, философ-пифагореец в IV веке до н.э. утверждал, что «счастье заключается в знании совершенства чисел души», а музыку считал средством для очищения душ.
Таким образом, основным принципом для философского учения Пифагора стала гармония чисел, которую его сторонники называли числовыми симметриями. Как отмечал Аристотель, именно этот взгляд на астрономическую систему явился основой для размышления о ценности отдельных вещей в иерархической системе Вселенной.
Сократ в своих речах применял термин калогатия (calos - красота, agatos - добрый, хороший) для выделения взаимосвязи красоты, знания и всех добродетельных поступков человека. Таким образом, красивый, знающий, мудрый человек является калогатийным [3].
Сократ и его ученики трактовали искусство как особый вид творчества человека, а не высшего разума. При этом обсуждаемые темы отражали эпизоды из жизни людей, а не богов или мифологических существ, что было свойственно более ранним философским рассуждениям. Философская теория подражания у Сократа выступала, как теория подражания искусства человеческой жизни, человеческой деятельности, а не мирозданию в целом [15].
Влияние идей философии Сократа на концепцию антропологической эстетики объясняется тем, что он изменил и расширил представление красоты в искусстве и природе, собрав воедино положения о субъективном характере понятия об отношении человека с окружающей его действительностью. Он создал законченную, продуманную во всех деталях философскую концепцию эстетики, которая отвечала прогрессивным мыслям общества того времени.
Античные философы пользовались еще одним термином «мимезис» для характеристики деятельности человека, которая обладает возможностью к воспроизведению смысла, идеальной сущности, первообраза. Для последователей Пифагора, например, музыка обладала такими свойствами, так как являлась подражанием, «подслушиванием» музыки небесных сфер [5].
Сократ руководствовался совершенно иными представлениями об идеальной сущности. Отличительные особенности, которые существовали в его философских высказываниях о фактическом, единичном и всеобщем, а далее сближение всеобщего с идеальным смыслом действительности позволили трактовать некоторые виды деятельности человека, используя эстетическое наполнение поступков [2].
В учении о философии искусства эстетика Платона представляет мифологизированное учение о происхождении прекрасного. Это понятие в его учении вынесено за пределы понятия искусства, поставлено выше искусства, за пределы материального мира, относится к категории мыслей и чувств человека [13].
Рассматривая прекрасные предметы, философ делает вывод о том, что прекрасное не материально, это абсолютная идея. Например, рассматривая прекрасную девушку, лошадь, камень, Платон приходит к выводу, что прекрасное не содержится в них, но существуют качества, которые заставляют их быть или казаться прекрасными [14].
В произведении Платона «Гиппий Больший» действующие лица, Сократ и Гиппий, ведут диалог, в ходе которого философы проходят через целый ряд умозаключений для постижения категории красота. Это любование красивыми предметами и людьми, их душами, мыслями. Философ раскрывает ряд качеств, когда предмет может считаться красивым. То, что является подходящим, пригодным по отношению к определенному предмету, способен сделать нечто, ведущее к благу, что делает его уникальным и прекрасным. В диалогах есть рассуждения, откуда происходит понятие красота, подходящее, «что своим появлением заставляет казаться прекрасным каждый предмет из числа тех, которым оно присуще, или же это то, что заставляет быть прекрасным». Если человек демонстрирует своими поступками силу, мощь, как физическую, так и душевную, а также наделен нравственной красотой - это также делает его прекрасным. «Прекрасные тела, прекрасные установления, мудрость -прекрасны потому, что они полезны» [10].
Идея абсолютной красоты как внутренней, так и внешней лежит в основе идей Платона о красоте государственного устройства. Философ выражает свое отношение к людям с четкой, справедливой жизненной позицией, совершенные граждане «в государственных делах в своем государстве быть могущим прекрасно, а немощным - всего безобразнее». Прекраснее всего в государственных делах Платон считал «благоукрашение государств и домов», наполняя все здравым смыслом и справедливостью. Помощь хорошим людям ради добродетели считается прекрасным, распущенность постыдным [12].
В основе эстетики Платона лежит рациональное начало, таким образом, постичь прекрасное возможно благодаря разуму. В произведении «Пир» автор вкладывает в откровения Эроса, сына бога богатства Пороса и бедной женщины Пении, глубокий смысл о любви и дружбе телесной и духовной. Платон считал, что прекрасное существует вечно, оно статично, так как «ни уничтожается, ни возникает, ни увеличивается, ни убывает» [11].
В основе идеалистической эстетики есть утверждение, что красота - это идеальная сущность, понимаемая как добродетель, наполненная божественным вдохновением и приобщенная к вечному.
В своем учении Платон указывал на проявление абсолютной красоты, которая доступна не каждому человеку, а только, когда глаза утрачивают «остроту зрения», и обретают остроту чувственную, позволяющую постичь «божественною красоту» души и тела, нечто вечное, «не знающее ни рождения, ни гибели». Таким образом, прекрасное представляется не в виде какой-то части тела, определенного человека, животного, определенного предмета или явления, а само по себе, всегда единообразно, то есть «его не становится ни больше, ни меньше, а также никаких воздействий оно не испытывает».
В диалоге «Филеб» Платон утверждает, что под красотою форм следует понимать красоту живых существ, они вечно прекрасны сами по себе, по своей природе. Познать прекрасное можно находясь в особом состоянии «сверхчувственности», когда «бессмертная душа» еще была в мире идей вне физического тела. Созерцание
и познание красоты доставляет человеку особое удовольствие. Наивысший этап познания красоты происходит через знания.
Таким образом, Платон связывает идею красоты, как эстетическую основу бытия и познания с этической теорией о благе. В произведении «Филеб» философ указывает на красоту при восприятии прекрасных форм, звуков. В данном произведении Платон рассматривает чувственную и сверхчувственную красоту, причем у него они являются отражением друг друга. На протяжении всего произведения красота становится неотъемлемой частью блага.
Некоторые считают, что благом в жизни всех живых существ является радость, наслаждение, удовольствие. Однако, Сократ, философ в произведении Платона «Филеб», опровергает эти выводы, и абсолютно иные категории становятся для него главными в поиске познания блага. Среди основополагающих качеств можно назвать рассудительность, мышление, память, правильное мнение, верное умозаключение. Обладая такими свойствами души, человек может жить правильно, радоваться, при этом сохранить красоту своей души в пределах приобщения ее к вечной добродетели.
В «Федре» однако, Платон утверждает, что только красота, в отличие от мудрости, может воздействовать на зрение и слух.
Мир вокруг нас прекрасен - этот тезис прошел через всю историю древнегреческой и античной эстетики [9].
Аристотель в своем философском трактате «Поэтика. Риторика» дает определение прекрасному, как некому благу «то, что, будучи желательно само ради себя, заслуживает похвалы или что, будучи благом, приятно». Далее он называет прекрасное «безотносительным благом», сравнивая его с понятием «полезное», которое является существенным, материальным благом для человека.
Среди поступков человека, как подчеркивал Аристотель, одни совершаются по причине того, что они полезны, другие направлены на то, что прекрасно. В первую очередь люди думают о необходимых, то есть полезных вещах, но чаще совершают поступки ради прекрасного, «.. .следует уметь делать то, что необходимо и полезно, однако прекрасное стоит выше этого».
Аристотель полагал, что красота - это объективное качество явления «прекрасное - и животное и всякая вещь, - состоящее из известных частей, должно не только иметь последние в порядке, но и обладать не какою попало величиной: красота заключается в величине и порядке». Таким образом, великий философ наделяет объект, которому присуща идея прекрасного, принципом соразмерности относительно человека: «...ни чрезмерно малое существо не могло бы стать прекрасным, так как обозрение его, сделанное в почти незаметное время, сливается, ни чрезмерно большое, так как обозрение его совершается не сразу, но единство и целостность его теряются» [1].
Для него вопросы эстетики были тесно связаны с проблемами поэтического построения и использования речевых конструкций при общественных выступлениях, а также общефилософские вопросы первопричины поступков человека, нравственности, душевной доброты и красоты, гармонии в искусстве и природе [4].
Основываясь на этих положениях, Аристотель понимает искусство, как деятельность человека, через него отражаются те вещи, форма которых находится у него в душе. В своем трактате он отмечает, что в основе любого искусства находится «мимезис», таким образом, искусство подражает окружающей человека действительности, оно имеет миметическую природу. Однако не следует его относить к категории полного подражания, искусство выявляет лишь общее, типичное, идеальное с его дальнейшим материальным воплощением. Таким образом, Аристотель считал, что «искусство не всегда изображает прекрасное, но всегда прекрасно изображает».
В школах античной философии Древней Греции одним из направлений изучения эстетического отношения к окружающему миру явился стоицизм, философская школа, зародившаяся в Афинах около 300 года до н.э. и имевшая последователей и в Древнем Риме. Пересмотр некоторых духовных идеалов, расширение многих понятий в период поздней античности и периоды Византии, события, связанные с развитием христианства, отразились на эстетическом сознании философов Древней Греции и Рима. Со П-Ш в. н. э. в
духовной культуре Римской империи начинают складываться новые эстетические представления, составившие впоследствии основы собственно византийской эстетики [4].
Основателем стоицизма стал Зенон Китайский. В своем учении он выделял два вида красоты: нравственной и духовной, физической и телесной. Стоики отдавали предпочтение внутренней красоте, считая именно ее высшей добродетелью, образцом нравственности и морали.
Любая добродетель представляется проявлением способности к познанию и уважению среди окружающих, таким образом, это качество личности способствует получению общего блага. Все аморальные и безнравственные деяния ведут к уничтожению добродетельной личности, утрате человеческой сущности человека. Люди, желающие обрести личную свободу, обладающие понятиями моральных норм составляют основу крепкого мироустройства. При формировании себя, как личности, необходимо также руководствоваться высказыванием греческого философа-стоика Клеанфом «Ducunt Volentum Fata, Nolentum Trahunt» (лат. - «Желающего судьба ведет, нежелающего - тащит»). Познание физических и духовных возможностей, осознание внутренней свободы, придает силы и наделяет личность особым разумом. Таким образом, хорошие поступки, добрые стремления в человеке являются признаком человека высоконравственного, который самостоятельно выражает свое стремление стать таковым. В философском учении стоиков есть также понятие «подобающий поступок», когда деяние совершается в соответствии с предрасположенностью человека к совершению данного поступка. Для достижения внутренней красоты, человеку следует целенаправленно развивать свою личность, проявлять характер, противостоять внешним трудностям и природной склонности к свершению определенных, возможно, некрасивых поступков [3].
Исследователь Марчукова Е.С. отмечает, что стоики определяют внутреннюю свободу личности, как высшую ценность: «Тот, кто думает, что рабство распространяется на личность, заблуждается: его лучшая часть свободна от рабства» [8].
Целью добродетельного человека является желание жить в гармонии с природой, терпеть там, где невозможно изменить жизненные обстоятельства. Термин «адиафора» также используется в этике стоиков для понимания безразличного отношения к вещам, которые ничего не значили для достижения счастливой жизни. В христианстве это понятие существует для обозначения вещей, в которых нет необходимости для спасения души.
Эстетическими аспектами философии также занимались древнеримские представители стоицизма, которые рассматривали природу красоты, считая, что «красота души делает прекрасным тело». Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию» считает красоту души высшей добродетелью, он вводит понятие «люди добра». У них все дела получаются «достойными любви и удивления» [7].
Философы исследуемого периода в своих работах подробно изучали человека и его дела, природу, «источники бытия и порядка, целесообразности, провидения, блага и добродетели». Особое значение придавалась понятиям прекрасного, добродетельного, приносящего особые блага человеку, который их совершает. Знание и труд у античных философов ценились особо, поэтому считались высшей добродетелью.
Рассуждая о личности, способного к совершению прекрасных и мудрых дел, направленных на благо общества, Платон пришел к выводу о необходимости и пользе полезных качеств, которые человек способен воспитать в себе сам.
Таким образом, понятие о законах нравственности находит отражение в изречениях всех философов античности. Особо ярко концепция нравственной добродетели прослеживается в работах Платона и Аристотеля. Они связывали прекрасное и доброе, красоту души и тела, объединив эти два понятия одним термином «калокагатия». Платон считал, что добропорядочному человеку свойственно делать свой выбор в сторону лучшего и прекрасного, не только относящемуся к внешнему, но и внутреннему миру, а, следовательно, к нравственной составляющей.
Аристотель считал, что понятие прекрасного сочетается с добродетельностью. Прекрасное является причиной блага, поэтому все прекрасное обладает высоким нравственным содержанием.
Заключение
Таким образом, в этот период развития философской мысли на первый план выступают не общие идеи мироздания, а субъективное отношение человека и окружающей его действительности. Это был абсолютно новый подход к представлению человека о мире и его роли в нем, сделанный в пределах античной философской мысли.
В противоположность натурфилософам, которые классифицировали красоту, как свойство, присущее избранным предметам и явлениям, философы античности ввели это понятие в сферу, относящуюся к разуму человека и его мыслям, которые не подвластны миру материальных вещей и предметов, придали особый смысл красоте в рамках концепции об идеальном.
Итак, в период античности впервые была сделана попытка придать смысл идеальному способу бытия предмета, существующему самостоятельно и объективно, для критерия признака красоты в результате соотнесения предмета с понятием о красоты.
Само понятие красота, а также эстетическое составляющая идеалистической концепции добродетели красивых чувств и поступков активно применялось в рассуждениях и трактатах античными философами в исследуемую эпоху.
Список литературы
1. Аристотель. Поэтика. Риторика. - Санкт Петербург: «Издательство Азбука», 2000. - 119 с.
2. Боннар А. Греческая цивилизация от Иллиады до Парфенона. - М.: Искусство, 1992. - 269 с.
3. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. - М.: «Высшая школа», 2002. - 511 с.
4. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - СПб., 1995. - 193 с.
5. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян / Алексей Федорович Лосев. - Москва : Мысль, 1996. - 975 с
6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. - М.: «Издательство АСТ», 2000. - 624 с. History of ancient Esthetics "Publishing House AST", 2000. - 624 p.
7. Луций Сенека. Нравственные письма к Луцилию. [Электронный ресурс]. URL: www.100bestbooks.ru (дата обращения: 11.11.2022).
8. Марчукова Е.С. Николай Кузанский о красоте и ее видении// Философская мысль, 2017 №12. - С. 19-31.
9. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М.: Наука, 1979. - 264 с.
10. Платон. Гиппий Больший. Гиппий Меньший. Полное собрание творений Платона в 15-ти томах/ Под ред. С.А. Жевелева, Э.Р. Радлова, т. IX - Ленинград.: «Academia», 1924 - 144 с.
11. Платон. Пир. - М.: «Риполл - Классик», 2020. - 511 с.
12. Платон. Филеб. Полное собрание творений Платона в 15- ти томах/ Под ред. Э.Р. Радлова, т. IV- Ленинград.: «Academia», 1929 - 198 с.
13. Столович Л.Н. Философия красоты. - М.: Политиздат, 1978. - 118 с.
14. Татаркевич В. Античная эстетика. - М., «Искусство», 1997. - 327 с.
15. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Издательство «Наука». - М., 1972. - 256 с.
References
1. Aristotel. Poetika. Ritorika [Poetry. Retoric]. - St Peterburg. "Publishing
House", 2000, 119 p.
2. Bonnar A. Grecheskaya civilizaciya ot Illiady do Parfenona [Greece civilization from the Iliad to Parthenon]. - M.: Art, 1992, 269 p.
3. Borev YU.B. Estetika: uchebnik [Esthetics: text-book]. - M.: «High School», 2002, 511 p.
4. Zelinskij F.F. Istoriya antichnoj kul'tury [Ancient Culture History]. - St Peterburg, 1995, 193 p.
5. Losev A.F. Mifologiya grekov i rimlyan [Greek and Romans's Mythology]. - Moscow: Idea, 1996, 975 p.
6. Losev A.F. Istoriya antichnoj estetiki [History of Ancient Esthetics]. -M.: «Publishing House AST», 2000, 624 p.
7. Lucij Seneka. Nravstvennye pis'ma k Luciliyu [Moral Letters to Luci-lius]. [Elektronnyj resource]. URL: www.100bestbooks.ru (accessed: 11.11.2022).
8. Marchukova E.S. NikolajKuzanskij o krasote i ee videnii [Nick Kuzans-kiy about beauty and its vision]// Philosophy idea, 2017 №12. - P. 19-31.
9. Nersesyanc V.S. Politicheskie ucheniya Drevnej Grecii [Political conception of Ancient Greece]. - M.: Science, 1979, 264 p.
10. Platon. Gippij Bol'shij. Gippij Men'shij. Polnoe sobranie tvorenij Plato-na v 15-ti tomah [Hippias Major. Hippias Lesser. Full edition of Plato's creations] /Edited by S.A. Zheveleva, E.R. Radlova, t. IX- Leningrad.: «Academy», 1924 , 144 p.
11. Platon. Pir [The Feast]. - M.: «Ripoll-Classik», 2020, 511 p.
12. Platon. Fileb. Polnoe sobranie tvorenij Platona v 15-ti tomah [Fileb. Full edition Plato's creations]/ Edited by E.R. Radlova, t. IV- Leningrad.: «Academy», 1929 - 198 p.
13. Stolovich L.N. Filosofiyakrasoty [Philosophy of Beauty]. - M.: Politiz-dat, 1978, 118 p.
14. Tatarkevich V. Antichnaya estetika [Ancient Esthetics]. - M., «Art», 1997, 327 p.
15. Shestakov V.P. Garmoniyakakesteticheskayakategoriya [Harmony as an Esthetical category]. Publishing House «Science». - M., 1972, 256 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Йованович Тамара Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент
Волгоградский государственный технический университет пр. имени В.И. Ленина, 28, г. Волгоград, 400005, Российская Федерация srdjan@live.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR Tamara G. Yovanovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Volgograd State Technical University
28, pr. V.I. Lenin, Volgograd, 400005, Russian Federation
srdjan@live.ru
Поступила 16.02.2023
После рецензирования 19.02.2023, 08.03.2023 Принята 12.03.2023
Received 16.02.2023 Revised 19.02.2023, 08.03.2023 Accepted 12.03.2023